Научная статья на тему 'Определение психологической напряженности теннисного матча'

Определение психологической напряженности теннисного матча Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жупанова Е. В., Зайцев А. А.

В отличие от других исследований по данной проблеме, в которых ведется учет внешних факторов и говорится лишь о том, что они воздействуют на спортсмена (без выделения психологической структуры), особенностью нашей методики стало ведение учета воздействия внешних факторов на сферы индивидуальности спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of psychological intensity of a tennis match

As against other researches on the given problem in which it is kept account external factors and it is spoken only that they influence the sportsman (without allocation of psychological structure), feature of our technique became conducting the account of influence of external factors on spheres of individuality of the sportsman.

Текст научной работы на тему «Определение психологической напряженности теннисного матча»

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 796.01:159.9

Е.В. Жупанова, А.А. Зайцев

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ ТЕННИСНОГО МАТЧА

В отличие от других исследований по данной проблеме, в которых ведется учет внешних факторов и говорится лишь о том, что они воздействуют на спортсмена (без выделения психологической структуры), особенностью нашей методики стало ведение учета воздействия внешних факторов на сферы индивидуальности спортсмена.

As against other researches on the given problem in which it is kept account external factors and it is spoken only that they influence the sportsman (without allocation of psychological structure), feature of our technique became conducting the account of influence of external factors on spheres of individuality of the sportsman.

Теоретический анализ специальной литературы и программного обеспечения подготовки теннисистов всех уровней показал, что основное внимание в психологической подготовке теннисистов уделяется только развитию волевых и моральных качеств. Вместе с тем во время теннисного матча игрок испытывает психологические нагрузки, которые сопряжены с активацией различных сфер психики спортсмена: эмоциональной, мотивационной, экзистенциальной, интеллектуальной, предметно-практической, волевой и сферы саморегуляции, согласно классификации О.С. Гребенюка, Т.Б. Гребенюк [2, с. 10]. Следовательно, разработка эффективной методики психологической подготовки спортсменов в теннисе возможна лишь после того, как будет учтен вклад каждой из выделяемых сфер в общую психологическую напряженность матча.

Цель нашего исследования — разработка методики оценки психологической напряженности теннисного матча.

Для решения поставленной цели использовались видеозаписи турниров Большого шлема 2005 года. Анализ видеозаписей осуществлялся путем систематизации и классификации полученных данных, шкалирования и нормирования результатов наблюдения. При просмотре видеозаписей фиксировались видимые проявления различных сфер индивидуальности на соревновательную ситуацию. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная напряженность оценивалась по частоте возникновения эмоциональных реакций. Когда человек испытывает то или другое эмоциональное состояние — радость, возбуждение, удивление и

ВестникРГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 87—94.

88

т. п., то при этом у него меняется выражение лица, глаз, мимика, осанка, появляются определенного характера жесты, возникают оттенки в интонациях, характере произнесения слов и междометий.

В процессе спортивной деятельности могут наблюдаться различные эмоциональные состояния. Кэррол Изард выделила десять эмоциональных состояний, которые назвала фундаментальными [4, с. 10]. Фундаментальная эмоция обладает свойственной именно ей адаптивной функцией и уникальными мотивационными качествами, исключительно важными для каждого человека. Характеристика эмоциональных состояний проводилась по таблице, предложенной А.А. Зайцевым [3, с. 10].

Из десяти эмоциональных состояний нами зафиксировано шесть, которые проявляются у спортсменов во время игры в зависимости от складывающейся соревновательной ситуации.

В процессе игры у теннисистов возникали следующие эмоциональные состояния:

— интерес-волнение и беспокойство, проявляющиеся в одергивании, поправлении одежды, кепки, волос; улыбке при проигрыше мяча; постоянное кручение ракетки в руках, мячей, перебирание струн;

— радость — улыбка при выигрыше мяча, вскидывание рук вверх, сжимание поднятой руки в кулак, крик; прыжки, пробежка после выигрыша мяча (гейма, сета);

— гнев — пинание мяча, отбивание его на трибуны, бросание ракетки, удары ракеткой по заграждению, по корту; крик; «ругание» себя, сжимание ладони в кулак, жестикуляция, топот ногами, выражение недовольства, злости, удары рукой по ракетке, по ноге, в грудь — кулаком, удары по телу ракеткой, мячом;

— стыд-смущение и вина — опускание головы после проигрыша мяча, отрицательное покачивание головой, разведение руками;

— горе-страдание — поднимание рук после проигрыша мяча, обхватывание руками головы, закрывание руками лица, выражение отчаяния.

Волевая сфера оценивалась по степени проявления волевых качеств.

В структуре волевой подготовленности выделяют: целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (мобилизация энергии и активности в достижении цели, преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность (собственный почин, инноваторство).

Эти качества проявляются в следующих игровых ситуациях: теннисист, проявляя волю к победе, отыгрывает сет-боллы, матч-боллы, побеждает после проигрыша одного (двух) первых сетов, выигрывает длинный, тяжелый розыгрыш, старается догнать каждый мяч, целенаправленно падает при доставании мячей, при попытке догнать (отбить) мяч.

Сфера саморегуляции включает в себя: самоубеждение, самопобу-ждение, самопринуждение к выполнению тренировочной программы, саморегуляцию эмоций, психического и общего состояния посредством аутотренинга и т. п., постоянный самоконтроль.

В процессе анализа видеозаписей регистрировались следующие проявления сферы саморегуляции: самоприказы, которые имеют словесную форму; самонастрой, а именно: набивание мяча вверх (вниз) перед подачей, выполнение имитации удара после ошибки, взгляд на ракетку между розыгрышами мячей, «перебирание» струн, кручение мячей в руке перед подачей, неоднократный подброс мяча для подачи; разговоры с собой, «ругание» себя; смена ракетки, одежды; самооценка своих действий — крик после выигрыша, довольство собой; сжимание ладони в кулак; в микропаузах отворачивание от соперника и закрывание глаз.

Интеллектуальная сфера в спорте может быть оценена по показателям тактического мышления, которое является одой из основных составляющих тактической подготовленности [5, с. 10].

Тактическая подготовленность — умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Оценка интеллектуальной сферы в теннисном матче осуществлялась на основе регистрации количества результативных тактических действий. А именно: создание микропауз в игре (завязывание шнурков, поправление волос, одежды и т. п.); взятие перерывов; аплодисменты и улыбка зрителям; отстаивание своей позиции, не вступая с судьей в конфликт, а только высказывая свое мнение, влияя тем самым на его решение.

Через экзистенциальную сферу проявляются моральные качества спортсмена, такие как: ответственность перед командой (в теннисе в командных соревнованиях), патриотизм, общечеловеческие ценности. Анализируя степень проявления качеств этой сферы индивидуальности, мы отметили следующие моменты поведения теннисистов: фер-плей и аплодисменты сопернику.

Составляя протокол наблюдения за ходом игры, каждый факт проявления сфер индивидуальности отмечался в соответствующей графе 1 баллом, затем подсчитывалась общая сумма за каждый сет и матч.

Отдельно была разработана методика оценки психологической напряженности матча по мотивационной сфере.

Мотивация спортсмена на матч определялась нами с двух позиций

— материальной и моральной.

Значимость материальной мотивации (гонорар) увеличивалась с выходом спортсмена в следующий круг соревнований, так как с каждой победой сумма призовых увеличивается. Для оценки применялась следующая шкала, приведенная в таблице 1.

Таблица 1

Круг соревнований Баллы

1 -й 1

2 -й 2

3-й 3

1/8 финала 4

1/4 финала 5

1/2 финала 6

Финал 7

90

Моральная сторона мотивации проявляется в выигрыше у соперника, превосходящего в рейтинге или равного. Чем больше разница рейтингов игроков, тем выше мотивация у спортсмена более низкой квалификации и меньше у спортсмена более высокой мотивации [1, с. 10]. Как правило, очень высока мотивация у игроков, стоящих рядом в рейтинге. В соответствии с рейтингом теннисистов выделяются четыре рейтинговые группы (табл. 2).

Таблица 2

Группа Разница мест между играющими

1-я до 20

2-я 0 4 1 1 2

3-я 41-60

4-я 61 и более

Для определения психологической напряженности в матче по мотивационной сфере составлена специальная таблица 3.

Напряженность матча по мотивационной сфере зависит от счета в сетах, так как при малой разнице у обоих спортсменов возникает состояние высокой мотивации на игру; при большой разнице в счете напряженность снижается, особенно для проигрывающего спортсмена. Мы предлагаем этот факт количественно учитывать при оценке психологической напряженности матча (табл. 4).

Таблица 3

Оценка психологической напряженности в матче по мотивационной сфере, в баллах

Группа Спортсмен, стоящий в рейтинге

выше ниже

1-я 5 5

2-я 4 5

3-я 3 5

4-я 2 5

Оценка психологической напряженности в зависимости от счета в сете

Таблица 4

Счет Баллы

6/0, 6/1 1

6/2 2

6/3 3

6/4, 7/5 4

7/6 (тай-брек) 5

Общая оценка нагрузки на мотивационную сферу осуществлялась по сумме баллов за моральный и материальный компоненты мотивации на матч.

Предметно-практическая сфера в теннисном матче оценивалась по интегральному показателю, отражающему степень готовности спортсмена к матчу, то есть по результату. За каждый выигранный гейм начислялся 1 балл.

Психологическая напряженность матча оценивалась по сумме баллов, полученных при анализе всех сфер индивидуальности. Были выявлены уровни напряженности матча: очень низкий (19 баллов и ниже), низкий (20 — 26), средний (27—40), высокий (41—47) и очень высокий (48 и выше).

Затем был проведен корреляционный анализ взаимосвязи между сферами индивидуальности, который выявил, что напрямую с результатом матча (предметно-практическая сфера) связана сфера саморегуляции (рис.).

Предметно- практическая сфера (результат)

Эмоциональная сфера

і 0,43 , к— Г 0,41

Волевая сфера

—-».0'35 { \ 0,46

Интеллектуальная сфера

Экзистенциальная сфера

0,42

Рис. Взаимосвязь между сферами индивидуальности квалифицированных теннисистов (по результатам корреляционного анализа):

очень сильные взаимосвязи;

<^=> сильные взаимосвязи;

■4-► средние взаимосвязи;

•4..' слабые взаимосвязи

91

92

Связь экзистенциальной сферы с интеллектуальной сферой индивидуальности (показатель взаимосвязи средний).

В последние годы патриотическому воспитанию, которое формирует экзистенциальную сферу, уделяется недостаточное внимание. К тому же не все спортсмены тренируются и живут в родной стране, воспитываются в духе патриотизма, что формирует их характер и поведение. Накладывает отпечаток и то, что теннис — это индивидуальный вид спорта. Лишь при участии в командных соревнованиях теннисисты несут ответственность перед каждым членом команды, перед страной.

Интеллектуальная и мотивационная сферы (сильная взаимосвязь).

Спортсмен понимает то, что он может получить или потерять, в зависимости от исхода матча. Им движет материальная выгода и чувство превосходства над соперником, победа над самим собой. У каждого человека свои мотивы, которые продвигают его к цели (например, присутствие родных и близких на матче), стараются найти выход из сложной ситуации, придумывают тактические ходы.

Мотивационная сфера и сфера саморегуляции (сильная взаимосвязь).

Чтобы достичь цели, спортсмен старается регулировать свое поведение, приказывать себе, оценивает свои действия, настраивается на игру, на мяч (выигрыш мяча).

Мотивационная и эмоциональная сферы (очень сильная взаимосвязь).

При достижении или недостижении определенной цели (выигрыш/проигрыш мяча, гейма, сета, матча) у теннисиста возникают различные эмоциональные реакции, имеющие внешнее проявление, — это гнев, радость, злость и др.

Когда накал игры доходит до апогея, проигрыш мяча информирует спортсмена о возможности проигрыша гейма, сета, матча, в ряде случаев негативно сказывающегося на результате: проигрыш сложного розыгрыша; окончание розыгрыша невынужденной ошибкой; невозможность переломить ход игры, когда соперник столь хорош, что победить его невозможно. И напротив, в позитивных ситуациях: перелом в ходе встречи; выигрыш подачи соперника; выигрыш тяжелого розыгрыша (догнал, отбил «недосягаемый» мяч, великолепно сыграл); выигрыш гейма, сета, матча, тай-брека; эмоциональное напряжение столь высоко, что спортсмен не может контролировать свои эмоции. Это указывает на неразрывную связь между мотивационной и эмоциональной сферами.

Мотивационная и волевая сферы (средняя взаимосвязь).

Для достижения цели теннисист преодолевает усталость, боль, жажду; «стиснув зубы» бежит за «уходящим» мячом. Средняя взаимосвязь объясняется и тем, что для теннисиста высокого уровня терпеть усталость, жаркий климат, жажду, боль из турнира в турнир, из года в год

— это норма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональная и волевая сферы (средняя взаимосвязь).

Теннисист, проявляя волю к победе, отыгрывает матч-бол, сет-бол, побеждает после проигрыша одного (двух) сетов, выигрывает «тяжелый», длительный розыгрыш, догоняет «уходящий» мяч, при этом его переполняют эмоции, которые находят свое выражение в эмоциональных реакциях. Спортсмен испытывает чувство самоудовлетворения, восторг, злость и др.

Эмоциональная сфера и сфера саморегуляции (очень сильная взаимосвязь).

Внешнее проявление сферы индивидуальности свидетельствует о том, что спортсмен не накапливает в себе отрицательные эмоции, которые могут негативно сказаться на его игре, тем самым регулирует себя, свое поведение на корте, отдавая себе команды вслух, подбадривая, ругая или хваля себя (происходит самооценка своих действий).

Предметно-практическая сфера и сфера саморегуляции (очень сильная взаимосвязь).

Во время теннисного матча спортсмен испытывает разного рода нагрузки, физические и психологические.

Психологические нагрузки сопряжены с активацией различных сфер психики спортсмена: эмоциональной, мотивационной, волевой, интеллектуальной, экзистенциальной и саморегуляции.

Результат матча представлен предметно-практической сферой индивидуальности, а все остальные сферы влияют на этот результат.

В некоторых случаях решающей может стать любая из сфер, однако только сфера саморегуляции напрямую связана с предметно-практической сферой. Это вццно из умения мобилизовать себя после неудачно сыгранных геймов (сетов), удержать преимущество, заставить себя сражаться в самых безнадежных ситуациях и искать из них выход (само-приказы; мобилизация волевых качеств; саморегуляция эмоциональных состояний; самонастрой на игру, при розыгрыше решающих мячей, перед подачей; самооценка своих действий).

Сфера саморегуляции — это та сфера, которая позволяет стать спортсмену таким, как этого требует складывающаяся ситуация.

Эмоциональная и интеллектуальная сферы (слабая взаимосвязь).

Проявление эмоций спортсмена может представлять собой тактический ход (улыбка, крик, возглас), что свидетельствует о владении им психологическими приемами воздействия на соперника. Но чаще всего эмоции не позволяют теннисисту рационально оценить ситуацию и настроиться на следующий розыгрыш. Вероятно, сильное возбуждение эмоциональных областей мозга приводит к торможению в центрах, отвечающих за двигательную деятельность.

Итак, корреляционный анализ данных видеозаписи игры ведущих теннисистов мира доказал, что основной сферой индивидуальности, влияющей на результат матча, является сфера саморегуляции. Следовательно, одним из педагогических условий подготовки спортсмена к соревнованиям должно стать обучение его приемам саморегуляции предстартовых и соревновательных состояний.

94

Список литературы

1. Тилберт Б., Джеймисон С. Победа любой ценой. М., 2004.

2. Требенюк О.С., Требенюк Т.Б. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.

3. Зайцев А.А. Теоретические аспекты технологии создания социально-педагогических программ в физической культуре на основе активации вестибулярной системы. СПб., 1999.

4. Изард К. Психология эмоций. СПб, 2000.

5. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М., 1981.

Об авторах

Е.В. Жупанова — асп., РГУ им. И. Канта. А.А. Зайцев — д-р пед. наук, проф., КГТу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.