Научная статья на тему 'Технология «Открытое пространство» как механизм социального партнерства в вузе'

Технология «Открытое пространство» как механизм социального партнерства в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ "ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО" / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЦЕНТР МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ / СТУДЕНТЫ-ВЫПУСКНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замяткина Н.А.

После окончания вуза перед многими выпускниками стоит вопрос трудоустройства. Не все организации берут в штат работников без опыта практической деятельности. Технология «открытого пространства» позволяет еще в рамках учебного заведения смоделировать возможность общения выпускника и работодателя, что позволит раскрыть потенциал обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замяткина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология «Открытое пространство» как механизм социального партнерства в вузе»

(pyc.) - «One for alle, alle for one» (анг.) - «Einer für alle, alle für einen». «Один ум хорошо, а два лучше» - «Four eyes see more than two» - «Vier Augen sehen besser als zwei». В паремиях широко отражены гуманистические идеалы -любовь к родине, родной земле. «В гостях хорошо, а дома лучше» - «East or West, home is best» (am) - «Ost und West, daheim das Beste». «В тесноте да не в обиде» - «The more, the merrier» - «Eng (klein), aber gemütlich». «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» - «When you go to Rome, do as Rome does» - «In Rom ist nicht gut mit dem Padest zu streiten». Сопоставление языков позволяет постичь диалектику народной мудрости, которая не предлагает готовых рецептов на любой случай, отражая жизнь во всем многообразии. Несмотря на языковые различия, фольклор любого народа остается мощным средством воспитания подрастающего поколения, при этом сохраняя эстетическую и нравственную ценность народных традиций. Сопоставление языков изучения в контексте диалога культур выступает как средство формирования культуры межэтнического общения и является примером этнопедагогической направленности диалога культур.

Список литературы:

1. Бгажноков Б.Х. Этнография адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 2011. -С. 144-145.

2. Даль В.И. Напутное // Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа. Т. 1. - СПб.: Изд. «Литера». 1997. - С. 6.

3. Пословицы и поговорки народов КЧР. - Черкесск, 1990. - С. 103, 191. 301.

4. Сансобасова Р К. Цивилизационный подход к изучению народной педагогики // Развитие образования и педагогической мысли в истории общества: монография / Под редакцией Г.Б. Корнетова. - М. : АСОУ 2007.

5. Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. - М.: Медицина, 2008.

ТЕХНОЛОГИЯ «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В ВУЗЕ

© Замяткина Н.А.*

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,

г. Княгинино

После окончания вуза перед многими выпускниками стоит вопрос трудоустройства. Не все организации берут в штат работников без

* Старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки».

опыта практической деятельности. Технология «открытого пространства» позволяет еще в рамках учебного заведения смоделировать возможность общения выпускника и работодателя, что позволит раскрыть потенциал обеих сторон.

Ключевые слова технология «открытое пространство», социальное партнерство, центр молодежных инициатив, студенты-выпускники, работодатели.

Вопрос социального партнерства образовательных учреждений и механизмов его использования достаточно интересный и актуальный на современном этапе.

Эффективность использования механизмов социального партнерства должно складываться в сознании участников процесса как можно раньше, еще на стадии формирования трудовых компетенций. Это, как правило, происходит во время обучения в образовательном учреждении, где будущие выпускники - потенциальные работники, готовы проявить себя на предприятии, где будут работать, с более качественной стороны. В отборе молодой, креативной категории работников заинтересована большая часть организаций, которые, в свою очередь, готовы предоставить более качественный пакет услуг.

На наш взгляд, одним из эффективных механизмов социального партнерства, можно рассматривать технологию «Открытого пространства».

Технология «Open Space» или «Открытое пространство» - это технология групповой работы, позволяющая разным людям в совместной работе эффективно находить механизмы для решения разнообразных проблем.

«Открытое пространство» используется для решения актуальных, реально существующих проблем, когда:

- решение проблемы достаточно сложно;

- существует дефицит времени для выработки решения;

- люди, от которых зависит решение проблемы, представляют собой различные группировки;

- существует риск возникновения конфликтов [2].

Встреча в формате «Открытое пространство» - это серьезная бизнес-встреча, конференция, форум, диалог сторон и пр., где осуществляется важная работа для настоящего и будущего участников (организации, ее сотрудников, жителей и т.д.).

Условиями для проведения технологии «Open Space» являются:

- ясность и привлекательность темы;

- наличие группы из заинтересованных и ответственных людей (участников);

- удобное время и место проведения встречи;

- лидер (организатор).

Тема данной встречи не должна становиться препятствием организуемому процессу. Она призвана заинтересовать потенциальных участников процесса, то есть должна быть как минимум понятна, как максимум, акту-

альна для них. В теме должна быть заключена проблема, требующая обсуждения и решения.

Количество участников может быть разным, но у всех них есть общий интерес в теме встречи и добровольное участие. Если требуется регистрация и предоставление данных об участниках - организовать это нужно так, чтобы участие и неучастие в мероприятии нигде не афишировалось и ни на что не влияло.

Встреча проводится, по временным рамкам, не менее дня, но не более трёх. Один день позволяет обсудить темы, не затрагивающие глубокие организационные процессы. Два дня - минимум для качественного проживания процесса и полного раскрытия потенциала всех участников.

В значительной степени это творческая технология, включающая в себя различные формы общественного участия и социального партнерства. Именно это явилось основой принятия нами решения об организации на базе многофункционального учебно-оздоровительного Центра Молодёжных Инициатив «Васильсурск» мероприятия для будущих выпускников и работодателей лидерской смены «Школы актива» [1], направленной на развитие навыков в сфере социального партнёрства.

Центр молодёжных инициатив был нами выбран и потому, что в его основу вложены принципы культуросообразности и эффективного социального взаимодействия.

В течение учебного года здесь проводятся учебные занятия согласно специально составленному недельному расписанию, а в каникулы - комплекс мероприятий воспитательной направленности, например, лидерские смены «Школы актива», целью которых является: выявление лидерских качеств, креативных способностей, формирование умений работать в группе, коллективе. Проводится множество разнообразных форм и приемов (мастер-классы, различные тренинги, круглые столы и др.).

В формате технологии «Открытого пространства» в Нижегородском государственном инженерно-экономическом институте организуется смена для будущих выпускников и потенциальных работодателей, ведь знания и навыки в сфере социального партнёрства необходимы каждому студенту-выпускнику. Многие из них, при устройстве на работу и во время первых дней пребывания на рабочем месте, сталкиваются с проблемами социального общения с работодателем и коллегами.

Мероприятие организуется при поддержке Центра прикладных квалификаций и содействия послевузовскому трудоустройству выпускников (ЦПК и СПТВ), призванного наладить диалог между выпускником и работодателем, содействовать в качественном трудоустройстве своих выпускников, соответственно, работает непосредственно с работодателями и может, согласно интересующей теме и поставленным задачам, произвести подбор работодателей для участия в проекте. Этим обусловлено привлечение к реализации проекта в

рамках технологии «Открытого пространства» Центра прикладных квалификаций и содействия послевузовского трудоустройства выпускников.

Целями проекта являются:

- Создание благоприятных условий для приобретения и развития навыков социального партнёрства;

- Выявление работодателями наиболее компетентных, ценных для них будущих выпускников с дальнейшим привлечением их в качестве сотрудников на предоставляемые организациями и предприятиями рабочие места;

- Неформальный способ общения выпускников и работодателей, способствует выработке и закреплению наиболее благоприятных интересов обеих сторон, в том числе и в сфере социального партнерства;

- Обмен опытом, навыками и пожеланиями между работодателями и выпускниками.

Работа смены проходить в формате технологии «Open Space» или «Открытого пространства».

Процедуры проведения «Открытого Пространства»:

1. Открытие. Ведущий формулирует тему и объясняет принципы «Ореп Space».

2. Определение хода работы (повестки дня). Каждый, кто чувствует, что может предложить тему для обсуждения, актуальную для группы, формулирует ее для других участников, фиксирует название темы и свое имя, кратко презентует ее.

3. Формирование тематических групп. В ходе работы, когда все вопросы заявлены, для их обсуждения участники делятся на группы. Обсуждение происходит при участии организатора, который помогает заявившемуся лидеру записывать формальные решения и результаты дискуссии.

4. Сессии («Открытое Пространство»). Участниками тематических групп проводится всестороннее обсуждение выбранной темы, открытая дискуссия и принимается коллективное решение проблем.

5. План действий. Выделяются наиболее приоритетные «шаги» для предстоящих самостоятельных действий, которые зачастую оформляются в проекты, объявляются обязательства участников по выполнению этих действий.

6. Отчеты сессий. Доброволец в каждой группе делает заметки, готовит отчет о ходе и содержании обсуждения. Отчеты размещаются для всеобщего обозрения.

7. Закрытие. Готовится общая сессия, где все участники представляют принятые решения, высказывают мнения и личные впечатления о ходе работы. Информация доводится до участников по всем сессиям.

8. Работа после мероприятия. Лидер (организатор) оформляет полученные результаты в итоговую резолюцию и доводит её до сведения каждого участника процесса.

Результаты работы по технологии «Открытое Пространство»:

- Обсуждение и принятие решений по всем важным обсуждаемым вопросам;

- Выдвижение наиболее эффективных способов решения проблем, выработка и согласование совместных планов действий и стратегий;

- Стремление участников процесса к эффективному социальному партнерству и совместной ответственности за принятые решения.

Технология призвана выявить проблемы и вопросы, интересующие выпускников, и предоставляет возможность задать их работодателям, узнать их мнение.

Работодатели в процессе общения могут оценить достоинства и качества будущих работников, сделать выводы по совершенствованию сферы и качества услуг, предложить конкретные рабочие места в соответствии с квалификацией и способностями.

В ходе проведения данных встреч получены результаты: работодатели -участники проекта предложили постоянное место работы 37 % выпускникам. Многие участники проекта пересмотрели свои представления о предприятиях и готовы стать их сотрудниками, хотя на первом этапе были очень критичны.

Таким образом, данная схема действий способствует осуществлению основной цели проекта - развитию знаний и навыков в сфере социального партнёрства среди студентов-выпускников и работодателей, качественному трудоустройству будущему выпускнику.

Список литературы:

1. Замяткина Н.А. Формирование лидерских качеств у студентов для развития творческого потенциала в воспитательной среде вуза посредством центра молодежных инициатив // Казанская наука. - 2012. - № 3.

2. Подушкина Т.Г. Технология «Открытое пространство» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - Режим доступа:Ы:р: // psyedu. Ru /journal /2010/5/ Podushkina.phtml (дата обращения: 31.12.2014).

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

© Ковчина Н.В.*

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье представлено понимание социального взаимодействия в профессиональной сфере на основе изучения научной литературы, обсужда-

* Старший преподаватель кафедры Лингвистики, теории и практики перевода, аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.