РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ КАРЬЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА
© Болобова A.A.*, Бондаренко Н.Г.*, Кадисон Ю.Б.*
Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова, г. Тула
В статье освещается механизм формирования и развития траектории карьеры. Предлагается модель, включающая три основных этапа, в которых анализируется взаимосвязь системы предприятие - вуз - центр занятости, рассматривается вопрос дополнительного образования и его места в системе образования, анализируются вопросов, связанные с мониторингом профессиональной деятельности выпускников.
В условиях формирующегося рынка труда, общественно-социальных преобразований, когда право на труд реализуется через личностную инициативу, а не через социальные гарантии, проблема занятости молодежи стала особенно актуальной, что потребовало кардинальных изменений в системе трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Сегодня необходимо не только готовить нужных обществу специалистов, но и содействовать их трудоустройству, адаптации и построению карьеры.
Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, исходя из особенностей внутри- и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками.
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности). Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
- вертикальной карьеры - должностной рост;
- горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
- центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
* Ассистент кафедры «Экономики».
* Ассистент кафедры «Менеджмент».
" Доцент кафедры «Менеджмент», к.п.н.
Мы предлагаем рассмотреть механизм формирования и развития траектории карьеры, через призму взаимодействия 3 систем: образовательного учреждения; службы занятости населения; бизнес-сообщества.
Рис. 1. Модель «Траектория карьеры»
Первый этап - предварительный. Подготовка квалифицированных специалистов и адаптация их на рынке труда в значительной степени зависят от того, какие абитуриенты приходят в институт, каков уровень их подготовки и степень профессионального самоопределения. Особенно усложняет работу по профориентации демографическая ситуация в России и тульском регионе. По оценкам демографов в 2008-2010 году количество выпускников средних школ значительно уменьшилось. Учитывая это, руководство и педагогический коллектив НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса (далее - НОУ ВПО ТИУБ) уделяет большое внимание профориентаци-онной работе. Она ведется по нескольким направлениям и поэтапно:
- профориентационная работа с учениками школ г. Тулы и районов;
- профориентационная работа с абитуриентами в период их обучения на подготовительных курсах;
- профориентационная работа со студентами в период их обучения в Колледже «Академия Творчества».
Формы работы на каждом этапе - разные. На первом этапе профориентация проводится путем вовлечения учеников в выбор будущей профессии. Определение своей будущей профессии, нахождение неслучайного места в жизни является одним из самых значительных решений, которые приходится принимать человеку.
Представление о будущей профессии можно приобрести на Днях открытых дверей, подготовительных курсах, экскурсиях по институту, в школах, на ярмарках учебных мест города и районов Тульской области. Выступления агитбригады делают информацию о жизни института более яркой и красочной.
В период определения направления дальнейшего образования с абитуриентами проводится индивидуальная работа (в том числе в присутствии родителей), в процессе которой идет разъяснение особенностей специальности.
Следующий этап работы проводится со студентами института в период адаптационной недели. Большое внимание уделяется знакомству студентов со специальностью, перед студентами выступают заведующие кафедрами, организуется посещение базовых предприятий. В течение первого курса в группах нового набора проводятся мероприятия, направленные на закрепление знаний о специальности путем проведения встреч с работодателями, участия в неделях специальности, работе студенческого научного общества.
Второй этап - становление. Во многом становление выпускника определяется системой подготовки которую осуществляет вуз.
В институте сложилась следующая модель подготовки выпускника, которая включает в себя 4 модуля:
1. мотивациооно-целевой - учитывает социальный заказ на выпускника, мотивацию к профессиональной деятельности, актуализацию личностного смысла по овладению основами корпоративной культуры, инновационную направленность образовательного процесса;
2. содержательный - освоение студентами необходимых ценностных ориентаций в профессии, культуру и этические ценности, деловое и управленческое общение, получение общих и специальных знаний, практических умений и навыков;
3. организациооно-технологический - обеспечивает инегративно-про-ектную технологию, обеспечивающую формирование основ становления выпускника-профессионала. Она основана на использовании интерактивных форм и методов обучения;
4. контрольно-оценочный - включает мониторинг и оценку формирования профессиональных знаний, умений и навыков, а также профессиональной пригодности по выбранной профессии.
Проведение работы по профессиональному самоопределению обусловлено необходимостью формирования четких представлений о наибо-
лее приемлемых условиях будущей трудовой деятельности студентов. «Уровень притязаний» позволяет определить, на какую должность претендует студент и насколько объективна эта претензия. Наличие лидерских качеств является предпосылкой быстрой и безболезненной адаптации в новом коллективе и построения удачной карьеры.
Этап «СТАНОВЛЕНИЕ»
Учебно-воспитательный процесс
Помощь в профессиональном самоопределении
Освоение профессии через интегрированные учебные планы и программы
Определение «уровня притязаний»
Выявление и стимулирование лидерских качеств
Центр занятости выпускников
Адаптация выпускников к рынку труда
Ярмарки вакансий
Участие в конкурсе «Выпускник года»
Тренинги
Встречи с работодателями
Учебные практики
Консультации (методика поиска работы, составление резюме, прохождение собеседования, помощь в первичном поиске работы...)
Рис. 2. Этапы становления выпускника
Для реализации задач по адаптации выпускников к рынку труда в институте ежегодно проводятся следующие мероприятия:
- недели по специальностям, в рамках которых организуются встречи студентов с представителями предприятий-работодателей;
- региональный конкурс «Лучший выпускник года»;
- конкурс «Студент года»;
- ярмарки вакансий.
Служба занятости населения на договорной основе предоставляет Центру занятости выпускников института:
- информацию о вакансиях, имеющихся на рынке труда Тульской области (www.job.etula.ru);
- курсы лекций, включающие темы о положении и перспективах развития регионального рынка труда; правах и обязанностях граждан в сфере занятости; возможностях приобретения в системе курсового обучения дополнительных профессий;
- групповые занятия в центрах занятости населения для проведения социальной адаптации выпускников на рынке труда, ознакомления с деятельностью службы занятости населения;
- оказывает содействие выпускникам, испытывающим затруднения в трудоустройстве;
- студенты института посещают ярмарки рабочих мест, которые проводит служба занятости населения, где можно не только найти вакансии по специальности и получить возможность пройти собеседование с работодателем, но и разместить сведения о себе в банке данных кадровых агентств, а также пройти тестирование по профориентации.
В НОУ ВПО ТИУБ активно распространяются информационно-справочные материалы о состоянии рынка труда, организуется обсуждение вопросов трудоустройства, построения и развития карьеры на форуме выпускников и студентов в сети Интернет
Расширение профессиональных навыков студентов для повышения их социальной адаптации на рынке труда осуществляется во время прохождения экономической и преддипломной практик, которые проводятся на предприятиях г. Тулы и Тульской области.
Сложившаяся система профориентационной работы с учащейся молодежью требует постоянного внимания, дальнейшего развития, выработки современных технологий партнерства.
Результаты работы Центра содействия занятости молодежи и трудоустройству выпускников института выражаются в высоких цифрах трудоустройства наших выпускников.
Третий этап - продвижение. Как показали исследования, проводимые в рамках вуза, выпускник не всегда находит свое профессиональное кредо, соответствует требованиям работодателя, поэтому существует два пути его дальнейшего развития как специалиста, которые относятся уже к третьему этапу построения карьеры - «Продвижение»:
- Зона 1 - предполагает, что выпускник, не найдя работу самостоятельно, обращается в Службу занятости населения, где ему предлагают пройти профпереподготовку или курсы повышения квалификации, в частности, по программам, реализуемым в Институте;
- Зона 2 - предполагает, что выпускник самостоятельно нашел место работы и соответствует квалификации, должности. Однако, он не теряет связь с вузом, так как любая профессиональная деятельность требует постоянного совершенствования и обновления знаний.
Любой человек, получивший даже самое качественное образование рано или поздно обнаруживает пробелы в своих знаниях. Однако если он желает развивать свои профессиональные навыки, продолжать строить успешную карьеру, идти в ногу со временем, ему просто необходимо получение дополнительного образования.
Рис. 3. Продвижение специалиста
ТИУБ в соответствии с потребностями рынка предлагает своим выпускникам, а также всем желающим актуальные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Основной целью реализации программ ДПО Институтом является удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах, в том числе, повышение уровня знаний слушателей, совершенствование их деловых качеств, подготовка к выполнению новых трудовых функций.
Программы ДПО реализуются с целью решения следующих задач:
- удовлетворение потребностей специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте;
- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;
- переподготовка и повышение квалификации специалистов, занятых в сфере предпринимательства, а также правовая, экономическая, управленческая, финансовая и иная подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов государственных и коммерческих организаций;
- подготовка выпускников школ, начально-профессиональных и средне-специальных учебных заведений к поступлению в вуз;
- обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного процесса, научно-методической работы, прогрессивных форм и методов обучения.
Институт реализует следующие виды дополнительного профессионального образования:
- профессиональную переподготовку по дополнительным образовательным профессиональным программам для выполнения нового вида профессиональной деятельности объемом свыше 500 учебных часов;
- повышение квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов;
- краткосрочное повышение квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов;
- подготовка к поступлению в вуз.
Программы ДПО осуществляются с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы обучения устанавливаются в зависимости от вида, целевой направленности, содержания, сложности образовательных программ и в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
По нашему мнению, получение дополнительного профессионального образования является одним из ключевых моментов на данном этапе построения карьеры, так как позволяет в короткие сроки получить качественные новые знания и повысить квалификацию специалиста, что непременно отразится на развитии карьеры выпускника.
Важной задачей вуза на данном этапе является мониторинг профессиональной деятельности выпускников, который позволяет проследить эффективность работы всей системы, выявить ее слабые и сильные стороны.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ВУЗА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТ ТРУДА
© Ивлев А.В.*
Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск
Статья посвящена проблемам вузов связанных с переходом на новые системы оплаты труда, в которых ключевым моментом выступает стимулирование персонала вуза, с целью его соответствия требованиям государства, работодателей и общества в целом по подготовке профес-
* Доцент кафедры Экономики, учета и статистики, кандидат педагогических наук, доцент.