Научная статья на тему 'Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе'

Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА / ПРОФКОНСУЛЬТИ-РОВАНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА / CAREER GUIDANCE / CAREER DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CONSULTING / JOB PLACEMENT / MONITORING OF EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ререкин Константин Анатольевич, Симоненкова Анна Павловна, Бузуева Юлия Геннадьевна

Рынок труда постоянно изменяется. Эти изменения распространяются и на потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, и на уровни подготовки специалистов, участвующих в экономических процессах. Важнейшей задачей российского высшего образования является удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах, путем повышения конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ререкин Константин Анатольевич, Симоненкова Анна Павловна, Бузуева Юлия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION MECHANISM OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY

The labor market is constantly changing. These changes apply to the needs of industries in professional staffing structure and training levels of professionals involved in the economic processes. The most important task of Russian higher education is to meet the needs of the economy for highly qualified personnel by improving the competitiveness and mobility of graduates in the labor market.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе»

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

РЕРЕКИН Константин Анатольевич - канд. экон. наук, декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации, Приокский государственный университет. E-mail: konstar68.2@gmail.com

СИМОНЕНКОВА Анна Павловна - канд. тех. наук, доцент, директор Центра профессиональной ориентации и развития карьеры, Приокский государственный университет. E-mail: centr_trud@mail.ru

БУЗУЕВА Юлия Геннадьевна - канд. экон. наук, специалист по маркетингу, Приокский государственный университет. E-mail: marketing.gu-unpk@mail.ru

Аннотация.. Рынок труда постоянно изменяется. Эти изменения распространяются и на потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре, и на уровни подготовки специалистов, участвующих в экономических процессах. Важнейшей задачей российского высшего образования является удовлетворение потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах, путем повышения конкурентоспособности и мобильности выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная карьера, профконсульти-рование, трудоустройство выпускников, мониторинг трудоустройства

Для цитирования:: Ререкин К.А., Симоненкова А.П., Бузуева Ю.Г. Механизм реализации профориентационной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 96-100.

В настоящее время в нашей стране пристальное внимание уделяется не только вопросам занятости студентов и трудоустройства выпускников, но и созданию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования, привлечению профессорско-преподавательского состава вузов, а также студентов к активному участию в системе мер по профессиональной ориентации молодежи [1—5].

Для координации работы в этой сфере в При-окском государственном университете функционирует Центр профессиональной ориентации и развития карьеры (далее - Центр). Управляя системой профориентации в университете, Центр

сформировал модель эффективного распределения коммуникаций между всеми участниками процесса (рис. 1).

Инновационным проектом в университете выступил созданный в 2015 г. институт профориентаторов. Данная структура служит точкой интеграции между вузом и общеобразовательными организациями. К

Отдел довузовской подготовка

Бщнес-I! нкубатор

Отдел маркетинга

Г"^ 7

Центр профессиональной ориентации н развития карьеры

X

Институты/ Институт

Факультеты i [ р о ф о р н ентатор о в

Рис. 1. Модель внутреннего взаимодействия Центра со структурными подразделениями университета

Обсуждаем проблему

97

преимуществам института профориентато-ров можно отнести то, что программа конкретных профориентационных действий не хаотично выбирается исходя из плана работы школы, а разрабатывается на основе анализа системы отчетов с актуальной информацией о рынке образовательных услуг и рынке труда, формирующихся с помощью исследований и опросов, проводимых отделом маркетинга университета.

Низкий уровень информированности студентов и выпускников о состоянии и динамике рынка труда и спросе на конкретные специальности, а также воздействие мотива «престижность» при выборе вуза без учета реальных склонностей и возможностей трудоустройства не могут не повлечь соответствующих негативных последствий. Это подтверждают и результаты исследования «Анализпроцесса выбора вуза» (рис. 2). Социологи отмечают, что профориен-тационная работа, которая начинается, как правило, в старших классах, часто оказывается запоздалой [6]. Поэтому роль проф-ориентационной работы выросла и потребовала нового подхода к её организации. Являясь официальным региональным представителем центра тестирования и развития МГУ им. М.В. Ломоносова «Гуманитарные технологии », Центр совместно со службой социально-психологической поддержки организовал площадку для профессионального тестирования учащихся. Пройдя тестирование, школьник не только получает оценку своих интересов, личностных ка-

1-е место

2-е место Трудоустройство, востребованность на рынке труда Н

3-е место Личный

Условия интерес!

обученияН

честв, но и при помощи психолога-проф-консультанта имеет возможность сориентироваться в ситуации на современном рынке труда. Следует отметить, что основной акцент при реализации этого направления работы Центра отводится формированию у учащихся положительной мотивации к профессиональному самоопределению и осознанному выбору профессии, начиная с 7-го класса.

Важным направлением работы Центра в рамках консультационной работы со школьниками по вопросам самопрезентации и профориентации являются организация и проведение профессиографических экскурсий на ведущие предприятия г. Орла.

Центром активно разрабатываются и реализуются проекты и программы, направленные на содействие занятости и трудоустройству выпускников вуза. В рамках этого направления работы устанавливаются прямые контакты с потенциальными работодателями и изучаются конкретные требования, предъявляемые работодателями к специалисту. Инструментами работы со студентами выступают карьерное консультирование, тренинги, обучающие семинары, профориентационное тестирование, круглые столы, ярмарки вакансий, дни фирмы и т.д.).

При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации начиная с 2014 г. в университете реализуется принципиально новый проект «Твоя карьера в регионе», нацеленный на активное

1-е место

2014 г.

Трудоустройство, востребованность на рынке труда 2-е место

Личный 3-е место

интерес Престиж специальности!

_ь. 2015 г.

Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на выбор вуза

взаимодействие молодых соискателей и работодателей. В рамках проекта для студентов предусматривается серия бесплатных мастер-классов, которые проводят работодатели, бизнес-тренеры, практикующие психологи и юристы. В 2015 г. проект реализовывался в три этапа: семинары-тренинги; формирование базы резюме студентов и выпускников университета; форум студентов-выпускников и работодателей «Твоя карьера в регионе».

В течение отведенного времени участники смогли:

- посетить бесплатные семинары-тренинги;

- поместить свое резюме в банке резюме, с которыми работодатели смогли ознакомиться до начала проведения мероприятия; на этом же сайте участники могли посмотреть вакансии предприятий-партнеров университета и общаться с ними напрямую, без посредников;

- ознакомиться с презентациями компаний-работодателей на сайте;

- принять участие в одноименном межрегиональном форуме студентов, выпускников и работодателей «Твоя карьера в регионе». Это площадка абсолютно нового формата, на которой смогли активно взаимодействовать соискатели и работодатели. Его территория была поделена на рабочие площадки, каждая из которых представляла отдельное направление: «Промышленность », «Строительство и архитектура», «Пищевая промышленность», «Легкая промышленность», «Финансы», «Информационные технологии», «Торговля, услуги» и др.; предусматривался «прямой диалог» на стендовой сессии компаний-работодателей. Плодотворному общению компаний со студентами способствовали модераторы, присутствующие на каждой площадке.

В рамках реализации проекта более 100 человек посетили семинары-тренинги. Межрегиональный форум студентов, выпускников и работодателей «Твоя карьера

в регионе» посетили 312 студентов университета и 35 крупных компаний г. Орла, Орловской и Московской области. Наиболее активные участники проекта получили сертификаты.

В целях выстраивания коммуникаций с внешней и внутренней средой, а также формирования единого информационного пространства среди заинтересованных целевых аудиторий при реализации направлений работы Центра широко используются веб-технологии. Часто предприятия, заинтересованные в найме студентов, высылают письма с предложениями о трудоустройстве напрямую на выпускающую кафедру. В таких случаях нельзя избежать субъективизма и предвзятого отношения к некоторым категориям студентов. Добиться объективности и сформировать эффективную площадку для общения между работодателем и студентом позволяет специальная страница Центра, разработанная отделом веб-технологий и информационной поддержки университета. Целевая аудитория (работодатели и студенты) получает здесь доступ к информационной системе с базами данных вакансий и резюме. Работодатель имеет возможность разместить вакансию на сайте или найти резюме, используя поиск и возможность фильтрации данных. Студент - разместить резюме на сайте или найти вакансию. Гибкая система настройки и управления поиском резюме (вакансий) позволяет пользователям создавать собственные выборки по различным критериям (сфера промышленности, опыт работы и т.д.).

В рамках координации работ, направленных на содействие трудоустройству выпускников, в 2014 г. создано и успешно функционирует сообщество ВКонтакте «Твоя карьера в регионе » (Ьир«://vk.com/ сеп1т_га2уШуа_кагуегу). На странице Центра в социальных сетях размещается информация о мероприятиях, реализуемых проектах, в том числе направленных на трудоустройство молодежи («Креативный ме-

Обсуждаем проблему

99

неджер», «Создай свою карьеру» и т.д.), об имеющихся вакансиях, презентации предприятий-партнеров. Среднее количество просмотров страницы в месяц составляет 723 человека.

Для вовлечения студентов в бизнес-проекты, которые могут быть реализованы во время или после окончания университета, Центр тесно сотрудничает с Бизнес-инкубатором - новой структурой университета. Целью деятельности Бизнес-инкубатора являются подготовка и проработка проектов студентов, аспирантов, молодых ученых по созданию малых инновационных предприятий и реализации этих проектов на базе организаций-партнеров. Авторы лучших студенческих проектов получают статус резидентов Бизнес-инкубатора и возможность реализовывать свой проект на льготных условиях.

Сегодня в российской образовательной статистике в распределении выпускников по видам деятельности учитываются только обучавшиеся за счет средств бюджета всех уровней, а их число в последние годы сокращается. Центр старается избегать традиционных подходов, согласно которым на студентов, обучающихся на коммерческой основе, требования к их трудоустройству не распространяются. В целях обеспечения полноты мониторинга трудоустройства выпускников Приокского государственного университета Центр совместно с отделом веб-технологий и информационной поддержки разработали информационную систему «Наши выпускники», которая позволяет:

- вести персональный учет трудоустройства выпускников;

- обеспечивать карьерную поддержку выпускников (оперативное информирование об открытых вакансиях, которые предлагают предприятия и организации Орловской области и других регионов);

- создавать экспертную площадку для обмена мнений по актуальным для развития региона темам;

- укреплять контакты «выпускник -вуз».

Зарегистрировавшись в системе и заполнив соответствующие формы, выпускник оставляет информацию о своем трудоустройстве (включая место работы, должность, среднюю заработную плату, карьерные планы и т.д.). Сформированные базы данных позволяют осуществлять контроль по всем направлениям, а также анализировать данные и формировать отчеты (актуализация базы данных проводится сотрудниками Центра каждые три месяца).

Об эффективности работы Центра в сфере трудоустройства выпускников свидетельствует положительная динамика ежегодно получаемых данных о фактическом трудоустройстве из Управления труда и занятости Орловской области. За последние три года количество выпускников вуза, обратившихся за содействием в поиске работы в органы службы занятости, сократилось.

Таким образом, опыт профориентаци-онной работы в Приокском государственном университете позволил разработать эффективный механизм, обеспечивающий создание условий по выстраиванию своей профессиональной траектории и успешной адаптации в мире труда.

Литература

1. Скрипкин В.С, Тунина Н.А. Университет

готовит успешный старт в карьере // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 99-103.

2. Щеголев Д.Л., Косова Н.М., Лихачева С.Ю.,

Павлова Л.В. Технология организации сетевого партнерства в рамках взаимодействия «школа - вуз» // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 118-123.

3. Проскурин А.Д., Карпова Г.В., Никулина

Ю.Н. Социальное партнерство университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 78-83.

4. Ивашкин Е.Г, Бушуева М.Е. Роль универ-

ситета в подготовке молодежи к профес-

сиональному становлению // Высшее образование в России. 2014. № 2. С. 67-72.

5. Кузьминых А.А. Социальное партнерство как фактор успешной подготовки будущего специалиста // Высшее образование сегодня. 2013. № 5. С. 50-52.

6. Шафранов-Куцев Г.Ф. Современные вызовы и реальность профориентационной деятельности в системе «школа - вуз -рынок труда» // Социологические исследования. 2015. № 1. С. 120-128.

Статья поступила в редакцию 09.11.15.

IMPLEMENTATION MECHANISM OF CAREER GUIDANCE AT THE UNIVERSITY

REREKIN Konstantin A. - Cand. Sci. (Economic), Dean of the Faculty of pre-university training and vocational guidance, Prioksky State University, Orel, Russia. E-mail: konstar68.2@gmail.com

SIMONENKOVA Anna P. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Director, Center for vocational guidance and career development, Prioksky State University, Orel, Russia. E-mail: centr_trud@mail.ru

BUZUEVA Julia G. - Cand. Sci. (Economic), Marketing Specialist, Prioksky State University, Orel, Russia. E-mail: marketing.gu-unpk@mail.ru

Abstract. The labor market is constantly changing. These changes apply to the needs of industries in professional staffing structure and training levels of professionals involved in the economic processes. The most important task of Russian higher education is to meet the needs of the economy for highly qualified personnel by improving the competitiveness and mobility of graduates in the labor market.

Keywords: career guidance, career development, professional consulting, job placement, monitoring of employment

Cite as: Rerekin, K.A., Simonenkova, A.P., Buzueva, Ju.G. (2016) [Implementation Mechanism of Career Guidance at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2 (198), pp. 96-100. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Skripkin, V.S., Tunina, N.A. (2015). [University Prepares a Successful Start in Their Careers]

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 7, pp. 99-103. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Schyogolev, D.L., Kosova, N.M., Likhacheva, S.Yu., Pavlova, L.V. (2015). [Technology of Network

Partnership Organization within the Interaction «School - University «] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 118-123. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Proskurin, A.D., Karpova, G.V., Nikulin, Yu.N. (2012). [Social Partnership Between University and

Regional Enterprises] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 7883. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Ivashkin, E.G., Bushueva, M.E. (2014). [The Role of the University in Preparing Young People for

Professional Development] Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 2, pp. 67-72. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kuz'minykh, A.A. (2013). [Social Partnership as a Factor of Successful Training of Future Specialists]

Vysshee obrazovanie segodnya [Higher Education Today]. No. 5, pp. 50-52. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Shafranov-Kutsev, G.F. (2015). [Modern Challenges and the Reality of Career-Oriented Activities

in the System «School - Higher School - the Labor Market»]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies ] No. 1, pp. 120-128. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 09.11.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.