Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как механизм реализации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи'

Сетевое взаимодействие как механизм реализации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1823
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СЕТЕВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антопольская Т.А.

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации сетевого взаимодействия в профессиональной ориентации учащейся молодежи. Анализируются варианты и характеристики различных видов сетевых структур. Обосновывается необходимость использования ресурсного потенциала в сетевом социальном партнерстве. Приводятся практические примеры и факты из деятельности центра «Профессионал», свидетельствующие об эффективном использовании сетевого взаимодействия в решении проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антопольская Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как механизм реализации социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи»

УДК 374.32

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ*

© 2016 Т.А. Антопольская

докт. пед. наук, профессор кафедры психологии e-mail: antopolskaya@yandex.ru

Курский государственный университет

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации сетевого взаимодействия в профессиональной ориентации учащейся молодежи. Анализируются варианты и характеристики различных видов сетевых структур. Обосновывается необходимость использования ресурсного потенциала в сетевом социальном партнерстве. Приводятся практические примеры и факты из деятельности центра «Профессионал», свидетельствующие об эффективном использовании сетевого взаимодействия в решении проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, учащаяся молодежь, сетевое социальное партнерство

Современные тенденции социально-экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализацией экономики, трансформацией традиционных форм использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала активизируют использование в различных сферах систем сетевого социального партнерства.

Применение в организации социального партнерства сетевого подхода в конце XX - начале XXI в. стало одним из важных направлений развития образования. Это было обусловлено следующими основными причинами: ростом динамизма внешней среды и необходимостью быстрой адаптации к ее изменениям; низкой эффективностью общепринятых форм кооперации при решении сложных проблем образовательного сотрудничества; развитием сетевых компьютерных технологий и мировых коммуникационных сетей [Маковеева 2012].

Сложность понимания сетевого социального партнерства сегодня состоит в том, что в зарубежной и отечественной литературе существует множество разнообразных подходов к его определению. Так, по мнению исследователей, под сетевой структурой следует понимать структуру, которая содержит две или более компаний, преследующих общие цели или работающих над решением общих проблем и взаимодействующих на протяжении длительного периода времени [Хаггинс 2000]. При этом сетевая структура - это свободная гибкая коалиция, управляемая из единого центра, которая берет на себя выполнение таких важных функций, как образование альянсов и управление ими, координацию финансовых ресурсов и технологий, определение сфер компетенций и стратегии, а также решает соответствующие вопросы управления, связывающие сеть воедино информационными ресурсами [Вебстер 1995].

Вместе с тем авторы сходятся во мнении о том, что основными преимуществами сетевых структур являются: адаптивность к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменения в рыночной экономике; концентрация деятельности участников сети на

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426 А.

своих ключевых компетенциях и уникальных процессах; существенное сокращение издержек, их рациональная структура; исключение дублирования ряда функций участниками сети; привлечение к совместной деятельности при выполнении проектов в рамках сети компетентных партнеров, обладающих необходимым ресурсным потенциалом; эффективный механизм обмена информацией между ее участниками, тиражирование передового опыта.

Сетевое социальное партнерство как разновидность социального партнерства вообще предполагает децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, который способен неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев (структур, объединений, учреждений), что придает данной форме гибкость и динамичность [Адамский 2002; Цирульников 2003]. При этом каждый узел сети имеет собственное авторское содержание относительно общей проблематики сети, собственные ресурсы и инфраструктуру для реализации своего содержания.

Одной из существенных проблем современного общества, которую возможно решать, используя потенциал сетевого социального партнерства, является проблема профессиональной ориентации учащейся молодежи. Обращаясь к этой проблеме, мы не раз отмечали ее сложный и противоречивый характер [Антопольская 2014]. По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, подтвержденным Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Центром трудовых исследований государственного университета Высшей школы экономики, 50 % учащихся, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % респондентов ориентированы на поддержку взрослых; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии; 44 % не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда. Поэтому существует необходимость включения в решение этой проблемы множества социальных партнеров: предприятий, организаций, фирм, служб занятости, ресурсных центров, учебных заведений разного уровня образования, средств массовой информации и др.

Сетевое социальное партнерство в профессиональной ориентации учащейся молодежи рассматривается нами как устойчивая взаимосвязь инновационно активных субъектов, каждый из которых, участвуя в решении задач профессионального самоопределения молодых людей и достигая собственных уникальных стратегических и тактических целей, реализует определенные объектно-субъектные роли. При этом немаловажное значение приобретает интеграционный потенциал осуществляемой деятельности, включающий ресурсы и компетенции субъектов социального партнерства, а результат обеспечивается за счет соединения компетенций и взаимодополнения их ресурсов. Эффективное взаимодействие субъектов сетевого социального партнерства обеспечивает согласование их интересов, переориентацию ресурсных потоков, формирование конвергентных компетенций и комплементарных ресурсов, что способствует образованию системы взаимодействия более высокой степени сложности.

Отечественные исследователи отмечают, что, несмотря на значительное разнообразие сетей, в сфере профессиональной ориентации можно говорить о трех типах сетей: 1) сети, где узловыми компонентами выступают образовательные организации, оказывающие одинаковые для всех услуги; 2) сети как структуры, обеспечивающие связи между образовательными организациями, реализующими разнообразные образовательные программы; 3) сети (социально-функциональные или контактные), порождающие особую реальность взаимодействий участников, создающие условия для порождения новых профессиональных отношений,

обеспечивающих субъектные изменения, стимулирующие инновационную деятельность объектов взаимодействия [Митрофанов 2004].

На основе анализа существующих вариантов построения сетей, как в мире, так и в России, в концепции профильного обучения (2002 г.) предложены другие видовые характеристики сетей. Первый вариант построения сети - централизованная интеграция социальных партнеров вокруг одного, выполняющая роль ресурсного центра. В данном случае имеется три варианта.

1. Централизованная иерархичная структура создается крупной, высокоресурсной организацией - провайдером образовательных услуг. Ее характеризуют жесткие иерархические связи с подчиненными организациями низшего уровня и контроль центра.

2. Централизованная структура независимых организаций объединяет несколько независимых социальных партнеров во главе с ресурсным центром. Она функционирует на основе договорных отношений, определяющих разделение интеграционного потенциала (кадровых, материальных и образовательных ресурсов).

3. Франчайзинговая структура строится на базе головной организации и сети независимых организаций, адаптирующих необходимые действия применительно к своим потребностям, контингенту обучаемых.

Второй вариант сетевой структуры - «паритетная кооперация», где каждая организация выстраивает свои контакты с необходимыми ей сетевыми партнерами и имеющимися у них ресурсами. Здесь возможны две структуры:

1. Структура автономной кооперации. Участники такой сети независимы и равноправны, кооперируются на региональной основе или на основе специализации деятельности, предоставляемых услуг разными участниками сети.

2. Структура «свободной академической сети». Создается в основном для обмена профессиональным опытом в области содержания и организации обучения.

В сетевом социальном партнерстве, обеспечивающем профессиональную ориентацию учащейся молодежи, наиболее продуктивной показала себя централизованная структура независимых организаций, или франчайзинговая структура, а также структура автономной кооперации. Это означает, что чем меньше уровень иерархичности системы, тем больше учитываются особенности интеграционного потенциала партнеров, индивидуальные запросы и траектории профессионального развития обучающихся, а также возможности сетевого способа взаимодействия.

Исследователи рассматривают сетевое социальное партнерство как последовательный и постепенный технологический процесс, включающий следующие этапы: 1) информационно-аналитический (распределение обязанностей в сети, формирование социально-педагогических норм); 2) ресурсного обмена между участниками сети; 3) реализации проектов [Тринитатская 2013]. Внутри сети при реализации технологии сетевого взаимодействия появляются своеобразные сетевые подсистемы, формирующиеся вокруг ресурсного центра.

Основным ресурсом развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи, с нашей точки зрения, должен стать совокупный ресурс территории (экономический, организационный, социокультурный и т. д.), для чего необходимы формы горизонтально интегрированного управления, обеспечивающего внутриотраслевую и межотраслевую кооперацию ресурсов.

Важными организационными условиями, обеспечивающими эффективное использование сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации детей и молодежи в условиях образования, выступают:

- формирование демократического уклада партнерских отношений;

- формирование мотивационной готовности педагогических кадров и управленцев к расширению круга субъектов сетевого социального партнерства;

- приобретение новых компетенций педагогами и управленцами за счет организации специальной подготовки (внутрикорпоративное повышение квалификации, семинары-тренинги, мастер-классы и т. п.), обеспечивающей готовность к диалоговому общению со всеми социальными партнерами и конструктивному решению проблем социального партнерства в профессиональной ориентации обучающихся;

- создание ресурсного центра, осуществляющего аналитико-прогностическое (сбор информации о возможностях и потребностях субъектов сетевого социального партнерства), организационно-технологическое (налаживание связей, развитие форм объединяющей деятельности), информационно-коммуникативное (информирование реальных и потенциальных субъектов сетевого социального партнерства об особенностях построения взаимодействия в данном микрорайоне, в регионе), консультативно-методическое (помощь всем сетевым партнерам в налаживании партнерских отношений, разработке взаимовыгодных моделей сотрудничества) направления деятельности [Тринитатская 2013].

По нашему мнению, усиление функции сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи можно обеспечить в первую очередь за счет гармоничного стимулирования автономности и конкуренции участвующих в этом процессе партнеров. При этом развитие сетевого социального партнерства происходит как естественный эволюционный процесс самодеятельности субъектов путем добровольной кооперации, самоорганизации и саморазвития и не может быть инициировано извне.

Примером построения эффективного сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи является деятельность регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования «Профессионал» Курского государственного университета (далее - Центр, РЦ «Профессионал»), который работает с 2006 года. Сетевое социальное партнерство РЦ «Профессионал» и других учреждений, заинтересованных в успешной профессиональной ориентации обучающихся, - это совместная деятельность учреждений, обеспечивающих обучающимся возможность осваивать специальности, востребованные на рынке труда, в том числе инновационные профессии, получать высшее и дополнительное профессиональное образование, активно формировать профессиональную карьеру, адаптироваться на рынке труда.

Основными направлениями сетевого социального партнерства по профессиональной ориентации обучающихся и сокращению дисбаланса между потребностями рынка труда и кадровым предложением стали: организационно-информационное (информационное обеспечение профессиональной ориентации, освещение ситуации на региональном рынке труда, управленческое и методическое обеспечение взаимодействия учреждений высшего образования и других заинтересованных организаций, содействие занятости выпускников вузов на рынке труда и др.); содержательное (совершенствование содержания и структуры образовательных программ с ориентацией на работодателя, сертификация учебных планов и программ, практико-ориентированные проекты, курсовые и дипломные работы); мотивационно-деятельностное (профконсультирование; реализация творческих проектов; психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки в вузе, на этапе выбора профессии, оказание консультационной помощи в

процессе трудоустройства, обеспечение возможности получить профессиональную переподготовку и др.).

Реализуя информационно-организационное направление сетевого социального партнерства РЦ «Профессионал» Курского государственного университета (далее КГУ) использует сайт http://proof.kursksu.ru/, на который можно перейти через поиск официального сайта Курского государственного университета. Сайт Центра содержит несколько крупных разделов: «Контакты», «Партнеры», «Помощь», «Конкурсы и гранты», «Вакансии» и «Аист», а также общую информацию, которая полезна всем заинтересованным пользователям. Статистика счетчика посещений сайта РЦ «Профессионал» показала следующее: переходов 3 202, посетителей 639. Динамика визитов показала, что в июне 2016 г. было максимальное количество посетителей на сайте (см. график: https://top.mail.ru/visits.png?id=1997898&period=2&date=&back=365).

Использование интернет-технологий в работе Центра ежегодно позволяет абитуриентам, студентам и работодателям познакомиться с деятельностью РЦ «Профессионал», узнать о предстоящих мероприятиях (ярмарки вакансий, дни карьеры, круглые столы, игровые проекты), а также о подаче и поиске вакансий.

В своей работе РЦ «Профессионал» использует социальные сети, а именно «ВКонтакте» (ссылка на группу https://vk.com/professionalkursk; группа была создана в 2012 г.). Это связано с популярностью данной сети среди молодежи и позволяет не только ближе знакомиться с деятельностью Центра и узнать о вакансиях, мероприятиях и проектах, проводимых РЦ «Профессионал», но и найти выпускников, с которыми была потеряна связь.

В группе размещена контактная информация о Центре, местоположении, а также ссылки на официальный сайт и страницу в социальной сети «Твиттер».

Меню группы «ВКонтакте» включает в себя полезные ссылки, правила группы (требования к размещению вакансий и информации), консультации, конкурсы и гранты и др. Индивидуальные консультации с абитуриентами, студентами, выпускниками и работодателями возможны через сообщения и обсуждения группы.

Вкладка группы «Документы» содержит форму анкеты для ежегодно формируемого в электронном варианте «Справочника работодателя», в котором собраны резюме выпускников КГУ и который распространяется среди работодателей на днях карьеры и ярмарках вакансий.

Ежемесячно в группе обновляются вакансии в образовательные организации Курской области и города Курска, а также в информационной ленте размещаются срочные вакансии или вакансии, к которым необходимо привлечь внимание.

Основные направления работы РЦ «Профессионал», реализуемые в социальных

сетях:

- информирование о мероприятиях, проводимых Центром;

- информирование об актуальных вакансиях, стажировках и грантах для студентов и выпускников;

- приглашение для участия в опросе;

- поддержание связи с выпускниками;

- рассылка полезной информации и рекомендаций для подготовки к выходу на рынок труда и адаптации и др.

В 2015/2016 учебном году в группе во вкладке «Мероприятия» была создана встреча «Ярмарка вакансий - 2016». Во встрече представлена программа мероприятия и всех акций и презентаций от Центра, выложена информация о работодателях-участниках, а также об итогах проведения «Ярмарки вакансий - 2016», размещен фотоотчет и видеоролик.

Центр «Профессионал» помогает развивать партнерские отношения вуза с субъектами рынка труда (предприятиями, организациями, органами государственной власти, общественными организациями, образовательными организациями). Для обеспечения профессиональной адаптации и практической подготовки студентов к условиям реальной профессиональной деятельности, начиная с младших курсов, сотрудники Центра сопровождают обучающихся в освоении пространства потребностей рынка труда и работодателей. Реализуя содержательное направление сетевого социального партнерства, РЦ «Профессионал» КГУ проводит индивидуальную работу с обучающимися по эффективному поведению на рынке труда, которая осуществляется на трех этапах:

1) довузовском (профессиональная ориентация и повышение качества подготовки студентов);

2) вузовском (развитие профессионального потенциала; личностно ориентированное социально-психологическое сопровождение с использованием всех ресурсов университета и обучение технологиям трудоустройства; цикл карьерных событий; повышение профессиональной мобильности);

3) послевузовском (информационная, психологическая, образовательная поддержка выпускников).

Довузовский этап осуществляется сотрудниками Центра совместно с центром довузовской подготовки, а также деканатами факультетов КГУ. Ежегодно для абитуриентов организуется проведение компьютерного профориентационного тестирования совместно с центром развития и тестирования МГУ «Гуманитарные технологии» по программе «Профориентатор» на базе КГУ. Это помогает обучающимся ответить на вопросы,какие профессии и почему подходят им на основе анализа их интересов, способностей и черт характера,какой профиль обучения выбрать в старших классах, в какой вуз лучше поступать. По окончании тестирования они получают результаты и рекомендации, а также личную консультацию у специалистов Центра.

Вузовский этап реализуется с помощью игровых проектов:

- игра-презентация «Навигатор» (для студентов первых курсов);

- игра «Охота на работодателя» (для студенческого актива университета);

- игра «Мир профессий» (для студентов 3-4 курсов);

- игровой проект «Путь профессионала» (для студентов выпускных курсов).

Работа с представителями первых курсов построена посредством

профориентационной диагностики «Коучинг для студента» (консультирование по построению индивидуальной карьерной траектории); для студентов выпускных курсов проводятся индивидуальные консультации по проблемам трудоустройства. Специалистами Центра проводятся мастер классы и тренинги по выработке поведения «при приёме на работу».

Сотрудники Центра своими силами с привлечением психологической службы, студентов факультета педагогики и психологии и членов студенческого совета в течение учебного года осуществляют непосредственную работу со студентами КГУ по проведению тренингов по тайм-менеджменту и тренингов «Активность - залог успеха».

На факультетах читается факультативный курс «Планирование профессиональной карьеры». Программа курса содержит темы и разделы, актуальность которых диктуется современной социально-экономической ситуацией и акцентирует внимание студентов на проблемах, связанных с трудоустройством и адаптацией к рынку труда.

Специалистами Центра разработано учебно-методическое пособие в рамках образовательной программы «Школа молодого карьериста», которое помогает

студентам за короткие сроки повысить свою компетентность в вопросах карьеростроительства и трудоустройства, сформировать образ профессионала, о котором мечтают самые успешные компании.

Послевузовский этап реализуется с помощью проведения консультаций с выпускниками по вопросам трудоустройства и предоставлением информации о вакансиях.

Доброй традицией стало проведение сотрудниками Центра совместных мероприятий с работодателями. РЦ «Профессионал» организовал современные творческие мероприятия по содействию трудоустройству выпускников: «Дни карьеры» и «Ярмарка вакансий», презентации компаний, бизнес-игра «Каждый солдат мечтает стать генералом, или Что нужно, чтобы стать лидером?!», дни открытых дверей (экскурсии к работодателям), акции от компаний региона, мастер-классы и тренинги от компаний.

Так, мероприятие по профессиональной ориентации студентов «Дни 1 С: Карьеры» проводится с целью информирования студентов и выпускников вуза и профессиональных образовательных организаций о новейших отечественных разработках отрасли информационных технологий, перспективах работы в индустрии, привлечения студентов на преддипломную (производственную) практику и стажировки с перспективой дальнейшего трудоустройства.

В Международный день студентов сотрудники Центра «Профессионал» совместно с ООО «Русфинанс Банк» провели бизнес-игру для студентов 4 курса факультета экономики и менеджмента. Бизнес-игра была ориентирована на формирование рабочих групп, воспитание лидерских качеств, командной работы, а также на содействие занятости студентов выпускного курса.

Ярмарка вакансий ведет свою историю с 2004 г., имеет свои особенности и традиции. В 2016 г. отличительной чертой этого мероприятия стало привлечение к диалогу о трудоустройстве работодателей, студентов старших курсов и выпускников непедагогических специальностей и направлений подготовки.

В работе ярмарки вакансий в 2016 г. приняли участие ведущие и перспективные организации Курска и Курской области: Комитет образования и науки Курской области, Комитет по труду и занятости населения Курской области, ЗАО «Комфортел», ООО «Курское молоко», ООО «Курская АЭС-Сервис», гостинично-ресторанный комплекс «Роща невест», ПАО СБЕРБАНК, Бюро переводов «Документ - Стандарт», АО «ЭР-Телеком Холдинг», кадровое агентство «Персона», Агенство недвижимости Neoflat, ДонПластГарант, ЗАО «Курскрезинотехника», ФГБУ ФКП Росреестра - Курск, ООО ПИАР-АССИСТАНС и др.

Интересной формой работы стало скайп-собеседование со студентами КГУ по трудоустройству в летний период во Всероссийском детском центре «Орлёнок» с начальниками детских лагерей «Звездный», «Солнечный», «Штормовой» (май 2016 г.).

В ноябре 2015 г., в феврале и марте 2016 г. сотрудники Центра и студенты выпускных курсов посетили нескольких работодателей с экскурсиями. Основная задача экскурсий - подробное знакомство с организациями для повышения качества консультирования соискателей.

Мотивационно-деятельностное направление работы Центра обеспечивается:

- стендовыми сессиями представителей образовательных учреждений, крупных компаний региона, городского центра занятости, молодежной биржи труда и др.;

- знакомством соискателей с банком вакансий, программами набора молодых специалистов, стажировками и другими предложениями от органов государственной власти, работодателей;

- проведением специалистами кадровых служб первичных собеседований с кандидатами;

- онлайн- консультациями экспертов регионального центра «Профессионал» по проблемам трудоустройства.

Анализ результатов организации сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи в Курском государственном университете на основе опроса работодателей позволил сформулировать перечень ключевых компетенций обучающихся, необходимых для построения будущего профессионального пути:

- способность и возможность реализовывать социальные коммуникации;

- способность к самозанятости;

- владение информационными технологиями;

- способность к эффективному поведению на рынке труда;

- способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию.

Библиографический список

Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия: электронное приложение // 1 сентября. URL : http://upr.l september.ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 13.08.2016).

Антопольская Т.А. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: актуальность, противоречия, направления развития // Развитие системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Опыт. Проблемы. Перспективы: материалы всеросс. науч.-практ. конф. Курск, 2014. С. 3-6.

Лукомская М.А. Уровни сетевого взаимодействия в сфере образования: анализ и перспективы // Философия образования. 2010. № 3. C. 11-16.

Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 163-166.

Митрофанов К.Г. и др. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. М., 2004. С. 20-63.

Научно-методические основы сетевого социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи: концепция и программа развития: науч.-метод. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М.Курск, 2013. 80 с.

Панкратова Т.Б., Пальянов М.П., Демченко А.Р., Лебедев В.И. Сетевое взаимодействие вузов и служб занятости // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 139-148.

Тринитатская О.Г. и др. Социальное партнерство как технология инновационного менеджмента в образовании: из опыта работы стажировочной базовой площадки МБОУ гим. № 117: учеб. пособие. Ростов н/Д: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2013. 388 с.

Цирульников А. М. Школьная сеть вместе с управленческой вертикалью // Российское образование. Сетевой подход: сб. ст. М., 2003.

Haggins R. The Success and Failure of Policy-Implanted Iner-Firm Network Initiatives: Motivations, Processes and Structure // Entrepreneurship & Regional Development. 2000. № 12.

Webser J. Networks of Collaboration or Conflict? Electronic Data Interchange and Power in the Supply Chain // The Journal of Strategic Information Systems. 1995. Vol. 4, № 1. P. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.