Научная статья на тему 'Из опыта работы по воспитанию специалиста в гбпоуио «Иркутский авиационный техникум»'

Из опыта работы по воспитанию специалиста в гбпоуио «Иркутский авиационный техникум» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY / СПЕЦИАЛИСТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITIES / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеева Людмила Михайловна, Ринчино Валентина Алексеевна, Быкова Светлана Николаевна, Задорожный Виктор Константинович

В статье авторы делятся опытом работы по воспитанию выпускника техникума профессионала. Работа в данном направлении является многоаспектной. Это и продуманная образовательная политика, и результативная воспитательная работа. В Иркутском авиационном техникуме (ИАТ) никогда не разделялись понятия обучение и воспитание. Все поколения преподавателей делали все возможное, чтобы из стен техникума выходили не только отличные специалисты, но, прежде всего, люди, способные мыслить, принимать решения, сопереживать, делать добро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеева Людмила Михайловна, Ринчино Валентина Алексеевна, Быкова Светлана Николаевна, Задорожный Виктор Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some experience in work on specialist education in SBPEI “Irkutsk aviation technical school”

In the article the authors share experience in work on education of college graduate specialist. The activities in this field are multidimensional. They are both considered educational policy and effective educative affairs. In “Irkutsk aviation technical school” (IATS) the concepts ‘training’ and ‘education’ have never been separated. At all times, the teachers have been doing the best to graduate not only perfect specialists but first the people able to reason, take a decision, feel and do good.

Текст научной работы на тему «Из опыта работы по воспитанию специалиста в гбпоуио «Иркутский авиационный техникум»»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37.018.2 ББК 74.570 М616

Л. М. Минеева Иркутск, Россия

B. А. Ринчино Иркутск, Россия

C. Н. Быкова Иркутск, Россия

В. К. Задорожный Иркутск, Россия

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ СПЕЦИАЛИСТА В ГБПОУИО «ИРКУТСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ»

В статье авторы делятся опытом работы по воспитанию выпускника техникума - профессионала. Работа в данном направлении является многоаспектной. Это и продуманная образовательная политика, и результативная воспитательная работа. В Иркутском авиационном техникуме (ИАТ) никогда не разделялись понятия обучение и воспитание. Все поколения преподавателей делали все возможное, чтобы из стен техникума выходили не только отличные специалисты, но, прежде всего, люди, способные мыслить, принимать решения, сопереживать, делать добро.

Ключевые слова: воспитание, обучение, профессиональное воспитание, образовательная политика, специалисты, обучающиеся, профессиональная деятельность, диагностика.

© Минеева Л. М., Ринчино В. А., Быкова С. Н., Задорожный В. К., 2016

L.M. Mineeva V.A. Rinchino S.N. Bykova V.K. Zadorozhny

SOME EXPERIENCE IN WORK ON SPECIALIST EDUCATION IN SBPEI "IRKUTSK AVIATION TECHNICAL SCHOOL"

In the article the authors share experience in work on education of college graduate - specialist. The activities in this field are multidimensional. They are both considered educational policy and effective educative affairs. In "Irkutsk aviation technical school" (IATS) the concepts 'training' and 'education' have never been separated. At all times, the teachers have been doing the best to graduate not only perfect specialists but first the people able to reason, take a decision, feel and do good.

Key words: education, training, professional education, educational policy, students, professional activities, diagnostics.

Для реализации задач профессионального обучения в ГБПО УИО «ИАТ» планомерно создаются условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию. Процесс развития личности, прежде всего, синтез воспитания, обучения, социально-практической деятельности педагогов и обучающихся.

Высокий уровень общего образования, общей и профессиональной культуры, научно-технические и экономические знания, умение самостоятельно организовывать интеллектуальную деятельность, решать профессиональные задачи - очень важные для профессионального воспитания критерии. В наших условиях, когда контингент студентов неоднородный, направленность личности, её ценностные ориентации, усвоенные социальные нормы, мотивы деятельности и поведения должны согласовываться

с реализуемыми воспитательными принципами, а также с потребностями личности в самовыражении и самореализации.

В процессе формирования личности конкурентоспособного специалиста-профессионала в техникуме важнейшую роль играет профессионально -трудовое воспитание студентов, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанными с нею социальными функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации. В воспитательной работе акцент, в основном, делается на диагностическую и просветительскую работу, которая ориентирована на самопознание личности, повышение уровня осведомленности о профессии, психологической и соционической грамотности. Диагностическая работа проводится во всех группах техникума с использованием методов тестирования, анкетирования, собеседования, наблюдения. При диагностике студентов выявляется уровень адаптации вновь прибывшего контингента к условиям обучения в техникуме, а также уровень межличностных отношений и сформированность определенных качеств личности. С помощью комплекса компьютерных психодиагностических и коррекционных методик «ЭффектонСтудио» составлены профили личности студентов. Из 263 студентов первого курса первичное тестирование прошли 238 студентов. Анализ результатов тестирования студентов показал (методика определения профессионально-личностного типа и методика изучения склонностей), что из 238 опрошенных у 151 студента есть специальные технические и общие умственные способности к овладению теми специальностями, по которым ведется обучение в техникуме. Для выявления уровня адаптированности этих студентов было проведено тестирование по программе «Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»» (МЛО), которым были охвачены 212 студентов. Анализ показал: 46 обучающихся (22%) адаптированы к условиям обучения в техникуме на высоком уровне, 91 обучающийся (43%) - на среднем уровне, 75 обучающихся (35%) - на низком уровне. По этим данным ведется коррекционная работа, к которой подключаются социальный педагог и

педагоги - организаторы. Для выявления профессиональных и лидерских качеств студентов организованы тренинги для командообразования в группах. В системе проводится профориентационная работа. Это дни открытых дверей, тестирование и консультирование студентов, диагностика выявления технических способностей по тесту Беннета, математических способностей -по тесту Зиверта.

Проводилось тестирование студентов 4-го курса по программам «Личностный опросник Кеттелла-16 PF» (стандартный вариант), опросник профессиональных склонностей Йовайши (модификация Резапкиной). С помощью комплекса компьютерных, психодиагностических и коррекционных методик «ЭффектонСтудио» составлены профили личности студентов, участвовавших в исследовании, написаны психологические заключения на студентов выпускных групп.

В 2015 году проводилось анкетирование удовлетворенности выпускников полученным образованием, как работающих на Иркутском авиационном заводе, так и студентов 4 курса.

Многолетняя слаженная система взаимодействия с Иркутским авиационным заводом, основным работодателем, позволяет отслеживать трудоустройство студентов, их профессиональную деятельность, профессиональный рост за любой временной промежуток. В анкетировании приняли участие 368 выпускников 1990-2013 гг. техникума и 52 выпускника 2014 г. Анкеты поступили из 23 цехов и 16 отделов. По специальности работают 194 респондента (53%), не по специальности - 172 респондента (47%). На вопрос «Способствовала ли производственная практика Вашему трудоустройству?» - 74% респондентов ответили утвердительно. «Как Вы оцениваете свой уровень образования, полученный в ИАТ?», (по пятибалльной шкале) - на этот вопрос, в основном, получены 5-балльные результаты.

Профессионально-трудовое воспитание осуществляется в целях подготовки кадров для основного социального партнера техникума - Иркутский авиационный завод - филиал ПАО «Корпорация «Иркут». Так, учитывая

современное развитие техники и технологий ИАЗ требует от специалиста определенных знаний в области организации и производства деталей авиационной техники. Для формирования у выпускника дополнительной профессиональной компетенции «Выполнять необходимые расчеты технологических параметров изготовления деталей заготовительно-штамповочного производства», а также основной профессиональной компетенции «Разрабатывать рабочий проект деталей и узлов в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД)» была разработана программа дисциплины «Заготовительно-штамповочное производство». ИАЗ в своем производстве внедрил на постоянную основу систему бережливого производства и выдвинул определенные требования к уровню подготовки работников. Определенные знания в этой области даёт дисциплина вариативной части «Авиастроение. Бережливое производство». Понимание трудностей будущей работы, её престижности, возможности творческого самовыражения в ней активизируют у молодёжи интерес к профессии, стимулируют учебно-профессиональную мотивацию, способствуют корректировке мотивов профессионального выбора. Дисциплина вариативной части «Введение в специальность» является одной из ключевых в процессе подготовки специалистов технического и информационного профилей. С целью актуализации навыков общения, получения возможности осмысленно подходить к оценке поступков и действий, как своих, так и других людей, подготовки себя к профессиональной деятельности введена дисциплина «Психология общения». Заинтересованность завода в подготовке кадров соответствующего уровня проявляется в активном привлечении специалистов в учебный процесс. Ведущие специалисты преподают дисциплины профессионального цикла, возглавляют ГАК, руководят дипломным проектированием студентов, преподаватели техникума проходят стажировки на заводе. Завод передает техникуму безвозмездно материалы, оснастку, инструменты для учебного процесса. Для координации совместных действий в вопросах обеспечения качества подготовки специалистов на заводе

располагается и работает структурное подразделение техникума - отделение практического обучения. Учебные планы и программы по специальностям согласовываются со специалистами завода.

Открытое акционерное общество «Объединённая авиастроительная корпорация» организовала международную стажировку преподавателей и студентов во Франции (Airbus Toulouse). После международных и межрегиональных стажировок студенты отделения ТАМ проходили практику на базе ОАО КАПО им. С. П. Горбунова и ФГОУ СПО «КАТК» им. П. В. Дементьева. Группа из 12 студентов изучала выпускаемую продукцию, современные технологии и материалы Казанского авиационного промышленного объединения.

Техникум имеет давние традиции в проведении совместных с заводом конкурсов «Программирование на станках с ЧПУ», «Мастер - золотые руки». Студенты участвовали в конкурсах по профессиям «токарь», «фрезеровщик» вместе с рабочими авиационного завода и занимали высокие места.

Советом директоров авиационного завода принято решение о ежегодном назначении именных стипендий нашим студентам за отличную и хорошую успеваемость и активное участие в научной и производственной работе. Это является значительной мотивационной составляющей для трудоустройства выпускников. Уже с четвёртого курса некоторые наши студенты работают на заводе в качестве техников, инженеров. Была проведена телеконференция: Москва - Казань - Новосибирск - Иркутск «Организационно-правовые формы взаимодействия работодателей и учебных заведений профессионального образования в составе образовательных кластеров в авиастроительной отрасли».

Студенческое конструкторское бюро на базе специальности «Производство летательных аппаратов» под руководством преподавателя В. К. Задорожного занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов и запустило в небо свой первый беспилотник. Этот проект был представлен студентами на Всероссийской олимпиаде «Авиация и авиационная техника». С целью

повышения творческой активности студентов, реализации новых форм организации образовательной деятельности, стимулирования интереса студентов к получаемой профессии с 01 апреля 2013 г. техникум является участником программы «Робототехника» благотворительного фонда «Вольное дело».

Использование различных форм работы дает возможность раскрыть потенциальные способности обучающихся. Студентам предоставляется возможность участвовать в конкурсах и акциях, проводимых как на уровне техникума, так и на уровне города и области. От результативности профессионально-трудового воспитания студентов зависит сформированность таких качеств, как трудолюбие, экономическая рациональность, профессиональная этика, способность принимать ответственные решения, так необходимых специалисту в будущем. Подготовка высокопрофессионального конкурентоспособного специалиста - основная задача образовательной деятельности техникума. В этих целях техникум, используя имеющуюся базу, многолетний успешный опыт на рынке образовательных услуг, расширяет взаимодействие со школами, профессиональными образовательными организациями региона, повышает эффективность этого взаимодействия, что, несомненно, сказывается на возможности успешного трудоустройства наших выпускников.

Предпочтительными формами работы являются: индивидуальная, групповая, коллективная. Студенты техникума приняли участие в проекте Управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью «Старость - в радость», в X форуме «Образование Прибайкалья - 2014», в региональной олимпиаде по математике, в региональном конкурсе «Социально - культурная молодежная экспертиза информационной продукции для детей», участие в областном конкурсе «Студент года - 2014» (с номинацией «Я - профессионал») на базе ООЦ «Галактика», во встрече студентов выпускных курсов с представителями Воронежской авиационной академии, в съемках документального фильма о поисковом движении России телеканала

«РОССИЯ», участие в зимней сессии лидеров студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций Иркутской области. Работа в данном направлении формирует у студентов лидерские качества, компетенции, необходимые в будущей профессиональной деятельности, она личностно и социально значима.

Своими результатами может похвастаться и военно-патриотический клуб «Восточный рубеж»: в начале года студенты совершили учебный полевой выход на оз. Байкал, в августе побывали на археологических раскопках в Монголии.

В целях эстетического воспитания будущих специалистов организована работа вокального кружка «Веселые нотки». Участники кружка принимают активное участие во всех праздничных мероприятиях техникума и за его пределами. Востребованы и хорошо приняты мероприятия с участием кружковцев: праздничные концерты в Иркутском Доме ветеранов «День пожилого человека», «День матери»; поздравительная программа к Новому году «Лазурная лошадка» для детского дома-интерната № 1 для умственно-отсталых детей; праздничные концерты для сотрудников пограничной службы КПП «Байкал» и ветеранов пограничной службы в аэропорту «Иркутск» к 23февраля, для пограничников на станции Наушки, в г. Улан-Баторе. Под руководством нашего студента в Доме Ветеранов организован хор «Волна Байкала». Эта работа является необходимой частью воспитательной программы техникума, приносит огромное удовлетворение ребятам и радость зрителям.

Среди студентов техникума развивается волонтерское движение «Дорога Добра». Ведется работа с целевыми группами: воспитанниками Иркутского детского дома-интерната № 1 для умственно-отсталых детей; Иркутским Домом ветеранов; МБДОУ детский сад № 3 г. Иркутска. На базе техникума силами студентов велись обучающие курсы для людей пенсионного возраста «Бабушка-полиглот» и «Бабушка-опНпе». В результате организации волонтерского движения студенты больше стремятся к деятельной помощи нуждающимся, участвуют в массовых благотворительных акциях. Большое

количество студентов техникума являются донорами. Деятельность волонтеров является в нашем обществе крайне необходимой в силу социальной востребованности в благотворительности.

Работа студенческого совета техникума также содействует развитию личности, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их деятельности. Педагоги организуют работу с группами ребят-лидеров, с одаренными детьми, со студенческим активом, поддерживают социально значимые инициативы обучающихся в сфере их свободного времени, досуга и развлечений. Ориентация на личность выпускника, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, формирование таких качеств как исполнительность, ответственность, законопослушность являются приоритетными задачами.

Создание благоприятного морально-нравственного климата в учебных группах техникума, основанного на доверии и высокой требовательности друг к другу, формирование этических норм поведения, основных принципов и норм коммуникативной культуры также являются важнейшими аспектами воспитательной деятельности в плане формирования общих и профессиональных компетенций выпускников.

Иркутский авиационный техникум в октябре 2015 года отметил свой 80-летний юбилей. За все эти годы ИАТ подготовил почти двадцать тысяч специалистов для авиастроения и других высокотехнологичных отраслей экономики страны. В 2014 и 2015 гг. в техникуме прошли международные надзорные сертификационные аудиты системы менеджмента качества (СМК), полностью подтвердившие область сертификации: оценка качества образования.

В техникуме в развитии СМК было принято решение о создании единого информационного пространства образовательной организации, построенного на современных информационных технологиях и методах моделирования организационных структур.

В настоящее время эти задачи практически решены и создана современная основа для повышения качества образовательных услуг и выпуска востребованных специалистов.

Сегодня техникум старается сохранить и развить в новых формах традиции, заложенные всеми поколениями его работников и студентов. В ИАТ большое внимание, как и прежде, уделяется проектно-конструкторской и учебно-исследовательской работе студентов и преподавателей. Студенты со своими проектами успешно участвуют в различных выставках и конкурсах регионального и российского уровней.

Сегодня последовательно решаются основные задачи: обеспечение качества подготовки специалистов путем инновационной трансформации учебного процесса на основе современных информационных технологий обучения, повышение эффективности управления техникумом за счет применения информационных технологий, используя для этих целей локальные вычислительные сети, системы управления базами данных, методы и модели ситуационного управления сложными организационными системами, каким сегодня и является современный техникум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.