Научная статья на тему 'Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе'

Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3203
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / TECHNOLOGY EDUCATION IN COLLABORATION / ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / GROUP TRAINING / ВНУТРИГРУППОВАЯ И МЕЖГРУППОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ / THE RULES OF GROUP WORK / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / INTERACTIVE ACTIVITY / КООПЕРАЦИЯ / INTRAGROUP AND INTERGROUP RELATIONSHIP / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Рассматриваются такие аспекты как общение, социализация, рефлексия, взаимодействие для саморазвития. Выделено три типа зависимости участников совместного обучения. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапах реализации технологии обучения в сотрудничестве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of collaborative learning technologies at practical classes in university

The article discusses the features of learning technologies in collaboration, reveals the specificity of this technology in practical classes at university. The comparative characteristic of the technology vs group method is given. The content of the teacher activities at all stages of collaboration technology implementation is presented.

Текст научной работы на тему «Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе»

УДК 378.14

И.Г.Якимович

Брянский государственный университет

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

В ВУЗЕ

В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Рассматриваются такие аспекты как общение, социализация, рефлексия, взаимодействие для саморазвития. Выделено три типа зависимости участников совместного обучения. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапах реализации технологии обучения в сотрудничестве.

Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, групповое обучение, внутригрупповая и межгрупповая зависимость, правила работы в группе, интерактивное занятие, кооперация.

Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать развитию основных видов компетенций будущего специалиста. Среди них особую значимость имеют общекультурные и общепрофессиональные компетенции, раскрывающие специалиста как творческую личность и помогающие ему решать профессиональные задачи.

В современном образовательном процессе высшего учебного заведения студент - это не пассивный объект обучения, а субъект, который учится целеустремленно, самостоятельно, осознавая себя, свои склонности и способности и являющийся соавтором и равноправным партнером педагога в образовательном процессе. В этой связи превращению студента в субъект образовательной деятельности способствует внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Одной из таких интерактивных технологий является технология обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но в основном технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. [3]

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, т.к. идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна и педагогична. Сегодня в мировой педагогике и дидактике выделяют целое направление, которое связано с организацией обучения участников занятия в составе малых

учебных групп (как правило, по 3-5 человек). Общее название этого направления - обучение в сотрудничестве (или collaborative learning).

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Технология обучения в сотрудничестве появилась как, альтернативный вариант традиционной системе. Работа обучающихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом студентов, объединенных одной идеей, является намного продуктивнее объяснительно -иллюстративного и репродуктивного методов - к такому выводу пришли ученые-педагоги. Авторы технологии обучения в сотрудничестве объединили в едином процессе три идеи:

• обучение в коллективе;

• взаимооценка;

• обучение в малых группах.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

1. Студент гораздо лучше учится, если он умеет говорить, высказываться, устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива.

2. От умения говорить и общаться с другими членами группы зависит и умение студентов грамотно и логически писать.

3. В процессе социальных контактов между студентами создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, в совместной мыслительной деятельности.

Выделяются две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:

1. Общение студентов друг с другом в составе микрогруппы и

учебной группы.

2. Собственно процесс обучения.

К основным чертам группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального относятся:

1. Групповое участие способствует расширению информационного поля, отдельно взятого обучающегося и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность.

2. Социализация. Студенты учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением других и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процессе коллективной работы. Обучающимся предоставляется возможность «примерить» на себя различные социальные роли: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссии, мотиватора и т.д.

3. Общение. Студенты должны знать, как и когда надо задавать вопросы,

как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.

4. Рефлексия. Участники занятия должны научиться рефлексии, анализу собственной деятельности. Должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс.

5. Взаимодействие для саморазвития. Студенты должны осознать, что успех их деятельности зависит от успеха каждого. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это - необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом, каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс [1].

В педагогической среде достаточно распространена точка зрения о обучения в сотрудничестве лежит групповое обучение. Если провести сравнительный анализ группового обучения и технологии обучения в сотрудничестве, то можно выделить три отличия:

Первое отличие связано с взаимозависимостью членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

Выделяют три типа зависимости участников совместного обучения:

• зависимость от единой цели, которая осознается студентами и

которую они могут достичь только совместными усилиями;

• зависимость от источников информации, когда каждый участник группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи;

• зависимость от формы поощрения, когда каждый студент получает одинаковую оценку за работу и ответственен за общий результат.

Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

• выделить одного из членов группы и попросить его рассказать об

общем замысле решения задания, плане и т.д.;

• распределить учебный материал, виды деятельности между

студентами;

• оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее

можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить

к сказанному, сделанному, и пр.;

• выбрать по одному студенту из каждой группы и предложить им

небольшую контрольную, тест.

Помимо внутригрупповой, на занятиях осуществляется межгрупповая зависимость. Все варианты межгруппового общения по мнению Т. А. Краснобородкиной [3] можно свести к трем основным формам:

• совместно-индивидуальной (каждая группа представляет итог своей

деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее («ярмарка» идей);

• совместно-последовательной (продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»);

• совместно-взаимодействующей (из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог).

Второе отличие технологии обучения в сотрудничестве заключается в том, что в ходе ее реализации специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения, способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне микрогруппы и студенческой группы. Более того, на занятиях такого типа общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения студентов в группе наряду с академическими результатами работы.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что технология обучения в сотрудничестве в большей степени, чем групповое обучение способствует формированию у студентов навыков работы в команде.

Технологию обучения в сотрудничестве следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. При использовании технологии «учебного сотрудничества» группы студентов работают на протяжении одного занятия или нескольких недель для того, чтобы узнать что-то новое или выполнить конкретное учебное задание.

В современном вузовском интерактивном практическом занятии выделяются следующие этапы [2]:

1 этап. Мотивация.

2 этап. Объявление прогнозируемых учебных результатов.

3 этап. Предоставление необходимой информации.

4 этап. Интерактивное упражнение или упражнения.

5 этап. Рефлексия.

Если опираться на данную структуру, то как правило, технология обучения в сотрудничестве используется на четвертом основном этапе, который занимает обычно около 60% времени и предполагает:

• инструктирование преподавателем студентов о целях упражнения и о последовательности действий;

• разделение на группы и распределение ролей и заданий;

• выполнение задания или заданий, при этом педагог выступает как организатор взаимодействия студентов, как консультант и как ведущий;

• презентацию результатов выполнения упражнения или упражнений.

Технология обучения в сотрудничестве на занятии предусматривает следующее: преподаватель разбивает студентов на группы по 3-5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание - решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т.д. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены микрогруппы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Так, например, на четвертом этапе интерактивного семинарского занятия по педагогике по теме: «Современный школьник и особенности работы с ним» первокурсники в трех микрогруппах составляют социально-педагогический портрет современного школьника. Данное задание выполняется на основе предварительно изученных студентами материалов периодической печати и на основе анализа материалов мини-опросов, проведенных в ходе подготовки к семинару. Каждая группа представляет свой вариант «портрета», далее в режиме круговой беседы создается обобщенный портрет современного школьника начала 21 века.

Роль преподавателя на таких занятиях не сводиться только к информированию и контролю, он становится организатором активной мыслительной деятельности студентов. Его функции заключаются в консультировании, координации внутригруппового и межгруппового взаимодействия.

Содержание деятельности педагога на практических (семинарских и лабораторных) занятиях с использованием технологии учебного сотрудничества заключается в следующем:

1. Определить цели, в том числе и социальные (какие навыки межличностного общения и работы в небольших коллективах будут необходимы на занятии).

2. Провести подготовку к занятию:

• создание микрогрупп;

• подготовка помещения таким образом, чтобы была возможность

обмениваться мнениями и подходить педагогу к группе;

• отбор учебного материала, который определяется видом задания;

• распределение ролей между участниками занятия в группе.

3. Дать задание, разъяснить студентам, какой ожидается результат, и как он будет оцениваться. Здесь же обязательно преподаватель должен обратить внимание студентов на то, как они должны работать в составе группы и предложить к обсуждению примерные правила работы в группе, например, такие:

• предоставьте возможность каждому сказать, как он считает нужно

выполнить задание;

• проверьте, что каждый член группы усвоил базовый материал

предыдущего занятия;

• удостоверьтесь в том, что все познакомились с изучаемым материалом и

пришли к общему мнению о том, к каким выводам можно на основании этого материала прийти;

• вовлеките в работу всех членов группы;

• внимательно выслушайте мнение членов группы;

• не меняйте своего мнения, кроме тех случаев, когда будут представлены убедительные доводы;

• критикуйте взгляды, а не людей, которые их излагают.

4. Помочь студентам начать работу в группе.

5. Следить за тем, чтобы занятие в форме учебного сотрудничества протекало эффективно, вмешиваться в ход его по необходимости, направлять ход работы, помогать в выборе наиболее эффективных способов достижения стоящей задачи, отвечать на возникающие вопросы.

В ходе координации деятельности групп нужно поощрять хорошие межличностные отношения, замеченные удачные подходы к решению задач. Важно оценивание работы студентов, организация обсуждения членами группы того, насколько хорошо они взаимодействовали друг с другом.

Технология обучения в сотрудничестве создает на занятии атмосферу взаимопомощи и взаимообучения. Выбирая для себя работу в составе группы, участники «примеряют» различные роли - пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, докладчиков, секретарей, наблюдателей, хронометристов. Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому студенту группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. Рекомендуется объединять в одной группе студентов с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом, культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон, что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.

Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий)

Взаимодействие в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из участников группы окажется более убедительным. Данная технология даёт возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Важно также, что в ходе обучения в сотрудничестве студенты учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат. Все эти характеристики необходимы будущим корпоративным работникам. Кооперация на сегодня является одной из самых распространенных формой отношений людей в профессиональной деятельности, так как большинство производственных научных и

профессиональных задач требует для своего решения приложения именно коллективных усилий [4].

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве является эффективной интерактивной технологией, способствующей формированию у студентов информационных и коммуникативных умений и соответствующих профессиональных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 491 с.

2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. - М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2005. - 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Методика и технологии гражданско-правового образования. Методическое пособие. - Брянск: «Курсив», 2012.- 115с.

4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учеб. - метод. пособие /С.С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011.-192 с.

УДК 378:14.013:316.48

Т.А.Баранова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В

ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматривается понятие «самореализация» в контексте личностно-ориентированного профессионального образования. Определены внутренние и внешние условия, способствующие успешному раскрытию собственных личностных возможностей студента в рамках процесса обучения и воспитания. Представлены результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого на предмет анализа уровня субъективного контроля, особенностей самореализации личности, личностных ориентаций и социальной включенности студентов.

Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, личностно-ориентированный подход, внутренние и внешние условия самореализации, субъективный контроль, личностные ориентации.

Выдвижение личности студента в высшем учебном заведении на первый план педагогического процесса обусловило замену традиционного обучения и воспитания на личностно-ориентированное профессиональное образование, которое позволяет учесть культурную идентификацию, социальную адаптацию и саморазвитие личности, что способствует освоению общечеловеческой культуры, гуманитарной, духовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.