Научная статья на тему 'Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе'

Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4328
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВНУТРИГРУППОВАЯ И МЕЖГРУППОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ / КООПЕРАЦИЯ / TECHNOLOGY TRAINING IN COLLABORATION / TEAM TEACHING / INTRA-GROUP AND INTER-GROUP DEPENDENCY RULES FOR GROUP WORK / INTERACTIVE ACTIVITIES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович И.Г.

В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапахреализациитехнологии обучения в сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимович И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING LEARNING TECHNOLOGIES IN COOPERATION WITH THE UNIVERSITY

The article considers the peculiarities of learning technologies in cooperation, specifics of implementing this technology in practical classes at the University. Comparative characteristics of the technology group method. Presents a description of the tasks of the teacher at all stages of the implementation of learning technologies in cooperation.

Текст научной работы на тему «Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе»

окружающей социальной среды.

Развитие интеграционных процессов в инклюзивном образовании повышает требования к профессиональной компетентности коррекционных педагогов, педагогов общего профиля образования и социальных педагогов в условиях инклюзивной практики, формируя у них уже в вузе специфическую компетентность для работы в составе команды специалистов.

По результатам исследования деятельности различных специалистов в рамках профессионального сообщества нами были выделены следующие условия, необходимые для профессиональной подготовки специалистов, способных осуществлять инклюзивное образование:

• формирование представлений о профессиональной деятельности на основе проектирования единого образовательного пространства для всех школьников;

• разработка моделей социально-педагогического процесса по повышению эффективности социализации детей с особенностями развития в единой системе инклюзивных образовательных учреждений и учреждений общего образования.

• поиск, разработка и апробация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами по обеспечению эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

• моделирование атмосферы принятия и поддержки всех субъектов профессионального сообщества, работающих в условиях инклюзивной практики на основе модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

С этой целью нами предлагаются технологии и формы подготовки специалистов - социальных педагогов для осуществления интегрированного образования, опробованные нами в практике:

• конференции и семинары, посвященные проблемам инклюзивного образования;

• тренинги командного взаимодействия;

• профессиональные студии;

• педагогические мастерские;

• групповые обучающие и практические семинары;

• изучение опыта проведения совместных консилиумов междисциплинарной команды специалистов;

• индивидуальное и групповое консультирование;

• посещение студентами реальных коррекционных занятий в рамках не только запланированных практик, но и он-лайн-занятий специалистов.

Проанализированная нами ситуация с обучением детей с особыми потребностями приводит к однозначному выводу: социально-педагогические кадры для осуществления инклюзивного образования должны готовиться с учетом сложившейся ситуации и социального запроса. В организации и сопровождении инклюзивных образовательных процессов усиливается роль профессионального педагогического сообщества, что влечет за собой формирование новой идеологии высшего профессионального образования.

New conception of professsional education for school teachers and the social ones is under formation. It became necessary due to the necessity in an inclusive education for the school children with special needs.

Keywords: professional education of students, inclusive education and socialization of the schoolchildren, special needs of some schoolchildren

Список литературы

1. Касицина, Н., Михайлова, Н., Юсфин, С. Четыре тактики педагогики поддержки / Н. Касицина, Н. Михайлова, С. Юсфин - Речь. СПб. 2010 - http://pedlib.ru/Books/2/0073/2_0073-6. shtml

2. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. 2010. № 1.

3. Ядвиршис, Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности / Л.А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007.№ 1.

Об авторе

Ядвиршис Л.А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского

УДК 378.14

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ

И.Г. Якимович

В статье рассматриваются особенности технологии обучения в сотрудничестве, раскрывается специфика внедрения данной технологии на практических занятиях в вузе. Дается сравнительная характеристика технологии с групповым методом работы. Представлено содержание деятельности педагога на всех этапахреализациитехнологии обучения в сотрудничестве.

Ключевые слова: технология обучения в сотрудничестве, групповое обучение, внутригрупповая и межгрупповая зависимость, правила работы в группе, интерактивное занятие, кооперация.

Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать развитию основных видов компетенций будущего специалиста.Среди них особую значимость имеют общекультурные и общепрофессиональные компетенции, раскрывающие специалиста как творческую личность и помогающие ему решать профессиональные задачи.

В современном образовательном процессе высшего учебного заведения студент -это не пассивный объект обучения, а субъект, который учится целеустремленно, самостоятельно, осознавая себя, свои склонности и способности и являющийся соавтором и равноправным партнером педагога в образовательном процессе.В этой связи превращению студента в

субъект образовательной деятельности способствует внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Одной из таких интерактивных технологий является технология обучения в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве (соорега1^е1еагш^) использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дж. Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но в основном технология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджерс Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.[3]

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира, т.к. идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна и педагогична. Сегодня в мировой педагогике и дидактике выделяют целое направление, которое связано с организацией обучения участников занятия в составе малых учебных групп (как правило, по 3-5 человек). Общее название этого направления - обучение в сотрудничестве (или соПаЬога1^е1еагт^).

Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной системе. Работа обучающихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом студентов, объединенных одной идеей, является намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов - к такому выводу пришли ученые-педагоги. Авторы технологии обучения в сотрудничестве объединили в едином процессе три идеи:

• обучение в коллективе;

• взаимооценка;

• обучение в малых группах.

При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

1. Студент гораздо лучше учится, если он умеет говорить, высказываться, устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива.

2. От умения говорить и общаться с другими членами группы зависит и умение студентов грамотно и логически писать.

3. В процессе социальных контактов между студентами создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, в совместной мыслительной деятельности.

Выделяются две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:

1. Общение студентов друг с другом в составе микрогруппы и учебной группы.

2. Собственно процесс обучения.

К основным чертам группового обучения, в отличие от традиционного фронтального и индивидуального относятся:

1. Групповое участие способствует расширению информационного поля отдельно взятого обучающегося и всей группы в целом. Они учатся работать вместе, обсуждать проблемы, принимать коллективные решения и развивать свою мыслительную деятельность.

2. Социализация. Студенты учатся задавать вопросы, слушать своих коллег, следить за выступлением других и интерпретировать услышанное. При этом постепенно приходит понимание необходимости активного участия в работе группы, ответственности за свой вклад в процессе коллективной работы. Обучающимся предоставляется возможность «примерить» на себя различные социальные роли: задающего вопросы, медиатора, интерпретатора, ведущего дискуссии, мотиватора и т.д.

3. Общение. Студенты должны знать, как и когда надо задавать вопросы, как организовать дискуссию и как ею управлять, как мотивировать участников дискуссии, как говорить, как избежать конфликтных ситуаций и пр.

4. Рефлексия. Участники занятия должны научиться рефлексии, анализу собственной деятельности. Должны понять, как оценить результаты совместной деятельности, индивидуальное и групповое участие, сам процесс.

5. Взаимодействие для саморазвития.Студенты должны осознать, что успех их деятельности зависит от успеха каждого. Они должны помогать друг другу, поддерживать и вдохновлять друг друга, помогать развиваться, так как в условиях обучения в сотрудничестве это - необходимый «взаимовыгодный» процесс. При этом, каждый отвечает за всех, за все, за весь учебный процесс. [1]

В педагогической среде достаточно распространена точка зрения о том,что в основе обучения в сотрудничестве лежит групповое обучение. Если провести сравнительный анализ группового обучения и технологии обучения в сотрудничестве, то можно выделить три отличия:

Первое отличие связано с взаимозависимостью членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

Выделяют три типа зависимости участников совместного обучения:

• зависимость от единой цели, которая осознается студентами и которую они могут достичь только совместными усилиями;

• зависимость от источников информации, когда каждый участник группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи;

• зависимость от формы поощрения, когда каждый студент получает одинаковую оценку за работу и ответственен за общий результат.

Среди возможных способов обеспечить такую ответственность можно выделить следующие:

• выделить одного из членов группы и попросить его рассказать об общем замысле решения задания, плане и т.д.;

• распределить учебный материал, виды деятельности между студентами;

• оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и пр.;

• выбрать по одному студенту из каждой группы и предложить им небольшую контрольную, тест.

Помимо внутригрупповой, на занятиях осуществляется межгрупповая зависимость. Все варианты межгруппового общения, по мнению Т. А. Краснобородкиной[3], можно свести к трем основным формам:

• совместно-индивидуальной (каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них

выбирается лучшее («ярмарка» идей);

• совместно-последовательной (продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы («лесенка», «эстафета»);

• совместно-взаимодействующей (из предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог).

Второе отличие технологии обучения в сотрудничестве заключается в том, что в ходе ее реализации специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения, способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне микрогруппы и студенческой группы. Более того, на занятиях такого типа общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения студентов в группе наряду с академическими результатами работы.

Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что технология обучения в сотрудничестве в большей степени, чем групповое обучение способствует формированию у студентов навыков работы в команде.

Технологию обучения в сотрудничестве следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.При использовании технологии «учебного сотрудничества» группы студентов работают на протяжении одного занятия или нескольких недель для того, чтобы узнать что-то новое или выполнить конкретное учебное задание.

В современном вузовском интерактивном практическом занятии выделяются следующие этапы[2]:

1 этап. Мотивация.

2 этап. Объявление прогнозируемых учебных результатов.

3 этап. Предоставление необходимой информации.

4 этап. Интерактивное упражнение или упражнения.

5 этап. Рефлексия.

Если опираться на данную структуру, то, как правило, технология обучения в сотрудничестве используется на четвертом основном этапе, который занимает обычно около 60% времени и предполагает:

• инструктирование преподавателем студентов о целях упражнения и о последовательности действий;

• разделение на группы и распределение ролей и заданий;

• выполнение задания или заданий, при этом педагог выступает как организатор взаимодействия студентов, как консультант и как ведущий;

• презентацию результатов выполнения упражнения или упражнений.

Технология обучения в сотрудничестве на занятии предусматривает следующее: преподаватель разбивает студентов на группы по 3-5 человек и предлагает им коллективно выполнить какое-либо задание - решить проблему с опорой на их предыдущий опыт и знания, найти новое решение, провести исследование, разработать проект и т.д. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены микрогруппы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Так например, на четвертом этапе интерактивного семинарского занятия по педагогике по теме: «Современный школьник и особенности работы с ним» первокурсники в трех микрогруппах составляют социально-педагогический портрет современного школьника. Данное задание выполняется на основе предварительно изученных студентами материалов периодической печати и на основе анализа материалов мини-опросов, проведенных в ходе подготовки к семинару. Каждая группа представляет свой вариант «портрета», далее в режиме круговой беседы создается обобщенный портрет современного школьника начала XXI века.

Роль преподавателя на таких занятиях не сводится только к информированию и контролю, он становится организатором активной мыслительной деятельности студентов. Его функции заключаются в консультировании, координации внут-ригруппового и межгруппового взаимодействия.

Содержание деятельности педагога на практических (семинарских и лабораторных) занятиях с использованием технологии учебного сотрудничества заключается в следующем:

1. Определить цели, в том числе и социальные (какие навыки межличностного общения и работы в небольших коллективах будут необходимы на занятии).

2. Провести подготовку к занятию:

а) создание микрогрупп;

б) подготовка помещения таким образом, чтобы была возможность обмениваться мнениями и подходить педагогу к группе;

в) отбор учебного материала, который определяется видом задания;

г) распределение ролей между участниками занятия в группе.

3.Дать задание, разъяснить студентам, какой ожидается результат, и как он будет оцениваться. Здесь же обязательно преподаватель должен обратить внимание студентов на то, как они должны работать в составе группы и предложить к обсуждению примерные правила работы в группе, например, такие:

• предоставьте возможность каждому сказать, как он считает нужно выполнить задание;

• проверьте,что каждый член группы усвоил базовый материал предыдущего занятия;

• удостоверьтесь в том, что все познакомились с изучаемым материалом и пришли к общему мнению о том, к каким выводам можно на основании этого материала прийти;

• вовлеките в работу всех членов группы;

• внимательно выслушайте мнение членов группы;

• не меняйте своего мнения, кроме тех случаев,когда будут представлены убедительные доводы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• критикуйте взгляды, а не людей, которые их излагают.

4.Помочь студентам начать работу в группе.

5.Следить за тем, чтобы занятие в форме учебного сотрудничества протекало эффективно, вмешиваться в ход его по необходимости, направлять ход работы, помогать в выборе наиболее эффективных способов достижения стоящей задачи, отвечать на возникающие вопросы. В ходе координации деятельности групп важно поощрять хорошие межличностные отношения, замеченные удачные подходы к решению задач.

б.Оценивание работы студентов, организация обсуждения членами группы того, насколько хорошо они взаимодействовали друг с другом.

Технология обучения в сотрудничестве создает на занятии атмосферу взаимопомощи и взаимообучения. Выбирая для себя работу в составе группы, участники «примеряют» различные роли - пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, архивариусов, докладчиков, секретарей, наблюдателей, хронометристов. Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому студенту группы активно включиться в работу. Если группа работает на протяжении длительного времени в одном составе, желательно менять роли. Рекомендуется объединять в одной группе студентов с разным уровнем подготовки. В разнородных (в половом, этническом, культурном отношении) группах стимулируется творческое мышление и интенсивный обмен идеями, проблема может быть рассмотрена с разных сторон, что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности.

Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий)

Взаимодействие в группах воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из участников группы окажется более убедительным. Данная технология даёт возможность даже студентам со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех. Важно также, что в ходе обучения в сотрудничестве студенты учатся ответственному отношению к делу, так как от качества выполненной работы зависит общий результат. Все эти характеристики необходимы будущим корпоративным работникам. Кооперация на сегодня является одной из самых распространенных формой отношений людей в профессиональной деятельности, так как большинство производственных научных и профессиональных задач требует для своего решения приложения именно коллективных усилий. [4]

Таким образом, технология обучения в сотрудничестве является эффективной интерактивной технологией, способствующей формированию у студентов информационных и коммуникативных умений и соответствующих профессиональных компетенций.

The article considers the pecuHarities of learning technologies in coopération, specifics of implementing this technology in practical classes at the University. Comparative characteristics of the technology group method. Presents a description of the tasks of the teacher at all stages of the implementation of learning technologies in cooperation .

Keywords: technology training in collaboration, team teaching, intra-group and inter-group dependency rules for group work, interactive activities, cooperation.

Список литературы

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика. - М.: Академия, 2007. - 491 с.

2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера.-М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование»,Фонд «Сивитас»,2005. - 184 с.

3. Карбанович О.В.,Лупоядова Л.Ю.,Якимович И.Г. Методика и технологии гражданско-правового образования.Ме-тодическое пособие. - Брянск: «Курсив»,2012.- 115с.

4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения:учеб. -метод. пособие /С.С. Кашлев.-Минск: Тетра Системс,2011.-192 с.

5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии:Активное обучение:учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений А.П. Панфилова -М.; Издательский центр "Академия",2009.-192 с.

6. Современные образовательные технологии:учебное пособие под ред. Н.В. Бордовской .-2-е изд.-М.:КНО-РУС,2011.. Педагогика: учебное пособие под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.-432с.

Об авторе

Якимович И.Г. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, ira.vodoley@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.