Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ МЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДОМ «ИНСЕРТ»'

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ МЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДОМ «ИНСЕРТ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / МЕТРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОД «ИНСЕРТ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тошева Наргиза Ахмедовна

В статье рассматривается роль преподавания темы функционального анализа в обучении метрическому пространству с использованием интерактивных методов в преподавании математики и физики в высшей школе. Практические занятия и самостоятельное решение задач направлены на лучшее усвоение и понимание теоретического материала на четко приведенных примерах, формирование у студентов навыков и умений применять теорию на практике. Такая организация математического образования - норма, и мы принимаем ее без возражений. По сути, учебный процесс состоит из нескольких частей, основанных на рациональной деятельности в соответствии с требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ МЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДОМ «ИНСЕРТ»»

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ МЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЕТОДОМ «ИНСЕРТ» Тошева Н.А.

Тошева Наргиза Ахмедовна — преподаватель, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль преподавания темы функционального анализа в обучении метрическому пространству с использованием интерактивных методов в преподавании математики и физики в высшей школе. Практические занятия и самостоятельное решение задач направлены на лучшее усвоение и понимание теоретического материала на четко приведенных примерах, формирование у студентов навыков и умений применять теорию на практике. Такая организация математического образования - норма, и мы принимаем ее без возражений. По сути, учебный процесс состоит из нескольких частей, основанных на рациональной деятельности в соответствии с требованиями. Ключевые слова: система математического образования, учебный материал, интерактивные методы, метрическое пространство, метод «Инсерт».

УДК 37.02

Одно из важнейших требований организации современного образования - добиться высоких результатов в короткие сроки, не затрачивая больших умственных и физических усилий. Предоставить студентам конкретные теоретические знания за короткий период времени, развить навыки и компетенции в конкретном виде деятельности, а также контролировать успеваемость студентов, оценить уровень знаний, навыков и компетенций, которые они приобрели, требует нового подхода к учебному процессу.

Принудительное использование педагогических технологий невозможно. Напротив, желательно развивать их творчески, используя передовые технологии, основанные или используемые опытными педагогами. Сегодня в ряде развитых стран накоплен большой опыт использования педагогических технологий, повышающих учебную и творческую активность студентов и обеспечивающих эффективность учебного процесса [1-19]. Одним из интерактивных методов, используемых на практике ниже, является метод «Инсерт».

Метод «Инсерт» - это средство наблюдения за пониманием. Инсерт - это мощный инструмент, который позволяет студентам активно контролировать свое понимание в процессе чтения, так как бывают случаи, когда человек не может прочитать текст до конца и вспомнить, что в нем написано. Это пример человека, который не понимает, что он читает, не принимает активного участия в процессе чтения и не следит за своим пониманием.

Стратегия служит для определения понимания учащимися определенной темы по новой теме и развития их аналитических навыков по отношению к тексту. Рассмотрим использование метода «Инсерт» для решения примеров по теме метрическое пространство: каждой группе будет предложено дать определение для метрических пространств; студенты по очереди комментируют, высказанные идеи записываются на доске; учитель раздает группам образцы метрического пространства, освещающие суть новой темы:

Метрическим пространством называется пара (X, р) , состоящая из некоторого множества (пространства) X элементов (точек) и расстояния, т.е. однозначной, неотрицательной, действительной функции р(х, y), определенной для любых x и y из X и подчиненной следующим

аксиомам:

1) р(x, у) = 0 ^ x = y, 2) р(х, y) = р(y, x) (аксиома симметрии)

3) р(х, z) < р(х, y) + р(y, z) (аксиома треугольника).

Само метрическое пространство, т.е. пару (х,р) мы будем обозначать, как правило, одной буквой X .

1 Для элементов произвольного множества положим 10, если х = y

р( х y) = 1,

[1, если х Ф y

Проверит аксиомы метрики?

2. Пусть к = (-а>; , р(х,у) = |х — у Проверит аксиомы метрики?

3. Множество упорядоченных групп из п действительных чисел х =( х1,Х2,...,Хп) с расстоянием

р(x,у) = лЕ (х— Ук)2 V к=1

называется п -мерным арифметическим евклидовым пространством. Проверит аксиомы метрики?

-группы просматривают примеры и определяют, в какой степени текст и выраженные в них идеи согласованы (сходства и различия отмечаются

специальными символами);

- Члены группы выражают свои личные взгляды и количество специальных символов генерализованный;

- Лидеры назначаются из числа членов группы;

- Лидеры представляют классу результаты группы;

- Обобщены подходы групп и сделан окончательный вывод.

Стратегия помогает учащимся развить логическое мышление и умение работать над личными ошибками.

Таблица 1. Изучение текста с помощью метода «Инсерт»

«V» « + » « - » « ? »

«да» - информация, которую вы знаете или думаете, что знаете наверняка. Обозначается «положительной» та информация, которая противоречит тому, что вы читали или знаете. Обозначается «отрицательной» - та информация, которая противоречит тому, что вы читали или знаете. Обозначается «вопросом» - то, что вы не понимаете или информация о которой вы хотите знать.

Пространство Яп как данные вводятся в пространстве йп выполнение условия 3 в определении метрики, введенной в йп пространство щ к к

Преимущества метода «Инсерт»: обеспечивает систематизацию информации, полученной при самостоятельном чтении, лекциях. Подтверждение, идентификация, отклонение, наблюдение полученной информации. Помогает развить способность связывать ранее полученную информацию. Следует отметить, что знания, навыки и умения, полученные в области математики, а также математические методы могут быть использованы при исследовании многих актуальных проблем [20-25], встречающихся в современной математической физике.

Список литературы

1. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.

2. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020).С. 3068-3071.

3. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

4. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43.

5. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.

6. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

7. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

8. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.

9. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 21-24.

10. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 25-28.

11. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 29-32.

12. Расулова З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании // Academy. 62:11 (2020). С. 31-34.

13. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 51:2-2 (2020). С. 65-68.

14. Расулова З.Д. Программные инструменты - важный фактор развития творчества учащихся // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). С. 33-36.

15. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020). С. 163-167.

16. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

17. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 33.

18. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32.

19. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020), Часть 2. С. 85-88.

20. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.

21. Rasulova Z.D. On the spectrum of a three-particle model operator // Journal of Mathematical Sciences: Advances and Applications, 25 (2014). С. 57-61.

22. Ekincioglu I., Ikromov I.A. On the boundedness of integral operators // Turkish journal of Mathematics. 23:2 (2000). С. 257-264.

23. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А. Конечность числа собственных значений двухчастичного оператора Шредингера на решетке // Теоретическая и математическая физика. 152:3 (2007). С. 502-517.

24. Икромов И.А., Шарипов Ф. О дискретном спектре неаналитической матричнозначной модели Фридрихса // Функц. анализ и его прил., 32:1 (1998). С. 63-65.

25. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А., Лакаев С.Н. О вложенных собственных значениях и резонансах обобщенной модели Фридрихса // Теоретическая и математическая физика. 103:1 (1995). С. 54-62.

МЕТОД ОБОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ Хайитова Х.Г.1, Рустамова Б.И.2

'Хайитова Хилола Гафуровна — преподаватель; 2Рустамова Барчиной Истам кизи — студент, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: известно, что преподавание математики требует от учителя высокого уровня знаний. В преподавании этого предмета педагог использует разнообразные исследовательские методы, новые педагогические технологии. Показано, что метод обобщения охватывает все аспекты, важные для изучающих математику. В статье представлено применение метода научного исследования в изучении математики - метода обобщения при решении алгебраических и геометрических задач. Знания и навыки, полученные с помощью этого метода, требуют подхода от частных характеристик к общим характеристикам. Ключевые слова: метод обобщения, свойства единицы, общие аспекты, научные способности, центр симметрии.

УДК 37.02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.