ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНЫЕ ФУНКЦИИ» Умиркулова Г.Х.
Умиркулова Гулхаё Хусниддин кизи — магистрант, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, республика Узбекистан
Аннотация: эта статья показывает актуальность и интерес студентов к математике через тему «Квадратичная функция». Предоставляется общая информация по этой теме. Даны рекомендации по преподаванию темы «Квадратные функции» методом «Работа в малых группах». Перечислены преимущества и недостатки метода «работа в малых группах». Некоторые программы компьютерных технологий, такие как MathCad, использовались для построения графиков различных функций за короткий период времени, чтобы сделать их более понятными для читателя.
Ключевые слова: работа в малых группах, квадратичная функция, график функции, программа MathCad.
УДК 37.02
Математика как наука имеет большой потенциал в развитии подрастающего поколения. Она развивает мышление учащихся и помогает им овладеть всеми предметами. Поэтому одна из основных целей преподавания математики в средних школах - уметь применять знания учащихся по математике на практике и при преподавании других предметов. Использование интерактивных методов важно для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики для повышения эффективности урока [1-20]. Математические методы могут быть использованы при исследовании многих актуальных проблем [20-25], встречающихся в современной математической физике.
Суть технологии интерактивного метода заключается в том, чтобы полагаться на творчество студентов и создавать среду для свободного обсуждения в классе. По этой методике уроки делятся на несколько этапов:
Фаза вызова. На этом этапе цель - активировать студентов, проникнуть в содержание темы, подготовить её к процессу понимания.
Мозговой штурм. Этот метод можно использовать в начале урока или где угодно. На этом этапе проблема передается учащимся посредством ментальной атаки и достигается за счет их обратной связи.
Фаза понимания. Заключительные замечания по теме заслушиваются и дополняются учителем новыми идеями.
Стадия мышления. Студентов попросят короткими предложениями описать свои знания и понимание темы. Для выполнения этой задачи используется метод работы в малых группах. При использовании метода работы в малых группах преподаватель имеет возможность сэкономить время и при этом вовлечь всех учащихся в тему и оценить её. Сначала объясняется тема, а затем формируются небольшие группы. Например, класс делится на четыре группы, и каждой из них дается одинаково сложное задание.
2 ^
Задача для первой группы: Постройте график функции у — X — 5 .
Задача для второй группы: Постройте график функции у — 0.3х .
Задание для третьей группы: Постройте график функции у — —(х — 3)2.
Задание для четвертой группы: Постройте график функции \2
у — —(х + 2)2 + 5
Рис. 1. График квадратичных функций
Всем группам будут даны инструкции и указания, и по прошествии отведенного времени всем 4 группам будет предложено представить свои ответы по очереди. Групповые ответы обсуждаются, анализируются и оцениваются.
Преимущества метода «Работа в малых группах»: усвоить содержание обучения; приводит к улучшению коммуникативных навыков; есть возможность сэкономить время; все ученики задействованы в уроке; будет возможность самооценки и межгрупповой оценки.
Недостатки метода «работа в малых группах»: сильные ученики также реже получают низкие оценки, потому что в некоторых небольших группах есть слабые ученики; внутри группы может быть конфликт.
Для изучения этой темы желательно использовать Mathcad. Mathcad имеет возможность рисовать графики выражений, относящихся к любой функции или дискретной переменной. Каждый график зависит от дискретной переменной. Эта дискретная переменная должна быть выражением как для оси абсцисс, так и для осей ординат. Mathcad описывает одну точку для каждого значения дискретной переменной.
Пусть дана функция f . Для построения графика этой функции разобьем отрезок [ö, Ь~\ на n частей. Берем дискретную переменную и делим отрезок [ö, Ь~\ на n частей следующим образом: h в качестве шага мы берем и определяем дискретную переменную i как i := 0,... Jl xi как i , и мы получаем точки xi и /"(х ) . По этим
точкам можно построить график функции.
Рис. 2. График функции по точкам
Также можно использовать мозговой штурм, решение проблем, тематическое исследование, проект, блиц-вопросы и сводку. Проведение уроков с использованием вышеуказанных интерактивных методов и компьютерных технологий еще больше повысит эффективность урока и интерес учащихся к науке. Это дает гарантированный результат в учебном процессе. Поэтому для каждого учителя важно использовать интерактивные методы в классе.
Список литературы
1. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.
2. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43.
3. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.
4. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.
5. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.
6. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интег-ральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.
7. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.
8. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.
9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 29-32.
10. Расулова З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании // Academy. 62:11 (2020). С. 31-34.
11. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 25-28.
12. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 21-24.
13. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020), pp. 163-167.
14. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 51:2-2 (2020). С. 65-68.
15. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.
16. Расулова З.Д. Программные инструменты - важный фактор развития творчества учащихся // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). С. 33-36.
17. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32..
18. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.
19. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С.33-36.
20. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.
21. Rasulova Z.D. On the spectrum of a three-particle model operator // Journal of Mathematical Sciences: Advances and Applications, 25 (2014). С. 57-61.
22. Ekincioglu I., Ikromov I.A. On the boundedness of integral operators // Turkish journal of Mathematics. 23:2 (2000). С. 257-264.
23. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А. Конечность числа собственных значений двухчастичного оператора Шредингера на решетке // Теоретическая и математическая физика. 152:3 (2007). С. 502-517.
24. Икромов И.А., Шарипов Ф. О дискретном спектре неаналитической матричнозначной модели Фридрихса // Функц. анализ и его прил., 32:1 (1998). С. 63-65.
25. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А., Лакаев С.Н. О вложенных собственных значениях и резонансах обобщенной модели Фридрихса // Теоретическая и математическая физика. 103:1 (1995). С. 54-62.