Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНЫЕ ФУНКЦИИ»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНЫЕ ФУНКЦИИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ / КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ / ГРАФИК ФУНКЦИИ / ПРОГРАММА MATHCAD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умиркулова Гулхаё Хусниддин Кизи

Эта статья показывает актуальность и интерес студентов к математике через тему «Квадратичная функция». Предоставляется общая информация по этой теме. Даны рекомендации по преподаванию темы «Квадратные функции» методом «Работа в малых группах». Перечислены преимущества и недостатки метода «работа в малых группах». Некоторые программы компьютерных технологий, такие как MathCad, использовались для построения графиков различных функций за короткий период времени, чтобы сделать их более понятными для читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНЫЕ ФУНКЦИИ»»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MATHCAD ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «КВАДРАТИЧНЫЕ ФУНКЦИИ» Умиркулова Г.Х.

Умиркулова Гулхаё Хусниддин кизи — магистрант, кафедра математического анализа, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, республика Узбекистан

Аннотация: эта статья показывает актуальность и интерес студентов к математике через тему «Квадратичная функция». Предоставляется общая информация по этой теме. Даны рекомендации по преподаванию темы «Квадратные функции» методом «Работа в малых группах». Перечислены преимущества и недостатки метода «работа в малых группах». Некоторые программы компьютерных технологий, такие как MathCad, использовались для построения графиков различных функций за короткий период времени, чтобы сделать их более понятными для читателя.

Ключевые слова: работа в малых группах, квадратичная функция, график функции, программа MathCad.

УДК 37.02

Математика как наука имеет большой потенциал в развитии подрастающего поколения. Она развивает мышление учащихся и помогает им овладеть всеми предметами. Поэтому одна из основных целей преподавания математики в средних школах - уметь применять знания учащихся по математике на практике и при преподавании других предметов. Использование интерактивных методов важно для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики для повышения эффективности урока [1-20]. Математические методы могут быть использованы при исследовании многих актуальных проблем [20-25], встречающихся в современной математической физике.

Суть технологии интерактивного метода заключается в том, чтобы полагаться на творчество студентов и создавать среду для свободного обсуждения в классе. По этой методике уроки делятся на несколько этапов:

Фаза вызова. На этом этапе цель - активировать студентов, проникнуть в содержание темы, подготовить её к процессу понимания.

Мозговой штурм. Этот метод можно использовать в начале урока или где угодно. На этом этапе проблема передается учащимся посредством ментальной атаки и достигается за счет их обратной связи.

Фаза понимания. Заключительные замечания по теме заслушиваются и дополняются учителем новыми идеями.

Стадия мышления. Студентов попросят короткими предложениями описать свои знания и понимание темы. Для выполнения этой задачи используется метод работы в малых группах. При использовании метода работы в малых группах преподаватель имеет возможность сэкономить время и при этом вовлечь всех учащихся в тему и оценить её. Сначала объясняется тема, а затем формируются небольшие группы. Например, класс делится на четыре группы, и каждой из них дается одинаково сложное задание.

2 ^

Задача для первой группы: Постройте график функции у — X — 5 .

Задача для второй группы: Постройте график функции у — 0.3х .

Задание для третьей группы: Постройте график функции у — —(х — 3)2.

Задание для четвертой группы: Постройте график функции \2

у — —(х + 2)2 + 5

Рис. 1. График квадратичных функций

Всем группам будут даны инструкции и указания, и по прошествии отведенного времени всем 4 группам будет предложено представить свои ответы по очереди. Групповые ответы обсуждаются, анализируются и оцениваются.

Преимущества метода «Работа в малых группах»: усвоить содержание обучения; приводит к улучшению коммуникативных навыков; есть возможность сэкономить время; все ученики задействованы в уроке; будет возможность самооценки и межгрупповой оценки.

Недостатки метода «работа в малых группах»: сильные ученики также реже получают низкие оценки, потому что в некоторых небольших группах есть слабые ученики; внутри группы может быть конфликт.

Для изучения этой темы желательно использовать Mathcad. Mathcad имеет возможность рисовать графики выражений, относящихся к любой функции или дискретной переменной. Каждый график зависит от дискретной переменной. Эта дискретная переменная должна быть выражением как для оси абсцисс, так и для осей ординат. Mathcad описывает одну точку для каждого значения дискретной переменной.

Пусть дана функция f . Для построения графика этой функции разобьем отрезок [ö, Ь~\ на n частей. Берем дискретную переменную и делим отрезок [ö, Ь~\ на n частей следующим образом: h в качестве шага мы берем и определяем дискретную переменную i как i := 0,... Jl xi как i , и мы получаем точки xi и /"(х ) . По этим

точкам можно построить график функции.

Рис. 2. График функции по точкам

Также можно использовать мозговой штурм, решение проблем, тематическое исследование, проект, блиц-вопросы и сводку. Проведение уроков с использованием вышеуказанных интерактивных методов и компьютерных технологий еще больше повысит эффективность урока и интерес учащихся к науке. Это дает гарантированный результат в учебном процессе. Поэтому для каждого учителя важно использовать интерактивные методы в классе.

Список литературы

1. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics // International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020). С. 3068-3071.

2. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject // Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019). С. 43.

3. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях // Вестник науки и образования, 95:17 (2020). Часть 2. С. 83-86.

4. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadbantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics // Academy. 55:4 (2020). С. 65-68.

5. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 48-51.

6. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интег-ральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 74-76.

7. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students // Academy. 55:4 (2020). С. 68-71.

8. Умарова У.У. Применение триз технологии к теме «Нормальные формы для формул алгебры высказываний» // Наука, техника и образование. 73:9 (2020). С. 32-35.

9. Тошева Н.А. Междисциплинарные связи в преподавании комплексного анализа // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 29-32.

10. Расулова З.Д. Эффективность дистанционной организации процессов обучения в высшем образовании // Academy. 62:11 (2020). С. 31-34.

11. Хайитова Х.Г. Использование эвристического метода при объяснении темы «Непрерывные линейные операторы» по предмету «Функциональный анализ» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 25-28.

12. Умарова У.У. Роль современных интерактивных методов в изучении темы «Множества и операции над ними» // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С. 21-24.

13. Rashidov A.Sh. Use of differentiation technology in teaching Mathematics // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences, 8:7 (2020), pp. 163-167.

14. Расулова З.Д. Дидактические основы развития у будущих учителей креативного мышления // European science. 51:2-2 (2020). С. 65-68.

15. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015). С. 16-20.

16. Расулова З.Д. Программные инструменты - важный фактор развития творчества учащихся // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). С. 33-36.

17. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции // Проблемы педагогики. 50:5 (2020). С. 29-32..

18. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики // Вестник науки и образования. 99:21 (2020). Часть 2. С. 85-88.

19. Курбонов Г.Г. Преимущества компьютерных образовательных технологий в обучении теме скалярного произведения векторов // Вестник науки и образования. 94:16 (2020). Часть 2. С.33-36.

20. Умарова У.У. Обычные и квадратичные числовые образы 2х2-матриц. оператора // Учёные XXI века. 53:6-1 (2019). С. 25-26.

21. Rasulova Z.D. On the spectrum of a three-particle model operator // Journal of Mathematical Sciences: Advances and Applications, 25 (2014). С. 57-61.

22. Ekincioglu I., Ikromov I.A. On the boundedness of integral operators // Turkish journal of Mathematics. 23:2 (2000). С. 257-264.

23. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А. Конечность числа собственных значений двухчастичного оператора Шредингера на решетке // Теоретическая и математическая физика. 152:3 (2007). С. 502-517.

24. Икромов И.А., Шарипов Ф. О дискретном спектре неаналитической матричнозначной модели Фридрихса // Функц. анализ и его прил., 32:1 (1998). С. 63-65.

25. Абдуллаев Ж.И., Икромов И.А., Лакаев С.Н. О вложенных собственных значениях и резонансах обобщенной модели Фридрихса // Теоретическая и математическая физика. 103:1 (1995). С. 54-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.