Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ'

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Алена Александровна, Ешкина Наталья Ивановна

Цель исследования - обосновать эффективность технологии педагогического проектирования как средства обучения студентов педагогического вуза вожатской деятельности. В статье проанализирована логика изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности», определены основные содержательные блоки данной дисциплины и технологии обучения студентов взаимодействию с временным детским коллективом. Научная новизна исследования заключается в разработке технологии педагогического проектирования в рамках практических занятий по дисциплине «Основы вожатской деятельности» в педагогическом вузе, которая может быть использована в образовательной практике. В результате раскрыта роль педагогического проектирования в организации деятельности вожатого в образовательных школьных организациях; представлен разработанный преподавателями и студентами Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого проект «Выбор профессии определяет будущее», определены его цели и задачи, раскрыты логика и содержание основных мероприятий, проведение которых ориентировано на профориентационную работу по популяризации профессий в контексте программ Российского движения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Алена Александровна, Ешкина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF TEACHING LEADERS’ ACTIVITY TO STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY MEANS OF PEDAGOGICAL DESIGN

The aim of the paper is to substantiate the effectiveness of pedagogical design technology as a means of teaching leaders’ activity to students of a pedagogical university. The article analyses the logic of studying the discipline “Fundamentals of Leaders’ Activity”, defines the main content blocks of this discipline and the technology of teaching students to interact with a temporary children’s group. The scientific novelty lies in the development of a pedagogical design technology within the framework of practical classes in the discipline “Fundamentals of Leaders’ Activity” in a pedagogical university, which can be used in educational practice. As a result, the role of pedagogical design in organizing a leader’s activity in educational school organizations is revealed; the project “The Choice of a Profession Determines the Future” developed by the teachers and students of Tula State Pedagogical University is presented; its goals and objectives are defined; the logic and content of the main events, the conduct of which is focused on career guidance to popularize professions in the context of the programs of the Russian Movement of Schoolchildren, are revealed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»

ИЗДАТЕЛЬСТ

$ rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 7. С. 786-791 | 2022. Volume 7. Issue 7. P. 786-791

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Технология обучения студентов педагогического вуза

вожатской деятельности средствами педагогического проектирования

Сергеева А. А., Ешкина Н. И.

Аннотация. Цель исследования - обосновать эффективность технологии педагогического проектирования как средства обучения студентов педагогического вуза вожатской деятельности. В статье проанализирована логика изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности», определены основные содержательные блоки данной дисциплины и технологии обучения студентов взаимодействию с временным детским коллективом. Научная новизна исследования заключается в разработке технологии педагогического проектирования в рамках практических занятий по дисциплине «Основы вожатской деятельности» в педагогическом вузе, которая может быть использована в образовательной практике. В результате раскрыта роль педагогического проектирования в организации деятельности вожатого в образовательных школьных организациях; представлен разработанный преподавателями и студентами Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого проект «Выбор профессии определяет будущее», определены его цели и задачи, раскрыты логика и содержание основных мероприятий, проведение которых ориентировано на профориентационную работу по популяризации профессий в контексте программ Российского движения школьников.

EN

Technology of Teaching Leaders' Activity to Students of Pedagogical University by Means of Pedagogical Design

Sergeeva A. A., Eshkina N. I.

Abstract. The aim of the paper is to substantiate the effectiveness of pedagogical design technology as a means of teaching leaders' activity to students of a pedagogical university. The article analyses the logic of studying the discipline "Fundamentals of Leaders' Activity", defines the main content blocks of this discipline and the technology of teaching students to interact with a temporary children's group. The scientific novelty lies in the development of a pedagogical design technology within the framework of practical classes in the discipline "Fundamentals of Leaders' Activity" in a pedagogical university, which can be used in educational practice. As a result, the role of pedagogical design in organizing a leader's activity in educational school organizations is revealed; the project "The Choice of a Profession Determines the Future" developed by the teachers and students of Tula State Pedagogical University is presented; its goals and objectives are defined; the logic and content of the main events, the conduct of which is focused on career guidance to popularize professions in the context of the programs of the Russian Movement of Schoolchildren, are revealed.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью многосторонней организации обучения в педагогическом университете, которая позволяет студентам не только освоить дисциплины, связанные с профессионально-педагогической деятельностью учителя-предметника, но и получить опыт работы с детьми в качестве вожатых в лагерях различных видов. В Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого (далее - ТГПУ им. Л. Н. Толстого) реализуется дисциплина «Основы вожатской деятельности», направленная на подготовку будущих педагогов к успешному взаимодействию с временным детским коллективом в условиях оздоровительного лагеря.

Задачи исследования:

- раскрыть особенности организации учебного процесса по дисциплине «Основы вожатской деятельности» в педагогическом вузе;

- описать процесс реализации технологии педагогического проектирования при обучении вожатской деятельности студентов (на примере обучающихся Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого).

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220115

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Теоретическая база исследования представлена работами, посвященными рассмотрению теории педагогического проектирования и специфике организации процесса обучения вожатской деятельности студентов. В работах И. А. Колесниковой (2003), В. А. Болотова (2009), В. С. Безруковой (1999), Е. С. Заир-Бек (2005) подробно рассматриваются технологии подготовки, апробации и осуществления педагогического проекта как разработанной системы и структуры действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. В исследованиях Л. В. Байбородовой (2003), М. Е. Вайндорф-Сысоевой (2005), К. В. Дрозд (2015; 2021), Т. Н. Владимировой (2017) приведен анализ подходов к организации вожатской деятельности в образовательных организациях различных видов, сделан акцент на важности учета особенностей формирования и развития временного детского коллектива, обоснованы подходы к организации воспитательного процесса с обучающимися разных возрастных и типологических групп.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, описательный анализ, наблюдение, анкетирование обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в конкретизации особенностей применения технологии педагогического проектирования в процессе обучения студентов педагогического вуза вожатской деятельности. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями вузов, а также инструкторами «школ будущих вожатых» для организации образовательного процесса.

Основная часть

В процессе изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого студенты знакомятся с различными профессиональными видами деятельности вожатого. Вслед за А. П. Каитовым, И. Г. Озерец, А. С. Львовой, Н. С. Трухановской, А. И. Савенковым и др. (Борисова, Десяева, Каитов и др., 2018; Озерец, Строгова, Тютюкова, 2018; Савенков, Львова, Любченко и др., 2017; Львова, Любченко, Трухановская, 2017) в рабочей программе дисциплины мы выделили ряд видов профессиональной деятельности вожатого, с характерными особенностями которых студенты знакомятся в процессе обучения:

- диагностический;

- ориентационно-прогностический;

- конструктивно-проектировочный;

- информационно-объяснительный;

- коммуникативно-стимулирующий;

- аналитико-оценочный.

В рамках диагностического вида деятельности вожатого студенты знакомятся с путями осуществления диагностики особенностей развития и уровня воспитанности детей в отряде.

Ориентационно-прогностический вид деятельности требует от будущего вожатого формирования умения устанавливать направление развития ребенка, ставить цели и задачи на каждом этапе работы с временным детским коллективом в целом и каждым ребенком отдельно, предвидеть результаты этой работы.

Рассматривая конструктивно-проектировочный вид деятельности со студентами в процессе изучения дисциплины, необходимо обратить внимание на важность знаний организации жизнедеятельности временного детского коллектива, владения современными технологиями сплочения.

Анализируя информационно-объяснительный вид деятельности вожатого, студенты знакомятся с алгоритмами освоения и переработки современной информации, осознают значимость обладания актуальными нравственными и мировоззренческими знаниями и их распространения среди воспитанников.

Коммуникативно-стимулирующий вид деятельности, которым овладевают студенты в процессе изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности», направлен на формирование умений устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения во временном детском коллективе, мотивировать примером к активной досуговой, спортивной и познавательной деятельности в лагере.

Значение аналитико-оценочного вида деятельности вожатого студенты должны понимать как умение анализировать многофакторный процесс взаимодействия со своим временным детским коллективом, проводить рефлексию своей деятельности, оценивать полноту выполнения поставленных целей и задач. Все эти виды работ позволяют студентам научиться осуществлять обратную связь со всеми субъектами лагерной смены.

Отметим также, что дисциплина «Основы вожатской деятельности», изучаемая в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, включает в себя ряд тематических блоков:

- вожатское дело: история возникновения; нормативно-правовые основы вожатской деятельности;

- педагогические основы вожатской деятельности;

- жизнедеятельность временного детского коллектива: структура и организация деятельности;

- методика работы вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря;

- педагогические кадры лагеря; профессиональная этика и культура вожатого;

- основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.

В соответствии с рабочей программой дисциплины «Основы вожатской деятельности» (2021 г.) занятия осуществляются в форме лекций, практических занятий с использованием деловых и ролевых игр, кейс-

практикумов и тренингов. Кроме того, активное погружение студентов в вожатскую деятельность осуществляется посредством разработки проектов и «проигрывания» их отдельных элементов, как с позиции вожатого, так и с позиции ребенка.

Большинство исследователей утверждают, что педагогическое проектирование - неотъемлемый компонент в деятельности педагога (Коцуба, Калугина, 2016; Борлакова, 2019; Абасов, 2007). Именно поэтому обучение проектированию и разработке проектов является важной частью образовательного процесса в педагогическом вузе (Ермакова, Янюшкина, 2012). Анализ работ И. А. Колесниковой, М. П. Горчаковой-Сибирской (2005), В. А. Болотова (2012), Н. А. Шмыревой (2021) позволил нам определить педагогическое проектирование как функциональный компонент профессионально-педагогической деятельности, предполагающий анализ педагогом будущего образовательного процесса с позиций всех его субъектов, а также прогнозирование его результатов.

В рамках изучения дисциплины «Основы вожатской деятельности» ключевыми элементами педагогического проектирования выступают:

- моделирование будущими вожатыми воспитательной работы с временным детским коллективом в целом и отдельными воспитанниками в частности;

- планирование путей управления этими процессами и оценки их эффективности (Борлакова, 2019).

Реализация технологии педагогического проектирования в рамках практических занятий по дисциплине

«Основы вожатской деятельности» включает в себя четыре этапа:

1) Педагогическое моделирование вожатской деятельности: данный этап предполагает обсуждение студентами общего замысла, формулирование цели и задач деятельности, отбор необходимой психолого-педагогической и иной литературы для реализации проекта, а также продумывание основных путей достижения, необходимых средств и прогнозирование итогов работы. Многие студенты активно включаются в педагогическое моделирование и формулируют тематику воспитательных мероприятий в лагере, опираясь на предложенные психолого-педагогические характеристики отряда и отдельных его членов. Преимуществом данного средства обучения вожатской деятельности является активное «погружение» будущих вожатых в работу по постановке целей, отбору содержания и прогнозированию результатов воспитательной деятельности с временным детским коллективом.

2) Педагогическое проектирование и конструирование вожатской деятельности: данный этап предполагает непосредственное создание проекта студентами, которые распределяют проектные задания по микрогруппам, прорабатывают этапы взаимодействия вожатого с воспитанниками внутри временного детского коллектива. На этом этапе модель, сформулированная студентами ранее на занятиях, доводится до уровня практического использования, оформляется как готовый продукт.

3) Презентация результата проектирования вожатской деятельности: на данном этапе будущие вожатые представляют результаты своей деятельности по педагогическому проектированию. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные защиты проектов. Практика преподавания дисциплины «Основы вожатской деятельности» показывает, что защиты проектов проходят максимально эффективно, если в качестве экспертов приглашаются студенты старших курсов, которые уже побывали в роли вожатых в рамках практики в детских оздоровительных лагерях.

4) Рефлексия деятельности по педагогическому проектированию вожатской деятельности: на данном этапе происходит соотнесение результата деятельности по проектированию воспитательного мероприятия в детском оздоровительном лагере с поставленной целью. Эксперты-студенты, преподаватели и сами разработчики проекта анализируют эффективность использованного способа оценки проектной деятельности.

Подчеркнем, что использование технологии педагогического проектирования в процессе обучения во-жатской деятельности студентов дает неоспоримый положительный эффект при подготовке к будущей практике в детских оздоровительных лагерях. В рамках проектирования будущие вожатые актуализируют теоретические знания по всем разделам дисциплины, совершенствуют свои умения по проектированию воспитательных событий и мероприятий с временным детским коллективом. Проектирование мероприятий с временным детским коллективом позволяет перевести будущих вожатых в активную субъектную позицию, что способствует развитию специфических умений, навыков и компетенций.

Так, в 2021-2022 учебном году студенты Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого приняли участие во Всероссийском конкурсе «Вожатые - школе!», в рамках которого им предстояло разработать и защитить собственный проект, предполагающий организацию совместной деятельности обучающихся школ и вожатых. В состав команды вошли 6 студентов 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование», изучающих дисциплину «Основы вожатской деятельности». Ими был разработан и успешно защищен профориентационный проект «Выбор профессии определяет будущее», предполагающий осуществление просветительской деятельности вожатых с обучающимися 9-11 классов по популяризации профессий в контексте программ Российского движения школьников.

Проблема, предложенная студентами, достаточно актуальна, поскольку выбор профессии является важнейшим этапом самоопределения ребенка. Но часто форма знакомства с миром профессий является неактуальной, неинтересной обучающимся, что выступает препятствием к органичному «вхождению-знакомству» с миром профессий. Привлечение вожатых в качестве спикеров и модераторов мероприятий, посвященных выбору профессии, будет способствовать более эффективному восприятию информации и позволит организовать диалог с обучающимися в формате «на одной волне».

Целью проекта стало создание системы инновационных профориентационных мероприятий для обучающихся массовых образовательных организаций с активным привлечением будущих вожатых (студентов педагогического университета) к данной деятельности.

Задачами проекта стали:

1. изучение организации системы инновационных профориентационных мероприятий с включением вожатых в образовательных организациях разных регионов Российской Федерации;

2. организация знакомства вожатых (студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого) с основами профориентацион-ной работы;

3. разработка и презентация системы инновационных профориентационных мероприятий для обучающихся в образовательных организациях Тульской области;

4. реализация данной системы в образовательных учреждениях Тульской области в течение учебного года;

5. систематическое проведение рефлексии вожатых и обучающихся после профориентационных мероприятий и, при необходимости, корректировка данной системы;

6. подведение итогов профориентационной работы с обучающимися и деятельности вожатых (студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого) по реализации системы инновационных профориентационных мероприятий в образовательных организациях и определение перспектив ее развития.

Команда конкурсантов отобрала наиболее эффективные методы реализации своего проекта:

- коллективный и командный подход;

- сетевой график (создание динамической модели организации процесса, отражающей технологическую зависимость и последовательность выполнения всего комплекса работ в рамках проекта);

- разработка, подготовка и проведение мероприятий;

- отслеживание и система отчета;

- оценка.

Задачи, поставленные в процессе проектирования, реализовывались в соответствии с согласованным командой календарным планом.

1. Первая задача, связанная с изучением организации системы инновационных профориентационных мероприятий и с включением вожатых в образовательных организациях разных регионов Российской Федерации, решалась через проведение конференции на тему «Профориентация сегодня», на которой рассматривались пути и механизмы организации системы инновационных профориентационных мероприятий с включением вожатых из образовательных организаций разных регионов Российской Федерации. Участниками выступали студенты-вожатые ТГПУ им. Л. Н. Толстого, педагоги ТГПУ им. Л. Н. Толстого, а также учителя школ Тульского региона.

2. Решение второй задачи, направленной на организацию знакомства вожатых (студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого) с основами профориентационной работы, проходило посредством организации форума «Мир профессий» и мастер-класса «Выбираю сам», призванных познакомить будущих вожатых (студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого) с основами профориентационной работы и многообразием ее форм. На данном этапе участниками форума и мастер-класса стали студенты-вожатые ТГПУ им. Л. Н. Толстого, учителя школ Тульского региона, а также педагоги ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

3. Третья задача, заключающаяся в разработке и презентации системы инновационных профориента-ционных мероприятий для обучающихся в образовательных организациях Тульской области, реализовыва-лась через проведение круглого стола «Профориентация в современной школе: проблемы и перспективы», в котором приняли участие студенты-вожатые ТГПУ им. Л. Н. Толстого, учителя школ Тульского региона и педагоги ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

4. Четвертая задача, основанная на реализации разработанной системы в образовательных учреждениях Тульской области в течение учебного года, решалась через ряд мероприятий, организованных студентами ТГПУ им. Л. Н. Толстого с обучающимися 9-11 классов и направленных на осуществление системы инновационной профориентационной работы:

- проведение skills-сессий «Профессии будущего»: в рамках данных сессий осуществлялось знакомство обучающихся классов психолого-педагогической направленности региона с пулом профессий «Педагог будущего», проходило обсуждение качеств, которыми должен обладать педагог сегодня, и того, что понадобится педагогу будущего и т.д.;

- проведение дискуссии «Билет в будущее» в формате сторителлинга, целью которой является привлечение внимания обучающихся школ региона к разнообразным профессиям и перспективам их развития;

- проведение ярмарки «Город профессий», предполагающей погружение обучающихся школ в условия работы представителей различных профессий (один день в роли учителя, учёного, полицейского и т.д.);

- проведение видеоконкурса «Профессии, которые мы выбираем» (обучающиеся совместно с вожатыми участвуют в разработке сценариев видеороликов, отображающих особенности профессий в различных ситуациях, значимость данных профессий (учителей, пожарных, врачей, полицейских, работников службы спасения и т.д.)).

5. Пятая задача, связанная с систематическим проведением рефлексии вожатых и обучающихся после профориентационных мероприятий и, при необходимости, корректировкой разработанной системы, решалась в рамках коворкинга «Мои достижения и перспективы». Целью данного мероприятия стали обобщение опыта деятельности студентов-вожатых, поиск новых способов взаимодействия с обучающимися 9-11 классов в школах Тульского региона, выявление возникающих сложностей в проведенной работе, а также поиск путей их преодоления.

6. Шестая задача, нацеленная на подведение итогов профориентационной работы с обучающимися и деятельности вожатых (студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого) по реализации системы инновационных профориен-тационных мероприятий в образовательных организациях и определение перспектив ее развития, реализо-вывалась через марафон «Я и мир профессий», в котором участвовали обучающиеся 9-11 классов школ Тульского региона, студенты-вожатые ТГПУ им. Л. Н. Толстого, а также педагоги ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Проектная команда также сформулировала качественные и количественные ожидаемые результаты от реализации проекта. К значимым качественным результатам были отнесены:

• повышение интереса студентов - будущих вожатых к педагогической деятельности (в том числе профориентационной работе с обучающимися 9-11 классов);

• укрепление интереса среди обучающихся к «миру профессий» и формирование у них мотивации выбора профессионального пути.

Количественными результатами реализации проекта стали:

• проведение мероприятия по актуализации знаний о профориентационной работе среди студентов-вожатых ТГПУ им. Л. Н. Толстого;

• проведение мероприятия профориентационной направленности для обучающихся 9-11 классов Тульского региона;

• подготовка публикаций в социальных сетях по итогам проведенных мероприятий;

• 36% обучающихся изменили свое мнение о мире профессий и более 20% школьников определились с выбором профессии (по итогам анкетирования, проведенного на завершающем этапе реализации проекта, в котором приняли участие 384 обучающихся старших классов школ Тульского региона).

Отметим также, что в 2021-2022 учебном году данный проект реализовывался студентами - будущими вожатыми в пилотном режиме. В следующем учебном году планируется увеличить охват образовательных учреждений региона, а также сформировать несколько проектных команд из числа студентов.

Заключение

Подводя итог, отметим, что, несмотря на существующее многообразие путей организации обучения во-жатской деятельности, от всех субъектов образовательного процесса требуется четкое понимание системности и планомерности данной работы, значимости специальной подготовки. Участие студентов - будущих вожатых в проектной деятельности позволяет им занять активную образовательную позицию, погрузиться в профессиональную деятельность еще на этапе обучения в университете, что в конечном итоге в будущей повседневной практике позволит молодым специалистам эффективно реализовывать основные требования стандартов нового поколения.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в разработке и реализации сетевой модели подготовки студентов-вожатых совместно с образовательными организациями региона.

Источники | References

1. Абасов З. А. Проектирование и планирование в профессионально-педагогической деятельности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 4.

2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования // Педагогика. 2009. № 1.

5. Болотов В. А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы. 2012. № 10 (173).

6. Борисова М. М., Десяева Н. Д., Каитов А. П., Львова А. С., Никитина Э. К., Савенков А. И., Серебренникова Ю. А., Степанов С. Ю. Программы подготовки специалиста по работе с временным детским коллективом (вожатого): уч.-метод. пособие / науч. ред. А. И. Савенков. М.: Перо, 2018.

7. Борлакова Б. М. Проектирование в профессионально-педагогической деятельности современного учителя // Проблемы теории и практики развития физической культуры и спорта на современном этапе: мат. IX Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 55-летию факультета ФКиБЖ ДГПУ (г. Махачкала, 19 ноября 2019 г.). Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2019.

8. Вайндорф-Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства. М.: ЦГЛ, 2005.

9. Владимирова Т. Н. К вопросу о подготовке вожатых в рамках проекта «Всероссийская школа вожатых» // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2 (66).

10. Дрозд К. В. Социально-педагогическая деятельность в детских оздоровительных лагерях: учебно-методическое пособие / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015.

11. Дрозд К. В., Плаксина И. В. Основы вожатской деятельности: уч.-метод. Пособие. Владимир, 2021.

12. Ермакова Л. И., Янюшкина Г. М. Интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом педвуза в условиях педагогической практики // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1.

13. Заир-Бек Е. С. Концептуальная рамка программ развития образования // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2005. № 2.

14. Колесникова И. А. Основы технологической культуры педагога. СПб., 2003.

15. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: уч. пособие для высших учебных заведений / под ред. И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005.

16. Коцуба М. Л., Калугина Н. А. Педагогическое проектирование в деятельности педагогов профессиональных образовательных организаций в современных условиях // Интерактивная наука. 2016. № 10.

17. Львова А. С., Любченко О. А., Трухановская Н. С. Программа проектирования культурно-ориентированного и оздоровительно-образовательного пространства загородного подмосковного лагеря // European Social Science Journal. 2017. № 7.

18. Озерец И. Г., Строгова Н. Е., Тютюкова О. Н. Вожатская деятельность как одно из направлений формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза (из опыта подготовки вожатых) // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 4 (52).

19. Основы вожатской деятельности: рабочая программа дисциплины. 2021. URL: https://tsput.ru/sveden/education/ filepdf.php?subid=34419

20. Савенков А. И., Львова А. С., Любченко О. А., Муродходжаева Н. С. Особенности применения системно-деятельностного подхода в профессионально ориентированной подготовке будущих вожатых // Высшее образование сегодня. 2017. № 9.

21. Шмырева Н. А. Педагогическое проектирование: уч.-метод. пособие / Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2021.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Сергеева Алена Александровна1, к. пед. н. Ешкина Наталья Ивановна2

1 2 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Sergeeva Alena Aleksandrovna1, PhD Eshkina Natalya Ivanovna2

1 2 Tula State Pedagogical University

1 2 zayac8607@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 04.07.2022; опубликовано (published): 25.08.2022.

Ключевые слова (keywords): технология обучения вожатской деятельности; студент педагогического вуза; средства педагогического проектирования; временный детский коллектив; technology of training leaders' activity; student of pedagogical university; means of pedagogical design; temporary children's group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.