Научная статья на тему 'Технология образовательного события в Российской и зарубежной образовательной практике'

Технология образовательного события в Российской и зарубежной образовательной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1168
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

Введение. Современное образование, становясь все более активным, гибким, электронным, непосредственно связанным с практикой, находится в поиске новых форм и технологий обучения. Использование образовательных событий для обучения и развития обучающихся применяется сегодня во всем мире. Образовательные события дают возможность эффективно вовлекать студентов в получение практического опыта, создает уникальные условия для коммуникаций и взаимодействия, формирует пространство ответственности и рефлексии. Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательных событий в профессиональной подготовке и их сравнение имеет высокую теоретическую и практическую значимость для развития практики событийного подхода в российском образовании. Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического характера, позволяющие изучать состояние предмета исследования в научных источниках и существующей практике, сопоставлять различные точки зрения, выявлять факты и зависимости и в дальнейшем обобщать полученные данные в форме выводов. В работе использовались методы систематизации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и сравнения. В качестве источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы и инструкции по использованию образовательных технологий, разработанные в университетах. Результаты исследования. В результате исследования нам удалось сформулировать и уточнить сущностные характеристики образовательного события в отечественной и зарубежной теории, а также проанализировать опыт реализации образовательных событий на практике. В отечественных источниках основными характеристиками образовательного события выступают вовлеченность, выход за рамки повседневной активности, воспроизведение образцов, акцент на коммуникации и взаимодействии, эмоциональное напряжение, получение значимого уникального результата, ответственность участников. Большое внимание уделено вопросам проектирования образовательных событий. В зарубежных источниках образовательное событие используется как инновационная образовательная технология, как элемент экологической образовательной среды и смарт-образования, как этап обучения, построенного на сценарии. В зарубежной практике акцент делается на рефлексивном опыте участников. Обсуждение и заключения. Полученные результаты работы расширяют и обогащают смысловые значения образовательного события в педагогической практике; выявленные особенности и характеристики реализации событийного подхода в зарубежном образовании позволят расширить представление о возможностях данной образовательной технологии и в дальнейшем учитывать их при проектировании образовательных событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT-BASED LEARNING IN RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATIONAL PRACTICE

Introduction: Modern education, becoming more active, flexible, electronic, directly related to practice, is in search of new forms and technologies of education. The use of educational events for the training and development of students is used today throughout the world. Educational events make it possible to effectively engage students in gaining practical experience, create unique conditions for communication and interaction, and form a space of responsibility and reflection. The study of domestic and foreign experience in the implementation of educational events in vocational training and their comparison is of high theoretical and practical importance for the development of the practice of the event-based approach in Russian education. Materials and methods: n the work methods of a theoretical nature are used, which allow one to study the state of research objects in scientific sources and existing practice, compare various points of view, reveal facts and dependencies, and further generalize the obtained data in the form of conclusions. The work used methods of systematization, analysis and synthesis, abstraction, generalization and comparison. The sources were scientific publications in periodical sources, methodological materials and instructions on the use of educational technologies developed at universities. Results: As a result of the study, we were able to formulate and clarify the essential characteristics of the educational event in domestic and foreign theory, as well as analyze the experience of implementing educational events in practice. In domestic sources, the main characteristics of educational events are involvement, going beyond everyday activities. reproduction of samples, emphasis on communication and interaction, emotional stress, obtaining a significant unique result, the responsibility of participants. Much attention has been removed to the design of educational events. In foreign sources, the educational event is used as an innovative educational technology, as an element of an ecological educational environment and smart education, as a stage of training based on a scenario. In foreign practice, the emphasis is on the reflective experience of participants. Discussion and Conclusions: the obtained results expand and enrich the semantic meanings of the educational event in pedagogical practice; The revealed features and characteristics of the implementation of the event-based approach in foreign education will allow us to expand our understanding of the possibilities of this educational technology and to take them into account when designing educational events.

Текст научной работы на тему «Технология образовательного события в Российской и зарубежной образовательной практике»

Статья/Article

УДК 337

DOI: 10.26795/2307-1281 -2019-7-4-2

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

1 2 М. П. Прохорова , О. И. Ваганова

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Современное образование, становясь все более активным, гибким, электронным, непосредственно связанным с практикой, находится в поиске новых форм и технологий обучения. Использование образовательных событий для обучения и развития обучающихся применяется сегодня во всем мире. Образовательные события дают возможность эффективно вовлекать студентов в получение практического опыта, создает уникальные условия для коммуникаций и взаимодействия, формирует пространство ответственности и рефлексии. Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации образовательных событий в профессиональной подготовке и их сравнение имеет высокую теоретическую и практическую значимость для развития практики событийного подхода в российском образовании.

Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического характера, позволяющие изучать состояние предмета исследования в научных источниках и существующей практике, сопоставлять различные точки зрения, выявлять факты и зависимости и в дальнейшем обобщать полученные данные в форме выводов. В работе использовались методы систематизации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и сравнения. В качестве источников выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы и инструкции по использованию образовательных технологий, разработанные в университетах.

Результаты исследования. В результате исследования нам удалось сформулировать и уточнить сущностные характеристики образовательного события в отечественной и зарубежной теории, а также проанализировать опыт реализации образовательных событий на практике. В отечественных источниках основными характеристиками образовательного события выступают вовлеченность, выход за рамки повседневной активности, воспроизведение образцов, акцент на коммуникации и взаимодействии, эмоциональное напряжение, получение значимого уникального результата, ответственность участников. Большое внимание уделено вопросам проектирования образовательных событий. В зарубежных источниках образовательное событие используется как инновационная образовательная технология, как элемент экологической образовательной среды и смарт-образования, как этап обучения, построенного на сценарии. В зарубежной практике акцент делается на рефлексивном опыте участников.

Обсуждение и заключения. Полученные результаты работы расширяют и обогащают смысловые значения образовательного события в педагогической практике; выявленные особенности и характеристики реализации событийного подхода в зарубежном образовании позволят расширить представление о возможностях данной образовательной технологии и в дальнейшем учитывать их при проектировании образовательных событий.

Ключевые слова: образовательное событие; отечественное образование; зарубежное образование; образовательная практика.

Благодарности: авторы статьи выражают благодарности рецензентам за замечания и предложения.

Для цитирования: Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4. С 2.

EVENT-BASED LEARNING IN RUSSIAN AND FOREIGN EDUCATIONAL PRACTICE

1 2 M. P. Prokhorova , O. I. Vaganova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation

2

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod,

Russian Federation

ABSTRACT

Introduction: Modern education, becoming more active, flexible, electronic, directly related to practice, is in search of new forms and technologies of education. The use of educational events for the training and development of students is used today throughout the world. Educational events make it possible to effectively engage students in gaining practical experience, create unique conditions for communication and interaction, and form a space of responsibility and reflection. The study of domestic and foreign experience in the implementation of educational events in vocational training and their comparison is of high theoretical and practical importance for the development of the practice of the event-based approach in Russian education. Materials and methods: n the work methods of a theoretical nature are used, which allow one to study the state of research objects in scientific sources and existing practice, compare various points of view, reveal facts and dependencies, and further generalize the obtained data in the form of conclusions. The work used methods of systematization, analysis and synthesis, abstraction, generalization and comparison. The sources were scientific publications in periodical sources, methodological materials and instructions on the use of educational technologies developed at universities.

Results: As a result of the study, we were able to formulate and clarify the essential characteristics of the educational event in domestic and foreign theory, as well as analyze the experience of implementing educational events in practice. In domestic sources, the main characteristics of educational events are involvement, going beyond everyday activities. reproduction of samples,

emphasis on communication and interaction, emotional stress, obtaining a significant unique result, the responsibility of participants. Much attention has been removed to the design of educational events. In foreign sources, the educational event is used as an innovative educational technology, as an element of an ecological educational environment and smart education, as a stage of training based on a scenario. In foreign practice, the emphasis is on the reflective experience of participants. Discussion and Conclusions: the obtained results expand and enrich the semantic meanings of the educational event in pedagogical practice; The revealed features and characteristics of the implementation of the event-based approach in foreign education will allow us to expand our understanding of the possibilities of this educational technology and to take them into account when designing educational events.

Keywords: educational event, domestic education, foreign education, educational practice.

Acknowledgements: the authors of the article are grateful to the referees for their comments and suggestions.

For citation: Prokhorova M.P., Vaganova O.I. Event-based learning in Russian and foreign educational practice // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 4. P.2.

Введение

Инновационные изменения в образовательных системах, обусловленные трансформацией целевых, смысловых и ценностных ориентаций образования, наблюдаются сегодня во всем мире. Современное образование все более становится активным, ориентированным на обучение в действии, неформальным и интернациональным [35, 37].

Характерной чертой современного образования становится все более активное использование возможностей окружающей среды для достижения образовательных целей, среди которых не только и не столько овладение знаниями, сколько получение нового опыта, развитие коммуникативных навыков, налаживание группового взаимодействия, освоение различных социальных и профессиональных ролей, вовлечение в различные виды активности, формирование эмоционального отношения к фактам и явлениям окружающего мира. Главным ориентиром образования выступает формирование у обучающегося способности целенаправленно и самостоятельно действовать в информационном обществе, в котором неопределенность высока, информация постоянно обновляется, а социальные и профессиональные требования динамично меняются [9, 15, 17]. Этим объясняется интерес к образовательным технологиям, позволяющим эффективно решать образовательные задачи, связанные с формированием эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам, развитием навыков выбора способов поведения, формированием рефлексивно-оценочных навыков.

Одной из таких образовательных технологий является технология образовательного события, которая получает все более широкое распространение в образовании разных стран [2, 5, 7]. Посредством целенаправленно спроектированных образовательных событий формируются специальные комплексные условия, в которых преподаватель получает возможность эффективно достигать образовательных целей как репродуктивного, так и творческого характера.

Событийный подход к проектированию и организации образовательного процесса является, на наш взгляд, достаточно перспективным для реализации в системе профессионального образования. Реализация образовательных событий в ходе учебного процесса позволит структурировать самостоятельную подготовку обучающихся к предстоящему мероприятию, создавать условия для групповой и/или проектной работы, повышать интерес к изучаемому материалу и, как следствие, учебную мотивацию [13]. Кроме того, образовательные события позволяют оценивать самостоятельную познавательную, социальную, культурную деятельность обучающихся, поскольку в традиционной системе оценивания она часто не имеет формальных оценок, но отражает личностную активность и позицию студента. Таким образом, образовательное событие может рассматриваться как эффективный инструмент для формирования студенческого портфолио, полезного с точки зрения будущего трудоустройства.

В настоящее время в отечественной образовательной практике событийный подход находится в стадии апробации, несмотря на его значительный педагогический и воспитательный потенциал. При этом концепция образовательных событий уже не первое десятилетие активно используется в зарубежном образовании. В зарубежных источниках образование, базующееся на событиях (Event-based learning), рассматривается как одна из перспективных инновационных методик, реализация которой тесно связана с широкими возможностями электронного обучения, стиранием границ между национальными образовательными системами, активизацией и индивидуализацией образовательного процесса [18, 26]. Поэтому изучение зарубежных разработок, касающихся сущности и особенностей событийного обучения, а также анализ зарубежной практики реализации образовательных событий имеют научный интерес и практическую значимость. Также интерес представляет сравнение отечественного понимания и опыта реализации образовательных событий в профессиональном образовании с подобной зарубежной практикой.

Целью публикации является анализ отечественных и зарубежных источников в области обучения, базирующегося на событиях, в профессиональном образовании.

В работе были поставлены следующие задачи:

— подобрать и систематизировать теоретический материал, касающийся вопросов реализации образовательных событий в отечественном и зарубежном профессиональном образовании;

— описать и проанализировать сущностные характеристики образовательного события в зарубежных и отечественных источниках;

— сделать выводы о возможностях и перспективах реализации концепции образовательных событий в отечественном образовании.

Объектом данного исследования выступала технология образовательного события как способ осуществления образовательной деятельности в профессиональном образовании.

Предметом исследования являлось отражение практики проектирования и реализации технологии образовательного события в отечественных и зарубежных источниках.

В качестве гипотезы в работе было выдвинуто предположение, что в зарубежной образовательной практике образование, базирующееся на событиях, широко распространено и воплощает инновационный подход к образовательному процессу.

Обзор литературы

Изучению возможностей реализации образовательного события в отечественном образовании посвящены работы Р.Г. Валеева, В.И. Слободчикова, Б.Д. Эльконина, С.В. Фроловой, Е.Ю. Илалтдиновой [1, 12, 16, 15]. Опыт реализации образовательного события в профессиональном образовании представлены в работах Н.В. Волковой, М.П. Прохоровой, О.И. Вагановой [3, 10].

В.И. Слободчиков, И.В. Мелик-Гайвазян используют онтологический подход к определению образовательного события. Так, образовательное событие определяется как значимая ситуация, которая проживается и осознается обучающимся, а также служит для его дальнейшего профессионального и личностного развития [8, 12]. Для Г.Е. Соловьева образовательное событие становится способом трансляции информации в разнообразных формах, в результате которого происходит интерпретация и осмысление значимых категорий для личности обучающегося [14].

Н.И. Волкова рассматривает образовательное событие с позиций феноменологического подхода, поскольку любое образовательное событие характеризуется рядом таких признаков, как изменение представлений о себе и окружающих, осознание собственных способностей и качеств, развитие представлений о совместной деятельности, новые эмоциональные переживания и опыт. Характеристиками образовательного события, по мнению автора, являются «образовательный скачок», т.е. сконцентрированные изменения, происходящие с обучающимся, сильные переживания, формирование у студентов личного отношения и действия, полнота связей и отношений [2].

С инструментальной точки зрения образовательное событие изучается как форма педагогической и воспитательной деятельности педагога-тьютора (М.Ю. Жилина, М.М. Миркес), как инструмент и ресурс профессионального становления обучающихся (З.У. Колокольникова, А.К. Лукина), как технология организации образовательного процесса по конкретным дисциплинам (М.П. Прохорова, О.И. Ваганова,), как технология допрофессиональной педагогической подготовки (О.М. Гаврилова) [5, 6, 11, 4].

В зарубежном образовании обучение, базирующееся на событиях, рассматривается в рамках конструктивизма. Конструктивизм как философская концепция утверждает, что знание конструируется посредством получения опыта и не может быть получено напрямую. В основе получения опыта и дальнейшего овладения знаниями лежит коммуникация и совместное действие. Согласно этой концепции, Event-based learning является естественной формой обучения и развития. Для эффективной реализации образовательных событий необходимо учитывать перспективные цели и потребности в развитии обучающегося и проектировать образовательное событие в соответствии с ними [32].

Анализ зарубежных источников, отражающих опыт реализации Event-based learning, показывает, что большинство работ посвящены прикладным аспектам реализации образовательных событий. Поэтому Event-based learning, наряду с другими образовательными технологиями и методами, такими как проектное обучение, рассказывание историй, учебные сценарии и пр., раскрывается на примерах конкретных дисциплин [36, 39].

Материалы и методы

В основу проведенного исследования был положен событийный подход, в рамках которого осуществлялось изучение образовательной практики в форме образовательных событий. В соответствии с событийным подходом изучались возможности использования целенаправленных образовательных событий в практике профессионального образования, описывались смысловые характеристики, которые относятся в технологии образовательного события в отечественных и зарубежных источниках, выявлялись достоинства образовательных событий как формы организации образовательной деятельности, проводилось сравнение такой формы обучения с традиционным способом организации обучения.

Описание и анализ возможностей реализации технологии образовательного события в современных условиях раскрывается посредством сопоставления его с мероприятийиным подходом, который тоже может выступать в качестве метода данного научного исследования. Мероприятийный подход позволяет изучать и проектировать образовательный процесс в виде дискретных мероприятий (как правило, занятий), четко регламентированных по целям, содержанию, порядку, срокам проведения и конечным результатам.

В качестве методов, позволяющих изучить отечественную и зарубежную практику реализации образовательных событий, выступали методы теоретического характера, позволяющие изучать состояние предметы исследования в научных источниках и существующей практике, сопоставлять различные точки зрения, выявлять факты и зависимости и в дальнейшем обобщать полученные данные в форме выводов. В работе использовались методы систематизации, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и сравнения.

Посредством теоретических методов в данной работе выявлены смысловые характеристики Event-based learning в отечественных и зарубежных источниках, дано описание обобщенных характеристик этой образовательной технологии в профессиональном образовании. Аналитические методы позволили нам выявить смысловые связи между технологией образовательного события и другими инновационными концепциями и технологии, используемыми в зарубежной практике. Далее полученные данные были синтезированы и объединены в группы по смысловому значению и особенностям проектирования и реализации. Сравнение подходов к определению сущности и характеристик образовательного события в отечественном и зарубежном образовании позволило сформировать выводы относительно перспектив развития событийного подхода в российских университетах.

В качестве источников, информация которых обрабатывалась теоретическими методами, выступали научные публикации в периодических изданиях, методические материалы и инструкции по использованию образовательных технологий, разработанные в университетах.

Результаты исследования

В начале исследования нами были определены сущностные характеристики образовательного события в отечественной педагогике.

Теоретическое осмысление событийного подхода в отечественной педагогике позволяет установить, что его сущность раскрывается через противопоставление

традиционному мероприятийному подходу, в рамках которого все обучение спроектировано по строгому плану. План обучения традиционно включает заранее определенные и одинаковые для всех участников цели, содержание, порядок и способы взаимодействия, спрогнозированный конечный результат. При описании событийного подхода авторы делают акцент на проектировании контекста образовательного события, представляющего участникам возможность выбирать роль, способы коммуникаций и поведения, форму представления результатов [7, 10, 15].

Анализируя общее и различное мероприятийного и событийного подходов в образовании, стоит уточнить, что при реализации обоих этих подходов в образовательном процессе используется потенциал мероприятий, однако эти мероприятия и способ их проектирования и реализации носят принципиально различный характер. При применении мероприятийного подхода цели, содержание, результат и смысл конечного результата, выраженного в знаниях, умениях и владении определенными навыками, спроектированы заранее, у обучающегося отсутствует возможность формулировать собственные цели участия в мероприятий, выбирать способ и форму участия в нем. При использовании событийного подхода заранее проектируется общий контекст и возможные способы участия обучающихся в нем, а затем обеспечиваются специальные условия участия и выбора способа поведения обучающегося в рамках образовательного события.

Давая определение образовательному событию, необходимо указать, что оно представляет собой специфическую форму организации образовательного процесса, комбинирующую традиционные формы учебной работы (самостоятельную работу, участие в различных мероприятиях, эвристические и проектные задания, рефлексию и пр.) в виде уникального целенаправленного педагогически обоснованного события, позволяющего получить участникам совместное проживание опыта, развитие необходимых навыков и формирование эмоционально-ценностного отношения к совместной деятельности [11].

Среди характеристик образовательного события, сформулированных в исследованиях отечественных исследователей и практиков, были выявлены:

— уникальность события, т.е. осуществление его в конкретных обстоятельствах, условиях, составе участников, выход за рамки повседневной активности;

— воспроизведение и трансляция культурных, социальных и профессиональных образцов поведения;

— базирование на коммуникациях и совместном взаимодействии всех участников;

— высокое эмоциональное напряжение и вовлечение участников;

— наличие условий для творческого осмысления, импровизации;

— получение значимого уникального результата;

— принятие участниками ответственности за собственные действия и результаты [2, 6, 13].

Описывая виды образовательных событий, необходимо уточнить, что наиболее

значимым основанием для их классификации будет выступать, на наш взгляд, степень вовлечения обучающихся в проектирование и реализацию образовательного события как общего совместного действия. В соответствии с этим критерием классификацию образовательных событий по видам можно представить следующим образом:

1. Образовательные события, предполагающие внешнее участие обучающихся. Тогда участие в образовательном событии позволит обучающемуся ознакомиться с новыми знаниями, профессиональной практикой, принять участие в обсуждении актуальных

вопросов, сформировать собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности. В таком случае формами образовательного события может стать экскурсия, вебинар, конференция, встреча с работодателями, мастер-класс и т.д. В результате участия в подобном образовательном событии обучающийся может получить такие образовательные продукты, как список контрольных вопросов, отчеты о посещении мероприятия, причинно-следственные диаграммы, аннотированный список источников по проблеме и т.д.

2. Образовательные события, предполагающие непосредственное активное участие обучающегося в нем. При проектировании таких образовательных событий преподавателем определяются способы, формы, условия и правила участия, далее обучающийся вовлекается в различные виды деятельности, организуется групповое взаимодействие, обеспечивается «примерка» профессиональных и социальных ролей, демонстрируется развертывание события во времени, оцениваются итоговые результаты. Примерами форм активного участия обучающихся в образовательном событии может выступать тренинг, деловая или ролевая игра, участие обучающихся в работе форумов и конференций, в реализации акций. Результаты участия в таком образовательном событии могут быть оформлены как презентация, доклад-сообщение, фотоотчет, лист рефлексии и пр.

3. Образовательные события, предполагающие активное участие обучающихся на всех этапах подготовки и реализации события, начиная с проектирования содержания мероприятия и заканчивая оценкой полученного совместного результата. В этом случае образовательное событие принимает черты проектной деятельности, начинающейся с концептуального обоснования образа совместной работы и завершающейся обсуждением полученного опыта практической деятельности.

Тогда в качестве форм организации образовательного события могут выступать экономические, социальные и исследовательские проекты, организация мероприятий (акций, мастер-классов), администрирование виртуального сообщества и пр. Результатами совместной работы могут быть отчеты о реализации проекта, отчеты о мероприятии, презентации, видеоролики и пр. [11].

Далее обратимся к особенностям отражения вопросов реализации событийного подхода в отечественной и зарубежной литературе. В отечественных источниках большое внимание уделяется вопросам проектирования концептуальных рамок и принципов воплощения ситуационного подхода в педагогической практике [11].

Особенности образовательного события как технологии организации образовательного процесса и создания специальных условий для овладения новыми умениями и формирования эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности отражаются в технологии его реализации. Перечислим основные технологические этапы реализации образовательных событий в профессиональном образовании.

Первым этапом реализации образовательного события становится проблематизация. Данный этап включает деятельность преподавателя, проектирующего образовательное событие, по определению концепции его реализации. На данном этапе осуществляется:

— изучение потребности участников образовательного события в получении знаний, развитии умений и навыков, закреплении определенных способов поведения;

— диагностика уже сформированных умений и навыков, определение уровня мотивации участников образовательного события;

— обсуждение потребностей и ожиданий участников образовательного события, обеспечивающее в конечном итоге формирование проблемного поля образовательного события;

— уточнение условий осуществления образовательного события, формирование команд (при необходимости).

Конечным результатом этапа проблематизации становится точное определение потребности, содержания и смысла будущей активности участников в рамках образовательного события.

На втором этапе реализации технологии образовательного события на практике становится концептуализация, подразумевающая разработку образа события и проработку его основных компонентов. На данном этапе осуществляется проектирование целей участия обучающихся в образовательном событий, предусматривается возможность участникам самостоятельно сформулировать цели, происходит разработка плана действия и способов поведения в процессе самого события, определяются содержание и формы отчета участников, уточняются критерии оценки результативности и эффективности образовательного события как способа обучения и развития обучающихся. Особенностью концептуального этапа является то, что оценка результатов участия обучающихся в образовательном событии должна осуществляться как с позиций преподавателя, оценивающего качественные изменения уровня обученности, воспитанности и развития конкретных умений и навыков, так и с позиций обучающегося-участника, оценивающего личностные результаты (новый опыт, смыслы, мотивы и пр.) и соответствие ожиданиям от участия в образовательном событии. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно проектировать как традиционные формы оценивания результатов образовательного события, позволяющие оценить знания и умения обучающихся (отчет, контрольная работа, тестирование и пр.), так и более инновационные средства, позволяющие оценить личное отношение к полученному результату и изменения в эмоционально-ценностном отношении к профессиональной деятельности, появление новых мотивов и потребностей и пр. (лист рефлексии, эссе, экспертные карты и др.). В результате концептуального этапа формируется полное описание проекта образовательного события, включающее предварительную подготовку к нему всех участников, сценарий проведения и оценочные мероприятия.

На третьем этапе реализации технологии образовательного события осуществляется подготовка участников к его проведению, выражающаяся в самостоятельных действиях, направленных на актуализацию знаний по теме события, предварительное проектирование возможных способов участия в нем, подготовку отдельных этапов события и пр.

Далее происходит непосредственная реализация образовательного события, в ходе которого разворачиваются основные виды активности всех участников, реализуются запланированные модели поведения, осуществляется взаимодействие, воплощаются коллективные замыслы и принимаются необходимые решения.

После проведения образовательного события обучающиеся приступают к этапу подготовки отчетного задания. Этот этап предназначен для того, чтобы систематизировать, расширить, закрепить те результаты и эффекты, которые были получены от участия в событии. На данном этапе возрастает важность самостоятельной аналитической, исследовательской, проектной работы обучающихся, обобщающей результаты образовательного события. Этот этап также может быть реализован в групповой форме с

использованием электронной образовательной среды образовательной организации, мессенджеров или облачных технологий.

Далее осуществляется экспертиза результатов образовательного события. На данном этапе преподаватель проводит оценочные процедуры, формирует формальные оценки обученности и воспитанности, осуществляет перекрестную оценку результатов образовательного события с использованием экспертной карты.

Последним технологическим этапом образовательного события становится этап рефлексии. На данном этапе преподаватель обеспечивает обсуждение содержания и результатов образовательного события; организует обсуждение полученного опыта, способствует формированию новых потребностей, интересов и целей участников [11].

В соответствии с описанной технологической логикой реализации образовательного события можно утверждать, что при их проектировании акцент необходимо переносить на следующие значимые компоненты предстоящего события:

— целевые смыслы события (место, время, значение события для формирования требуемых умений и качеств участников);

— содержание образовательного события (как отражение учебного материала в содержании события, возможности получения новых знаний и навыков от участия в нем);

— технологические аспекты регламентации действий участников в рамках события (способы подготовки учащихся к событию, определению собственных целей участия в нем, формирование правил и рамок поведения);

— условия реализации образовательного события (создание среды, обеспечивающей коммуникации и вовлекающей участников в различные виды совместной деятельности);

— аспекты ролевого поведения преподавателя (как организатора, консультанта, рядового участника образовательного события) [1, 3, 10].

При оценивании педагогического потенциала событийного подхода в профессиональном образовании в отечественных источниках указаны следующие его достоинства:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— позволяет сформировать пространство взаимодействия и для получения уникального опыта;

— дает возможность участникам сформировать собственную позицию и оценить собственные знания, умения и качества;

— позволяет эффективно организовать самостоятельную работу, сделать её более интересной, содержательной, эмоционально окрашенной;

— реализует обучение в действии и позволяет участникам взять на себя ответственность за поведение и результаты взаимодействия [19, 20, 21, 28].

Опыт реализации образовательных событий в отечественной образовательной практике представлен в работах В.Н. Волковой (организация гуманитарной школы для студентов филологических специальностей), М.П. Прохоровой, О.И. Вагановой (обучение проектной деятельности в форме образовательного события), О.М. Гавриловой (допрофессиональная подготовка школьников к педагогической профессии), З.У. Колокольниковой (профессиональная подготовка педагогов) и др. [3, 11, 4, 6].

Обратимся теперь к зарубежным теоретическим источникам по вопросам изучения образовательных событий в педагогической практике.

Проведенный анализ показывает, что в зарубежной педагогике обучение, базирующееся на образовательных событиях (Event-based learning, EBL), имеет несколько смысловых значений. Реализуя идею активного и целенаправленного использования внешних условий среды и происходящих событий для развития обучающегося и формирования его опыта, обучение с использованием Event-based learning раскрывается как инновационный метод обучения, как способ реализации информационных технологий в образовании.

Раскроем смысловые характеристики Event-based learning более подробно.

Наиболее часто Event-based learning в зарубежных источниках рассматривается как инновационный метод обучения, наилучшим образом реализующий активное обучение, или «обучение в действии», наряду с такими методами, как открытое социальное обучение (social learning), перевернутый класс (flipped classroom), строитейлинг (storytalling) и пр. Например, в качестве инновационного метода обучения EBL описан в «Справочнике по организации инновационной образовательной среды», разработанном Организацией экономического сотрудничества и развития, докладе Открытого университета об инновационной педагогике и прочих источниках [36, 38].

В этом случае образовательное событие понимается как комбинация событий, в том числе в онлайн-событий и событий в социальных сетях, позволяющих принять участие в интересных событиях-проектах, которые поддерживают формирование требуемых навыков, дают возможность полноценной рефлексии [28, 31]. Образовательные события в это смысловом контексте объединены общими целями, тематикой, смыслом, но предполагают различные формы проведения и форматы участия студентов.

Чтобы мероприятие могло рассматриваться как образовательное событие, оно должно иметь четкие дидактические и воспитательные цели, а также иметь возможность быть учтённым и оцененным формально как промежуточный или итоговый результат обучения. При этом оценке может подлежать и непосредственно участие обучающегося в образовательном событии, и опосредованные результаты, полученные от участия в нескольких различных мероприятиях.

В зарубежной практике образовательные события реализуются в разных формах. Так, в практике Открытого университета (Open University) используются различные виды образовательных событий:

— совместные события - ярмарки, праздники;

— события по созданию знаний - библиоблиц, викторины;

— медиаобучающие мероприятия - просмотр телевизионных трансляций, использование видеоресурсов (например, сериалов ВВС для наблюдения за природными явлениями), участие в театральных и культурных событиях [36].

Отдельного внимания заслуживает освещение в зарубежных источниках особенностей использования образовательных событий как способа развития критического мышления обучающихся. Критическое мышление (critical thinking) как особый способ эффективного построения суждений, используемый для анализа фактов и событий с формулированием обоснованных выводов, характеризует способность обучающегося формировать обоснованные оценки, корректно интерпретировать, применять результаты к реальным ситуациям и проблемам. Большой потенциал образовательного события в формировании навыков критического мышления заключаются в обеспечении возможности применения полученных знаний на практике, «примерке» различных социальных и

профессиональных ролей, выбора вариантов поведения, действия и коммуникаций, предусмотрении различных траекторий реализации активности участников образовательного события. Таким образом, участники имеют большие возможности, связанные со способом планирования своего поведения, интерпретацией ситуаций, оценкой возможных вариантов, выбором способов поведения и общения [21, 31]. Тем самым совокупность образовательных событий разного уровня и масштаба моделирует с разной степенью точности реальные социальные, профессиональные, культурные ситуации, повышая

практикоориентированность образовательного процесса.

Опыт реализации Event-based learning в образовательной практике представлен в работах G. Higginbotham (преподавание иностранного языка в японском университете путем пения колядок, постановки театральных мероприятий, конкурса чтецов), T. Numento, P. Uotila (EBL в медиаобразовании) и др. [26, 33]

Достаточно близко по смысловому значению обучение на основе событий и обучение на основе сценариев (Scenario-Based Learning).

Обучение на основе сценариев - это принцип обучения, который делает больший акцент на контексте, а не на содержании. Это означает, что компетенции лучше всего формируются, когда обучение происходит в контексте, в котором оно будет применяться. В соответствии с этим сценарное обучение использует интерактивные сценарии для поддержки активных стратегий обучения, таких как проблемное или индивидуальное обучение. Обычно сценарий включает в себя прохождение сюжета, чаще всего основанного на плохо структурированной или сложной проблеме, которую необходимо решить. В процессе обучения по сценарию студенты должны применять свои предметные знания, навыки критического мышления и решения проблем в безопасном, реальном контексте. Обучение на основе сценариев носит нелинейный характер и направлено на предоставление студентам многочисленных возможностей обратной связи на основе решений, которые они принимали на каждом этапе процесса. Обучение на основе сценариев может использоваться для решения широкого ряда педагогических задач, но оно работает особенно эффективно, когда используется для моделирования реальной практики [22].

При реализации обучения на основе сценариев планируется некоторое т.н. «триггерное» событие. Триггерное событие служит для постановки проблемы и выступает отправной точкой обучения. Такое событие должно предполагать возможности учащимся выбрать разные траектории и способы поведения.

В контексте сценарного обучения образовательное событие может быть спроектировано двумя способами:

1. Образовательное событие является начальным этапом учебной работы, на котором осуществляется проблематизация и определяется контекст её решения. Например, экскурсия в заповедник как образовательное событие может сопровождаться дальнейшей разработкой исследования проблем экологии [21, 29].

2. Образовательное событие становится заключительным этапом работы обучающегося в рамках сценария. Например, индивидуальное прохождение сценария заканчивается подготовкой обучающимся отчета и выступлением в импровизированном учебном судебном заседании [22].

Примеры реализации сценарного обучения приведены в работах E.P. Errington (представлены идеи для сценарного обучения в высшем образовании), P. Grossman (реализация учебных сценариев в электронной образовательной среде), S.H. Kim (использование сценарного обучения в «перевернутом классе») и др. [22, 24, 29].

Обсуждение и заключения

Анализ реализации образовательного события в отечественной и зарубежной практике позволяет сделать следующие выводы.

В отечественном образовании образовательное событие определяется как перспективная форма реализации образовательного процесса, позволяющая преодолеть противоречие между репродуктивностью учебной работы и продуктивностью будущей профессиональной деятельности. Отечественные источники ценными характеристиками образовательных событий признают возможность формирования эмоционально-ценностного отношения участников к будущей профессии, создание условий для реальной оценки учениками собственных качеств и умений, создание эффективного пространства совместной деятельности и коммуникаций. Практически все отечественные источники, посвященные опыту реализации образовательных событий, содержат примеры подготовки студентов гуманитарных направлений, что свидетельствует о недостаточном использовании в отечественном образовании событийного подхода при подготовке в области точных и естественных наук.

Event-based learning в зарубежной практике используется в настоящее время более широко, чем в отечественной. Образовательные события рассматриваются и как инновационная образовательная технология, и как триггерное событие образовательного сценария. Освещение образовательных событий в зарубежных источниках акцентируется не на методике их проектирования и проведения, а на рефлексивной оценке участников приобретенного опыта.

Научная новизна проведенного исследования состоит в подборе, анализе и обобщении исследований, посвященных практике реализации образовательных событий в отечественном и зарубежном образовании, уточнении характеристик образовательного события как формы организации образовательного процесса.

Теоретической значимостью проведенного исследования выступает расширение и обогащение смысловых значений понятия «образовательное событие» в педагогической практике. Представленное в данной работе описание сущности, особенностей, функций, видов, технологических этапов реализации технологии образовательного события, а также методов и форм его реализации в практике профессионального образования имеют значение для развития теоретических взглядов на реализацию событийного подхода в условиях профессионального образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности и характеристики реализации событийного подхода в зарубежном образовании позволят расширить представление о возможностях данной образовательной технологии и в дальнейшем учитывать их при проектировании образовательных событий на практике. Проанализированные в работе смысловые значения образовательного события в зарубежных источниках позволяют расширить представление о возможных способах реализации данной технологии, осмыслить возможности реализации образовательных событий в относительно новых для отечественного образования контекстах, найти новые пути совершенствования практики отечественного образования.

Список использованных источников

1. Валеев Р.Г. Познавательная самостоятельность учащихся как предпосылка и результат образовательных событий // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 63-69.

2. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. Т. 7, №1. С. 78-82.

3. Волкова Н.В. Технология проектирования образовательных событий // Образование и наука. 2017. Т. 19, №4. С. 184-200. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-184-200.

4. Гаврилова О.М. Событийная организация допрофессиональной педагогической подготовки как фактор развития интереса старшеклассников к педагогической профессии // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (дата обращения: 28.07.2019).

5. Жилина М.Ю. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 года / научный редактор: Т.М. Ковалева; ответственные редакторы: А.А. Теров, М.Ю. Жилина. М.: АПКиППРО, 2009. С.152-158.

6. Колокольникова З.У., Лукина А.К. Событийная организация образовательного процесса при подготовке педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №5.

7. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 136-145.

8. Мелик-Гайказян И.В. «Событие-в-действительности» и «событие-в-реальности» // Вестник Томского государственного университета. 2009. №3(7). С. 54-76.

9. Прохорова М.П. Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. №1.

10. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Румянцева Н.А. Методика проектирования образовательного события в вузе // Проблемы современного педагогического образования. Серия «Педагогика и психология»: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 4. С. 153-157.

11. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. №1.

12. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовании и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). С. 5-14.

13. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. №1(43). 157 с.

14. Соловьев Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников // Вестник Удмуртского университета. 2009. №2. С. 103-111.

15. Фролова С.В., Илалтдинова Е.Ю. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1.

16. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9-ой научно-практической конференции. Красноярск, 2003. С. 5-22.

17. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.academia.edu/9815901/Barriers_to_Innovation_and_Change_in_Higher_Educatio n (accessed: 18.08.2019).

18. Barber M., Donneliy K.and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013.

19. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

20. Ehlers UD. Open and Community-Based Learning Ecologies: Peers and Networks // Open Learning Cultures. Springer, Berlin, Heidelberg, 2013. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-38174-4 4.

21. Ennis R.H. The nature of critical thinking: Outlines of general critical thinking dispositions and abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking 51711 000.pdf?sfvrsn=7bb51288 2 (accessed: 27.12.2018).

22. Errington E.P. Developing scenario-based learning: Practical insights for tertiary educators. Dunmore Press, 2003. Pp. 9-20.

23. Giannakos M.N., Krogstie J., Aalberg T. Toward a Learning Ecosystem to Support Flipped Classroom: A Conceptual Framework and Early Results // Li Y. et al. (eds) State-of-the-Art and Future Directions of Smart Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore. Springer, Singapore, 2016. Pp. 105-114. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-287-868-7 12.

24. Gossman P., Stewart T., Jaspers M., Chapman B. Integrating web-delivered problem- based learning scenarios to the curriculum // Active Learning In Higher Education. 2007. Vol. 8(2). Pp. 139-153. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1469787407077986.

25. Gros A. The design of smart educational environments // Smart Learning Environments. 2016. Vol. 3. Article number: 15. DOI: https://doi .org/10.1186/s40561 -016-0039-x

26. Higginbotham G. Event-based learning: The benefits of positive pressure // The language teacher. 2009. No. 33.11. Article number: 15.

27. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students // International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET). 2018. Vol. 9, no. 4. Pp. 1080-1087.

28. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 102(3). Pp. 588-600.

29. Kim S.H., Park N.H., Joo K.H. Effects of Flipped Classroom based on Smart Learning on Self-directed and Collaborative Learning // International Journal of Control, Automation, and Systems (IJCAS). 2014. Vol. 12(7). Pp. 69-80.

30. Lee A. Authentication scheme for smart learning system in the cloud computing environment // Journal of Computer Virology and Hacking Techniques. 2015. Vol. 11(3). Pp. 149-155.

31. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong // Teacher Development in Education. 2017. Vol. 21, no. 3. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13664530.2016.1266381 (accessed: 18.08.2019).

32. Matthews M.R. Social constructivism and mathematics education: Some comments. Philosophy of Education. 1999. Available at: https://www.academia.edu/26892797/Response_Social_Constructivism_and_Mathematics_Edu cation_Some_Comments (accessed: 18.08.2019)

33. Numento T., Uotila P. Events as Organisational Stories: an Event-Based Approach for Learning Media Production // Bruck P.A. (eds) Multimedia and E-Content Trends. Vieweg+Teubner, 2008. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-8348-9313-0 14.

34. Pons P., Catala A., Jaen J., Customizing smart environments: A tabletop approach // Journal of Ambient Intelligence and Smart Environments. 2015. Vol. 7(4). Pp. 511-533.

35. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.

36. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Rienties B., Weller M., Whitelock D. Innovating Pedagogy 2014: Open University Innovation Report 3. Available at: http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The Open University Inno vating Pedagogy 2014 0.pdf (accessed: 28.07.2019).

37. Teacher Policy Development Guide. For Teachers' Education 2030. UNESCO. France. 2015. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 18.08.2019).

38. The OECD Handbook for Innovative Learning Environments, OECD. Publishing. Paris. 2017. Available at: https://www.oecd.org/education/the-oecd-handbook-for-innovative-learning-environments-9789264277274-en.htm (accessed: 18.08.2019).

39. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. March, 2000. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL Research.pdf (accessed: 18.08.2019).

References

1. Valeev R.G. Cognitive independence of students as a prerequisite and the result of educational events. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti / pod red. N.B. Krylovoj, M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 63-69. (In Russ.)

2. Volkova N.V. Educational events: signs and characteristics. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, 2010, vol. 7, no. 1, pp. 78-82. (In Russ.)

3. Volkova N.V. Technology for designing educational events. Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no. 4, pp. 184-200. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-184-200. (In Russ.)

4. Gavrilova O.M. Event-based organization of pre-vocational teacher training as a factor in the development of high school students' interest in the teaching profession. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 2. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27522 (accessed: 28.07.2019). (In Russ.)

5. ZHilina M.YU. Educational event: reading options. Organizaciya t'yutorskogo soprovozhdeniya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: soderzhanie, normirovanie i standartizaciya deyatel'nosti t'yutora: materialy Vserossijskogo nauchno-metodicheskogo seminara «Standarty t'yutorskoj deyatel'nosti: teoriya i praktika», Moskva, 18-19 maya 2009

goda /nauchnyj redaktor: T.M. Kovaleva; otvetstvennye redaktory: A.A. Terov, M.YU. ZHilina. Moscow, APKiPPRO Publ., 2009. Pp.152-158. (In Russ.)

6. Kolokol'nikova Z.U., Lukina A.K. Event-based organization of the educational process in the training of teachers. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 5. (In Russ.)

7. Krylova N.B. Conditions for the manifestation of eventfulness in education. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti /pod red. N.B. Krylovoj, M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 136-145. (In Russ.)

8. Melik-Gajkazyan I.V. "Event-in-reality" and "event-in-reality". Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 3(7), pp. 54-76. (In Russ.)

9. Prohorova M.P. Semchenko A. A. Innovative activity of a university teacher as a factor in the quality of teacher education. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 1. (In Russ.)

10. Prohorova M.P., Vaganova O.I., Rumyanceva N.A. Methodology of designing an educational event at a university. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya «Pedagogika ipsihologiya»: sbornik nauchnyh trudov. Yalta, RIO GPA Publ., 2018. Issue 59, part 4, pp. 153-157. (In Russ.)

11. Prohorova M.P., Vaganova O.I. Design and implementation of an educational event in the training of future managers. Vestnik Mininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 1. (In Russ.)

12. Slobodchikov V.I. Co-existent educational community - a source of development and a subject of education. Sobytijnost' v obrazovanii i pedagogicheskoj deyatel'nosti / pod red. N.B. Krylovoj, M.YU. ZHilinoj, 2010, no. 1(43), pp. 5-14. (In Russ.)

13. Eventfulness in educational and pedagogical activity / ed. N.B. Krylova, M.Yu. Zhilina. 2010, no. 1(43), 157 p. (In Russ.)

14. Solov'ev G.E. Event approach in the education of schoolchildren. Vestnik Udmurtskogo universiteta, 2009, no. 2, pp. 103-111. (In Russ.)

15. Frolova S.V., Ilaltdinova E.YU. The concept of an educational event in a practice-oriented paradigm of higher education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2017, no. 1. (In Russ.)

16. El'konin B.D. Test as a construct of the educational system. Pedagogika razvitiya: klyuchevye kompetentnosti i ih stanovlenie: materialy 9-oj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2003. Pp. 5-22. (In Russ.)

17. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.academia.edu/9815901/Barriers_to_Innovation_and_Change_in_Higher_Educatio n (accessed: 18.08.2019).

18. Barber M., Donneliy K.and Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013.

19. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), 2017, vol. 7, no. 10.

20. Ehlers UD. Open and Community-Based Learning Ecologies: Peers and Networks. Open Learning Cultures. Springer, Berlin, Heidelberg, 2013. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-642-38174-4 4.

21. Ennis R.H. The nature of critical thinking: Outlines of general critical thinking dispositions and abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking 51711 000.pdf?sfvrsn=7bb51288 2 (accessed: 27.12.2018).

22. Errington E.P. Developing scenario-based learning: Practical insights for tertiary educators. Dunmore Press, 2003. Pp. 9-20.

23. Giannakos M.N., Krogstie J., Aalberg T. Toward a Learning Ecosystem to Support Flipped Classroom: A Conceptual Framework and Early Results. Li Y. et al. (eds) State-of-the-Art and Future Directions of Smart Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Springer, Singapore. Springer, Singapore, 2016. Pp. 105-114. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-287-868-7 12.

24. Gossman P., Stewart T., Jaspers M., Chapman B. Integrating web-delivered problem- based learning scenarios to the curriculum. Active Learning In Higher Education, 2007, vol. 8(2), pp. 139-153. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1469787407077986.

25. Gros A. The design of smart educational environments. Smart Learning Environments, 2016, vol. 3, article number: 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-016-0039-x.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Higginbotham G. Event-based learning: The benefits of positive pressure. The language teacher, 2009, no. 33.11, article number: 15.

27. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students. International Journal of Mechanical Engineering and Technology (IJMET), 2018, vol. 9, no. 4, pp. 1080-1087.

28. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure. Journal of Educational Psychology, 2016, vol. 102(3), pp. 588-600.

29. Kim S.H., Park N.H., Joo K.H. Effects of Flipped Classroom based on Smart Learning on Self-directed and Collaborative Learning. International Journal of Control, Automation, and Systems (IJCAS), 2014, vol. 12(7), pp. 69-80.

30. Lee A. Authentication scheme for smart learning system in the cloud computing environment. Journal of Computer Virology and Hacking Techniques, 2015, vol. 11(3), pp. 149-155.

31. Loh K.Y.E., Tam S.W.L. The role of emotionality in teacher change: the case of Chinese language teachers in Hong Kong. Teacher Development in Education, 2017, vol. 21, no. 3. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13664530.2016.1266381 (accessed: 18.08.2019).

32. Matthews M.R. Social constructivism and mathematics education: Some comments. Philosophy of Education. 1999. Available at: https://www.academia.edu/26892797/Response Social Constructivism and Mathematics Edu cation_Some_Comments (accessed: 18.08.2019).

33. Numento T., Uotila P. Events as Organisational Stories: an Event-Based Approach for Learning Media Production. Bruck P.A. (eds) Multimedia and E-Content Trends. Vieweg+Teubner, 2008. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-8348-9313-0 14.

34. Pons P., Catala A., Jaen J., Customizing smart environments: A tabletop approach. Journal of Ambient Intelligence and Smart Environments, 2015, vol. 7(4), pp. 511-533.

35. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda. Journal of Research on Technology in Education, 2003, vol. 36(1), pp. 60-71.

36. Sharples M., Adams A., Ferguson R., Gaved M., McAndrew P., Rienties B., Weller M., Whitelock D. Innovating Pedagogy 2014: Open University Innovation Report 3. Available at: http://www.openuniversity.edu/sites/www.openuniversity.edu/files/The_Open_University_Inno vating Pedagogy 2014 0.pdf (accessed: 28.07.2019).

37. Teacher Policy Development Guide. For Teachers' Education 2030. UNESCO. France. 2015. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235272e.pdf (accessed: 18.08.2019).

38. The OECD Handbook for Innovative Learning Environments, OECD. Publishing. Paris. 2017. Available at: https://www.oecd.org/education/the-oecd-handbook-for-innovative-learning-environments-9789264277274-en.htm (accessed: 18.08.2019).

39. Thomas J. W. A review of research on project-based learning. March, 2000. Available at: http://www.bobpearlman.org/BestPractices/PBL Research.pdf (accessed: 18.08.2019).

© Прохорова М П., Ваганова О.И., 2019

Информация об авторах Прохорова Мария Петровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-0357-4213, e-mail: masha.proh@mail.ru. Ваганова Ольга Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-00016247-3442, e-mail: vaganova o@mail.ru.

Information about the authors Prokhorova Maria Petrovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of innovative technologies of management, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID ID: 0000-00030357-4213, e-mail: masha.proh@mail.ru.

Vaganova Olga Igorevna - Candidate of Economic Sciences, the associate professor of vocational education and management of educational systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID ID: 0000-00016247-3442, e-mail: vaganova o@mail.ru.

Вклад соавторов

Прохорова Мария Петровна - подбор и анализ англоязычных источников по вопросам теоретического обоснования и практики реализации образовательных событий Ваганова Ольга Игоревна - подбор и анализ русскоязычных источников по проблеме исследования, оформление публикации и библиографического списка.

Contribution of authors Prokhorova Maria Petrovna - selection and analysis of English-language sources on the theoretical basis and practice of educational events

Vaganova Olga Igorevna - selection and analysis of Russian-language sources on the research problem, publication design and bibliography.

Поступила в редакцию: 20.08.2019 Принята к публикации: 29.11.2019 Опубликована: 18.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.