analisis of hoomey //Musical voices of Asia. Tokyo, 1980.
25. Momyw M.B. TyBHHqti MoHro^HH h KHTaa: 3TH0flHcnepcHbie rpynnti: (HcTopna h co-BpeMeHHocTb). Hoboch6hpck: HayKa, 2002. C.69.
26. Cy3yK.eu B.W. XooMeft b kohtckctc coBpeMeHHocTH //ryMaHHTapmie Hcrae^oBaHHa b TyBe. M., 2002. C.314.
Ch. O. Adygbai
THE PHENOMENON OF THE THROATY SINGING IN CONTEXT TUVINIAN CULTURE
The aim of the present article is the short review about the special genre of Tuvinian folk singing culture - throaty singing. The article considers the matters of phenomenon genesis, its development and operation at the present moment.
The basis of the work is the survey of the present studies upon the subject matter; ecology and nature are specified as the main characteristics of traditional throaty singing with nomads in the Central Asia. The throaty singing is a unique thing in the history and culture of Tuva Republic.
The throaty singing was formatted under the influence of specific both religious and cultural systems coming from Shamanism, Buddhism and ancient tradition to imitate the sounds of the world - so the phenomenon under consideration is the result of their syncretism. Presently the throaty singing is considered to be pure art and stylization at the same time; on the other hand it is a kind of extension and expression for traditional life style. The esthetics of this art makes it perfect for comprehension within the modern society.
А.А.БАДМАЕВ (Новосибирск)
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ШЕРСТИ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЙЛОКА У БУРЯТ
Археологические исследования в Центральной Азии свидетельствуют, что изготовление войлоков у населения региона существовало, по крайней мере, четыре тысячи лет назад (древнейшие войлоки из могильника Гу-му-гоу в Синьцзяне). Находки, относимые к Пазырыкской культуре Алтая середины I тыс. до н.э., содержат орнаментированные войлочные ковры, типологически различающиеся и поражающие качеством изготовления, сложившимися канонами в их художественном оформлении. В дальнейшем центрально-азиатская традиция производства войлочных изделий особенно ярко проявилась в культуре хуннов. В погребальном комплексе курганов Ноин-ула присутствуют войлоки, декор которых выполнен с применением художественных приёмов, известных в практике современных тюрко-монгольских народов. Наследовали и развивали технологию войлочного производства ранних кочевников последующие цивилизации номадов вплоть до этнографической действительности.
В литературных источниках XVIII столетия обнаруживаются первые прямые указания на широкое использование в быту бурятов изделий из войлока. По
И.Г. Георги: «Одним из главных занятий женщин является изготовление войлоков. Войлоки получаются красивые; иногда их украшают орнаментом из окрашенной шерсти»!. Им же приводится описание процесса катания войлока: «Шерсть для войлоков сперва перебивают, а потом настилают на рогожу, вспрыскивают оную горячею водою, и навивают на палку, которую, ежели мала, катают руками; большие же войлоки навивают на вальки, и катают оные лошадьми»2. В трудах П.С. Палласа3, Ф. Ланганса4 также находим краткие сведения об обработке войлока бурятами в старину.
Обработка войлока являлась одним из устойчивых компонентов материальной культуры бурят, в полной мере сохранявшей традиции до 1930-х гг. Важнейшей причиной трансляции этого производства у всех групп бурятов, несомненно, было разведение ими значительного стада овец местной забайкальской породы, а также лошадей, коров и верблюдов, шерсть которых использовалась как сырьё. Однако следует оговориться, что объёмы производимого войлока и доля создаваемого из этого нетканого материала в быту различных групп бурят отличалась.
Прежде всего сохранялись особенности форм хозяйствования различных групп бурят, вызванные природно-климатическими условиями мест обитания. Наиболее благоприятными для содержания овец, шерсть которых представляла сырьевую основу войлочного производства, были степные районы Забайкалья, и естественно именно там были наиболее развиты и крепки традиции выделки и обработки войлока. Иначе обстояло у локальных групп бурятского этноса, заселявших горно-таёжные территории Байкальского региона и стеснённых в отношении пригодной для выпаса мелкорогатого скота земли. У них в стаде доминировал крупнорогатый скот, овцы ввиду нехватки солончаковой травы и больших снегов разводились в ограниченных пределах.
Объяснение этого также нужно искать в отчётливой тенденции, развивавшейся в течение всего изучаемого периода XVIII - начала XX вв. в хозяйственной деятельности бурят. Бурятское хозяйство постепенно переходило из скотоводческо-охотничьего состояния к хозяйственному укладу, более комплексному, когда происходило культивирование земледелия, возникали новые, прежде всего отхожие промыслы, вектор его развития был связан с требованиями рынка.
Процедура изготовления войлока условно делится на несколько этапов: стрижка овец, взбивание шерсти, раскладывание шерсти, придание формы войлоку, смачивание, оформление краёв, катание войлока, высушивание.
Как выше указывалось, сырьем для войлока служила овечья шерсть, которая в редких случаях смешивалась с другими видами шерсти (верблюжьей и козьей).
Хотя бурятские овцы в изучаемый период были одной забайкальской грубошерстной породы, качество овечьего руна в зависимости от места выпаса различалось. Об этом, можно почерпнуть информацию из объяснительной записки генерал-губернатора Восточной Сибири Руперта после ревизии Тельминской казённой суконной фабрики. Он в частности пишет об этом следующее: «Шерсть для выделки сукон приобретается от бурят, и имеет разные названия по местам её происхождения. По этим названиям она различается и в качестве лучшего считается балаганская в Иркутском округе ... За Байкалом лучшая шерсть баргузинских (бурят - Б.А.А.) в Верхнеудинском, у агинских (бурят - Б.А.А.) в Нерчинском округах ... Несколько ниже, но всё ещё хороша, шерсть селенгинская. Худшею считается хоринская ... »5.
По сложившейся традиции стрижка овец производилась дважды в год (весной и осенью). Предбайкальские буряты весеннюю стрижку проводили в первую декаду мая, до передачи овец на выпас пастухам6. Первая стрижка присаянских бурят приурочивалась ко дню Николы вешнего (22 мая по григорианскому календарю), и это было связано с тем, что буряты, живя в ритме с окружающей природой, отмечали тем самым её пробуждение, обретение нового зелёного растительного наряда7. Хотя, возможно, выбор этой даты вызывался также более поздней весной в гор-
но-таёжной зоне Присаянья. Более поздними были сроки стрижки у агинских бурят - Л.Л. Линховоин указывает, что овец они обычно стригли в июне8.
Перед началом работы одна из присутствующих женщин произносила благопо-желание - «юроол», по народным представлениям магически воздействующее на успешность стрижки. После того как мужчины или молодые девицы отлавливали первую пару овец в загоне, женщины приступали к стрижке животных. Повалив овцу на спину, обстригали волос на животе, связывали ей волосяной верёвкой ноги, и укладывали на половик хубсар, или иную подстилку. После этого снималась ножницами шерсть на остальной части туловища животного, оставляя короткий волосяной покров на шкуре и не трогая шерсти на голове и чулках ног животного. Первоначально снимали шерсть с задней части туловища, дальше переходили на спину и шею. По ходу стрижки бурятки стремились получить руно с однородным волосом, не наносить порезы на кожу животного. Правда, далеко не каждой это удавалось. Шерсть по ходу стрижки сортировалась по цвету и качеству, потом её раскладывали для хранения в кожаные мешки у агинских и селенгинских бурят или в берестяные коробки (арсан торхо) у предбайкальских9 и присаянских бурят. Для приготовления войлока отбиралась шерсть со спины, иногда с брюшной части овцы.
У бурят, кто держал в своём стаде верблюдов, при нехватке овечьей шерсти для войлока добавлялась верблюжья шерсть, превосходящая по крепости любую овечью. Как сообщили наши информаторы, эта шерсть также характеризуется чистотой волокна и высоким содержанием пуха. Во время снятия шерсти верблюд должен был находиться в лежачем положении со спутанными передними ногами. В итоге с каждого верблюда состригали примерно 7-9 кг шерсти. Учитывая, что самая длинная шерсть на шее и горбах животного, т.е. верхней части туловища, именно с этих мест прежде всего производилась стрижка.
Примеры производства войлоков на основе козьей и верблюжьей шерсти отмечаются исследователями у алтайцев10. О том, что козья шерсть служила для забайкальских бурят сырьём для создания войлока, упоминает И.Е. Тугутов11. Вне сомнения, явление это не было широко распространённым у народов Центральной Азии и Южной Сибири, и овечье руно являлось основным сырьевым материалом в войлочном производстве.
В зависимости от районов проживания потребности бурят в войлоке существенно различались. В степной Аге и на других территориях Забайкалья, где до начала XX в. войлочная юрта оставалась основным жилищем бурят, необходимость в большом запасе овечьего руна всегда ощущалась. Как указывает Л.Л. Линховоин, с каждой овцы агинские буряты снимали в среднем до 1 кг шерсти12, а на создание войлочного покрытия юрты в зависимости от её размеров требовалась шерсть, состриженная не менее чем со 150-200 голов овец. Нетрудно представить объёмы выполняемых при этом работ и время, необходимое для накопления такого количества сырья. Поэтому у агинских и селенгинских бурят в производстве войлока участвовали, как правило, все трудоспособные члены кочевой общины (хотона).
Хозяйка, подготовившая достаточный запас шерсти, приглашала к себе на её взбивание других женщин улуса, приурочивая это ко времени, когда устанавливалась жаркая летняя погода. Предварительно шерсть просушивали в течение нескольких дней на солнце, чтобы выпарился из неё жир.
В качестве необходимого орудия хозяева загодя выстругивали из ивы гибкие палки (кабаа) длиной чуть больше метра. Каждой из добровольных помощниц вручали пару таких палок. До начала работы агинские бурятки на земле укладывали шкуру крупного рогатого скота или овчинное одеяло, предбайкальские и присаян-ские бурятки расстилали половик хубсар. Сев группами на корточки вокруг разложенной шерсти женщины ритмично и попеременно меняя руки, ударяли палками по шерсти, пока она не распушится, и не очистится от пыли. Нередко по ходу взбивания шерсти они хором исполняли песни, под ритм которых спорилась работа.
После многократного взбивания происходила трёпка шерсти (нооко уриха, нооко зулгааха). Женщины, щипая пальцами, слегка распушали шерсть, формируя из неё круги диаметром 30-35 см или же прямоугольники размерами 40 см на 50 см при толщине 10-15 см [Сарпеева З.Д., Раднаева Х.Д.]. Эти заготовки для войлока, называемые у присаянских бурят зулахай, хранились в берестяных коробах, кожаных мешках до наступления времени выделки войлока. Зулаха, как пишет Р.С. Мэрды-геев, у предбайкальских бурят означает «расстилать шерсть такой толщины, какой должен быть войлок»13. Агинские буряты после взбивания шерсть расстилали на одеяле и слегка уплотняли, придавая одинаковый объём, этот сформированный пласт скручивали в жгут, и укладывали на хранение14. Из этнографической литературы известно, что также поступали тувинцы и казахи Алтая.
Так как присаянские и предбайкальские буряты в отличие от селенгинских и агинских бурят не были озабочены необходимостью изготовлять войлочный покров для юрт, они ограничивались выделкой постельных матрасов, конских потников и некоторых других изделий из войлочного материала. На эти изделия уходило гораздо меньшая масса сырья, чем на покрышки юрты. Приблизительно для двухместного матраса требовалось 7-8 кг овечьей шерсти, для одноместного - 4-5 кг, а для потника и того меньше 3,5-4 кг шерсти [Сарпеева З.Д.].
В изготовлении войлока участвовали женщины и мужчины. Причём, в задачу женщин входило правильно разложить шерсть, а мужчины должны были катать войлок. Сам этап катания войлока, как показывает анализ источников, имел определённые отличия у разных групп бурят.
Агинские буряты, по рассказам наших информаторов, в качестве подходящего места для выделки войлока выбирали ровную площадку поблизости от речки. Туда относилась приготовленная шерсть, и раскладывалась на заранее расстеленный и смоченный водой холст, растянутый на мокрой коровьей или конской шкуре или старом войлоке. Шерсть равномерно укладывали, исходя из размеров будущего войлока, посыпали травой, и брызгали водой. Войлок для ковриков, матрасов, потников изготовляли двухслойным и однотонным. Но для покрышек юрты нередко делали двух-трёхслойные войлоки, когда чередовались слои из овечьей шерсти и ягнячьей [Дамдинова Н.]. Такой войлок обладал как прочностью, так и особой привлекательностью (чему способствовал подчёркнуто белый цвет шерсти).
У присаянских бурят благоприятный день для катания войлока определяли шаманы или ламы. Весь трудовой процесс выполнялся во дворе дома. В прошлом шерсть раскладывали на половике из конского волоса (таар), сегодня его заменяет брезент, разложенный на досках. Согласно информаторам, войлок делали как двухслойным, так и трёхслойным.
Предбайкальские буряты, по Р.С. Мэрдыгееву, производили войлок прямо в деревянной юрте15. Сведений об их обращении к представителям какого-либо религиозного культа, будь-то шаманы или ламы, для определения хорошего дня для выделки войлока в литературе не обнаруживается.
Обязательным у всех бурятов было проведение перед катанием войлока обряда освящения молоком - сагаалуулха. Правда, при этом молились разным божественным покровителям. Присаянские буряты брызгали молоко, обращаясь к мифическому хозяину тайги Баян Хангай и 33 небесным мастерицам (улоошонууд), и окропляли этим напитком уложенную шерсть. По нашему представлению, учитывая близость пантеона мифологических персонажей присаянских и предбайкальских бурят, названия небесных мастериц - улошонууд присаянских бурят, очевидно, являются изменённым наименованием мастериц - уленши, известных в мифологии предбайкальских бурят. По М.П. Хангалову в шаманских призываниях этих бурят упоминается, что у западных и восточных небожителей-хатов имеются специальные помещения - уленши, где небесные жительницы занимаются шитьём одежды и выделкой кож16. Небесных мастериц также звали уленши.
Агинские и селенгинские бурятки читали буддийскую молитву «мани», когда совершалось освящение молоком места изготовления войлока. Очевидно, это определялось религиозной принадлежностью этих бурят.
У присаянских бурят старейшая из присутствующих женщин обычно произносила благопожелание, чтобы войлок получился прочным и ровным. Между тем, у предбайкальских бурят обряд выглядел по-другому. Старуха-распорядительница возжигала можжевельник и окуривала кошму с разложенной на ней шерстью, которую требовалось приподнять над полом. Делалось это с целью, чтобы «не осквернился приготовляемый войлок»17. Далее на приготовленную шерсть капали тарасу-ном - молочным вином, произнося заклинания заяну - покровителю войлочного производства. Присаянские буряты наряду с молоком брызгают сегодня водкой, заменившей прежнее молочное вино.
Следующий этап предполагал промывание сложенной шерсти горячей водой, разбавленной небольшим количеством кислого молока. После обильной поливки шерсти, когда достигалась её усадка, на один край подстилочного материала клали длинное округлое брёвнышко (у предбайкальских бурят оно было диаметром 15-20 см и длиной 2,5-3 м, у присаянских бурят использовалась более тонкая жердь толщиной всего 4-5 см), очищенное от коры и сучков, и накручивали на него подстилочный материал вместе с шерстью. Свободный край материала сшивали редким швом волосяными нитками. Закаменские буряты, по словам информаторов, перед началом катания этот рулон поднимали вертикально, и окропляли его молоком с обоих концов, тем самым совершая ещё один обряд очищения войлока.
Предбайкальские и присаянские буряты катали вручную, обвязав в один внахлёст образовавшийся рулон волосяной верёвкой или же конскими вожжами длиной примерно 12 м, так, чтобы концы, за которые их держали, были параллельны друг другу. В катании участвовали два или иногда четыре человека, попеременно рывком вытягивавшие на себя и вверх концы верёвки (вожжей). Когда одна пара уставала, их сменяла другая. Предбайкальские буряты катали войлок таким способом в течение полутора часов, время от времени вливая горячую воду с кислым молоком в отверстия между швами рулона. Затем уже сросшийся войлок переворачивали, обматывали вокруг брёвнышка и снова катали в течение часа. Так продолжалось до полной готовности войлока. Присаянские буряты трудились над войлоком, соблюдая иной ритм работы. Каждые полчаса, сросшийся с наружной стороны войлок переворачивали, обматывали вокруг шеста вместе с тааром, скрепляли верёвками, и снова начинали катать. Заметим, что в качестве жидкости, вливаемой в швы рулона, они использовали молочную сыворотку. Готовность войлока присаянские буряты определяли по таару, который уже не так плотно обхватывал вал из шерсти, и по тому, что катаемый рулон начинал слегка подпрыгивать.
Согласно Р.С. Мэрдыгееву, войлок, снятый с кошмы, предбайкальские бурятки катали руками, ежеминутно зажимая края войлока, чтобы они не расходились, на чистом полу или кровати. Иначе поступали присаянские буряты, которые вынимали из таар скатавшийся войлок, и тщательно промывали сначала тёплой, после холодной водой. Накопившуюся в войлоке влагу выдавливали, часто наступая на неё голыми пятками и понемногу свёртывая войлок. Особенностью заключительного этапа выделки у закаменских бурят является то, что они проводили ещё одно очищение войлока, опять же обрызгивая его молоком и окуривая можжевельником [Раднаева Х.Д.]. Считалось, что после этого владелец войлока будет защищён от порчи, сглаза и злословия.
Агинские и селенгинские буряты, проживающие в степях Забайкалья, в отличие от присаянских и предбайкальских бурят, катали войлок с помощью лошадей. После того как шерсть промывали горячей водой и накручивали основу с шерстью на шест, на выступающие концы шеста надевали катки с крючьями, к которым привязывали арканы, свитые из конских волос, иногда верёвки. Эти арканы (верёвки) од-
ним концом закрепляли на седле лошади или на хомуте, надетом на шею лошади. Другие концы удерживали два всадника, которые и производили катание войлока. Выбрав ровный участок земли протяжённостью порядка двух-трёх километров, всадники погоняли лошадей неспешной рысцой по выбранному маршруту, пока не скатается войлок. Со слов информаторов, катание одного войлока длилось около часа. Готовый войлок раскручивали и мужчины, сев на колени, разминали и подравнивали его края. Наконец, по окончании предыдущей операции они расстилали войлок на решётчатой стенке юрты, уложенной на земле, и оставляли сушиться. Вся работа по катанию войлока занимала, как правило, не больше одного светового дня.
Выше автором приводится описание способа коллективного изготовления бурятами достаточно больших войлоков. Между тем, были известны у бурятов способы катания небольших войлоков, выполняемые одной женщиной. Например, у кабан-ских бурятов С. Ранжурово до недавнего времени применялся следующий способ катания войлока. Заготовленную шерсть хозяйки первоначально просушивали на солнце, разложив её клочками на клеёнке, а в прежние времена на шкуре коровы или коня. Далее подсохшую шерсть собирали вместе и попеременно ударяя палками кабаа взбивали её. Завершало работу катание войлока. Для этого на земле укладывали в ряд несколько широких досок, а лучше готовый деревянный щит, на который переносили шкуру или старый войлок с взбитой шерстью. Шерсть перед катанием смачивали водой, а затем присев на колени с помощью обычной скалки спрессовывали шерсть, надавливая на скалку по ходу движения вперёд-назад. После такого рода катания края войлока подравнивали руками. Данный способ применялся при производстве однослойного войлока. Возможно, некоторое сходство имеет способ изготовления небольших войлоков, зафиксированный у казахов Алтая, которые катают руками, перемещая рулон от локтя к ладони18. Производство тонкого войлочного материала для головных уборов, обуви, чулок у монгольских народов примерно одинаково. Разложенной шерсти придавали форму создаваемого изделия (головных уборов, сапог), середину поливали горячей водой, складывали вдвое, и после катали вручную с помощью гладкой палки19.
Сравнение производства войлока у разных групп бурят наводит на некоторые выводы. Во-первых, можно констатировать, что за прошедшие более века после наблюдений, сделанных участниками академических экспедиций XVIII в., технология выделки войлока у бурят в целом не изменилась. Присутствуют в практике бурят начала XX в. всё те же отмеченные И.Г. Георги и другими исследователями екатерининской эпохи способы изготовления войлока. Проявления консервативных черт этого производства наблюдаются на уровне соблюдения технологической цепочки, обязательности совершения ритуалов, в остальном оно заметно подверглось модернизации. Иллюстрацией этому служит использование поливочной лейки, позволившей отказаться от рассеивания воды между растопыренными пальцами руки. Обильная поливка водой шерсти для её усадки сейчас дополняется частым прихло-пыванием веником. В практике современных буряток на место разводимого в воде кисломолочного продукта для промывки шерсти пришли стиральные порошки, подстилочным материалом для раскладываемой шерсти в сегодняшнем обиходе является брезент и т.д. Во-вторых, заметная разница в обработке войлока, подмеченная нашими предшественниками20, в формате прибайкальских и забайкальских бурят, становится ещё более очевидной при рассмотрении материала на уровне отдельных локальных групп бурят (предбайкальских, присаянских, селенгинских и агинских бурят). Эти специфические особенности возникли под влиянием целого комплекса факторов, включая природно-климатические условия проживания разных групп бурят, различия в их экономической жизни, культурные традиции этих бурят и в том числе их религиозно-мифологические представления.
Способ производства войлока, в общих чертах близкий у предбайкальских и
пpиcаяícкиx бópят, íecoмíeííO являєтся дocтатoчío opигиíальíым, cpeди дpóгиx íаpoдoв ЦeíтpальíOй Азии и ЮжíOй Cибиpи пoдoбíый cпocoб oбíаpóживаeтcя лишь ó казаxoв. Пpичëм, Э.А. MаcаíOв лoкализóeт пpимeíeíиe этoй тexíOлoгии, извecтíoй как «аpкаíга cалып таpтó», тoлькo ó казаxoв бывшeгo Kócтаíайcкoгo óeзда Tópгайcкoй oблаcти21.
Иíoe дeлo pаccмoтpeííый в pабoтe cпocoб изгoтoвлeíия вoйлoка, в 0Cí0Bíыx чepтаx пpиcóщий как гелеетитеким, так и агиícким бópятам. Cвeдeíия, пpивoди-мыe иccлeдoватeлями пo íаpoдам Евpазии, cвидeтeльcтвóют o гeíeтичecкoй близ0-cти тexí0Л0гии изгoтoвлeíия вoйлoка забайкальотих бópят (ceлeíгиícкиx и аги^ жих), мoíгoлoв22, тóвиíöeв23, башкиpoв24, алтайöeв25, казаxoв26, киpгизoв27. Пpавда, ó мoíгoлoв, башкиp и íeкoтopыx дpóгиx тюpкo-мoíгoльcкиx íаpoдoв ка-таíиe вoйлoка имeлo cпeöифичecкóю 0C0бeíí0Cть, заключавшóюcя в тoм, что два вcадíика, pаcпoлагаяcь п0 06є cтopoíы вала c шepcтью, тя^ли за кoíöы вepëвки. В качестве пp0изв0дí0г0 0т вышeóказаíí0й тexí0Л0гии м0жм pаccматpивать Ш0-co6, oтмeчeííый эт^^афами ó мoíгoлoв28, тóвиíöeв29 и киpгизoв30. Эт0т cпocoб пpимeíялcя, к0гда pазмepы изг0т0вляєм0г0 в0йл0ка были íeбoльшими: дв0Є мóж-чиí, дepжа за к0щы вepëвки, в0л0чили póлoí c шepcтью д0 тєх пop, п0ка в0йл0к íe cкpeпитcя. У казах0в такая pабoта дeлалаcь жeíщиíами, кoтopыe, как пишєт Э.А. Mаcаí0в, катили póлoí c шepcтью, íапpавляяcь к coceдíeмó аóлó, а п0т0м в0з-вpащалиcь íазад, завepшая катаíиe31. Упoмиíаíиe HÆ. Koчeшкoвым32 калмык0в в чиcлe íаpoдoв, ó кoтopыx бóДтo бы пpактикoвалcя эт0т cпocoб, вызываeт íeдo-óмeíиe, так как в óказаíí0й иccлeдoватeлeм pабoтe У.Э. Эpдíиeва33 íe coдepжитcя так0г0 факта.
Здecь cтoит oбpатитьcя к мíeíию, выcказаíí0мó H.В. К0чєшк0вьім, п0 пoвoдy идeíтичí0cти cпocoба выделки в0йл0ка пpeдбайкальcкиx бópят c техтол0гией пpo-извoдcтва эт0г0 матepиала ó калмык0в, алтайöeв, киpгизoв34. Для íаc 0чeвидí0 чт0 иccлeдoватeль eùë pаз заблóждаeтcя, ища дoказатeльcтва в pабoтe И.Е. Tóгóтoва35. Пpи вíиматeльí0м пpoчтeíии öитиpóeмoй cтpаíиöы м0í0гpафии выяcíяeтcя, что И.Е. ^^тов даëт oпиcаíиe cпocoба катаíия в0йл0ка, извecтíoгo ó забайкальжих бópят, а íe вoвce пpeдбайкальcкиx бópят. И cамoe важíoe, что пpивeдëííый H.В. К0чешк0вым фpагмeíт из pабoты Г.C. Лыткиíа, пocвящëííый калмыöKoмy cпocoбó пpoизвoдcтва в0йл0ка, лишь cвидeтeльcтвóeт, чт0 íа дєлє íичeгo 06щєг0 мeждó эт0й тexí0Л0гиeй iè c 0джм из извecтíыx ó бópят cпocoбoв изгoтoвлeíия в0йл0ка íe имєєтся. Эта 0шибка иccлeдoватeля 0тí0cима и к алтай0ам.
Пpиíöипиальíая pазíиöа бópятcкиx тexí0Л0гий пpoизвoдcтва в0йл0ка и им п0-дoбíыx в т0м, что Oíé пpeдcтавляли имeíí0 пpoöecc катажя в0йл0ка п0 зємлє или cпeöиальí0 п0дг0т0влeíí0й пoвepxí0cти в пoмeщeíии или íа óлиöe. А для pяда тюpкcкиx íаpoдoв, а такжe калмык0в был xаpактepeí cпocoб валяíия в0йл0ка, к0-гда óчаcтíики íe0Дí0кpатí0 c шл0й бpocали póлoí шepcти íа зємлю или лежа-щóюcя пepeд íими peшëткó юpты36.
Любoпытí0, что в 0тличиє 0т мoíгoльcкиx íаpoдoв, ó кoтopыx в пpoöecce изг0-тoвлeíия в0йл0ка óчаcтвoвали пpeдcтавитeли 0б0их п0л0в, ó тóвиíöeв выделк0й в0йл0ка 0бычí0 заíималиcь мóжчиíы37. От тебя д0бавим, чт0 oбpабoтка в0йл0ка cчиталаcь ó ДPóгиx тюpкoв Цeíтpальí0й Азии и Юж^й Cибиpи вcë жє жeícким за-íятиeм (íапpимep, ó алтайöeв)38.
Яpким пpимepoм влияíия Kóльтópы бópят íа coпpeдeльíыe íаpoды являєтся cфepа oбpабoтки в0йл0ка. В чаcтí0cти coйoты, длитeльíый пepиoд кoíтактиpóЮ-щие c пpиcаяícкими и пpeдбайкальcкими бópятами, вocпpиíяли 0т íéx тpадиöии выделки в0йл0ка. П0 pаccказам íашиx иíфopматopoв пpoизвoдcтвo в0йл0ка ^в-падал0 ó ™х п0 вpeмeíи c изготовлетем м0л0чí0й в0дки apxu, т.е. летаим гез0-í0м. Загoтoвлeííая cocтpижeííая mepcib pаcкладывалаcь íа cтаpoм шэpдэг poв-íым cлoeм, кoтopый п0ливали гopячeй в0д0й из вepxíeгo к0тла cам0г0íí0г0 аппа-pата c тем, чтобы пpoмыть eë и главíoe cпpeccoвать. П0 cлoвам иíфopмаíта иí0гда
сверху посыпали какой-то травяной порошок. Далее скручивали шерсть рулоном на деревянный шест. Перед началом катания войлока совершали обряд «тогоо са-гаалха». Хозяйка читала «мани» - буддийскую молитву, наливая при этом из самогонного аппарата молочно-кислый продукт арса на оба конца рулона. Вся работа выполнялась одной семьёй. Дети катали с помощью волосяных верёвок и успевали за день сделать 2-3 шэрдэг [Дансаранова Е.Д.].
По версии Н.В. Полосьмак, аргументированной на основе изучения культуры пазырыкцев (УШ вв. до н.э.), в бронзовом веке производство валяных кошм впервые было освоено скотоводческими племенами индоиранцев39. Прототюркские племена хуннов, как считает исследовательница, усвоили от индоиранцев не только саму технологию кошмоваляния, но и традицию украшать войлочные изделия аппликациями. Мысль о способе валяния войлока как наиболее архаичном, на наш взгляд, подтверждается ареалом распространения этой технологии, главным образом, включающим тюркские народы евразийских степей. Калмыки, или точнее их предки, в отличие от основного монгольского суперэтноса в силу географического местоположения длительный период находились в зоне активного этнокультурного контакта с тюркскими племенами и, возможно, поэтому могли перенять технологию валяния войлока.
Способ катания войлока не носит явный этнодифференцирующий признак и соотносится с культурой как большинства монгольских народов, так и ряда тюркских этносов. Можно предположить, что в недрах некогда единого этнополитического объединения монголов XIII-XV вв., куда входили в частности восточномонгольские племена и в том числе предки современных селенгинских бурят и хори-бурят, возникает эта технология. Наконец, распространение исключительно у присаян-ских и предбайкальских бурят способа ручного катания войлока позволяет утверждать о самобытном, автохтонном происхождении этой технологии, которая является действительно бурятским изобретением.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Георги И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей. СПб, 1799. Ч. II. С. 309.
2. Там же. С. 30.
3. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи, бывшее в 1768-1769 гг. СПб., 1809. Ч.1. С. 182-183.
4. Ланганс Ф. Буряты или Братские //Сибирский вестник. ЧХ СПб., 1824. С. 40-43.
5. АНХ. Ф.138. Д.16. С. 83 (324).
6. Мэрдыгеев Р.С. Изделия из шерсти и волоса в Аларском аймаке. Верхнеудинск, 1928. С. 3.
7. Галданова Г.Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки. Новосибирск, 1992. С. 56.
8. Линховоин Л.Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ: БКИЗ, 1972. С. 44.
9. Мэрдыгеев Р.С. Ук. соч. С. 3; Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX - середины XX вв. М., 1979. С. 135.
10. Полосьмак Н.В. Пазырыкские войлоки: укокская коллекция //Археология, этнография и антропология Евразии. №1. Новосибирск: Изд-во ИАиЭТ СО РАН, 2000. С. 96.
11. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ, 1958. С. 57.
12. Линховоин Л.Л. Ук. соч. С. 7.
13. Мэрдыгеев Р.С. Ук. соч. С. 4.
14. Линховоин Л.Л. Ук. соч. С. 44.
15. Мэрдыгеев Р.С. Ук. соч. С. 4.
16. ХВРиКБНЦ СО РАН, Ф.4. Оп.1. Д.50. Л.2.
17. Мэрдыгеев Р.С. Ук. соч. С. 4.
18. Октябрьская И.В., Черемисин Д.В. Узорные войлоки Алтая //Археология, этнография и антропология Евразии. №1. Новосибирск: Изд-во ИАиЭТ СО РАН, 2000. С. 114.
19. Дарбакова В.П. Традиционные домашние промыслы и ремесла монгольских народов МНР.: Дис.... канд. ист. наук. М., 1968. С. 38.
20. Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Л., 1969. С. 83-84; Кочешков Н.В. Ук.соч. С. 151.
21. Масанов Э.А. Казахское войлочное производство во второй половине XIX и начале XX в. Труды ИИАЭ АН КазССР. Алма-Ата, 1959. Т.6. С. 108.
22. Дарбакова В.П. Ук.соч. С. 32-38; Кочешков Н.В. Ук.соч. С. 72.
23. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972. С. 252-254.
24. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955. С. 143.
25. Потапов Л.П. Очерки истории алтайцев. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1953. С. 211.
26. Масанов Э.А. Ук. соч. С. 108.
27. Куфтин Б.А. Киргиз-казахи. М.,1926. С. 26.
28. Дарбакова В.П. Ук.соч. С. .32.
29. Каралькин П.И. Жилище в Западной Туве //Труды ТКАЭЭ. М.-Л., 1957. С. 274.
30. Абрамзон С. М. Киргизское население Синьцзяна //Труды КАЭЭ. М., 1959. С. 344.
31. Масанов Э.А. Ук. соч. С. 108.
32. Эрдниев У.Э. Калмыки (конец XIX - начало XX в.). Элиста.: ККИЗ, 1970.
33. Там же.
34. Кочешков Н.В. Ук. соч. С. 176.
35. Тугутов И.Е. Ук. соч. С. 57.
36. Дарбакова В.П. Ук.соч. С. 33-34; Эрдниев У.Э. Ук. соч. С. 95.
37. Вайнштейн С. И. Ук. соч. С. 253.
38. Потапов Л.П. Ук. соч. С. 211.
39. Полосьмак Н.В. Ук. соч. С. 99.
A.A. BADMAEV
TECHNOLOGY FOR WOOL PROCESSING AND PRODUCTION OF FELT IN BURYATIYA
The research of the traditional Buryat technology for wool processing is composed upon the base of fundamental ethnic Buryat subdivision - Prebaikal, Presayan, Selengin and Hori-Buryat.
The article raises the themes of genesis and evolution for the felt processing, reveals the ethno-cultured contacts with other Turkic-Mongol peoples from the South Siberia and the Central Asia. The author's conclusion is - Turkic-Mongol ethnos has common general ways of development for felt manufacture, there is also a matter of genetic similarity as to the «horse» felt-rolling. Along with all these facts the author points to the autochthon character for the «hand» felt-rolling with Brebaikal, Presayan Buryats.