MATERIALS OF F.K.GIRS' COMMISSION (1866) ON KAZAKHS TRADITIONAL
CRAFTS
S.V. Dmitriev
The archive materials has been found out during the work on preparation of the statute book of sources on Kazakhs ethnography and history. The material is in the project of the Kirghiz steppe commission about authority activities in Kazakh steppes. The commission worked in 1865—1866 under the head of Feodor Karlovich Girs (1824—1891) — the outstanding statesman of Russia. The present publication submits the extract from the official report where the data concerning crafts at Kazakhs. Special value has official information on the developed equivalents of cost of the fabricated goods intended for realization, this data is quite a rare thing in the literature and also there are some descriptions of technological methods of the manufacture, the ethnographic «trifles» describing Kazakhs traditional culture in the middle of 19th c.
© 2008
А.А. Бадмаев
МУЖСКАЯ ОДЕЖДА БУРЯТ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ТИПОЛОГИИ
Одной из составных частей культуры жизнеобеспечения является комплекс одежды, который, согласно С.А. Арутюнову, подразделяется на базис и аксессуары1. Бурятская традиционная одежда представляет собой результат длительного процесса складывания отдельных компонентов в единую систему. Она имеет ясно выраженные этномаркирующие черты и связана с определенными народными представлениями. Исследования, проведенные Р.Д. Бадмаевой2, М.Б. Хадеевой-Дагдановой3, Д.А. Николаевой4 и др., позволили выделить типологию одежды в целом бурят, а также вычленить комплексы женской одежды предбайкальских бурят и выяснить символику и семантику бурятской одежды. Несмотря на то, что бурятская одежда была предметом научных изысканий упомянутых авторов, все-таки остаются аспекты, слабоосве-щенные нашими предшественниками. Настоящая статья посвящается одному из аспектов обозначенной темы, а именно региональному изучению мужской одежды бурят конца XIX — начала XX в. на примере предбайкальских, приса-янских, селенгинских и агинских бурят.
Источниками для работы послужили как полевые материалы автора, собранные в разные годы у вышеназванных групп бурят, так и литературные, архивные и музейные данные. В статье не рассматривается такой вид мужской одежды бурят как ритуальное одеяние, не детализируется описание праздничной и производственной (промысловой) одежды; основное внимание уделяется анализу повседневной одежды. Рассмотрим, что собой представляли региональные комплексы бурятской мужской одежды в конце XIX — начале XX в.
Предбайкальские буряты. Исследователи отмечают своеобразие традиционной одежды предбайкальских бурят, выделяя на основе изучения этой этнотер-риториальной группы т.н. западно-бурятский тип одежды5. В отличие от восточно-бурятского типа верхней одежды, распространенного у забайкальских бурят, халат предбайкальских бурят не обладал декоративно оформленным бортом энгэр, располагавшимся в грудной части. Его правая верхняя пола имела заметный скос к правой подмышке. Декоративная отделка халата у предбайкаль-ских бурят выполнялась по внешней поле, вороту и правой внутренней поле в виде нашитых полос из белой ягнячьей шкуры, меха выдры или ткани (бархата, сукна). Обычно зимняя верхняя одежда (дэгэл) кроилась из дымленой овчины и зачастую представляла собой крытую шубу, покрытую сукном темного цвета (черного или синего), например китайкой. Летний мужской халат (тэрлиг) шили опять-таки из темных расцветок ткани (китайки, дабы), делая оторочку тканевыми полосками из более ярких цветов (желтой, красной). Демисезонная верхняя одежда также шилась из темной хлопчатобумажной ткани, но с утепленной подкладкой из стеганой ваты или мерлушки. В глазах бурят престижными являлись халаты, в качестве материала для которых использовались дорогие привозные ткани китайского или российского производства (шелк, бархат), и выполненные на заказ мастерицами.
Верхняя одежда подпоясывалась наборным поясом с прямоугольными металлическими пластинами, декорированными ленточной таушировкой, а иногда вставками кораллов. Для мужчин важной была искусность изготовления этих поясов, которые заказывались известным ювелирам.
В зимние холода поверх халата носили длиннополый тулуп (даха) из козьих, собачьих или волчьих шкур с разрезом по низу спинки для удобства верховой езды, имеющий длинные и широкие рукава. Престижными считались тулупы, пошитые из дорогой пушнины, — унэгэн даха 'лисья шуба', булган даха 'соболиная шуба' и хэрмэн даха 'беличья шуба'. В начале XX в. под влиянием городской культуры предбайкальские буряты включили в свой гардероб пальто, технологию кройки и шитья которого успешно освоили бурятские рукодельницы.
Рукавицы были как меховые (из овчины, мерлушки), так и тканевые (плисовые, суконные) с подкладкой. Меховые рукавицы обшивали плотной тканью темной расцветки и окаймляли по отвороту.
Нижняя одежда предбайкальских бурят состояла из штанов с широким шагом и рубахи. Для большинства этих бурят были характерны штаны с прямоугольными штанинами и цельнокроеной мотней. У верхоленских бурят получили распространение т.н. монгол умдэн 'монгольские штаны', скроенные из одного куска ткани6. Традиционным материалом для зимних штанов была овчина, для летних — замша. К концу XIX в. в шитье штанов на смену коже пришли фабричные ткани темных расцветок (ситец, сатин, далемба, коленкор, бязь). Рубахи были двух типов — рубаха глухого покроя, заимствованная у русских, с прямым разрезом у горловины, и т.н. морин самса 'лошадиная рубаха' — распашная рубаха. В рассматриваемое время рубахи шили из ткани (летние — из ситца, зимние — из бумазеи).
В начале XX в. у предбайкальских бурят стала популярна русская городская
одежда, которая первоначально распространилась среди состоятельной части бурят, позднее — широкой народной массы.
Головные уборы предбайкальских бурят выделяются исследователями в отдельный тип7. Согласно М. Татаринову, в конце XVIII в. эти буряты носили как зимой так и летом, шапки мелкие круглые, околыш волчей или лисей наверху, кисть бумаги хлопчатой, а зимой надевают на ушки"8. На рубеже XIX—XX вв. особо ценились меховые шапки из выдры с невысокой тульей и круглым тканным верхом9, а также картузы.
У предбайкальских бурят были известны как поршневидная (к ней относились такие разновидности обуви, как олообшо, хульмэн, духты, шудыршэ, ноокон годокон, олод гутакан), так и башмаковидная (включавшая буряад гутал или годокон, бойтог) типы обуви10. Престижными в изучаемое время стали русские хромовые сапоги, а также т.н. венгерские и варшавские сапоги.
Чулки носили войлочные, тканевые и вязанные из овечьей шерсти, которые в отличие от первых украшались геометрическим орнаментом.
Присаянские буряты. У присаянских бурят в соответствии с их родоплемен-ной принадлежностью была распространена верхняя одежда как западно-бурятского, так и восточно-бурятского типа (например, у хонгодоров), которая обычно подпоясывалась тонким и одноцветным матерчатым кушаком дурдэм бэкэ (обычно сделанным из желтого шелка). До изучаемого времени в качестве материала для летних и демисезонных халатов (карьмай дэгэл 'нагольная шуба') использовалась обработанная жеребячья или косулья кожа, а для зимней верхней одежды (дэгэл) — дымленая овчина. К концу XIX в. в теплое время года стали носить матерчатые халаты, причем демисезонные — подбивались китайским ватином.
Престижной считалась зимняя верхняя одежда из длинношерстной мерлушки, крытая дорогими сортами шелка, меньшее предпочтение отдавали дэгэл, крытому более грубым материалом (далембы, чесуча). Та же шкала ценностей действовала и в отношении летней и демисезонной одежды: особо привлекательными считались халаты из орнаментированного шелка; вещи, сшитые из да-лембы, свидетельствовали о бедности их владельцев (халат из этой материи обычно являлся рабочей одеждой и одевался при выполнении хозяйственных работ). Из нагольных шуб более ценились сшитые из короткошерстной овчины.
Декоративное оформление зимних шуб выражалось в оторочке обшлагов рукавов пластинами из нерпичьего меха, бархата или мерлушки, а также в использовании двухрядной тесьмы, которой обшивали края одежды11. Летняя и демисезонная одежда украшалась каймой из парчи по воротнику, бортам и рукавам. Деталью мужского халата, подчеркивающей индивидуальность владельца, являлась нагрудная нашивка, которая, как правило, отличалась разнообразием расцветки.
В холода поверх дэгэл одевали козьи или косульи тулупы (даха).
Присаянские буряты (кроме тех, у кого сохранялся восточноазиатский тип верхней одежды) носили меховые, кожаные (из кожи крупного рогатого скота) и тканевые с подкладкой рукавицы, а также вязанные из овечьей шерсти варежки (появление которых в их одежде, по всей вероятности, вызвано влиянием русской культуры).
Нижняя одежда состояла из распашной рубахи морин самса и штанов, которые встречались двух типов — у большинства присаянских бурят (тункинских и закаменских) были в обиходе штаны с прямоугольными штанинами и мотней, и лишь у окинских бурят исследователи отмечают наличие в прошлом штанов монгол yмдэн12. Процесс замещения в нижней одежде кожаного материала покупными тканями прослеживался и у присаянских бурят (причем это проявилось только в летних штанах, которые шились из далембы). Зимние штаны, как и прежде, кроились из овчины или ровдуги.
Традиционным головным убором являлась т.н. 32-пальчатая (вертикальные сборки на тулье напоминали длинные пальцы) шапка с отогнутыми краями и высокой конической тульей, завершающейся кистью из красных шелковых нитей. Зимний вариант этой шапки имел меховые наушники. Были известны также шапки-ушанки, сшитые из лисьих, рысьих, косульих камусов. Для одежды пожилых мужчин были характерны крытые красной материей шапки ловууз из мерлушки13. Предмет особой гордости представляли серебряные навершия на головном уборе, зачастую венчаемые красным кораллом.
Обувь присаянских бурят была представлена как поршневидным, так и баш-маковидным типами. К башмаковидному типу принадлежала эрмэг гутал -обувь с двойной (войлочно-кожаной) подошвой по форме ступни, головки и голенища. Как считает Г.Р. Галданова, эта обувь является исконным видом обуви закаменских бурят14. Исходя из доказанного факта, что данный тип обуви был изобретен монгольскими аратами именно для удобства в верховой езде, можно предполагать заимствование его предками присаянских бурят в период проживания на территории северо-западной Монголии до момента их выхода в XVII в. в Восточное Присаянье. Народная классификация иной башмаковид-ной обуви (обозначаемой как буряад гутал и имеющей голенище, носок, союзки и однослойную кожаную подошву), производство которой осуществлялось, как правило, в домашних условиях, происходит от названия используемого закроечного материала: булгайр гутал 'сапоги из юфти'; буд гутал 'суконные сапоги'; годон гутал 'камусовые унты'. Летняя и демисезонная обувь этого типа кроилась из сукна или кожи крупного рогатого скота, косули, а зимняя — из камусов (конского, телячьего, лосиного, изюбриного, косульего). Престижными по представлениям присаянских бурят являлись покупная монгольская обувь монгол гутал, украшенная тисненым геометрическим орнаментом, а также годон гутал из лосиных камусов. Примером внутриэтнического заимствования является годо^н, обувь на невысоком кожаном каблуке с прямым голенищем, носком с мысиками и союзками, которую в начале XX в. присаянские буряты восприняли у предбайкальских бурят15. Голенище годо^н обычно изготовляли из овечьей кожи, подошву — из кожи крупного рогатого скота.
Поршневидный тип обуви у присаянских бурят был представлен производственными видами обуви, такими как тyyрэбшэ, одеваемую на покос и охоту, тулэпшэ, охотничью обувь, сшитую из волчьей или козьей шкуры. Ноговицы пампалай, натягиваемые поверх сапог, имели голенище как плетенное из овечьей или козьей шерсти, конского волоса, так и выкроенное из грубого сукна и овечьих шкур. Мягкая подошва изготовлялась из войлока по форме ступни, снизу подшивали бычью кожу. Такого же типа обувь, но носимая зимой,
называлась дабхаса и шилась из оленьей, косульей, бараньей или телячьей кожи16.
Чулки у тункинских и окинских бурят вязали из овечьей шерсти. Между тем, закаменские буряты носили стеганные двухслойные чулки из материи, заячьей шкурки или ровдуги17.
В конце XIX в. среди присаянских бурят получили распространение хромовые сапоги тура, получившие свое название от бурятского слова тура 'город' и буквально переводимые как 'городские'. Стали в это время носить шапки-ушанки шабха малгай, сшитые из заячьих или беличьих шкурок.
Селенгинские буряты. Зимней и демисезонной верхней одеждой селенгин-ских бурят являлась шуба из дымленой овчины (нагольная или крытая), причем зимний вариант шубы шился из длинношерстной овчины, а демисезонный — из короткошерстной. Летней верхней одеждой являлся халат туникообразного (восточноазиатского) типа. Вся эта верхняя одежда характеризовалась наличием энгэра. Р.Д. Бадмаевой особо выделяется халат цонголов, имеющий особенный энгэр, выполненный из тканей темных цветов18. Специфика верхней одежды забайкальских бурят также проявлялась в наличии у ней длинных рукавов многосоставной конструкции, в холодное время года позволявших укрывать руки, и тем самым исключавших ношение рукавиц. Рукава зимних шуб делали с меховыми обшлагами, имеющими как практическое (утепляющие одежду), так и несомненно декоративное значение. Говоря о престижных аспектах одежды, стоит упомянуть о том, что большое внимание уделялось качеству закроечного материала. Так, высоко ценились халаты из парчи или шелка магнал с вышитыми изображениями драконов.
На верхнюю одежду пожилые мужчины надевали безрукавку хантааз, овчинную или стеганную (ватную), и подпоясывали кушаком. Зимой поверх халата носили доху из козьей шкуры.
Согласно Я.С. Смолеву, в конце XIX в. нижняя одежда этих бурят представляла рубашку глухого типа и штаны монгол yмдэн19. Однако в сочинении Н.А. Бестужева, описывающего быт селенгинских бурят 1840-х гг., пишется буквально следующее: "Ныне и очень недавно начали у первых употребляться рубашки, распашонки, очень короткие, на манер китайских"20. Если исходить из этих сведений, то предположительно в первой трети XIX в. у селенгинских бурят получили распространение рубахи распашного типа, и это было влиянием китайской культуры. Стоит не согласиться с таким мнением, ибо известно, что как раз традиционными для бурят-скотоводов считаются распашные рубашки морин самса, которые попали в народный костюм задолго до описываемого писателем-декабристом времени. Но, не исключено, что Н.А. Бестужев зафиксировал другой немаловажный факт — замену закроечного материала, когда в изготовлении распашных рубашек кожа уступила место матерчатым тканям. Следует предполагать, что в одежде этих бурят во второй половине XIX в. одновременно могли присутствовать и распашные, и глухие рубашки.
Мужской головной убор встречался трех типов. Первый тип имел высокую стеганую тулью с кисточкой из витых красных ниток на макушке и козырек, в летнем варианте околыш такого головного убора шили из темного материала (бархата, плиса) или меха, в зимнем — пришивали наушники. Тулья, как и у
присаянских бурят, представляла волнообразный конус из 32 вертикально стеганых рядов. Другая разновидность зимнего головного убора, хасабшатай мал-гай, тоже имела высокую тулью, козырек и наушники, подбитые лисьим мехом или мерлушкой. Третий тип головного убора селенгинских бурят, тойробшо малгай, носимый летом, обладал островерхой тульей из синей материи и отворачивающимся околышем. О высоком социальном статусе обычно судили по наличию на головного уборе серебряного навершия с укрепленным кораллом.
Обувь селенгинских бурят принадлежала к башмаковидному типу - эрмэг гу-тал, буряад гутал 'унты' и поршневидному - ичиги. Традиционным для этих бурят была обувь эрмэг гутал, а вот появление у них унтов, исконной обуви предбайкальских бурят, исследователи относят лишь к началу XX в.21 Признаком особого шика являлось ношение покупных эрмэг гутал, декорированных аппликацией из крашеной кожи. В конце XIX в. в зимнюю обувь селенгинских бурят попали валенки, производимые на заказ русскими мастерами22. Но следует уточнить, что эта обувь все же была не типична для бурят. Как производственную обувь использовали ноговицы пампалай, удобные для охотничьего промысла и выполнения других хозяйственных занятий.
Внутрь обуви одевали вязаные или матерчатые чулки, изготовленные в домашних условиях.
Агинские буряты. Мужской костюм агинских бурят в основных чертах повторял описанную выше одежду селенгинских бурят, отличия между ними обнаруживались лишь в отдельных деталях. Так, одним из этнодифференцирующих черт верхней одежды агинских бурят было оформление декоративного выступа борта — сагаалса, который был значительно шире, чем энгэр селенгинской одежды, и представлял собой спускающиеся ступенькой горизонтальные полоски бархата и шелка. В зависимости от сезона носили следующую верхнюю одежду: зимний (крытый или нагольный овчинный) дэгэл; демисезонный (стеганый на вате, крытый или нагольный из короткошерстной овчины) дэгэл; летний матерчатый халат тэрлиг.
В ношении верхней одежды в изучаемое время обнаруживается такая социальная градация: шелковую (из китайского шелка магнал) — носили богатые агинцы; чесучовую и суконную — середняки; из синей далембы и нагольную овчинную — основная масса агинских бурят; нагольную козью — бедняки23. Ценилась демисезонная одежда, материалом для которой послужили шкуры жеребят и мерлушка24.
На верхнюю одежду повязывали поясные кушаки из хлопчатобумажной или шелковой ткани красного, синего, желтого цветов.
Пожилые мужчины поверх шуб одевали крытые меховые безрукавки хурмэ. Любопытно, что В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" дает русифицированное название этой одежды как курма и определяет ее таким образом: "на китайской границе: род шубы"25. Причина отнесения выдающимся русским лексикографом и этнографом XIX в. безрукавки к разряду шуб, по всей видимости, объясняется тем, что она представляла собой разновидность длиннополой крытой безрукавки морин уужа (причисляемой к женской одежде забайкальских и присаянских бурят), которая была той же длины, что и шуба. В 1910-е гг. агинская молодежь, придерживаясь моды тех лет, включила в
свой гардероб крытые овчинные безрукавки, которые носили зимой поверх шуб, и летние шелковые или чесучовые безрукавки без подкладки26. Эти короткие безрукавки обозначались одним общим термином — хантууза. Очевидно, что название этой безрукавки перекликается с ранее упоминавшимся наименованием мужской безрукавки у селенгинских бурят и является диалектным словом. Вообще же короткая безрукавка хантааза считается элементом женского костюма забайкальских бурят и ее одевали в будни в отличие от морин уужа, в которую облачались по торжественным событиям. По какой причине из женского костюма эта безрукавка перекочевала в мужскую одежду остается для нас загадкой. Но, можно осторожно предположить, что, как и у некоторых монголов, безрукавка (короткая и длиннополая) у забайкальских бурят входила в костюмные комплексы обоих полов.
Головные уборы агинских бурят разнились от шапок селенгинских бурят и, поэтому исследователями выделяются в самостоятельный тип27. Правда, не совсем понятно, почему в типологии, предложенной Д.А. Николаевой, термины хасабшатай малгай и тооробшо малгай применяются исключительно к головному убору хори-бурят, тогда, как свидетельствуют общеизвестные материалы, данные названия встречаются в культуре и других групп бурят. Дифференцирующим признаком головного убора хори-бурят, в том числе агинских бурят, являются 11 горизонтальных рядов строчки на тулье, согласно народной этимологии, символизирующие хори-бурятские роды. Зимний вариант этого головного убора имел наушники из меха выдры, рыси или белой мерлушки, а летний — широкий отворот из черного плиса.
Штаны монгол yмдэн изготовлялись из короткошерстных бараньих и козьих шкур. Распашные летние рубашки морин самса шили из ситца, сатина или да-лембы, а зимние — из тонкой замши. Как особенность в ношении рубашек, можно рассматривать оформившееся к началу XX в. у агинских бурят цветовое предпочтение белых (светлых) рубашек перед рубашками темных расцветок (синего, бордового, красного), ранее превалировавших в их одежде. Особенно ценились шелковые рубашки, которые должны были подчеркнуть состоятельность их владельцев.
Обувь была преимущественно башмаковидная. Причем по сравнению с другими бурятами агинские буряты зимой одевали эрмэг гутал, пошитую из овечьей, козьей, конской, иногда из косульей шкур шерстью вовнутрь, а летом - т.н. ябаган гутал, изготовляемую из юфтевой кожи, или материи (сукна, драпа, плиса). Подобно обуви селенгинских бурят агинцы декорировали запятники, носки, голенища, кожаными аппликациями из орнаментированных узоров (хас тамга 'свастика', наран 'солнце', улзы 'узел счастья', растительные узоры). Отличительной особенностью их обуви была кожаная тесьма хабшааhан из крашеной кожи, делившая пополам носки и доходившая до середины голенища. Особо ценилась обувь, имеющая голенище из шелковых и крепких, дорогих кож, менее престижной считалась обувь с голенищем из плиса (обычно темного цвета).
Чулки, носили вязанные из белой овечьей шерсти.
Типология мужской одежды бурят. Итак, обобщая описания региональных комплексов мужской одежды бурят, мы приходим к следующим выводам.
Период конца XIX — начала XX в. был временем постепенной трансформации этнолокальных комплексов, которая происходила под воздействием разных факторов. В большинстве регионов (Восточное Присаянье, Западное Забайкалье, Нижнее Приононье) традиционная мужская одежда оставалась на компонентном уровне почти неизменной, и это было связано, прежде всего, с хозяйственной деятельностью бурятского населения, которое продолжало специализироваться на скотоводстве и занималось охотничьим промыслом. В тех регионах (Предбайкалье, часть Восточного Присаянья и Западного Забайкалья), где буряты превратились в оседлых земледельцев, в мужской одежде было заметно инокультурное влияние — в нее были включены элементы русской народной и городской одежды.
Другим важным фактором, сыгравшим определенную роль в изменении облика бурятской одежды, была религиозная принадлежность, и это можно видеть, в особенности, на примере предбайкальских бурят, которые в течение всего XIX в. подвергались усиленной христианизации.
Социальный фактор, а именно сохранение до конца XIX в. территориально-родовой структуры у бурят, также отражался на судьбе мужского костюма — традиционное общество было достаточно консервативно в одежде. Там же, где было сильно влияние инокультурного населения и происходило разрушение традиционного уклада жизни (в Предбайкалье), процесс перехода на русскую народную и городскую одежду осуществлялся быстрее и воздействие господствующей моды в одежде было все отчетливее.
Таким образом, один вектор в трансформации мужской одежды бурят был направлен с запада на восток и определялся русским культурным влиянием. Не менее значимым для забайкальских и присаянских бурят оставался вектор, направленный с юга на север. Речь шла о влиянии центральноазиатских (монгольских) и восточноазиатских (китайских) культурных и торговых связей.
Другой уровень заимствований, а значит и трансформации в мужской одежде, был связан с существованием внутриэтнических межрегиональных связей, когда элементы из одного регионального комплекса включались в другие региональные комплексы мужской одежды.
Сравнение показывает, что большее разнообразие в элементах существовало в одежде предбайкальских бурят, меньшее — агинских бурят, и это было вызвано большей консервативностью культуры последних. Функциональное применение тех или иных элементов одежды варьировало в зависимости от состоятельности людей (например, бедные носили круглый год одну и ту же одежду) и от имеющейся традиции (повседневная одежда могла быть носима как рабочее одеяние и как ритуальное облачение и т.д.).
Зональные различия в мужской одежде более заметны у присаянских бурят, заселяющих горно-таежные районы, и у агинских бурят, проживающих в степных долинах, и проявляются они, прежде всего, в выборе пошивочного кожного материала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 188.
2. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ, 1987.
3. Хадеева М.Б. Обувь в традиционном костюме // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. Иркутск, 2003. С. 181—187; Хадеева М.Б. Семантика безрукавки у тюрко-монголов (на примере бурятского костюма) // Евразийское пространство глазами молодых, или новое поколение о ... Альманах школы молодого автора. Вып. 2. М., 2004. С. 290—299; Дагданова М.Б. К проблематике изучения традиционного костюма предбайкаль-ских бурят // Проблемы земной цивилизации. Вып. 11. Ч. 2. Иркутск, 2005. С. 90-96.
4. Николаева Д.А. Одежда и украшения // Буряты. М., 2004. С. 151-166.
5. Бадмаева. Ук. соч. С. 45-46.
6. Там же. С. 92.
7. Там же. С. 49.
8. РГАДА. Ф. 24. Оп. 1. Д. 70. Л. 12.
9. Бадмаева. Ук. соч. С. 50.
10. Дагданова М.Б. Традиционный женский костюм западных бурят: дифференцированные функции. Дис. ... канд.ист.наук. Улан-Удэ, 2005.
11. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этнографические очерки. (Вторая половина XIX — первая половина XX в.). Новосибирск, 1992. С. 34.
12. Бадмаева. Ук. соч. С. 92.
13. Галданова. Ук. соч. С. 35.
14. Там же. С. 36.
15. Тугутов И.Е. Материальная культура бурят. Улан-Удэ, 1958. С. 128.
16. Раднаева Ханда Дамбуевна — бурятка, род хонгодор — шуртэхэ, 1914 г.р., с. Ен-горбой Закаменского района Республики Бурятия. Дата записи — июль 2002 г.
17. Галданова. Ук. соч. С. 36.
18. Бадмаева. Ук. соч. С. 45.
19. Смолев Я.С. Три табангутских рода селенгинских бурят: Этнографический очерк // Труды Троицко-Кяхт. отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. 1898[1900]. Т.1. Вып. 3. С. 23.
20. Бестужев Н.А. Гусиное озеро: статьи, очерк. Улан-Удэ, 1991. С. 48.
21. Тугутов. Ук. соч. С. 128.
22. Смолев. Ук. соч. С. 24.
23. Линховоин Л.Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ, 1972. С. 30.
24. Линховоин. Ук. соч. С. 28.
25. Большая советская энциклопедия: на 3-х СБ-дисках. М., 2003.
26. Там же. С. 31.
27. Буряты. М., 2004. С. 162.
THE BURYAT MENSWEAR AT THE END OF THE 19th — THE BEGINNING OF THE 20th cc. REGIONAL ASPECT OF TYPOLOGY
A.A. Badmaev
The present article is devoted to studying the regional aspects of typology in the Buryat menswear of the end of the 19th — the beginning of the 20th cc. The author reconstructs regional complexes of the Buryat menswear, basing on the data of the Buryat ethnoterritorial groups: preBaikal, preSaian, Selengin and Agin Buryats. The regional specificity in menswear was mostly widespread than the zone one. The determining vectors in transformation process of the Buryat clothes were: the western resulted in loans from Russian national and city clothes and the southern correlated to cultural and trading relations with the Mongols and the Chinese.
© 2008
Н.А. Баранцева
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ СРЕДИ ЭСТОНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА СРЕДНЕЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.*
В течение ХХ в. в результате ускоренного освоения восточных регионов Российского, а затем Советского государства, добровольных и вынужденных миграций, население Средней Сибири приобрело полиэтничный характер. При этом размещение вновь прибывших переселенцев осуществлялось либо дисперсно (в уже существовавшие старожильческие поселения, или на земли коренного населения), что способствовало размыванию этнической идентичности, либо анклавно, содействуя самосохранению и самобытности малочисленных этнических групп.
В данном исследовании предпринимается попытка реконструировать историю этнодисперсных групп эстонцев, оказавшихся во второй половине ХГХ в. за пределами основных мест обитания, на территории южных и центральных районов Приенисейского края. Задачи исследования заключаются в изучении основных источников формирования эстонского населения на территории региона и его численности; географических ареалов расселения; динамики городского и сельского населения; рассмотрении социально-экономических, культурных и хозяйственно-бытовых характеристик развития эстонского народа; раскрытии механизмов, направленных на сохранение этноса и укрепление его этнического самосознания.
Первые сведения о появлении на территории Енисейской губернии лиц
* Печатается при поддержке гранта РГНФ 08-01-63512а/Т.