УДК 391
Т. Б. Норбоева
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ БУРЯТ:
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Исследуется традиционный костюм бурят, который в результате межкультурного взаимодействия претерпел кардинальные трансформации, особенно ярко проявившиеся в XIX - начале XX в.
Ключевые слова: мода, украшения, культура, межкультурная коммуникация, традиционный костюм, трансформация
The work is devoted to research of traditional costume of Buryats, which in the result of cross-cultural interaction has been undergone cardinal transformations, especially vividly took place in the 19th - beginning of the 20th centuries.
Keywords: fashion, decorations, culture, cross-cultural communication, traditional costume, transformation
Под костюмом следует понимать вестимен-тарный комплекс, который формирует образ индивидуума и отражает технические, научные и культурные достижения на определенном историческом отрезке времени. Костюм любого этноса отражает историю народа, культуру, эстетические и художественные представления о мире. Через костюм можно выразить индивидуальность, выработать собственный стиль, идентифицировать человека определенной этнической общности.
Традиционный костюм бурят - это строго организованная знаковая система, связанная с мифологической концепцией сакрализованного пространства. Вертикальную модель мира маркируют такие элементы, как обувь (нижний мир), халат (средний мир) и шапка (верхний мир), а горизонтальная выражена в категориях «верх - низ», «правое - левое». Локальные различия костюма бурят отразились в силуэте, крое, материале, декоративных элементах. Материал одежды зависел от природно-климатических условий, хозяйственнокультурного типа этнических групп бурят, населявших территорию Забайкалья и Предбайкалья.
Бурятскому костюму было свойственно сочетание в одном изделии большого количества разнофактурных материалов многообразной цветовой гаммы. Для мужской одежды были характерны синий, черный, темно-зеленый цвета. Женскую покрывали тканями разных оттенков: голубой, светло-бирюзовый, красный, изумрудный, зеленый. Последний из перечисленных ассоциировался с плодородием и материнской щедростью. Зеленый колер наравне с синим и красным играл ведущую роль в образных представлениях и восприятии окружающего мира.
Мужской костюм был представлен халатом (дэгэл): у восточных бурят - с декоративным выступом (энгэр) в верхней грудной части, у западных пришивалась скругленная полоса, образующая шалевый воротник. Нижнюю одежду составляли рубахи (самса) распашные и глухого покроя. Штаны также были двух видов: одни с прямо-
угольными штанинами, другие с цельнокроеной мотней. Мужской костюм отличался от женского скупым декором, наличием пояса, небольшим количеством украшений, примитивной конструкцией, которая не менялась на протяжении всей жизни.
Женский костюм, по мнению Р. Д. Бадмаевой, лучше сохранил локально-территориальные признаки, семейные, возрастные нормы. Одежда женщин отличалась от мужской сложностью покроя, своеобразием силуэта, разнообразными украшениями [См.: 1]. Композиция традиционной одежды подчинена вертикально-горизонтальному членению. Сам человек выступал отражением и воплощением структуры мирового древа - позвоночник ассоциировался с мировым столпом. Халат как модель являлся связующим звеном между Небом-Творцом и Матерью-Землей. Горизонтальное членение символизировали края платья, цветные полоски на манжетах, воротнике, а вертикальное -линия силуэта от плеча до подола, конусообразный головной убор, украшения. «Тройственность вертикальной структуры можно обнаружить в “системе” застегивания халата. Верхние приносят хозяину счастье, благодать. Во время присутствия на молебнах буряты расстегивали верхние пуговицы, чтобы счастье без препятствий входило в тело. Средние пуговицы регулируют многочисленное потомство, честь и достоинство. Нижние пуговицы - размножение скота, материальное богатство владельца» [7, с. 3].
Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Платье было туникообразного покроя, отрезного по талии, с вшивными, широкими у основания рукавами. Детали покроя, декора у разных групп отличались и имели своеобразные черты. Мы не будем подробно останавливаться на этнокультурном различии, так как это изучалось ранее Р. Д. Бадмаевой, С. Б. Самбуевой. Обязательным элементом одежды замужней женщины являлась безрукавка. Существовало два основных типа -
161
короткая и цельнокроеная длинная. Данная деталь одежды наделялась охранной функцией, защищающей значительные участки тела - позвоночник и молочные железы. В среде бурят неприемлемым считалось появляться женщине перед мужчиной без безрукавки и головного убора. По поверьям монголов и бурят, голова являлась местом локализации жизненной силы, поэтому шапку снимали только тогда, когда ложились спать. Что касается прически, известный исследователь И. Г. Георги писал: «... как и Калмычки: заплетают волосы в две косы, в которыя, чтобы сделать оныя толще, прибавляют черных конских волос, и опускают оныя через плечи на грудь» [3, с. 31]. Большое значение буряты придавали украшениям. Выделяют головные, на-косные, ушные, височные, височно-нагрудные, наплечные, поясные и для рук.
С XIX в. прежде всего под влиянием разных этносов происходит модификация бурятского костюма, начинает формироваться новая городская мода. Склонность бурят к моде и роскоши отмечали многие исследователи. Сибирский публицист и общественный деятель Н. М. Ядринцев писал: «.У буряток головные украшения делаются из серебра, так же как и серьги. Кроме того, у них развита особенная любовь к кораллам, причем они не останавливаются перед дороговизной их, точно так же наклонны и к ценным камням» [8, с. 257]. Коралловые и малахитовые бусы являлись непременным составляющим приданого невесты. За женское украшение даруулга с серебряными принадлежностями, по сведениям Л. Линховоина, «отдавали не менее 500 рублей, в то время как корова стоила 20 рублей» [4, с. 34]. Любовь к украшениям была характерна не только для женщин, но и мужчин. Демонстрацией этого может послужить сообщение В. Паршина о том, что «се-ленгинские буряты любят щеголять своими бубенцами, особенно иноходцами и конской сбруею, унизанною, обремененною металлическими с серебряной насечкою и чисто серебряными побрякушками, маржаном и малахитом» [Цит. по: 1, с. 49]. Несмотря на соседство с русским населением, буряты первоначально больше предпочитали китайские украшения.
В конце XIX в. с появлением новых материалов, развитием производства костюм бурят претерпевает кардинальные трансформации. Большую роль в профанной жизни аборигенного населения начинают играть различные ярмарки. Из крупных городов - Москвы, Ярославля, Вологды, Устюга -привозили на продажу предметы повседневности. Наблюдался большой спрос на различные ткани: сукно, ситец, бязь, далембу, суямбу, полотно, шелк. «У каждого маломальского достаточного бурята есть соба из грубого русского сукна» [6, с. 48].
Состоятельные буряты старались приобретать шелковую ткань с изображением дракона, шитым золотыми нитками. Бумажные и шерстяные ткани, покупаемые у русских, также были в быту. С течением времени вместо дабы стали употреблять пестрядь, крашенина заменила китайку, из русского белого сатина шили рубахи.
Процессы акклиматизации и комплиментар-ности к российскому государству, политическому устройству, типу хозяйствования привели к тому, что все большее количество бурят стали одеваться «по-русски». К началу XX в. тэрлиг и малгай были совсем вытеснены шапками фабричного производства: ушанками, шляпами, кепками, хотя в прошлом веке они были в обиходе только среди состоятельных бурят. Предбайкальские бурятки, подвергнутые процессу христианизации, начинают носить зимой теплые покупные шали, а летом -разноцветные шелковые платки с кистями. Молодежь в свою очередь отдавала предпочтение сапогам. Модными считались ичиги из юфти, туфли, башмаки, хромовые сапоги со скрипом на маленьком каблуке, которые по стоимости равнялись цене бычка-трехлетки. Позднее у бурят появились валенки, окрашенные в бледно-красноватый цвет, декорированные узорами. Они считались предметом роскоши, одной пары, согласно утверждению И. М. Манжигеева, хватало на 10-15 лет. Галоши также были в быту. «Они сначала не знали предназначения галош. Часто приходилось видеть бурят в галошах в летнюю жару» [5, с. 162]. В Иркутске модными считались сапоги «хунгуурска», т. е. венгерские. Названия новых для бурятских женщин видов одежды - «юбхэ» (юбка), «хообта» (кофта), «пулаад» (платок) - заимствованы из русского языка.
Большой интерес представляет для нас статья Ф. Ф. Болонева «Русско-бурятские этнокультурные контакты и взаимовлияния в Западном Забайкалье в XIX - начале XX века», из которой мы узнаем, что к XX в. влияние русского населения на бурят было довольно сильным. Автор описывает имущество умершего бурята: «. холщовый большой чемодан, дождевой халат, крытый сукном, дождевик из серой материи, шапка из чернобурых лисьих лап, скатерть холщовая, один пиджак из черного сукна, один жилет, два зонтика из черной материи, рубаха чесучовая белая, чесучовый белый халат, двое брюк.» [2]. Важно отметить, что в процессе межкультурной коммуникации русские также испытывали влияние аборигенного населения. Они были вынуждены приспосабливаться к местным природным и климатическим условиям, заимствуя тип одежды местных жителей. Русские восприняли различные кожаные изделия: доху (зимний тулуп), туруун
162
(меховой манжет, пристегиваемый к рукавам), тэрлиг (летний халат на подкладке).
Культура любого этноса непременно содержит элементы других культур, с которыми она соседствует. Заимствования являются закономерным процессом, связанным с установленим экономических, политических и культурных связей. Костюм этноса, как одна из составляющих материальной культуры бурят, в процессе межкультурного взаимодействия дополнялся новыми формами одежды других наро-
дов, не меняя при этом своих конструктивных особенностей. В дальнейшем в среде бурятского населения все больше распространяются отдельные виды костюма русских. При этом традиционный костюм существует достаточно продолжительное время в отдаленных деревнях и селах. В наше время на фоне глобализационных процессов происходит возрождение традиционных культур, в связи с чем этнический костюм вновь становится актуальным в повседневной жизни бурят.
1. Бадмаев, А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. / А. А. Бадмаев // Гуманитар. науки в Сибири. - 2009. -№ 3. - С. 47-49.
2. Болонев, Ф. Ф. Русско-бурятские этнокультурные контакты и взаимовлияния в Западном Забайкалье в XIX - начале XX века / Ф. Ф. Болонев // Этнография народов Сибири и Монголии. - Улан-Удэ, 2000. - С. 41-63.
3. Георги, И. Описание всЪх обитающихъ въ россшскомъ государствЪ, народовъ и ихъ житейскихъ обрядовъ, обык-новенш, одеждъ, жилищъ, вЪроисповЪданий и прочихъ достопамятностей. Ч. 3. / И. Георги. - СПб., 1799. - 116 с.
4. Линховоин, Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят / Л. Линховоин. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1972. - 100 с.
5. Манжигеев, И. М. Янгутский бурятский род (опыт историко-этнографического исследования) / И. М. Манжиге-ев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1960. - 232 с.
6. Потанина, А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях / А. Потанина. - М.: Тип. Меньшова, 1912. - 61 с.
7. Самбуева, С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма / С. Б. Самбуева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. - 92 с.
8. Ядринцев, Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение / Н. М. Ядринцев. - СПб.: Изд. И. М. Си-бирякова, 1891. - 308 с.
Сдано 06.11.2012
163