Научная статья на тему 'Этнический костюм бурят: традиции и современность'

Этнический костюм бурят: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1806
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ТРАДИЦИИ / МОДА / ДИЗАЙНЕР / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Норбоева Туяна Бабасановна

В данной статье рассматривается этнический костюм как один из объектов материальной культуры бурят. Анализ национального костюма XIX и XX вв. показал, что в одежде произошли кардинальные трансформации, связанные, прежде всего с глобализационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнический костюм бурят: традиции и современность»

УДК 391/393

Норбоева Т.Б. Norboeva T.B.

Этнический костюм бурят: традиции и современность

Buryat ethnic costume: tradition and modernity

В данной статье рассматривается этнический костюм как один из объектов материальной культуры бурят. Анализ национального костюма XIX и XX вв. показал, что в одежде произошли кардинальные трансформации, связанные, прежде всего с глобализационными процессами.

Ключевые слова : костюм, традиции, мода, дизайнер, культура

This article discusses the ethnic costume as one of the objects of the material culture of the Buryats. Analysis of clothing XIX and XX centuries. showed that in a suit made drastic transformations related to the change of ideology, philosophy, social conditions and other factors.

Key words : suit, tradition, fashion, design and culture

В последние годы в условиях глобализации, всё более пристальное внимание уделяется традиции, которая становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную самобытность. Подъём традиционной культуры актуализировал интерес к изучению национального костюма и его отдельных элементов. «Этно-тенденции становятся интересны социуму не только как часть традиционной культуры, но как инструмент выживания в мире современном, как особенная конфигурация отношений человека и природы» [4, с. 73]. Широко начинают использоваться этнические детали в декорировании предметов: в интерьере дома или дизайне модной одежды.

Первые сведения о традиционном бурятском костюме встречаются в записях путешественников, историков, этнографов. Наиболее распространённое описание костюма приведено в труде П.С. Палласа. Он первым сопроводил текст иллюстративным материалом, описал мужскую, женскую и девичью одежду. В XIX в. исследованием костюма занимались А.В. Потанина, Г.Н. Потанин, Г.М. Осокин, Н.М. Ядринцев, Ю. Джулиани, М.А. Кастрен, Г. Спасский и др. В XX в. - М.Н. Хангалов, И.Е Тугутов, К.В. Вяткина, Л. Линховоин, Р.Д. Бадмаева, И.И. Соктое-ва, А.В. Тухамани...

Этническая одежда имеет многовековые традиции, она отражает социальное и имущественное положение, культурный уровень, представления о красоте, свойственные человеку той или иной культуры, а также половые и возрастные особенности индивида. Для национального костюма характерна символичность, информативность, гармоничность, монументальность формы, крупные членения, самобытная философия и язык. При этом система кроя, цветовая гамма, композиционные особен-

НОРБОЕВА Туяна Бабасановна, аспирант Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ). E-mail: norboeva.tuyana@mail.ru

ности, материал, украшения отличались среди этнических групп бурят. Природно-климатические условия и хозяйственно-культурный тип бурят определял материал одежды и её элементы.

В данной статье мы не будем исследовать все типы одежды, поскольку цель нашей работы — рассмотреть традиционный и современный женский костюм, и выявить некоторые трансформации, произошедшие в одежде. По мнению Р.Д. Бадмаевой, «женский костюм более чем мужской, сохранил традиционные территориально-локальные признаки, возрастные и семейные нормы. Женская одежда выделялась сложностью покроя, своеобразием силуэта и соответствовала положению женщины в обществе, семье» [7, с. 55]. Композиция традиционной одежды подчинена вертикально-горизонтальному членению. Верхнему миру соответствовал головной убор, среднему — верхняя одежда, нижнему — обувь. Сам человек выступал отражением и воплощением структуры мирового древа — позвоночник ассоциировался с мировым столпом. Халат как модель являлся связующим звеном между Небом-Творцом и Матерью-Землёй. Горизонтальное членение символизировали края платья, цветные полоски на манжетах, воротнике, а вертикальное — линия силуэта от плеча до подола, конусообразный головной убор, украшения. «Тройственность вертикальной структуры можно обнаружить в «системе» за-стёгивания халата. Верхние застежки приносят хозяину счастье, благодать. Во время присутствия на молебнах буряты расстёгивали верхние пуговицы, чтобы счастье без препятствий входило в тело. Средние пуговицы регулируют многочисленное потомство, честь и достоинство. Нижние пуговицы — размножение скота, материальное богатство владельца» [6, с. 3].

Женский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Платье женщин имело туникообраз-ный покрой, отрезной по талии, с вшивными, широкими у основания рукавами. Детали покроя, декора у разных групп отличались и имели своеобразные черты. Мы не будем подробно останавливаться на этнокультурном различии, так как это было изучено раннее Р.Д. Бадмаевой, С.Б. Самбуевой. Обязательным элементом одежды замужней женщины являлась безрукавка. Существовало два основных типа — короткая и цельнокроеная длинная. Данная деталь одежды наделялась охранной функцией, защищающей значительные участки тела — позвоночник и молочные железы. В среде бурят неприемлемым считалось появляться женщине перед мужчиной без безрукавки и головного убора. По поверьям монголов и бурят голова являлась местом локализации жизненной силы, поэтому шапку снимали только тогда, когда ложились спать. Что касается причёски, известный исследователь И.Г. Георги писал: «... как и Калмычки: заплетают волосы в две косы, в которыя, чтобы сделать оныя толще, прибавляют чёрных конских волос, и опускают оныя через плечи на грудь». [3, с. 31]. Большое значение буряты придавали украшениям. Выделяют головные, накосные, ушные, височные, височно-нагрудные, наплечные, поясные и для рук. «У буряток головные украшения делаются из серебра, также как и серьги. Кроме того у них развита особенная любовь к кораллам, при чём они не останавливаются перед дороговизной их, точно также наклонны и к ценным камням», -утверждал сибирский публицист и общественный деятель Н.М. Ядрин-цев [8, с. 257]. Примечательно, что любовь к украшению личных вещей кораллами и малахитами была свойственна и мужчинам. Интересные для нас сведения мы находим у В. Паршина. Он пишет: «селенгинские буряты любят щеголять своими бубенцами, особенно иноходцами и конской сбруей, унизанною, обременённою металлическими с сереберяною насечкою и чисто серебряными побрякушками, маржаном и малахитом.

Я видел седло в 10 тыс. руб., и пояс на одном атамане Бурятского войска, ценимый в 3 тыс. руб.» [2, с. 49].

Со второй половины XIX в. в костюм бурят начинает претерпевать кардинальные трансформации. Происходит межкультурная коммуникация, заимствование одежды других народов. В моду вошла рубаха, сапоги, шапка-ушанка. Необходимо отметить, что буряты при этом не отказывались полностью от своего традиционного костюма, а только комбинировали вещи. «Сверх монгольского костюма в дурную погоду здешние буряты непременно надевают на себя русскую шинель» [5, с. 33]. В настоящее время в связи с подъёмом традиционной культуры, люди стали отдавать предпочтение своей национальной одежде. Развитие традиций национального костюма — это возможность в обществе глобализации яснее, «предметнее» ощутить свои культурные корни, идентифицировать себя с этнической группой. Современный костюм бурят эклектичен, амбивалентен. С одной стороны, дизайнеры пытаются сохранить традиции глубокой древности, с другой — внести в костюм актуальные тенденции современной моды. Ведь простое использование традиционных фактур не превращает швейное изделие в объект этномоды.

В последние годы в повседневной жизни многие жители Бурятии шьют на заказ праздничные костюмы, вечерние платья, шапки, пальто. В Иволгинском дацане с недавних пор предлагают уютные домашние вещи: шапки, варежки, тапочки, угги для пожилых людей. Стилизованная одежда появляется и на улицах Улан-Удэ. Более широкое распространение национальный костюм получил на театральной сцене и подиуме. Современные дизайнеры комбинируют различные несочетаемые в реальной жизни этнические элементы и создают довольно сложные композиции. При разработке коллекций используется не только праздничная дорогая ткань, но и повседневная. Модельер И. Найданова в коллекции «В поисках Шамбалы» использовала деним, который всегда в моде и является источником вдохновения для многих дизайнеров. Отголоски тибетских костюмов воплотились в стилистических приёмах, цветовых решениях и украшениях. Основной акцент сделан на чёткие геометрические формы, безупречный крой и используемые материалы. Абсолютное большинство моделей в этническом стиле эксклюзивны, выполнены в единственном экземпляре. Ценное качество подобной одежды в том, что она — залог неповторимости и своеобразия.

Бурятский орнамент и буддийские мотивы воссоединены в коллекции «Восемь благих подношений» певицы и модельера Н. Тогочиевой. Каждый наряд несёт в себе символическую значимость. Белое платье «Бури» подобно ракушке, которая используется в дацанах на молебнах. Она означает, что человек вошёл в мир и должен громко заявить о себе. Другое платье — «Чаша» символизирует материальное и духовное богатство.

Характерной особенностью современного бурятского костюма, по мнению Ю.С. Андрейко, является «стремление художников-модельеров сохранить художественные и эстетические начала традиционного костюма — конструкцию, силуэт, композицию, декор, цвет» [1, с. 191]. Порой незначительная деталь этнокостюма придаёт национальный колорит современному образу. Так для свадебного платья европейского фасона модельер И. Сарапулов придумал длинный пояс из ткани и металлических колец, символизирующий пояс бурятской женщины, на котором всегда висели необходимые предметы гигиены или вещи, необходимые в быту. На неделе моды в Улан-Удэ в 2011 году дизайнер представил свою коллекцию, созданную из праздничных тканей и меха, которая отличалась сложным кроем и ассиметричными линиями. Подчёркивая красоту художественного образа и привнося в национальный костюм субъектив-

ное виденье, дизайнеры тем самым создают модный облик интересный для современного общества, так как его формирование происходит согласно вкусу и потребностям людей.

Демонстрация национального костюма происходит не только на конкурсах этнической моды, но на выставках и презентациях. В Москве в 2010 г. на открытии выставки живописи и графики Зорикто Доржиева было представлено дефиле коллекции костюмов М. Шараповой по мотивам картин художника.

Современный бурятский костюм бурят отражает процессы, происходящие в обществе, мировоззрение людей, художественные представления, эстетический идеал. Гармоничное сочетание традиций и инноваций характеризует современный этнический костюм.

Литература

1. Андрейко Ю.С. Эволюция облика бурятского костюма: от традиции к современности // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 2. С. 186-191.

2. Бадмаев А. А. Одежда бурят в первой половине XIX в. // Этнография и этносоциология. 2009. № 3. С. 47-49.

3. Георги И. Описание всЪх обитающихъ въ россшскомъ государствЪ, народовъ и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенш, одеждъ, жилищъ, вЪроисповЪданий и прочихъ достопамятностей Ч. 3. / И. Георги. СПб., 1799. 116 с.

4. Демшина А. Ю. Динамика этнического направления в дизайне в ситуации глобализации культуры (на примере современной моды) // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 5(84). С. 71-78.

5. Потанина А. Рассказы о бурятах, их вере и обычаях. М.: Изд-во типографии Меньшова, 1912. 61 с.

6. Самбуева С. Б. Символика традиционного бурятского женского костюма. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. 92 с.

7. Санжеева Л. В. Традиционная одежда как элемент этнической культуры бурят: Проблемы исследования: Монография. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2002. 113 с.

8. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.: Издание И. М. Сибирякова, 1891. 308 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Аndrejko YU.S. EHvolyutsiya оЬНка buryatskogo kostyuma: ot Ь^^п к sovremennosti // Obshhestvo. Sreda. Razvitie. 2011. № 2. S. 186-191.

2. Badmaev А. А. Odezhda buryat V pervoj ро^те XIX V. // EHtnografiya 1 ehtnosotsiologiya. 2009. № 3. S. 47-49.

3. Оео^1 I. Opisanie vsЪkh obitayushhikh" V" rossijskom" gosudarstvЪ; narodov" ! zhitejskikh" obryadov", obyknovenij, odezhd", zhilishh". vЪroispovЪdanij ! ргосЫк^" dostopamyatnostej СН. 3. / I. Оео^г SPb., 1799. 116 s.

4. Demshina А. YU. Dinamika ehtnicheskogo napravleniya V dizajne V situatsii globalizatsii ки1^и^ (na primere sovremennoj mody) // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 5(84). S. 71-78.

5. Potanina A. Rasskazy o buryatakh, ikh vere i obychayakh. M.: Izd-vo tipografii Men'shova, 1912. 61 s.

6. Sambueva S. B. Simvolika traditsionnogo buryatskogo zhenskogo kostyuma. Ulan-Udeh: Izdatel'stvo Buryatskogo gosuniversiteta, 2004. 92 s.

7. Sanzheeva L. V. Traditsionnaya odezhda kak ehlement ehtnicheskoj kul'tury buryat: Problemy issledovaniya: Monografiya. Ulan-Udeh: Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks VSGAKI, 2002. 113 s.

8. YAdrintsev N. M. Sibirskie inorodtsy, ikh byt i sovremennoe polozhenie. SPb.: Izdanie I. M. Sibiryakova, 1891. 308 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.