4.Hong К Traditional Korean Gardens Await Global Promotion/ К Hong// Dong-a Ilbo, March 26, 2013 - Sete-vaya versiya Korea Focus. [URL]: https://issuu.com/the_korea_foundation/docs/korea_focus_2013_05 - Rezhim dos-tupa: svobodnyy, 26.09.2017
5.Iryeon. Samguk Yusa, translation Ha T. Yonsei University Press, 1972. - 427p.
6. Jin H„ Song H„ Kwon Y„ Kim S„ Ahn Т., Shin H. Traditional Korean Gardens: Representative gardens of the Joseon period - Korean National Arboretum, 2012. - 181p.
7.Kim B. Samguk sagi, v 3t, per. M.N.Paka, Setevaya versiya - Thietmar, 2006. [URL]: http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumen1y/Korea/Kim_Busik/indexl.phtml?id=2314
8.Kobzev A. I. Inyan tszya. Kitayskaya filosofiya. Entsiklopedicheskiy slovar - M.: Myisl, 1994. - S. 138—139
9. Konfutsiy. Lun Yuy, perevod L.S. Perelomov. M.: Vostochnaya literatura, 2001. - 163s.
10. Kurbanov S. 0. Istoriya Korei: s drevnosti do nachala XXI v. - SPbU, 2009. - 680p.
11. Luvsan G. Traditsionnyie i sovremennyie aspektyi vostochnoy refleksoterapii - M.: Nauka, 1990. - 798s.
12. Muhametzyanov R. The East and the West: from holism to dialogue through confrontation //Terra Sebus: Acta Musei Sabesiensis, Special Issue, 2014
13. Park К Chinese and Korean Classical Gardens - Tsinghua University Press, 2013. - 500p.
14. Sim W„ Kim Y„ Choi J., Shin S„ Park Ch„ Lee J., Choi K, Kim Y„ Ahn G„ Hong K, Lee S„ Kim H„ Jang D„ Hong H. Korean Traditional Landscape Architecture - Hollym Corp., 2009. - 472p.
15. Titarenko M. L. gl. red. Duhovnaya kultura Kitaya: entsiklopediya: v 5 t, 11 Filosofiya. In-t Dalnego Vostoka -M.: Vost lit, 2006. -727s.
16. Tompson M. Vostochnaya filosofiya, perevod Yu. Bondareva - Moskva, 2000. - 379s.
17. WangSh. The influence of Taoism on Korean culture, 2002. - 5p.
18. Webster R Feng Shui in the garden - Llewellyn Publications, 1999. - 240p.
УДК 7.031.3 (571.1): 069.5
А.Б.Ондар, Т.И.Кимеева
РАЗНОВИДНОСТИ ТУВИНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ТОНА В СОБРАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
В статье представлены результаты типологии верхней распашной одежды тувинцев по материалам музейных коллекций. Критерием систематизации явились названия одежды и материал для ее изготовления. Определены пять типов верхней распашной одежды, сшитой преимущественно из меха домашних животных, текстильные халаты, безрукавки. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с верхней одежды тувинцев с ее описаниями этнографами в середине XX века.
Ключевые слова: музей, музейная коллекция, элемент костюмного комплекса, распашная одежда.
Tatiana I. Kimeeva, Aniela В. Ondar KINDS OF THE TUVA TRADITIONAL TONE IN COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TYVA
The article presents the results of the Tuvans outerwear typology based on the collections of the Russian museums. The criterion of systematization was the name of clothes and the material for its manufactures. Five types of hinged top clothes, stitched mainly made of pet fur, textile bathrobes, sleeveless jacket were identified. The comparative analyses of the obtained results with outerwear Tuvans with its descriptions by ethnographers in the middle of the twentieth century was made.
Keywords: Museum, Museum collection, element of a suit complex, swing-clothes.
В современных условиях, когда традиционный костюм не воспроизводится в среде бытования, основным источником его изучения являются коллекции музеев. Уже в 1960-е гг. Л.П.Потапов указывал на трудности описания видов одежды тувинцев в большинстве случаев со слов информаторов, когда многие элементы одежды были утрачены [4, с. 205].
Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. В ней отражался образ жизни, занятие скотоводством и охотничьим промыслом. Одежда тувинцев была приспособлена для верховой езды, к местным климатическим условиям. Покрой одежды - свободный, не стесняющий движений человека.
В сфере традиционной материальной культуры тувинцев можно выделить 2 основных комплекса одежды:
1. Западнотувинский скотоводческий комплекс (одежда западных тувинцев).
2. Восточнотувинский охотничье-оленеводческий комплекс (одежда восточных тувинцев-тоджинцев) [3].
Население Тувы с давних пор делится на 2 части: таежные тувинцы (тоджинцы], живущие в
Восточной таежной части Тувы, и степные тувинцы. Они различаются по образу жизни, хозяйству и быту, диалектами языка, потому что тоджинцы - оленеводы-охотники, а степные тувинцы - скотоводы. Степные тувинцы разводят коров, лошадей, овец, коз, верблюдов, яктов. А тоджинцы занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. Поэтому у тувинцев этих двух групп отличалась одежда, т.к. она изготавливалась из разных материалов: у степных скотоводов из овчины, шкур коз, а у таежных тоджинцев из шкур диких зверей и оленей [2].
В традиционном костюме тувинцев большим многообразием наименований отличается верхняя распашная одежда. Согласно коллекционным описям музея, все виды распашной одежды - шубы, халаты, в основе своего названия содержат термин «тон». Трудности типологии заключаются в том, что в коллекционных описях музеев сходные по внешнему виду шубы зафиксированы под различными названиями, иногда атрибутированы просто как «тон» (колл. НМРТ 3696). Покрой меховых шуб из музейных коллекций одинаков, различная терминология может быть объяснена использованием для шитья шкур разного вида меха. Факт одинакового кроя «тон» из шкур домашних и диких животных, независимо от используемого для шитья меха, отмечен Е.Н.Прокофьевой, отмечавшей отсутствие плечевого шва на этой одежде, ступенчатый вырез горловины, выкраивание неодинаковыми левой и правой полок «хойну эдек» с расчетом того, что левая - накладывалась на правую, застегиваясь в двух местах: чуть ниже правого плеча и сбоку под правой подмышкой [7, с.309]. Л.П. Потапов объясняет обусловленность такого фасона раскладкой шкуры мехом внутрь и «стремлением использовать ее таким образом, чтобы меньше было отходов....Если мы возьмем шкуру барана и приложим ее к поле, то срезав незначительную часть шкуры по краям, получим ступенчатые вырезы, которые начинаются от ворота, получим примерно тот фасон, который имеется на меховой одежде тувинцев. Более поздним будет являться фасон этой полы для матерчатых видов одежды, перенесенный с меховой» [5, с.207].
При систематизации типов верхней распашной одежды в качестве основного критерия выбраны характеристики материалов, из которых изготавливались «тон», и их предназначение либо в виде бытовой, либо празд-ничной одежды.
1.«Негей тон» - шуба, которую шили из овчины с длинной и густой шерстью, что соответствовало термину «негей» (овца) [4]. Шуба была нагольной и предназначалась для дальних поездок в зимнее время. «Негей тон» зафиксированы в коллекции Российского этнографического музея (РЭМ 10537-13,8762-18877), Национального музея республики Тыва (НМРТ 2387; 2515; 3696).
2. «Аскырнегей тон» - еще один тип овчиной шубы, который считался самой теплой («аскыр» -длинношерстный). Шили ее из овчины баранов старше 4-х лет - «чедишкенкошкарлар» зимнего забоя (ноябрь-декабрь). Под термином «аскырнегей тон» шубы атрибутированы в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (колл.МАЭ 1340-105; 1340-104).В фондах национального музея республики Тыва имени Алдан-Маадыр такая шуба зафиксирована под названием «тодарлыгаскырнегей тон»(НМРТ б/н). Она покрыта красно-коричневой шерстяной тканью, вдоль края воротника-стойки, груди, и рукавов декорирована полосками из зеленной парчи. Из этой же ткани сшиты петли для пуговиц, которые не пришиты непосредственно к одежде, а нанизаны по одной на петлю. Петли «тижи» для застегивания - из такой же ткани. Застегивается шуба, как и все «тон», на воротнике, груди с левой стороны и подмышкой справа. Как правило, в местах застегивания пришивается по 2 пуговицы, В данном случае пришиты по 3 сферических полых пуговицы из белого металла с гравированным растительным декором. «Аскырнегей тон» отмечала Е.Н.Прокофьева как шубу, распространенную в скотоводческих районах Тувы [6, с.316].
3.«0й тон» - шубы из овчины осеннего забоя, условно подразделяемые на группы в зависимости от длины шерсти:
- «Терен (семдер) ой тон» («терен» - глубокий»,«семдер» -лохматый) - шубы, сшитые из овчины, полученной в октябре. Этот вид шуб был более всего распространен, их носили в течение всего зимнего периода, в холодное время года. «Терен (семдер) ой тон», сшитый мехом внутрь темного меха и покрытый желтым шелком, зафиксирован в коллекции Национального музея (НМРТ 9170). Данная шуба интересна тем, что она сшита только из шкур с черным мехом. Чтобы мех шубы был однотонным, собирали шкуры довольно долго.
- «Тасой тон» («тас» - лысый) - шубы, сшитые из овчины с очень короткой шерстью, полученной в июне-июле месяцах, сразу после стрижки. Фактически это были даже не шубы, а халаты. Стоит отметить, что Л.П.Потапов характеризует «ой тон» как шубы из стриженной овечьей шкуры [6, с.210].
- «Хураган кежи тон» (нарядный тон из ягнячьей шкуры). Шуба сшита из шкур 5-6 месячных, умерших при рождении, ягнят. Особо нарядным считался тон из ягнячьей шкуры, он обычно покры-
вался яркой шелковой тканью, был легким. Обычно девушке, выходящей замуж, обязательно шили такой тон.
4. «Чагы» - доха из шкуры козы с длинным ворсом. Такой экземпляр хранится в коллекции Национального музея республики Тува и является одним из уникальных видов традиционной одежды, так как он имеется в фондах в единственном экземпляре (НМРТ 2091). «Чагы» сшита из шкуры козы с длинным прямым мехом белого цвета и покрыт коричневой хлопчатобумажной тканью далемба, имеет высокий полукруглый воротник из такой же шкуры только с черным мехом. Обычно меховые воротники покрывают мехом с одной верхней стороны, а в данной дохе воротник покрыт мехом густой, прямой и длинной шерстью черного цвета с двух сторон. Стан «чага» прямой с разрезом впереди, его нередко в сильные холода надевали поверх другого «тон», а также могли использовать в качестве одеяла [1].
5.«Элик кежи алгы тон» - шуба из шкур косули, не крытая тканью. Хранится в фондах Национального музея в единственном экземпляре. Особое внимание привлекает шуба тем, что она сшита полностью из шкур дикого животного. Такие шубы носили жители таежных районов Тувы - тод-жинцы. В коллекции Российского этнографического музея также зафиксирована шуба под таким названием (РЭМ 6829-36) [9].
Для крытых и нагольных шуб у тувинцев существовали обобщающие термины: все некрытые текстилем шубы объединяли под названием «алгы тон» (шубы из шкур), крытые материей - «до-дарлыгтон».
К верхней распашной одежде тувинцев относятся также демисезонные халаты, к которым также применялся термин «тон». Демисезонные будничные «тон», судя по материалам музейных коллекций, шили из хлопчатобумажных тканей с войлочной прокладкой и стежили. Простежка имела вид вертикальных широких полос. Легкие халаты шили как из хлопчатобумажных тканей на подкладке - «терлик-тон» (МАЭ № 1493-89), так и из шелковых с хлопчатобумажным подкладом (НМРТ 9710). Воротник-стойка декорировался вдоль всего периметра тесьмой. Ею же обшивался край полы. Из тесьмы нашивались длинные декоративные воздушные петли для застегивания на сферические пуговицы. В Музее археологии и этнографии Томского госуниверситета и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого такие халаты зафиксированы под названиями «шва тон узанин», «торга тон узанин» (МАЭС ТГУ 2477,2478;МАЭ 1340-52; 1340-53).
Поверх «тон» носили безрукавки, называемые у жителей центральной части Тувы «чеци-чок», у западных тувинцев - «кеспек». Западные тувинцы шили безрукавки из шкур ягнят мехом внутрь, использовали козьи, рысьи шкуры. Будничные безрукавки были нагольными, женские и «праздничные» покрывались шелковой тканью и оторачивались вдоль края полок. В западной части Тувы женщины поверх «тон» носили длиннополые безрукавки - «шегедек», декорированные вдоль горловины и пройм рукавов полосками из цветного шелка, тесьмой.
Безрукавка «хурме» хранится в Музее антропологии и этнографии (МАЭ 1340-88)с фигурным вырезом на левой полке, правосторонним запахом, удлиненными проймами, воротником-стойкой и характерной для тувинской распашной одежды застежкой на сферические полые пуговицы.
Мужские безрукавки «чеци-чок» были короткополыми, со стоячим воротником, с удлиненной проймой, разрезами в боковых швах и фигурной левой полой. Левая пола при этом по нижнему краю как бы усекалась по крайнему углу. «Чеци-чок» декорировали кантом, мехом соболя и пр., особенно обильно - в костюме состоятельных тувинцев.
Е.Д.Прокофьева среди верхней распашной одежды отмечает промысловую охотничью куртку «чолдак тон» - короткую, сшитую из шкур горного козла, и покрою, отличному от вышеописанных типов «тон». Полы этой распашной куртки были одинаковых размеров и застегивались встык с учетом того, что при ходьбе или верховой езде их можно было заправить за пояс [7, с. 316]. Анализ коллекционных описей показал, что «чолдак тон» не представлен в собраниях музеев России.
Таким образом, анализ музейных коллекций позволил выявить среди верхней распашной одеж-ды тувинце впять типов меховых шуб, текстильные халаты, безрукавки. Сохранившиеся в музейных собраниях, они составляют часть культурного наследия тувинцев, результаты исследования которых могут стать основой для реконструкции различных видов верхней распашной одежды.
Литература
1.0ндар АБ„ Кимеева Т.И. Периодизация формирования коллекций по традиционному костюму тувинцев в музеях России // Вестник Кемеровского государственного института культуры,2018. - №42. - С.160-168.
2.0ндар А.Б. Традиционная одежда тувинцев «Эдектиг-тон»// Актуальные проблемы исследования этно-экологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: матер. III межд. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета, Году
народных традиций в Республике Тыва. Тувинский государственный университет. 2015. - С. 56-58.
З.Ондар А.Б. Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея //Человек и куль-тура.2017.№ 6. С1-6.
4. Потапов Л.П. Одежда // Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. С. 205-228.
5. Потапов Л.П. Указ.соч.
6. Потапов Л.П. Указ.соч.
7.Прокофьева Е.Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб: Наука, 2011.538 с.
8. Прокофьева Е.Д. Указ.соч.
9. Прокофьева Е.Д. Указ.соч.
10. Тувинско-русский словарь. URL: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-8179.htm (дата обращения 10.02.2018].
References
1. Ondar А В., Kimeeva Т. I. Periodizaciya formirovaniya kollekcij ро tradicionnomu kostyumu tuvincev v mu-zeyah Rossii / / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury.2018.№42. - S.160-168.
2. Ondar AB. Tradicionnaya odezhda tuvincev «EHdektig-ton»// Aktual'nye problemy issledovaniya ethnoehko-logicheskih i ehtnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyashchennoj 20-letnemu yubileyu Tuvinskogo gosudarstvennogo un-iversiteta, Godu narodnyh tradicij v Respublike Tyva. Tuvinskij gosudarstvennyj universitet 2015. S. 56-58.
3. Ondar A.B. Tuvinskij narodnyj kostyum: problemy izucheniya v prostranstve muzeya // CHelovek i kul'tura.2017.№ 6.S1-6.
4. Potapov L.P. Odezhda// Ocherki narodnogo bytatuvincev. M.: Nauka, 1969. S. 205 228.
5. Potapov L.P. Ukaz.soch.
6. Potapov L.P. Ukaz.soch.
7. Prokofeva E.D. Process nacional'noj konsolidacii tuvincev. SPb: Nauka, 2011.538 s.
8. Prokof eva E.D. Ukaz.soch.
9. Prokof eva E.D. Ukaz.soch.
10. Tuvinsko-russkij slovar'. URL: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-8179.htm (data obrashcheniya 10.02.2018).
УДК 930.85
Чо Иок, Ко Ен Ноль, Ю.Ю.Валиева
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ ДРЕВНЕГО КОРОЛЕВСТВА СИЛЛА (ПО ИСТОЧНИКУ «САМГУК ЮСА»)1
В статье рассматривается культурный и исторический аспекты столицы Силла. Древнее государство Кореи и его столица - Кёнджу- по-прежнему являются ценным культурным достоянием страны. В работе проанализирована информация, полученная из «Самгук Юса» с точки зрения восстановления культурного достояния страны. Оценивается процесс изменения города и его окрестностей.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, Самгук Юса, Самгук Саги, Силла, Сарогук, столица королевства Силла, крепостная стена Вольсонг, замок Манвольсонг.
Ко Young Cheol, Cho Lee Ok, Valieva Juliya Jurisovna A CULTURAL HISTORY OF THE CAPITAL CITY OF ANCIENT SILLA KINGDOM THROUGH SAMGUKYUSA2
This article reviews cultural and historical aspects of Silla kingdom's capital city by analyzing articles that are related from «Samguk Yusa». Silla is an ancient state of Korea, and its capital is still a valuable cultural asset of the country. First, in this paper we analyzed the information obtained from the «Samguk Yusa». The information was also analyzed in terms of restoring the cultural heritage of the country. Then, we tried to assess the process of changing of the city and its environs.
In general, after the reunification, the capital city of Silla changed into a form that has expanded considerably to the outside of the Wolseong fortress wall. As the function and status of the royal palace, which is the place where the king resided was changing and the Wolseong fortress wall, which became the former royal palace, is used to perform ceremonies and diplomatic meetings while the king was generally resided in the Manwolseong castle. It is believed that the system of using two palaces in the city where the so-called Silla's palace was located was maintained until the end of the Silla dynasty.
Keywords: historical and cultural heritage, Samguk Yusa, Samguk Sagi, Silla, Saroguk Silla kingdom's capital city, the city where palace was placed, the Wolseong fortress wall, the Manwolseong castle.
Кёнджу — столица древнего государства Кореи Силла - была древним городом, который про-
1 Исследование осуществлялось при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
2 This work was supported by Seed Program tor Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of Hie Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003)