Научная статья на тему 'Тувинская национальная одежда «Чени - чок»'

Тувинская национальная одежда «Чени - чок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6125
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ТУВИНЦЕВ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОДЕЖД / ЧЕНИ-ЧОК / КАНДААЗЫН / ХОРЕКТЭЭШ / ШЕГЕДЕК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ондар А.Б., Бадыргы А.Ш.

В статье изложены материалы о традиционной верхней одежде тувинцев безрукавки « чени-чок ». Изучение и развитие национальной одежды является объектом этнокультурной составляющей технологического образования национальных школ Республики Тыва. Данный материал способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению детей, студентов, педагогов и учителей технологии общеобразовательных учреждений разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тувинская национальная одежда «Чени - чок»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

УДК 39, 391

А.Б. Ондар, преподаватель КПИ А. Ш. Бадыргы, студент 3 курса 613 группы Кызылский педагогический институт Тувинский государственный университет г.Кызыл, Республика Тыва

ТУВИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА «ЧЕНИ - ЧОК»

Аннотация

В статье изложены материалы о традиционной верхней одежде тувинцев безрукавки «чени-чок». Изучение и развитие национальной одежды является объектом этнокультурной составляющей технологического образования национальных школ Республики Тыва. Данный материал способствует возрастанию мотивации к изучению предмета, формирует интерес к традиционным технологиям, развивает творческие способности, воспитывает толерантность, формирует уважительное отношение к мировоззрению детей, студентов, педагогов и учителей технологии общеобразовательных учреждений разного уровня.

Ключевые слова:

Традиционная культура тувинцев, исторические особенности тувинских национальных одежд, чени-чок,

кандаазын, хоректээш, шегедек.

Чеди-чок (безрукавка)

Тувинцы - народ древней истории и культуры. Их отличали самобытность, своеобразие, самостоятельность языка, типа религии, образа жизни. Войлочная юрта - основное жилище тувинцев. Эволюция этого народного жилища тувинцев и по форме, и по применению соответствовала климатическим и географическим условиям, особенностями кочевой жизни, отличительной чертой юрты является простота сборно - разборной системы, центрическая конструкция.

Традиционная одежда тувинцев различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная. К ним относится женские костюмы как эдектиг-тон, негей-тон, чагы-тон, ой-тон, тас ой тон, додарлыг-тон, хаш-тон, чеуи-чок и.т.д.

Данная работа основана на трудах ученых С.И. Вайнштейна, В.К. Даржаа, В.П.Дьяконова, М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль, Л.П. Потапова, Т. Б. Будугечиева, А. К. Кужугет, Г. Н. Курбатского.

Одежда в зависимости от сезона производилась из шкур, предохраняющих от мороза, либо из кожи и тканей - в летнее время. Летняя одежда не отличалась большим разнообразием и эффективностью, зимняя была не просто функциональна, но и по-своему эффектна.

Безрукавку жители центральной части Тувы называют «чеуи-чок», западные тувинцы - «квспек». Безрукавка являлась обязательным атрибутом традиционной одежды.

Мужчина ■ жилете "кандаааын жанч^ина в баэруиавке ‘шсгвдсн '

Западные тувинцы шили безрукавки из ягнячьих шкур мехом внутрь, помимо этого использовалась обычная овчина, шкуры козерога. Для охотников и женщин безрукавки шили из шкур рыси - ус (дырбактыг).

226

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Обычные рабочие безработки ничем не покрывались, женские и «парадные» старались покрывать шелковой тканью. Безрукавка по краю оторачивалась полоской шкурок (козлят, ягнят или любым имеющимся в распоряжении мехом).

В западной части Тувы женщины носили длиннополые безрукавки - «шегедек». Внешне она напоминала распашной посередине длиннополый халат без рукавов и воротника. Замужние женщины носили безрукавный «шегедек», без стоячего воротника, распашным по бокам. Эту безрукавку украшали разными по цвету кантами, тесьмой вокруг горловины, проймы на уровне груди вдоль вертикальных и горизонтальных краёв. Шегедек надевали поверх халатов [1, с.161].

Мужская одежда «чеуи-чок» была одеждой короткополой, со стоячим воротником, с удлиненной проймой, разрезами в боковых швах и фигурной левой полой. Здесь левая пола по нижнему краю имела половинчатую форму. Она как бы усекалась по крайнему углу. « Чеуи-чок» всегда украшали кантом, иногда второй ряд вился узором вдоль всех краев. Такой жилет властных, состоятельных мужчин обильно украшался золотыми кантами, мехом соболя, парчой, бархатом и количество украшений зависело от занимаемой должности. Короткополые простые жилеты «хвректээш», отличные от покроя и декора кандаазын носили и женщины. Излюбленные цвета ткани - фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный.

Повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткополые безрукавки «хоректээш», «кандаазын», тканевые халаты терлик-тон. Современные тувинцы носят полный комплект народного костюма в качестве повседневной и праздничной одежды весьма редко.

Традиционный тувинский предков костюм - прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа.

Список использованной литературы:

1. Даржаа В.К. Традиционные мужские занятия тувинцев. - Кызыл.: Тувинское книжное издательство, 2009.

2. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. / История. Символика /. - Кызыл: Респ. тип., 2000. - 72 с.

3. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. - М.: Наука, 1991. -294 с.

© А.Б. Ондар, А.Ш. Бадыргы, 2015

УДК 398.91

О.Н. Скуйбедина

К.ф.н., доцент Юридический институт Московский государственный университет путей сообщения

Г. Москва, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКА: ОТ СЛОВА К

КУЛЬТУРНЫМ РЕАЛИЯМ

Аннотация

В статье рассматриваются способы усвоения обучающимися знаний о национальном типе культуры посредством языка и предлагаются средства обучения, способные наилучшим образом сформировать фоновые знания языка (на примере английского языка). Даны рекомендации о наиболее эффективном способе приобщения обучающихся к национально-культурному компоненту языка.

Ключевые слова

Язык, фоновые знания, национальный тип культуры, национально-культурный компонент

Несомненно, язык обеспечивает целостность всех слоев национального типа культуры. Национальный тип культуры фиксируется языком, а язык, в свою очередь, фиксирует полученные знания в своем словарном

227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.