народных традиций в Республике Тыва. Тувинский государственный университет. 2015. - С. 56-58.
З.Ондар А.Б. Тувинский народный костюм: проблемы изучения в пространстве музея //Человек и куль-тура.2017.№ 6. С1-6.
4. Потапов Л.П. Одежда // Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969. С. 205-228.
5. Потапов Л.П. Указ.соч.
6. Потапов Л.П. Указ.соч.
7.Прокофьева Е.Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб: Наука, 2011.538 с.
8. Прокофьева Е.Д. Указ.соч.
9. Прокофьева Е.Д. Указ.соч.
10. Тувинско-русский словарь. URL: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-8179.htm (дата обращения 10.02.2018].
References
1. Ondar А В., Kimeeva Т. I. Periodizaciya formirovaniya kollekcij ро tradicionnomu kostyumu tuvincev v mu-zeyah Rossii / / Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury.2018.№42. - S.160-168.
2. Ondar AB. Tradicionnaya odezhda tuvincev «EHdektig-ton»// Aktual'nye problemy issledovaniya ethnoehko-logicheskih i ehtnokul'turnyh tradicij narodov Sayano-Altaya Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov, posvyashchennoj 20-letnemu yubileyu Tuvinskogo gosudarstvennogo un-iversiteta, Godu narodnyh tradicij v Respublike Tyva. Tuvinskij gosudarstvennyj universitet 2015. S. 56-58.
3. Ondar A.B. Tuvinskij narodnyj kostyum: problemy izucheniya v prostranstve muzeya // CHelovek i kul'tura.2017.№ 6.S1-6.
4. Potapov L.P. Odezhda// Ocherki narodnogo bytatuvincev. M.: Nauka, 1969. S. 205 228.
5. Potapov L.P. Ukaz.soch.
6. Potapov L.P. Ukaz.soch.
7. Prokofeva E.D. Process nacional'noj konsolidacii tuvincev. SPb: Nauka, 2011.538 s.
8. Prokof eva E.D. Ukaz.soch.
9. Prokof eva E.D. Ukaz.soch.
10. Tuvinsko-russkij slovar'. URL: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-8179.htm (data obrashcheniya 10.02.2018).
УДК 930.85
Чо Иок, Ко Ен Ноль, Ю.Ю.Валиева
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ ДРЕВНЕГО КОРОЛЕВСТВА СИЛЛА (ПО ИСТОЧНИКУ «САМГУК ЮСА»)1
В статье рассматривается культурный и исторический аспекты столицы Силла. Древнее государство Кореи и его столица - Кёнджу- по-прежнему являются ценным культурным достоянием страны. В работе проанализирована информация, полученная из «Самгук Юса» с точки зрения восстановления культурного достояния страны. Оценивается процесс изменения города и его окрестностей.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, Самгук Юса, Самгук Саги, Силла, Сарогук, столица королевства Силла, крепостная стена Вольсонг, замок Манвольсонг.
Ко Young Cheol, Cho Lee Ok, Valieva Juliya Jurisovna A CULTURAL HISTORY OF THE CAPITAL CITY OF ANCIENT SILLA KINGDOM THROUGH SAMGUKYUSA2
This article reviews cultural and historical aspects of Silla kingdom's capital city by analyzing articles that are related from «Samguk Yusa». Silla is an ancient state of Korea, and its capital is still a valuable cultural asset of the country. First, in this paper we analyzed the information obtained from the «Samguk Yusa». The information was also analyzed in terms of restoring the cultural heritage of the country. Then, we tried to assess the process of changing of the city and its environs.
In general, after the reunification, the capital city of Silla changed into a form that has expanded considerably to the outside of the Wolseong fortress wall. As the function and status of the royal palace, which is the place where the king resided was changing and the Wolseong fortress wall, which became the former royal palace, is used to perform ceremonies and diplomatic meetings while the king was generally resided in the Manwolseong castle. It is believed that the system of using two palaces in the city where the so-called Silla's palace was located was maintained until the end of the Silla dynasty.
Keywords: historical and cultural heritage, Samguk Yusa, Samguk Sagi, Silla, Saroguk Silla kingdom's capital city, the city where palace was placed, the Wolseong fortress wall, the Manwolseong castle.
Кёнджу — столица древнего государства Кореи Силла - была древним городом, который про-
1 Исследование осуществлялось при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
2 This work was supported by Seed Program tor Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of Hie Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003)
существовал 1000 лет до его разрушения. В настоящее время Кёнджу является важнейщим центром корейского буддизма, а остатки старого города являются ценным культурным достоянием. Столица Силла, тесно связанная с национальным развитием и социально-культурными изменениями, с момента ее основания сильно изменилась. Поэтому отслеживание процесса становления и изменения столицы Силла является еще одним руководством к систематическому пониманию истории всего периода Силла.
С начала японского колониального периода исследование столицы Силла было проведено несколькими исследователями. В середине 2000-х годов интерес к столице и королевскому дворцу повысился в целом и как к культурному наследию, в частности. Исследования дали серию результатов [18,19], а некоторые результаты таких исследователей, как Ли Ки Бонг, Чон Док Джэ и Пак Банг Рё, были опубликованы в виде монографий [11,30,19].
Рост количества археологических данных нашел широкое отражение в дискуссиях и исследованиях о столице Силла и городе, где находился дворец. Но этого, а также немногочисленных литературных источников, передающих культурный облик столицы Силла, явно достаточно для того, чтобы понять реальную ценность столицы Силла. Прежде всего, для изучения данных о столице должен быть проведен анализ основных источников.
В России на сегодняшний день есть ряд работ, посвященных Силла. Так, Артеменко М.В. в своей статье писала, что Центром бумажного дела Объединенного Силла (668-935 гг.) являлся столичный район Кёнджу, специализировавшийся на качественной беленой бумаге пэкчху [1], Так же Пронина С.Ю.: «В эпоху Объединенная Силла были широко распространены соленья, традиционные овощные пасты и другая еда, для приготовления которой использовали соль» [22]. Толстых И.Н. в своей работе [28] писала: «В летописи «Самгук Саги» сообщается, что в IX в. в государстве Объединенная Силла были распространены три вида подобных представлений». Есть еще несколько статей о походе государства Ямато в Силла в 346 году и об отношениях с Японией [24-27] и несколько статей, посвященных отношениям Силлы и Пархэ (Бохай). [4-5]
При отсутствии документов, полностью посвященных появлению столицы Силла, новая информация, связанная со столицей, в «Самгук Юса» - главном сборнике корейских исследований древней истории - окажет значительную помощь проекту по восстановлению культурного облика столицы.
Мы проанализировали материалы, связанные со столицей Силла, и попытались найти культурный план использования дворца, рассмотрели отдельные отрывки из книги «Самгуг Юса» и проследили изменение города. Надеемся, что данная работа поможет в восстановлении столицы Силла как культурного наследия Кореи.
Обзор и использование материалов, связанных со столицей Силла
Литература, в которой упоминается столица Силла, может быть разделена по происхождению на корейскую, китайскую и японскую. Точной информации о столице Силла в иностранных документах, таких как Книга Тан и Сёку Нихонги, не так много. Только в «Книге Лян» мы можем увидеть записи о том, что крепости в Силла называли «конмора» вместо привычного слова «сонг», а административные округи называли «такпёнг», и их количество достигало 6 округов. Так же в «Книге Тан» есть записи о крепости под названием «Гымсонг»
В корейской литературе, хотя и нет записей о династии Силла, но такие письменные материалы как моккан и надписи, высеченные на изделиях из камней, говорят нам о существовании столицы Силла в древней Корее. В дополнение к «Самгук Саги» «Самгук Юса» является основным источником изучения древней истории Кореи.
«Самгук Юса» - собрание легенд преданий и исторических записей, относящихся к Трём государствам Кореи, был собран буддистским монахом Ирён (1281-1289) в конце XIII века, через столетие после «Самгук Саги». «Самгук Юса» имеет отличительную особенность: в нее входит материал, лично отобранный монахом, по которому можно увидеть его глазами вид столицы того времени. Его взгляд на столицу ценен, ибо расцвет буддизма в Корее пришелся именно на период династии Силла. Следовательно, «Самгук Юса» передает нам структуру, главные названия местностей и различные культурные облики столицы. Однако информация о столице Силла не только краткая, но и собрана отрывками из разных исторических документов. Поэтому непросто точно оценить вид столицы Силла, а также ее расположение в разное время. Проблема заключается в том, как использовать данные, связанные со столицей, в различных кратких и фрагментарных формах для проведения исследований и восстановления культурной столицы Силла.
Существует много историй, связанных с буддийскими храмами, разбросанными по всей сто-
лице Силла. В частности, как уже было сказано ранее, из-за расцвета буддизма влияние буддийских храмов, по-видимому, повлияло и на изменение городской структуры столицы в то время. Главный храм столицы известен как «Семь буддийских храмов» [ШШШ], многие исследования сосредоточены на этой области. В различных частях столицы Силла было воздвигнуто много пагод и храмов, словно фраза из Самгук Юса «Храмы растелились как звезды в небе, а пагоды выстроились, как стая гусей» ^ШШП). [7,20,23]
В середине периода существования государства Силла захоронение в виде медно-деревянного склепа, расположенное в столице, переносится из равнины в подножие горы, а на его месте возводится храм. Следует отметить, что в то время, когда буддизм проникает в Силлу, храмы, основанные внутри столицы, обособленной от других мест, имеют свой определенный образ. В «Самгук Юса» упоминаются 7 наиболее знаменитых храмов, которые были основаны вместе с проникновением буд-дизма: храмы Хынрюнса, Ёнхынса, Хванрюнса, Пунхванса, Ёнмёса, Сачонвангса, Тамомса. Благодаря раскопкам удается определить размеры, культурные изменения и расположение Хынрюнса (544 год), Хванрюнса (553 год), Пунхванса (634 год), Ёнмёса (635 год), Ёнхынса и других храмов, основанных в самом начале официального принятия буддизма. До этого точное расположение было известно только у храмов Хванрюнса и Пунхванса. После основания Пунхванса выполнял функции храма, но раскопки руин здания и сада с прудом показали, что Пунхванса был не просто храмом, а играл роль постоянного дворца. [15]
Информация о столице государства Силла, представленная в «Самгук Юса», изложена очень скомканно. При условии тщательного анализа документа она может сыграть роль ценного дополнительного материала при реставрации столицы Силла.
Силла в период объединения: историко-культурные изменения столицы
Силла берет свое начало из государства Сарогук, которое, в свою очередь, было одним из 12 государств, входивших в состав протогосударственного объединения Чинхан. В начале IV века на территории Самхан вспыхивают большие волнения, приведшие к началу движения за объединение государств, входивших в состав Чинхан. Государство Сарогук также принимает активное участие в этом движении и становится победителем, способствуя тем самым исчезновению Чинхан и основанию на его месте государства Силла. Сарогук, присоединяя к себе сильные государства, входившие раньше в Чинхан, перерождается в Силлу, сильно отличающуюся от Чинхана не только размерами, но и общественно-политическим устройством. В первой половине VI века Силла становится государством с централизованной властью, а территория его столицы не меняется [21].
Название столицы Кёнджу - политического и культурного центра Силы - встречается только однажды - в Кии Чинханджо. В Тэджон Чунчуконджо используются уже названия Кёнсон и Кёнса. Достаточно много примеров того, как названия столицы и дворца используются вперемежку.
Столица представляла собой дворец, его окрестности, в которых проживал король со своей семьей, и административные органы, храмы и гробницы, специальные мастерские, изго-тавливав-шие различные жизненно необходимые предметы. Ниже представлена запись из «Самгук Юса», которая описывает урбанистическое устройство столицы:
1) В период расцвета Силла в столице располагалось 178936 домов, 1360 маленьких деревень (пан), 55 крупных деревень (ри), 35 богатых домов [3].
2) На восточном подножии горы Намсан располагается деревня Пхиричон, а в ней храм Пхи-риса. В этом храме жил странный монах, который никогда не называл своего имени, а только постоянно читал молитву Амитабы. Голос его доносился даже до дворца, и среди 360 маленьких деревень и 170000 домов не было такого места, где бы его не слышали (сокращение). После смерти монаха его глиняная статуя была перевезена в храм Минджанса, а Пхириса, в котором он жил, переименовали в Ёмбульса [3].
Опираясь на отрывки, представленные выше, можно сделать вывод что столица делится на такие административные участки, как маленькие и крупные деревни [13]. Причина, по которой именно такие деревни стали единицами деления, заключается в том, что районы являлись слишком крупными для столицы того времени. Для того, чтобы осуществлять контроль над 6 общинами и другим населением, проживавшим в столице, необходимо было разделить внутреннюю территорию города на подходящие участки [12].
Однако Кёнджун, упоминающийся в Чинханджо, включал в себя 1360 маленьких деревень, а Сонджун, о котором говорится во 2-м отрывке Ёмбульсаджо, имел всего 360 маленьких деревень. Такую большую разницу в числах считают ошибкой или простой опечаткой при написании, или увеличением размеров территории столицы Силла [30].
Чаще всего главный дворец, в котором проживал и управлял король, называют Чонгун или Попкун. С V века четыре крупных дворца, располагавшихся в центре столицы Силла - крепости Воль-сон, назывались Чонгун [30]. Вольсон имеет относительно большую территорию и живописные пейзажи, что являлось хорошим условием для расположения дворца. Следовательно, напрашивается вывод что до того времени Вольсон, являвщийся местом проживания короля, играл также роль центра обороны всего города [3].
1) 21-й король Пичо имеет второе имя Соджи. Через 10 лет после вступления на престол король выезжает в Чончонджонг. (сокращение) В центре письма было написано: «Выстрели стрелу в комунго (корейский музыкальный инструмент)». Король вернулся во дворец и, выстрелив в коммун-го, увидел, что в Нэджоне (внутреннем дворце) прятались монах и наложница, которые занимались прелюбодеянием. И монах, и наложница были мертвы [3].
2) В первый год правления короля в Чонджон спустился ангел и сказал: «Бог позвал меня и просил передать тебе этот пояс, украшенный золотом и драгоценными камнями». Король опустился на колени и принял из рук ангела пояс. Ангел поднялся обратно в небо. А король с тех пор всегда надевал этот пояс на кёмё и тэса [3].
В 1-м отрывке рассказывается о короле Соджи, заставшем наложницу и монаха за прелюбодеянием, а во 2-м отрывке описывается история встречи короля Чинпхёна с ангелом, спустившимся в Чонджон. В это время самый большой из четырех дворцов, в котором живет король, носит имя Тэ-гун («Большой дворец») [3].
Известно также, что с середины периода существования Силла Вольсон также называют Кёнг, Кунсон, Вангун, Сонг [3] и т.д. Причиной таких изменений называют увеличение территории Воль-сона после объединения Силлы и, как следствие, необходимость использования нового названия для увеличившейся территории крепости.
Король Мунму, вырыв внутри дворца пруд и облагородив гору, начинает выращивать декоративные растения и разводить редких зверей и птиц. Для того, чтобы поднять авторитет королевской семьи во время войны с империей Тан, король Мунму по-новому украшает дворец. Под территорией внутри дворца имеется в виду территория не только внутри Вольсона, но и за ее пределами [31].
С увеличением территории королевского дворца после объединения Силлы внутренняя часть дворца также претерпевает изменения. Объединенная Силла не могла уместить все необходимые для управления страной ведомства, имея лишь небольшую крепость (ширина восточной и западной стены - 860м, ширина южной и северной - 250 м, площадь внутри крепости - больше 181818 м2, длина стены - около 1841 м). За территорией Вольсон появляются административные ведомства, располагаются военные сооружения, храмы и другие здания, важные для государства. Это стало известно после обнаружения руин огромного здания №556 площадью 5.5x3.6 м. во время раскопок между северной частью Вольсон и Сондондон Чоннанджи в Инвандон. Предполагается, что это здание принадлежало ведомственным структурам. Следовательно, развивается не только внутренняя часть Вольсон, но и огромная территория, начинающаяся от обсерватории Чомсондэ с окрестностями и располагающимися с северной стороны многочисленными ведомствами и заканчивающимися Чоннанджи на севере [15].
В книге «Самгук Саги» написано: «Основатели дворца проживали в крепости Гымсон, а в последующих веках часто проводили время в Вольсоне. С расцветом Силла и расширением размеров территории последующие поколения королей жили главным образом в Вольсоне и Манвольсоне» [3]. То есть короли проживали не только в бывшей столице в Вольсоне, но и во вновь построенном Манвольсоне. По указанным данным длина Вольсона составляла 1020 бо (1 бо - 1 шаг), а длина Ман-вольсона - 1830 бо. Масштабы Манвольсона были больше, чем Вольсона. Предположительно внутренний дворец короля и королевы располагался на территории Манвольсона.
1) В следующем году летом король Кёндок позвал буддийского монаха в храм Хванненса и заставил его проповедовать Аватаинсасутру, а сам сел в королевскую повозку, зажег курение и тихо сказал: «Прошлым летом буддийский мудрец проповедовал Гымгванген и в колодце появилось целых 7 чанов воды! А как вы собираетесь проповедовать?». Буддийский монах ответил: «Это не такое уж и большое дело, разве оно заслуживает похвалы?» Спустя какое-то время во дворце внезапно послышался крик, прибежал дворцовый смотритель и принес весть: «Восточное озеро вышло из берегов, около 50 зданий на территории дворца оказались под водой!» [3].
Этот текст был опубликован в 5 главе Самгук Юса, параграф Хёнюгахэхваомчонг. Король Кен-док рассказывает о факте, произошедшем в 12 году (754 г.), когда летом восточное озеро вышло из берегов и затопило 50 строений внутреннего дворца. Тонджи, о котором говорится в параграфе, обо-
значен как источник, объединенный вместе с прудом, находящимся на территории храма Тончонса, упомянутом в главе Вонсонтэ Ванджо. [3] Точное местонахождение храма Тончонса неизвестно, однако принято считать, что в восточной части Вольсона [3].
Дворец Човон, в котором король Кендок проводил ритуалы и церемонии, располагался на территории Вольсона [3], а внутренний дворец находился на территории нового королевского дворца, так как если бы вода из источника храма Тончонса дошла до крепостных стен Вольсона, то весь королевский дворец оказался бы под водой.
У исследователей археологических материалов Сондондон Чолланджи появились различные теории о храмах периода объединенных королевств [33]. В последние годы появились версии о том, что дворец Вольджи находился на территории главного королевского дворца [34]. В главе Понамса Чиджындэсаби, написанной Чхве Чивоном, говорится о том, что король Хонган приглашал во дворец Вольджи посла и обучался у него. С тех пор в документах появляется термин «онсу», впервые употребленный человеком по имени Гонгван, и обозначает место, где король с чиновниками занимался государственными и политическими делами [32]. Поэтому дворец Вольджи играл роль главного дворца в Вольсоне и выполнял все его основные функции.
В целом с течением времени столица государства Силла изменялась, изменялись ее функции и структура. Поэтому в последующие периоды господства Силла королевская семья проводила ритуалы и дипломатические встречи во дворце Човон, находившемся на территории Вольсона [3]. Политические же дела короля и принятие гостей проводились за пределами Вольсона, во внутренних палатах преобразованного королевского дворца. Короли объединенного королевства Силла сохраняли Вольсон и Манвольсон (система двух дворцов), которые могли использоваться в случае срочной эвакуации королевской семьи.
Царские палаты представляли собой место пребывания короля и королевы, а также их прямых потомков. В царских палатах король занимался политическими делами. Существовал также дворец, построенный на территории столицы. В Самгук Юса есть статья, посвященная дворцу Поккун, находившемуся в северной части. Согласно главе Киипён Хегонванджо, «в седьмом месяце второго года посреди двора Северного дворца упали две звезды, а следом упала еще одна звезда Все они проникли внутрь земли» [3]. На основе этих данных можно сделать вывод что Поккун существовал уже во 2 году.
0 существовании Намкуна, или южного дворца, говорит найденная в 2000 году в колодце периода Силла каменная плита с надписью «намгунчиин», а в 2007 году в Кенджу на территории храма Тончонса были проведены детальные исследования культурных памятников столицы Силла.
В период трех государств королевский дворец включал в себя Вольсон, а снаружи находились дворцы Тонгун, Пуккун, Сончонгун, Сингун, Ёнчангун, Ёнменсингун, Хугун, Вольджигун, а также различные ведомства, выполнявшие административные функции. Однако сведения об их точном местоположении не дошли до наших дней. Согласно данным Самгук Саги и археологическим исследованиям, территория Манвольса включала в себя восточную часть, где ныне расположен государственный музей Кенджу, озеро Вольджи, а также территорию, где сейчас располагается консерватория Чонсондэ и королевские гробницы [8,30].
Современные исследования говорят о другом. Существует версия о том, что территория крепости Вольсон не была такой обширной, как писалось в литературных исторических источниках
Ранние научные исследования сводились к общему мнению касательно процесса расширения территории столицы. Но сведения и мнения о дворцах, где проживали короли, разнятся. Ученые так и не пришли к общему мнению. Для получения более точных и конкретных результатов требуются не только документальные источники, но и крупномасштабные археологические исследования.
Итак, в данной работе рассмотрены фрагменты материалов, взятых из «Самгук Юса». Несмотря на то, что данные материалы включают описания дворцов и крепости, в них не было найдено упоминаний об их местонахождении, что могло бы помочь в восстановлении культурного наследия столицы Силла. Только через данные фрагменты, записанные в Самгук Юса, можно получить информацию о том, как королевская семья использовала Вольсон и Манвольсон.
В целом после объединения трех королевств внешняя часть крепости Вольсон существенно расширилась, а функции отдельных единиц столицы формировались и преобразовывались, так как в данный период происходит расцвет буддизма.
Изменялись функции дворца Чонгун, где обычно проживал король. Дворец также использовался для проведения ритуалов и встреч с послами. А Манвольсон, где также пребывал король, мог иметь другие функции. Столица государства поддерживала так называемый режим Янсонджедо -систему двух дворцов. Так же мы выяснили, что буддизм получал поддержку власти, в результате че-
го было построено большое количество храмов и пагод.
Если заново пересмотреть и изучить различные археологические находки периодов Коре, Чо-сона, такие как надписи на каменных изделиях, есть вероятность найти ответы на вопросы касательно столицы Силла и ее территории. Более того, если провести тщательный анализ литературных документов и археологических находок, имеющих отношение к королевскому дворцу, можно узнать множество фактов о столице Силла и историческом периоде в целом.
Литература
1.Артеменко М. В., Сон Т.А., Толстокулаков И.А.. Традиционная корейская бумага ханджи // Известия Восточного института - 2008. - №15. - С. 67-81.
2.Ё Хо Гю Устройство дворцов Силла 6-8 вв. Административное и церемониальное разделение. - Корея: изд-во История и реальность 94,2014.
3.Ирён Самгук юса. Пер. на кор. яз. и коммент. Ли Минсу - Сеул, 1990.
4.Ким A.A. К вопросу об отношениях между Силла и Бохаем после войны 732-735 гг. // Россия и АТР -2011.-№ 4.-С.1-6.
5.Ким A.A. План совместного нападения Бохая и Японии на Силла (по материалам ученых Республики Корея). // Россия и АТР - 2009. - №3. - С.70-73.
6. Ким Бен Гон Дворец наследного принца Силла, его роль и владения - связь между дворцом Имхэджон и прудом Анапчи. - Корея: изд-во Исследования древней корейской истории 20,2015.
7.Ким Бок Сун Классификация и структура храмов столицы Силла. - Корея: изд-во Силламунхвад-жехаксульнонмунчип 27,2006.
8.Ким Джэ Хон Процесс развития столицы Силла. - Корея: изд-во Хангуксахакбо 52,2013.
9.Ким Ен Сон О королевской столице. Усыпальницы королей. - Корея: изд-во Хагёнмунхваса, 2009.
10. Ким Нак Джун Характер и изменение столицы Силла». - Корея: изд-во Хангуксангосахакбо 27,1998.
11. Ли Ки Бонг Зарождение исторического города Кёнджу. - Корея: изд-во Пурын Ёкса, 2007.
12. Ли Дон Джу Исследования столицы Силла. - Корея: изд-во Пурын Ёкса, 2017.
13. Ли Хен Тэ Исследования столицы гос-ва Силла. - Корея: изд-во Культура Силла 40,2012.
14. Ли Хён Тэ Особенности дворца Намгун, Силла. Анализ археологических находок. - Корея: изд-во История и реальность 81,2011.
15. Ли Ын Сок Возведение Хваннёнса и создание столицы Силла. Сборник материалов, подготовленных к 40-летию со дня обнаружения. - Корея: изд-во Хваннёнса, 2016.
16. Мин Док Сик Исследования столицы Силла и крепости Вольсон». - Корея: изд-во Тонбанхакчи 66,1990.
17. Мин Док Сик Столица гос-ва Силла. План города. - Корея: изд-во Сачон 36,1989.
18. От периода Кугып до крепостных стен: исследование/Институт культуры Силла, Университет Тон-гук центр исследований культуры Силла - г. Кенджу: изд-во Силламунхваджехаксульнонмунчип 26,2005.
19. Пак Банг Рён Столица гос-ва Силла. - Корея: изд-во Хагёнмунхваса, 2013.
20. Пак Пан Рен Строительство храмов столицы Силла. - Корея: изд-во Мисульсахак 13,1999.
21. Пак Сонг Хён Как исследовать литературу, связанную со столицей Силла? - Корея: изд-во Кукнип-кёнджумунхвачеёнгусо, 2016,84-85.
22. Пронина С.Ю.. История и культура корейской кухни (с древнейших времен и до эпохи Корё). // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2009. - С. 1-4.
23. Син Чан Су Храмы средневековой столицы и план города», «Исследования столицы Силла. - Корея: изд-во Силламунхваджехаксульнонмунчип 16,1995.
24. Суровень Д.А.. Внутренняя и внешняя политика государства Ямато в конце 30-х - середине 50-х гг. V в. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 4 (24), 2015. - С. 14-25.
25. Суровень Д.А. Поход государства Ямато в Силла 346 года. // Научный диалог. - №1,2015. - С. 8-65.
26. Суровень ДА. Сведения японских источников о возвращении войска государства Ямато из корейского похода 346 года. // Научный диалог, 2015. №5 (41). - С. 8-47.
27. Суровень Д.А.. Южнокорейские общины-государства начала IV века и их военно-политические связи с государством Ямато (по материалам древне-японских источников). // Вестник Челябинского государственного университета, 2014. №14 (343). - С. 100-115.
28. Толстых И.Н.. Традиционные народные танцы Кореи: этнографический аспект. // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2010. - С. 95-100.
29. Устройство и структура столицы королевства Силла: исследование/ Институт культуры Силла, Университет Тонгук центр исследований культуры Силла. - г. Кенджу: изд-во Силламунхваджехаксульнонмунчип 26,2006.
30. Чон Док Дже История столицы Силла. - Корея: изд-во Сэмунса, 2009.
31. Чу Бо Дон Документальный взгляд на столицу Силла и Вольсон. - Корея: изд-во Государственный центр исследований культурного наследия Кенджу, 2017.
32. Чхве Ён Сон Пересмотр материалов о дворце Вольджи - Дворец Тэджа не вляется наследным дворцом. - Корея: изд-во Классические восточные исследования 55,2014.
33. Юн My Бен Королевские дворцы. - Корея: изд-во Хаксульнонмунчип (инст. гуманитарных наук) 49-1,2010.
34. Ян Чон Сок Пруд Вольджи (Силла) и процесс преобразования наследного дворца Тонгун. Анализ и исследование строений. - Корея: изд-во Исследования корейской истории 119,2011.
References
I. Artemenko M.V., Son T.A., Tolstokulakov I.A. Traditsionnaya koreyskaya bumaga khandzhi // Izvestiya Vosto-chnogo instituía - 2008. - №15. - S. 67-81.
2.0 Kho Gyu Ustroystvo dvortsov Silla 6-8 w. Administrativnoye i tseremonial'noye razdeleniye. - Koreya: izd-vo Istoriya i real'nost' 94,2014.
3. Iron Samgukyusa. Per. na kor. yaz. i komment Li Minsu - Seul, 1990.
4. Kim A.A. K voprosu ob otnosheniyakh mezhdu Silla i Bokhayem posle voyny 732-735 gg. // Rossiya i ATR -2011.-№ 4.-S.1-6.
5. Kim A.A. Plan sovmestnogo napadeniya Bokhaya i Yaponii na Silla (po materialam uchenykh Respubliki Koreya). // Rossiya i ATR - 2009. - №3. - S.70-73.
6. Kim Ben Gon Dvorets naslednogo printsa Silla, yego rol' i vladeniya - svyaz' mezhdu dvortsom Imkhedzhon i prudom Anapchi. - Koreya: izd-vo Issledovaniya drevney koreyskoy istorii 20,2015.
7. Kim Bok Sun Klassifikatsiya i struktura khramov stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Sillamunkhvadzhek-haksul'nonmunchip 27,2006.
8. Kim Dzhe Khon Protsess razvitiya stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Khanguksakhakbo 52,2013.
9. Kim Yen Son 0 korolevskoy stolitse. Usypal'nitsy koroley. - Koreya: izd-vo Khagonmunkhvasa, 2009.
10. Kim Nak Dzhun Kharakter i izmeneniye stolitsy Silla». - Koreya: izd-vo Khanguksangosakhakbo 27,1998.
II. Li Ki Bong Zarozhdeniye istoricheskogo goroda Kondzhu. - Koreya: izd-vo Puryn Yoksa, 2007.
12. Li Don Dzhu Issledovaniya stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Puiyn Yoksa, 2017.
13. Li Khen Te Issledovaniya stolitsy gos-va Silla. - Koreya: izd-vo Kul'tura Silla 40,2012.
14. Li Khon Te Osobennosti dvortsa Namgun, Silla. Analiz arkheologiche-skikh nakhodok - Koreya: izd-vo Istoriya i real'nost'81,2011.
15. Li Yn Sok Vozvedeniye Khvannonsa i sozdaniye stolitsy Silla. Sbor-nik materialov, podgotovlennykh k 40-letiyu so dnya obnaruzheniya. - Koreya: izd-vo Khvannonsa, 2016.
16. Min Dok Sik Issledovaniya stolitsy Silla i kreposti Vol'son». - Koreya: izd-vo Tonbankhakchi 66,1990.
17. Min Dok Sik Stolitsa gos-va Silla. Plan goroda. - Koreya: izd-vo Sachon 36,1989.
18. Ot perioda Kugyp do krepostnykh sten: issledovaniye/Institut kul'-tury Silla, Universitet Tonguk tsentr issle-dovaniy kul'tury Silla - g. Kendzhu: izd-vo Sillamunkhvadzhekhaksul'nonmunchip 26,2005.
19. Pak Bang Ron Stolitsa gos-va Silla. - Koreya: izd-vo Khagonmunkhvasa, 2013.
20. Pak Pan Ren Stroitel'stvo khramov stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Misul'sakhak 13,1999.
21. Pak Song Khon Kak issledovat' literaturu, svyazannuyu so stolitsey Silla? - Koreya: izd-vo Kuknipkon-dzhumunkhvacheyonguso, 2016,84-85.
22. Pronina S.YU.. Istoriya i kul'tura koreyskoy kukhni (s drevneyshikh vremen i do epokhi Koro). // Gumani-tarnyye issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dal'nem Vostoke, 2 009. - S. 1-4.
23. Sin Chan Su Khramy srednevekovoy stolitsy i plan goroda», «Issle-dovaniya stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Sil-lamunkhvadzhekhaksul'nonmunchip 16,1995.
24. Suroven' D.A.. Vnutrennyaya i vneshnyaya politika gosudarstva Yamato v kontse 30-kh - seredine 50-kh gg. V v. // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnyye nauki. № 4 (24), 2015. - S. 14-25.
25. Suroven' D.A.. Pokhod gosudarstva Yamato v Silla 346 goda. // Nauchnyy dialog. - №1,2015. - S. 8-65.
26. Suroven' D.A. Svedeniya yaponskikh istochnikov o vozvrashchenii voyska gosudarstva Yamato iz koreyskogo pokhoda 346 goda. // Nauchnyy dialog 2015. №5 (41). - S. 8-47.
27. Suroven' D.A.. Yuzhnokoreyskiye obshchiny-gosudarstva nachala IV veka i ikh voyenno-politicheskiye svyazi s gosudarstvom Yamato (po materialam drevne-yaponskikh istochnikov). // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2014. №14 (343). - S. 100-115.
28. Tolstykh I.N.. Traditsionnyye narodnyye tantsy Korei: etnograficheskiy aspekt //Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, 2010. - S. 95-100.
29. Ustroystvo i struktura stolitsy korolevstva Silla: issledovaniye/ Institut kul'tury Silla, Universitet Tonguk tsentr issledovaniy kul'tury Silla. - g. Kendzhu: izd-vo Sillamunkhvadzhekhaksul'nonmunchip 26,2006.
30. Chon Dok Dzhe Istoriya stolitsy Silla. - Koreya: izd-vo Semunsa, 2009.
31. Chu Bo Don Dokumental'nyy vzglyad na stolitsu Silla i Vol'son. - Koreya: izd-vo Gosudarstvennyy tsentr issledovaniy kul'turnogo naslediya Kendzhu, 2017.
32. Chkhve Yon Son Peresmotr materialov o dvortse Vol'dzhi - Dvorets Tedzha ne vlyayetsya naslednym dvortsom. - Koreya: izd-vo Klassicheskiye vostochnyye issledovaniya 55,2014.
33. Yun Mu Ben Korolevskiye dvortsy. - Koreya: izd-vo Khaksul'nonmunchip (inst gumanitarnykhnauk) 49-1,2010.
34. Yan Chon Sok Prud Vol'dzhi (Silla) i protsess preobrazovaniya naslednogo dvortsa Tongun. Analiz i issledovaniye stroyeniy. - Koreya: izd-vo Issledovaniya koreyskoy istorii 119,2011.