Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ'

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева С. А.

Статья посвящена внедрению технологии модульного обучения при повышении квалификации специалистов на кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО. Автором раскрываются особенности организации модульного обучения заместителей директоров ОУ по воспитательной работе и педагогов учреждений дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

повышения квалификации в соответствии с современными требованиями, что определяет дальнейшие перспективы данного подхода к постдипломному обучению педагогов. В качестве таких перспективных направлений можно назвать накопительную систему повышения квалификации и дистанционное обучение педагогов, которые уже начали внедряться в ГОУ ДПО НИРО, а также самостоятельную работу слушателей по индивидуальной учебной программе с помощью специально разработанных учебных пособий.

Таким образом, модульный подход в обучении позволяет более полно удовлетворять потребности творческой личности в образовательной деятельности благодаря осознанной заинтересованности в получении тех или иных знаний; быстро реагировать на изменения в образовании и жизни общества в целом, в известной степени индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество преподавателей и обучающихся, снижать фактор неудовлетворенности педагогов в постдипломном образовании.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я. Батышев. — М., 1997.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. — М., 1991.

3. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. — М. : Высшая школа, 2004.

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Г. К. Селевко. — М., 2006. — Т. 1.

5. Третьяков, П. И. Технология модульного обучения в школе : практико-ориентированная монография / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. — М., 1997.

6. Чошанов, М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. — М. : Народное образование, 1996.

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

С. А. ФАДЕЕВА, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО

Статья посвящена внедрению технологии модульного обучения при повышении квалификации специалистов на кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО. Автором раскрываются особенности организации модульного обучения заместителей директоров ОУ по воспитательной работе и педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Ключевые слова: модуль, модульная технология обучения, учебные модули, индивидуализация обучения

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, применяемым методам и способам самоконтроля.

Наряду с традиционной формой организации повышения квалификации специалистов на кафедре теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО второй год осуществляется модульное обучение социальных педагогов, заместителей директоров ОУ по воспитательной работе и специалистов учреждений дополнительного образования детей на основе их профессиональной компетентности. Содержание модульного обучения, в отличие от стандартного подхода к образованию, ориентированного на передачу знаний, формируется в результате системного анализа задач и структуры профессиональной деятельности конкретного специалиста.

Известно, что модульная технология предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учебная информация разделяется на модули. Общенаучное понятие «модуль» (от лат. modulus — «мера»), обозначающее единицу меры, величину или коэффициент, в педагогике рассматривается как неотъемлемая часть «работы» дидактической системы. При этом обучающий модуль определяется как логически завершенная форма той или иной части содержания учебной программы, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты. Степень их усвоения, сфор-мированность в результате овладения данным модулем знаний, умений и навыков соответствующим образом контролируются.

Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определенной темы (например, «Педагогика дополнительного образования») или всей образовательной программы (например, «Теория и практика воспитания личности») (см. приложения 1—3 на с. 32—33).

Модули принято разделять на три типа: познавательные, использующиеся при изучении основ наук, операционные, направленные на формирование и развитие способов деятельности, и смешанные. В рамках повышения квалификации педагогов-воспитателей модули могут иметь теоретическую (содержать научно-теоретическую информацию о новых подходах, концепциях, системах воспитания) и практическую направленность (основываться на проектировании воспитательных систем, форм воспитательной работы, технологиях воспитания).

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, применяемым методам и способам самоконтроля. Реализация индивидуального подхода в новых формах обучения позволяет слушателям курсов выражать свою субъектную позицию: самостоятельно проектировать образовательный маршрут, целенаправленно выбирая те или иные учебные модули, и регламентировать сроки и скорость их прохождения, исключая ситуации неуспеха и формализма; по своему усмотрению осуществлять выбор тематики курсовой подготовки, исходя из собственных профессиональных и личностных интересов. Преподаватель при этом выступает как помощник в правильной организации повышения квалификации специалистов, осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью слушателей курсов через модуль.

Разработка модульной программы начинается с целеопределения, которое носит комплексный характер; затем разрабатывается задание для входного контроля (определение исходного уровня компетентности обучающихся); определяются дидактические цели (интегрирующие для конкретного модуля и частные для отдельных учебных элементов) и создаются

учебные модули, включающие в себя алгоритмы действий слушателей и задания итогового контроля. Ведущим принципом технологии модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

Модульное обучение, по мнению ученых-разработчиков данной технологии и преподавателей, интегрирует в себе все самое прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Действительно, модульное построение курсов дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации образовательного процесса. К числу его несомненных преимуществ можно отнести:

3 системный подход к организации и содержанию курсовой подготовки;

3 гибкость и динамичность структуры курса;

3 качество контроля над формированием профессиональных компетенций;

3 возможность прогнозирования перспективной тематики;

3 углубленное изучение отдельных тем;

3 самореализацию и саморазвитие специалистов сферы воспитания и дополнительного образования.

С целью отслеживания результативности внедрения технологии модульного обучения было проведено анкетирование слушателей курсов (45 социальных педагогов и 56 заместителей директоров ОУ по воспитательной работе). Анкета содержала вопросы, касающиеся информированности о новых формах организации повышения квалификации, их достоинствах и недостатках, причинах выбора модулей, степени мотивации к модульному обучению в дальнейшем.

Так, среди причин выбора тех или иных модулей специалисты называют:

3 актуальность представленной тематики;

3 профессиональный интерес;

3 возможность «погружения» в данную тему;

3 недостаточную компетентность в данной проблеме;

3 необходимость подготовки к аттестации на высшую категорию;

3 самообразование.

Благодаря наличию в модульной программе инвариантной (неизменной) и вариативной частей учебный материал может достаточно динамично меняться, непрерывно обновляться, расширяться и дополняться.

Однако, при всех положительных эффектах организации модульного обучения в рамках повышения квалификации, специалистами называются и недостатки подобного обучения, в числе которых:

3 отсутствие возможности охватить весь объем предлагаемой тематики, раздробленность привычных учебных сессий (72 ч) на отдельные (не протяженные по времени) учебные единицы (18—36 ч);

3 недостаточное количество представленных модулей по специфике деятельности (невозможность увидеть в модульной программе весь спектр вопросов по организации воспитательной деятельности);

3 отсутствие тесной связи с процедурой аттестации специалистов на высшую категорию;

3 недостаточное количество выездных практических занятий в ОУ на каждом модуле;

3 временные неудобства, связанные с необходимостью и желанием изучения нескольких модулей в течение одной четверти.

С целью оптимизации внедрения модульного обучения все конструктивные предложения обучающихся специалистов были обсуждены на заседаниях кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО НИРО. Высказывалась мысль о необходимости введения в модульные программы (наряду с модулями по основным направлениям

Ведущим принципом технологии модульного обучения является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.

деятельности специалиста) одного-двух «свободных» (тематически не определенных) модуля, содержание которых будет спроектировано исходя из профессиональных интересов большинства слушателей конкретной группы.

Для специалистов, отдающих предпочтение стандартной курсовой подготовке, остается возможность пройти обучение

в рамках традиционных квалификационных курсов.

Результаты анкетирования специалистов в области воспитания показали высокую степень эффективности модульного обучения в сравнении с традиционным. При этом большинство специалистов высказали желание и в будущем повышать квалификацию по данной технологии.

Приложение 1

Образовательная программа »Теория и практика воспитания» Инвариантный надпредметный модуль "Общепрофессиональные дисциплины» (36 ч)

Учебные модули Содержание модулей

Самоуправление в образовательном учреждении Самоуправление и соуправление в ОУ: сходство и различия. Ученическое и детское самоуправление. Формы ученического самоуправления. Функции педагогов в организации ученического самоуправления. Социальное проектирование как одно из направлений ученического самоуправления. Волонтерская деятельность

Становление и развитие школьной воспитательной системы Воспитательная система как педагогическая категория, ее структура и компоненты. Задачи и функции школьной воспитательной системы (ШВС), этапы ее развития. ШВС как объект управления. Личность педагога и его роль в разработке и становлении ШВС. Самоуправление и ШВС. Критерии эффективности ШВС. Многообразие современных моделей педагогического проектирования ШВС

Профилактика асоциальных проявлений в школьной среде Показатели и критерии отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методы и формы педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Организация методической работы с педагогами по взаимодействию с детьми «группы риска»

Мониторинг результативности воспитательного процесса Сущность, организация и содержание мониторинга в воспитательной деятельности. Диагностика личностного роста учащихся. Различные подходы к мониторингу воспитательной системы. Основные принципы гуманитарной экспертизы воспитания

Управление воспитательным процессом Институт классных руководителей: культурно-исторические традиции. Позиционный подход в деятельности педагога-воспитателя. Технологии моделирования и построения воспитательной системы в классе. Мониторинг эффективности воспитательной системы. Организация работы методобъединения классных руководителей в современных условиях. Экспертиза воспитательного процесса в классе. Портфолио классного руководителя. Система обобщения инновационного педагогического опыта в сфере воспитания

Приложение 2

Тема: »Педагогика дополнительного образования» Инвариантный надпредметный модуль "Общепрофессиональные дисциплины» (36 ч)

Учебные модули Краткое содержание модулей

Программирование деятельности учреждений дополнительного образования детей Дифференциация содержания дополнительного образования детей. Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования детей. Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования. Направленность педагогических программ. Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей. Экспертиза образовательной программы. Содержание программ дополнительного образования различной направленности

Организация клубного пространства Сущность системы управления и управленческой деятельности в учреждениях дополнительного образования. Нормативно-правовой аспект, современные концепции воспитания. Основы методической работы в УДОД. Технологии организации воспитательного процесса. Социальное воспитательное пространство: пути развития. Социально-педагогические технологии работы с молодежью по месту жительства

Мониторинг образовательных результатов в УДОД Сущность, организация и содержание мониторинга воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. Диагностика личностного роста учащихся учреждения дополнительного образования детей. Различные подходы к мониторингу воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей. Основные принципы гуманитарной экспертизы воспитания в учреждениях дополнительного образования детей

Организация деятельности детских общественных объединений в условиях УДОД Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации. Гарантии для объединений. Вопросы создания детского объединения. Детские общественные объединения в учреждениях дополнительного образования детей. История зарождения и становления детского движения в мире. Современное состояние детских объединений в стране. Крупнейшие детские общественные объединения России. Особенности развития современного детского движения. Научно-методическое обеспечение детского движения в России

Приложение 3

Тема: »Актуальные проблемы социальной педагогики в современных условиях»

Инвариантный надпредметный модуль "Общепрофессиональные дисциплины» (24 ч)

Квалификационные курсы построены по модульному принципу и включают в себя инвариантный надпредметный модуль «Общепрофессиональные дисциплины» (в объеме 24 часа), обязательный для всех слушателей, и вариативную часть, в рамках которой каждый слушатель выбирает в соответствии с профессиональными интересами два модуля (общим объемом 72 часа). В рамках курсов существенное внимание уделяется вопросам правовой подготовки специалистов, проблемам социальной защиты детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.