iaC >
< X
LU
s: *=c о
ш т
s
<
CI ш
с
328
www.astd.org/astd/Publications/TD_Magazine/ 2003_pdf/76031017.htm (дата обращения: январь 2021)
9. Oblender, Т. (2002). A hybrid course model: One solution to the high online drop-out rate. Learning and Leading with Technology, 29(6), 42-44.
10. Oblinger, D. (2003). Boomers, gen-Xers, and millennials: Understanding the new students. EDUCAUSE Review, 38(4), 37-47.
11. The ASTD E-learning Handbook. [Электронный ресурс] // Best Practicies, Strategies and Case Studies for an Emerging Field. URL: http://
books.mhprofessional.com/authors/rossett/bl.htm (дата обращения: ноябрь 2020)
12. TeachTarget. (2014) [Электронный ресурс] // Information age. URL: http://searchcio.techtarget.com/ definition/Information-Age (дата обращения: январь 2021)
13. Tokmak, H. S., & Karakuls, T. (2011 ). ICT preservlce teachers' opinions about the contribution of initial teacher training to teaching practice. Contemporary Educational Technology, 2(4), 319-332
14. Watson J. Blended Learning: The Evolution of Online and Face-to-Face Education from 2008-2015.
MICROTEACHING TECHNOLOGY: AN EFFECTIVE TOOL FOR BUILDING AND ASSESSING FUTURE TEACHERS-PROFESSIONAL COMPETENCIES
Zakharova Ekaterina Alexandrovna, Postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
The purpose of the study - to explore the possibility of modernizing the traditional form of university education through the integration of micro-learning technology and traditional lecture classes. The article discusses the effectiveness of the use of micro-learning technology as a tool for the formation and evaluation of professional competencies of future foreign language teachers. The scientific novelty of the study lies in the fact that it proves the effectiveness of using micro-learning as a means of implementing the principle of activity-based learning and activating the role of students in the educational process. As a result of the qualitative analysis of the conducted micro-lessons, the skills of future teachers were identified, which by the time of the end of the course of the methodology were sufficiently formed, and those that still needed to be improved. Thus, it was proved that micro-training is an effective tool for monitoring and evaluating the level of professional competence of future teachers.
Keywords: microteaching technology; teacher training models; professional competencies; modernization of the education system.
DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.56 УДК 37
ВАК РФ 13.00.08
© Захарова E.A., 2021
ТЕХНОЛОГИЯ МИКРООБУЧЕНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Цель исследования - определить возможность модернизации традиционной формы вузовского обучения посредством интеграции технологии микрообучения и традиционных лекционных занятий. В статье рассматривается вопрос эффективности применения технологии микрообучения в качестве инструмента формирования и оценки профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в том, что оно доказывает эффективность использования микрообучения в качестве средства реализации принципа деятельностного обучения и активизации роли, учащихся в учебном процессе. В результате качественного анализа проведенных микроуроков были выявлены те навыки будущих педагогов, которые к моменту окончания курса методики оказались сформированными в достаточной степени, и те, которые еще требовали доработки. Таким образом, было доказано что микрообучение является эффективным инструментом контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетенции будущих учителей.
Ключевые слова: технология микрообучения; модели подготовки учителей; профессиональные компетенции; модернизация системы образования.
ЗАХАРОВА Екатерина Александровна, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва
Введение
По мере того, как мы проживаем этот новый век и новое тысячелетие, наше общество продолжает развиваться, возрастают требования к качеству иноязычного образования, меняются акценты в содержании и целях обучения. После присоединения России к единому европейскому образовательному пространству в соответствии
с современными тенденциями в образовании в российских образовательных учреждениях происходит переход от традиционной, "знани-евой", системе образования к компетентност-но-ориентированной системе. В частности, согласно ФГОС ВО по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование", одной из основных общепрофессиональных компетенций педагога-бакалавра является "способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач" [1]. На деятельностной основе педагогической компетентности акцентируют внимание многие российские ученые [2,3,4; 5 и др.]. В настоящее время в педагогическом сообществе высказываются мнения о том, что традиционные методы преподавания, в частности лекции, не обес-печивают должного уровня обученности студентов, т. к. они хоть и доносят информацию, но не учат мышлению, не могут повлиять на мировоззрение или сформировать поведенческие навыки. Таким образом, актуальным становится предмет данного исследования -микрообучение как способ модернизации организационных форм учебной работы студентов.
Целью данного исследования является практическая апробация технологии микрообучения и изучение ее эффективности для решения следующих задач'. 1) интеграции теоретического и практического аспектов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранногоязыка;2) контроля и оценки уровня сформированное™ профессиональной компетенции будущих учителей; 3) оценки способности будущих учителей к рефлексии и критическому осмыслению собственной обучающей деятельности и деятельности своих коллег; 4) развития их способности и готовности к работе в команде, взаимодействию и сотрудничеству; 5) мотивации студентов к творческому подходу, исследованию и поиску разнообразных увлекательных и эффективных приемов и технологий в обучении.
Методология и методы исследования. В целях решения вышеуказанных задач было проведено исследование в формате естественного методического эксперимента, для чего технология микрообучения была адаптирована и интегрирована в курс лекций по методике преподавания иностранных языков. Микрообучение было реализовано методом имитационного моделирования урока иностранного языка в ситуации, максимально приближенной к
реальному обучению. Для оценивания качества проведенных микроуроков и профессиональных навыков проводивших его слушателей курса был использован метод наблюдения (со стороны группы "наблюдателей"), метод взаимо- и экспертной оценки (со стороны "учеников" и супервайзера) и метод самооценки (со стороны студентов-"учителей").
Теоретической базой исследования послужили публикации статей и результатов научных работ основателей и исследователей технологии микрообучения: Ф. Макдональда, Ст. Джон-Брукса и Спелмана, Гейджа и Винна, Фул-лера и Маннинга, Финлайзона (сторонников теории о бихевиористской природе микрообучения), Фуллера и Маннинга (которые интерпретировали микрообучение с точки зрения метода самоконфронтации), а также Маклео-да, Макинтайра и Гриффитса (которые пришли к заключению о когнитивной сути микрообучения). Организационным и процессуальным вопросам технологии микрообучения были посвящены статьи Дуйата У. Аллена, Артура У. Ива, К. Райана, Роберта Буша.
Основная часть
Ценность технологии микрообучения заключается в том, что она служит инструментом интеграции теоретического и практического аспектов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, и, являясь"квазипрофессиональной" формой деятельности студента [2], может выполнить роль переходного этапа от "лекционно-трансляционной модели обучения" [7] к деятельностной.
Сущность оригинальной технологии микрообучения и ее адаптация для использования в системе российского высшего образования.
Суть рассматриваемой технологии была сформулирована ее создателями, профессорами Стэнфордского университета, Дуайтом Ал-леном и Робертом Бушем в 1963 году, они же впервые применили термин "микрообучение". Микрообучение, - это "учебное взаимодействие, уменьшенное по времени и количеству учащихся" [8], которое позволяет сосредоточить внимание на отдельных обучающих действиях учителя и отработать учебные приемы в условиях тщательного контроля и регулирования.
Для использования в качестве инструмента формирования и оценки профессиональных компетенций будущих учителей в системе российского высшего образования оригинальная технология микрообучения была адаптирована и интегрирована в курс лекций по Методике преподавания иностранных языков для сту-
iaC >
<
X Ui
s: *=c о
Ш T
s
< ct
Ш
с
330
дентов педагогических специальностей, получающих основное (базовое), а также дополнительное (специальное) образование. В результате сочетания двух подходов (лекций и технологии микрообучения) традиционный курс Методики преподавания иностранного языка был модифицирован и, по сути, трансформирован в новый формат (учебный продукт). В обновленном варианте курс обучения Методике включает в себя следующие этапы:
- Этап накопления знаний и формирования на вы ков. Этот эта п является под готовител ьн ым и представляет собой цикл занятий по методике преподавания иностранных языков. Эти учебные сессии отличаются от традиционного курса лекций высокой степенью наглядности, практической ориентированностью и вовлечением слушателей в ход занятия в процессе ознакомления их с моделями обучающих действий. Основная задача этого этапа заключается в том, чтобы не только дать студентам теоретические знания по методике преподавания иностранных языков, но и предоставить практические модели и приемы обучения основным видам речевой деятельности и аспектам иностранного языка, а также возможность сымитировать эти модели в аудиторных условиях. Ближе к завершению этого этапа, когда студенты уже получили необходимые знания по методике преподавания иностранных языков и ознакомлены с большинством практических приемов и моделей обучения, преподаватель курса Методики ставит перед слушателями задачу на разработку и демонстрацию собственного урока иностранного языка в уменьшенном масштабе (микрообучение).
- Этап практического применения полученныхзнаний и навыков. Как свидетельствует
название, на этом этапе участ- 4-
ники представляют разработанный ими урок в формате микрообучения перед своими коллегами и супервайзером (преподавателем курса методики).
- Этап обратной связи или критического анализа, во время которого дается краткий анализ и оценка проведенного микроурока самими студентами-"учителями", их "учениками" (в роли которых выступают коллеги по группе, слушатели курса методики), наблюдателями и супервайзером (см. рис. 1).
В традиционной схеме микрообучения (непосредственно на этапе практического применения накопленных знаний и навыков) также были сделаны изменения и усовершенствова-
Этап накопления (курс лекций по Методике)
ния, позволившие полностью интегрировать данную технологию в курс Методики преподавания иностранныхязыков без дополнительных затрат материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. В результате использованная технология строится на следующих принципах:
1. Слушатели курса Методика разрабатывают и проводят свои микроуроки в мини-груп-пах (3-5 человек). Такая группа носит название "студенты-учителя" ("teachers").
2. В роли обучаемых выступают сами же слушатели курса методики, коллеги "студентов-учителей" по группе. Эта группа, как правило, состоит из 5-10 человек и называется "студен-ты-ученики" ("students", они же "guinea pigs").
3. За ходом микрообучения ведется независимое наблюдение со стороны, которое осуществляется слушателями курса методики, не задействованными на данном этапе микрообучения. Эта группа называется "студенты-наблю-датели" ("observers").
4. Руководит всем процессом (организует, регламентирует, ставит задачу, консультирует и контролирует его реализацию) преподаватель курса методики, который в терминах технологии микрообучения назывался "супер-вайзер" ("supervisor").
5. Оценка микроурока происходит в форме дискуссии и основывается на анализе и оценке дидактических навыков будущих учителей, продемонстрированных ими в ходе преподавания. В критическом анализе микроурока принимают участие все группы: "учителя", "ученики", "наблюдатели" и супервайзер.
>1
Этап применения (микрообучение)
н
Этап обратной
связи (критический анализ)
\
J
Рисунок 1 - Схема проведения микрообучения, адаптированного для использования в курсе лекций по Методике в системе высшего образования
Экспериментальное исследование эффективности технологии микрообучения. В целях изучения эффективности применения данной технологии для подготовки учителей иностранного языка в условиях высшего базового и дополнительного профессионального образования было проведено экспериментальное обучение. Обучение проходило на базе дисциплины "Методика преподавания иностранных языков" в Институте иностранных языков
Российского университета Дружбы народов и длилось в течение пяти лет (2015/16-2019/20). За это время обучение по данной дисциплине прошли 258учащихся, в том числе студенты 3 и 4 курсов дневного отделения бакалавриата по направлению подготовки "Лингвистика" по профилю "Теория и методика преподавания иностранных языков и культур" и слушатели данной дисциплины в Центре дополнительного образования, обучающиеся по специальности "Преподаватель".
Схема организации микрообучения и распределения "ролей". На этапе проведения микроуроков микрообучение было организовано таким образом, чтобы каждая группа участников, побывала в каждой из "ролей", предусмотренных технологией ("учителей", "учеников" и "наблюдателей). Схему распределения "ролей" и взаимодействия групп участников микрообучения (на примере трех групп) можно представить следующим образом (см. табл.):
Таблица - Схема распределения "ролей" и взаимодействия групп в процессе микрообучения
Результаты микрообучения. Проведенные студентами микроуроки дают возможность оценить степень сформированности их профессиональной компетенции в части планирования и проведения урока иностранного языка. Кроме того, наблюдение за микроуроками дает полезный материал для обсуждения, анализа и коррекции учебного плана на будущее. Наибольший интерес представляет качественный анализ проведенных микроуроков, т. к. он позволяет выявить те навыки будущих педагогов, которые к моменту окончания курса методики сформированы в достаточной степени, и те, которые еще требуют доработки.
Результаты качественного анализа проведенных микроуроков свидетельствуют о том, что наиболее развитыми у будущих учителей оказались такие навыки, как:
- определение и раскрытие темы урока;
- подбор и составление заданий и упражнений (в части их эффективности для решения поставленных задач, последовательности, разнообразия и количества);
- использование учебных средств и материалов для ведения урока;
- вовлечение и активизация работы учащихся на уроке, их поддержка и поощрение в процессе урока;
- создание позитивной учебной атмосферы в классе.
Менее развитыми у будущих учителей оказались следующие навыки:
- определение и формулирование целей урока;
- подбор и составление заданий и упражнений (в части их соответствия профилю группы);
- планирование времени на отдельные задания/этапы урока;
- педагогическое взаимодействие с учениками на этапе постановки перед ними задачи на выполнение упражнения;
- а также адаптация и использование иноязычной речи учителя в ходе ведения урока.
Реже в работе студентов-учителей встречались такие нарекания, как слишком быстрый темп речи (либо слишком тихая речь), неаккуратный подчерк, небрежное и некорректное написание букв при ведении записей на доске, чрезмерное доминирование учителя на уроке.
Заключение
Таким образом, по результатам экспериментального обучения сформулированы следующие выводы.
1. Технология микрообучения является эффективным инструментом, который позволяет сблизить теоретический и практический аспекты в профессиональной подготовке учителей иностранного языка и сформировать специалистов в соответствии с требованиями современных образовательных стандартов, социальным заказом общества и реальными потребностями самих будущих преподавателей.
2. Микрообучение является подлинно коммуникативной технологией обучения [8] и эффективным инструментом контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетенции будущих учителей.
4. Микрообучение развивает способность его участников к рефлексии и критическому осмыслению собственной обучающей деятельности и деятельности своих коллег, а также учит их работать в команде и мотивирует к творческому подходу в процессе поиска эффективных и увлекательных решений для разработки и реализации своего микроурока.
Литература:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего об-
Роли «Учителя» «Ученики» «Наблюдатели»
1-й микроурок Группа -1 Группа - 2 Группа - 3
2-й микроурок Группа - 3 Группа -1 Группа - 2
3-й микроурок Группа - 2 Группа - 3 Группа -1
разования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]: ttp://fgosvo.ru/uploadfiles/ FGOS%2 0V00/o203 + + /Bak/4403 01 _B_3_ 16032018.pdf
2. Вербицкий A.A. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2018. -№2 (796).
3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя (изд. 2-е перераб. и доп.). - М.: АРКТИ, 2003.
4. Захарова Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / /Молодойученый,- 2016,- №5(109).-С.676-679.
5. Зимняя И.А. Компетентностью и проблемный подходы: связь и отличие // Образование в XXI веке глазами детей и взрослых : материалы VII Московской международной конференции. - М. : Спутник +, 2007. - С. 8-10.
6. Федоров О.Д., Журавлева О.Н., Полякова Т.Н. Стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. - 2018. - №2. - С. 71-90.
7. Хуторской А. В. Дидактика : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения - СПб. : Питер, 2017.
8. Allen, D. W. (1966). Micro-Teaching: a description. Stanford Teacher Education Programme.
PRACTICE-ORIENTED LEARNING AS A BASIS FOR ACQUISITION OF NEW KNOWLEDGE, PRACTICAL EXPERIENCE
AND USE OF THEM IN SOL VING IMPORTANT SOCIO-ECONOMIC TASKS
Ivanov Viktor Mikhailovich, DSc ofAgricultural sciences, Professor
Tverdyakova Lyubov Vasilievna, PhD of Biological sciences, Associate Professor
Proskurin Nikolay Nikolaevich, Assistant Department of Psychophysiology and Life Safety
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The purpose of the study is to reveal the cognitive abilities of students based on the acquisition of new knowledge and practical experience to solve important social and economic problems. The article describes practice-oriented learning as a method that increases the motivation of students to acquire practical skills or professional competence. With this approach, the traditional model of training is supplemented by a new didactic unit: "practical experience", which allows you to form the competence of a specialist. The scientific novelty of the research lies in the fact that for the first time the method of revealing practice-oriented learning as the basis for acquiring new knowledge, practical experience and using them to solve important socio-economic problems has been tested. As a result of the conducted research, in the Stavropol State Pedagogical institute and MBOULyceum No. 35. Sta vropol, new approaches in the organization were identified.
Keywords: education; practical knowledge; principles of training organization; educational motivation; efficiency. DOI 10.24923/2222-243X.2021 -39.57
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА
ПРИОБРЕТЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ ПРИ РЕШЕНИИ ВАЖНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДА Ч
Цель исследования - раскрыть познавательные способности учащихся, основанных на приобретении новых знаний и практического опыта для решения важных социальных и экономических проблем. В статье даётся характеристика практико-ориентированному обучению как методу, повышающему мотивацию обучаемых на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности. При данном подходе традиционная модель обучения дополняется новой дидактической единицей: "опыт практической деятельности", что позволяет сформировать компетентность специалиста. Научная новизна исследований заключается в том, что впервые апробирована методика раскрытия практико-ориентированного обучения как основы приобретения новых знаний, практического опыта и использования их для решения важных социально экономических задач. В результате проведённых исследований, в Ставропольском государственном педагогическом институте и МБОУ лицея № 35 г. Ставрополя были выявлены новые подходы в организации практико-ориентированного обучения, которые позволили добиться формирования у учащихся патриотических, нравственных принципов и повышение качества подготовки выпускников школ.
Ключевые слова: образование; практические знания; принципы организации обучения; учебная мотивация; эффективность.
УДК 37.08 ВАК РФ 13.00.08
© Иванов В.М., 2021 © ТвердяковаЛ.В., 2021 ©ПроскуринH.H., 2021