Научная статья на тему 'BLENDED LEARNING В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ'

BLENDED LEARNING В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ / ПЕДАГОГИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залунин Арсений Евгеньевич

Цель исследования - раскрыть специфику и эффективность метода blended learning при обучении английскому языку в 6 классах. В ходе исследования был проведён анонимный опрос на базе ЧОУ школа "Лексис", ориентированной на инновационные технологии в обучении, целью которого служило выявление отношения к Blended Language Learning. Научная новизна заключается в выделении положительных черт подхода и тех аспектов, которые нуждаются в качественном улучшении. В результате выявлены слабые и сильные стороны Blended Learning. К числу сильных сторон следует отнести развитие творческого потенциала учащихся, улучшение навыков говорения, активная смена деятельности, их всестороннее развитие. К отрицательным сторонам относится увеличение количества часов, затрачиваемых на подготовку к занятиям, возможные технические трудности в условиях удалённого обучения на фоне СOVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залунин Арсений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING IN TEACHING ENGLISH IN SECONDARY SCHOOL

The purpose of the study is to reveal the specifics and effectiveness of the blended learning method in teaching English in grades 6. In the course of the study, an anonymous survey was conducted on the basis of the CHOU school "Lexis", focused on innovative technologies in teaching, the purpose of which was to identify attitudes to Blended Language Learning. The scientific novelty lies in the identification of the positive features of the approach and those aspects that need qualitative improvement. As a result, the weaknesses and strengths of Blended Learning are revealed. The strengths include the development of students' creative potential, improvement of speaking skills, active change of activities, and their comprehensive development. The negative aspects include an increase in the number of hours spent on preparing for classes, possible technical difficulties in remote learning against the background of COVID-19.

Текст научной работы на тему «BLENDED LEARNING В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ»

BLENDED LEARNING IN TEACHING ENGLISH IN SECONDARY SCHOOL

Zalunin Arseniy Eugenievich, Postgraduate student, Peoples Friendship University of Russia, Moscow

The purpose of the study is to reveal the specifics and effectiveness of the blended learning method in teaching English in grades 6. In the course of the study, an anonymous survey was conducted on the basis of the CHOU school "Lexis", focused on innovative technologies in teaching, the purpose of which was to identify attitudes to Blended Language Learning. The scientific novelty lies in the identification of the positive features of the approach and those aspects that need qualitative improvement. As a result, the weaknesses and strengths of Blended Learning are revealed. The strengths include the development of students' creative potential, improvement of speaking skills, active change of activities, and their comprehensive development. The negative aspects include an increase in the number of hours spent on preparing for classes, possible technical difficulties in remote learning qj against the background of COVID-19. О

CXJ

Keywords: Blended learning; education; English; pedagogy; modern technology; secondary education.

.0

DOI 10.24923/2222-243X.2021-39.55 X

BLENDED LEARNING В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО УДК 376 |

ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КПАССАХ ВАК РФ 13.00.02 ^

оз

Цель исследования - раскрыть специфику и эффективность метода blended ©ЗалунинА.Е., 2021 00

learning при обучении английскому языку в б классах. В ходе исследования О^

был проведён анонимный опрос на базе ЧОУ школа "Лексис", ориентирован- '

ной на инновационные технологии в обучении, целью которого служило

выявление отношения к Blended Language Learning. Научная новизна заклю- |-

чается в выделении положительных черт подхода и тех аспектов, которые нуждаются в качественном улучшении. В результате выявлены слабые и силь-ные стороны Blended Learning. К числу сильных сторон следует отнести развитие творческого потенциала учащихся, улучшение навыков говорения, активная смена деятельности, их всестороннее развитие. К отрицательным сторонам относится увеличение количества часов, затрачиваемых на подготовку к занятиям, возможные технические трудности в условиях удалённого обучения на фоне COVID-19.

Ключевые слова: Blended learning; образование; английский; педагогика; современные технологии; среднее образование.

323

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что школьные учителя, использующие цифровые технологии и смешанное обучение в своей работе, по-прежнему считаются новаторами, при том, что эпоха C0VID-19 поспособствовала переосмыслению привычных способов предоставления учебных материалов.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) выявить положительные и отрицательные стороны Blended learning в обучении английскому языку в б классе; 2) проанализировать данные опросов учителей, применяющих данный метод; 3) определить, как могут быть улучшены слабые стороны подхода; 4) определить, совершенствованию каких языковых навыков способствует изучаемый подход; 5) разработать задания для занятий английским языком в шестом классе, отвечающие основным особенностям Blended learning.

Основные результаты исследования получены методами включённого наблюдения, анкетирования учителей английского языка ЧОУ школа "Лексис", сравнительно-сопоставительного и количественного анализа.

Теоретической базой исследования послужили публикации Li Mang [5]; Michael В. Horn [б]; Bañados [4] Morehead & Labeau [7]; Oakes & Casewit [8] и других специалистов по данной проблематике.

Практическая значимость заключается в возможности использовать разработанные упражнения в процессе обучения английскому языку в очном и дистанционном формате. Выделение поло-

ЗАЛУНИН Арсений Евгеньевич, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

iaC >

<

X Ui

s: *=c о

Ш T

s

< ct

Ш

с

324

жительных и отрицательных сторон метода позволит найти путь к решению затруднительных ситуаций, совершенствуя Blended learning в процессе реализации на базе средней школы.

Основная часть

В связи с пандемией коронавируса перед учителями образовательных учреждений разного уровня встал вопрос о применении инновационных методов в обучении. "Любой тип обучения является смешанным по своей сути, представляя собой ЗР-ландшафт из тренировки, изучения и инструктирования". Впервые термин "blended" был применён в стенах Американского Interactive Learning Center давая понять, преподавание в рамках данного подхода подобно работе блендера, смешивающего разные ингредиенты в единое целое. Дословно это звучало следующим образом: "...Мы начинаем предоставлять программное обеспечение для обучения через Интернет, используя собственную методологию Blended Learning". Затем педагоги (изначально данный метод был ориентирован на корпоративные группы и университеты) и исследователи не могли сойтись во мнениях относительно терминов, сходясь только во мнении, что "обучение подразумевает микс образования "лицом к лицу" и через компьютер"[1].

Все, кто описывает данный метод в своих методических трудах, сходятся в одном, необходимо комбинировать процентное соотношение off-line on-line обучения.

BLL существенно отличается от других форматов обучения и подходов онлайн в первую очередь в связи с тем, что, по мнению тех, кто обучался посредством этого метода, он способен гарантировать обучающимся: - более одного режима восприятия знаний (аудиалы, ки-нестетики и т.д.);

- оптимизацию знаний на выходе (весь материал качественно структурирован);

- минимальные издержки стоимости обучения (либо отсутствие платы как таковой);

- частичные занятия в классе (для тех, кому комфортно личное общение);

- живость е-обучения (разрабатываются целые сайты и платформы, посвящённые BLL);

- автономность обучения в режиме индивидуальной скорости (что минимизирует психологическое давление, неизбежное в классе);

- присутствие эксперта-наставника в офисе при работе с е-программами (человек направляет и отвечает на интересующие вопросы, не перегружая лишней информацией);

- конструктивизм (влияние психологических и социальных факторов на человека);

-экологичность образовательной траектории;

- эргономичность;

- социализация в рамках культурного контекста;

-метакогнитивностьобучения (предпринимаются попытки учитывать особенности работы мозга обучающегося - переключение деятельности для сохранения концентрации внимания, отдых и тд);

- пошаговая последовательность форм работы (с объяснениями).

При этом обучающийся не является пассивным принимателем информации, он актор. Обучение персонализировано и помогает выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, основано на мастерстве и развитии сильных качеств, BLL в первую очередь -это среда высоких ожиданий и личной ответственности для тех, у кого нет времени на исключительно классные занятия.

Все вышеперечисленные преимущества относились в основном к обучающимся, однако для преподавателя этот подход тоже полезен: педагогическое изобилие, доступ к обширным базам данных, социальное взаимодействие, личный контроль и выбор со стороны учащегося, снижение издержек, легкость повторения пройденного материала - всё это не полный список. К разновидностям BLL, которых насчитывается несколько десятков, следует отнести такие как:

1) "Перевёрнутый класс". Он прост в реализации и практически исключает фронтальную преподавательскую работу, что способствует реализации проектов и творческих порывов обучающихся. Дано: обучающийся дома, личное устройство для выхода в Интернет, индивидуальная ответственность за изучение материала, самостоятельная работа. Off-line материал закрепляется, способы закрепления варьируются, но практически исключают типичные контрольные работы. Чаще это творческий индивидуальный, парный или групповой проект.

2) "Ротация станций" набрала свою популярность на первых ступенях образования. К обязательным условиям относятся наличие оборудованного кабинета, системы образования (MSTeams, Zoom, Moodle, ТУИС). Учащихся делят на группы в соответствии с разновидностью учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждый вид деятельности - персональная станция, у

которой свои цели, задачи, объекты и предметы исследования (если речь идёт о более старших обучающихся). "Станция" направлена на научение школьников тому, как учиться, самим извлекать знания, анализировать их и выдавать некий итог, применяя как коммуникативные навыки, так и логику, смекалку, творческие способности. При этом каждому ученику предстоит принять участие в работе всех "станций" в ходе урока, что позволяет им переключиться и разнообразить деятельность, а также стать более гибкими в процессе решения практических задач. Количество станций варьируется. Комфортным следует считать работу 3-4 станций на средний класс в 12-15 учащихся.

3) "Ротация лабораторий" - это модель смешанного обучения. Здесь процентное соотношение оффлайна и онлайна противоположно описанному в главе выше. Основной упор делается на занятие в привычном классе, однако один урок из темы, либо работа над собственным проектом реализуется через современные технологии. Создание общего электронного пространства по нескольким предметам или темам может быть полезно обучающимся. Так, например, можно прибегнуть к созданию фильмов о домашних животных в рамках проходимой темы "My pets"

4) Гибкая модель исключает ограничения по времени, так как обучающийся сам регулирует и несёт ответственность за свой рабочий график, при этом в случае необходимости, учитель может прийти на помощь в любом из удобных форматов - в классе или онлайн, в зависимости от потребностей обучающегося. Более того, учащийся сам может выбрать темы, которые ему хотелось бы изучать. Данная модель требует осознанного и ответственного подхода к решению задач, поэтому рекомендуется применять её с обучающимися более старшего возраста. Возможно, студенты, работающие люди. Иногда - старшеклассники. В процессе реализации подхода следует учитывать следующие факторы: модели поддержки и обучения модераторов и обучающихся - как их поддерживать тренировать, и как обеспечивать технологическую поддержку проекта? Так, должны отметить, что в шестом классе данную модель реализовать практически не удаётся.

Один из специалистов [9] приводит по меньшей мере пять практических решений, которые можно с успехом применять на уроке иностранного языка: подготовка студентов к разработке презентации, используя Wi-Fi, флэш-накопители, CD/DVD-ROM для закрепле-

ния иноязычных выражений - в зависимости от технической оснащенности учебного заведения.

Возможны также: показ видеосюжета из сервиса Ютуб; использование благонадёжных в образовательных кругах образовательных сервисов; создание подкаста (компьютерного аудио-файла); создание виртуальной образовательной среды с использованием оболочки Moodle; ведение блога учителя (или он-лайн дневника), использование digital story-telling. Более подробно хотелось бы раскрыть содержательную сторону последнего творческого метода. Цифровое рассказывание историй -комбинация традиционных повествующих методов, которая способна поддерживать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Прежде всего потому, что создание цифровых историй - проектная работа, затрагивающая разнообразные виды учебной деятельности: поиск информации, её обсуждение, структурирование, применение изученного материала и даже оценивание работ одноклассников.

Помимо этого, создание цифровых историй осуществляются посредством приложения Windows Movie Maker, что формирует метоп-редметную связь с предметом ИКТ. Приложение Windows Movie Maker стандартно для всех систем выпускаемых корпорации Microsoft и является общедоступным. Оно предназначено для монтажа видеороликов из отдельных фрагментов разного происхождения. Готовый проект может объединять звуковые файлы, отрезки фильмов (либо съёмок камерой, если таковая имеется), набор фотографий и отдельные статистические кадры (слайды).

В целом же процесс создания любой Digital story включает в себя б этапов, на каждом из которых развиваются определённые языковые навыки, такие как: аудирование, чтение, письмо, говорение.

1. Writing (письмо) - написание, переписывание, создание черновиков, где учащиеся собирают идеи на заданную тему, которая предоставляется заранее;

2. Script (сценарий) - сценарий работы: выбор самого нужного из черновиков (около ? страницы Microsoft Word - видео продолжительностью 2-3 минуты для старшеклассников.

3. The storyboard (фон истории) - подбор музыки, многократная запись аудио при помощи стандартной для Windows "Звукозаписи", либо бесплатного приложения Audiocity. Для записи голоса необходим микрофон.

4. Locating multimédia (поиск видео-ряда) - поиск видео-ряда на таких сервисах, как

Google.com, mamma.com, altavista.com, sining-fish.com. Учащиеся также могут использовать программы, подобные распространёному приложение paint или photoshop, рисовать и сканировать изображения, использовать видео-каме-ру, если существует техническая возможность.

5. Creating story (создание истории) - создание непосредственно истории, с наложением звука на готовый видеоряд, проверка, шлифовка, сохранение готового варианта.

6. Share (представление истории) - самый ответственный и сложный этап. Каждый ученик гордится своей историей, поэтому критерии оценивания одноклассников должны быть чёткими и понятными, чтобы это не повлияло на атмосферу в классе. Демонстрация цифровой истории помогает учащимся понять друг друга и поделиться опытом. Кроме того, учащиеся могут продемонстрировать свои истории широкой аудитории, загрузив их HaYouTube.com или Digitalstories.org.

Благодаря освободившимся временным ресурсам преподаватель в состоянии оказать индивидуальную помощь каждому отдельному студенту, переквалифицировавшись в наставника, однако следует принимать в расчёт тот факт, что классный формат нескол ько отл и-чается.

Говоря о реализации непосредственно в классной среде, стоит отметить, что ни в коем случае нельзя снижать уровень самостоятельности обучающихся. Для классного занятия отлично подойдут "гибкая" модель и "ротация станций". Дифференцирующие характеристики BLL позволяют взять на себя управление процессом обучения, процесс предоставления новой информации и процесс отображения групповых результатов.

В классе преподаватель контролирует процесс моделирования языковой ситуации таким образом, чтобы учащиеся максимально контактировали друг сдругом, восполняя нехватку живого общения, а также создает для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию. Обучающийся получает в лице преподавателя друга и партнера, который позволяет изучать иностранный язык с индиви-

дуальной скоростью в рамках личного когнитивного стиля. Важно не забывать, что процесс принятия решения и осуществление оптимального выбора также осуществляется учеником с оптимальной скоростью. В студенте или ученике просыпается или активизируется индивидуальное сознание, благодаря необходимости принять личное ответственное решение в социально-адекватных обстоятельствах.

Анализ влияния ВЦ на процесс обучения. В ходе анонимного опроса, в котором приняли участие 20 учителей ЧОУ школа "Лексис", большинство из которых преподают иностранные языки и задействованы в преподавании среднему и старшему звену обучения. Специалистам задавались вопросы, представленные в таблице.

Таблица

Вопрос Возможный ответ

Какой предмет ведёт учитель? Английский язык, русский язык и тд

В каких классах? 1-11

Как относятся к В1-1-? Положительно/отрицательно

Какие положительные черты ВВ1. учитель может назвать? Переключение деятельности, возможность дополнительной практики и тд (вопрос с открытым вариантом ответа)

Какие отрицательные стороны ВВ1. можете назвать? Продолжительность подготовки, трудность проверки и тд

20%

10% 20%

40%

10%

25%

25%

25% 40%

Возможность дополнительной практики

Детям не скучно

Переключение деятельности

Возможности дифференцированного обучения

Индивидуальным темп работы

Развитие самостоятельности учащихся

Проектная деятельности

Возможность неповторимой, оригинальной организации занятий Рисунок - Blended learning - результаты опроса

Так, было выяснено, что подавляющее большинство (95%) опрошенных относится к смешанному обучению положительно. В числе положительных характеристик были названы такие, как: "возможность дополнительной практики" (20%), "детям не скучно" (25%), "переключение деятельности" (25%), "возможности дифференцированного обучения как в рамках занятий в классе, так и в домашних заданиях" (40%), "индивидуальный темп работы"

(25%), "развитие самостоятельности учащихся" (10%), "проектная деятельность" (40%), "возможность неповторимой, оригинальной организации занятий" (20%), "возможность делить учеников по уровням знаний" (10%). Наименее популярными оказались общие формулировки ответов, вроде "можно сравнивать" (б%), "большие возможности" (6%).

Что касается характеристик, которые не устраивают учителей общеобразовательной ЧОУ школа "Лексис", в их числе упоминались "долгая подготовка/быстрое выгорание", необходимость обязательного наличия цифрового устройства, путаница, "трудность проверки самостоятельности выполнения", "техническая безграмотность", "сложности со своевременным переключением групп". В силу того, что отрицательно о подходе отозвались всего пять процентов преподавателей, мы сочли возможным не оформлять дополнительных приложений, однако хотели бы предложить несколько путей решений данных затруднений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) использовать открытые источники (с соблюдением авторских прав) для подготовки к занятиям;

2) проводить дополнительные обучающие семинары или курсы для повышения уровня технической грамотности;

3) привлекать ассистентов (возможно, активных учеников) для оказания помощи в переключении групп, так как это разовьёт в обучающихся ответственность и приучит к соблюдению временных рамок;

4) проработать сопроводительную документацию таким образом, чтобы в ней была прописана обязательность выполнения домашнего задания с включенной камерой для проверки самостоятельности выполнения заданий.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

В целом преподаватели относятся к новому подходу в образовании положительно, несмотря на то, что на плечи учителя ложится большая нагрузка. Стоит отметить, что большинство упомянутых отрицательных характеристик решаемы. Так, предположим, для ликвидации технической безграмотности можно проводить дополнительные семинары или организовать курсы повышения квалификации как для преподавателей, так и для родителей или учащихся. Относительно продолжительности подготовки, возможно, в недалёком будущем станет возможно не только смешан-

ное обучение, но и смешанное преподавание, хотя на сегодняшний день, разумеется, количества квалификационных кадров для ассистирования учителю недостаточно. При том, что в ряде европейских стран данная практика успешно реализуется уже несколько лет (например, в Норвегии).

Кроме того, для того, чтобы избежать любого рода обмана со стороны обучающихся можно прибегнуть, при наличии достаточного технического оснащения, к записи процесса выполнения домашнего задания на видео путём установки двух камер, как это делалось при сдаче вступительных экзаменов на разных этапах обучения высшей ступени образования в МГУ, СПбГУ и ряде других университетов России летом 2020 после возникновения пандемии. Относительно путаницы, возможно разработать ряд чётких инструкций и методических пособий, которые сделают процесс обучения более прозрачным.

Что касается дальнейших этапов исследования в этой области, автор полагает, что следует провести более масштабных анализ, возможно, затрагивающий школы Москвы, чтобы добиться максимальной достоверности и избежать погрешность, которая может быть вызвана необъективными факторами.

Литература:

1.Биллион. [Электронный ресурс] // Blended Learning: переход к смешанному обучению за 5 шагов. URL: https://zillion.net/ru/blog/375/blended-leaming-pieriekhod-k-smieshannomu-obuchieniiu-za-5-shaghov (дата обращения: июнь 2020)

2. Путеводитель по смешанному обучению. [Электронный ресурс] // Точка доступа: http:// www.edutainme.ru/post/blended-guide-rus/ (дата обращения: ноябрь 2020)

3. A-Mahrooki R., Salah Т. [Электронный ресурс] // Using Technology in Foreign Language Teaching. 309 P.

4. Banados, E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment. CALICO Journal, 23(3), 533-550 p.

5. Li Mang, Zhao Young. [Электронный ресурс] // Exploring Learning&Technology in Higher Education. 213 P.

6. Michael B. Horn, Heather Staker, Clayton M. Christensen. [Электронный ресурс] // Blended: Using Disruptive Innovations to Improve Schools

7. Morehead, P., & Labeau, B. (2004). Successful curriculum mapping: Fostering smooth technology integration. Learning and Leading with Technology, 32(4), 12-16. New Jersey Institute ofTechnology (NJIT). [Электронный ресурс] // Hybrid learning. Retrieved September 22.2012 URL: http://media.njit.edu/ hybrid/ (дата обращения: ноябрь 2020)

8. Oakes, К., & Casewit, С. (2003). E-learning: [Электронный ресурс] //The answer is blended learning, now what was the question again. URL: http://

iaC >

< X

LU

s: *=c о

ш т

s

<

CI ш

с

328

www.astd.org/astd/Publications/TD_Magazine/ 2003_pdf/76031017.htm (дата обращения: январь 2021)

9. Oblender, Т. (2002). A hybrid course model: One solution to the high online drop-out rate. Learning and Leading with Technology, 29(6), 42-44.

10. Oblinger, D. (2003). Boomers, gen-Xers, and millennials: Understanding the new students. EDUCAUSE Review, 38(4), 37-47.

11. The ASTD E-learning Handbook. [Электронный ресурс] // Best Practicies, Strategies and Case Studies for an Emerging Field. URL: http://

books.mhprofessional.com/authors/rossett/bl.htm (дата обращения: ноябрь 2020)

12. TeachTarget. (2014) [Электронный ресурс] // Information age. URL: http://searchcio.techtarget.com/ definition/Information-Age (дата обращения: январь 2021)

13. Tokmak, H. S., & Karakuls, T. (2011 ). ICT preservice teachers' opinions about the contribution of initial teacher training to teaching practice. Contemporary Educational Technology, 2(4), 319-332

14. Watson J. Blended Learning: The Evolution of Online and Face-to-Face Education from 2008-2015.

MICROTEACHING TECHNOLOGY: AN EFFECTIVE TOOL FOR BUILDING AND ASSESSING FUTURE TEACHERS-PROFESSIONAL COMPETENCIES

Zakharova Ekaterina Alexandrovna, Postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

The purpose of the study - to explore the possibility of modernizing the traditional form of university education through the integration of micro-learning technology and traditional lecture classes. The article discusses the effectiveness of the use of micro-learning technology as a tool for the formation and evaluation of professional competencies of future foreign language teachers. The scientific novelty of the study lies in the fact that it proves the effectiveness of using micro-learning as a means of implementing the principle of activity-based learning and activating the role of students in the educational process. As a result of the qualitative analysis of the conducted micro-lessons, the skills of future teachers were identified, which by the time of the end of the course of the methodology were sufficiently formed, and those that still needed to be improved. Thus, it was proved that micro-training is an effective tool for monitoring and evaluating the level of professional competence of future teachers.

Keywords: microteaching technology; teacher training models; professional competencies; modernization of the education system.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.56 УДК 37

ВАК РФ 13.00.08

© Захарова E.A., 2021

ТЕХНОЛОГИЯ МИКРООБУЧЕНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Цель исследования - определить возможность модернизации традиционной формы вузовского обучения посредством интеграции технологии микрообучения и традиционных лекционных занятий. В статье рассматривается вопрос эффективности применения технологии микрообучения в качестве инструмента формирования и оценки профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в том, что оно доказывает эффективность использования микрообучения в качестве средства реализации принципа деятельностного обучения и активизации роли, учащихся в учебном процессе. В результате качественного анализа проведенных микроуроков были выявлены те навыки будущих педагогов, которые к моменту окончания курса методики оказались сформированными в достаточной степени, и те, которые еще требовали доработки. Таким образом, было доказано что микрообучение является эффективным инструментом контроля и оценки уровня сформированности профессиональной компетенции будущих учителей.

Ключевые слова: технология микрообучения; модели подготовки учителей; профессиональные компетенции; модернизация системы образования.

ЗАХАРОВА Екатерина Александровна, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

Введение

По мере того, как мы проживаем этот новый век и новое тысячелетие, наше общество продолжает развиваться, возрастают требования к качеству иноязычного образования, меняются акценты в содержании и целях обучения. После присоединения России к единому европейскому образовательному пространству в соответствии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.