ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.08)
Научная статья УДК 371.3
doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-166-171
МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
© Елена Михайловна Сливная
Южный федеральный университет. г. Ростов-на-Дону, Россия emslivnaya@sfedu.ru
Аннотация. Исследуется инновационная образовательная технология микрообучения в качестве эффективной стратегии преподавания иностранного языка с учетом современных условий и реалий. Рассматриваются преимущества микрообучения как педагогической стратегии и ее актуальности для студентов цифрового поко -ления, которым присущи фрагментация восприятия и дефицит внимания. Предполагается, что микроконтент предотвращает когнитивную перегрузку и обеспечивает лучшее удержание; он также обладает такими преимуществами, как доступность, осуществимость, очевидное целеполагание и рефлексия. Данная технология актуальна и эффективна в лингводидактике, где преподавание иностранного языка сталкивается с целым рядом пе -дагогических проблем (временные ограничения, отсутствие мотивации в изучении языка). Утверждается, что для достижения эффективного обучения микроконтент должен быть целенаправленным, логичным, коротким, тщательно спланированным и включенным преподавателем в макроструктуру.
Ключевые слова: информатизация, цифровизация, виртуальная среда, микроконтент, микрозадачи, когнитивная перегрузка.
Для цитирования: Сливная Е.М. Микрообучение как инновационная технология в преподавании иностранного языка в условиях современной реальности // Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 89. № 6. С. 166-171. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-166-171
PEDAGOGY
(specialty: 13.00.08)
Original article
Microlearning as an innovative technology of teaching a foreign language within the conditions of modern reality
© Elena M. Slivnaya
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation emslivnaya@sfedu.ru
Abstract. It is considered the innovative educational technology of micro-learning as an effective strategy for teaching a foreign language, taking into account modern conditions and realities. The purpose of the article is to consider the advantages of micro-education as a pedagogical strategy and its relevance for students of the digital generation, who are characterized by fragmentation of perception and attention deficit. It is assumed that the microcontent prevents cognitive overload and provides better retention; it also has advantages such as accessibility, feasibility, obvious goalsetting and re-flection. This technology is relevant and effective in linguodidactics, where teaching a foreign language faces a number of pedagogical problems (time constraints, lack of motivation in language learning). The article argues that in order to achieve effective learning, the microcontent must be purposeful, logical, short, carefully planned and included by the teacher in the macrostructure.
Key words: informatization, digitalization, virtual environment, microcontent, micro-tasks, cognitive overload. For citation: Elena M. Slivnaya Microlearning as an innovative technology of teaching a foreign language within the conditions of modern reality. The Humanities and Social Sciences. 2021. Vol. 89. No 6. P. 166-171. doi: 10.18522/2070-1403-2021-89-6-166-171
Введение
XXI в. является свидетелем появления новых форм социальной коммуникации, образа жизни, менталитета и способа мышления. Нынешнее общество в целом можно охарактеризовать как цифровое поколение, поскольку практически все сферы жизни и деятельности человека протекают как в реальной, так и в виртуальной среде. Растущая информатизация и усложнение социально-экономических реалий формируют новый социальный порядок и предъявляют новые требования к образованию, которое в свою очередь нуждается не только в обновлении и инновациях, но и в адекватном отношении к тому, как мы живем, работаем и учимся сегодня.
В последние годы мировым педагогическим сообществом широко обсуждается феномен микрообучения. В общем смысле микрообучение - обучение с помощью микроконтента или микрозадач, охватывающих одну идею или цель [11, с. 57]. Исследователи
A.П. Авраменко, П. Брук, М. Соуза и др. по-разному смотрят на микрообучение: оно часто ассоциируется с цифровой дидактикой или новым этапом развития мобильного обучения [2, с. 26]. Микрообучение представляется как один из принципов m-обучения, который определяет эффективность мобильного обучения посредством трансформации содержания образования. С другой стороны, микрообучение можно рассматривать в более широком контексте, не связывая его только с техническими средствами, как отдельную педагогическую технологию, имеющую свои собственные концептуальные основы, цели и методы. Модели, формы и инструменты реализации микрообучения также могут быть разнообразными. Оно используется в дистанционном обучении, а также в традиционных очных классах или в рамках смешанной модели.
Стратегия микрообучения может быть реализована с помощью небольших текстов или мультимедийного контента, инфографики, систем управления обучением, разработанных в соответствии с требованиями к микроконтенту обучающих приложений, мобильных систем тестирования, социальных сетей и мессенджеров. Сегодня микрообучение широко используется в контексте неформального образования, однако эта тенденция проникает в стены и академических кругов.
Интерес к микрообучению определяется рядом факторов: 1) развитием технического прогресса, в частности технологий мобильной связи, и следовательно, мобильной педагогики и андрогогики; 2) усложнением социально-экономических аспектов; 3) растущей необходимостью обучения на протяжении всей жизни; 4) психологическими особенностями студента цифрового поколения.
Обсуждение
Анализ педагогической и психологической литературы показал, что хотя микрообучение является новой тенденцией в формальном образовании (особенно в высшей школе), уже существует ряд исследований, которые утверждают удобство и экономичность стратегии микрообучения (Джаворсик, Поласек, 2019) и доказывают положительное влияние микроконтента на успешное удержание информации (Мохаммед, 2018). Значительный вклад внесли Бухем и Хамельман (2010), которые разработали принципы проектирования микроконтента и микрообучающие модули. Последние должны быть автономными, легко воспринимаемыми, иметь четкую направленность и охватывать конкретную тему и идею.
Однако необходимо отметить, что большинство этих исследований сосредоточено на дисциплинах, которые традиционно проводятся в форме лекции, и есть всего несколько исследований, связанных с более практико-ориентированными дисциплинами (Авраменко, 2019; Роговая, 2017), что делает актуальным проверку эффективности микрообучения для преподавания иностранных языков.
По мнению многих психологов, психолингвистов, педагогов и андрогогов (А.П. Монахова,
B.К. Обыденкова, Ю.Ю. Роговая, А.И. Руденко), частичный переход человеческой деятельности в виртуальное пространство приводит к изменениям как в аксиологической, так и в психологической сферах жизни. В частности, изменяются такие когнитивные процессы, как память и вос-
приятие. К числу характеристик студента из цифрового поколения относятся: одновременное восприятие разнородных элементов и многозадачность; фрагментарность восприятия и клипо-вость мышления; дефицит внимания и приоритет визуального восприятия [4, с. 87].
Современные студенты самых разных возрастов демонстрируют особое отношение к способу, объему и скорости получения и обработки информации. Они ожидают, что их гносеологические потребности будут удовлетворены немедленно, поэтому современное обучение должно быть достаточным, но не избыточным, практико-ориентированным, а также значительно персонализированным [3, с. 300].
Принимая во внимание вышеупомянутые психологические особенности цифрового поколения, преподаватели различных предметов и дисциплин реализуют методические стратегии, которые подразумевают микроконтент, частое повторение и визуализацию. Мы предполагаем, что микрообучение способно улучшить и обогатить лингводидактику в контексте современного образовательного пространства, где преподавание иностранных языков сталкивается со многими трудностями (временные ограничения, низкий уровень владения языком, отсутствие мотивации и т.д.).
Микрообучение может стать эффективной обучающей стратегией для студентов, изучающих английский язык в системе дополнительного непрофильного образования, в системе непрерывного профессионального образования, в качестве инструмента к основной профессии, для возможностей карьерного роста и расширения спектра своей основной профессиональной деятельности. Как правило, эти ученики очень перегружены ежедневным профессиональным информационным контентом, в силу занятости им отлично подходит микрофор -мат - «мало, но хорошо; мало, но с удовольствием; мало, но регулярно». Также следует помнить, что с возрастом и растущим уровнем цифровизации информационной среды внимание современного человека становится редкой и дорогостоящей ценностью. Взрослому человеку трудно дается управление собственным вниманием, поэтому микрообучение рассматривается и как терапевтический прием, постоянно актуализирующий внимание в течение занятия. Отсюда заключаем, что микрообучение является психологически осуществимой и соответствующей времени стратегией обучения. Его эффективность определяется когнитивной психологией, которая утверждает, что объем рабочей памяти ограничен, и человеческий разум способен сосредоточиться не более чем на 8-20 минут. Таким образом, небольшие фрагменты информации усваиваются более эффективно, в то время как большой объем данных приводит к когнитивной перегрузке и уменьшает взаимодействие между информацией и студентом, следовательно, расстраивает процесс обучения [10, с. 23].
Небольшой размер учебных единиц - это не единственный фактор эффективности, поскольку сохранение информации также зависит от повторяемости учебных единиц с течением времени. С XIX в. ученые исследуют проблему забывания информации, решение которой достигается путем пересмотра материала через разные промежутки времени через 20 минут, 1 час, 9 часов, 1 день, 2 дня или 31 день [3, с. 299]. Эта идея имеет решающее значение для изучения иностранных языков: чтобы усвоить и запомнить материал, ученику приходится много раз сталкиваться с различным содержанием, которое становится все более и более сложным. Одним из больших преимуществ микрообучения является возможность обеспечить повторяемость интервалов и пересмотр содержания обучения. Микроблоки могут быть поглощены в любом месте и в любое время, включая «простои» в транспорте или в очереди, с помощью различных мобильных приложений, мессенджеров и социальных сетей.
Микроконтент часто носит мультимедийный характер и характеризуется высокой степенью наглядности, обеспечивая полимодальность восприятия, что в сочетании с высокой мобильностью и доступностью создает основу для реализации подхода, ориентированного на учащихся. Кроме того, микроэлементы могут усваиваться в собственном темпе учащегося в зависимости от уровня владения языком и индивидуального стиля обучения.
Вокруг слова «микрообучение» витает много разрозненных определений, и авторам не всегда удается прийти к единому мнению. Чаще всего мнения не совпадают по двум аспек-
там: 1) длительность занятия; 2) объем материала. В одном лишь все сходятся: микрообучение - это краткая учебная сессия с четкой задачей и небольшой порцией практического контента, организованная на регулярной основе. Основной принцип микрообучения требует краткости, частой регулярности и сжатости. Краткость и сжатость дают возможность быть в полном внимании, а регулярность чисто физиологически делает новое привычным. При таком подходе вся нейросистема запускается естественным способом.
В медиа интернет пространстве есть много ресурсов для изучения иностранных языков в стиле микро или мини: мини-уроки, мини-видео, мини-тексты и мини-тесты. Тем не менее, нужно понимать, что большинство из них не подходят под принципы микрообучения. Главный критерий микроформата - четкий учебный мини-контент - то самое главное, что должен запомнить и отработать на занятии ученик. Просто короткое занятие без четкого выделения главного, или короткое видео (на 6 минут) но с 25 словами, или краткий текст без четкого микро-задания - это просто сокращенное время или сокращенный объем.
Главный вопрос микрообучения и главное методическое решение учителя, работающего на основе этого подхода, будут всегда связаны с «сжатием» языкового контента: как «мало», и насколько этого «мало» будет достаточно для конкретного урока с его лимитом времени.
У многих преподавателей возникает естественный вопрос - не будет ли такое обучение обрывочным и несистематичным. В микрообучении системность строится на основе развития определенного навыка, что возможно только благодаря регулярности и процессуально-сти. Следует отметить, что фрагментация учебного материала не подразумевает упрощения методических стратегий, а скорее усложняет их за счет интеграции многих методов, подходов и приемов [7, с. 15]. Микроэлементы, которые «потребляет» ученик, включены в макроструктуру, которая должна быть тщательно спланирована учителем.
Применение принципов микрообучения требует от учителя некоторых методических изменений. Во-первых, принять изменившуюся образовательную концепцию, которая в сфере дополнительного образовательного пространства уже давно ушла от макро к микромодели. Отчасти подобная тенденция намечается и в профильном образовательном пространстве.
Во-вторых, следует принять естественные ограничения порядком уставшей нейропри-роды человека, забрасываемого грудами информации со всех сторон. Осознать, что языковое обучение бесконечно. Мы лишь можем рассчитывать на регулярные маленькие порции знаний, формирующие навык. Эффективнее всего достигать микро-целей, ведущих к некой законченности и ощущению результативности обучения, что в свою очередь формирует у обучающегося чувство успешности.
Выводы
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сформулировать следующие преимущества микрообучения, в частности для изучения иностранных языков: доступность, гибкость, психологическая целесообразность, актуальность во времени, возможность повторяемости и наглядности интервалов, подход, ориентированный на учащихся, и простота обновления учебных материалов. Чтобы быть эффективным, содержание микрообучения должно соответствовать следующим требованиям: быть целенаправленным, самодостаточным и логичным, коротким и легко воспринимаемым, тщательно спланированным и повторяемым. Микроконтент и микрозадачи повышают уверенность в успехе, поскольку позволяют студентам видеть продуктивный результат своих действий. Более того, это облегчает рефлексию, которая является неотъемлемой частью любого развития навыков. «Тяжелые» задачи, напротив, могут быть неадекватны уровню языковой компетенции и делать цели обучения недостижимыми, что может стать серьезным фактором демотивации. Микрообучение - это развивающееся направление, проходящее собственную эволюцию: здесь не так важно, как много, но как достаточно и как часто, и еще с какими эмоциями. И для того чтобы ученик действительно «сделал шаг», необходим четкий фокус, небольшой объем материала и много практики для его отработки. В современном образовательном пространстве наступило окончательное понимание того, что знание не равно навыку.
Список источников
1. Авраменко А.П. Онлайн-марафон как модель развития профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков в парадигме микрообучения. - URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41852397
2. Авраменко А.П. Индивидуализация процесса формирования иноязычной лексической компетенции на основе микрообучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 25-34.
3. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования // Образование и право. 2020. № 6. С. 298-301.
4. Обыденкова В.К. Предпосылки становления киберпедагогики как науки XXI века // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2015. № 2. С. 85-103.
5. Роговая Ю.Ю. Микрообучение как синергия образования и информационно-коммуникационных технологий. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30404087
6. Руденко А.И., Николаева А.А. Инновационные методы обучения и их роль в повышении мотивации школьников // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 158-164.
7. BruckP.A., Motiwalla L., & Foerster F. (2012). Mobile learning with micro-content: a framework and evaluation. In 25th Bled eConference. - URL: https://www.semanticscholar.org
8. Buchem I., & Hamelmann H. (2010). Microlearning: a strategy for ongoing professional development. - URL: https://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/old/media23707. pdf
9. Javorcik T., & PolasekR. (2019). Comparing the Effectiveness of Microlearning and eLearn-ing Courses in the Education of Future Teachers. - URL: https://www.researchgate.net/publi-cation/338209721
10. Mohammed G.S., Wakil K., & Nawroly S.S. (2018). The Effectiveness of Microlearning to Improve Students learning ability. International Journal of Educational Research. - URL: https://www.researchgate.net/publication/324552176
11. SouzaM.I. (2014). Educational Microcontent for Mobile Learning Virtual Environments. Creative Education. - URL: https://www.scirp.org/pdf/CE_2014052611374831.pdf.
References
1. Avramenko A.P. Online marathon as a model for the development of professional competence of a teacher of foreign languages in the paradigm of microlearning. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41852397
2. Avramenko A.P. Individualization of the process of formation of foreign language lexical competence on the basis of microlearning // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2020.Vol. 25. No. 184. P. 25-34.
3. Monakhova G.A., Monakhov D.N. Microlearning as a phenomenon of digital transformation of education // Education and Law. 2020. No. 6. P. 298-301.
4. Obydenkova V.K. Preconditions for the formation of cyberpedagogy as a science of the XXI century // Philosophical problems of information technologies and cyberspace. 2015. No. 2.P. 85-103.
5. Rogovaya Yu.Yu. Microlearning as a synergy of education and information and communication technologies. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30404087
6. Rudenko A.I., Nikolaeva A.A. Innovative teaching methods and their role in increasing the motivation of schoolchildren // Kazan pedagogical journal. 2021. No. 3. P. 158-164.
7. Bruck P. A., Motiwalla L., & Foerster F. (2012). Mobile learning with micro-content: a framework and evaluation. In 25th Bled eConference. URL: https://www.semanticscholar.org
8. Buchem I., & Hamelmann H. (2010). Microlearning: a strategy for ongoing professional development. URL: https://www.openeducationeuropa.eu/sites/default/files/old/media23707. pdf
9. Javorcik T., & PolasekR. (2019). Comparing the Effectiveness of Microlearning and eLearn-ing Courses in the Education of Future Teachers. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/338209721
10. Mohammed G.S., Wakil K., & Nawroly S.S. (2018). The Effectiveness of Microlearning to Improve Students learning ability. International Journal of Educational Research. URL: https://www.researchgate.net/publication/324552176
11. Souza M.I. (2014). Educational Microcontent for Mobile Learning Virtual Environments. Crea-tive Education. URL: https://www.scirp.org/pdf/CE_2014052611374831.pdf.
Статья поступила в редакцию 10.11.2021; одобрена после рецензирования 20.11.2021; принята к публикации 30.11.2021.
The article was submitted 10.11.2021; approved after reviewing 20.11.2021; accepted for publication 30.11.2021.