Научная статья на тему 'МИКРООБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

МИКРООБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРООБУЧЕНИЕ / МИКРОКОНТЕНТ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МУЛЬТИМЕДИА / ПОКОЛЕНИЕ Z / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

Современные студенты высших учебных заведений принадлежат к поколению Z, которые думают и ведут себя иначе, чем это делали их предшественники, обучавшиеся в вузах в прошлые годы, поэтому понимание того, как мыслят и воспринимают новую информацию студенты сегодня, является ключом к началу изменений, необходимых в образовании. Мировая практика применения микрообучения приводит к осознанию необходимости внедрения данной концепции в преподавание иностранных языков для нового поколения российских студентов. В статье представлен опыт применения микрообучения, в ходе которого во избежание перегрузки рабочей памяти студенты работали с небольшими порциями учебной информации с определенной периодичностью. Основываясь на опросах участников эксперимента, автор делает вывод, что данный подход к организации деятельности студентов повысил их мотивацию и вовлеченность в учебный процесс, а также показал эффективность при закреплении материала и удержании его в памяти обучающихся. Заключается, что микрообучение является перспективным направлением работы в контексте преподавания иностранных языков в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MICROLEARNING IN THE CONTEXT OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Nowadays young people studying at higher education institutions belong to Generation Z who think and behave differently, not as previous generations. Thus understanding how they learn and acquire new information is the key to initiating the changes needed in education. The world practice of using microlearning leads to an understanding of the necessity to implement this concept in teaching foreign languages for a new generation of students.in Russia. The article reports about the experience of using microlearning, during which, in order to avoid overloading the working memory, students worked with small portions of educational information at regular intervals. Based on the surveys of students, we can conclude that this approach increased their motivation and engagement in the educational process, and also showed efficiency in consolidating the material and its retention. It concludes that microlearning is a promising area of work in the context of teaching foreign languages in modern conditions.

Текст научной работы на тему «МИКРООБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 206-210. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 11. P. 206-210.

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.33

Микрообучение в контексте преподавания иностранных языков Татьяна Ивановна Краснова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, tikrasnova@fa.ru, http://orcid.org/0000-0001-5554-0504

Аннотация. Современные студенты высших учебных заведений принадлежат к поколению Z, которые думают и ведут себя иначе, чем это делали их предшественники, обучавшиеся в вузах в прошлые годы, поэтому понимание того, как мыслят и воспринимают новую информацию студенты сегодня, является ключом к началу изменений, необходимых в образовании. Мировая практика применения микрообучения приводит к осознанию необходимости внедрения данной концепции в преподавание иностранных языков для нового поколения российских студентов. В статье представлен опыт применения микрообучения, в ходе которого во избежание перегрузки рабочей памяти студенты работали с небольшими порциями учебной информации с определенной периодичностью. Основываясь на опросах участников эксперимента, автор делает вывод, что данный подход к организации деятельности студентов повысил их мотивацию и вовлеченность в учебный процесс, а также показал эффективность при закреплении материала и удержании его в памяти обучающихся. Заключается, что микрообучение является перспективным направлением работы в контексте преподавания иностранных языков в современных условиях.

Ключевые слова: микрообучение, микроконтент, геймификация, социальные сети, мультимедиа, поколение Z, преподавание иностранных языков

Для цитирования: Краснова Т.И. Микрообучение в контексте преподавания иностранных языков // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11. С. 206-210. https://doi.org/10.24158/spp.2021.11.33.

Original article

Microlearning in the context of teaching foreign languages Tatiana I. Krasnova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, ikrasnova@fa.ru, http://orcid.org/0000-0001-5554-0504

Abstract. Nowadays young people studying at higher education institutions belong to Generation Z who think and behave differently, not as previous generations. Thus understanding how they learn and acquire new information is the key to initiating the changes needed in education. The world practice of using microlearning leads to an understanding of the necessity to implement this concept in teaching foreign languages for a new generation of students.in Russia. The article reports about the experience of using microlearning, during which, in order to avoid overloading the working memory, students worked with small portions of educational information at regular intervals. Based on the surveys of students, we can conclude that this approach increased their motivation and engagement in the educational process, and also showed efficiency in consolidating the material and its retention. It concludes that microlearning is a promising area of work in the context of teaching foreign languages in modern conditions.

Keywords: microlearning, microcontent, gamification, social media, multimedia, generation Z, foreign languages teaching

For citation: Krasnova, T.I. (2021) Microlearning in the context of teaching foreign languages. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 206-210. Available from: doi:10.24158/spp.2021.11.33 (In Russian).

Стремительные изменения в современном мире находят отражение не только в личной и общественной жизни людей, но и влияют на образовательный процесс в вузах. Исследователи все чаще говорят о потребности общества в программах быстрого обучения, способствующих внедрению в образовательный процесс инноваций, развитию творчества и критического мышления у обучающихся, мотивирующих их на изучение нового. У современных студентов, которые согласно теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоу относятся к поколению Z, имеются определенные когнитивные особенности, которые требуют пристального внимания со стороны педагогов и психологов. Молодые люди обладают короткой продолжительностью концентрации внимания (ее средние значения уменьшились с 12 до 8 секунд), сниженным избирательным вни-

© Краснова Т.И., 2021

манием, кратковременной памятью, клиповым мышлением, отсутствием критического восприятия информации, повышенной внушаемостью и незрелостью коммуникативных навыков. Снижение концентрации внимания и усталость от экрана вызваны огромным объемом информации и отвлекающими уведомлениями, которые мозг получает каждую минуту. Следовательно, поколение Z физически не способно концентрировать в сознании и обрабатывать большие объемы информации, и это нужно учитывать при их обучении.

Современные молодые люди никогда не знали жизни без компьютеров и Интернета, поэтому считают информационные технологии неотъемлемой частью своей жизни. Благодаря наличию этих технологий с самого рождения они привыкли к визуальным эффектам, в связи с этим ожидают интерактивные уроки с вариативностью заданий и элементами геймификации. Новое поколение студентов стремится получить практическую и актуальную информацию, но при этом предпочитает увлекательное, технологически продвинутое обучение, основанное на наглядности.

Современная система образования должна быть более гибкой и адаптированной к обучающимся, максимально индивидуализированной и в то же время универсальной. Исследуя характеристики нового поколения студентов, необходимо попытаться найти ключ к пониманию способов общения с его представителями, а также, что особенно важно с академической точки зрения, новые формы их обучения. В этой ситуации одним из наиболее эффективных инструментов для организации образовательного процесса в вузе можно назвать микрообучение, обладающее огромным потенциалом и полностью соответствующее образовательным нуждам студентов, являющихся представителями поколения Z.

Термин «микрообучение» нельзя назвать новым. Уильям Аттеа использовал его еще в 1970 году для обозначения коротких сеансов обучения. Но сама идея актуализации небольших учебных единиц прослеживается в работах многих исследователей, которые указывают на микроконтент без прямого упоминания нового подхода к обучению. Собственно разработкой интересующей нас концепции занимался Тэо Хаг, понимая ее как использование в образовательном процессе эпизодов с увлекательным содержанием, представляемых обучаемому поэтапно. По мнению Т. Хага, учебная информация должна выдаваться небольшими порциями в рамках узких тем и сопровождаться короткими периодами усвоения (Hug, 2007). Акцент на микроконтент обусловлен тем, что небольшой объем учебного материала концентрирует в себе ядро необходимой и важной информации для максимального удержания ее в памяти обучающегося. Мозг человека в таком случае естественным образом усваивает информацию, без дополнительных усилий со стороны индивида. Брук, Мотивалла и Ферстер также согласны с тем, что образовательный контент в виде последовательных микровзаимодействий позволит студентам учиться без информационной перегрузки (Bruck et al., 2012).

В более поздних работах Т. Хаг говорит о микрообучении в контексте электронного образовательного процесса как о краткосрочной учебной деятельности с микроконтентом, которая включает в себя обучение с использованием цифровых носителей, обеспечивающих соответствие образовательного процесса требованиям быстро меняющегося мира технологий (Hug, 2012). Большинство исследователей поддерживают идею определения микрообучения как формы работы с микроконтентом в небольших фрагментированных учебных единицах, быстро усваиваемых с помощью краткосрочных учебных действий из веб-ресурсов (Kovachev et al., 2011).

В 2015 году Дрезденский технологический университет опубликовал исследование, в котором говорится, что микрообучение обеспечивает улучшение запоминания информации на 22 % по сравнению с традиционной формой ее усвоения и что люди, использующие методы микрообучения, отвечают на вопросы на 28 % быстрее (Kapp et al., 2015). Ученые университета объяснили, что перегрузка человека информацией замедляет процесс ее восприятия и запоминания им, поскольку заполняет рабочую память. Кроме того, более длительные учебные занятия без активного вовлечения в познавательный процесс студентов, по мнению исследователей университета, вызывают неуверенность преподавателя в том, правильно ли обучающиеся понимают материал.

Применение микрообучения при изучении иностранных языков характеризуется рядом положительных сторон, так как такой способ организации образовательного процесса:

• дает быстрый результат в режиме реального времени;

• способствует неформальному обучению;

• опирается на близкие и понятные современному студенту технологии мультимедиа;

• подстраивается под короткую продолжительность концентрации внимания представителей поколения Z;

• обеспечивает мгновенную обратную связь;

• позволяет привлекать элементы геймификации для активизации познавательной функции;

• поддерживает эмпирическое обучение (обучение через опыт).

Интерактивный характер учебных занятий обеспечивает оперативную обратную связь как для преподавателя, так и для студента, оценку результатов обучения в режиме реального времени, знания могут быть немедленно использованы и апробированы в ситуациях, приближенных к настоящей жизни.

Небольшие учебные модули с короткими видеороликами, инфографикой и онлайн-викто-ринами способствуют устранению формализации процесса обучения, поскольку образовательный микроконтент представляется обучающемуся в соответствии с предпочтительным для него стилем получения информации.

С помощью микрообучения решается проблема короткой продолжительности концентрации внимания представителей поколения Z, потому что идея передачи информации малыми блоками обеспечивает долгосрочное удержание ее в памяти обучающихся без действия отвлекающих факторов.

Концепция эмпирического обучения реализуется с помощью реализации сценариев, проведения тематических исследований и осуществления моделирования. Студенты активно вовлекаются в процесс увлекательной и технологически продвинутой учебной деятельности.

Использование элементов геймификации в микрообучении мотивирует обучающихся, поскольку она пробуждает в них дух соревнования и делает процесс получения знаний увлекательным. Использование игровой механики с хорошо написанным сюжетом, переходом на новый уровень при освоении предыдущего, списками лидеров, системой очков и значками вызывает у обучающихся ассоциацию с привычной виртуальной средой приятного времяпрепровождения, что внутренне «заряжает» их на эффективность.

Профессор Е.З. Власова называет главным принципом микрообучения идею «чем меньше, тем лучше», когда при использовании микроконтента затрачивается минимум времени на создание занятия, а учебная цель достигается маленькими шагами, но при высокой скорости обучения (Власова, 2021). Она также поднимает очень важный вопрос о требованиях к микроконтенту. В первую очередь он должен быть автономным и самодостаточным с возможностью замены отдельных фрагментов. Но в то же время учебные единицы микроконтента должны быть частью всего курса обучения и соответствовать его единой цели. Кроме того, должно быть обеспечено разнообразие способов представления учебного материала и приемов для закрепления новых знаний и умений. Например, визуальная форма микроконтента в виде инфографики, а не традиционного текста позволяет обучающемуся с одного взгляда понять суть освещаемой темы и делает материал более запоминающимся.

В эпоху Интернета преподаватели иностранного языка имеют неограниченные возможности по преобразованию доступной информации в микроконтент. Платформы социальных сетей соответствуют идее микрообучения; например, клипы TikToks не могут быть длиннее минуты, а твиты не должны содержать более 240 символов. Таким образом, одним из элементов занятия по иностранному языку может быть просмотр новостей, твитов или актуальных сообщений в Facebook, поиск новой лексики и обсуждение событий. Контент в социальных сетях легче читать и получать к нему доступ, поэтому его легче создавать и интегрировать в занятие.

Микрообучение на основе видео является предпочтительным способом усвоения образовательного контента для поколения Z. Короткие видеоролики на YouTube имеют среднюю продолжительность 10 минут, содержат в себе концентрированную информацию и не требуют долгого удержания внимания. Кроме того, они могут стать генератором тем для обсуждения как на самом занятии, так и в виде комментариев к роликам в Сети. И самым главным преимуществом использования платформы YouTube в микрообучении является то, что там можно найти контент практически на любую тему.

Повторение считается важной частью изучения языка, особенно в грамматических аспектах. Короткие онлайн-тесты по грамматике помогут освоить ее через постоянную практику. Использование мобильных приложений в телефоне с быстрыми пятиминутными играми на отработку грамматических структур позволяет обучающимся вспомнить и повторить пройденный материал, а присутствие рейтингов и челленджей обеспечивают увлеченность процессом. Существуют даже отдельные приложения для изучения неправильных глаголов в английском языке, которые смогут облегчить жизнь многим студентам.

В Интернете есть множество приложений, которые приносят технологии в класс и соответствуют стандартам микрообучения. Для совместной работы на занятиях можно выделить следующие цифровые инструменты: Kahoot - для викторин на отработку лексики и грамматики, Canva и Creately - для дизайна инфографики и плакатов, Google Docs и Google Sheets - для совместной работы над задачами и мини-проектами, Puzzleenglish - для работы с аудио- и видеопазлами.

Особое внимание следует уделить карточкам, поскольку они всегда были незаменимым инструментом для изучения новой лексики. Приложения для цифровых карточек сделали его еще

более эффективным. Запоминание новых слов с помощью Brainscape, Quizlet или Anki стало простым, быстрым и увлекательным. Преподаватели иностранных языков могут совмещать множество кратких и эффективных упражнений по микрообучению с реальным опытом на своих занятиях и проверять, что работает лучше у их студентов поколения Z.

Практика применения микрообучения в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации показывает, что данный метод высоко эффективен при изучении таких аспектов языка, как лексика, грамматика и говорение. Со студентами 1 курса факультета информационных технологий и больших данных проводились занятия на базе модулей микрообучения с применением таких технологий, как:

• короткие видеоролики на YouTube и TikTok;

• твиты, сообщения в Facebook и блоги;

• викторины Kahoot;

• грамматические онлайн-приложения;

• цифровые карточки;

• короткие дебаты с таймером;

• инфографика;

• веб-квесты;

• аудиоподкасты;

• фотокомиксы с мгновенными фотографиями студентов;

• сценарии с быстрым принятием решений;

• приложения с ассоциативными картами.

Большинство студентов, принявших участие в опросе по результатам применения принципов микрообучения на занятиях по иностранному языку, считает, что такой способ организации учебной работы способствует эффективному запоминанию и долговременному сохранению информации в памяти. Высокая эффективность обучения обеспечивалась за счет того, что небольшие фрагменты информации были сфокусированы на узких темах и уменьшали когнитивную нагрузку. Новый материал осваивался также посредством интервального повторения с применением разных технологий работы с микроконтентом, что в конечном итоге способствовало запоминанию. Проверка усвоения небольшого учебного блока через вопросы и викторины в увлекательной игровой форме заставляла студентов вспоминать пройденный материал, а повторная актуализация информации способствовала ее фиксации в памяти обучающихся, что выражалось в усвоении конкретных знаний.

Современные студенты живут и учатся в мире высоких технологий с огромной информационной перегрузкой. Данные технологии являются неотъемлемой частью их жизни и могут служить образовательным целям при изучении иностранных языков. Концепция микрообучения соответствует стилю работы со студентами поколения Z, так как дает возможность сконструировать занятия по иностранному языку, учитывая когнитивные способности обучающихся, особенности их общения, продолжительность концентрации внимания, способность к работе в режиме многозадачности и разную скорость выполнения заданий.

Список источников:

Власова Е.З. Микрообучение - эффективный формат электронного обучения // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. 2021. № 1 (55). С. 11-13. https://doi.org/10.46845/2071 -5331 -2021 -1 -55-11 -13

Bruck P.A., Motiwalla L., Foerster F. Mobile Learning with Micro-content: A Framework and Evaluation // 25th Bled eConfer-ence eDependability: Reliable and Trustworthy eStructures, eProcesses, eOperations and eServices for the Future. Bled, 2012. Р. 527-543.

Hug T. Didactics of Microlearning: Concepts, Discourses and Examples. Münster, 2007. 424 p.

Hug T. Mobile Learning as 'Microlearning': Conceptual Considerations towards Enhancements of Didactic Thinking // Refining Current Practices in Mobile and Blended Learning: New Applications / ed. by D. Parsons. Hershey, 2012. Р. 41-52. http://doi:10.4018/978-1-4666-0053-9.ch004.

Kapp F., Proske A., Narciss S., Körndle H. Distributing vs. Blocking Learning Questions in a Web-based Learning Environment // Journal of Educational Computing Research. 2015. Vol. 51, iss. 4. P. 397-416.

Kovachev D., Cao Y., Klamma R., Jarke M. Learn-as-you-go: New Ways of Cloud-based Micro-learning for the Mobile Web // Advances in Web-Based Learning - ICWL 2011 : 10th International Conference. Hong Kong, 2011. Р. 51-61. https://doi.org/10.1007/978-3-642-25813-8_6

References:

Bruck, P. A., Motiwalla, L. & Foerster, F. (2012) Mobile Learning with Micro-content: A Framework and Evaluation. In: 25th Bled eConference eDependability: Reliable and Trustworthy eStructures, eProcesses, eOperations and eServices for the Future. Bled, рр. 527-543.

Hug, T. (2007) Didactics of Microlearning: Concepts, Discourses and Examples. Münster. 424 p.

Hug, T. (2012) Mobile Learning as 'Microlearning': Conceptual Considerations towards Enhancements of Didactic Thinking. In: Parsons, D. (ed.) Refining Current Practices in Mobile and Blended Learning: New Applications. Hershey, рр. 41-52. Available from: http://doi:10.4018/978-1-4666-0053-9.ch004.

Kapp, F., Proske, A., Narciss, S. & Körndle, H. (2015) Distributing vs. Blocking Learning Questions in a Web-based Learning Environment. Journal of Educational Computing Research. 51 (4), 397-416.

Kovachev, D., Cao, Y., Klamma, R. & Jarke, M. Learn-as-you-go: New Ways of Cloud-based Micro-learning for the Mobile Web. In: Advances in Web-Based Learning - ICWL 2011: 10th International Conference. Hong Kong, рр. 51-61. Available from: https://doi.org/10.1007/978-3-642-25813-8_6

Vlasova, E.Z. (2021). Microlearning is an Effective e-Learning Format. Izvestiya Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii ry-bopromyslovogo flota: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. (1(55)), 11-13. Available from: https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-1-55-11-13 (in Russian).

Информация об авторе Т.И. Краснова - старший преподаватель департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727519.

Information about the author T.I. Krasnova - Senior Lecturer, Department of English language and professional communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=727519.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.11.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.11.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 25.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.