УДК 37.018
А.П. АВРАМЕНКО
ОНЛАЙН-МАРАФОН КАК МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ПАРАДИГМЕ МИКРООБУЧЕНИЯ
Рассматривается метод микрообучения для развития информационно-коммуникационного компонента профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков. Автор описывает историю развития, психолого-педагогическую базу и принципы данного метода, иллюстрируя его применение на практике в онлайн-марафоне на основе дидактического потенциала мобильного приложения «Инстаграм». В статье обсуждаются процесс обучения, форматы заданий и результаты экспериментального марафона.
Ключевые слова: ИКТ, методика преподавания, иностранные языки, мобильное обучение, микрообучение, профессиональная компетенция педагога.
The article is devoted to the method of microlearning to develop the ICT competence as a component of aforeign language teacher'sprofessional competence. The author describes the history, pedagogical basis and principles of this method illustrating it with the example of its integration at an online marathon within the Instagram mobile application. The process of teaching, the formats of tasks and the results of piloting are discussed in the article. Key words: ICT, methods of teaching, foreign languages, mobile learning, microlearning, professional competence of a foreign language teacher.
Сегодня любой специалист развивается в мире больших данных (bigdata). Огромный поток информации, в том числе профессионального характера, требует от системы образования новых решений в сфере фильтрации знаний и формирования навыков и умений на их основе. Менеджмент знаний (управление знаниями, knowledgemanage-шви€) как отдельная научная область предлагает различные селективные и аналитические подходы к структурированию элементов интеллектуального капитала. В разрезе образовательных технологий наиболее актуальным представляется метод микрообучения (microlearning).
© Авраменко А.П., 2019
Объектом данного исследования является развитие профессиональной компетенции преподавателя иностранных языков (ИЯ) методом микрообучения. Предметом выступает построение методической модели формирования информационно-коммуникационного (ИК) компонента профессиональной компетенции преподавателя ИЯ в он-лайн-марафоне. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что онлайн-марафон как модель реализации метода микрообучения позволит максимально эффективно достичь поставленной цели, а именно сформировать обозначенные компетенции в сжатые сроки посредством: • актуализации теоретических знаний;
• мгновенного применения этих знаний на практике;
• вовлеченности учащихся в процесс обучения.
Материалом для исследования служит модуль программы «Проектирование электронных образовательных ресурсов по иностранным языкам» [1], посвященный интерактивным образовательным технологиям. Рассматриваемый модуль реализуется в исследовании методом микрообучения на базе онлайн-марафона в социальной сети, где приложение«Инстаграм» как средство обучения в полной мере соотносится с целью описываемого модуля (микрокурса), а именно освоением участниками дидактического потенциала интерактивных инструментов.
ИК-компонент профессиональной компетенции педагога
В нормативных и программных документах описывается структура ИК-ком-петенции. В основу описания ИК-ком-петенции ложатся рекомендации ЮНЕСКО, где сформулированы шесть аспектов работы, предполагающих интеграцию ИКТ (понимание роли ИКТ, учебные программы, педагогические практики, технические и программные средства, организация работы и профессиональное развитие). Эти шесть аспектов описываются, в свою очередь, в рамках трех подходов: применение ИКТ, освоение знаний и производство знаний. Таким образом, на основе рекомендаций ЮНЕСКО можно выде-лить18 модулей ИК-компетенции.
В профессиональном стандарте педагога прописаны знания и умения, необходимые для погружения образовательного процесса в информационную
среду. Согласно данному проектному документу, профессиональная ИК-компетенция - это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач. Основные компоненты ИК-компетенции:
• общепользовательская ИК-компе-тенция;
• общепедагогическая ИК-компетен-ция;
• предметно-педагогическая ИК-ком-петенция.
Данные компетенции включаются в вышеперечисленные компоненты ИК-компетенции по зарубежным и отечественным классификациям. Общепользовательская компетенция коррелирует с оперативной компетенцией, а общепедагогическая и предметно-педагогическая компетенции отражают общедидактические и частнодидакти-ческие цели интеграции ИКТ в конкретной учебной ситуации.
Микрообучение как метод развития профессиональной компетенции педагога
Микрообучение - получение знаний и развитие навыков в небольших объемах на постоянной основе, что достигается посредством лаконичных объемов учебного материала (обычно аудио и видео микроконтентом), а также форматов заданий, рассчитанных на ограниченное время выполнения (до 15 минут). Микрообучение как метод позволяет реализовать непрерывное обучение через всю жизнь (lifelong-learning) посредством ИК-технологий. Учитывая современный заказ общества и рынка труда на обновление про-
фессиональных компетенций индивида каждые несколько лет, можно обратиться к методу микрообучения как максимально эффективному в сфере повышения квалификации.
Метод микрообучения относится к неформальному образованию. Последнее является формой образования, подразумевающей организованную и систематическую учебную деятельность, преимущественно за пределами привычных институтов (школ, вузов и т.д.). Нельзя не отметить, что и формальное образование в современном мире, согласно стандартам, должно быть индивидуализировано. Тем не менее говорить о персонализации учебного процесса можно лишь при условии дополнения традиционной системы элементами неформального образования, о которых речь пойдет ниже.
Не стоит путать понятия «неформальное образование» (informaleduca-tion) и «неформальное обучение» (informal, или non-formallearning), где первое является более широким и включает в себя различные методики, такие, как informallearning и non-formallearning.
В первой трактовке неформального обучения (informallearning) субъект получает новые знания в процессе трудовой деятельности и других действий вне учебного контекста. Второе определение неформального обучения (non-formallearning) включает в себя любые учебные практики, организованные за пределами учебных институтов. Таким образом, микрообучение, развиваясь в парадигме неформального образования, обычно являет собой пример неформального обучения, где с помощью технологий пользователи делятся друг с другом знаниями в объеме небольших приращений с просветительской целью.
Мобильные технологии выступают в качестве средства микрообучения и способствуют реализации неформального обучения. Еще несколько лет назад было более уместно рассматривать применение мобильных приложений в системе смешанного образования (как части индивидуализированной системы формального образования), потому что в дистанционном формате мобильные устройства на тот момент не меняли методики как таковой, а лишь облегчали доступ к материалам и заданиям.
Говоря об истории вопроса, нельзя не вспомнить ключевые концепты мобильного обучения: вовлеченность, присутствие, свободу действий, аутентичность, сотрудничество и персона-лизация. Присутствие понимается как взаимодействие, подразделенное на три вида: когнитивное (студент - учебный материал), социальное (студент -студент) и учебное (студент - преподаватель) [2]. Аутентичность, в свою очередь, предоставляет возможности для коллективной деятельности. Причем сотрудничество охватывает часто обсуждаемые аспекты мобильного обучения, связанные с устной речью, в то время как персонализация подразумевает принадлежность, свободу выбора действий и автономное обучение. Ученые выделяют различие между двумя уровнями сотрудничества - сотрудничество низкого уровня и высокого уровня, важного для нашего исследования. Сотрудничество высокого уровня предполагает глубокий, динамичный диалог посредством среды мобильной сети и создания контекста, сгенерированного учащимся [6].
На сегодняшний день педагоги как в очной, так и в заочной форме сталкиваются с одной и той же нарастающей
проблемой общества - стремительно уменьшающимися объемом и фокусом внимания. Данные характеристики цифрового мышления современного человека обусловливают объективный вызов для педагога. Внедрение инновационных методик становится не просто желательным требованием к учителю, преподавателю или тьютору по повышению мотивации учащихся, но первостепенной задачей донесения учебного материала в релевантном формате. Любой объем знаний возможно раздробить на более мелкие фрагменты, что обеспечит их полноценное усвоение при сохранении всей ценности. Иными словами, заинтересовавшее многих исследователей на заре XXI в. мобильное обучение сегодня сливается с микрообучением.
Психолого-педагогическая база микрообучения - это основанный на сотрудничестве коллективный подход к обучению. Иными словами, социальная основа, опыт и культурные нормы учащихся обретают большую значимость, а устройства начинают играть менее важную роль. Многие ученые подчеркивают социальные аспекты мобильных технологий, которые предлагают комплексные структуры педагогики мобильного и микрообучения, построенные на теории Выготского, ставящей на первое место важность диалога в образовательном контексте. Исследовательский подход в обучении представляет собой отступление от более пассивных методов, предполагающих передачу знаний студентам, к более благоприятным методам обучения, в ходе применения которых ожидается, что студенты будут строить свое собственное знание и понимание предмета [5].
Мобильные технологии позволяют преподавателям создавать среду со-
трудничества, которая бы вдохновляла студентов на самостоятельное изучение, привнося истинный исследовательский подход к предмету. Исследовательский подход к обучению воодушевляет студентов на поиск доказательств для себя и может помочь в развитии связей между студентами и отношений с преподавателями. Данный подход предполагает фундаментальное изменение философии преподавания и обучения, направленное на межличностную коммуникацию [3].
Принципы микрообучения являют собой современную трактовку классических общедидактичеких принципов, берущих свое начало в трудах Яна Амоса Коменского и отраженных в стандартах образования. Так, во-первых, по содержанию, принципы последовательности и систематичности реализуются в структурной лаконичности и регулярности подачи учебных материалов. Во-вторых, по форме, принцип наглядности отражен в мультимедий-ности учебных материалов, предлагаемых в аудио- или чаще видеоформате. В-третьих, касательно степени вовлеченности учащихся в микрообучение, принципы активности и самостоятельности достигаются через интерактивность и автономность заданий, которые могут выполняться синхронно или асинхронно. В-четвертых, прочность усвоения обеспечивается доступностью и гибкостью процесса обучения, в котором каждый учащийся может в своем ритме повторять отдельные блоки и возвращаться к ним по мере надобности. Наконец, абсолютно специфичными и уникальными представляются принципы аутентичности, актуальности и динамичности микрообучения.
Онлайн-марафон как модель реализации микрообучения
Вышеперечисленные принципы микрообучения составляют методическую основу онлайн-марафона и реализуются посредством дидактического потенциала социальных сетей с мобильным доступом. Онлайн-марафон является формой взаимодействия пользователей социальных сервисов (для образования: взаимного обучения, peerlearning). Идея марафона заключается в одновременном выполнении участниками поставленных ведущим задач в обозначенные сроки и обсуждении трудностей, путей их преодоления, а также индивидуальных успехов. На сегодняшний день онлайн-марафоны широко используются как в повседневном, так и в профессионально-образовательном контекстах.
К несомненным преимуществам применения данной формы веб-коммуникации в учебной ситуации относятся следующие аспекты, повышающие мотивацию и концентрацию внимания учащихся и отражающие заложенные принципы. С одной стороны, речь идет о формате учебных материалов, основными характеристиками которых становятся актуальность, практичность и точность; с другой стороны, изменяются и веб-задания на базе этих материалов. Они, в свою очередь, представляются более ориентированными на учащегося за счет высокой автономии и индивидуализации.
Более того, меняется и сама роль учащегося-участника, который из пассивного получателя знаний превращается в активного строителя своих собственных навыков и умений. Педагог же перестает быть ментором или тренером, навязывающим свои позиции, но получает роль учителя-ведущего,
прокладывающего маршрут индивидуальной траектории обучения для каждого участника. Таким образом, учитель, не теряя контроль над учебным процессом, сокращает дистанцию между собой и учеником. Подобное межличностное общение подкрепляется взаимным обучением, происходящим в рамках обмена опытом между участниками, и может быть внедрено на практике средствами мобильной социальной сети, например приложения «Инстаграм» как средства обучения.
Итак, возвращаясь к принципам микрообучения, можно проследить их реализацию в онлайн-марафоне с помощью дидактических функций приложения «Инстаграм» как платформы его проведения.
1. Структурная лаконичность выражается в организации образовательного профиля таким образом, что он соответствует логике изложения материала, что облегчает процесс усвоения. Тем не менее профиль в «Инстаграме» может содержать и распространять огромное количество информации, что в корне меняет традиционные представления об учебном пространстве и расширяет возможности ведения преподавательской деятельности.
2. Мультимедийность достигается посредством наличия в «Истаграме» множества форматов представления информации: изображения, аудио-и видеофайлы, анимация, текст.
3. Интерактивность поддерживается функцией комментирования публикаций, позволяющей ученикам развивать свои коммуникативные умения, обмениваться информацией, совместно решать поставленные задачи, а также в случае необходимости обратиться за помощью к сверстникам или преподавателю.
4. Автономность подразумевает возможность самоконтроля и самостоятельной организации учебного процесса.
5. Доступность включает в себя возможность расширения кругозора и углубления знаний в той или иной области для значительного количества пользователей.
6. Гибкость понимает под собой простоту и ориентированность сервиса на возможности и интересы участников учебного процесса. «Инстаграм» позволяет просматривать публикации неограниченное количество раз, то есть при необходимости учащиеся могут закрепить пройденный материал и систематизировать собственные знания через повторение той или иной темы.
7. Аутентичность воплощается функцией создания личного учебного пространства, где можно публиковать собственный контент (фото, видео, текст).
8. Актуальность, динамичность и регулярность - взаимопроникающие и взаимодополняющие принципы, которые могут осуществляться посредством трех форматов постов в «Инстаграм»: простой пост, история и прямой эфир.
Процесс обучения в онлайн-марафо-не строится по программе модульного микрокурса, где один модуль соответствует теме и определенному сроку (например, неделе), а каждый пост представляет из себя одно занятие. Подобная рамочная структура способствует целостности учебного продукта. Причем, форматы заданий варьируют в зависимости от цели конкретного занятия, но составляют систему из повторяющихся структурных модулей. К новым форматам заданий относятся такие, как микровебинар, микроанализ, микроштурм, микросинтез, микрокейс.
Обратная связь, как правило, рассматривается как один из видов отрицательного подтверждения, помогающего учащимся заметить несоответствие между их результатами и целевой моделью, что облегчает развитие коммуникативной компетенции. В деятельности, связанной с микрообучением, обратная связь может быть в виде оценки и объяснения вслед за индивидуальной работой учащихся с заданием на компьютере или других устройствах. Обратная связь предоставляется максимально оперативно, чтобы учащиеся знали, действительно ли они на верном пути в распознавании и исправлении ошибок.
Что касается контроля, то любые виды совместной работы оцениваются не только по общим результатам, но и по динамике группы. Текущий и промежуточный контроль мотивирует и позволяет студентам развивать навыки и технику предоставления обратной связи в процессе общения с од-ногруппниками [4]. Тем не менее большинство описанных методов в сфере механизмов мобильного контроля ограничиваются промежуточным контролем знаний студентов, их уровня, способностей или результатов с использованием вопросов, составленных с учетом конкретного студента. Текущая оценка обычно противопоставляется промежуточной оценке. В то время как текущий контроль, как правило, происходит в процессе обучения, промежуточный контроль обычно проводится в конце раздела, модуля, курса или программы. Текущая оценка помогает преподавателю диагностировать пробелы в знаниях студентов и оценивать результаты обучения. Преподаватель может изменить свои методы и стратегии и определить, какой аспект
нуждается в большем объяснении или большем количестве упражнений. По прошествии времени учителя могут собрать результаты контроля, чтобы внести корректировки в будущую работу.
Текущая оценка не только дает руководство по обучению студентов, диагностирует навыки или пробелы в знаниях, но и измеряет прогресс. Текущий контроль имеет своей целью развитие и разработан, чтобы помочь студентам учиться более эффективно, предоставляя им обратную связь об их результатах. Обратная связь является ключевым элементом текущего контроля; она включает в себя решение со стороны преподавателя относительно качества выполнения студентом заданий. Текущая обратная связь направлена на выявление пробелов в работе, повышение успеваемости и улучшение результатов обучения. Учащиеся могут использовать текущие комментарии для повторения и улучшения выполнения заданий до проведения итогового контроля.
Результаты эксперимента
Экспериментальная работа по проведению онлайн-марафона «Запуск учебного профиля в социальной сети» проводилась в течение четырех недель в марте 2019 г. на базе закрытого профиля в «Инстаграме». В пилотировании приняли участие 40 преподавателей разных иностранных языков (английский, итальянский, испанский, корейский, немецкий, французский), которые по результатам обучения запустили авторские учебные профили, повысив свою профессиональную компетенцию и применив полученные умения на практике.
Марафон состоял из четырех модулей, в каждом - пять заданий в вышеперечисленных форматах. Система заданий предполагала введение материала в прямом эфире (микровебинаре), его иллюстрирование примером на этапе микроанализа, обсуждение его теоретических оснований средством микроштурма, закрепление алгоритма практических действий микросинтезом со списком полезных ресурсов и, наконец, выполнение участниками финальных заданий по каждому модулю в формате микрокейса. 100% участников отметили все четыре формата заданий как целесообразные. Только один участник не отметил формат задания «микроштурм» как эффективный.
По результатам эксперимента были запущены профили в приложении «Ин-стаграм» для реализации метода микрообучения по широкому спектру тем, к которым относятся следующие.
1. Подготовка к экзаменам:
CAE, CPE-https://www.instagram. com/cae_cpe_pass
ЕГЭ, ОГЭ - https://www.instagram. com/english.oge.ege
2. Язык профессионального общения:
Стилисту - https://www.instagram. com/hair_english
Маркетологу - https://www.msta-gram.com/englishforthemediaandsmm
Технология в образовании: https:// www.instagram.com/lang_tech
Итальянский язык (бизнес) -https:// www.instagram.com/italiano_per_il_lavoro
3. Практика языка:
Книжный клуб - https://www.insta-gram.com/brilliantreading
Французский язык - https://www. instagram.com/grace_ a_ca_ french
Испанский язык - https://www.ins-tagram.com/spanishforteachers
Вышеперечисленные учебные профили по иностранным языкам используются практикующими преподавателями для дистанционной и смешанной форм образования. Их пилотирование составляет второй этап экспериментальной работы и направление для дальнейшего исследования.
Микрообучение является полностью оправданной педагогически и техниче-
ски актуальной тенденцией современного образования. Данный метод представляет собой синтез предшествующих ему мобильного и адаптивного обучения. Проведенный в форме онлайн-марафона эксперимент подтверждает эффективность применения метода микрообучения на практике для развития профессиональной компетенции преподавателей иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авраменко А.П. Рабочая программа дисциплины «Проектирование электронных обучающих ресурсов по иностранным языкам»// Сборник науч. и учеб.-метод. трудов. Вып. 14/под общ.ред. проф. С.Г. Тер-Минасовой и доц. М.Г. Бахтиозиной. М, 2017. С. 129-137.
2. Danaher P.A., Gururajan R, & Hafeez-Baig A. Transforming the practice of mobile learning: Promoting pedagogical innovation through educational principles and strategies that work. Information Science Reference (IGI Global), 2010. P. 21-46.
3. DeGani A., Martin G, Stead G. et al. E-learning Standards for an M-learning world - informing the development of e-learning standards for the mobile web. Lincoln House, Cambridge, 2010. P. 8-23.
4. Dudeney G, Hockly N, Pegrum M. Digital literacies. Pearson, 2013.367p.
5. Kahn P. and O'Rourke K. Guide to Curriculum Design: Enquiry-Based Learning. Higher Education Academy, 2004. 23 p.
6. Kearney M, Schuck S, Burden K. et al. Viewing mobile learning from a pedagogical perspective // Research in Learning Technology Journal. 2013. № 20 (1). P. 21-34.