I_АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Чуланова Оксана Леонидовна,
профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом Сургутского государственного университета, доктор экономических наук, доцент E-mail: [email protected] Chulanova Oksana Leonidovna, Professor of the Department of State and Municipal Management and Personnel Management, Surgut State University, Doctor of Economics, Associate Professor
Хисамутдинова Алсу Айратовна,
студент 3 курса направления « Управление персоналом» персоналом Сургутского государственного университета Khisamutdinova Alsu Airatovna, 3rd year student in the field of "Human Resource Management", personnel of
Surgut State University
МИКРООБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ЗНАНИЙ
Microeducation as a technology for improving the training of personnel of an organization in order to obtain targeted knowledge
Аннотация: В настоящее время активно исследуется проблема подготовки кадров для цифровой экономики. Благодаря растущему уровню владения цифровым средствам коммуникации в профессиональной деятельности, электронное обучение становится все более доступным и жизнеспособным. Скорость подключения к интернет ресурсам растет, происходит колоссальное развитие мобильной связи, вместе с этим появляется возможность использования смартфонов и других портативных устройств для процессов обучения, а также становится возможным применение мультимедийных методов обучения. Все новые технологии и методики можно применить в микрообучении персонала.
Ключевые слова: цифровая экономика, требования к компетенциям персонала в цифровой экономике, микрообучение, достоинства микрообучения, риски микрообучения перосонала.
Abstract: Currently, the problem of training personnel for the digital economy is being actively investigated. Thanks to the growing level of knowledge of digital media in professional work, e-learning is becoming more accessible and viable. The speed of connecting to Internet resources is growing, there is a
5
tremendous development of mobile communications, along with this there is the possibility of using smartphones and other portable devices for learning processes, and it also becomes possible to use multimedia teaching methods. All new technologies and techniques can be applied in personnel micro-training.
Keywords: digital economy, requirements for the competencies of personnel in the digital economy, micro-training, the advantages of micro-training, the risks of micro-training of personnel.
Благодаря растущему уровню владения цифровым средствам коммуникации в профессиональной деятельности, электронное обучение становится все более доступным и жизнеспособным. Скорость подключения к интернет ресурсам растет, происходит колоссальное развитие мобильной связи, вместе с этим появляется возможность использования смартфонов и других портативных устройств для процессов обучения, а также становится возможным применение мультимедийных методов обучения. Все новые технологии и методики можно применить в микрообучении персонала.
В наши дни, окружающий нас мир постоянно меняется. Соответственно меняется сама жизнь, образ жизни, как следствие - методы обучения. Привычные для многих организаций способы обучения персонала остаются в прошлом, поскольку утратили свою эффективность по ряду причин:
• сотрудники перегружены работой и не могут выделить несколько дней на учебу;
• множество отвлекающих факторов (Facebook, Twitter, Snapchat, Instagram, Pokemon);
• сотрудники не могут надолго сфокусироваться на обучении;
• сотрудники склонны чаще, чем раньше, менять места работы, в следствии чего становится сложнее постепенно накапливать знания внутри организации. [1, 16, 17,18]
Прежде чем говорить о преимуществах микрообучения и перспективах его использования в обучении персонала организации, необходимо уточнить само понятие. Ниже рассмотрены основные подходы к определению понятия «Микрообучение» (табл.1).
Таблица 1 - Контент - анализ понятия «Микрообучение»
Автор Определение понятия
Souza M.I. Микрообучение - это «форма обучения, которая включает в себя аспекты обучения и образования, где основное внимание уделяется микроуровню, в частности, микроконтентам или микромедиа (медиаресурсы в микроразмерах). Микрообучение касается относительно небольших учебных единиц и краткосрочной образовательной деятельности». [2]
Басовская НС. Микрообучение - такой способ обучения, при котором информация представляется в виде мини - блоков, которые с легкостью можно переделать, изменить последовательность или же полностью удалить. Небольшие, компактные и индивидуальные уроки усваиваются быстрее и не требуют большого количества времени.
Такие материалы подойдут разным типам людей, благодаря гибкости курса и получению информации своевременно. [3]
Мир eLearning Микрообучение — эффективный формат, который позволяет сотрудникам максимально быстро усваивать знания за счет того, что процесс получения информации разбивается на короткие фрагменты. [4]
Корпоративный университет Сбербанка Микрообучение — это разделение информации на отдельные тематические части размером с «укус». Иначе говоря, это такой способ представления новой информации малыми блоками, каждый из которых посвящен конкретной, очень узкой теме. Их длительность может быть от одной до пяти минут, в течение которых слушатель получает новую информацию, отвечает на контрольные вопросы или повторяет пройденный материал. [5]
Бугакова Т.Ю. Микрообучение — это подача учебного материала небольшими частями (блоками) и моментальное закрепление каждой части с помощью микрозаданий. [6]
Источник: составлена на основе данных: [2], [3], [4], [5], [6].
Все подходы, к определению понятия «Микрообучение» объединяет одно - данная технология позволяет проводить обучение сотрудников оперативно в легко воспринимаемом и гибком формате обучения. Таким образом микрообучение позволяет решать ряд задач, например, недостаток времени на обучение сотрудников, улучшение качества усвоения материала, повышение мотивации и прочие.
Следует отметить, что микрообучение также упоминается как «порционное» обучение (bite - sized learning), нанообучение (nano - learning), обучение по подписке, абонементное обучение (subscription learning), капсульное обучение (capsule learning), обучающая «крупица» (learning nugget), обучение «на ходу» (learning - on - the - go).
Согласно результатам исследования «Study UK: DiscoverYou», успех компании лишь на 15% зависит от технического потенциала и на 85% от качества квалификации работников, поэтому так важно, чтобы сотрудники приняли тот факт, что они должны постоянно учиться новому, повышать свою квалификацию. [7]
Потребление большого количества информации приводит к вынужденной борьбе с нехваткой времени. При этом различные исследования и их результаты дают понять, что у людей значительно снижается уровень концентрации внимания, то есть способность удерживать внимание, не отвлекаясь на внешние стимулы, имеет достаточно непродолжительное время.
Рисунок 1 - Изменение потребности работников в знаниях [8]
Следовательно, необходимо искать альтернативу традиционному обучению, технологию обучения, которая будет учитывать особенности современных сотрудников. Микрообучение имеет ряд характеристик, которы е могут повысить эффективность обучения персонала. [9]
Интерактивность j Рисунок 2 - Особенности микрообучения
Краткость - обучающий модуль при технологии микрообучения максимально краткий и емкий, соответствует единой цели обучения. Фокусировка - обучающий модуль ориентирован на узкие темы.
Автономность - микрообучающий модуль является независимым и самодостаточным. Нет необходимости в доступе к другим учебным модулям, при этом модуль является законченной частью всего курса обучения.
Разнообразие - технология микрообучения позволяет использовать различные типы обучения сотрудников - короткие видео-лекции, презентации, анимация, текстовые уроки, подкасты, минитесты и т.д. Разнообразные методы при обучении повышают интерес к обучению.
Интерактивность - большое количество взаимодействий в обучающем процессе, Взаимодействие может быть моделированием, интерактивным пошаговым руководством.
Гибкость - возможность получить доступ на различных устройствах, в любое удобное время.
Рассмотрим сравнение традиционного обучения и микрообучения в контексте контента и реализации (табл. 2).
Таблица 2.Сравнение традиционного обучения и микрообучения в контексте контента и реализации [10]_
Традиционное обучение Микрообучение
Контент 1. Весь контент имеет равный приоритет 2. Скучный, поскольку основан на письменных текстах 3. Дорого, структурированно, необходим преподаватель/тренер (trainer - driven) 4. Однократное использование, сложность в корректировки Сегменты = 60 - 90 минут 1. Приоритетность контента «Должен знать» и «Изучаю, когда необходимо» 2. Игры, аудио/видео, графика обеспечивают заинтересованность 3. Эффективно по затратам, гибкость в обучении, нет необходимости в преподавателе (learner - driven) 4. Многократное использование, возможность делиться информацией Сегменты = 1 - 10 минут
Реализация 1. Длинные слайды, несколько часовые лекции 2. Информация представлена на бумаге, PDF, HTML 3. Группа обучается, придерживаясь одного заданного темпа 4. График обучения, одновременно с группой 5. До работы или после работы, возможно с отрывом от производства 1. Короткие занятия, только основная информация 2. Мобильные приложения, социальные сети, видео - контент 3. Самостоятельный выбор темпа обучения, его направленности 4. Приступить к обучению можно в любое время по необходимости 5. Во время работы, в пути, в свободное время
Несколько преимуществ микрообучения, которые делают его идеальной стратегией обучения для сотрудников:
1. Помогает обучающимся сотрудникам достичь одной цели обучения
за раз.
Целью обучения является утверждение, которое определяет, что обучающийся сможет делать или знать после завершения обучения. В то время как курс электронного обучения имеет дело с несколькими целями обучения, микрообучение имеет дело только с одной целью производительности на модуль. Это гарантирует, что обучающиеся делают один шаг за раз, чтобы они четко поняли его, прежде чем переходить к следующему.
2. Предоставляет конкретную и целевую информацию
Любая программа обучения включает в себя 2 типа информации -нужную и полезную. В тех случаях, когда электронное обучение охватывает оба из них, микрообучение в основном предоставляет необходимую информацию. Это экономит значительное количество времени и делает модули микрообучения специфичными для конкретной информации. Это устраняет путаницу того, что важно, а что нет, и дает только столько информации, которая необходима для выполнения работы.
3. Адреса коротких интервалов внимания
Будь то в форме видео или подкаста, инфографики или интерактивного PDF с одной целью на модуль и целевой информацией, микрообучение так структурировано, что для прохождения модуля обучающийся не должны тратить больше 8-10 минут. Эта особенность микрообучения делает его идеальным для современных учеников с коротким периодом внимания и плотным графиком.
4. Доступно на всех мобильных устройствах
Вам не нужно всегда обращаться к компьютеру для доступа к модулю микрообучения. Как правило, все модули микрообучения разработаны таким образом, чтобы обучающиеся могли получить к ним доступ с любого мобильного устройства - смартфона, планшета, ноутбука или iPad. Кроме того, небольшая продолжительность модулей делает возможным мобильный доступ.
5. Возможность предоставления обучающих материалов в разных форматах
Модуль микрообучения не всегда будет в форме традиционного курса электронного обучения. Они могут быть независимыми учебными единицами в любой форме, такими как короткое видео, инфографика, подкаст, викторина, сценарии, анимации на доске, интерактивные PDF-файлы или игры. Это поможет устранить монотонность в учебных программах и повысить уровень заинтересованности сотрудников в обучении.
6. Может использоваться на разных этапах жизненного цикла обучения
Еще одно преимущество микрообучения в том, что возможно использовать его в качестве автономного механизма обучения или смешать его с общей стратегией обучения и использовать в любом месте цикла обучения. Микро-курсы могут быть использованы на любом этапе, как в качестве самостоятельных элементов, так и в качестве элементов, дополняющих основное обучение.
7. Модули микрообучения могут быть автономными или частью более обширного репозитория учебных ресурсов по теме / предмету.
Модули для микрообучения могут быть автономными, без необходимости доступа к другим обучающим модулям для понимания темы. Или же они могут поддерживать обычное обучение, добавляя взаимодействие к одностороннему общению.
Короткая продолжительность, целевая информация, доступ к любому устройству, поддержка производительности и плавность, чтобы вписаться в любую точку учебного цикла - эти особенности микрообучения делают его отличным корпоративным решением для обучения сотрудников. [11]
8. Простота в обновлении учебных материалов
Учитывая скорость, с которой развивается бизнес и технологии, микрообучение позволяет постоянно поддерживать актуальность учебных материалов. Короткие ролики, презентации и прочее значительно легче поддаются корректировкам.
Шесть примеров микрообучения представлена на рисунке 3.
Микросообщения
Социальные сети Микровидео
У
Микро-вызовы и Мобильные
игры приложения
Инфографика
Рисунок 3. Виды микрообучения [12] 1. Микросообщения
Короткие, целенаправленные, контекстуальные сообщения или подсказки, чтобы помочь пользователям учиться.
Примеры:
• Сообщения об ошибках;
• Контактная форма объяснения;
• Советы по электронной коммерции.
2. Микровидео
Короткие, сфокусированные видеоролики, предназначенные для достижения определенного результата обучения. Видеоролики микрообучения могут быть сконструированы следующим образом: Автономный самородок, который предлагает особый учебный материал. Часть более длительного пути обучения.
Примеры:
• Объяснительные видео;
• Краткое и интерактивное видео;
• Микро-лекция;
• Анимация доски;
• Кинетическая текстовая анимация.
3. Приложения для микрообучения или мобильные приложения
Приложения, которые позволяют просматривать различные микроуроки, на ходу.
Примеры:
• Google;
• YouTube;
• Headspace;
• Lasting;
• Слово дня;
• ТЕД.
4. Микро-вызовы и игры
Обучение, которое оценивается в конце, может включать в себя награду, льготы, значки, дурную славу или другие стимулы для участия или достижения высокого балла.
Примеры:
• Несколько вопросов викторины;
• Опросы, карточки;
• Вопрос и ответы;
• Симуляторы;
• Записи учеников для ответов на вопросы.
5. Инфографика
Инфографика (и часто символическая, ориентированная на ключевые точки и числовые значения) — это графическое визуальное представление информации, данных или знаний.
Примеры:
• Статистическая инфографика;
• Информационная инфографика;
• Хронология инфографика;
• Инфографика процесса;
• Географическая инфографика;
• Инфографика сравнения;
• Иерархическая инфографика.
6. Социальные сети
Социальные медиа можно использовать в качестве упражнения для микроблоггинга, и вы можете изучать фрагменты информации из потока контента, на который вы подписаны. Социальные сети могут быть использованы в качестве источника активности онлайн-сообществ практики.
Примеры:
• Ьткеё1п;
• Яеёай. [12]
Однако возросший спрос на микрообучение не обходится без проблем. Основные проблемы микрообучения проистекают из растущего спроса на качественный контент, растущих ожиданий персонализированного контента и нехватки времени для производства и потребления этого контента.
Главные проблемы микрообучения связаны с:
1. Масштабированием персонализированного контента (персонализация миллионов частей контента, чтобы она была актуальна для каждого отдельного человека, может быть чрезвычайно сложной).
2. Обновлением контента (содержание становится устаревшим и неактуальным очень быстро. Чем больше контента у вас есть, тем сложнее становится управлять).
3. Доступностью для всех (Инновации в сфере электронного обучения также порождают новые поляризации в возможностях обучения и жизненных шансах: чтобы получить доступ к цифровым инструментам обучения, люди должны обладать цифровой грамотностью и не могут участвовать в электронных обществах и электронных культурах, если у них нет доступа и знаний. как использовать цифровые информационные и коммуникационные каналы .Неграмотность создает одно из самых больших препятствий для тех, кто находится в неблагоприятном положении с точки зрения цифровых технологий, в плане доступа к контенту микро-обучения и понимания его).
4. Нехваткой времени. (главная причина, по которой сотрудники чувствуют себя сдерживаемыми в учебе, заключается в том, что им не хватает времени на обучение. Несмотря на более короткие учебные модули микрообучения, людям по-прежнему может не хватать времени, чтобы уместить несколько минут в день. Это также может указывать на то, что работникам не хватает времени на поиск подходящего для них обучения).
5. Созданием культуры обучения (мотивировать людей с разными стремлениями нелегко. Трудность заключается в анализе мотивации различных сотрудников и ее персонализации. [13]
Таблица 3 - Достоинства и недостатки технологии микрообучения [14],
Достоинства микрообучения Недостатки микрообучения
Микрообучение решает проблему низкой концентрации внимания по средством ярких, мультимедийных учебных материалов. Микрообучение не позволяет тренировать произвольное внимание, как другие традиционные методы обучения. Обучающиеся могут привыкнуть к обучению только в виде коротких интерактивных уроков.
Мобильность. Короткие учебные материалы позволяют обучаться в удобное, свободное время, например, по дороге на работу, в обеденный перерыв. Невозможно изучить объемную тему за один раз, так как модули микрообучение основаны на получении небольших порций информации. При высокой сложности предмета изучения, теряется смысл разбивать его на короткие части.
Низкие затраты. Существует множество уже созданного материала, который подходит для обучения сотрудников. Отсутствие плавного перехода в потоках информации, что усложняет соединение элементов обучения между собой.
Эффективный способ обучения, доступный всем. Не является идеальным решением в обучении для разных возрастных категорий. Основной возраст сотрудников, использующий гаджеты от 18 до 40 лет.
Источник: составлено на основе интеграции источников: [14], [15].
Таким образом, микрообучение постепенно становится неотьемлемой частью корпоративного обучения персонала организаций. В настоящий период, в период пандемии, нами проводится исследование применения микрообучения для удаленной работы сотрудников. Результаты исследования будут представлены в дальнейших публикациях.
Список использованной литературы
1. Jacob Schreyer. Creating A Culture Of Continuous Learning. [Электронный ресурс] - URL: https://officevibe.com/blog/continuous-learning (дата обращения 30.03.20)
2. Souza M.I. Educational Microcontent for Mobile Learning Virtual Environ- ments [Электронный ресурс] // M.I. Souza, S.F. Amaral // Creative Education. - 2014. - URL: https://www.scirp.org/journal/PaperInfor (дата обращения: 19.03.20)
3. Басовская Н.С. Microlearning как способ развития // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2019. Материалы международной студенческой научно - практической конференции. Магнитагорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2019 (дата обращения 24.03.20)
4. Мир eLearning: Микрообучение: что это такое и как оно работает? [Электронный ресурс] // Университет ИТМО. -
URL: https://de.ifmo.ru/?node=news&id=3261 (дата обращения: 24.03.20)
5. АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»: микрообучени е мода или необходимость? [Электронный ресурс] // eduTech - №1/октябрь 2016. URL: -
https://edutechclub.sberbankschool.ru/system/files/event/pdf/demo/1_EduTech_de mo.pdf (дата обращения: 24.03.20)
6. Т.Ю. Бугакова. E-learning: Современные тренды образования [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35423542 / Сибирский государственный университет геосистем и технологий / 2018 С.71. (дата обращения 25.03.20)
7. Назайкинский С.В. Актуальные проблемы трансформации обучения персонала в организации // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. No 3 (13). С. 23-34. DOI: 10.28995/2073- 6304-2018-3-23-34
8. Microlearning: Small Bites, Big Impact. 8 must-haves every organization needs to be successful with microlearning. [Электронный ресурс] -
URL: http://mhwilleke.com/wp-content/uploads/2017/04/Microlearning_Whitepaper.pdf
9. Attention Spans // Advertising.Microsoft.com. [Электронный ресурс] -URL: https://advertising.microsoft.com/en/wwdocs/user/display/cl/re -searchreport/31966/en/Microsoft - attention - spans - research -
report.pdf (дата обращения 25.03.20)
10. АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»: микрообучен ие мода или необходимость? [Электронный ресурс] // eduTech - №1/октябрь 2016. - URL: -
https://edutechclub.sberbankschool.ru/system/files/event/pdf/demo/1_EduTech_de mo.pdf (дата обращения: 24.03.20)
11. Ayesha Habeeb Omer. What Is Microlearning And What Are The Most Important Microlearning Features? URL: https://elearningindustry.com/most -important-microlearning-features (дата обращения: 19.03.2020)
12. The Definitive Guide to Microlearning. [Электронный ресурс] -URL: https://www.valamis.com/blog/the-definitive-guide-to-microlearning (дата обращения 19.03.20)
13. Valamis Group. The Definitive Guide to Microlearning. URL: https://w ww.valamis.com/blog/the-definitive-guide-to-microlearning (дата обращения: 20.03.20)
14. Колупаева Е.С. Микрообучение. Опыт интеграции формального и неформального обучения. [Электронный ресурс] -
URL: http://robotics_klen.tilda.ws (дата обращения: 07.04.20)
15. Trang. Microlearning: Features, Benefits, and Drawbacks. [Электронный ресурс] - URL: https://atomisystems.com/elearning/microlearning-features-benefits-drawbacks/ (дата обращения: 07.04.20)
16. Чуланова, О.Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски : монография / О. Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 364 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography 58fe0851975ab0/81878314
17. Чуланова О. Л. Обучение персонала на основе компетентностного подхода: задачи, проблемы, методические аспекты / О. Л. Чуланова // Журнал исследований по управлению. 2016. Т. 2. №. 5. C. 3-3. DOI: 10.12737/20693
18. Чуланова О.Л., Тимченко Я.А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/13EVN116
Spisok ispol'zovannoj literatury
1. Jacob Schreyer. Creating A Culture Of Continuous Learning. [Elektronnyy resurs] - URL: https://officevibe.com/blog/continuous-learning (data obrashcheniya 30.03.20)
2. Souza M.I. Educational Microcontent for Mobile Learning Virtual Environ- ments [Elektronnyy resurs] // M.I. Souza, S.F. Amaral // Creative Education. - 2014. - URL: https://www.scirp.org/journal/PaperInfor (data obrashcheniya: 19.03.20)
3. Basovskaya N.S. Microlearning kak sposob razvitiya // Student i nauka (gumanitarnyy tsikl) - 2019. Materialy mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno -prakticheskoy konferentsii. Magnitagorskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. G.I. Nosova. 2019 (data obrashcheniya 24.03.20)
4. Mir eLearning: Mikroobucheniye: chto eto takoye i kak ono rabotayet? [Elektronnyy resurs] // Universitet ITMO. - URL: https://de.ifmo.ru/?node=news&id=3261 (data obrashcheniya: 24.03.20)
5. ANO DPO «Korporativnyy universitet Sberbanka»: mikroobucheniye moda ili neobkhodimost'? [Elektronnyy resurs] // eduTech - №1/oktyabr' 2016. URL: -https://edutechclub.sberbankschool.ru/system/files/event/pdf/demo/1_EduTech_de mo.pdf (data obrashcheniya: 24.03.20)
6. T.YU. Bugakova. E-learning: Sovremennyye trendy obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35423542 / Sibirskiy gosudarstvennyy universitet geosistem i tekhnologiy / 2018 S.71. (data obrashcheniya 25.03.20)
7. Nazaïkinskiï S.V. Aktual'nyye problemy transformatsii obucheniya personala v organizatsii // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravleniye. Pravo». 2018. No 3 (13). S. 23-34. DOI: 10.28995/2073- 6304-2018-3-23-34
8. Microlearning: Small Bites, Big Impact. 8 must-haves every organization needs to be successful with microlearning. [Elektronnyy resurs] -URL: http://mhwilleke.com/wp-content/uploads/2017/04/Microlearning_Whitepaper.pdf
9. Attention Spans // Advertising.Microsoft.com. [Elektronnyy resurs] -URL: https://advertising.microsoft.com/en/wwdocs/user/display/cl/re -searchreport/31966/en/Microsoft - attention - spans - research - report.pdf (data obrashcheniya 25.03.20)
10. ANO DPO «Korporativnyy universitet Sberbanka»: mikroobucheniye moda ili neobkhodimost'? [Elektronnyy resurs] // eduTech - №1/oktyabr' 2016. -URL: -https://edutechclub.sberbankschool.ru/system/files/event/pdf/demo/1_EduTech_de mo.pdf (data obrashcheniya: 24.03.20)
11. Ayesha Habeeb Omer. What Is Microlearning And What Are The Most Important Microlearning Features? URL: https://elearningindustry.com/most -important-microlearning-features (data obrashcheniya: 19.03.2020)
12. The Definitive Guide to Microlearning. [Elektronnyy resurs] - URL: https://www.valamis.com/blog/the-definitive-guide-to-microlearning (data obrashcheniya 19.03.20)
13. Valamis Group. The Definitive Guide to Microlearning. URL: https://www.valamis.com/blog/the-definitive-guide-to-microlearning (data obrashcheniya: 20.03.20)
14. Kolupayeva Ye.S. Mikroobucheniye. Opyt integratsii formal'nogo i neformal'nogo obucheniya. [Elektronnyy resurs] - URL: http://robotics_klen.tilda.ws (data obrashcheniya: 07.04.20)
15. Trang. Microlearning: Features, Benefits, and Drawbacks. [Elektronnyy resurs] - URL: https://atomisystems.com/elearning/microlearning-features-benefits-drawbacks/ (data obrashcheniya: 07.04.20)
16. Chulanova, O.L. Sovremennyye tekhnologii kadrovogo menedzhmenta: aktualizatsiya v rossiyskoy praktike, vozmozhnosti, riski : monografiya / O.L. Chulanova. — M. : INFRA-M, 2017. — 364 s. + Dop. materialy [Elektronnyy resurs; Rezhim dostupa http://www.znanium.com]. — (Nauchnaya mysl'). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_58fe0851975ab0/81878314
17. Chulanova O. L. Obucheniye personala na osnove kompetentnostnogo podkhoda: zadachi, problemy, metodicheskiye aspekty / O. L. Chulanova // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2016. T. 2. №. 5. C. 3-3. DOI: 10.12737/20693
18. Chulanova O.L., Timchenko YA.A. Korporativnoye obucheniye personala i metody yego otsenki: podkhody, instrumentariy, problemy i puti ikh preodoleniya // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYe» Tom 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN116.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. YAz. rus., angl. DOI: 10.15862/13EVN116