DOI 10.24411/2076-1503-2020-10632 МОНАХОВА Галина Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» e-mail: [email protected]
МОНАХОВ Данила Никитич,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: [email protected]
ПРОНЧЕВ Геннадий Борисович,
кандидат физико-математических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой методологии социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. В статье анализируются некоторые аспекты социальной трансформации образования под действием цифровизации. Развитие новых информационных инструментов, включая Интернет, привело к модификации цифровой образовательной среды. Условия пандемии выявили потребность в совершенствовании способов обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Мировая практика привела к пониманию необходимости быстрого создания конструкторов электронных курсов. В статье описываются и сравниваются современные российские инструменты: CORE, iSpring Page и iSpring Suite.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, микрообучение, электронный курс, конструктор.
MONAKHOVA Galina Anatolyevna,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of General Education of Academy of Public Administration
MONAKHOV Danila Nikitich,
Candidate of Pedagogical Sciences, Senior lecturer of the Department of Sociological Research Methodology at Faculty of Sociology of Lomonosov Moscow State University
PRONCHEV Gennadi Borisovich,
Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor,
Deputy Head of the Department of Sociological Research Methodology at the Faculty of Sociology of
Lomonosov Moscow State University
SOCIAL ASPECTS OF THE TRANSFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Annotation. The article analyzes some aspects of the social transformation of education under the influence of digitalization. The development of new information tools, including the Internet, has led to the modification of the digital educational environment. The conditions of the pandemic revealed the need to improve the ways of teaching and the use of distance education technologies.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
World practice has led to an understanding of the need to quickly create e-course designers. The article describes and compares modern Russian tools: CORE, 'Spring Page and iSpring Suite. Key words: digitalization, digital transformation, micro-training, e-course, constructor.
«Будущее - это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем.
Дороги следует не искать, а строить».
Джон Шаар [12]
В последние годы эволюция информационно-коммуникационных технологий привела к изменению качества жизни людей. Информатизация в значительной степени повлияла на образовательный процесс. Сейчас в России процесс информатизации находится в фазе цифровизации. Этому явлению способствовала тенденция, в основе которой лежит цифровое представление информации [8].
Информационные коммуникации в российском обществе подверглись модификации за счёт не только эволюционного развития средств коммуникации, но и скачкообразного перехода на современные цифровые технологии. Особенно это ярко проявилось в 2020 г. в условиях пандемии коронавируса.
Процесс цифровизация общества в нашей стране развивался равномерно, без особых скачков [8]. Но пандемия послужила катализатором в развитии цифровых технологий. Как тут не вспомнить слова Бенджамина Дизраэли: «Нет лучшего учителя, чем несчастье» [4]. Итак, социальными предпосылками цифровизации являются развитие науки и техники, средств коммуникации. Социальные условия, т.е. реальная обстановка, в которой происходит процесс цифровизации, делится на «до» и «после» начала пандемии коронави-руса.
Перечислим лишь некоторые социальные последствия цифровизации в России в сложившихся условиях. Рассмотрим изменения в образовании, происходящие под влиянием данной фазы информатизации:
1. Социализация информации, которая способствует раскрытию творческого потенциала человека. Цифровизация образования дала возможность осуществить на практике лозунг учёного в области программирования Алана Джея Перлиса: «О том, над чем мы работаем сегодня, другие подумают только завтра» [11].
2. Повышение культурного уровня россиян -развитие информационной среды до цифровой создало предпосылки для открытого, свободного и часто бесплатного доступа (особенно в условиях пандемии) к ресурсам библиотек, виртуальных музеев и выставок.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Например, можно путешествовать по лабиринтам египетских пирамид или залам Эрмитажа, посетить виртуально спектакль... Резко увеличилось число людей, ставших потребителями такой информации.
3. Рост опосредованной (через компьютер или гаджет) коммуникации. К этому привела максимальная изоляция индивида, которая усилилась в условиях пандемии.
4. Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности и выявление ряда проблем, связанных с использованием персональных компьютеров и гаджетов. Пандемия показала недостаточный уровень владения современными технологиями учителями и ППС (профессорско-преподавательский состав). Поэтому сейчас во всех регионах срочно началось обучение педагогического персонала в области совершенствования компетенций по владению современными дистанционными образовательными технологиями.
5. Возникновение новых профессий. Например: игровоспитатель - специалист, который создает образовательные программы и занимается с детьми удалённо, используя ПК или гаджет; разработчик образовательных траекторий - профессионал, создающий «маршрут» обучения; проктор - человек, наблюдающий за тестируемым через экран монитора.
Запустил цифровую трансформацию в российском образовании Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».
Цифровая трансформация в российском образовании рассматривается в следующих контекстах:
1) применение цифровых технологий с целью автоматизации различных процессов деятельности образовательных организаций;
2) внедрение комплекса цифровых технологий с целью построения такой модели обучения, которая будет базироваться на эффективном применении этих технологий для решения профессиональных задач. Цифровая трансформация ведёт к обновлению модели образовательного процесса на основе применения современных цифровых технологий. На наших глазах зарождается смешанная образовательная модель, при которой наряду с очным
обучением применяются разнообразная компьютерная техника, мобильные устройства, а также сетевые ресурсы и инструменты виртуальной среды. Традиционное очное обучение трансформируется в цифровое, в котором современные информационно-коммуникационные технологии направлены на усиление учебной визуализации, информационной насыщенности образовательного процесса и активное применение дистанционных образовательных технологий. Как мы отмечали ранее, интерес к дистанционным образовательным технологиям в России традиционно большой [14].
В современное цифровое образование включают онлайн-курсы и системы управления образованием, позволяющие осуществлять смешанное обучение, и использование технологий дополненной и виртуальной реальностей, анализа больших данных, искусственного интеллекта, достижений робототехники.
В условиях цифровизации проще осуществить на практике персонализированный подход к обучающимся, учитывая потребности и особенности личности, в т.ч. и детей с особенностями развития. Цифровая среда способна создать равные возможности для всех.
Дистанционное обучение в условиях пандемии выявило ряд социальных проблем: необходимая техника, доступ к Сети и онлайн-инструменты оказались доступны не всем и не везде.
Цифровое образование станет эффективным и получит массовое распространение, только когда будет защищено законодательно, будут разработаны нормы нагрузки как на обучающих, так на обучающихся; а педагоги будут обладать достаточными и необходимыми компетенциями для работы в цифровой среде. «Плох тот учитель, который не учится или учится совсем мало», -писал Максим Горький [3].
Цифровая трансформация повлияла на традиционную модель образовательного взаимодействия «учитель-ученик». Теперь появились «посредники»: персональные компьютеры и личные мобильные гаджеты.
Цифровизация преобразует роль учителя из транслятора знаний в навигатора по многообразному образовательному контенту и фасилитатора в работе с группой [11].
Следующая тенденция цифровой трансформации - модификация традиционного образования в онлайн-образование. Уже сейчас можно
наблюдать расширение учебной аудитории до бесконечных размеров за счёт онлайн сервисов (например, бесконечных виртуальных досок).
В эпоху цифровой трансформации возник социальный феномен - новый формат - микрообучение. Само название говорит о том, что это обучение небольшим количеством учебной информации с концентрацией на определенной теме или задаче [6].
Такой формат обучения особенно привлекателен для современных молодых людей, живущих в онлайн-пространстве. Ведь «современный человек проводит в смартфоне больше 6 часов в день, и с каждым годом этот показатель растет. Если представить, что каждый человек тратит на сон 8 часов в день, то получается, что 40% нашего бодрствования проходит в Сети» [2].
Микрообучение согласуется с образовательной моделью Bring Your Own Device (англ. «принеси свое собственное устройство»). Хотя, на наш взгляд, для решения социальной проблемы цифрового неравенства следует использовать в образовании модель Choose Your Own Device (англ. «выбери свое устройство»), в которой образовательная организация предоставляет своим обучающимся и педагогическому персоналу те устройства, которые организация сама приобрела [7]. Условия пандемии показали состоятельность такого решения.
Несмотря на то что в условиях пандемии стали доступны ряд образовательных платформ (РЭШ, Яндекс.Учебник, Яндекс.Репетиор, ЯКласс, Lecta,Uchi.ru и др.), многих учителей представленные учебные материалы не удовлетворили, возникла потребность в разработке авторских курсов, микрозанятий.
В сложившихся условиях начали быстро возникать разнообразные конструкторы курсов. iSpring Page - новейший российский конструктор для создания микрокурсов (типа многостраничного лонгрида). Сохранять созданный курс лучше в SCORM, чтобы загрузить в любую систему дистанционного обучения, а знакомиться с материалом можно как на персональном компьютере, так и на любом мобильном устройстве [9] (рис. 1). Перед вами пример курса «Геймификация в образовании» [1], выполненного с помощью данного конструктора, представлен на рис. 2. Как видно, он представляет статью или страницу сайта с мультимедийными вставками и интерактивным опросом.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Рис. 1. Использование различных устройств для обучения на курсе [1].
Рис. 2. Пример курса «Геймификация в образовании», выполненного с помощью iSpring Page [1].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Другой российский инструмент для создания микрокурсов - CO RE- проект Агентства стратегических инициатив. По сравнению с iSpring Page конструктор CORE обладает более широким ассортиментом тестовых вопросов [13]. Но следует заметить, что команда iSpring готовит скорое расширение возможностей инструмента. CORE позволяет ввести созданные в Learningapps интерактивные задания, дидактические игры.
Если сравнивать внешний вид полученных образовательных продуктов, то микрокурс, созданный с помощью iSpring Page, выглядит как «традиционный» лонгрид - страница - формат подачи материалов в интернете: текст, разделённый на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и проч.), а с помощью CORE - как лонгрид-слай-дер (рис. 3).
Рис.3. Внешний вид авторского микрокурса, созданного с помощью CORE.
Существует ещё один российский конструк- устройствах; записывать аудио- и видеосопрово-
тор курсов фирмы iSpring - iSp ring Suite. Он даёт ждение; добавлять тесты и опросы, внедрять 14
возможность создавать интерактивные курсы видов интерактивностей [9, 10]. (рис. 4), доступные для просмотра на мобильных
Рис. 4. Пример авторского микрокурса, созданного с помощью iSpring Suite [9].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Это программное обеспечение более широких возможностей, т.к. с помощью него можно создавать полноценные курсы. Благодаря феномену микрообучения трансформируется цифровая образовательная среда. Курсы начинают модифицироваться в системы модулей - микрозанятий. Отличительной чертой этого конструктора является наличие режима перехода для слабовидящих, что в последнее время является чрезвычайно актуальным для российского общества [15]. Для этого надо нажать на значок очков, тогда шрифт текста станет больше. Более того, создателю курса для оформления предлагаются разнообразные шаблоны, анимированные персонажи, фоны, иконки и интерактивности.
Социальными задачами современного преподавателя в условиях цифровизации образования становится не только передача знаний, организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса, не только разработка курса, его контента, но и регулярное обновление его в соответствии с новыми технологиями, отслеживание цифровых образовательных ресурсов и библиотек, где все эти материалы представлены.
Одной из первых задач национального проекта «Образование» является «повышение мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс». Социальный результат - феномен геймификации не только в образовании, но и в социальной жизни, на производстве, в бизнесе. Геймификация - это использование игровых элементов и механик в любом неигровом контексте. Она призвана создать такую информационно-обучающую среду, которая способствует раскрытию творческих способностей и мотивирует самообразование личности. «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы», - писал в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко [5]. Геймифика-ция является тем средством, которое побуждает желание к познавательному процессу.
Цифровизация образования, онлайн-обуче-ние, мобильное образование, геймификация требуют от преподавателя умений использовать современные инструменты для создания учебного контента и реализации на практике нацпро-екта «Образование».
Итак, цифровая трансформация в образовании - это культурные, кадровые и технологические модификации. Двигателем таких изменений в современном образовании являются достижения в области аналитики, искусственного интеллекта, мобильных устройств и т.д.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020
Список литературы:
[1] Геймификация в образовании / Интернет-ресурс master.ispring.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://master.ispring.ru/page/edit/ longread/brs68e79rlip9koalkkg?state=all (дата обращения: 10.06.2020).
[2] Герасюкова М. Чуть меньше сна: сколько времени россияне сидят в интернете / Газета.Ру [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.gazeta.ru/tech/2020/02/12/12956929/we_are_ social.shtml (дата обращения: 11.07.2020).
[3] Горький М. Цитаты о школьной жизни. Афоризмы об учителях и учениках, о школе и об учебе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://financloansinvest.ru/materialy/citaty-o-shkolnoi-zhizni-aforizmy-ob-uchitelyah-i-uchenikah-o-shkole-i.html (дата обращения: 17.07.2020).
[4] Дизраэли Б. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ru.citaty.net/tsitaty/624370-bendzhamin-dizraeli-net-luchshego-uchitelia-chem-neschaste (дата обращения: 17.07.2020).
[5] Макаренко А.С. Педагогическая поэма. -М.: Педагогика, 1981. - С. 504 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedlib.ru/ Books/2/0068/2_0068-504.shtml (дата обращения: 17.07.2020).
[6] Микрообучение / Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Микрообучение (дата обращения: 27.06.2020).
[7] Монахов Д.Н., Монахова Г.А., Монахов Н.В., Прончев Г.Б. Дистанционные образовательные технологии в условиях инновационного развития России. - М.: МАКС Пресс, 2013. - 132 с.
[8] Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. От цифры к цифровому обществу // Вопросы политологии. -2020. - Т. 10. - № 6(58). - С. 1763 - 1771. DOI: 10.35775/PSI.2020.58.6.008
[9] Монахов Н.В., Монахова Г.А. Сравнительный анализ программных средств для разработки образовательных продуктов // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 9 (99). - С. 111-116.
[10] Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Инструментальные возможности iSpring Suite 7 для дистанционного обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2015. - № 2 (92). - С. 67-73.
[11] Перлис А. Цитаты известных личностей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// ru.citaty.net/tsitaty/2058782-alan-perlis-deviz-issledovatelskoi-laboratorii-o-tom-nad-ch (дата обращения: 17.07.2020).
[12] Шаар Дж. Цитаты известных людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// citaty.info/man/dzhon-shaar (дата обращения: 17.07.2020).
[13] CORE Платформа для онлайн-обуче-ния. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://live.coreapp.ai/main (дата обращения: 12.06.2020).
[14] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians' attitude to distance learning: a runet survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -2019. - V. 18. - N. 11. - P. 370 - 384. DOI: 10.26803/ ijlter.18.11.22
[15] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Proncheva N.G. The range of communication topics of the visually impaired in the internet communities // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2020. -V. 8. - N. 4. - P. 301 - 314. DOI: 10.18510/ hssr.2020.8431
Spisok literatury:
[1] Gejmifikaciya v obrazovanii / Internet-resurs master.ispring.ru [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dos-tupa: https://master.ispring.ru/page/edit/longread/ brs68e79rlip9koalkkg?state=all (data obrashcheniya: 10.06.2020).
[2] Gerasyukova M. Chut' men'she sna: skol'ko vremeni rossiyane sidyat v internete / Gazeta.Ru [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. gazeta.ru/tech/2020/02/12/12956929/we_are_social. shtml (data obrashcheniya: 11.07.2020).
[3] Gor'kij M. Citaty o shkol'noj zhizni. Aforizmy ob uchitelyah i uchenikah, o shkole i ob uchebe [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://finan-cloansinvest.ru/materialy/citaty-o-shkolnoi-zhizni-aforizmy-ob-uchitelyah-i-uchenikah-o-shkole-i.html (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[4] Dizraeli B. Citaty izvestnyh lichnostej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.citaty. net/tsitaty/624370-bendzhamin-dizraeli-net-luchshe-go-uchitelia-chem-neschaste (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[5] Makarenko A.S. Pedagogicheskaya poema.
- M.: Pedagogika, 1981. - S. 504 [Elektronnyj resurs].
- Rezhim dostupa: http://pedlib.ru/ Books/2/0068/2_0068-504.shtml (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[6] Mikroobuchenie / Vikipediya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Mikroobuchenie (data obrashcheniya: 27.06.2020).
[7] Monahov D.N., Monahova G.A., Monahov N.V., Pronchev G.B. Distancionnye obrazovatel'nye tekhnologii v usloviyah innovacionnogo razvitiya Rossii. - M.: MAKS Press, 2013. - 132 s.
[8] Monahov D.N., Pronchev G.B. Ot cifry k cifrovomu obshchestvu // Voprosy politologii. - 2020. - T. 10. - № 6(58). - S. 1763 - 1771. DOI: 10.35775/ PSI.2020.58.6.008
[9] Monahov N.V., Monahova G.A. Sravnitel'nyj analiz programmnyh sredstv dlya razrabotki obrazo-vatel'nyh produktov // Distancionnoe i virtual'noe obu-chenie. - 2015. - № 9 (99). - S. 111-116.
[10] Monahova G.A., Monahov D.N. Instrumen-tal'nye vozmozhnosti iSpring Suite 7 dlya distancion-nogo obucheniya // Distancionnoe i virtual'noe obu-chenie. - 2015. - № 2 (92). - S. 67-73.
[11] Perlis A. Citaty izvestnyh lichnostej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ru.citaty. net/tsitaty/2058782-alan-perlis-deviz-issledovatel-skoi-laboratorii-o-tom-nad-ch (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[12] Shaar Dzh. Citaty izvestnyh lyudej [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://citaty. info/man/dzhon-shaar (data obrashcheniya: 17.07.2020).
[13] CORE Platforma dlya onlajn-obucheniya. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// live.coreapp.ai/main (data obrashcheniya: 12.06.2020).
[14] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Pronchev K.G., Krichever E.I. Russians\' attitude to distance learning: a runet survey // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. -2019. - V. 18. - N. 11. - P. 370 - 384. DOI: 10.26803/ ijlter.18.11.22
[15] Pronchev G.B., Goncharova I.V., Proncheva N.G. The range of communication topics of the visually impaired in the internet communities // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2020. - V. 8. - N. 4. - P. 301 - 314. DOI: 10.18510/hssr.2020.8431
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020