ЭКОНОМИКА УПРАВЛЕНИЯ, МЕНЕДЖМЕНТ
I_
Панина В.А.
Магистрант направления «Управление персоналом» Сургутский государственный университет, г. Сургут, специалист по подбору персонала. Нефтеюганский филиал Акционерного общества «Сибирская сервисная
компания» Panina V.A.
Undergraduate in Human Resources, Surgut State University, Surgut recruiting specialist. Nefteyugansk branch Joint Stock Company "Siberian
Service Company"
Чуланова О.Л.
Д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом, Сургутский государственный
университет, г. Сургут Chulanova O.L.
Doctor of Economics, Professor, Department of State and Municipal Administration and Personnel Management, Surgut State University, Surgut
«DIGITAL-LEARNING» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
«Digital-learning» as an innovative technology for stuff training
Аннотация. В статье рассмотрены основные определения инновационных методов обучения персонала, даны их основные характеристики. Рассмотрены основные аспекты технологии «Digital-learning», отмечены ее характерные особенности, преимущества и недостатки.
Ключевые слова: обучение персонала, инновационные технологии, e-learning, digital-learning.
The article discusses the basic definitions of innovative methods of personnel training, their basic characteristics are given. The main aspects of the Digital-learning technology are considered, its characteristic features, advantages and disadvantages are noted.
Keywords: stuff training, innovative technology, e-learning, digital-learning.
Множество современных организаций направлены на укрепление своей конкурентоспособности за счет увеличения стоимости человеческого капитала, посредством развития и обучения персонала. Каждая организация подходит к вопросу обучения сотрудников исходя из собственных целей, своей внешней и внутренней среды, потребности в профессиональных кадрах. Некоторые руководители предпочитают отправлять работников в специализированные тренинговые центры, другие нанимают профессионального тьютора или формируют собственные учебные центры. Однако, риск применения данных методов остается велик, ведь временные затраты на организацию такого обучения существенно снижают эффективность деятельности организации. Именно поэтому, применение инновационных технологий обучения сегодня является одним из перспективных направлений развития организаций.
Различные современные исследователи, такие как Е.В. Шестакова [1, с. 2278], Виниченко М.В., Ушаков Д.В., Кириллов А.В., Мельничук А.В., Чуланова О.Л., [2] приводят обобщенное понятие инновационных технологий в обучении персонала. По их мнению, под инновационными технологиями обучения персонала понимаются системы, процессы, методы развития персонала, существенно отличающиеся от общепринятых, и не получившие широкого распространения в современных практиках. Также авторы рассматривают их как любую форму обучения сотрудников, которая выходит за рамки организованных программ формального характера.
Инновационные технологии обучения персонала позволяют сотрудникам предприятия получать знания без четкой привязки к месту и времени, что позволяет реализовывать обучающие программы в рамках концепции непрерывного обучения. Современные авторы выделяют несколько инновационных технологий обучения персонала.
Плугина Ю.А. определяет ряд современных технологий обучения персонала, к которым относит buddying и shadowing, как технологии позволяющие проводить целенаправленное профессиональное обучение сотрудников на местах, способствующих заполнению "узких мест" в существующих навыках работников [3].
Шапошникова А.А. в своей работе «Геймификация как новая модель профессионального развития персонала» рассматривает геймификацию как одну из современных эффективных технологий обучения персонала, с возможностью реального применения в условиях функционирования российских компаний [4].
Чуланова О.Л. в своем исследовании рассматривает наиболее эффективные технологии обучения персонала (buddying, shadowing, коучинг, геймификация). [5, с. 4,5]. Характеристика данных инновационных технологий обучения персонала приведена в таблице 1.
Таблица 1. Современные технологии обучения персонала и их характеристика [5]
Технология Характеристика
Buddying Базируется на непрерывном предоставлении обратной связи от наставника обучающемуся, при процессе обучения. Главной целью «Партнера» является представление объективной оценки деятельности работника и определение выводов. Данная технология строится на равноправии обоих участников такого процесса
Shadowing Подразумевает совместную деятельность наставника и обучающегося, при котором ученик следует за учителем «как тень» в течение определенного рабочего времени. В процессе обучающийся наблюдает за выполнением своих будущих профессиональных задач, с возможностью получения обратной связи по окончание рабочего дня
Коучинг Представляет собой индивидуальный тренинг обучаемого и наставника, который выступает для обучающегося в роли проводника. С помощью различных вопросов коуч помогает человеку определить вектор будущего развития, помогает осознать свои силы и проблемные места
Геймификация Геймификация направлена на стимулирование и мотивацию обучения работников, посредством игровых техник и развития игрового мышления у работников. Игровые элементы в обучении способны существенно повысить мотивацию работников, так как итогом игры всегда является получение приза, обладание ресурсами, повышение статуса игрока и многое другое
По мнению одного из ведущих мировых исследователей в области управления талантами, Джоша Берсина, на сегодняшний день одной из передовых технологий обучения персонала можно считать обучение в среде «Digital learning». Современный сотрудник хочет получать быстрый и полный доступ к обучающей информации, иметь возможность применять полученные знания на практике незамедлительно. Главное отличие обучения «Digital learning» от иных технологий обучения персонала заключается в том, что процесс обучения сотрудника построен на применении инновационных платформ [6].
Можно выделить несколько признаков, отличающих современных участников цифрового обучения:
• высокая потребность в саморазвитии, принятие на себя ответственности за ее реализацию;
• осуществление широкой сети контактов с различными субъектами и использование этих связей для будущего развития;
• необходимость быстрого обучения, нацеленного на практический результат;
• преобладание пользы информации над ее развлекательным и всестороннем характером.
Формирование программ обучения «Digital learning» происходит посредством трансформации большого пласта контента в микро- и макроконтент. Микро-контент включает в себя краткую информацию, которую человек может освоить максимально за 10 минут. Такой контент может включать в себя видео, посты в социальных сетях, блоги, которые способствуют получению новых знаний. Макро-контент предназначен для обучения специалиста новым темам. Обычно информация в данном контексте разделена на блоки, которым необходимо уделить некоторое время. Такое обучение может быть реализовано в рамках нескольких видеоуроков, симуляцией ситуаций, тренингов, оно также может включать в себя очные блоки, упражнения, а также групповые обсуждения.
Одними из наиболее значимых каналов обучения персонала в среде «Digital learning» являются:
1. модули E-learning - передача знаний, осуществляемая с помощью современных Интернет-технологий. Данный канал реализуется через компании и обучающие центры, специализирующиеся на разработке профессиональных дистанционных программ обучения персонала. К наиболее популярным из них можно отнести: Eduson, Lendwings, Zillion, «Деловая среда», Нетология. Также к ним относятся дистанционное обучение в университетах на площадках LektoriumTV, ИНТУИТ, «Открытое образование»;
2. онлайн видео-обучение представляет собой набор контента в виде видеороликов различной продолжительности, формирующих собой темы профессионального обучения. Такое обучение может проходить как в рамках самостоятельных занятий, так и как дополнение к традиционным технологиям обучения. Видео-контент является самым простым для восприятия человека, визуализация позволяет повышать эффективность информации посредством сегментирования блоков информации, широкого применения иллюстрирования. Также работник всегда сможет вернуться к интересующей его теме, в отличие от очных тренингов;
3. мгновенные сообщения реализуются в виде постоянной, непрерывной связи тьютора с обучающимся посредством мессенджеров, электронной почты, корпоративных коммуникационных сетей. Некоторые предприятия применяют возможности современных социальных сетей, в виде создания специализированных групп с возможностями общения, проведения голосований, открытых диалогов и др. Данный канал позволяет в режиме реального времени провести коммуникацию с тьютором в рамках интересующего обучающегося вопроса, с возможностью использования ссылок контента, приведением реальных примеров (в рамках теоретического обучения), проведением прямых трансляций [7];
4. учебные порталы способны аккумулировать большой объем разносторонней обучающей информации с разделением ее на разделы, темы,
с применением различных форм контента. Обучение может происходить в удобное для работника время, при этом доступно обучение с применением современных гаджетов. В рамках использования учебных порталов персонал может ознакамливаться не только с теоретической информацией, но также выполнять практические задания и тесты, поддерживать связь с тьютором, вступать в коллективные обсуждения и др.
Данные каналы уже активно внедряются на предприятиях и имеют высокий уровень влияния. К каналам обучения, находящимся на этапе внедрения можно отнести: виртуальное обучение, мобильное обучение, корпоративные порталы, сервисы для совместной работы. На этапе эксперимента в данный момент находятся такие каналы: блоги, микроблоги, вики, VR, боты.
Однако, существует ряд проблемных моментов, которые необходимо учитывать при внедрении данной технологии обучения:
1 высокий уровень затрат на профессиональных разработчиков платформ обучения;
2 отсутствие прямой коммуникации обучающегося с тьютором;
3 необходимость построения устойчивой электронной инфраструктуры на местах обучения.
Таким образом, применение инновационных технологий обучения персонала способно укрепить предприятие, повысить его конкурентоспособность, способствовать повышению экономических результатов его деятельности. Технология «digital-learning» с точки зрения практического применения позволяет повысить уровень качества обучения сотрудников, снизить временные затраты на обучение, а также ориентировать потребность персонала в обучении на получение ускоренного практического результата.
Список использованных источников
1. Шестакова Е.В. Инновационные методы обучения персонала //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры / Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2015, 135 с.
2. Vinichenko, M.V., Ushakov, D., LI, N.P., Kirillov, A.V., Melnichuk, A.V. & Chulanova, O.L. (2019). The impact of the training system on a company's attractiveness, Revista Espacios. Vol. 40 (19): 11. [Электронный ресурс] URL:https://www.revistaespacios.com/a19v40n19/19401911.html (дата обращения 10.02.2020)
3. Плугина Ю. А. Современные методы профессионального развития персонала предприятия // Вюник економши транспорту i промисловость 2013. №43. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-professionalnogo-razvitiya-personala-predpriyatiya.
4. Шапошникова А. А. Геймификация как новая модель профессионального развития персонала // Вестник науки и образования. 2016. №7 (19). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-novaya-model-professionalnogo-razvitiya-personala (дата обращения: 23.10.2019).
5. Чуланова, О. Л. Современные технологии кадрового менеджмента: актуализация в российской практике, возможности, риски : монография / О.Л. Чуланова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 364 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс] URL: http://www.znanium.com]. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography 58fe0851975ab0/81878314 (дата обращения 12.12.2019)
6. Josh Bersin The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned PUBLISHED MARCH 27, 2017 ■ UPDATED AUGUST 14, 2019 -[Электронный ресурс] URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (дата обращения 22.0.2020)
7. Аминул Л.Б., Чайка Л.В. Электронное дистационное обучение c использованием сервисов web 2. 0 // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2016. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-distatsionnoe-obuchenie-cispolzovaniem-servisov-web-2-0. (дата обращения 12.01.2020)
Spisok ispol'zovannykh istochnikov i literatury
1. Shestakova Ye.V. Innovatsionnyye metody obucheniya personala //Universitetskiy kompleks kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury / Materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem). 2015, 135 s.
2. Vinichenko, M.V., Ushakov, D., LI, N.P., Kirillov, A.V., Melnichuk, A.V. & Chulanova, O.L. (2019). The impact of the training system on a company's attractiveness, Revista Espacios. Vol. 40 (19): 11. [Elektronnyy resurs] URL:https://www.revistaespacios.com/a19v40n19/19401911.html (data obrashcheniya 10.02.2020)
3. Plugina YU. A. Sovremennyye metody professional'nogo razvitiya personala predpriyatiya // Visnik yekonomiki transportu i promislovosti. 2013. №43. [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-professionalnogo-razvitiya-personala-predpriyatiya.
4. Shaposhnikova A.A. Geymifikatsiya kak novaya model' professional'nogo razvitiya personala // Vestnik nauki i obrazovaniya. 2016. №7 (19). [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-kak-novaya-model-professionalnogo-razvitiya-personala (data obrashcheniya: 23.10.2019).
5. Chulanova, O.L. Sovremennyye tekhnologii kadrovogo menedzhmenta: aktualizatsiya v rossiyskoy praktike, vozmozhnosti, riski : monografiya / O.L. Chulanova. — M. : INFRA-M, 2017. — 364 s. + Dop. materialy [Elektronnyy resurs] URL: http://www.znanium.com]. — (Nauchnaya mysl'). —
www.dx.doi.org/10.12737/monography_58fe0851975ab0/81878314 (data
obrashcheniya 12.12.2019)
6. Josh Bersin The Disruption of Digital Learning: Ten Things We Have Learned PUBLISHED MARCH 27, 2017 ■ UPDATED AUGUST 14, 2019 -[Elektronnyy resurs] URL: https://joshbersin.com/2017/03/the-disruption-of-digital-learning-ten-things-we-have-learned/ (data obrashcheniya 22.0.2020)
7. Aminul L.B., Chayka L.V. Elektronnoye distatsionnoye obucheniye c ispol'zovaniyem servisov web 2. 0 // Vestnik AGTU. Seriya: Upravleniye, vychislitel'naya tekhnika i informatika. 2016. №1. [Elektronnyy resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-distatsionnoe-obuchenie-cispolzovaniem-servisov-web-2-0. (data obrashcheniya 12.01.2020)