Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОГО КАРТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОГО КАРТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТ ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОГО КАРТИРОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна

В статье актуализируется проблема формирования учебно-познавательной компетенции студентов вуза. В качестве средства формирования учебно-познавательной компетенции студентов рассматривается технология личностно-ресурсного картирования. Автором выявлены и обоснованы педагогические условия формирования учебно-познавательной компетенции студентов посредством технологии личностно-ресурсного картирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PERSONAL-RESOURCE MAPPING AS A MEANS OF FORMING EDUCATIONAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article actualizes the problem of formation of educational and cognitive competence of university students. As a means of forming the educational and cognitive competence of students, the technology of personal resource mapping is considered. The author identifies and substantiates the pedagogical conditions for the formation of educational and cognitive competence of students through the technology of personal resource mapping.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОГО КАРТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация:учебное пособие. - М.: Слово/Slovo, 2000.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Горшенина Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО-РЕСУРСНОГО КАРТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования учебно-познавательной компетенции студентов вуза. В качестве средства формирования учебно-познавательной компетенции студентов рассматривается технология личностно-ресурсного картирования. Автором выявлены и обоснованы педагогические условия формирования учебно-познавательной компетенции студентов посредством технологии личностно-ресурсного картирования.

Ключевые слова: учебно-познавательная компетенция, студент вуза, технология личностно-ресурсного картирования, педагогические условия.

Annоtation. The article actualizes the problem of formation of educational and cognitive competence of university students. As a means of forming the educational and cognitive competence of students, the technology of personal resource mapping is considered. The author identifies and substantiates the pedagogical conditions for the formation of educational and cognitive competence of students through the technology of personal resource mapping.

Keywords: educational and cognitive competence, university student, technology of personal resource mapping, pedagogical conditions.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Технология личностно-ресурсного картирования в формировании учебно-познавательной компетенции

студентов»

Введение. Процессы модернизации образования в последнее время актуализировали проблему подготовки компетентных специалистов, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, максимальным коэффициентом самоотдачи, способных преодолевать конкуренцию на рынке труда. Решение данной задачи требует от педагога готовности к постоянному самосовершенствованию, самоизменению, саморазвитию и самореализации в области профессиональной деятельности. В связи с этим в контексте профессиональной подготовки студентов в вузе возникла необходимость повышения эффективности самостоятельной учебной деятельности. С позиции компетентностной парадигмы образования особую значимость приобретает формирование учебно-познавательной компетенции студентов как компонента профессиональной компетентности, овладением технологиями учебно-познавательной деятельности [3].

Решение обозначенной задачи обеспечивается определением конкретных технологий профессиональной подготовки студентов в вузе. Значительным потенциалом в формировании учебно-познавательной компетенции обладает технология личностно-ресурсного картирования, которая представляет собой дидактическое средство, нацеленное на освоение способов учебной и научно-исследовательской деятельности, формирование субъектной позиции обучающихся. Особая значимость применения технологии личностно-ресурсного картирования в подготовке студентов заключается в том, что она позволяет расширить образовательное пространство обучающегося в соответствии с современным пониманием открытости образования, обеспечивает возможность организации командной работы, а также выстраивать направления индивидуального образовательного движения студента.

Целью статьи является обоснование педагогических условий формирования учебно-познавательной компетенции студентов посредством технологии личностно-ресурсного картирования.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ научной литературы показал, что в современных исследованиях нашли отражение основные аспекты формирования учебно-познавательной компетенции студентов: учебно-познавательная компетенция рассматривается как одна из ключевых компетенций обучающегося (И.А. Зимняя [5], А.В. Хуторской [8]), определена сущность и структура учебно-познавательной компетенции обучающихся (С.Г. Воровщиков [1]), рассматриваются возможности образовательного процесса вуза в формировании учебно-познавательной компетенции студентов (А.И. Забалуева [4], П.В.Середенко [7]).

Основываясь на результатах данных исследований отметим, что учебно-познавательная компетенция имеет важное значение при организации самостоятельной учебной деятельности студентов вуза в процессе аудиторной и внеаудиторной работы. Данная компетенция предполагает наличие совокупности знаний, умений и способов деятельности по добыванию, переработке и применению информации. Учебно-познавательная компетенция обеспечивает формирование учебно-познавательного опыта студента, определяющего способность к управлению учебно-познавательной деятельностью в соответствии с ее логической структурой: от целеполагания до контрольно-оценочной и рефлексивной деятельности.

Анализ научной литературы (С.Г. Воровщикова, А.И. Забалуева, П.В. Середенко) позволяет констатировать, что эффективное формирование учебно-познавательной компетенции студентов вуза зависит от выбора интерактивных форм и технологий организации учебной деятельности.

Рассмотрим возможности технологии личностно-ресурсного картирования как средства формирования учебно-познавательной компетенции студентов вуза.

Технология личностно-ресурсного картирования представляет собой инструмент, обеспечивающий педагогическое сопровождение обучающихся в процессе их учебно-познавательной деятельности, в качестве продукта которой выступает личностно-ресурсная карта, подготовленная на основе субъективного анализа и

оценки учебного материала. Личностно-ресурсная карта представляет собой конструкт, позволяющий систематизировать и обобщать информацию, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию освоения материала учебной дисциплины, проводить исследование [6]. Данная технология позволяет определять векторы личностного и профессионального развития, самоопределения в контексте учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности студента.

На основе анализа литературы нами определены виды личностно-ресурсных карт, направленных на формирование учебно-познавательной компетенции студентов вуза: граф-схема, fishbones, SWOT-анализ, блок-структура.

Технология личностно-ресурсного картирования обладает широкими возможностями для формирования структурных компонентов учебно-познавательной компетенции студентов, среди которых нами определены когнитивный, мотивационно-отношенческий, деятельностно-рефлексивный. Данная технология может применяться как на лекционных, так и на семинарских занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и в командной работе.

При формировании когнитивного компонента учебно-познавательной компетенции технология личностно-ресурсного картирования позволяет акцентировать внимание студентов на работе с информационными ресурсами, актуализирует знания о способах получения и обработки информации.

Мотивационно-отношенческий компонент учебно-познавательной компетенции формируется на этапе создания личностно-ресурсной карты, а также представления результатов деятельности в коллективной дискуссии через осознание собственной позиции, системы ценностей, жизненных установок, мироощущения.

Использование технологии личностно-ресурсного картирования позволяет формировать совокупность умений (целеполагания, проектирования, анализа, оценки), составляющих ядро деятельностно-рефлексивного компонента учебно-познавательной компетенции.

В результате исследования выявлены педагогические условия использования технологи личностно-ресурсного картирования в формировании учебно-познавательной компетенции студентов вуза.

К данным педагогическим условиям относятся:

- личностно-смысловое отношение студентов к учебно-познавательной деятельности при осуществлении личностно-ресурсного картирования;

- использование разноуровневых заданий по проектированию личностно-ресурсных карт, обеспечивающих формирование структурных компонентов учебно-познавательной компетенции студентов;

- использование методического сопровождения в процессе создания личностно-ресурсных карт.

Первое педагогическое условие заключается в учете личностно-смыслового отношения студентов к

учебно-познавательной деятельности при проектировании личностно-ресурсной карты. При этом важен выбор информационных ресурсов, приемов работы с учебно-методической и научной литературой, позволяющих овладевать операциями учебно-познавательной деятельности. Немаловажное значение в формировании учебно-познавательной компетенции студентов имеет проявление интереса и положительной мотивации к работе с различными источниками информации, умение самостоятельно отбирать, анализировать, систематизировать, обобщать материалы, проводить классификацию; наличие качеств, определяющих позицию активного субъекта учебно-познавательной деятельности; наличие личностной готовности к учебно-познавательной деятельности.

Учет личностно-смыслового отношения студентов к учебно-познавательной деятельности студентов позволяет определить содержательные и процессуальные основы формирования учебно-познавательной компетенции студентов посредством технологии личностно-ресурсного картирования (характер учебно-познавательной деятельности, постепенное нарастание сложности и проблемности заданий), а также критерии оценивания результатов спроектированной карты (распределенный контроль, балльно-рейтинговая система оценивания).

Второе педагогическое условие обращено к использованию разноуровневых заданий по проектированию личностно-ресурсных карт, обеспечивающих формирование структурных компонентов учебно-познавательной компетенции студентов вуза.

Проектирование личностно-ресурсной карты должно основываться на фактическом учебном материале, а также быть приближенным к реальной профессиональной деятельности будущего специалиста. При создании карты студент должен столкнуться с некоторой задачей, предполагающей анализ информации, разбором сути проблемы, определения путей ее решения. С помощью личностно-ресурсного картирования преподаватель создает условия, при которых студент оказывается в состоянии затруднения.

На основе анализа литературы нами определены следующие виды личностно-ресурсных ресурсных карт, ориентированных на формирование учебно-познавательной компетенции студентов педагогического вуза: карты, направленные на формирование стиля педагогического мышления; карты, позволяющие проектировать траекторию профессионально-личностного развития; карты, направленные на решение практико-ориентированных задач профессиональной деятельности педагога; карты, позволяющие выполнить задания исследовательского характера.

Задания по проектированию карт, нацеленных на формирование стиля педагогического мышления, характеризуются тем, что содержание заданий наполнено педагогическим содержанием, а их источником является учебная, научная литература, отражающая педагогическую действительность во всем ее многообразии. Анализ литературы позволяет систематизировать педагогическое знание, обобщить и представить в формате ресурсной карты.

Карты, направленные на проектирование траектории профессионально-личностного развития, позволяют осуществить целеполагание, смоделировать программу профессионально-личностного роста, наметить этапы, определить необходимую ресурсную базу. При этом значение имеет формирование способности студентов к самообразованию и управлению своей самостоятельной учебно-познавательной деятельностью.

Проектирование ресурсных карт, направленных на решение практико-ориентированных задач профессиональной деятельности, позволяет формировать у студентов следующие умения учебно-познавательной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия). Личностно-ресурсная карта при выполнении подобного задания предполагает выражение субъектной позиции, опосредованной ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной деятельности [2].

Проектирование личностно-ресурсных карты в процессе выполнения заданий исследовательского

характера, позволяет формировать следующие компоненты учебно-познавательной компетенции:

- когнитивный, предполагающий наличие знаний об инструментах, способах и технологиях работы с источниками информации;

- мотивационно-отношенческий, предполающий мотивированность студентов на выполнение исследовательских, творческих, поисковых заданий в процессе учебно-познавательной самостоятельной деятельности;

- деятельностно-рефлексивный, определяющий наличие умений проблематизировать, анализировать проблемы будущей профессиональной деятельности, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.

Третье педагогическое условие предполагает использование методического сопровождения при проектировании карт в процессе формировании учебно-познавательной компетенции студентов.

Методическое сопровождение мы рассматриваем как совокупность определенных действий и рекомендаций по созданию личностно-ресурсной карты, направленных на разрешение актуальных для студентов проблем будущей профессиональной деятельности, в частности, определение сути проблемы, поиск возможного пути ее решения, конструирование личностно-ресурсной карты.

В целом методическое обеспечение по работе с личностно-ресурсной картой позволяет формировать учебно-познавательную компетенцию студента, в частности, мотивировать студента на учебно-познавательную деятельность, представить инструкции, образцы и пояснения выполнения задания, сориентировать на дополнительные источники информации, актуализировать необходимые умения и способы деятельности для выполнения задания по проектированию карты.

На каждом из этапов создания карты целесообразно использовать определенный набор методических рекомендаций. На подготовительном этапе разрабатываются конкретные инструкции и задания. На ознакомительном этапе преподаватель проводит инструктаж по работе с ресурсной картой. На аналитическом этапе предлагается алгоритм обсуждения проблемы, которая в виде карты представлен студентами. На заключительном этапе даются рекомендации относительно презентации карты, предлагаются критерии оценки.

Выводы. Таким образом, для эффективного формирования учебно-познавательной компетенции студентов посредством технологии личностно-ресурсного картирования выявлены и обоснованы педагогические условия: личностно-смысловое отношение студентов к учебно-познавательной деятельности при осуществлении личностно-ресурсного картирования; использование разноуровневых заданий по проектированию карт, обеспечивающих формирование структурных компонентов учебно-познавательной компетенции студентов; использование методического сопровождения при проектировании личностно-ресурсных карт в формировании учебно-познавательной компетенции студентов.

Литература:

1. Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: монография / С.Г. Воровщиков. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 160 с.

2. Горшенина, С.Н. Учебно-профессиональная задача в подготовке будущих учителей к реализации педагогических технологий / С.Н. Горшенина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». Серия: Высшее образование: сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - XIII Осовских педагогических чтений «Образование в современном мире: новое время - новые решения» (г. Саранск, 6-7 ноября 2019 г.): [Электронный ресурс]. / редкол.: Т.И. Шукшина, Ж.А. Каско, В.И. Лаптун; Мордов. гос. пед. ин-т. - Электрон. дан. (2 Мб). - Саранск, 2019. -С. 34-39. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).

3. Горшенина, С.Н. Проектная деятельность в формировании технологической компетентности будущих педагогов / С.Н. Горшенина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. -№ 53-7. - С. 52-58.

4. Забалуева, А.И. Формирование учебно-познавательной компетенции студентов вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук / А.И. Забалуева. - Таганрог, 2010. - 201 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Ковалева, Т.М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике / Т.М. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 108-112.

7. Середенко, П.В. Формирование учебно-познавательной компетенции у студентов педагогического вуза / П.В. Середенко // Психология обучения. - 2015. - № 3. - С. 24-31.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2 (1325). - С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.