Научная статья на тему 'Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку'

Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
технология «Квест-Кроссенс» / конструирование / учебные лингвистические задания / речемыслительные задачи / иностранный язык / “quest cross-sense” technology / construction / educational linguistic tasks / speech thinking tasks / foreign language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинокая Мария Александровна, Рубцова Анна Владимировна, Ерëмин Юрий Владимирович

Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, тенденцией к увеличению доли интернационального контингента обучающихся в академической среде, а с другой стороны, тем, что современная организация иностранного языка порождает интересный феномен – лингвокреативные номинативные реалии. Эти новые языковые реалии возникают благодаря пересечению различных смыслов или стилизации речи с целью наименования социально-бытовых и культурных феноменов. Результатом таких языковых экспериментов становятся уникальные слова или выражения, которые впоследствии интегрируются в общий лексикон людей. Эти лингвокреативные номинативные речевые реалии дарят человеку возможность точнее и эффективнее описывать и обозначать окружающий мир, подчеркивая его особенности и насыщая коммуникацию людей. Они придают узнаваемость современному обществу и упрощают взаимодействие с окружающей средой. Этот феномен является результатом бесконечного творчества и эволюции иностранного языка, что делает его непременной частью лингвистической культуры. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач. Раскрывается, какое содержание вкладывается в понятие «Квест-Кроссенс». В рамках учебной дисциплины «Иностранный язык: базовый курс» студенты углубляют свои знания и навыки в области иностранного языка, приобретают практический опыт и развивают свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно выражать свои мысли и идеи, как письменно, так и устно, что будет важным в их профессиональной деятельности и взаимодействии с носителями языка. Методом теоретического анализа определен алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по иностранному языку. Описаны особенности технологии «Квест-Кроссенс» и ее значение при проведении практических занятий по иностранному языку. Раскрыты задачи, которые призвана решать технология «Квест-Кроссенс». Приведен обзор классических схем использования технологии «Квест-Кроссенс». Особый акцент сделан на представлении ключевой информации о дидактическом потенциале лингвокреативных номинативных реалий на практических занятиях по иностранному языку. В ходе исследования был разработан комплекс учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач, ранжированных в соответствии с таксономией Блума – Андерсона. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена технология «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по рассматриваемой нами дисциплине как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку в условиях университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Quest cross-sense” technology as a basis for designing linguistic tasks and speech thinking tasks in foreign languages

The relevance of the problem under study is determined on the one hand by the tendency to increase the share of international students in the academic environment, and on the other hand, by the fact that the modern organization of a foreign language generates an interesting phenomenon – linguistic creative nominative realia. These new linguistic realities arise due to the intersection of different senses or stylization of speech in order to name social and cultural phenomena. The results of such linguistic experiments are unique words or expressions, which are subsequently integrated into the general lexicon of people. These linguistic creative nominative speech realities give people the opportunity to describe and denote the surrounding world more precisely and effectively, emphasizing its features and adding value to people's communication. They make modern society recognizable and simplify interaction with the environment. This phenomenon is the result of endless creativity and evolution of a foreign language, which makes it an indispensable part of linguistic culture. The aim of the study is to present the didactic aspect of the implementation of crosssense technology in practical classes in the discipline "Foreign Language" as a basis for the design of educational linguistic tasks and thinking tasks. The essence of the “quest crosssense” concept is revealed. Students improve their knowledge and skills in the field of foreign language, acquire practical experience and develop their communicative skills to effectively express their thoughts and ideas both in writing and speaking, which will be important in their professional activity and interaction with native speakers. By the method of theoretical analysis the algorithm of “quest crosssense” technology in practical foreign language classes is defined. The authors describe the features of the quest crosssense technology and its role in conducting practical classes in a foreign language. They reveal the tasks that the quest crosssense technology is designed to solve. Special attention is paid to the presentation of key information about the didactic potential of linguistic creative nominative realities in practical foreign language classes. In the course of the research, a complex of educational linguistic tasks and speech thinking tasks ranked according to the Bloom-Anderson taxonomy was developed. The scientific novelty consists in the fact that the “quest crosssense” technol-ogy is proposed and implemented in practical classes as a basis for the design of linguistic tasks and speech thinking tasks in a foreign language in the context of university education.

Текст научной работы на тему «Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 04 (апрель) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241040 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11040 УДК 378.147

Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку

"Quest cross-sense" technology as a basis for designing linguistic tasks and speech thinking tasks in foreign languages

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Одинокая Мария Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация odinokaya_ma@spbstu.ru ORCID: 0000-0002-4435-9328

Рубцова Анна Владимировна,

доктор педагогических наук, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация rubtsova_av@spbstu.ru ORCID: 0000-0002-0573-0980

Ерёмин Юрий Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор Высшей школы лингвистики и педагогики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация eremin_uv@spbstu.ru ORCID: 0000-0003-2695-1990

Maria A. Odinokaya,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation odinokaya_ma@spbstu.ru ORCID: 0000-0002-4435-9328

Anna V. Rubtsova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation rubtsova_av@spbstu.ru ORCID: 0000-0002-0573-0980

Yuriy V. Eremin,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Higher School of Linguistics and Pedagogy, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation eremin_uv@spbstu.ru ORCID: 0000-0003-2695-1990

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерёмин Ю. В. Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 04. - С. 116. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241040.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2024-11040

M. A. Odinokaya, A. V. Rubtsova, Yu. V. Eremin, "Quest cross-sense" technology as a basis for designing linguistic tasks and speech thinking tasks in foreign languages // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". -2024. - No. 04. - P. 1-16. - URL: https://e-kon-cept.ru/2024/241040.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11040

Поступила в редакцию Received 20.12.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.02.24

Принята к публикации Accepted for publication 27.02.24 Опубликована Published 30.04.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Одинокая М. А., Рубцова А. В., Ерёмин Ю. В., 2024

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, тенденцией к увеличению доли интернационального контингента обучающихся в академической среде, а с другой стороны, тем, что современная организация иностранного языка порождает интересный феномен - лингвокреативные номинативные реалии. Эти новые языковые реалии возникают благодаря пересечению различных смыслов или стилизации речи с целью наименования социально-бытовых и культурных феноменов. Результатом таких языковых экспериментов становятся уникальные слова или выражения, которые впоследствии интегрируются в общий лексикон людей. Эти лингвокреативные номинативные речевые реалии дарят человеку возможность точнее и эффективнее описывать и обозначать окружающий мир, подчеркивая его особенности и насыщая коммуникацию людей. Они придают узнаваемость современному обществу и упрощают взаимодействие с окружающей средой. Этот феномен является результатом бесконечного творчества и эволюции иностранного языка, что делает его непременной частью лингвистической культуры. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач. Раскрывается, какое содержание вкладывается в понятие «Квест-Кроссенс». В рамках учебной дисциплины «Иностранный язык: базовый курс» студенты углубляют свои знания и навыки в области иностранного языка, приобретают практический опыт и развивают свои коммуникативные навыки, чтобы эффективно выражать свои мысли и идеи, как письменно, так и устно, что будет важным в их профессиональной деятельности и взаимодействии с носителями языка. Методом теоретического анализа определен алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по иностранному языку. Описаны особенности технологии «Квест-Кроссенс» и ее значение при проведении практических занятий по иностранному языку. Раскрыты задачи, которые призвана решать технология «Квест-Кроссенс». Приведен обзор классических схем использования технологии «Квест-Кроссенс». Особый акцент сделан на представлении ключевой информации о дидактическом потенциале лингвокреативных номинативных реалий на практических занятиях по иностранному языку. В ходе исследования был разработан комплекс учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач, ранжированных в соответствии с таксономией Блума -Андерсона. Научная новизна состоит в том, что предложена и внедрена технология «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по рассматриваемой нами дисциплине как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач по иностранному языку в условиях университетского образования.

Ключевые слова

технология «Квест-Кроссенс», конструирование, учебные лингвистические задания, речемыслитель-ные задачи, иностранный язык

Благодарности

Авторы выражают благодарность студентам, проходившим обучение по дисциплине «Иностранный язык: базовый уровень» в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», за участие в экспериментальной работе.

Abstract

The relevance of the problem under study is determined on the one hand by the tendency to increase the share of international students in the academic environment, and on the other hand, by the fact that the modern organization of a foreign language generates an interesting phenomenon - linguistic creative nominative realia. These new linguistic realities arise due to the intersection of different senses or stylization of speech in order to name social and cultural phenomena. The results of such linguistic experiments are unique words or expressions, which are subsequently integrated into the general lexicon of people. These linguistic creative nominative speech realities give people the opportunity to describe and denote the surrounding world more precisely and effectively, emphasizing its features and adding value to people's communication. They make modern society recognizable and simplify interaction with the environment. This phenomenon is the result of endless creativity and evolution of a foreign language, which makes it an indispensable part of linguistic culture. The aim of the study is to present the didactic aspect of the implementation of cross-sense technology in practical classes in the discipline "Foreign Language" as a basis for the design of educational linguistic tasks and thinking tasks. The essence of the "quest cross-sense" concept is revealed. Students improve their knowledge and skills in the field of foreign language, acquire practical experience and develop their communicative skills to effectively express their thoughts and ideas both in writing and speaking, which will be important in their professional activity and interaction with native speakers. By the method of theoretical analysis the algorithm of "quest cross-sense" technology in practical foreign language classes is defined. The authors describe the features of the quest cross-sense technology and its role in conducting practical classes in a foreign language. They reveal the tasks that the quest cross-sense technology is designed to solve. Special attention is paid to the presentation of key information about the didactic potential of linguistic creative nominative realities in practical foreign language classes. In the course of the research, a complex of educational linguistic tasks and speech thinking tasks ranked according to the Bloom-Anderson taxonomy was developed. The scientific novelty consists in the fact that the "quest cross-sense" technology is proposed and implemented in practical classes as a basis for the design of linguistic tasks and speech thinking tasks in a foreign language in the context of university education.

Key words

"quest cross-sense" technology, construction, educational linguistic tasks, speech thinking tasks, foreign language

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the students who were trained in the discipline "Foreign language: basic level" at the federal state autonomous educational institution of higher education "Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University" for their participation in the experimental work.

Введение / Introduction

В современном мире наблюдения за окружающей средой в языковом пространстве подтверждают, что прослеживается четкая тенденция к способности соединять языковые единицы самыми необычными и различными способами, выражая тончайшие оттенки мысли. С точки зрения Л. А. Козлова, само явление стало рассматриваться как фактор языкового развития и языкового творчества [1]. Как справедливо отмечают Н. В. Чуйкина и Е. В. Бусурина [2], указанное лингвоявление способствует осмысленной адаптации студентов, изучающих иностранный язык.

Следует отметить одну из проблем высшей школы: студенты испытывают затруднения в высказывании собственного мнения, вступлении в дискуссию и т. п. Решение данной проблемы может лежать в плоскости применения более современных технологий обучения и включения их в повседневную практику обучения подопечных. В связи с этим актуальной задачей современного образования в высшей школе является практическое применение технологии развития креативного потенциала будущих специалистов. На наш взгляд, одной из таких технологий может стать технология «Квест-Кроссенс».

Цель данного исследования заключается в разработке, научно-теоретическом обосновании и проверке эффективности технологии «Квест-Кроссенс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине.

Объект исследования - процесс обучения иностранному языку в высшей школе.

Предмет исследования составляет технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине, направленная на развитие когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов.

Организация практических занятий по дисциплине «Иностранный язык» будет эффективной: если выявить и описать дидактический потенциал лингвокреативных номинативных реалий при обучении иностранному языку; обосновать, создать и интегрировать в учебный процесс дидактические возможности технологии «Квест-Кроссенс», направленной на развитие творческого потенциала студентов при изучении иностранного языка.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных теоретических подходов к пониманию феномена лингвокреативных номинативных речевых реалий в российской и зарубежной научной литературе, а также обобщении современных представлений исследователей о его роли во всех сферах деятельности человека.

Практическая значимость исследования заключается в создании методического обеспечения процесса развития креативного потенциала студентов в условиях высшей школы; разработке технологии «Квест-Кроссенс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по дисциплине учебного цикла, направленной на развитие когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов.

Обзор литературы / Literature review

Усвоение учебных материалов подопечными зависит от многих факторов, в том числе от их содержания и подачи. В современной учебной литературе учебные материалы представлены в виде текстов, рисунков, таблиц, схем, инфографики, QR-кодов и т. п.

[3, 4] Обратимся к теоретическому обоснованию технологии «Квест-Кроссенс». Технология «Квест-Кроссенс» берет истоки в 2002 году. Термин «кроссенс» можно истолковать как квинтэссенцию пересечения смыслов. Аналогом данного термина может выступать триада, представленная в виде «ребуса», «загадки», «кроссворда». Существенный вклад в исследование внесли математик профессор С. Федин и доктор технических наук В. Бу-сленко, которые опубликовали свой труд в журнале «Наука и жизнь» [5].

Термин «квест» означает поиск и представляет собой умственную задачу для преодоления преград и продвижения по сюжету. Квест характеризуется «добыванием» информации, а не просто ее накапливанием, способствует тренировке анализировать информацию [6]. Как правило, сюжет может быть заранее определенным или иметь множество возможных исходов. Стоит отметить, что некоторые исследователи, например С. В. Назаров и Е. В. Панасенко, условно выделяют три типа квестов: последовательные задачи (предполагается пошаговое решение задачи с получением подсказки для того, чтобы пройти на следующий этап); квест-проекты (позволяющие организовать исследовательскую деятельность подопечных в увлекательной форме); странствующие задачи (предполагающие сбор подсказок, которые могут быть полезными для выполнения учебного задания) [7].

Под технологией «Квест-Кроссенс» нами понимается интеллектуальная матрица, состоящая из девяти квадратов, которые соединены друг с другом особым информационным сюжетом (рис. 1).

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - формирование у студентов основ когнитивной и ^З

коммуникативной компетенции

УЧЕТ ПРИНЦИПОВ

^^^^ коммуникативной направленности, нелинейности,

_алгоритмизации для организации учебной

^^ деятельности

КОГНИТИВНЫЙ ЭТАП:

Выполнение традиционных лексических упражнений Выполнение Квест-Кроссенс

КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП:

Озвучивание решения Квест-Кроссенс

СРЕДСТВА:

платформа шв МОСЮ1.Е

ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ:

аудиторная и внеаудиторная деятельность студентов

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

интерактивные методы обучения

ПРОДУКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

решение Квест-Кроссенс

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

общий мониторинг учебной деятельности студента, индивидуальный контроль

сформированность основ когнитивной и коммуникативной компетенций

Рис. 1. Обзорная схема технологии «Квест-Кроссенс»

Студенту необходимо найти любую логическую связь между соседними квадратами, опираясь на визуальные подсказки. Ассоциации способствуют продуцированию ответа и наполнению его новыми смыслами.

Технологическое сопровождение учебной деятельности основано на поэтапном раскрытии некоего проблемного конструкта на практических занятиях по иностранному языку. Разработанный авторами алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» позволяет сформировать у человека целенаправленный и эффективный выход за его пределы репродуктивной деятельности.

Алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» насчитывает несколько шагов (рис. 2). На первом этапе студентам предлагается рассмотреть иллюстрации и обратить внимание на центральный квадрат, так как данный квадрат связан логически со всеми остальными изображениями квадратов. Иллюстрации представлены таким образом, что каждая иллюстрация связана с предыдущей и последовательной, а центральная иллюстрация объединяет несколько иллюстраций по смыслу. Кверенту нужно определить тему и ключевую идею.

Рис. 2. Алгоритм технологии «Квест-Кроссенс»

На втором этапе студенту необходимо объяснить или разгадать «Квест-Кроссенс», а именно найти ассоциативные связи между соседними элементами, расставленными в верной последовательности. На третьем этапе студенту нужно сконцентрировать смысл в одном элементе (центр - 9-й или 5-й квадрат). На четвертом этапе кверенту необходимо выделить элементы, имеющие три и более связей. Связи в «Квест-Кроссенсе» могут быть, как правило, двух типов: поверхностные и глубинные. «Квест-Кроссенс» может быть представлен двух уровней - «Базовый Кроссенс». Задача кверента состоит в интерпретации «Квест-Кроссенса». «Продвинутый «Квест-Кроссенс» можно рассматривать как замену прямых изображений косвенными символическими ассоциациями. Задача кверента - решить «Квест-Кроссенс». На пятом этапе смысл концентрируется в одном элементе (центре). На шестом этапе кверенту необходимо выделить отличительные черты и характеристики каждого элемента. На седьмом этапе ищутся и выбираются изображения, иллюстрирующие элементы. Восьмой этап - замена прямых образов и ассоциаций косвенными. Девятый этап посвящен замене прямых образов и ассоциаций косвенными. Десятый этап - этап поиска и подбора слов, наиболее точно описывающих связи между изображенными элементами. Этап подразумевает выход на новый уровень мышления. На заключительном этапе осуществляется вознаграждение за проделанный труд. Согласно дрейфусовской модели приобретения навыков, студент проходит пять различных этапов: новичок (Novice), продвинутый начинающий (Advanced beginner), компетентный (Competent), опытный (Proficient), эксперт (Expert) [8].

Схемы использования технологии «Квест-Кроссенс» могут проходить в разных форматах, в зависимости от задачи, поставленной перед студентами (рис. 3). Можно начать с первого квадрата, а затем двигаться вперед только по направлению часовой стрелки, то есть по периметру.

«Квест-Кроссенс» № 1 «Квест-Кроссенс» № 2 «Квест-Кроссенс» № 3

Рис. 3. Классические схемы решения лингвистических заданий и речемыслительных задач

в рамках технологии «Квест-Кроссенс»

Технологию «Квест-Кроссенс» можно выполнять соло (индивидуальная работа), в парной работе, в командах, при фронтальной работе (беседа с подопечными). Технология может быть выполнена студентами в отведенный преподавателем лимит времени или выполняться в свободном формате.

Среди ключевых элементов-конструктов технологии «Квест-Кроссенс» можно выделить следующие: герои фильмов и книг, мультипликационные герои; символы, этикетные и математические формулы, грамматические конструкции, чертежи, графики, инфографики; известные личности; упоминание международных стандартов; упоминание профессиональных инженерных журналов или сообществ.

По мнению А. Г. Беккет, технология «Квест-Кроссенс» может являться одним из перспективных инструментов, способствующих развитию логического, образного и творческого мышления [9]. Технология «Квест-Кроссенс» может использоваться в качестве запоминания студентами новых языковых единиц на определенную тему; творческого домашнего задания для повторения учебного материала на заданную или произвольную тему; закрепления материала. Подопечным можно дать домашнее задание составить «Квест-Кроссенс» или дополнить, усовершенствовать уже существующий.

Среди особенностей использования технологии «Квест-Кроссенс» можно выделить необходимость их яркого, красочного оформления с разнообразными элементами-вставками; адаптирования под определенный контингент студентов; наличия социокультурного компонента в подобранных элементах; проведения мастер-класса с использованием данной технологии.

В осмыслении конструирования учебных лингвистических заданий и речемысли-тельных задач по иностранному языку дидактически значимым является труд Л. А. Козловой, которая рассматривает необычность наименования или описания объектов (вещей, событий) сквозь призму иноязычного контента как способность глубинного уровня восприятия, осмысления, вербализации их смысла, чтобы привлечь внимание человека увидеть мир таким, каким его видит автор, продемонстрировав при этом изоморфизм между авторским мировосприятием и языковыми средствами ее репрезентации для того, чтобы внести в него новый смысл в привычный контекст c отступлением общепринятых правил, которые выступают как одно целое с другими образными средствами, выполняющими экспрессивную функцию избранной языковой формы интенции автора и приводящими к повышению информативной насыщенности содержания, являют собой средство фиксации особой эстетической призмы мировидения автора [10]. В осмыслении результата реализации лингвокреативной деятельности студента в свете иноязычного аспекта В. А. Пищальникова пришла к выводу, что внутренний динамизм языка, который является его отличительной чертой, позволяет рассматривать эту деятельность как лингвосинергетический феномен [11], шособствующий многовариативно использовать язык для самовыражения говорящего.

Можно условно обозначить такие группы эргоурбанонимов, как стилизация под имена собственные ("Nunhead", "Farm Foods", "The Apple of My Eye" (любимый, дорогой человек), "Heart of Gold" (добрый, щедрый человек), "The Talk of the Town"» (что-то, о чем многие говорят), "Pudding Lane", "Tooting Bec"); названия-шутки ("Sofa King" (Furniture Store), "The Daily Grind" (Coffee shop), "Curl Up and Dye" (Hair shop), "Hairy panic" (Hair Salon), "Bread Pitt" (Bakery), "Piebury Corner" (Pie Shop), "Wrap My Lunch" (Sandwich shop), "The Godfather" (Fish and chips shops), "Florsist Gump" (Floral Shop)); использование элементов в переносном значении ("Farm Foods"); редупликация ("Dooby-Dooby", "Super-duper", "Helter-skelter", "Winnie The Pooh", "Gobbledygook", "Hobnob", "Fiddle-faddle", "Pitter-patter", "Boogie-woogie", "Hurly-burly"). Исследователи H. В. Чуйкина и Е.В. Бусурина создали классификатор для эр-гаурбононимов, который включает девять сегментов: эргаурбононимы на основе антропонимов (названия на основе имен собственных); эргаурбононимы с культурно-

исторической или литературной основой; эргоурбанонимы, представляющие образ какого-либо географического места; эргоурбанонимы на основе наименований растений и животных; эргоурбанонимы, представляющие продукты питания и различные действия, связанные с едой; другие образы [12].

В основу технологии положен принцип ризомности - организации учебного процесса в среде с множеством возможностей; принцип антропрактики, заключающийся не в воздействии, а во взаимодействии с подопечными; не в управлении, а их направлении; не в отвержении потребностей подопечных, а в их согласовании. Технология может быть основана на использовании либо отдельно выделенных элементов, либо их мультисенсорных комбинаций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- звуковой сегмент (нота, мелодия, отрывок музыкальной композиции, отрывок речи, звуковой элемент аудиозаписи и др.);

- ароматический сегмент (различные парфюмерные ноты, цитрусовые, цветочные, древесные, пряные и т. д.; различные специи, травы и др.);

- вкусовой сегмент (различные продукты, такие как овощи, фрукты, шоколад, ягоды, травы и т. д.);

- тактильный сегмент (брейлеровские блоки, тактильные краски, тактильные карты и др.);

- мультимедийный сегмент (использование гиперссылок, QR-кодов, флэш-моделей, дистанционный образовательный геокешинг, инструменты искусственного интеллекта и др.);

- сегмент метавселенной, то есть элементы мира из цифровой среды, в котором у человека есть цифровая копия и он может выполнять некоторые действия с использованием новейших технологий [13-15]. Здесь цифровая копия может быть цифровым двойником человека, созданным с сохранением его физических особенностей (или аватар, созданный человеком) [16-18];

- иллюстрационный сегмент (живописные, графические, фотографические, анимационные, технические; инфографические иллюстрации, комиксы и манга, гравюры и литографии);

- составной сегмент, представленный в виде интерактивного лэпбука (папка с кармашками, окошками, мини-книжками, подвижными деталями, вставками, который студент может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению); материал может собираться по определенной учебной теме;

- анимационный сегмент (может быть представлен в виде меняющихся иллюстраций).

В научном труде Мария Жуан Сильва [19] делает вывод о том, что совместное использование таких чувств, как слух, зрение и осязание, позволяет выстроить мосты между конкретным и более абстрактным обучением. Мультисенсорный подход бросает вызов социальной гегемонии зрении и слуха, стремясь к интеграции всех человеческих чувств, включая осязание, чувство температуры и обоняние, в исследовании окружающей среды. Такой подход учитывает потенциал сенсорной деятельности для поддержки абстрактного мышления, необходимого для сбора и анализа информации об окружающей среде.

Технология «Квест-Кроссенс» может быть представлена разнообразно: в распечатанном виде, в цифровом виде - или представлена с использованием сподручных средств (мандарина, чашки с ароматным кофе и т. д.). Современному студенту привычнее самостоятельно собирать целостное и ценностное представление об искомом

явлении или объекте из многочисленных сегментов-источников, как мозаику из отдельных частей.

К числу общих характеристик технологии «Квест-Кроссенс» необходимо отнести: эмерждентность; синергетический эффект, проявляющийся в соединении теоретической составляющей (приобретение опыта); процессуально-деятельностного (преобразование опыта); личностно-адаптационного (развитие личностных характеристик подопечным); аналитического; оценочного; креативного элементов (ранжированного согласно таксономии Блума - Андерсона).

В осмыслении роли «Кроссенс» Л. Н. Овинова и ее соавторы пришли к выводу, что содержание универсальных заданий нужно адаптировать к профессиональной области их применения: выбирать иллюстрации, предметы/объекты, слова, образы, близкие к профессиональной деятельности подопечных. Это нацелено на повышение интереса подопечных к выполнению учебных заданий и служит дополнительным стимулом к расширению и закреплению лексики [20]. В статье А. А. Терентьева [21] представлено положение о том, что «Кроссенс» позволяет человеку улаживать вопросы, вызывающие затруднения, выбирая из множества фокусов один, значительный для себя, как центральный: иерархия событий есть иерархия собственного выбора подопечного.

Подводя итог научному обзору, можно прийти к заключению, что технология «Квест-Кроссенс» может способствовать созданию условий для самостоятельного творческого поиска, развитию навыков работы с информацией, поисковой деятельности, развитию зрительного восприятия, способствовать развитию связного, критического мышления, способности самовыражения, предотвращению утомления, развитию смекалки, формированию межпредметных связей, способности сознательно организовать студентом свою деятельность, пробуждению познавательного интереса, формированию личностных смыслов, развитию словарного запаса студентов. Формирование словарного запаса подопечных является необходимым условием для развития их коммуникативных умений. Богатый словарный запас студента является индикатором высокого уровня умственного развития подопечного.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Методологической базой научного исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященные разработке информационно-коммуникационных технологий в сфере образования (Л. А. Козлова и др.); методической подготовке и представлению учебного материала, предлагаемого подопечным с целью формирования у них лингвокреативного потенциала (Н. К. Радина, Д. А. Крупная, В. А. Пищальникова и др.).

Этапы исследования:

1) изучение степени разработанности технологии «Квест-Кроссенс» в научной литературе;

2) разработка технологии «Квест-Кроссенс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине.

В ходе исследования были использованы следующие методы: методы изучения и анализа теоретической и методической литературы по теме исследования, которые показывают степень разработанности темы, а также дают представление о направле-

ниях в методике преподавания иностранных языков; синтез полученных данных, позволяющий составить наиболее полное представление о технологии «Квест-Кроссенс» как основе для конструирования учебных лингвистических заданий и речемысли-тельных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине.

Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе Политеха c февраля 2023 по июнь 2023 год. В нем приняли участие 109 человек.

Результаты исследования / Research results

Рассматриваемая в данном исследовании технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине направлена на развитие основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов.

Аналитико-результативный блок посвящен ключевым критериям сформирован-ности основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов.

Для развития основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов в условиях университетского образования, в частности на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс», необходимо выделить педагогические условия, содействующие этому процессу и обеспечивающие эффективное достижение каждым студентом возможного для него уровня развития основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов.

В нашем исследовании мы приходим к умозаключению, что развитие основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов должно проходить системно и поэтапно. Проведенный нами анализ научной литературы позволил условно выделить три вида «Квест-Кроссенс» и выполнить их ранжирование по уровням, положив в его основу таксономию Блума - Андерсона [22]. Исследователи В. А. Смирнова, Л. Н. Сухорукова приводят в своей научной работе модифицированную таксономию Блума - Андерсона и формулировки учебных заданий, позволяющие создавать как классические ресурсы на бумажных носителях, так и авторские электронные разработки. При конструировании «Квест-Кроссенс» возможно развитие учебно-познавательной деятельности двух категорий [23]. Горизонтальное развитие предполагает расширение информации об изучаемом объекте, событии, явлении с привлечением разного рода учебных ресурсов. Вертикальное развитие учебно-познавательной деятельности связано с переходом познавательной активности подопечных с репродуктивного уровня на реконструктивно-вариативный и творческий.

Приняв во внимание дидактический потенциал технологий «Квест» [24-26] и «Кроссенс» [27-29] в обучении иностранным языкам, мы разработали собственную классификацию «Квест-Кроссенс». В основу этой классификации легли следующие принципы:

- систематизация знаний обучающихся, связанных с особенностями организации учебной деятельности;

- подопечные решают разнообразные учебные задачи на практических занятиях по иностранному языку, таким образом, технология подразумевает поэтапное развитие основ когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций.

В основу проектирования учебных заданий положена таксономия Бенджамина Блума, дидактический потенциал которой освещается в трудах различных исследователей [30-32 и др.].

Для достижения поставленной цели необходимо реорганизовать учебный процесс в высшей школе, осуществляя логоцентристскую подачу учебного контента (только такой смысл, а не иной), представляя учебный материал в виде матрёшки (материал сопровождается множеством оболочек, позволяющих дополнить смыслы), что может способствовать погружению студента в творческую деятельность и в конечном счете позволит осуществить переход от репродуктивной деятельности к креативной.

Целями исследования стали разработка, научно-теоретическое обоснование и проверка эффективности технологии «Квест-Кроссенс» как основы для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач на практических занятиях по соответствующей дисциплине.

В качестве педагогической поддержки для усиления интерактивности речи подопечных предлагается использовать разработанный нами алгоритм технологии «Квест-Кроссенс» с использованием проблемы в качестве стимула для интенсификации проблемы говорения.

Контрольная группа (53 человека) проходила обучение в обычном режиме. В экспериментальной группе (56 человек) обучение проходило с имплементацией технологии «Квест-Кроссенс».

После решенного подопечными «Квест-Кроссенса» учебное задание подопечного оценивалось по 10-балльной шкале. Устная речь подопечных оценивалась по следующим критериям: критерий содержания с учетом соответствия речи поставленной задаче и полнота раскрытия темы (максимум 3 балла); критерий умения взаимодействовать с реципиентом с учетом способности вести беседу (максимум 3 балла); критерий лексического оформления речи с учетом адекватности использования лексики (с опорой на лингвокреативные языковые единицы) в соответствии с заданной ситуацией (максимум 3 балла); критерий грамматического оформления речи с учетом адекватности использования грамматических структур в соответствии с заданной ситуацией (максимум 3 балла); критерий произношения с учетом произношения отдельных звуков и интонационного рисунка (максимум 2 балла). За выполнение устного ответа подопечные могли получить максимум 10 баллов. Первых три показателя относятся к когнитивной компетенции, а последующие соответствуют составу иноязычной коммуникативной компетенции.

Элементы-конструкты, составляющие матрицу «Квест-Кроссенс», имеют два вектора направленности: горизонтальный - на расширение информации об изучаемом объекте; вертикальный вектор связан с переходом от репродуктивного (алгоритмизированного или шаблонного) уровня к реконструктивно-вариативному и новаторскому (создание собственного алгоритма).

Элементы-конструкты в технологии «Квест-Кроссенс» подбирались в соответствии с уровнем освоения языка. Владеющие базовыми знаниями (А2) выполняли технологии «Квест-Кроссенс» на определение соответствий - им необходимо было сопоставить наименования социально-культурных объектов и описание сферы функционирования последних. Подопечные, находящиеся на пороговом уровне (В1), самостоятельно раскрывали содержание элемента-конструкта, включающего форму лингво-креативной реалии, т. е. объясняли своими словами ее и раскрывали, в чем состоит оригинальность ее наименования. Подопечным продвинутого уровня (В2) предлагалось придумать неординарное, привлекательное название для определенного типа социально-культурных объектов и обосновать свой выбор.

Приведем один из примеров разработанных нами «Квест-Кроссенс» на практическом занятии по иностранному языку по теме «Изучение языков», предназначенном для контингента студентов продвинутого уровня (В2) (рис. 4).

Рис. 4. Пример элементов-конструктов технологии «Квест-Кроссенс» на тему «Изучение языков»

Наглядное соотношение показателей когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций в контрольной и экспериментальной группах в рамках проведения итогового среза обучающего эксперимента можно увидеть на рис. 5.

100%

90%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

23

51 63 47 58

57

72 В1 62 71

решение лексическое взаимодеиствие с грамматическое произношение

коммуникативной оформление речи собеседником оформление речи задачи

экспериментальная группа I контрольная группа

Рис. 5. Возрастание показателей когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций в ходе эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

Проведенный анализ показателей когнитивной компетенции показал, что уровень владения всеми ее компонентами подопечными экспериментальной группы выше примерно на 23%, чем в контрольной группе; анализ показателей иноязычной коммуникативной компетенции показал, что уровень владения всеми ее компонентами студентами экспериментальной группы выше примерно на 21%, чем в контрольной группе. Таким образом, результаты, полученные в ходе апробации технологии, демонстрируют перевес в пользу экспериментальной группы.

Элемент-конструкт «Квест-Кроссенс» представляет собой «микрокосм» смыслов, которыми он обладает и которые он отражает в реальной окружающей среде - «макрокосмосах». Бережное и вдумчивое отношение к элементу-конструкту «Квест-Крос-сенс», его многослойности и многоаспектности может способствовать авторскому выражению мысли и авторского мировоззрения, предполагающему собственный способ решения проблемной ситуации. Авторская композиция элементов-конструктов позволяет расширить рамки восприятия подопечным действительности. Выбор карты определяет психологическое состояние подопечного, который свои переживания оставляет при себе, кодирует их, и при решении «Квест-Кроссенса» появляется сильный герой, который идет через все преграды к своей цели. Авторская композиция способствует тому, что в ходе решения «Квест-Кроссенса» подопечный часто оказывается внутри пространства повседневности, в этом находится потенциал принятия мира и себя в этом мире, потенциал гармонизации у подопечного реальности и своего внутреннего «Я». Ключевая идея «Квест-Кроссенса» в том, что всё можно изменить и измениться самому.

После использования технологии «Квест-Кроссенс» студенты умеют выдвинуть и разработать концептуальные, экспериментальные и креативные идеи на иностранном языке; выбрать подходящие лингвистические средства для выдвижения решений практических задач. Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментального исследования, показывают эффективность имплементации технологии «Квест-Крос-сенс» на практических занятиях по соответствующей дисциплине.

Заключение / Conclusion

Технология «Квест-Кроссенс» как основа для конструирования учебных лингвистических заданий и речемыслительных задач способствует развитию когнитивной и иноязычной коммуникативной компетенций студентов. В основу технологии «Квест-Кроссенс», способствующей формированию познавательного интереса студента в ходе учебного процесса, положена таксономия Блума - Андерсона. Комплекс заданий представляет собой алгоритм, позволяющий сформировать способность у подопечного целенаправленного и эффективного выхода за пределы его репродуктивной иноязычной деятельности. Технология «Квест-Кроссенс» способствует нахождению связей между объектами (предметами, явлениями) и позволяет раскрыть новые грани понимания привычных событий, явлений. Приведен обобщенный опыт имплемен-тации разработанной технологии в практику обучения иностранному языку. Таким образом, авторами проведенного исследования сделан вывод о перспективности использования технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык: базовый курс».

В качестве перспективы исследования - усовершенствование технологии «Квест-Кроссенс» на практических занятиях по соответствующей дисциплине и ее апробирование на практических занятиях по иностранному языку в высшей школе.

Ссылки на источники / References

1. Козлова Л. А. Фактор аналогии и его роль в лингвокреативной деятельности языковой личности // Инновационные технологии и подходы в межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике. - Барнаул, 2018. - С. 28-33.

2. Чуйкина Н. В., Бусурина Е. В. Лингвокреативные номинативные реалии, иновации и русский язык как иностранный // Образование и наука. - 2020. - № 4(22). - С. 110-130.

3. Хисматулина Н. В., Пугачева С. А., Малкова Т. В. Проектирование современного учебника по иностранному языку в контексте мобильного обучения // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2023. - № 1(42). - С. 105-113.

4. Бажутина М. М. Учебник английского языка для будущих инженеров автопрома: опыт оценки и самооценки // ПНиО. - 2023. - № 1(61). - С. 220-234.

5. Бусленко В., Федин С. Кроссенс - игра для эрудитов // Наука и жизнь. - 2002. - № 12. - С. 45-46.

6. Тимофеева Т. В. Веб-квест технология в обучении иностранным языкам // МНИЖ. - 2022. - № 10(124). - URL: https://research-journal.org/archive/10-124-2022-october/10.23670/IRJ.2022.124.25

7. Назаров С. В., Панасенко Е. В. Квест-технологии как способ оценки универсальных компетенций студентов в процессе изучения иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 76(1). - С. 229-233.

8. Wang H., Yu Z., Wang X. Expertise differences in cognitive interpreting: A meta-analysis of eye tracking studies across four decades // Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. - 2023. - P. e1667.

9. Бекетт А. Г. Применение технологии Кроссенс на занятиях по английскому языку // Современные проблемы и перспективные направления. - Уфа, 2022. - С. 184.

10. Козлова Л. А. Языковые аномалии как средство реализации креативного потенциала языка и их функций в тексте // Вестник ИГЛУ. - 2012. - № 2s(18). - С. 121-128.

11. Shu X., Gu X. An empirical study of A smart education model enabled by the edu-metaverse to enhance better learning outcomes for students // Systems. - 2023. - Vol. 11. - № 2. - Р. 75.

12. Радина Н. К., Крупная Д. А. Реализуя право на город: интерпретация и номинация городских объектов горожанами (на материале эргоурбанонимов нестоличных мегаполисов) // Мониторинг. - 2022. - № 5(171). - С. 175-195.

13. Thrasher T. Meeting in the Metaverse: Language Learners' Insights into the Affordances of Virtual Reality // Reimagining Education: Studies and Stories for Effective Learning in an Evolving Digital Environment. - Cham: Springer International Publishing, 2023. - Р. 179-194.

14. Wang Q., Tang L., Wang Y. Potential applications of the metaverse in higher English education // Open Journal of Social Sciences. - 2023. - Vol. 11. - № 1. - Р. 450-459.

15. Huang R., Tlili A., Xu L. et al. Educational futures of intelligent synergies between humans, digital twins, avatars, and robots-the iSTAR framework // Journal of Applied Learning & Teaching. - 2023. - Р. 1-16.

16. Vikhman V. V., Romm M. V. "Digital twins" in education: prospects and reality // Vysshee Obrazovanie v Rossii= Higher Education in Russia. - 2021. - Vol. 30. - № 2. - Р. 22-32.

17. Dashkina A. I., Khalyapina L. P., Kobicheva A. M. et al. Developing a model of increasing the learners' bilingual professional capacity in the virtual laboratory environment // Applied Sciences. - 2020. - Vol. 10. - № 20. - Р. 7022.

18. Пищальникова В. А. Языковая игра как лингвосинергетическое явление // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. - Барнаул, 2000. - С. 105-116.

19. Silva M. J. A didactic model to support the use of senses and sensors in environmental education problem solving // Australian Journal of Environmental Education. - 2023. - Vol. 39. - № 1. - Р. 108-124.

20. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г., Маркусь А. М. Технология развития креативности будущих инженеров с использованием MOODLE // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2023. - № 1(15). - С. 67-81.

21. Терентьев А. А. Возможности координационной психологии в дидактике авторской сказки // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. - 2021. - № 1(3). - С. 54-62.

22. Смирнова В. А., Сухорукова Л. Н. Конструктор учебных задач как средство развития учебно-познавательной деятельности учащихся // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 2(3). - С. 77-83.

23. Титов Е. В. Методика применения информационных технологий в обучении биологии. - М.: Академия, 2010. - 176 с.

24. Тимофеева Т. В., Мартынова А. С., Женевская Е. В., Ивус О. Н. Применение веб-квест технологии на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // МНИЖ. - 2023. - № 1(127). - С. 54.

25. Кузнецова Ю. В. Веб-квест как технология обучения иностранному языку // МНКО. - 2023. - № 1(98). - С. 91-92.

26. Агеенко Н. В., Старцева Н. В. Технология веб-квеста в обучении иностранным языкам: современный этап // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67(4). - С. 7-9.

27. Канцур А. Г., Ширяева А. Д. Технология «Кроссенс» как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. - 2020. - № 16. - С. 121-126.

28. Минин М. Х., Полицинская Е. А., Лизунков В. Г. Готовность студентов технического вуза к предпринимательской деятельности // Высшее образование в России. - 2019. - № 10. - С. 83-95.

29. Шумовская А. Г. Применение эвристических методов при формировании креативной компетентности личности студента (на примере изучения дисциплины «Методы исследования в педагогике») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 1. - С. 73-77.

30. The Taxonomy of Educational Objectives: the classification of educational goals / ed. Benjamin S. Bloom. - N. Y.: David McKay Company, 1956.

31. Anderson L. W., Krathwohl D. R. Таксономия для обучения, преподавания и оценки. - N. Y.: Longman, 2001.

32. Ковалевич И. А., Манушкина М. М., Дьяченко Л. А. Развитие метакогнитивных процессов у студентов в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75(4). -С. 128-131.

1. Kozlova, L. A. (2018). "Faktor analogii i ego rol' v lingvokreativnoj deyatel'nosti yazykovoj lichnosti" [The factor of analogy and its role in the linguistic creative activity of a linguistic person], Innovacionnye tekhnologii i podhody v mezhkul'turnoj kommunikacii, lingvistike i lingvodidaktike, Barnaul, pp. 28-33 (in Russian).

2. Chujkina, N. V., & Busurina, E. V. (2020). "Lingvokreativnye nominativnye realii, inovacii i russkij yazyk kak inostran-nyj" [Linguistic and creative nominative realities, innovations and Russian as a foreign language], Obrazovanie i nauka, № 4(22), pp. 110-130 (in Russian).

3. Hismatulina, N. V., Pugacheva, S. A., & Malkova, T. V. (2023). "Proektirovanie sovremennogo uchebnika po in-ostrannomu yazyku v kontekste mobil'nogo obucheniya" [Designing a modern foreign language textbook in the context of mobile learning], Voprosy zhurnalistiki, pedagogiki, yazykoznaniya, № 1(42), pp. 105-113 (in Russian).

4. Bazhutina, M. M. (2023). "Uchebnik anglijskogo yazyka dlya budushchih inzhenerov avtoproma: opyt ocenki i sa-moocenki" [English language textbook for future automotive engineers: assessment and self-assessment experience], PNiO, № 1(61), pp. 220-234 (in Russian).

5. Buslenko, V., & Fedin, S. (2002). "Krossens - igra dlya eruditov" [Cross-sense - a game for scholars], Nauka izhizn', № 12, pp. 45-46 (in Russian).

6. Timofeeva, T. V. (2022). "Veb-kvest tekhnologiya v obuchenii inostrannym yazykam" [Webquest technology in learning foreign languages], MNIZH, № 10(124). Available at: https://research-journal.org/archive/10-124-2022-october/10.23670/IRJ.2022.124.25 (in Russian).

7. Nazarov, S. V., & Panasenko, E. V. (2022). "Kvest-tekhnologii kak sposob ocenki universal'nyh kompetencij studen-tov v processe izucheniya inostrannogo yazyka" [Quest technologies as a way to assess students' universal competences in the process of learning a foreign language], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 76(1), pp. 229-233 (in Russian).

8. Wang, H., Yu, Z., & Wang, X. (2023). "Expertise differences in cognitive interpreting: A meta-analysis of eye tracking studies across four decades", Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, p. e1667 (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bekett, A. G. (2022). "Primenenie tekhnologii Krossens na zanyatiyah po anglijskomu yazyku" [The use of cross-sense technology in English classes], Sovremennye problemy iperspektivnye napravleniya, Ufa, p. 184 (in Russian).

10. Kozlova, L. A. (2012). "Yazykovye anomalii kak sredstvo realizacii kreativnogo potenciala yazyka i ih funkcij v tekste" [Linguistic anomalies as a means of realizing the creative potential of language and their functions in the text], Vestnik IGLU, № 2s(18), pp. 121-128 (in Russian).

11. Shu, X., & Gu, X. (2023). "An empirical study of A smart education model enabled by the edumetaverse to enhance better learning outcomes for students", Systems, vol. 11, № 2, p. 75 (in English).

12. Radina, N. K., & Krupnaya, D. A. (2022). "Realizuya pravo na gorod: interpretaciya i nominaciya gorodskih ob"ektov gorozhanami (na materiale ergourbanonimov nestolichnyh megapolisov)" [Realizing the right to the city: interpretation and nomination of urban objects by citizens (based on the material of ergo-urbanonyms of non-capital meg-acities)], Monitoring, № 5(171), pp. 175-195 (in Russian).

13. Thrasher, T. (2023). "Meeting in the Metaverse: Language Learners' Insights into the Affordances of Virtual Reality", Reimagining Education: Studies and Stories for Effective Learning in an Evolving Digital Environment, Cham: Springer International Publishing, pp. 179-194 (in English).

14. Wang, Q., Tang, L., & Wang, Y. (2023). "Potential applications of the metaverse in higher English education", Open Journal of Social Sciences, vol. 11, № 1, pp. 450-459 (in English).

15. Huang, R., Tlili, A., Xu, L. et al. (2023). "Educational futures of intelligent synergies between humans, digital twins, avatars, and robots-the iSTAR framework", Journal of Applied Learning & Teaching, pp. 1-16 (in English).

16. Vikhman, V. V., & Romm, M. V. (2021). "Digital twins" in education: prospects and reality", Vysshee Obrazovanie v Rossii= Higher Education in Russia, vol. 30, № 2, pp. 22-32 (in English).

17. Dashkina, A. I., Khalyapina, L. P., Kobicheva, A. M. et al. (2020). "Developing a model of increasing the learners' bilingual professional capacity in the virtual laboratory environment", Applied Sciences, vol. 10, № 20, p. 7022 (in English).

18. Pishchal'nikova, V. A. (2000). "Yazykovaya igra kak lingvosinergeticheskoe yavlenie" [Language game as a lin-guosynergetic phenomenon], Yazykovoe bytie cheloveka i etnosa: psiholingvisticheskij i kognitivnyj aspekty, Barnaul, pp. 105-116 (in Russian).

19. Silva, M. J. (2023). "A didactic model to support the use of senses and sensors in environmental education problem solving", Australian Journal of Environmental Education, vol. 39, № 1, pp. 108-124 (in English).

20. Ovinova, L. N., Shrajber, E. G., & Markus', A. M. (2023). "Tekhnologiya razvitiya kreativnosti budushchih inzhenerov s ispol'zovaniem MOODLE" [Technology for developing the creativity of future engineers using MOODLE], Vestnik YuUrGU. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, № 1(15), pp. 67-81 (in Russian).

21. Terent'ev, A. A. (2021). "Vozmozhnosti koordinacionnoj psihologii v didaktike avtorskoj skazki" [The potential of coordination psychology in the didactics of the original fairy tale], Nauka i praktika v obrazovanii: elektronnyj nauchnyjzhurnal, № 1(3), pp. 54-62 (in Russian).

22. Smirnova, V. A., & Suhorukova, L. N. (2017). "Konstruktor uchebnyh zadach kak sredstvo razvitiya uchebno-pozna-vatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya" [The designer of educational tasks as a means of developing learning and cognitive activity of students], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, № 2(3), pp. 77-83 (in Russian).

23. Titov, E. V. (2010). Metodika primeneniya informacionnyh tekhnologij v obuchenii biologii [Methods of using information technology in learning biology], Akademiya, Moscow, 176 p. (in Russian).

24. Timofeeva, T. V., Martynova, A. S., Zhenevskaya, E. V., & Ivus, O. N. (2023). "Primenenie veb-kvest tekhnologii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze" [The use of web quest technology in foreign language classes at a non-linguistic university], MNIZH, № 1(127), p. 54 (in Russian).

25. Kuznecova, Yu. V. (2023). "Veb-kvest kak tekhnologiya obucheniya inostrannomu yazyku" [Web-quest as a technology for teaching a foreign language], MNKO, № 1(98), pp. 91-92 (in Russian).

26. Ageenko, N. V., & Starceva, N. V. (2020). "Tekhnologiya veb-kvesta v obuchenii inostrannym yazykam: sovremennyj etap" [Web-quest technology in teaching foreign languages: the current stage], Problemy sovremennogo pedagog-icheskogo obrazovaniya, № 67(4), pp. 7-9 (in Russian).

27. Kancur, A. G., & Shiryaeva, A. D. (2020). "Tekhnologiya "Krossens" kak sredstvo razvitiya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii" [Cross-sense technology as a means of developing foreign language communicative competence], Problemy romano-germanskojfilologii, pedagogikii metodikiprepodavaniya inostrannyh yazykov, № 16, pp. 121-126 (in Russian).

28. Minin, M. H., Policinskaya, E. A., & Lizunkov, V. G. (2019). "Gotovnost' studentov tekhnicheskogo vuza k predprin-imatel'skoj deyatel'nosti" [Readiness of engineering university students for business activity], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 10, pp. 83-95 (in Russian).

29. Shumovskaya, A. G. (2013). "Primenenie evristicheskih metodov pri formirovanii kreativnoj kompetentnosti lich-nosti studenta (na primere izucheniya discipliny "Metody issledovaniya v pedagogike")" [The use of heuristic methods in the development of student's creative competence (using the example of studying the discipline "Research Methods in Pedagogy")], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 1, pp. 73-77 (in Russian).

30. Bloom, B. S. (ed.). (1956). The Taxonomy of Educational Objectives: the classification of educational goals, New York: David McKay Company (in English).

31. Anderson, L. W., & Krathwohl, D. R. (2001). Taksonomiya dlya obucheniya, prepodavaniya i ocenki [Taxonomy for learning, teaching and assessment], Longman, New York (in English).

32. Kovalevich, I. A., Manushkina, M. M., & D'yachenko, L. A. (2022). "Razvitie metakognitivnyh processov u studentov v professional'nom obrazovanii" [Development of metacognitive processes among students in professional education], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 75(4), pp. 128-131 (in Russian).

Вклад авторов

М. А. Одинокая - анализ российской и зарубежной научной литературы по теме исследования; рассмотрение и обоснование использования методов исследования; сбор и систематизация исследований по заявленной теме; оформление итогового варианта научной статьи; разработка и описание материала; написание первоначального черновика манускрипта; редактирование текста статьи.

А. В. Рубцова - администрирование и планирование исследования; концептуальный замысел публикации; формулировка цели исследования; описание базы практики; определение степени разработанности проблемы исследования; определение методологии исследования; сбор экспериментальных данных; анализ результатов научного труда; супервизия.

Ю. В. Ерёмин - обоснование актуальности темы; обзор российской и зарубежной научной литературы по проблематике исследования; осуществление и описание эмпирического исследования; обоснование методологической базы исследования; заключение и выводы по проведенному исследованию.

Contribution of the authors

M. A. Odinokaya - analysis of Russian and foreign scientific literature on the research topic; consideration and justification of the research methods use; collection and systematization of research works on the stated topic; design of the final version of the scientific article; development and description of the material; writing the initial draft of the manuscript; editing the text of the article.

A.V. Rubtsova - supervision and planning of research; conceptual design of the publication; formulation of the research objective; description of the practice base; determination of the research problem elaboration degree; selection of research methodology; collection of experimental data; analysis of the results of scientific work.

Yu. V. Yeryomin - substantiation of the topic relevance; review of Russian and foreign scientific literature on the research problem; implementation and description of empirical research; substantiation of the methodological basis of research; conclusions on the conducted research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.