Научная статья на тему 'Технология критического мышления как фактор актуализации субъектности студентов медицинского вуза'

Технология критического мышления как фактор актуализации субъектности студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1355
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / CRITICAL THINKING / SUBJECTNESS / EVIDENCE BASED MEDICINE / INFORMATION / PROFESSIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабарова Татьяна Сергеевна

В развитии педагогической науки и практики наряду с традициями неизбежно использование современных методик и технологий обучения. Технология развития критического мышления создает условия для актуализации субъектности студентов вуза, развивает готовность к реализации требований новой образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of critical thinking development as actualization factor of medical students’ subjectness

In the evolution of pedagogical science and practice along with traditions it is inevitable to use modern methods and technologies of teaching. Technology of critical thinking development creates the conditions for actualization of medical students’ subject-ness, and develops readiness for realization of requirements of new educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Технология критического мышления как фактор актуализации субъектности студентов медицинского вуза»

Секция 7. Педагогика

считается одним из конкурентных преимуществ. В основе функционирования этой системы лежат два ключевых принципа:

1) корпорация уделяет особое внимание повышению профессиональной квалификации своих сотрудников, организуя обучение, направленное на выявление их достоинств и улучшение навыков работы, а профессионализм менеджеров всех уровней управления оценивается по достижениям профессиональных успехов в деятельности их подчиненных;

2) все сотрудники корпорации имеют право и гарантированную возможность получать дополнительные профессиональные знания и умения в том объеме, который необходим для их профессионального развития в интересах корпорации [2].

Реализуемый корпорацией подход базируется на классической модели ключевых компетенций («competence based training system»). Поскольку руководство корпорации предполагает, что каждый сотрудник должен обладать определенными компетенциями, то в качестве инструмента формирования и развития этих компетенций, а также механизма, который облегчает менеджерам практическую реализацию этой задачи, сформирована система НПОиПК. В ее рамках каждой из восьми ключевых компетенций (лидерство, эффективная работа с подчиненными, инновационный подход и т. д.)

соответствует своя программа или курс обучения. Основное назначение данных программ — дать сотрудникам полное представление о том, как в корпоративном понимании трактуется конкретная компетенция, какого поведения и каких действий ждет от сотрудника управляющее звено корпорации. При этом в большинстве программ предусмотрена отработка практической технологии развития соответствующих компетенций. На основе существующих бизнес-задач и выявленных сильных и слабых сторон деятельности сотрудника он сам и его менеджер выбирают те программы и курсы обучения, которые могут в максимальной степени восполнить существующие пробелы и развить его профессиональные знания в интересах организации.

Таким образом, задача менеджера по обучению заключается в том, чтобы помочь каждому сотруднику максимально точно выбрать программу и обеспечить возможность пройти обучение в полном объеме, а задача сотрудника — максимально полно усвоить знания и суметь применить их в своей практической деятельности. В результате обоюдной заинтересованности в достижении конечного результата посредством обучения сотрудников корпорации в системе НПОиПК происходит повышение уровня их профессиональной квалификации.

Список литературы:

1. Папонова Н. Е. Обучение персонала компании. Практическое пособие. - М.: Финпресс, - 2011. - 176 с.

2. Развитие организации и HR-менеджмент. Составители Л. М. Кроль, Е. А. Пуртова [электронный ресурс]. Код доступа: URL - http://lib100.eom/book/management/organizational_development/_ %ca %f0 %ee %e b %fc %20 %cb. %cc., %20 %d0 %e0 %e7 %e2 %e8 %f2 %e8 %e5 %20 %ee %f0 %e3 %e0 %ed %e8 %e7 %e0 %f6 %e 8 %e8 %20 %e8 %20HR- %ec %e5 %ed %e5 %e4 %e6 %ec %e5 %ed %f2.doc.

Khabarova Tatyana Sergeevna, the Orenburg state medical academy, postgraduate student of the Department of education theory and methodology of the Orenburg state university E-mail: vita_2@mail.ru

Technology of critical thinking development as actualization factor of medical students’ subjectness

Abstract: In the evolution of pedagogical science and practice along with traditions it is inevitable to use modern methods and technologies of teaching.

Technology of critical thinking development creates the conditions for actualization of medical students’ subj ect-ness, and develops readiness for realization of requirements of new educational paradigm.

Keywords: critical thinking, subjectness, evidence based medicine, information, professional establishment.

101

Section 7. Pedagogy

Хабарова Татьяна Сергеевна, Оренбургская государственная медицинская академия, соискатель кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета

E-mail: vita_2@mail.ru

Технология критического мышления как фактор актуализации субъектности студентов медицинского вуза

Аннотация: В развитии педагогической науки и практики наряду с традициями неизбежно использование современных методик и технологий обучения. Технология развития критического мышления создает условия для актуализации субъектности студентов вуза, развивает готовность к реализации требований новой образовательной парадигмы.

Ключевые слова: критическое мышление, субъектность, доказательная медицина, информация, профессиональное становление.

Кризис системы профессионального и общего образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики ни у кого не вызывают сомнений. Данные обстоятельства приводят к выводу о том, что в современных условиях строить стратегию образования на усвоении готовых знаний уже недостаточно. Важно принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучению, при которых знание может быть полноценным только при включении в процесс его усвоения механизмов развития личности. Необходимо создание и использование таких методик и технологий обучения, которые способствовали бы развитию информационно-познавательной самостоятельности студентов, активизации их субъективности. Информационно-познавательная самостоятельность связана с изменениями представлений студентов о процессе обучения и своем месте в нем, с переходом от потребления информации к ее самостоятельному активному осмыслению [11]. Одним из путей максимально эффективного решения этой задачи является использование технологии критического мышления.

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 15-20 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких исследователей как Э. Боно, Дж. Дьюи, Д. Клу-стер, М. Липман, К. Меридит, Д. Халперн, Д. Спиро, Дж. Стил, Ч. Темпл, П. Фрейре, Д. Халперн. Лишь в последние 5 -10 лет она привлекла внимание

отечественных ученых (В. А. Болотов, А. В. Бутенко, И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, А. В. Коржуев, В. А. Попков, Г. Б. Сорина, Д. М. Шакирова и др.) с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия (М. Векслер, В. М. Синельников, А. И. Липкина, Л. А. Рыбак, У М. Мунчаева, А. С. Байрамов) и возобновлены лишь в конце 90-х годов.

Критическое мышление, безусловно, формируется логикой жизни, зависит от природных способностей и склонностей, социальной среды и социального воспитания. Но все же основная роль в формирование критического мышления принадлежит процессу обучения и воспитания, в результате которого актуализируются и развиваются такие природные качества личности как любознательность, восприимчивость, уверенность в себе, самостоятельность, коммуникабельность, свобода выражения мысли, смелость в высказывании идей.

Проблема развития критического стиля мышления у студентов медицинского вуза требует особого внимания. Мыслить критически — это, значит уметь анализировать информацию с позиций логики, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [9]. Развитие науки, появление неизвестных заболеваний, выявление новых симптомов, патологий и многие другие факторы обязывают медицинских работников самосовершенствоваться на протяжении всего профессионального пути. Современному врачу необходимо не только знать

102

Секция 7. Педагогика

общепринятые протоколы, но и владеть современными технологиями поиска новой доказательной клинической информации, которые заключаются, в первую очередь, в умении работать с различными источниками клинической информации. В соответствии с принципами доказательной медицины все документы, в том числе клинические рекомендации, протоколы ведения больных и стандарты, должны ежегодно обновляться на основе результатов новых исследований. Но этого обычно не происходит из-за существенных затрат труда, времени и денег. Поэтому врач обязан критически оценивать методы ведения больного, предлагаемые в клинических рекомендациях, протоколах ведения больных и стандартах медицинской помощи. В 1993 году Рабочая группа по доказательной медицине (Evidence based medicine working group) сделала следующее определение: «Доказательная медицина — это такой подход к медицинской практике, при котором решение о применении профилактических, диагностических и лечебных мероприятий принимаются, исходя из полученных доказательств их эффективности и безопасности, и который предполагает поиск, сравнение, обобщение и широкое распространение полученных доказательств для использования в интересах больных».

В современных научных источниках существует несколько довольно близких по сути интерпретаций понятия критическое мышление. Нас интересует критическое мышление в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое, системное мышление, интеллект и другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека. «Критическое мышление — это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить свое мышление. При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление — это влекущее за собой самоусовершенствование, которое приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» [15].

Критичность ума крайне необходима во всех звеньях образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности студентов медицинских вузов, поскольку всюду требуется анализ, сравнение, обобщение и отрицание.

Одним из эффективных методических инструментов развития критического мышления стала разработанная американскими педагогами Дж. Стил,

К. Мередитом, Ч. Темплом, С. Уолтером технология посредством чтения и письма. В основе лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: вызов, реализация смысла, рефлексия. Критическое мышление пяти-компонентно. Прежде всего, это мышление самостоятельное, носящее индивидуальный характер. Исходный пункт критического мышления — имеющиеся у учащихся знания, поэтому их актуализация текстов, переработка фактов, идей являются основополагающими. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и выявления проблем, которые необходимо решить. Задавая вопросы и выслушивая вопросы самих учащихся, педагог побуждает их мыслить критически. Данный вид мышления стремится к убедительной аргументации, что позволяет учащимся принимать обдуманные решения. В реальной жизни личность должна уметь отстаивать свою точку зрения, приводя веские аргументы, критически же мыслящий человек всегда объективен и убедителен. И, наконец, это мышление социальное. Используя возможности коллективного обсуждения, сопоставляя альтернативные точки зрения, учащиеся учатся проверять собственные убеждения и оценивать позицию других, что очень важно уметь делать в условиях динамичного развития современного мира [5].

Исходя из данных характеристик критического мышления, следуют принципы построения технологии развития критического мышления:

• информационная насыщенность учебного и практического материала для использования аргументов, доказательств или опровержений, основанных на конкретных фактах, источниках, данных;

• коммуникативность в процессе осмысления проблемы и ее обсуждения с учетом того, что это мышление индивидуальное и самостоятельное, одновременно оно социальное, т. к. проявляется в спорах, дискуссиях, при обсуждениях и публичных выступлениях;

• мотивация и потребность в знании — основаны на том, что отправным пунктом мыслительной деятельности вообще и проявление критичности ума в особенности, является рефлексия, которая возможна при условии, если человек мотивирован на то, чтобы узнать, понять, осмыслить, установить истину или получить положительный результат;

• научность, достоверность и доступность информации — способность и умения определить ценность информации, необходимой для формирования критического мышления [14].

103

Section 7. Pedagogy

Свойствами критического мышления, которые позволяют осознавать его как личностное достижение индивида, являются:

• рефлексивность — умение работать не только с готовыми знаниями, но и с собственными способами получения знаний;

• прагматичность — умение применять полученные знания на практике;

• субъектность — «личностность» получаемого знания, присвоенность его человеком, встроенность в систему опыта [12].

Мы рассматриваем технологию критического мышления как фактор актуализации субъектности. Подготовка будущих специалистов медицинского профиля — это период профессионального становления. Это процесс индивидуализированного становления профессионально значимых знаний, умений, качеств и способностей, качественного преобразования студентом своего внутреннего мира, творческой самореализации в образовательной и профессиональной деятельности. Профессиональное становление — это есть непрерывный личностный рост студентов, прогресс которого во многом зависит от способности мыслить критически. Личностный рост, с позиции А. Маслоу, представлен как последовательное удовлетворение «высших» потребностей на основании достигнутых базовых. Личностный рост не заключается в единичном достижении, это особое взаимоотношение с миром и самим собой [8]. Профессиональное становление студента является одним из моментов становления его субъектности. Внутренним содержанием процесса профессионально-личностного становления студента выступает специфическая самоорганизация студентом своего личностно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект своего профессионального становления, осваивающий и принимающий содержание и технологии современного образования, выбирающий индивидуально-творческий стиль предстоящей профессиональной деятельности [10].

Резкое увеличение информационной насыщенности, прежде всего за счет усложнения понятийного аппарата, наблюдается во всех сфер высшего профессионального образования, а медицинского особенно. В конце XX — начале XXI века медицинских вузы столкнулись с необходимостью постоянного расширения содержательной стороны образования, что привело к появлению большого количества новых учебных дисциплин и курсов, и естественно, новых кафедр. Следует обратить внимание, что насыщенность общества информацией создала дефицит используемой

информации. Высокая скорость и плотность информационного потока не только снизили его переработки человеком, но создали предпосылки дистресса, хронического утомления, психосоматических расстройств.

Среди студентов Оренбургской государственной медицинской академии (ОрГМА) нами была проведена интервью-диагностика. В исследовании приняли участие 130 студентов первого курса. Им было предложено ответить на вопросы, касающиеся основных трудностей учебной деятельности, их причин и вариантов преодоления трудностей. В ходе проведенной диагностики были получены следующие результаты. Основные трудности учебной деятельности связаны с нехваткой времени (45 %), на втором месте — большой объем информации (30 %), сложность материала указали 13 % опрошенных. Среди других вариантов (12 %) было — неудобное расписание, долгий процесс адаптации и т. д. Необходимо отметить, что лишь у 1/3 опрошенных можно наблюдать четкую субъектную позицию. А именно 37 % диагностируемых студентов указали, что проблемы, возникающие в процессе учебной деятельности, связаны и кроются непосредственно в них самих. Были предложены следующие варианты ответов: «я не умею правильно организовывать свое время», «моя собственная лень — причина многих трудностей», «я часто недоучиваю и запускаю материал»...

Таким образом, данные проведенного исследования подчеркивают необходимость развития и использования технологии критического мышления в образовательном процессе медицинского вуза. Умение мыслить критически, безусловно, поможет студентам ориентироваться в возрастающем информационном потоке, извлекать главное, значимое и правильно распределять время. Наличие критического мышления является так же непременным условием профессионально-личностного становления, актуализации и становления субъектности студента медицинского вуза, является специфическим источником профессионального развития. Студент, с развитым критическим мышлением, это самоорганизующийся субъект образовательного процесса, способный к собственной образовательной деятельности, которая характеризуется:

- свободой выбора образовательных траекторий и путей решения задач профессионального становления;

- продуктивным взаимодействием преподавателя и студента, их взаимообогащением;

- рефлексией, осознанием и выработкой ее целей, смыслов;

104

Секция 7. Педагогика

- актуализацией проблемы личностных достижений, основанных на осознании своей уникальности, самоценности;

- креативным прогнозированием, ориентированным на выработку студентом осознанных планов, сценариев своей будущей профессиональной жизнедеятельности [10].

Изменяется степень включенности человека во все жизненные сферы, в том числе и в образование, актуализируется проблема развития субъектной активности студента вуза — особого личностного качества, характеризующегося выбором вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. Можно сказать, что в процессе образовательной деятельности студент не только воспроизводит знания и умения, но и актуализирует, при помощи критического мышления, способность становиться субъектом данной деятельности. Образовательная субъектность студента проявляется: в выборе цели производимых преобразований; осмысленном отборе содержания и средств осуществления самоуправления; направленности знаний и умений в русло практической деятельности; в осмыслении субъектных результатов и действий. Все выше изложенное предполагает определенный уровень активности субъекта, самостоятельности при постановке конструктивных целей и выборе оптимальных вариантов их достижения. За счет критического мышления

происходит расширение возможностей образовательной и профессионально-ориентированной деятельности, восхождение от абстрактного понимания к конкретным ценностно-обоснованным действиям, обеспечивающим личностно-профессиональное становление будущего специалиста.

По мере взросления человека в его жизни все большее место занимают саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям как основанию развития [3, 9]. Человек как субъект является вершителем своего жизненного пути, сохраняя при этом свою индивидуальность и независимость.

Цель конкретного человека состоит по существу в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности.

Таким образом, технология развития критического мышления, которая является одновременно и предметом изучения и инструментарием организации занятий, создает условия для актуализации субъ-ектности студентов медицинского вуза, для развития творческого потенциала, развития готовности к реализации требований новой образовательной парадигмы. Критическое мышление является необходимой составляющей профессионализма будущего медика.

Список литературы:

1. Александров М. А. Использование доказательной медицины и экономического анализа при разработке протоколов ведения больных и медицинских стандартов/М. А. Александров//Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. - 2011. - № 2. - с. 32-38.

2. Биккулова Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования/Г. Р. Биккулова//Инно-вации в образовании. - 2009. - № 3. - с. 4-17.

3. Брушлинский А. В. О критериях субъекта и его деятельности/А. В. Брушлинский/Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва - Ярославль: ДИА-пресс, - 2001. - с. 5-23

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития/И. О. Загашев., С. И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс-Дельта, - 2003. - 284 с.

5. Клаустер Д. Что такое критическое мышление?/Д. Клаустер//Министерство образования и науки Российской Федерации. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык». - М., - 2008.

6. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования/А. В. Коржуев В. А., Попков Е. Л., Рязанова//Педагогика. - 2002. - № 1. - с. 18-22.

7. Коровина И. А. Педагогические условия использования самообразовательной деятельности как фактора формирования профессиональной направленности студента-медика/И. А. Коровина//Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 12, ч. 1. - с. 167-171.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

9. Минкина Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Ф. Ф. Минкина. - Казань, - 2000.

105

Section 7. Pedagogy

10. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета/Т. А. Ольховая. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ - 2006. - 186 с.

11. Ольховая Т. А., Елисеев В. Н. Критическое мышление как основа развития информационно-познавательной самостоятельности студентов/Т. А. Ольховая, В. Н. Елисеева//Психолого - педагогический форум, -2013. - с. 47.

12. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования/В. А. Попков, А. В. Коржуев. - М., - 2002. - 236 с.

13. Стил Дж. Л., Мередит К. С., Темпл Ч. Обучение сообща. Пос. У.//Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для критического мышления». - М.: Изд-во «ИОО». - 1997. - с. 35.

14. Шакирова Д. М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов/Д. М. Шакирова//Педагогика. - 2006. - № 9. - с. 72-77.

15. Paul R. W. Critical thinking: what every person needs to survive in a rapidly changing world. Rohnert Park/R. W. Paul. CA: Center for critical thinking and moral critique. Sonoma State University, - 1990. - P. 91.

16. Paul R., Elder L. Critical thinking: tools for taking charge of your learning and your life/R. Paul., L. Elder. Upper Saddle River. NJ: Pearson/Prentice Hall, - 2006. - P. 482.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.