Научная статья на тему 'Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста'

Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2974
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЮРИСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАНИЯ / CRITICAL THINKING / PROFESSIONAL COMPETENCE / LAWYER / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клейнос Ольга Николаевна

В статье раскрывается значение критического мышления, его роль в формировании профессиональной компетентности будущего юриста. Представлены три исторических этапа исследований критического мышления. Понятие критического мышления рассматривается с различных позиций; описаны его главные характеристики. Приведены примеры образовательных технологий, направленных на развитие критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клейнос Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Critical Thinking in the Development of a Future Lawyer's Professional Competence

The article is concerned with the meaning of critical thinking, its role in the development of a future lawyer's professional competence. Three historical stages of the researches of the critical thinking are presented in the article. The concept of critical thinking is considered from different points of view; its main characteristics are described. The examples of educational technologies oriented on the critical thinking development are observed.

Текст научной работы на тему «Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста»

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

УДК 378 ББК Ч 481.2

О. Н. Клейнос

г. Чита

Роль критического мышления в формировании профессиональной компетентности будущего юриста

В статье раскрывается значение критического мышления, его роль в формировании профессиональной компетентности будущего юриста. Представлены три исторических этапа исследований критического мышления. Понятие критического мышления рассматривается с различных позиций; описаны его главные характеристики. Приведены примеры образовательных технологий, направленных на развитие критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, профессиональная компетентность, юрист, образовательные технологии, исследования.

O. N. Kleinos

Chita

The Role of Critical Thinking in the Development of a Future Lawyer’s Professional Competence

The article is concerned with the meaning of critical thinking, its role in the development of a future lawyer’s professional competence. Three historical stages of the researches of the critical thinking are presented in the article. The concept of critical thinking is considered from different points of view; its main characteristics are described. The examples of educational technologies oriented on the critical thinking development are observed.

Key words: critical thinking, professional competence, lawyer, educational technologies, research.

В современных социально-экономических условиях одним из приоритетных направлений высшей школы является подготовка компетентного специалиста, обладающего высокой культурой мышления, способного самостоятельно принимать ответственные и профессиональные решения, творчески действовать в нестандартных ситуациях. Так, к примеру, профессиональная деятельность будущего юриста включает знание законов, нормативно-правовых актов, умение толковать и применять их в практической деятельности. Эта потребность современного российского общества находит отражение в компетентностной модели образования. Сформированная компетентность базируется на способности свободной ориентации в нетипичных ситуациях, креативно их разрешать, быть открытым к новациям и дальнейшему самообразованию. Все эти качества чрезвычайно актуальны для профессии юриста, предполагающей высокое развитие интеллектуальной сферы, на основе которого формируется умение многогранного видения возникающей проблемы и творческого ее решения. Для данной профессиональной компетентности важное значение имеет высокий уровень критического мышления.

К проблеме формирования критического мышления обращались как зарубежные, так и отечественные ученые. В своих работах проблему

формирования критического мышления рассматривали Р. Пол, Дж. А. Браус, Д. Вуд, Д. Халперн, С. Д. Брукфилд и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы Н. В. Богатенковой, Т. А. Галактионовой, И. О. Загашева, Е. В. Иваньшиной, Ю. Н. Кулюткина, Е. А. Трифоновой и др.

В целом, как показывает анализ литературы, выделяют три этапа исследований критического мышления. Первый этап - 1970-1982 гг. В этот период исследователи обращают свое внимание на значение логического мышления, считая, что именно оно образует ядро критического мышления. Э. Глассером была разработана программа обучения критическому мышлению, в которой рассматривались такие вопросы, как формирование определения, умение делать выводы. Изучались функции установок и ценностей, обращалось внимание на роль предрассудков и предубеждений. Для оценивания степени развитости критического мышления им были выделены следующие компоненты: а) уровень настроя на обдуманное рассмотрение проблем, случаев из личного опыта; б) знание методов логического исследования и рассуждения; в) некоторые навыки применения этих методов [1, с. 14].

Второй этап - 1980-1994 гг. В этот период исследований к атрибутам критического мышле-

ния стали относить эмоции, интуицию, воображение, были также предприняты попытки определить основные умения, выступающие условием формирования критического мышления. Так, Р. Эннис, С. Норрис отмечали, что критически мыслящий человек открыт для разных точек зрения, он не должен делать преждевременных выводов, не обосновав в достаточной мере, собственное мнение и свои поступки. При этом к основным показателям они относили: а) ясное мышление; б) конструирование и оценка выводов;

в) здравомысленность выводов; г) эффективность процесса критического мышления [1, с. 18].

Третий этап начинается с 90-х гг. XX в. Результатом продолжаемых исследований стало выявление и описание компонентов критического мышления, разработка образовательной технологии развития такого мышления у обучающегося. Так, Д. Халперн определяет следующие составляющие критического мышления, выступающие его основой: готовность к планированию (упорядоченность мыслей, последовательное изложение); гибкость (готовность воспринимать идеи других, опора на различные источники информации); настойчивость (в напряжении ума при решении трудной задачи); готовность исправлять свои ошибки (умение сделать верные выводы в такой ситуации); осознание (умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений); поиск компромиссных решений (восприятие другими людьми принятых решений) [2, с. 8].

Разрабатывая технологию развития критического мышления, И. В. Муштавинская указывает на следующие моменты этой образовательной технологии: а) умение работать с информацией; сбор информации, «активное чтение», анализ качества информации; б) рассмотрение ситуации, учебной задачи, проблемы в целом; в) выявление и четкое описание проблемы, выяснение причин и последствий, построение логических выводов;

г) выработка собственной позиции по изучаемой проблеме, умение найти альтернативы, умение изменить свое мнение в зависимости от очевидного.

Продолжая исследовать проблему, В. А. Попков, А. В. Коржуев, Е. Л. Рязанова выделяют такие составляющие критического мышления, как : умение выражать простое (элементарное) суждение на основе непосредственного взгляда на объект; умение формулировать два полярных, заведомо неприемлемых подхода к решению поставленной проблемы; выявление возможных вариантов последствий (того, что могло произойти) в случае полного отсутствия или максимальной выраженности некоторого свойства, качества, отношения и т. д. ; умение выявлять ошибочность

утверждения (решения) относительно поставленной проблемы через последовательное установление несоответствия данного утверждения ряду общепризнанных положений и принципов; выявление противоречий между высказанной точкой зрения и получаемым результатом; всестороннее осмысление какого-либо явления (ситуации), что предполагает глубокий, многоплановый, многофакторный анализ, разложение проблемы на положительные и отрицательные составляющие, установление факторов и условий, влияющих на протекание исследуемого процесса [4, с. 11].

В итоге, обобщая имеющиеся исследования, можно выделить ряд основных показателей критического мышления: 1) показатели, отражающие сформированность индивидуально-личностных качеств (готовность, способность, гибкость, настойчивость); 2) показатели, отражающие сфор-мированность общеинтеллектуальных умений и навыков (анализ, синтез, систематизация, классификация, владение логическими приемами рассуждений и т. д.); 3) показатели мотивации и целеполагания как направляющие, системообразующие факторы любой деятельности.

При этом отечественными исследователями в области разработки технологии развития критического мышления (И. В. Муштавинская, С. И. Заир-Бек и др.) была сформулирована система, объединяющая приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания, которая включает три основных стадии: первая стадия - вызов. Цель: стимулирование интереса к новой теме, побуждение к работе с новой информацией через актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, формирование мотивации для дальнейшей работы обучающихся. Вторая стадия - осмысление. Цель: упорядочивание, систематизации данной информации и поддержания интереса к изучаемой теме, с помощью получения новой информации через наблюдение, чтение, конспектирование и т. д. Третья стадия - рефлексия. Цель: обеспечение обмена мнениями, выработка собственной позиции через анализ, переработку полученной информации, переход от размышления над новой информацией к возникновению нового знания.

К настоящему времени накоплен значительный объем материалов о сущности критического мышления и технологиях его развития. Понятие «критическое мышление» рассматривается учеными с различных точек зрения:

Дж. А. Браус, Д. Вуд, Р. Эннис, С. Норрис -рассудительное и рефлексивное мышление, сфокусированное (направленное) на определении что делать и во что верить [1, с. 17]. Под рассудительным мышлением понимается мышление, осно-

Гуманитарный вектор. 2011. № 1 (25)

ванное на правильных суждениях, которые приводят к лучшим выводам. Под рефлексивным -сознательный поиск несуразности и противоречия в рассуждении.

Д. Халперн - направленное мышление (а именно - осознаваемая целенаправленная деятельность), отличающееся взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, использованием таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата [1, с.18].

Дж. Курфис - рациональный ответ на вопросы, на которые нет известного ответа в ситуации дефицита знаний. Исследование с целью изучения ситуации, феномена вопроса, проблемы с выходом на гипотезу, объединяющую всю доступную информацию, с последующим убедительным ее подтверждением. Результатом критического исследования является вывод (гипотеза) и его подтверждение убедительными аргументами [1, с. 19].

С. Д. Брукфилд - позитивная и продуктивная деятельность (ядро активного отношения к жизни), представляющая собой не только процесс, но и результат. Формы проявления критического мышления изменяются в зависимости от условий. Критическое мышление инициируется позитивными, негативными событиями. Критическое мышление эмоционально так же, как и рационально [1, с. 22].

A. В. Бутенко, Е. А. Ходос - мышление, выполняющее особую работу по своеобразной «проверке на прочность» уже имеющихся продуктов мышления, мыслительной деятельности в целом, направленной на выявление основательности, возможных вариантов улучшения, оценки их адекватности и эффективности [1, с. 26].

B. А. Попков, А. В. Коржуев - специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленная в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или не соответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам; включающая специфическую последовательность мыслительных операций и способствующая смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к самым разнообразным проявлениям окружающего мира и его продуктивному преобразованию [4, с. 11].

C. И. Заир-Бек - открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт [2, с. 8].

Таким образом, анализируя критическое мышление с различных позиций, можно выделить ряд его характерных черт: 1) критическое мышление - это рассудительное, рациональное, мышление, основой которого выступает правильность

суждений, их логичность, взвешенность, что обусловлено знанием логики; 2) критическому мышлению свойственна рефлексивность, т. е. осмысление человеком своих действий, размышление о них; 3) критическое мышление носит характер оценочной, исследовательской деятельности, направленной на изучение ситуации, вопроса, проблемы, результатом которой является вывод (гипотеза) и его подтверждение убедительными аргументами; 4) критическое мышление предполагает открытость (гибкость) к окружающему миру, восприятие других мнений, идей на основе новой информации и жизненного личного опыта человека; 5) критическое мышление направлено на самостоятельное принятие человеком решения в различных ситуациях (стандартных, нестандартных), а также поиск альтернативных решений и их эффективности, прогнозирование конечного результата.

Следовательно, критическое мышление представляет собой особый вид мыслительной деятельности, основой для которого выступают индивидуально-личностные качества, различные общеучебные и общеинтеллектуальные умения обучающегося; направленность на самостоятельное принятие решений в различных ситуациях.

Развитое критическое мышление выступает значимой предпосылкой формирования профессиональной компетентности будущего юриста. Особенностью этой профессии является то, что обстоятельства, в которых применяется та или иная правовая норма, как правило, представляют собой уникальную (нетипичную) ситуацию, которую невозможно предугадать заранее. Поэтому умение критически мыслить позволяет оценивать реальную ситуацию с различных позиций, выявлять противоречия, устанавливать необходимую правовую норму.

Сущностно близкой технологии развития критического мышления выступает технология проблемного обучения. Ключевым понятием для них является понятие «проблема» (противоречие), выступающая движущей силой мыслительной деятельности. Проблема - это осознание субъектом невозможности разрешить сложившееся противоречие, возникшее в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта [6, с. 71]. При этом познавательная проблема описывается как явление, имеющее двойственную природу (внешнюю и внутреннюю стороны): внешняя (объективная) сторона порождается действительностью, внутренняя (субъективная) - отражает состояние напряжение человека, которое возникает (либо не возникает) в момент столкновения с тем или иным противоречием. Объективная сторона предполагает установление факторов, условий в их причинно-следственной связи, которые способ-

ствуют возникновению проблемной ситуации. Субъективная сторона предполагает установление противоречия между тем, что известно обучающемуся, и тем, что необходимо знать, чтобы решить проблему.

В соответствии с результатом решения познавательные проблемы исследователи подразделяют на следующие группы: проблемы на основе необходимости в открытии неизвестных ранее фактов, понятий, законов, теорий, знаний о способах деятельности, оценочных знаний (результат -новое знание); проблемы, связанные с условием овладения логическими, предметно-типовыми,

научно-предметными умениями, в том числе умением критически оценивать явление, процесс, ситуацию (результат - новое умение); проблемы как источник освоения опыта творческой деятельности (результат - опыт творчества); проблемы как источник опыта формирования оценочных суждений (результат - ценностно-эмоциональное отношение).

Таким образом, использование проблемного обучения содействует развитию критического мышления, позволяет сформировать необходимые как личностные качества, так и интеллектуальные умения и навыки, определяющие профессиональную компетентность будущего юриста.

Список литературы

1. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие. М.: МИРОС, 2002. 176 с.

2. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 175 с.

3. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке в системе подготовки учителя: учебно-метод. пособие. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.

4. Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов профессионального образования. М.: Агроконсалт, 2002. 236 с.

5. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т. Высшая школа экономики. М.: ГУ ВШЭ. 39 с.

6. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: КНО-РУС, 2010. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.