Научная статья на тему 'Формирование критического мировоззрения у учащихся в процессе непрерывного образования'

Формирование критического мировоззрения у учащихся в процессе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученики / информационная среда / формирование критического мышления / система непрерывного образования / students / information environment / critical thinking development / continuous education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акрамова Гулбаҳор Ренатовна

В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие формирование критического мышления у школьников в процессе непрерывного образования. Приведены формулировки учёных о критическом мышлении обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акрамова Гулбаҳор Ренатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the issues that reveal studentscritical thinking development in the process of continuous education. The wording of scientists on critical thinking of students is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование критического мировоззрения у учащихся в процессе непрерывного образования»

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. Р. Акрамова

В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие формирование критического мышления у школьников в процессе непрерывного образования. Приведены формулировки учёных о критическом мышлении обучаемых.

This article discusses the issues that reveal students' critical thinking development in the process of continuous education. The wording of scientists on critical thinking of students is presented.

Ключевые слова: ученики, информационная среда, формирование

критического мышления, система непрерывного образования.

Key words: students, information environment, critical thinking development, continuous education system.

Перед системой непрерывного образования Республики Узбекистан сегодня стоит проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действим, к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию своих возможностей [1]. Одним из приоритетных направлений образовательного процесса является развитие критического мышления учащихся общеобразовательных школ. Предпосылками к этому явились такие тенденции современного общества, как постоянно расширяющееся информационное пространство, резкое повышение роли информационных процессов и объёма информации, поступающей извне.

Всё это находит отражение и в социальной сфере и в первую очередь в сфере образования. Именно поэтому сегодня идёт речь о смене образовательной парадигмы, о переориентации системы образования с традиционной знаниевой педагогики на педагогику инновационную, развивающую, целью которой является развитие всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, новых компетенций, самоуправляющих механизмов, эмоционально-нравственной и деятельностнопрактической сферы для получения качественного образования. Как отмечает Е.С. Полат, «не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления - вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию» [2]. По мнению М.В. Кларина, критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки) [3]. Один из исследователей критического мышления Д. Халперн считает, что «критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [4]. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и

412

целенаправленностью, такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий обучаемый использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Сегодня образование ставит перед собой задачу - воспитать критически мыслящего ученика, думающего, анализирующего, умеющего увидеть проблему и находить рациональные пути её решения. Согласно концепции Р. Энниса, критически мыслящий человек должен: (1) заботиться о том, чтобы его взгляды, решения были чётко обоснованы, а для этого ему необходимо стремиться к поиску новых гипотез, альтернативных объяснений, источников, выводов; быть хорошо информированным; рассматривать точки зрения, отличные от своей собственной точки зрения; расширять свой кругозор, стремиться к разносторонней осведомлённости; (2) быть способным чётко представить как свою позицию, так и позицию других; ясно и точно понимать смысл сказанного и написанного, принимая во внимание особенности ситуации; концентрироваться на выводе или вопросе, стремиться придерживаться основной темы; искать и предлагать доводы (обоснования); принимать во внимание всю ситуацию в целом; осознавать собственные убеждения; (3) уважать мнение и достоинство собеседника, уметь слушать и слышать других; избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений; быть внимательным к состоянию другого человека [5, с. 171].

Для развития критического мышления в современных условиях необходимо: (а) научить школьников выделять причинно-следственные связи; (б) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; (в) отвергать ненужную или неверную информацию; (г) понимать, как различные части информации связаны между собой; (д) выделять ошибки в рассуждениях; (е) выявлять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; (ж) уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предложения и личного мнения и др. Следовательно, критическое мышление ученика связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, доверием, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов.

Таким образом, формирование критического мышления у школьников всё в большей мере определяется требованиями времени и представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевые компонентами которого: установки и готовность к критическому мышлению, владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие определённого опыта, научного и жизненного как «площадки» для применения этих умений. Говорить о развитии критического мышления учащихся, значит говорить о развитии у них целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствование определённых мыслительных умений и навыков, готовность пользоваться этими умениями как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

413

Список литературы

1. Кадырова З. Р. Ёшларда янги фикрлаш тарзини шакллантириш // Фалсафа ва ^у^у^. -Тошкент, 2005. - № 2. - С. 26-29.

2. Полат Е. С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос», 1998.

3. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

4. Халперн Д. Психология критического мышления. - М., 2000.

5. Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

6. Заир-Бек С. И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.