УДК 42 (07):153 ББК 81.432.1-9:88.351.3
Бердникова Ирина Александровна соискатель г. Челябинск Berdnikova Irina Alexandrovna
Post-graduate
Chelyabinsk
Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления Providing Students’ Learning Material Quality Adoption While Critical Thinking Development
Статья посвящена возможности обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления, исходя из представлений о том, что оно способствует актуализации личностно-смысловой сферы студентов, позволяет им намного успешнее управлять учебным материалом, конструировать на его основе собственные знания, эффективно систематизировать их и применять в жизни.
The article is about the possibility of providing students’ learning material quality adoption while critical thinking development. It becomes possible because the development of students’ critical thinking contributes to formation of their individual concepts, helps students to cope more successfully with learning material, construct their own knowledge on its basis, systematize it effectively and apply in their life.
Ключевые слова: усвоение, качество, учебный материал, студент вуза, критическое мышление.
Key words: adoption, quality, learning material, a student of a higher educational institution, critical thinking.
Актуальность исследования определяется повышением требований к качеству высшего профессионального образования в связи с изменением внутренней социально-экономической ситуации в стране и перспективами мирового развития; современными тенденциями в образовании, связанными с ориентацией на личностно ориентированное, развивающее, смыслопоисковое обучение; недостаточной разработанностью на научно-методическом уровне процесса целенаправленного обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в системе высшего образования в современных условиях реформирования; значительным потенциалом процесса развития критического мышления для обеспечения качества усвоения учебного материала студентами.
В рамках современной личностно ориентированной парадигмы образования качественное обучение подразумевает не просто накопление багажа зна-
ний, а «включение» механизмов развития личности» [3], осуществление «смыслопоискового» обучения, способствующего активизации личностно-смысловой сферы студентов. Однако на практике студенты демонстрируют отличное владение фактологическим материалом - области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов заметно снижает уровень их ответов, а необходимость структурировать, систематизировать, интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений становится серьезной проблемой [5, 7].
Учитывая, что критическое мышление как рефлексивно-оценочная деятельности характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к учебному материалу, идея нашего исследования состоит в том, что, развитие критического мышления способствует обеспечению качества усвоения учебного материала студентами, т.к. актуализирует личностносмысловую сферу студентов, позволяет им намного успешнее управлять учебным материалом, конструировать на его основе собственные знания, эффективно систематизировать их и применять в жизни.
Изучая проблему исследования, мы опираемся на следующие определения: «усвоение», «учебный материал», «критическое мышление», «обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления».
Усвоение рассматривается нами как сложная познавательная деятельность, в ходе которого студенты воспринимают, осознают, запоминают учебный материал и применяют его для решения стандартных и нестандартных проблем в процессе обучения. Учебный материал представляет собой информацию, которая, в результате дидактической обработки, подготовлена к усвоению. Критическое мышление есть «специфическая форма оценочной деятельности субъекта познания, направленная в самом общем смысле на выявление степени соответствия (или несоответствия) того или иного продукта принятым эталонам и стандартам, включающая перечисленные выше процедуры и способствующая
смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к самым разнообразным проявлениям окружающего мира и его продуктивному преобразованию» [6, 82]. Обеспечение качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления мы определяем как целенаправленную организацию процесса усвоения учебного материала на основе рефлексивно-оценочной деятельности студентов, способствующей их смысловому самоопределению и личностному развитию, с осуществлением систематической проверки и коррекции полученных результатов усвоения в соответствии с установленными эталонами качества.
Следует отметить, что большинство исследователей в своих работах рассматривают усвоение знаний, а не учебного материала. Мы убеждены в том, что информация, предлагаемая студентам для изучения, является знанием для ее того, кто ее проанализировал, проверил достоверность и изложил, опираясь на собственную точку зрения (оценочный компонент). Для студентов это информация не может быть знанием, это пока лишь только учебный материал, который они должны не механически заучивать как готовое знание, а понять, осознать, проанализировать, выработать собственную точку зрения, сконструировать с помощью развивающих приемов и методов на его основе собственное знание, которое, таким образом, они смогут применять в различных ситуациях, оценивая его значимость и возможности практического использования.
Чтобы обеспечить качество усвоения учебного материала студентами, нужно подробно изучить и обосновать данный процесс: определить его компоненты, охарактеризовать их, проследить, как они взаимодействуют между собой, каким образом должны быть упорядочены и организованы, чтобы составлять некую управляемую устойчивую определенность, функционирование которой позволит достичь поставленной цели. Другими словами, этот процесс должен быть систематизирован.
Система обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления характеризуется ингерентностью, простотой, адекватностью, и включает три компонента: содержательный,
включающий когнитивный и управляющий учебный материал; организационно-деятельностный, представленный методическими приемами развития критического мышления, средствами и основными формами работы; и диагности-ко-коррекционный, подразумевающий диагностику качества усвоения учебного материала студентами и необходимую коррекцию процесса усвоения с учетом соответствия полученных результатов результатам-эталонам усвоения учебного материала студентами, наполняющим содержанием воспроизводящий, интерпретирующий и творческий уровни усвоения; и результатам-эталонам развития критического мышления студентов, распределенным по четырем уровням: низкому, ниже среднего, выше среднего и высокому (рис. 1).
Технология реализации системы обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления является технологией достижения целей, в которой функционирование всех компонентов системы во взаимодействии и четко определенной последовательности направлено на достижение многоуровневых целей, детализирующих основную цель, и сформулированных в виде конкретных результатов, выраженных через реальные действия студентов. Этапами данной технологии являются: подготовительный, операционный и оценочный (рис. 2). Технология характеризуется: индивидуализированностью, цикличностью, вариативностью; и функционирует на практике с учетом принципов рефлексии, самодетерминации, коммуникативности.
Работа по технологии реализации системы обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления на практике осуществляется следующим образом. На подготовительном этапе цель - обеспечить качество усвоения учебного материала студентами - детализируется в виде конкретных подцелей:
- достичь высокого уровня знаний;
- стимулировать развитие умений и навыков студентов успешно
применять знания в различных ситуациях;
- актуализировать личностно-смысловую сферу студентов.
Содержательным компонент
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
I
I
Когнитивный учебный материал
- фонетика, грамматика. лексика_ английского языка;
- фактический материал тем:
- содержание литературных произведений
Управляющий учебный материал
- сущность и особенности критического мышления:
- описание методических приемов ра .вития критического мышления
0|)Г«1НМЗ«1ЦИОННО-ДеЯТеЛЬНОСТНЫЙ компонент
Усвоение учебного материала в процессе развития критического мышления
Методические приемы
- "Инсерт";
-синквей;
- кластер;
- "Корзина идей";
- таблица
"Знаю - Хочу знать - Узнал" и т.д.
Средства
Средства развития Дидактические
критического мышления: средства:
операции анализа, синтеза, - материальные;
оценки, рефлексии и т.д. - идеальные
Формы работы
- фронтальная;
- групповая;
• индивидуальна?"
Рис. 1. Система обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления
КОРРЕКЦИЯ
Подготовительный этап реализации системы
Цель : обеспечить качество усвоения учебного материала студентами |
Подцели:
- достичь высокого уровня знаний;
- стимулировать развитие умений и навыков студентов применять знания в различных ситуациях;
- актуализировать личностно-смысловую сферу студентов
- знание;
- понимание;
- применение
- анализ;
- синтез;
- оценка
Подцели учебного курса
Подцели повседневной деятельности
| Подцели-заданн-*|--------І-------------
■т
■предварительная Ф диагностика качества усвоения учебного материала студентами;
• личностные особенности студентов;
■ условия организации учебной деятельности
■■ Оценочный этап реализации системы •-І
|ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ|
1 I
диагностика уровня усвоения диагностика уровня раївития
учеоного материала критического мышления
|ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ І^ІИЗКИЙІ
1 ИНТЄ^ІЮЄТИОУЮШ'1ИІ |ниже среднеп^
|творческий| і |выше среднегс|
і |высокий|
{ РЕЗУЛЬТАТ’ °^еспечение качества усвоения
* учебного материала студентами ^
Рис. 2. Технология реализации системы обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления
Данные подцели в дальнейшем конкретизируются более подробно в соответствии с таксономией педагогических целей в познавательной области, определяя подцели курса по домашнему чтению, подцели повседневной деятельности и подцели-задания с учетом результатов предварительной диагностики качества усвоения учебного материала студентами, личностных особенностей студентов и условий организации занятий по домашнему чтению (организационно-методические особенности проведения занятий, объем изучаемого литературного произведения, лексические и грамматические своеобразие учебного материала).
На операционном этапе в соответствии со стадиями усвоения, организованного в процессе развития критического мышления, осуществляется работа с новым учебным материалом отдельного блока занятий, посвященного изучению одного литературного произведения. На оценочном этапе производится повторная диагностика качества усвоения учебного материала студентами. По результатам диагностики либо происходит переход к конкретизации подцелей в связи с изучением очередного количества учебного материала, либо осуществляется предварительная коррекция и повторение отрезка процесса усвоения с некоторой вариацией методических приемов, средств и форм. Окончательная оценка результатов производится после того, как исчерпан весь материал изучаемого курса.
Конкретизируя общий результат функционирования технологии реализации разработанной системы с учетом сформулированного нами определения обеспечения качества усвоения учебного материала студентами в процессе развития критического мышления, мы пришли к выводу, что качество усвоения будет представлено уровнем усвоения учебного материала студентами и уровнем развития их критического мышления. Показателями усвоения учебного материала студентами были определены: полнота, осознанность, гибкость и прочность. Показателями развития критического мышления студентов были определены: регулярность высказывания оценочного суждения и способность его обоснования студентами.
Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах экспериментальной работы, показал, что большинство студентов, усваивающих учебный материал на уровне воспроизведения, осуществили переход на уровень интерпретации и творческий уровень; количество студентов, демонстрирующих творческий уровень усвоения учебного материала, увеличилось на 45%; в совокупности практически у 90% студентов развитие критического мышления стало соответствовать уровня выше среднего и высокому. Полученные результаты свидетельствуют об успешном применении технологии реализации разработанной нами системы в практике обучения, позволяющей обеспечить качество усвоения учебного материала студентами.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
2. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 80 с.
3. Коржуев, А.В., В.А. Попков, Е.Л. Рязанова Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования [Текст] / А.В. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 18 - 22.
4. Критическое мышление - углубленная методика [Текст] / Ч Темпл, Дж. Л.
Стил, К.С. Мередит - М.: Изд-во Института «Открытое Общество», 1998. - 198 с.
5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под. ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.
6. Попков, В.А. Критический стиль мышления в профессиональном самостанов-лении преподавателя высшей школы [Текст]: дис. ... док. пед. наук. - М., 2002. - 319 с.
7. Сластенин, В.А. Педагогический процесс как система [Текст] / В.А. Сластенин.
- М.: Издат. дом. МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.
Bibliography
1. Babansky, Yu. K. Selected Pedagogical Works [Text] / Yu. K. Babansky. - Moscow: Pedagogika, 1989. - 560 p.
2. Critical Thinking: Profound Technology [Text] / Ch. Temple, G. Steel, K. Meredith
- Moscow: “Otkritoye Obshchestvo”, 1998. - 198 p.
3. Klarin, M. V. Pedagogical Technology in Educational Process [Text] / V. Klarin. -Moscow: Z niye, 1989. - 80 p.
4. Korzhuev A. V., Popkov, V. A., Ryazanova, E. L. Reflection and Critical Thinking in the Context of Higher Education Goals // Pedagogika. - 2002. - № 1. - P. 18 - 22.
5. Polat, Е. S. New Pedagogical and Information Technologies in Educational System [Text] / E.S. Polat. - Moscow: «Academia», 2005. - 272 p.
6. Popkov, V. A. Role of Critical Thinking in the Professional Self-Making of a Higher Educational Institution Lecturer [Text] / V.A. Popkov. -Moscow, 2002. - 319 p.
7. Slastenin, V. A. Pedagogical Process as a System [Text] / V.A. Slastenin. - Moscow: MAGISTR-PRESS, 2000. - 488 p.