Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ'

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ФОНЕТИКА / ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИЗАРТРИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмелькова Елена Вячеславовна, Башмакова Светлана Борисовна

В статье представлена структура технологии коррекции фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием мультимедийных средств. Разработанная технология включает содержательный и процессуальный компоненты. В содержательном компоненте охарактеризованы концептуальная, диагностическая и дидактическая составляющие. Концептуальная часть содержит теоретико-методологические основы для обоснования разработки технологии. Кроме того, в этой части сформулированы цель и задачи, описаны дидактические и специальные принципы. В диагностической составляющей предложена схема обследования произносительной стороны речи детей, отражены критерии для качественной оценки звукопроизношения. В дидактической части дано обоснование применения в коррекционной работе логопеда мультимедийных презентаций. Представлены варианты разработки мультимедийных презентаций на разных этапах коррекционной работы, приведены примеры игровых заданий. В процессуальном компоненте технологии рассмотрены организационные вопросы включения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмелькова Елена Вячеславовна, Башмакова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHONETIC DISORDERS CORRECTION TECHNOLOGY FOR PRESCHOOLERS USING MULTIMEDIA TOOLS

The article presents the structure of the technology of correction of phonetic disorders in preschool children with speech disorders using multimedia. The developed technology includes content and process components. The conceptual, diagnostic and didactic components of the technology are characterized in the content component of the technology. The conceptual part of the technology contains theoretical and methodological framework to justify the development of technology. In addition, the goal and objectives are formulated, didactic and special principles are described. In the diagnostic component the scheme of examination of the pronunciation side of the children's speech is offered, the criteria for the qualitative evaluation of sound production are reflected. The didactic part gives the rationale for the use of multimedia presentations in the remedial work of the speech therapist. Options for the development of multimedia presentations at different stages of correctional work are presented, and examples of game assignments are given. The procedural component of the technology deals with organizational issues of including this technology in the correctional and educational process. Conclusions about the work done are made at the end of the article.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ»

На современной стадии развития общества, характеризующейся процессами интеграции, информатизации и цифровизации, использование ИКТ в образовании является закономерным. Под информационно-коммуникационными технологиями в контексте образования понимается экологичное применение цифровых инструментов, средств, методов и оборудования для поддержки процессов преподавания, обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

Возможные риски интеграции ИКТ в образовательный процесс нивелируются целенаправленной организацией процесса управления воздействием ИКТ на личность ребенка с тем, чтобы они выступали эффективным инструментом развития. С этой целью педагогам необходимо ответственно подходить к выбору адекватных средств, форм и способов применения ИКТ с опорой на основные принципы - соответствие уровню развития и психофизиологическим особенностям дошкольников, а также максимально интегрировать ИКТ с другими, присущими дошкольному возрасту, видами деятельности, центральное место среди которых принадлежит, безусловно, игре.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева и др. - Москва, 2022. - 177 с.

2. Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - № 20 (79). - С. 597-599

3. Никитенко, З.Н. Цели и результаты овладения иностранным языком в детском саду в контексте требований стандарта дошкольного образования / З.Н. Никитенко, Е.А. Никитенко // Дошкольное воспитание. - 2017. - №5. - С. 26-30

4. Протасова, Е.Ю. Методика раннего обучения иностранному языку: учеб. пособие / Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина; под ред. Е.Ю. Протасовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 255 с.

5. Симонова, Я.А. Раннее обучение иностранному языку / Я.А. Симонова // Форум молодёжной науки. - 2021. - №2. - С. 68-74

6. Утехина, А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика: учебное пособие / А.Н. Утехина. -М.: Флинта: Наука, 2017. - 183 с.

7. Ушакова, О.С. Развитие языковой личности в дошкольном детстве / О.С. Ушакова // В сборнике: Язык и актуальные проблемы образования Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Е.И. Артамоновой, О.С. Ушаковой. - 2018. - С. 3-7

8. Shin, J.K. Teaching young learners English: from theory to practice / J.K. Shin, J. Crandall. - Heinle/Cengage Learning, 2013. - 417 p.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук Хмелькова Елена Вячеславовна

Вятский государственный университет (г. Киров);

кандидат педагогических наук, доцент Башмакова Светлана Борисовна

Вятский государственный университет (г. Киров)

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация. В статье представлена структура технологии коррекции фонетических нарушений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием мультимедийных средств. Разработанная технология включает содержательный и процессуальный компоненты. В содержательном компоненте охарактеризованы концептуальная, диагностическая и дидактическая составляющие. Концептуальная часть содержит теоретико-методологические основы для обоснования разработки технологии. Кроме того, в этой части сформулированы цель и задачи, описаны дидактические и специальные принципы. В диагностической составляющей предложена схема обследования произносительной стороны речи детей, отражены критерии для качественной оценки звукопроизношения. В дидактической части дано обоснование применения в коррекционной работе логопеда мультимедийных презентаций. Представлены варианты разработки мультимедийных презентаций на разных этапах коррекционной работы, приведены примеры игровых заданий. В процессуальном компоненте технологии рассмотрены организационные вопросы включения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс. В заключении сделаны выводы о проделанной работе.

Ключевые слова: технология, звукопроизношение, фонетика, фонетические нарушения, дети дошкольного возраста, дизартрия, мультимедийные средства.

Annotation. The article presents the structure of the technology of correction of phonetic disorders in preschool children with speech disorders using multimedia. The developed technology includes content and process components. The conceptual, diagnostic and didactic components of the technology are characterized in the content component of the technology. The conceptual part of the technology contains theoretical and methodological framework to justify the development of technology. In addition, the goal and objectives are formulated, didactic and special principles are described. In the diagnostic component the scheme of examination of the pronunciation side of the children's speech is offered, the criteria for the qualitative evaluation of sound production are reflected. The didactic part gives the rationale for the use of multimedia presentations in the remedial work of the speech therapist. Options for the development of multimedia presentations at different stages of correctional work are presented, and examples of game assignments are given. The procedural component of the technology deals with organizational issues of including this technology in the correctional and educational process. Conclusions about the work done are made at the end of the article.

Key words: technology, sound reproduction, phonetics, phonetic disorders, preschool children, dysarthria, multimedia.

Введение. Сегодня в дошкольном образовании происходят трансформации из-за глобальных экономических, политических и социальных преобразований. Поэтому необходимо внедрять новые подходы к содержанию воспитания детей.

В век компьютеризации применение компьютерных технологий в образовательном процессе стало одной из главных задач. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О государственных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одной из задач является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечивает доступность образования на всех уровнях [16].

Изложение основного материала статьи. Появление мультимедийных систем способствует изменениям во многих областях образования, науки и искусства. Мультимедийные технологии активно внедряются в образовательный процесс и играют важную роль в коррекционной деятельности.

В ФГОС ДО [17] указывается, что необходимо учитывать типологические особенности детей при проектировании парциальных образовательных программ. Использование информационных технологий в дошкольном образовании обогащает эмоциональное и интеллектуальное развитие детей [8]. Эти технологии необходимо проектировать в различных направлениях логопедического воздействия с детьми с речевыми патологиями. При коррекции речевых нарушений мультимедиа можно активно использовать при отработке звуков в речевом потоке.

Исследователь М.П. Сибирская [13] рассматривает технологию как алгоритм поведения педагогов, и как организацию обучения, где важно поставить четкие цели и последовательные процедуры их достижения. Основываясь на понимании М.П. Сибирской определения технологии, мы разработали мультимедийную технологию коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией, состоящую из содержательного и процессуального компонентов.

Содержательный компонент.

1. Концептуальная составляющая.

Концептуальные позиции определяются на основе единства возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии ребенка (Л.С. Выготский [4], В.И. Лубовский [12; 14] и др.); клинико-педагогического подхода к классификации речевых нарушений (О.В. Правдина, Ф.А. Рау, М.Е. Хватцев и др.) [10]; теоретических положений о вопросах коррекции нарушений произносительного компонента речи (Е.Ф. Архипова [2], Л.В. Лопатина [11], М.Ф. Фомичева [18]); основных исследований В.В. Андреева [1], Н.В. Белиновой [3], А.П. Демидовой [6], В.С. Зайцева [7], Е.В. Струниной [15] о возможности использования мультимедийных средств в образовании.^

При проектировании технологии мы опирались на общепедагогические и специальные принципы.

2. Диагностическая составляющая.

Разработкой проблемы дизартрии у детей занимались отечественные ученые (Е.Ф. Архипова, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, И.И. Панченко) и зарубежные исследователи (J. Lu) [10]. Под дизартрией понимают нарушение артикуляторной стороны речи, вызванное недостаточной иннервацией артикуляционных органов [10]. При дизартрии нарушается формирование двигательных ощущений, необходимых для производства звуков. Основными недостатками выступают расстройства произношения, просодики, дыхания и голоса.

Диагностическая часть методики предполагает разработку набора диагностических заданий для выявления нарушений артикуляции моторных навыков и дефектов звукопроизношения у детей. Тестирование фонетического аспекта включает проверку произношения всех звуков. Тесты на произношение определяют характер недостатков звукопроизношения и степень проявления (мономорфное или полиморфное нарушение) [9]. Ответы фиксируются в речевой карте.

3. Дидактическая составляющая.

Целью дидактической части является разработка мультимедийных средств. Методы работы логопеда:

- упражнения (артикуляционная и дыхательная гимнастика, мультимедийные упражнения, игры). Упражнения и игры, включенные в мультимедийные презентации, могут быть связаны со слогами, словами в разных позициях (в начале, середине и конце) и предложениями;

- наглядный метод (демонстрация мультимедийных презентаций) преподается с использованием наглядных пособий и технических средств.

Инструментом для коррекции речевых нарушений являются мультимедийные презентации, включающие анимированные игры и упражнения, разработанные в Microsoft Power Point. Данные презентации имеют наглядный эффект подкрепления обучения и помогают установить и закрепить правильное воспроизведение звуков. Упор делается на артикуляционную подготовку и произносительные автоматизмы на отдельных звуках, слогах, словах и предложениях. Презентация имеет сценарий. На игровых и тренировочных слайдах изображены герои мультфильмов. Во многих случаях инструкции разработаны таким образом, чтобы помочь герою мультфильма совершить действие.

Процессуальный компонент.

Представленное выше содержание реализуется через организацию и проведение индивидуальных логопедических занятий на основе разработанных мультимедийных презентаций. Использование презентации регламентируется нормами СанПиНа [5]. Логопедическое воздействие реализуется поэтапно согласно методике М.Ф. Фомичевой [18].

Подготовительный этап. Цель - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе выполняется артикуляционная гимнастика для выработки правильного артикуляционного уклада звука. Мультимедийная презентация «Тренируем язычок. Оранжевая корова» разработана для реализации данной задачи. Стоит отметить, что упражнения выполняются классическим способом. Особенности использования презентации заключаются в том, что она стимулирует ребенка выполнять инструкции логопеда. Этому способствуют игровой момент, анимация, возможность самостоятельно выбирать порядок выполнения того или иного упражнения. Первая игра - «Летняя полянка». На экране представлено изображение луга со множеством различных предметов, которые обозначают то или иное артикуляционное упражнение. Пример инструкции: «К нам на занятие пришли Бо и Зо из мультфильма «Оранжевая корова». Они очень любят рычать. Мы с тобой составим им компанию, будем «рычать» вместе с ними. Чтобы красиво «рычать», надо сделать гимнастику для язычка. Найти на картинке качели, парус, лошадку и грибок. Выполни упражнения». Ребенок выполняет конкретное движение органами артикуляции. Вторая игра называется «В гостях у друзей». Слайд «переносит» в домик к героям. В зависимости от целей занятия, логопед предлагает ребенку самостоятельно выбрать «предметы-упражнения» и выполнить их («Часики», «Чашечка» и др.) или найти тот предмет, который он обозначит (описание, загадка и пр.).

Этап постановки звука. Здесь осуществляются действия по вызыванию звука у ребенка и закреплению произнесения отдельного звука. Постановка фонем осуществляется с помощью специальных приемов. Применение мультимедиа не предусмотрено.

Этап автоматизации звука. Ребенка учат постепенно и последовательно произносить звук четко и правильно в разных речевых актах: слогах, словах, предложениях. Работа проводится от простого к сложному. В занятия на этом этапе активно внедряются анимированные игры и упражнения из мультимедийных презентаций.

Автоматизация звука в слогах.

[с]. Игра «Слоги с Фиксиками». Инструкция: «Помоги Фиксикам произнести слоги. Нажимай на «С». Повторяй слог».

[з]. Игра «Капель». Инструкция: «На улице - капель. Нажимай на солнышко, запомни и произнеси слог на капле».

[ш]. Игра «Уборка с Машей». Инструкция: «Помоги Маше прибраться в доме. Произноси слоги. Нажми на них, чтобы они исчезли».

[ж]. Игра «Рассада». Инструкция: «Чтобы у Жасмин в горшках выросла рассада, произноси слог и нажимай на горшок».

[л]. Игра «Лосяш заблудился». Инструкция: «Лосяш заблудился в лесу. Помоги ему добраться до домика. Нажимай на Лосяша и произноси слоги».

[л']. Игра «Лисичка и лестница». Инструкция: «Помоги Лисичке забраться по лестнице на воздушный шар. Нажимай клавишу, произноси слог на ступеньке».

[р]. Игра «Звуковые дорожки». Инструкция «Помоги Коржику и Карамельке произнести слоги. Нажимай на «Р». Произноси слог».

[р']. Игра «Три богатыря против Тугарина Змея». Инструкция: «Помоги трем богатырям и Змею Горынычу победить Тугарина Змея. Нажимай на пламя, произноси слоги».

[ц]. Игра «Проталины». Инструкция: «Заяц решил прогуляться по лесу. Солнышко ярко светит. Появились проталины. Нажимай на солнышко. Произноси слоги».

[щ]. Игра «Мыльные пузыри». Инструкция: «Щенята любят надувать мыльные пузыри. Нажми на пузырь, чтобы он стал большим. Назови слово».

Автоматизация звука в словах.

[с]. Игра «Паутина». Инструкция: «Дедус нашел паутину. Что туда принёс паучок? Нажимай на предметы и называй

их».

[з]. Игра «Мемори с Барбоскиными». Инструкция: «Найди две одинаковые картинки. Чтобы открыть карточку, нажми на квадрат с цифрой. Назови, что изображено. Чтобы закрыть картинку, нажми на нее». Слова на карточках: зуб, ваза, коза, зонт, язык, знак.

[ш]. Игра «Книжка». Инструкция: «Что у Маши в книжке? Нажимай на книжку и называй картинки». [ж]. Игра «Полёт Жасмин». Инструкция: «Называй слова, пока Жасмин летает на ковре самолёте!». [л]. Игра «Лосяш мыл посуду». Инструкция: «Помоги Лосяшу помыть посуду. Называй предмет посуды и нажимай на него».

[л']. Игра «У Лисички на полянке». Инструкция: «Скажи, что есть у Лисички на полянке. Нажимай на клавишу, правильно и четко называй появившийся предмет».

[р]. Игра «Лесная полянка». Инструкция: «Помоги Коржику и Карамельке расчистить лесную поляну. Убери кусты и найди все цветы (ромашка, роза, нарцисс). Назови все картинки».

Автоматизация звука в предложениях.

[с]. Игра «Прогулка». Инструкция: «Семья Фиксиков вышла на прогулку. Нажимай на солнце. На что оно светит? Составь предложение».

[ш]. Игра «У Маши на окошке». Инструкция: «Что у Маши на окошке? Нажми на окно и составь предложение». [ж]. Игра «Рисунки Жасмин». Инструкция: «Жасмин любит рисовать. Что изображает Жасмин? Нажимай на мольберт. Составь предложение».

[л]. Игра «Кухня Лосяша». Инструкция: «Расскажи, что стояло на кухне у Лосяша. Например, у Лосяша на кухне стоял стол. Нажимай на предмет, чтобы он исчез».

Выводы. Нами раскрыта структура технологии коррекции фонетических нарушений у дошкольников с дизартрией с использованием мультимедийных анимированных презентаций. Презентации выступают визуализированным средством представления наглядного материала для введения звуков в речевую деятельность дошкольников. Кроме того, повышается интерес и мотивация детей к выполнению игровых заданий, представленных в виде оказания помощи тому или иному мультгерою.

Таким образом, технология выступает ориентировочной основой для возможности внедрения мультимедиа в работу по оказанию логопедической помощи детям с патологиями речевого развития. Литература:

1. Андреев, В.В. Информатика и ИКТ. Мультимедийные средства в образовании / В.В. Андреев, Н.В. Герова, А.А. Москвитина, О.М. Роговая. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - 128 с.

2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 256 с.

3. Белинова, Н.В. ИКТ в профессиональной подготовке педагога к развитию речи детей / Н.В. Белинова, Н.Ф. Никитина // Государственный советник. - 2018. - №1(21) - С. 37-41

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психологические исследования: Моск. гос. псих. Пед. Электронная библиотека - 2009. - Режим доступа: http://psychHb.m/mgppu/VMr-1934/VMR-001.HTM#$pI (дата обращения: 18.12.2017).

5. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. - Текст: электронный // Кодекс: [сайт]. -URL: https://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 05.11.2021).

6. Демидова, А.П Интерактивные технологии как средство коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР / А.П. Демидова, Н.К. Слыш // Вестник современных исследований. - 2019. - № 2.16 (29). - С. 145-146

7. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1 / В.С. Зайцев. -Челябинск: ЧГПУ, 2012. - 411 с.

8. Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 мая 2001 года № 753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России». - Текст: электронный // Гарант: [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/1586576/ (дата обращения: 28.10.2020).

9. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Издательство ВЛАДОС. - 2020. - 279 с.

10. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2022. - 608 с.

11. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 178-186

12. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. - 1971. - №6. - С. 15-19

13. Сибирская, М.С. Профессиональное обучение: педагогические технологии / М.С. Сибирская. - М.: Изд. центр АПО, 2002. - 126 с.

14. Специальная психология в 2 т. Том 1 / В.И. Лубовский. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 448 с.

15. Струнина, Е.В. Мультимедийные технологии в логопедической работе / Е.В. Струнина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2019. - №33. - С. 169-172

16. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - http://government.ru/docs/all/116490/

17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - http: //www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html

18. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1989. - 240 с.

19. Lu, J. College multimedia teaching system devise and application evaluation / J. Lu // The International Journal of Electrical Engineering & Education. - 2020. - Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0020720920928477 (дата обращения: 18.01.2023).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Малышева Елена Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент третьего курса Бугрова Арина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО)

ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Овладение иностранным языком играет значимую роль в культурном и языковом развитии дошкольников. При этом игра, как приоритетное средство обучения и воспитания в раннем возрасте, всегда находится в фокусе внимания педагогов и детских психологов. Целью статьи является рассмотрение вопроса о воздействии игры на формирование у дошкольников мотивации к постижению основ английского языка; элементарного языкового опыта как готовности к изучению данной дисциплины на уроках в средней школе. В статье дано обоснование игры как ведущего вида деятельности у дошкольников, приоритетного метода воспитания и обучения детей; сделан краткий обзор исследований по проблеме использования игры как метода обучения иностранному языку на раннем этапе. В результатах определены целесообразность и специфика применения игровых методик в обучении детей иностранному языку; выделена и уточнена классификация дидактических игр для занятий английским языком в детском саду. Наряду с традиционной детской игрой в статье рассмотрены дидактические преимущества интернет-сайтов с интерактивными игровыми программами для обучения иностранному языку. В выводах подведены итоги исследования, подчеркнуто, что в период дошкольного возраста наиболее комфортным и результативным видом иноязычной речевой деятельности является игра.

Ключевые слова: иностранный язык; раннее обучение; игра; целесообразность и специфика применения; классификация языковых игр; интернет-сайты; интерактивные игровые программы.

Annotation. Mastering a foreign language plays a significant role in the cultural and linguistic development of preschoolers. At the same time, the game, as a priority means of learning and education at an early age, is always in the focus of attention of teachers and child psychologists. The purpose of the article is to consider the issue of the impact of the game on formation of motivation among preschoolers to comprehend the basics of the English language; elementary language experience as readiness to study this discipline in middle school. The article provides a rationale for the game as the leading activity for preschoolers, a priority method of raising and educating children; a brief review of studies on the problem of using the game as a method of teaching a foreign language at an early age stage. The results determine the expediency and specificity of the use of gaming methods in teaching children a foreign language; highlight and refine the classification of didactic games for teaching English in kindergarten. Along with traditional children's game, the article discusses the didactic advantages of Internet sites with interactive game programmes for learning a foreign language. The conclusions summarize the results of the study, it is emphasized that during the period of preschool age the most comfortable and effective type of foreign language speaking activity is playing.

Key words: foreign language; early learning; game; expediency and specific application; classification of language games; Internet sites; interactive game programmes.

Введение. В условиях открытого доступа к информации, информационного обмена и развития социальных контактов между странами владение иностранным языком вызывает все больший интерес общественности. Хотя обучение иностранному языку официально начинается во втором классе, со стороны педагогов и родителей придается большое значение иноязычному образованию детей-дошкольников.

С позиции ученых возраст от трех до семи лет считается благоприятным для начала занятий языком. Иностранный язык обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом, и может играть значимую роль в языковом и культурном развитии личности дошкольника. Поэтому проблема посильного обучения языку в раннем возрасте вызывает значительный интерес ученых-методистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игра, как основной метод обучения и воспитания детей в раннем возрасте, всегда находится в фокусе внимания педагогов и детских психологов. Игра облегчает понимание ранее не познанного; стимулирует мыслительную активность детей; вызывает интерес к учению.

Целью статьи является рассмотрение вопроса о целесообразности и полезности иноязычного развития в раннем возрасте, а именно, о воздействии игры на формирование у дошкольников мотивации к постижению основ английского языка; элементарного языкового опыта как готовности к изучению данной дисциплины на уроках в средней школе.

Изложение основного материала статьи. Теоретическим обоснованием проблемы, затронутой в статье, является рассмотрение игры как ведущего вида деятельности и метода обучения у дошкольников.

Игра, прежде всего, представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [5, С. 154]. В силу того, что данным видом деятельности интересуются не только педагоги и психологи, но и ученые других сфер науки (философы, социологи, искусствоведы, биологи [5, С. 154]), проблема реализации игры как метода обучения стала ещё более востребована. Так, с научной точки зрения данный, как считается, развлекательный вид деятельности рассматривают с позиции совершенно других аспектов: пользы в обучении, влияния на успеваемость и на общее развитие ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.