9. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.
10. Ihnatenko H.V., Ihnatenko K.V. Formation of self-dependence as a professional ly-important personality trait of a future vocational education teacher by means of case-technology (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 40-42.
11. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52
12. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.
13. Смирнова Ж.В., Груздева М.Л., Красикова О.Г. Открытые электронные курсы в образовательной деятельности вуза // Вестник Мининского университета. 2017. № 4(21). С. 3.
14. Яковлева Е.И., Шобонов Н.А. Индивидуализация образовательного процесса в рамках модульной модели программы повышения квалификации при применении дистанционных образовательных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6.
Педагогика
УДК: 378
кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Образование выполняет задачу сохранения имеющихся знаний и подготовка молодого поколения, готового адаптироваться к быстро меняющимся условиям, инновационным технологиям. Современные образовательные технологии направлены на адаптацию студентов к условиям информационного современного общества. Одной из наиболее эффективных технологий обучения, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающих творческих потенциал обучающихся является технология контекстного обучения.
В статье рассматривается влияние технологии контекстного обучения на учебную деятельность, рассмотрены принципы реализации технологии по А.А. Вербицкому. Определены основные формы деятельности технологии контекстного обучения; учебная, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная. Описаны основные черты технологии контекстного обучения и требования, способствующие эффективной реализации данной технологии.
Таким образом, реализация технологии контекстного обучения обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающий творческий и профессиональный потенциал будущего специалиста.
Ключевые слова: технологии, профессиональное образование, контекст, ситуационное обучение, инновации,адаптация, индивидуализация.
Annotation. Education fulfills the task of preserving existing knowledge and preparing the young generation ready to adapt to rapidly changing conditions and innovative technologies. Modern educational technologies are aimed at adapting students to the conditions of modern information society. One of the most effective learning technologies that provide individualization of the educational process, personality-oriented approach, revealing the creative potential of students is the technology of contextual learning.
The article deals with the influence of contextual learning technology on educational activities, the principles of technology implementation by A.A. Verbitsky. The main forms of activity of contextual learning technology are defined; educational, quasi-professional and educational-professional. In the course of writing the article the main features of contextual learning technology and the requirements that contribute to the effective implementation of this technology were described.
Thus, the implementation of contextual learning technology provides individualization of the educational process, a personality-oriented approach that reveals the creative and professional potential of the future specialist.
Keywords: technology, vocational education, context, situational learning, innovation, adaptation, individualization.
Введение. Образование, как одна из важнейших составляющих развитого современного общества, выполняет задачу сохранения имеющихся знаний и подготовка молодого поколения для жизни. На современном этапе образования данная задача осложнена быстро меняющимися условиями, инновационными технологиям, когда профессиональная карьера предполагает адаптацию к иным условиям, решение профессиональных задач.
Часто молодые специалисты не умеют действовать в нестандартных ситуациях, поэтому им необходим опыт применения имеющихся знаний и способностей в различных положениях. Современные образовательные технологии направлены на адаптацию студентов к условиям информационного современного общества [1]. Одной из наиболее эффективных технологий обучения, обеспечивающих индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающих творческих потенциал обучающихся является технология контекстного обучения.
Изложение основного материала статьи. Технология контекстного обучения направлена на овладение студентами способами профессиональной и учебной деятельности. Процесс обучения представляет собой непроизвольное запоминание учебного материала, поскольку они используют полученные знаний при выполнении различных заданий и упражнений [2].
Понятие «контекст» пришло в педагогику из логики, связано с «ситуацией», в которую включаются внешние условия и субъекты образовательной деятельности [3].
Вербицкий А.А. выделяет принципы реализации технологии контекстного обучения [4]:
- принцип проблемности усвоения учебного процесса обучающимися;
- личностное включение студентов в учебную деятельность;
- принцип моделирования в учебном процессе совокупности содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
- совместная деятельность выступает ведущим звеном;
- принцип взаимодействия традиционных и новых образовательных технологий;
- единство воспитания и обучения специалиста.
Технология контекстного обучения совмещает в себе технологии интерактивного, проектного, ситуационного обучения и состоит из трёх основных форм деятельности [5]:
1. Учебная деятельность, в которой важное место занимают лекции и семинары;
2. Квазипрофессиональная деятельность, выраженная в проведении игр, спецкурсов и спецсеминаров;
3. Учебно-профессиональная деятельность, воплощенная в производственной практике, научно-исследовательских работах, курсовых проектах).
Важную роль в контекстном обучении занимают активные методы обучения, которые опираются на продуктивное, творческое мышление, поведение, общение [6]. Педагогу профессионального обучения необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы при реализации технологии контекстного обучения содержание занятия было максимально приближено к профессиональной деятельности будущих специалистов. В таком случае происходит косвенное взаимодействие профессиональной и учебной деятельности, что положительно сказывается на развитии выпускников [7].
Интерес студентов выступает ведущим фактором активизации познавательной деятельности. Данным правилом необходимо пользоваться уже в процессе формирования содержания учебной информации, которая передается студентам. Обучающийся не станет анализировать ситуацию, если в ней нет реальной действительности в области его будущей профессии или она ему не интересна [8]. Познавательный интерес возрастает, если в учебном материале содержатся проблемы, с которыми есть вероятность встретиться в профессиональной сфере, а иногда и в повседневной жизни [9]. Так, активность студента будет обусловлена заинтересованностью в анализе проблемы, изучении эффективных методов её решения. Творческий потенциал студента развивается, когда есть стимул к познанию не только в учебной, но и в профессиональной деятельности.
В процессе реализации технологии контекстного обучения необходимо осуществлять контроль перехода учебной деятельности в профессиональную. Контроль должен происходить за последовательностью и результатами действий студентов, а так же за уровнем сформированности познавательной и профессиональной мотивации [10]. Средством промежуточного контроля может выступать различные контрольные задания, конкретные ситуации и деловые игры. Такой вид контроля направлен на проверку учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Основой сформированности профессиональной деятельности является способность студента выполнять профессиональные ситуационные задачи, решать проблемы [11].
Реализация технологии контекстного обучения формирует у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности; приобретается социальный и предметно-профессиональный опыт принятия решений; развивается теоретическое, практическое и творческое мышление [12]; формируется познавательная мотивация; приобретаются личностные качества специалиста: ответственность, навыки профессионального взаимодействия, коммуникативные и организаторские способности.
К преимуществам технологии контекстного обучения следует отнести следующие факторы [13]:
- повышается потенциал активности студента, начиная от восприятия до принятия совместных решений;
- студент находится в деятельностной позиции, поскольку учебный курс представлен в виде предметов сценариев их развертывания;
- знания усваиваются в процессе разрешения ситуационных проблем, что повышает познавательную и профессиональную мотивацию;
- происходит гуманизация образования, где центром педагогического процесса выступает личность будущего специалиста;
- отражается сущность процессов, происходящих в науке, обществе, профессиональной сфере, таким образом происходит интеграция учебной, профессиональной и научной деятельности студента;
- возрастает личностный смысл процесса обучения;
- используется сочетание индивидуальных и коллективных методов работы со студентами;
- студент является субъектом познавательной деятельности в профессиональной сфере [14].
Модель обучения при реализации технологии контекстного обучения предполагает выход студента за рамки знаковых систем посредством соотнесения информации с будущей профессиональной деятельностью [15]. Знания, являющиеся профессионально-ориентированными задачами, представляются в форме личностного включения студентов в осваиваемую предметную область деятельности. В таком случае единицей работы студента является профессиональное действие [16]. В социальных моделях знания получают динамическое развитие в коллективных формах обучения, что обеспечивает формирование социальной компетентности будущего специалиста [17]. Личностные смыслы превращаются в социальные ценности, в систему отношений к себе и окружающему миру.
Характерной чертой технологии контекстного обучения является моделирование учебного процесса с помощью знаковых средств будущей профессиональной деятельности [18]. Педагог профессионального обучения создает реальные условия, где студенту необходимо разрешить предложенные неоднозначности и противоречия [19]. В ходе анализа ситуации обучающийся формируется как член будущего коллектива.
Для эффективной реализации технологии контекстного обучения следует выполнять следующие требования [20]:
- сочетать различные методы обучения с учетом психологических требований к организации учебного процесса;
- использовать модульную форму построения системы;
- сочетать различные типы связей между формами обучения;
- обеспечивать повышающуюся сложность учебного материала и форм контекстного обучения.
Применение данных требований позволит спроектировать целостную учебную деятельность, в которой
учитывается специфика учебных предметов, личностные особенности каждого студента, материально-
технические средства обучения [21]. К тому же, с помощью реализации технологии контекстного обучения осуществляется научный поиск методов контекстного обучения, корректирование содержания и целей обучения.
Выводы. Таким образом, основной целью контекстного обучения является формирование подготовленного специалиста к условиям его будущей профессиональной деятельности. Весь процесс обучения состоит из содержания изучаемых дисциплин и содержания будущей профессии, включая его функции, задачи и компетенции.
Технология контекстного обучения подразумевает постоянный процесс контроля и корректирования учебной деятельности студента и преподавателя, становления будущего специалиста, готового к адаптации в быстроменяющихся условиях. Реализация технологии контекстного обучения обеспечивает индивидуализацию учебного процесса, личностно-ориентированный подход, раскрывающий творческий и профессиональный потенциал будущего специалиста.
Литература:
1. Klinkov G.T. The specificity of manifestation of pedagogical communication as a special construct (2018) Scientific Vector of the Balkans 2018 No. 1 pp. 51-52
2. Алешугина Е.А., Кутепова Л.И., Белоусова Г.А. Технологии организации контактной самостоятельной работы в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 253-255.
3. Makhometa T.M., Tiahai I.M. The use of interactive learning in the process of preparing future math teachers (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 48-52.
4. Балашова Е.С., Богачева А.В., Воронкова А.А., Мальцева С.М. К вопросу о формировании предметных результатов образовательной деятельности студентов гуманитарных специальностей в контексте кросскультурной коммуникации // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 12-15.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. 2011. №8.
6. Pometun O.I., Gupan N.M. Studying history as an educational space of students'critical thinking development (2018) Humanitarian Balkan Research 2018. No. 1 pp. 60-63.
7. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. - Москва: Издательство Юрайт, 2018.
8. Garnevska S.M. opportunities for forming communication technology images in training in technology and entrepreneurship (2018) Balkan Scientific Review 2018 No. 1 pp. 34-37.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
10. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003.
11. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018 Т.6, №3.С. 3. D0I:10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - В 2-х книгах. - Книга 1. -Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с.
13. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность / И.А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании, 2004. - № 6. - С. 13-14.
14. Маркова С.М. Технологическая компетентность педагога профессионального обучения // Современные исследования социальных проблем, 2015. - 3 (47), С. 30-36.
15. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 2.
16. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 230-232.
17. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // КПЖ. 2012. №1 (91).
18. Седых Е.П. Система нормативного правового обеспечения проектного управления в образовании // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1. С. 1.
19. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018 Т. 6, №3. С. 9.DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
20. Zhytukhina K.P. Realization of the pedagogical condition for improving the process of formation of responsible attitude to future profession in students of pedagogical universities (2017) Scientific Vector of the Balkans 2017 No. 1 pp. 26-30
21. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9.
Педагогика
УДК: 373.1
кандидат филологических наук, доцент Григорян Армине Азатовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью во внедрении в образовательный процесс высшей школы инновационных педагогических технологий как важнейших форм современного образования. Целью нашего исследования является раскрытие дидактических особенностей проектной технологии (метода проектов) как эффективного метода обучения в преподавании русского языка как иностранного и ее включение во все основные аспекты изучаемого курса в рамках реализации коммуникативного, личностно ориентированного и компетентностного подходов. Данная статья направлена на выявление научно-методического потенциала метода проектов, то есть раскрытие различных способов и