Научная статья на тему 'Технология комплексного исследования психологии личности - методика "цветоассоциации буквенных знаков"'

Технология комплексного исследования психологии личности - методика "цветоассоциации буквенных знаков" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
268
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ТЕСТ ЛЮШЕРА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Л. В.

Методика заключаются в том, что, для психодиагностического исследования используется материал, получаемый в результате соотнесения испытуемым предпочитаемых цветов с конкретными буквами его индивидуального частотного знаково-буквенного спектра. Индивидуальный частотный знаково-буквенный спектр выявляется на основе авторского текста, написанного испытуемым непосредственно в процессе тестирования. Таким образом, сравнительному анализу и оценке подвергаются данные, полученные на основе интеграции природного, естественного (невербального) с приобретенным, формальным (вербальным).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология комплексного исследования психологии личности - методика "цветоассоциации буквенных знаков"»

№ 2 - 2007 г. 19.00.00 психологические науки

УДК 159.92

Технология комплексного исследования психологии личности - методика "цветоассоциации буквенных знаков"

Л.В. Ахметова

Томский государственный педагогический университет (г. Томск)

Методика заключаются в том, что, для психодиагностического исследования используется материал, получаемый в результате соотнесения испытуемым предпочитаемых цветов с конкретными буквами его индивидуального частотного знаково-буквенного спектра. Индивидуальный частотный знаково-буквенный спектр выявляется на основе авторского текста, написанного испытуемым непосредственно в процессе тестирования. Таким образом, сравнительному анализу и оценке подвергаются данные, полученные на основе интеграции природного, естественного (невербального) с приобретенным, формальным (вербальным).

Ключевые слова: тест Люшера, социокультурные установки

Методика "Цветоассоциации буквенных знаков" является объективным измерительным инструментом для решения актуальных задач современного образования. Исходя из представлений о когнитивной сфере личности человека, как самоорганизующейся системе, в основе которой лежат интегративные процессы вербально/невербального характера, приводящие когнитивную систему в эмерджентное состояние, а так же на основании выявленной в ходе экспериментального исследования зависимости продуктивности индивидуального мышления от оптимального соотношения количественных и качественных решений структурной организации когнитивной сферы личности, нами была разработана электронная версия методики "Цветоассоциации буквенных знаков" (ЦАБУЗ-Т).

Новизна и оригинальность ЦАБУЗ-Т заключаются в том, что, для психодиагностического исследования используется материал, получаемый в результате соотнесения испытуемым предпочитаемых цветов с конкретными буквами его индивидуального частотного знаково-буквенного спектра. Индивидуальный частотный знаково-буквенный спектр выявляется на основе авторского текста, написанного испытуемым непосредственно в процессе тестирования. Таким образом, сравнительному анализу и оценке подвергаются данные, полученные на основе интеграции природного, естественного (невербального) с приобретенным, формальным (вербальным).

Цель применения методики ЦАБУЗ-Т заключается в раскрытии методом психодиагностического исследования ряда индивидуальных психологических особенностей личности. Процедура тестирования заключается в измерении величины

сенсорно-перцептивной адекватности личности, определяемой разницей между сознательными цветоассоциациями буквенных знаков русского алфавита выявленных на осознаваемом уровне (цветопредпочтения в форме субъективного шкалирования, цветовая атрибуция, социокультурные установки) и на проективном, неосознаваемом уровне, посредством анализа цветоассоциаций частотных показателей буквенных знаков знаково-буквенного спектра индивидуального (своего) текста. Таким образом, в процессе психодиагностического исследования методом ЦАБУЗ-Т можно получить широкий спектр показателей, характеризующих индивидуальные особенности учебных достижений, продуктивности мышления и специфики структурной организации элементов КС Л учащихся.

Теоретико-методологические основы методики ЦАБУЗ-Т. Первый методологический принцип основан на базовом положении теории самоорганизующихся систем, в частности циклодинамической концепции самоорганизации КСЛ: согласованное, гармоничное взаимодействие компонентов в подсистемах (или, иными словами, в системах второго, третьего, эн-го порядка) с устойчиво высоким структурно-функциональным уровнем выводит её на уровень функциональной самоорганизации, критерием которой является высокая продуктивность мыслительной деятельности.

Второй методологический принцип сформулирован на основании теории колмогоровской сложности и гласит о том, что звуковое строение речи подчинено простым статистическим закономерностям, которые могут быть рассчитаны с помощью теории вероятностей [5]. Частота употребления буквенных знаков в устной либо письменной речи позволяет сформировать индивидуальный частотный букварь, в котором представлен буквенно-знаковый спектр исследуемого текста. Индивидуальные частотные параметры буквенно-знакового спектра уникальны, отражают индивидуальные особенности психического аппарата личности. Когнитивной психологией к настоящему времени достоверно установлено, что в состав соответствующих отраслям интеллектуальной деятельности средств такого рода входят дисциплинарноспецифические знаково-семиотические системы. Являясь деятельностным орудием в отношении информационных объектов, по определению Л.С. Выготского, именно знаково-семиотические системы выступают основным фактором прогресса в обеспечении продуктивности мышления человека.

В нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что индивидуальные частотные параметры знаков и слов знаково-семиотических систем (ЗСС) учащихся взаимосвязаны с продуктивностью их мышления [2, 3]. Основным методом исследования был количественный анализ продуктов творческой деятельности (частотно-словарный и частотно-буквенный анализ текстов сочинений) и метод объективной экспертной оценки знаний учащихся при сдаче ЕГЭ, направленные на измерение и изучение взаимосвязи показателей частот индивидуального знаково-буквенного спектра и показателей уровня функционального развития когнитивных способностей личности на момент поступления в ВУЗ (дисциплинарно-специфические и общий показатели учебных достижений по индивидуальным результатам ЕГЭ). На основе частотного анализа буквенных знаков знаково-семиотической системы текстов учащихся 11 -х классов были сформированы персональные знаково-частотные буквари. Количественное распределение частот знаков выявленное при анализе всей совокупности текстов было отображено нами в двух вариантах: в порядке убывания частотности знаков и в виде спектрального знаковочастотного букваря. Спектральные знаково-частотные буквари послужили основанием для исследования взаимосвязи частотных параметров отдельных знаков с параметром продуктивности мышления

Присутствие значимых корреляционных связей по отдельным параметрам между продуктивностью индивидуального мышления и параметрами частотности буквенных знаков знаково-семиотической системы показывают, что продуктивность мышления достоверно значимо взаимосвязана с частотными характеристиками ряда согласных букв, например "б" (г=-0,39), "г" (г=0,30), "з" (г=-0,33), "л" (г=-0,23), "ч"(г=0,36) (р< 0,05) и т.д. Группы с низкими и высокими показателями продуктивности мышления различаются также и по структуре ЗСС. Так, в группе с высокими показателями продуктивности мышления доля тесно связанных с согласными гласных букв составляет 40,96%, что в 1,8 раза больше по сравнению с этими же парами буквенных знаков в группе с низкими показателями продуктивности мышления. Количество значимых взаимосвязей в парах состоящих только из согласных букв, наоборот, в 1,2 раза преобладает в группе с низкими показателями продуктивности мышления. Данные различия убедительно свидетельствуют о разных, отличающихся друг от друга вариантах структур ЗСС в контрастных группах.

Третий методологический принцип. В письменной речи каждый буквенный знак алфавита является завершенным рисунком - схемой. Целостность абстрактного образа знака в сознании человека обусловлена сочетанием трех взаимосвязанных друг с другом элементов - семантических понятий: 1) репрезентацией на различных уровнях модальности; 2) экспрессией; 3) апелляцией [4]. В контексте сформулированного принципа нами используется психосемантический подход, описанный и убедительно обоснованный в трудах Яньшина П.В., Бюлера К. [4, 6], который позволяет свести воедино феномены восприятия и представления цвета, его воздействия на эмоциональное и физиологическое состояние, закономерности цветовых ассоциаций и цветовой атрибуции. Рассматриваемый как образ, цвет имеет предметное содержание, выраженное в предметных значениях.[1, 4, 6]. В феномене перцептивного приписывания колорит воспринимаемого образа отражает эмоциональное состояние субъекта. В феномене цветовой атрибуции предметным содержанием цветового портрета является эмоциональное отношение к оцениваемому объекту - буквенному знаку. В обоих случаях цветовой образ является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную "проекцию" своего содержания в категориальную систему вербально-знаковых значений.

Научно-теоретическое и практическое значение. Для когнитивной психологии в контексте задачи управления продуктивностью индивидуального мышления обнаружена взаимосвязь объективно (посредством ЕГЭ) измеренной продуктивности индивидуального мышления с объективно измеряемыми посредством спектральночастотного букваря параметрами индивидуальной знаково-семиотической системы (ЗСС). Для сферы социально-практических приложений: 1. Разработана технология комплексных исследований методом цветоассоциаций буквенных знаков. В своей основе данная методика содержит оригинальный вариант психолого-дидактической операционализации современного подхода к развитию образовательной системы в форме диагностирующей и развивающей технологии направленной на интеграцию природного и рационального знания в единую, целостную систему; 2. Выявлена интеграция природного и социального технологически осуществляемая посредством механизма ассоциаций цветовых эталонов с буквенными знаками, в результате которого доказывается, что: а) восприятие цвета полностью подчиняется закономерностям порождения предметного образа, описанным в семантической парадигме перцептивной деятельности К. Бюлера; б) сопоставляются и анализируются ранги предпочтения цветов по схеме теста М. Люшера на предмет выявления актуального психологического состояния личности. 3. На основе механизма ассоциативного сочетания вербального и невербального аспектов нейропсихической деятельности головного мозга человека выявляются характеристики Я-Концепции личности в аспекте соотношения личности актуализированной - Я-актуального, осознанного и личности нереализованной (Я-нереализованного, неосознаваемого, но

существующего в структуре личности). 4. Решение в перспективе практических задач оптимизации профессиональной ориентации и профотбора в области интеллектуальных профессий на различных этапах профессионального роста.

Список литературы

1. Ахметова Л.В. Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников / Л.В. Ахметова // Вестник Томского государственного пед. ун-та. - Вып. 4. - Сер. Педагогика. - Томск: ТГПУ. - 1998. - С. 69-72.

2. Ахметова Л.В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся / Л.В. Ахметова // Вестник Томского государственного пед. ун-та. Вып. 2(53). Сер. Психология. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - С. 34-39.

3. Ахметова Л.В. Частотные параметры элементов ЗСС личности как корреляты продуктивности мышления. Язык и культура: М-лы XVIII Международной научной конференции. (Томск, 18-20 апр. 2005 г.) / Л.В. Ахметова, В.А.

Островский // Томск: Изд-во ТГУ, 2006. - С. 20-23.

4. Бюлер К. Теория языка / К. Бюлер // М.: "Прогресс", 1993. - 504 с.

5. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия "количество информации" / А.Н. Колмогоров // Проблемы передачи информации. - 1965. - Т.1. - Вып.1. - С. 25 -38.

6. Яньшин В.П. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта Автореф дис: док. псих. наук / В.П. Яньшин // Москва, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.