JJ. В. Ахметова. Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов
Л. В. Ахметова
ЦВЕТОАССОЦИАЦИИ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
■ Томский государственный педагогический университет
Методологической основой данного исследования является концепция системного подхода Б.Г. Ананьева [1] в изучении взаимосвязи психических процессов понимания единства и взаимосвязи развития познавательных способностей от ощущений до мыслительных процессов, а также положение С. JI. Рубинштейна [2] об индивидуальном стиле опосредования внешних воздействий и понимании личности как единства организмического, индивидуального и социального. В качестве базиса личности выступают индивидуальные свойства, отражающие наиболее устойчивые эмоционально-личностные тенденции.
В русле вышеизложенных теоретических концепций мы рассматриваем взаимосвязь зрительных цветоассоциаций младших школьников с уровнем учебных достижений, так как руководствуемся пониманием, что зрительная система способна выступать в качестве органа преобразователя сигналов в трех уровнях: сенсорном, перцептивном и апперцептивном [3,4]. Для изучения взаимосвязи цветовосприятия и развития познавательных способностей использовался тест на определение особенностей цветовосприятия Г.А. Урунтаевой (1995) в модифицированном варианте. В научно-исследовательском эксперименте по изучению особенностей цветовосприятия и цветоассоциаций участвовали две группы учащихся 3 класса в количестве 48 человек школы № 43 г. Томска.
Первая группа - класс с низким уровнем успеваемости (НУ?); вторая группа - класс с высоким уровнем успеваемости (ВУУ). Испытуемым предлагалось определить цвета и самостоятельно записать их на бланке ответов. Количественные результаты представлены в табл. 1.
Как видн<| из табличных данных, проценг ошибки в цвеЧговосприятии в классе с НУУ зна^ чительно больше, чем в классе с ВУУ. Напри мер1! фиолетовый - 34% против 18%, коричневый^ 28,5% против 13,6%. Причем в классе с НУУ набор цветов, в которых допущены ошибки, - фиолетовый, коричневый, черный, серый.; На основании данных в графе «Дифференциация цвета» можно сделать предположение, что учащиеся в классе с высоким уровнем познавательных спо-
собностей не только более точно определяют цвет, но и выделяют оттенки того или иного цветового тона, что соответствует также высокому уровню зрительных сенсорно-перцентивных способностей.
Цветовой тест отношений (ЦТО) (методика О.С. Сермягиной, А. М. Эткинд, 1991) предназначался для изучения цветоассоциативных отношений учащихся двух классов к уровню учебных достижений.
ТАБЛИЦА 1
Точность цветовосприятия в классах с разным уровнем успеваемости
Цвет Класс с низким уровнем Класс с высоким уровнем
успеваемости успеваемости
Процент Дифферен- Процент Дифферен-
ошибки циация ошибки циация
цвета, в% цвета, в%
Синий - - -
Зеленый - - - -
Желтый - - - -
Красный - - - -
Фиолетовый 34 - 18 -
Коричневый 28,5 - 13,6 9
Черный 9,5 - - -
Серый 34 - - 9
Теоретической основой ЦТО является концепция отношений В.И. Мясищева, идея Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня сложности. В соответствии с этими теоретическими положениями отношения личности, регулирующие сложнейшие процессы ее общения и деятельности, имеют чувственную, наглядно-образную психическую природу [1].
Цветоассоциативный эксперимент базируется на том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях к ним. Согласно этому предположению ЦТО позволяет выявить достаточно глубокие, частично неосознаваемые компоненты отношений, минуя при этом искажающие защитные механизмы вербальной системы сознания.
Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 5(14). Серия: ПЕДАГОГИКА
Класс ВУУ
Класс НУУ
Рис. 1
"5" "2" "5"
□ Жёлтый 0 Красный ■ Чёрный Ш Коричневый
Цветоассоциативные отношения к оценке знаний учащихся с разным уровнем успеваемости
На основании полученных результатов выявлен высокий уровень в стремлении к достижениям в процессе обучения. 91% учащихся с ВУУ активно заинтересованы в получении положительных результатов и воспринимают это как радость, успех (красно-желтые тона), против 81% класс с НУУ. Особенно ярко эту зависимость можно пронаблюдать по отношению к отрицательным отметкам. У учащихся в классе с ВУУ уровень переживания неуспеха ассоциирован с черно-коричневой гаммой и в два раза выше (77% против 38%) по сравнению с классом НУУ, а в связи с этим высокий уровень
напряжения, школьной тревожности, стремление к самоутверждению в шкбйе (рис. 1).
Следующим этапом исследования было изучение различия Цветовых предпочтений каждого испытуемого в разных внушенных эмоциональных состояниях^ связанных с уровнем учебных достижений. Например, каким цветовым тонам соответствует переживанйё чувства вины при учебной неуспешное™. (Методика «Психосинтез» В.Ф. Петренко; В.В. Кучеренко, 1988). Графическая зависимость цветоэмоциональных состояний показана на рис. 2.
Класс НУУ
Класс ВУУ
"Радость'
Радость"
"Вина"
□ Жёлтый , 0 Красный Чёрный 13 Коричневый у
Рис. 2. Цветоэмоциональные связи младших школьников с разным уровнем успеваемости
Л. В. Ахметова. Цветоассоциации уровня учебных достижений учащихся младших классов
Представляет интерес сравнение количественных-данных по показателю «вина» в двух классах. В классе с ВУУ, как уже отмечалось, с высоким уровнем тревожности, также наблюдается высокая однозначная дифференциация чувства вины в основном в черно-коричневом цвете (77%). Цветоассоциативное чувство вины в классе с НУУ представлено в большом разбросе: черный - 52%, красно-желтые тона - 24% (возможно, компенсаторный эффект). Суммарный результат цветоэмоционального предпочтения по такому эмоциональному ощущению, как радость (красный, желтый) в двух классах приблизительно одинаковый: 73% - класс с ВУУ, 76% - класс с НУУ. На рис. 2 показано количественное соотношение между цветоассоциациями по отношению к оценке знаний успеваемости и цветоэмо-циональным связям. Так, у учащихся с ВУУ сле-
дует отметить высокий уровень переживания на ситуацию неуспеха (черно-коричневые тона).
Таким образом, зрительное цветовосприятие необходимо рассматривать как сложный, психологический процесс, включающий в себя высшие функции нервной деятельности.
Анализ результатов, полученных в ходе исследования ■ цветовосприятия и цветоассоциативных отношений учащихся младших классов к уровню учебных достижений, позволил подтвердить идею единства и взаимосвязи сенсорно-перцептивной активности с уровнем развития познавательных способностей.
Метод цветоассоциаций располагает широкими возможностями исследования аффективной сферы учащихся, выявления динамики эмоциональных характеристик учащихся в зависимости от уровня учебных достижений.
Литература
1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С. 49.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
3. Степанов В. Г, Возрастные особенности восприятия цвета шкопьниками II Изучение перцептивной и мыслительной деятельности учащихся. М.: Изд-во МОПИ, 1983.С. 3-16.
4. Ахметова Л. В. Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников II Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып, 4. Сер.: Педагогика. 1998. С. 69-72.