Раздел IV. Междисциплинарные исследования
Л.В. Ахметова
МЕТОДИКА «ЦВЕТОАССОЦИАЦИИ БУКВЕННЫХ ЗНАКОВ» - ЦАБУЗ-Т, РАЗРАБОТАННАЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМ
Теория самоорганизации представляет собой перспективный подход для понимания функционирования когнитивных систем. Явление синергии, как фундаментальное свойство самоорганизующихся систем позволяет объяснять возникновение новых свойств системы на основе взаимодействия элементов внутри неё. Такая научная точка зрения дает возможность рассматривать феномен спонтанного формирования порядка в когнитивных структурах, отраженного в сознании человека и доступного ему для познания в виде субъективных картин мира. Вероятно, читатель заметит, что собственно концепция самоорганизующихся систем имеет довольно длительную в научном смысле историю, насыщенную множеством блестящих открытий, научно-прикладных разработок. И вместе с тем, ряд вопросов, касающихся интеллектуальной деятельности в целом и познавательной в частности, не имеют полных, достаточно проработанных ответов.
В данной статье автор берет на себя смелость осветить один из аспектов когнитивной деятельности человека с позиций теории самоорганизующихся систем, предложить в кратком схематическом изложении концепцию структурной организации когнитивной сферы личности и один из методов диагностического исследования - метод цветоассоциаций буквенных знаков (ЦАБУЗ-Т).
Экспериментальные данные, полученные в результате исследования структуры когнитивной сферы личности (КСЛ) учащихся начальных классов позволили выявить две детерминанты - подструктуры, формирующие основные направления в развитии интеллекта [2, 4]. Первая - «перцептивно-мнестическая», вторая - «мыслительная». Было установлено также, что структура детерминант «перцептивно-мнестического» и «мыслительного» комплексов КСЛ динамичны и способны к усложнению. Усложнение структур происходит с одной стороны, в результате образования новых внутренних «перцептивно-мнестических» или «мыслительных» связей; с другой стороны, за счет взаимного расширения связей элементов структурного поля перцептивно-мнестического комплекса с определенными когнитивными признаками мыслительного комплекса. «Перцептивно-мнестическая» детерминанта (ПМД) отражает структурные особенности естественного, природного развития личности ребенка, включает пять исследуемых нами когнитивных признака: внимание, память зрительная, память слуховая, восприятие зрительное, восприятие слуховое, соотносится в наибольшей мере с невербальными индивидуально -психологическими характеристиками личности. «Мыслительная» детерминанта (МД) соответствует по своему содержанию (пространственное мышление, творческое мышление, ассоциативное мышление, логическое мышление, планирование в уме, комбинаторные способности, осведомленность (знания об окружающем мире), мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, абстрагирование) вербальному аспекту.
На рисунке 1 представлена в общем виде (упрощенная) модель КСЛ, эффективность функционирования которой обеспечивается спецификой организации её структуры. Данная модель включает в себя минимальный и в то же время достаточный набор элементов необходимых для роста и развития системы. Первый элемент - эволюционно-самоорганизующийся потенциал (ЭСП), природа человека, невербальный аспект, чувства. В отношении структурной организации когнитивных признаков это «перцептивно-мнестическая» детерминанта [2, 4]. Второй элемент - знаково-семиотическая система (ЗСС), вербальный аспект, разум, «мыслительная» детерминанта [2, 4]. Третий элемент - активность, деятельность. Каждый отдельно взятый элемент представляет собой определенную систему, структурными элементами которой выступают иные составляющие - элементы второго порядка и т.д. Согласованное функционирование множества элементов единой системы КСЛ и определяет её динамику.
При исследовании строения ПМД КСЛ было установлено, что структурные составляющие способны образовывать типичные упорядоченные и одновременно легко перестраивающиеся когнитивные образования. Изменение параметра/ов ПМД под влиянием каких-либо когнитивных воздействий сопровождается структурной перестройкой «перцептивно-мнестического» комплекса, изменяет режим его функционирования, приводит к новому количественному и качественному уровню. Усложнение структуры происходит с одной стороны, в результате образования новых внутренних «перцептивно -мнестических» связей; с другой стороны, за счет расширения связей элементов структурного поля «перцептивно-мнестического» комплекса с определенными когнитивными признаками «мыслительного» комплекса. В ходе исследования было установлено, что процесс развития связей «перцептивно-мнестического» комплекса особенно интенсивно идет в направлении формирования взаимосвязей с логическим мышлением, сравнением, анализом и осведомленностью, входящих в состав МД.
в ы х о д
ЗСС, вербальный аспект, разум, МД
ЭСП, невербальный аспект, чувства, ПМД
Рис.1. Общий вид модели когнитивной сферы личности как самоорганизующейся системы При таких обстоятельствах можно говорить о том, что базовые составляющие КСЛ - ПМД и МД, характеризуются динамичностью, т.е. способностью изменяться в каждый данный момент времени под влиянием внешних и внутренних факторов
3
в х о д
различной природы. А когнитивная сфера личности в целом, и ее составляющие в частности, представляют собой открытую динамическую систему, способную к саморазвитию и самообновлению [2].
В ходе экспериментального исследования нами было также установлено, что продуктивность мышления обусловлена не только балансом когнитивных способностей, но в наибольшей и решающей степени структурной организацией когнитивной сферы личности в целом и, в частности, ее базовых составляющих - детерминант когнитивного развития. Оптимальное соотношение количественных и качественных решений структурной организации способно развивать устойчивую позитивную траекторию когнитивного развития и продуктивности индивидуального мышления [3].
Согласованная работа этих трех элементов (триады): ПМД и МД в условиях эффективно организованной деятельности вызывает в системе трехкратный "резонанс" по цепочке 3-6-9, который приводит всю систему в активное состояние, определяет позитивную динамику КСЛ, обеспечивает основную функцию КСЛ - когнитивную деятельность, выводит систему на высший уровень организации - на уровень самоорганизации. Объединение элементов в систему, порождает у системы качественно новые свойства, которые не сводятся к свойствам её составляющих, не выводятся из их свойств, а становятся присущими только самой системе и существуют до тех пор, пока система составляет одно целое.
Исходя из представлений о когнитивной сфере личности человека, как самоорганизующейся системе, в основе которой лежат интегративные процессы вербально/невербального характера, приводящие когнитивную систему в эмерджент-ное состояние, а так же на основании выявленной в ходе экспериментального исследования зависимости продуктивности индивидуального мышления от оптимального соотношения количественных и качественных решений структурной организации КСЛ, нами была разработана электронная версия методики «Цветоассоциации буквенных знаков» - ЦАБУЗ-Т.
Новизна и оригинальность ЦАБУЗ-Т заключаются в том, что, для психодиагностического исследования используется материал, получаемый в результате соотнесения испытуемым предпочитаемых цветов с конкретными буквами его индивидуального частотного знаково-буквенного спектра. Индивидуальный частотный знаково-буквенный спектр выявляется на основе авторского текста, написанного испытуемым непосредственно в процессе тестирования. Таким образом, сравнительному анализу и оценке подвергаются данные, полученные на основе интеграции природного, естественного (невербального) с приобретенным, формальным (вербальным).
Цель применения методики ЦАБУЗ-Т заключается в раскрытии методом психодиагностического исследования ряда индивидуальных психологических особенностей личности. Процедура тестирования заключается в измерении величины сенсорно-перцептивной адекватности личности, определяемой разницей между сознательными цветоассоциациями буквенных знаков русского алфавита выявленных на осознаваемом уровне (цветопредпочтения в форме субъективного шкалирования, цветовая атрибуция, социокультурные установки) и на проективном, неосознаваемом уровне, посредством анализа цветоассоциаций частотных показателей буквенных знаков знаково-буквенного спектра индивидуального (своего) текста. Таким образом, в процессе психодиагностического исследования методом ЦАБУЗ-Т можно получить широкий спектр показателей, характеризующих индивидуальные особенности учебных достижений, продуктивности мышления и специфики структурной организации элементов КС Л учащихся.
Теоретико-методологические основы методики ЦАБУЗ-Т.
Первый методологический принцип сформулирован на основании теории колмогоровской сложности и гласит о том, что звуковое строение речи подчинено простым статистическим закономерностям, которые могут быть рассчитаны с помощью теории вероятностей [7].
Частота употребления буквенных знаков в устной либо письменной речи позволяет сформировать индивидуальный частотный букварь, в котором представлен буквенно-знаковый спектр исследуемого текста. Индивидуальные частотные параметры буквенно-знакового спектра уникальны, отражают индивидуальные особенности психического аппарата личности. Когнитивной психологией к настоящему времени достоверно установлено, что в состав соответствующих отраслям интеллектуальной деятельности средств такого рода входят дисциплинарно-специфические знаково-семиотические системы. Являясь деятельностным орудием в отношении информационных объектов, по определению Л.С. Выготского, именно знаково-семиотические системы выступают основным фактором прогресса в обеспечении продуктивности мышления человека.
Методологической основой нашего исследования явились: культурногенетическая концепция происхождения психики Л.С.Выготского, в соответствии с которой механизмом формирования интер- и интрапсихических функций КСЛ и повышения их продуктивности выступает процесс интериоризации знаковосемиотических языковых средств накопленных и закрепленных человеком в культуре в течении его онтогенеза. Согласно мысли Л.С.Выготского, “во всяком исторически возникшем приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исторически складывавшиеся в ходе этого процесса человеческие способности (психические процессы определенного уровня организации)”. Развитие способностей по Л.С.Выготскому представляет собой сложнейший процесс переструк-турирования целого, когда врожденные, задаваемые ребенку структуры, работают не как отдельные механизмы, а подчиняются общей логике развития высших форм психики. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. Следовательно, процесс развития способностей является интегративным образованием, в центре которого находится знак - слово. При этом, степень интеграции: а) позитивно влияет на продуктивность индивидуального мышления; б) объективно (количественно и структурно) эксплицируется в частотных характеристиках знаковосемиотических показателей ЗСС, используемой личностью при авторском написании творческого текста.
В нашем исследовании мы исходили из предположения о том, что индивидуальные частотные параметры знаков и слов знаково-семиотических систем (ЗСС) учащихся взаимосвязаны с продуктивностью их мышления [3, 5]. Основным методом исследования был количественный анализ продуктов творческой деятельности (частотно-словарный и частотно-буквенный анализ текстов сочинений) и метод объективной экспертной оценки знаний учащихся при сдаче ЕГЭ, направленные на измерение и изучение взаимосвязи показателей частот индивидуального знаковобуквенного спектра и показателей уровня функционального развития когнитивных способностей личности на момент поступления в ВУЗ (дисциплинарно -специфические и общий показатели учебных достижений по индивидуальным результатам ЕГЭ).
Анализ и интерпретация результатов, полученных во время исследования и их оценка, были подвергнуты статистической обработке с помощью пакета STA-TISTICA 6.0 for Windows. На основе частотного анализа буквенных знаков знаковосемиотической системы текстов учащихся 11-х классов были сформированы персо-
нальные знаково-частотные буквари. Количественное распределение частот знаков выявленное при анализе всей совокупности текстов было отображено нами в двух вариантах: в порядке убывания частотности знаков и в виде спектрального знаковочастотного букваря. Спектральные знаково-частотные буквари послужили основанием для исследования взаимосвязи частотных параметров отдельных знаков с параметром продуктивности мышления (см. рисунок 2).
0,10
0,09
0,08
аб в гд е ёжз ийклмнопр с туфхцчшщъыь эюя □ контрастная группа (высокий ЕГЭ) □ контрастная группа (низкий ЕГЭ)
Рис. 2. Распределение частот букв для выборок испытуемых с высоким и низким уровнем результатов ЕГЭ
На гистограмме (рис.2) приведены знаково-частотные спектры распределения буквенных знаков в группах испытуемых с высоким и низким уровнем показателей ЕГЭ. Присутствие значимых корреляционных связей по отдельным параметрам между продуктивностью индивидуального мышления и параметрами частотности буквенных знаков знаково-семиотической системы показывают, что продуктивность мышления достоверно значимо взаимосвязана с частотными характеристиками ряда согласных букв, например «б» (г=-0,39), «г» (г=0,30), «з» (г=-0,33), «л» (г=-0,23), «ч»(г=0,36) (р< 0,05) и т.д. Группы с низкими и высокими показателями продуктивности мышления различаются также и по структуре ЗСС. Так, в группе с высокими показателями продуктивности мышления доля тесно связанных с согласными гласных букв составляет 40,96%, что в 1,8 раза больше по сравнению с этими же парами буквенных знаков в группе с низкими показателями продуктивности мышления. Количество значимых взаимосвязей в парах состоящих только из согласных букв, наоборот, в 1,2 раза преобладает в группе с низкими показателями продуктивности мышления. Данные различия убедительно свидетельствуют о разных, отличающихся друг от друга вариантах структур ЗСС в контрастных группах.
Второй методологический принцип. В письменной речи каждый буквенный знак алфавита является завершенным рисунком - схемой. Целостность абстрактного образа знака в сознании человека обусловлена сочетанием трех взаимосвязанных друг с другом элементов - семантических понятий: 1) репрезентацией на различных уровнях модальности; 2) экспрессией; 3) апелляцией [6]. В контексте сформулированного принципа нами используется психосемантический подход, описанный и убедительно обоснованный в трудах Яньшина П.В., К.Бюлера [6, 8], который позволяет свести воедино феномены восприятия и представления цвета, его воздействия на эмоциональное и физиологическое состояние, закономерности цветовых ассоциаций и цветовой атрибуции. Рассматриваемый как образ, цвет имеет предметное содержание, выраженное в предметных значениях. [1, 6, 8]. В феномене перцептивного приписывания колорит воспринимаемого образа отражает эмоциональное
состояние субъекта. В феномене цветовой атрибуции предметным содержанием цветового портрета является эмоциональное отношение к оцениваемому объекту -буквенному знаку. В обоих случаях цветовой образ является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную "проекцию" своего содержания в категориальную систему вербально-знаковых значений.
Научно-теоретическое и практическое значение. Экспериментально полученные результаты имеют следующее наиболее существенное научно -теоретическое и практическое значение.
Для когнитивной психологии в контексте задачи управления продуктивностью индивидуального мышления обнаружена взаимосвязь объективно (посредством ЕГЭ) измеренной продуктивности индивидуального мышления с объективно измеряемыми посредством спектрально-частотного букваря параметрами индивидуальной знаково-семиотической системы (ЗСС).
Для сферы социально-практических приложений выполнено следующее.
1. Разработана технология комплексных исследований методом цветоассо-циаций буквенных знаков. В своей основе данная методика содержит оригинальный вариант психолого-дидактической операционализации современного подхода к развитию образовательной системы в форме диагностирующей и развивающей технологии направленной на интеграцию природного и рационального знания в единую, целостную систему;
2. Выявлена интеграция природного и социального технологически осуществляемая посредством механизма ассоциаций цветовых эталонов с буквенными знаками, в результате которого доказывается, что:
• восприятие цвета полностью подчиняется закономерностям порождения предметного образа, описанным в семантической парадигме перцептивной деятельности К.Бюлера;
• сопоставляются и анализируются ранги предпочтения цветов по схеме теста М. Люшера на предмет выявления актуального психологического состояния личности.
3. Разработан комплексный психодиагностический инструмент метод ЦА-БУЗ-Т, позволяющий операциона лизировать концепцию структурной организации КСЛ с позиций теории самоорганизующихся систем:
• раскрываются индивидуально-психологические особенности личности, которые заключаются в измерении величины сенсорно-перцептивной адекватности определяемой разницей между цветоассоциациями буквенных знаков русского алфавита, выявленных на осознаваемом уровне (цветопредпочтения в форме субъективного шкалирования, цветовая атрибуция, социокультурные установки) и на неосознаваемом уровне, посредством анализа цветоассоциаций частотных показателей буквенных знаков знаково-буквенного спектра индивидуального (своего) текста;
• на основе механизма ассоциативного сочетания вербального и невербального аспектов нейропсихической деятельности головного мозга человека выявляются характеристики Я-Концепции личности в аспекте соотношения личности актуализированной - Я-актуального, осознанного и личности нереализованной (Я-нереализованного, неосознаваемого, но существующего в структуре личности);
4. Решение в перспективе практических задач оптимизации профессиональной ориентации и профотбора в области интеллектуальных профессий на различных этапах профессионального роста, составление и статистический анализ спектрально-частотных букварей может быть использовано в качестве основы для технологического способа самоопределения в области интеллектуальных профессий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахметова Л.В. Роль зрительного восприятия цвета в познавательной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного пед. ун-та. Вып. 4. Сер. Педагогика. Томск: ТГПУ. - 1998. - С. 69-72.
2.Ахметова Л.В. Структурная самоорганизация детерминант когнитивной сферы личности младших школьников. Процессы самоорганизации в Универсальной истории: М-лы Международного симпозиума (Белгород, 29 сентября - 2 октября 2006 г.). - Белгород: Изд-во БелГу, 2004. - С. 158-160.
3.Ахметова Л..В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного пед. ун-та. Вып. 2(53). Сер. Психология. Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. - С. 34-39.
4. Ахметова Л.В., Морогин В.Г. Детерминанты когнитивного развития личности учащихся начальных классов. Гуманитарные исследования и их роль в развитии педагогического образования: М-лы Международной науч-практ. конф. (Томск, 4-6 ноября 2002 г.). - Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. - С. 195-200.
5.Ахметова Л..В., Островский В.А. Частотные параметры элементов ЗСС личности как корреляты продуктивности мышления. Язык и культура: М-лы XVIII Международной научной конференции. (Томск, 18-20 апр. 2005 г.). - Томск: Изд-во ТГУ, 2006. - С. 20-23.
6. БюлерК. Теория языка. - М.: "Прогресс", 1993. - 504 с.
7. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество инфор-мации»//Проблемы передачи информации. - 1965.Т.1. Вып.1.с.25-38.
8.Яньшин В.П. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта Автореф дис... док. Псих. наук. - Москва, 2001- 2.0 п.л. Изд-во Самарского ГПУ.
С.Г. Букаренко
К ПРОБЛЕМЕ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
МЕТОДОМ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: ФРАГМЕНТ «ЧЕЛОВЕК»
Одной из наиболее актуальных проблем современной лингвистики является проблема описания языковой картины мира, причем в аспекте доминирующего в ней (Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, В.Г. Гак, Анна А. Зализняк, В.В. Красных, И.Б. Левонтина, Е.В. Падучева, В.А. Плунгян, Е.В. Рахилина, Ю.С. Степанов, Е.В. Урысон, Н.В. Уфимцева, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева и др.). В связи с этим ведется поиск наиболее эффективных для решения поставленной проблемы методов исследования. В их число, безусловно, должен войти уже апробированный в такой функции в ряде исследований метод психолингвистического эксперимента (Ю.Д. Караулов, Р.М. Фрумкина, А.П. Василевич, А.П. Клименко и др.).
В данной статье используется метод направленного ассоциативного эксперимента [1]. Суть его заключается в том, что испытуемым-филологам были предложены в качестве стимулов слова с указанием их синтаксической функции - функции подлежащего (П) - с просьбой сразу же назвать к нему сказуемое (СК). Полученный экспериментальный материал позволяет выявить доминанты языковой картины мира в одном из её аспектов - модально-временном, поскольку именно наиболее значимое сохраняется в языковой памяти как пойманное в «ловушку» (А.Н. Леонтьев).