Научная статья на тему 'Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов'

Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
431
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Закирова Х. Д., Газиев Э. Г., Рухиева Х. А.

Статья посвящена изучению символики и особенности воздействия отдельных цветов на личность. В данной работе представлены результаты тестирования студентов с использованием теста М.Люшера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The colour symbolish and its application for educational knowledge activities of students

This article is devoted the research on the theme the colour symbolic and peculiarity influence separate colour for person. In this work offers the results of students tests uses by the test of M.Lusher.

Текст научной работы на тему «Цветовая символика и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов»

УДК 535.6 - 88.3 Х.Д. Закирова СГГА, Новосибирск

Э.Г. Газиев, Х.А. Рухиева НУУ, Ташкент

ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена изучению символики и особенности воздействия отдельных цветов на личность. В данной работе представлены результаты тестирования студентов с использованием теста М.Люшера.

Kh.D. Zakirova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation E.G. Gaziev, Kh.A. Rukhieva NU, Tashkent,Uzbekistan

THE COLOUR SYMBOLISH AND ITS APPLICATION FOR EDUCATIONAL -KNOWLEDGE ACTIVITIES OF STUDENTS

This article is devoted the research on the theme the colour symbolic and peculiarity influence separate colour for person. In this work offers the results of students tests uses by the test of M.Lusher.

Изучение цветовой символики и её применение в учебно-познавательной деятельности студентов являются актуальными, так как речь идет о влиянии цвета на внутренний мир человека. Важность данного исследования также обусловлена тем, что в настоящее время возрос интерес к проблемам овладения иностранным языком и психологии культуры носителей изучаемого языка. Цветовая символика определяется каждым человеком по-своему и «основные» цвета- белый, желтый синий, красный, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный- формируют цветовую картину мира, которая входит в состав самосознания, и, соответственно, включена в культурную и концептуальную картины мира.

Ряд авторов [1-5] полагают, что за долгую историю развития человечества в культурной традиции сложились неосознаваемые соответствия между отдельными цветами и их символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом. Например, М.Люшер, известный швейцарский ученый, разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и

создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест[1] Он относится к высокоэффективным проективным методикам и предназначен для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется при изучении психологических особенностей представителей различных общественных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы. Речь идет не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия, т.е. не о содержании мыслительного процесса, а об его динамических, энергетических характеристиках. Связь цвета и мышления носит сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности [5].

Цвета соответствуют стихиям, сторонам света, добродетелям и порокам, нотам, цифрам и т.д. Выясняется, что собственного значения у цвета как бы и нет, а то, что мы обычно им называем, есть перечень соответствующих этому цвету объектов. Причем это соответствие бывает как умозрительное, так и наглядно-чувственное. Очевидно, что здесь потенциально открывается широкая дорога фантазиям в приписывании цвету тех или иных значений, что тем самым провоцирует критику в адрес, как цветовой символики, так и цветовой психодиагностики.

В данной работе рассматривается тесная связь цветовой символики с различными пластами сознания и мировоззрения студентов, а также анализируется психодиагностический аспект цветового символизма в учебном процессе.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике - главные аспекты этой проблемы. Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые "основные цвета".

Студенты вузов, как и все люди, по-разному относятся к цветам, что объясняется их индивидуальными различиями как на биологическим (пол, возраст), так и на социально-психологическом уровне (принадлежность к определенной нации, социальной группе, различия в темпераменте и т.п.). Каким же образом на базе физиологического типа нервной системы под влиянием цветовых воздействий формировались хромотипы личности? Каждый человек постоянно подает множество различных бессознательных сигналов другим людям - одеждой, мимикой, походкой, интонацией голоса и другими способами. Эти сигналы обозначают те черты характера, которыми, по его мнению, он обладает или хотел бы обладать. Задача таких сигналов - сообщить

контактирующему: "Я такой, каким ты меня видишь". Поскольку и посылаются, и воспринимаются такие сигналы-знаки в основном бессознательно.

Всю нашу жизнь мы тренируемся в подобной сигнализации - как в подаче, так и в расшифровке. Тот, кто умеет распознавать ее осознанно, понимает в людях гораздо больше других. Люди, воспринимающие знаки от окружающих на уровне сознания, обычно добиваются в межличностных отношениях больших успехов, ибо они могут не только правильно расшифровывать чужие невербальные сигналы, но и целенаправленно посылать свои, формируя у других нужное мнение о себе.

Однако посылать сигналы осознанно все время невозможно, да и вредно: создавая о себе впечатление, не совпадающее с истиной, человек вынужден все время себя контролировать. Это создает сильное внутреннее напряжение, которое рано или поздно может привести к срыву и саморазоблачению, причем это еще вовсе не самый плохой вариант. Хуже, если постоянное напряжение приводит человека к неврозу или так называемому психосоматическому заболеванию (физическому заболеванию, вызванному нервными срывами).

Студенты, стремящиеся все время контролировать свои внешние эмоциональные проявления, просчитывать каждое слово предстоящего или текущего разговора, явно метят попасть в ряды страдающих неврозами или соматическими расстройствами. Поведение каждого человека, по определению М.Люшера, имеет две стороны: он называет их ролью и защитным поведением. Роль - это самооценка человека, его представление о себе, своем месте в жизни и своих целях. Такое представление заставляет его вести себя определенным образом, влияет на мимику, манеры, походку, заставляет приобретать соответствующие дополнительные атрибуты - дом, машину, одежду, украшения. Мы усиленно демонстрируем эти знаки окружающим, стараясь создать в их глазах образ такого человека, каким себя представляем. В то же время, стремление показать себя определенным образом имеет свою оборотную сторону: боязнь того, что ты не сможешь соответствовать тому представлению о себе, которое имеешь. Особенно сильно в нашей цивилизации распространен страх оказаться непрестижным, "не на должном уровне". Мы боимся оказаться в чужих глазах смешными, неудачливыми, недобрыми, не понимающими чувства юмора и т.п. Если мысль "каким бы я хотел себя показать всем" еще иногда добирается до уровня нашего сознания, то страхи "не оказаться бы таким-то" туда попадают редко.

Мы считаем, что цветовой тест М.Люшера необходимо адаптировать к современным условиям, внести существенные поправки, основанные на опыте многолетних исследований. Например, мы не согласны с М.Люшером, что зеленый цвет выбирают меланхолики. Это мужественные, упрямые и способные брать на себя ответственность за принимаемые решения люди. По нашему мнению, язык, которым написан тест, устарел. Цветовые и рисуночные тесты вносят свою лепту в создание психологического портрета. Например, это известный факт, что людям с лидерскими наклонностями часто нравятся черный и красный цвета, однако, те, кто склонен к силовым методам, скорее предпочтут красно- черный.

Нами проведено тестирование по предпочтению из представленных ниже цветов. На основании этих предложенных цветов можно сделать вывод о психологических особенностях студентов. Для этого мы использовали восьмицветный тест М.Люшера. Тестирование около двухсот студентов технических вузов показало, что белый и черный цвета занимают первое место.

Белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этот цвет никого не отталкивает. Ему может отдать предпочтение человек с любым характером.

Черный цвет - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Студенты, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке.

Серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Ему отдали предпочтение 8% опрошенных. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Красный - цвет страсти. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. Его выбрали 6% студентов. У людей, которых этот цвет раздражает, комплекс

неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.

Коричневый цвет выбирают те люди, которые ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета, (он составил 6% протестированных) в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение.

Желтый цвет - получается от смешивания зеленого и красного, является цветом энергетизма. Он символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим,(его выбрали 9% студентов) это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.

Синий цвет- цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится,(ему отдали предпочтение 10% человек) то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важны чувство уверенности, благожелательность окружающих. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается.

Зеленый цвет- цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает (16% опрошенных), боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит,

страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Наряду с этим, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

Оранжевый — любимый цвет людей (представлен 2% студентов), обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство.

Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре (его выбрали 3% опрошенных).

Исследования, проведенные нами, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональным состоянием человека и выбором определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого, предпочтение серого и синего цветов. Синий цвет, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения.

Исходя из результатов изучения воздействия отдельных цветов на человека, можно рекомендовать использование полученных данных в учебнопознавательной деятельности студентов с учетом их психологических особенностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Цвет Вашего характера [Электронный ресурс] // M.Lusher. - Электрон. дан. - М., 2010. - Режим доступа: http://mnashe.h1.ru/psych/lusher/lusherm.htm

2. Базыма Б.А. Цвет и психика, Монография [Текст] / Харковсковская государственная академия культуры, - Х: ХОАК, 2001. - С. 12.

3. Закирова Х.Д. Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности [Текст] / ГЕО-Сибирь-2009. Т. 6. Сб. матер. V Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2009», 20-24 апреля 2009 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2009. - С. 356-358

4. Самарина Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) [Текст] // Этнографическое обозрение. - М., 1992. N 2. С. 147-156.

5. Закирова Х.Д. Психологический феномен цветоощущения в учебнопознавательной деятельности студентов [Текст] / ГЕО-Сибирь-2010. Т. 6. сб. матер. V Междунар. научн. конгресса «ГЕО-Сибирь-2010», 19-29 апреля 2010 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 240-242.

6. Яньшин П.В. Психосемантический анализ категоризации цвета в структуре сознания субъекта [Текст] / Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора психол. наук, М., 2001 г. 46 с.

© Х.Д. Закирова, Э.Г Газиев, Х.А. Рухиева, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.