Научная статья на тему 'Психологический феномен цветоощущения в учебно-познавательной деятельности студентов'

Психологический феномен цветоощущения в учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
373
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Закирова Х. Д.

В данной статье рассматриваются результаты исследований, посвященных влиянию цвета на психофизиологию личности в учебно-познавательной деятельности. Показано, что современная учебная система требует активного использования цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PHENOMEN OF COLOR SENSATION FOR TRAINING KNOWLEDGE ACTIVITIES OF STUDENTS

In this article is given the results of research about used injection color on individuality of Psychology for training-knowledge activity. It shown that modern training system requires the active color usage.

Текст научной работы на тему «Психологический феномен цветоощущения в учебно-познавательной деятельности студентов»

УДК 88

Х.Д. Закирова

СГГ А, Новосибирск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ В УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассматриваются результаты исследований, посвященных влиянию цвета на психофизиологию личности в учебно-познавательной деятельности. Показано, что современная учебная система требует активного использования цвета.

Kh.D. Zakirova

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA)

10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

PSYCHOLOGICAL PHENOMEN OF COLOR SENSATION FOR TRAINING KNOWLEDGE ACTIVITIES OF STUDENTS

In this article is given the results of research about used injection color on individuality of Psychology for training-knowledge activity. It shown that modern training system requires the active color usage.

Любой воспринимаемый человеком цвет - продукт глаза и мозгового анализа. Неудивительно, если разные (по возрасту, по профессиям и т.д.) люди могут одинаково видеть разные цвета, но по-разному ощущать гармоничность их сочетаний. Даже среди художников одни больше преуспевают в изображении форм, а другие лучше чувствуют живописную сторону дела.

Папуасы, живущие в горах, называют только два цвета - мули (этим словом обозначают черный и зеленый) и мола (то есть белый, красный и желтый), а чтобы понять, о чем идет речь, добавляют уточняющее слово. Так же и у вьетнамцев всего четыре основных названия цветов и бессчетное количество дополнительных, поясняющих оттенок, - от слова «голубой» образуется 42 производных обозначения синего, голубого и зеленого... [1].

Японцы в школьных курсах серьезно изучают цветоведение и при среднем образовании различают и знают названия сотни цветов. Семь цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) понадобились Исааку Ньютону, чтобы непременно привязать их к семи тонам хроматической музыкальной гаммы - тоже чистейшей условности. Но еще в XV веке великий узбекский поэт и ученый Алишер Навои считал, что основных цветов - только три (красный, желтый и зеленый). Вдумаемся: глаз различает тысячи оттенков, а в словаре каких-нибудь несколько десятков обозначений.

Почему? Потому что термин - всегда абстракция, а «абстракции и обобщения не существуют в неизменном виде на всех этапах; они сами являются продуктом социально-экономического и культурного развития» -вот вывод, к которому пришла современная наука. Каждый народ называет

цвета именно так, а не иначе только потому, что это вытекает из его менталитета [11-

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше, чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому отдает предпочтение человек, многое может рассказать о его характере и эмоциональном складе.

Люди, работающие в разных сферах деятельности, требуют создания комфортных условий, которые смогли бы обеспечить эффективность их деятельности.

Если человеку холодно, неудобно, неуютно, если невозможно в определенной обстановке настроиться на желаемую деятельность, говорят, что отсутствуют элементарные комфортные условия.

По мнению некоторых исследователей, половина несчастных случаев на производстве происходит потому, что машины и цеха окрашены без учета свойств человеческого зрения. Черный цвет ассоциируется с тяжестью, белый и голубой - с чем-то легким, праздничным. Освещенная красным абажуром комната кажется теплой, а при смене его на синий цвет - прохладной.

В данной работе использованы результаты научных исследований и делаются попытки проанализировать влияние цвета на психофизиологию личности в учебно-познавательной деятельности студентов. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности - пол, возраст, профессию и т. д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую атмосферу. Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в учебных аудиториях. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность студентов. Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление, поэтому его рекомендуется использовать в коридорах и холлах. Красный цвет увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность. Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И, тем не менее, им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Переход в помещение от желтого цвета к синему успокаивает. Белый люминесцентный свет раздражающе действует на нервную систему, а желтооранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению [2].

Учебная деятельность требует повышенного внимания к созданию благоприятных условий, связанных с оформлением окружающего интерьера в нужной цветовой гамме. Если человек может самостоятельно что-либо изменить, он это и осуществляет. Другое дело учебный процесс, где четко регламентировано время нахождения в определенной аудитории, время восприятия учебного материала, функционирование познавательных психических процессов. На человека психологически и эстетически действуют не отдельные цвета, а их сочетания.

Студенты высших учебных заведений лишены возможности создавать на рабочем месте комфортные условия. Рабочее место у них не постоянное. Они перемещаются из аудитории в аудиторию.

В связи с этим необходимо в каждой аудитории и в лабораторных помещениях создавать комфортные условия для студентов, четко придерживаясь рекомендаций психологов, работающих в этом направлении. Первое, на что обращают внимание как преподаватели, так и студенты -интерьер. Сам интерьер полностью зависит от подбора цветовой гаммы. Цвет интерьера будет зависеть и от освещенности самого помещения. Он ощущается человеком. Следовательно, человек через ощущения цвета, интенсивность которого зависит от света, получает часть информации и энергии, которые воздействуют на его организм. Включение процесса восприятия цвета координирует активизацию остальных психических процессов [3].

Учебный процесс не может обходиться без подачи нового материала. Преподавательским составом активно используются современные компьютерные и проекционные системы. Эти системы требуют активного использования цвета. Однако не всегда цветовая гамма применяется грамотно. Некоторые цвета необходимо исключать из активного применения, пассивное же их использование может дать положительный результат. Другие цвета просто необходимы для определенного момента подачи материала. Естественно, при этом необходимо учитывать и время воздействия определенным цветом, и частоту сменяемости проекционного материала.

Связь сознания с деятельностью - важный принцип современной психологии. Сознание проверяет свои догадки и во взаимодействии с другими людьми. Неудивительно, что мнение других людей оказывают столь сильное влияние на восприятие, под их воздействием человек начинает иначе видеть и помнить, он иначе осознает мир и себя [3].

Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1948 года. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Петренко, В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета [Текст] / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко. - Вестн. Моск. ун-та - сер 14. - 1988. - № 3.

2 Базыма, Б.А. Цвет и психика. Монография. [Текст] / Б.А. Базыма. - Харьков: ХГАК, 2001. - С. 89-107.

3 Закирова, Х.Д. Психофизическое воздействие цветоощущения на эффективность познавательной деятельности личности [Текст] / Х.Д. Закирова // Сб. матер. V Междунар. науч. Конгресса «ГЕО-Сибирь-2009». - 2009. - Т. 6. - С. 128-130.

© Х.Д. Закирова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.