ст. СПб. : 67 гимназия Verba Magistry, 2008. С. 9398.
10. Цветкова Г.В. Организация смыслопоисковой деятельности старшеклассников в образовательном процессе (на примере гуманитарных дисциплин) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
Formation of sense and creative work culture of senior pupils in the conditions of block and modular education
There are suggested the results of research work of forming character with the aim to check the hypothesis that the culture of sense and creative work can be successfully formed by means of block and modular techniques.
Key words: culture of sense and creative work, competence, block and modular techniques, technological situation, heuristic tasks.
Л.А. сАчКОВА (Павлово)
технология информационнометодического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования
На основе анализа современных научнотехнологических подходов к определению понятия «информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов» предложена технология указанного сопровождения в муниципальной системе образования.
Ключевые слова: информационно-методическое сопровождение, инновационная деятельность, профессионально-деятельностная общность, сетевое взаимодействие, инновационный ресурс.
Стратегической целью образовательной политики государства назван переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, что означает направленность на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам, создание ме-
ханизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования. Модернизация системы образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» выступает необходимым условием для формирования инновационной экономики [3]. В проекте Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования 2009 - 2012 годы» (2008 г.) выдвинута задача формирования инновационного поведения субъектов всех уровней образования [2].
Актуальность разработки эффективных механизмов информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования конкретизируется несколькими взаимосвязанными аспектами. Первый из них обусловлен изменением требований к уровню профессионализма современного педагога. Необходимо внедрение принципиально новых моделей сопровождения процессов профессионального развития педагогов в области непрерывного профессионального образования. Второй аспект актуальности определяется тем, что в информационном обществе главными продуктами производства становятся информация и знания. Информатизация практически всех сфер жизнедеятельности диктует новые требования к системе образования. Среди них приоритетными, по мнению И.В. Роберт, являются внедрение моделей непрерывного профессионального образования с использованием современных информационных и коммуникационных технологий; организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствование информационного обмена и распространения эффективных решений в рамках единого образовательного пространства [6, с. 3 - 11]. Третий аспект актуальности связан с необходимостью развития и распространения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это предусматривает взаимодействие причастных к данной практике ученых, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников, поиск способа организации множества профессионально-предметных позиций в единое профессиональное сообщество.
© Сачкова Л.А., 2011
необходимость разработки и внедрения механизмов индивидуально-личностной, групповой и командной организации и самоорганизации, обеспечивающих общий рост инновационной культуры субъектов всех уровней образования, показывает и анализ исследований отечественных ученых в области постдипломного образования [2].
Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования обеспечит становление нового педагогического профессионализма, если будут определены условия и механизмы реализации информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, сформированы профессиональнодеятельностные общности педагогов, ориентированные на инициирование и продвижение инноваций, определены критерии и показатели оценки эффективности данной технологии. Анализ научно-технологических подходов к организации непрерывного образования педагогов, опирающийся на представленную В.И. Слободчиковым типологию образовательных подходов [7, с. 131-139], позволил определить теоретико-методологические основания разработки технологии информационнометодического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. на основе системного подхода она рассматривается как целостная система, обеспечивающая содержательное и процессуальное единство всех ее компонентов и механизмов функционирования. Смысл применения деятельностного подхода в организации информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов состоит в направленности данного процесса на формирование способности строить новые способы решения прикладных профессиональных задач. Проектный подход означает становление проектной культуры в качестве нормативной единицы информационнометодического сопровождения инновационной деятельности педагога. Антропологический смысл проектной культуры - это «построение пространства, где появляется и становится субъект собственной профессиональной деятельности, а образовательный смысл проектирования состоит в способности и умении входить и строить профессиональнодеятельностные общности» [5, с. 40 - 43]. Целевые ориентиры и ценностные основания гуманитарно-антропологического подхода -практика культивирования человеческого в
человеке и становление субъекта собственной деятельности в профессиогенезе. Существенным в данном случае является не включение индивида в сложившийся социум, а развитие его субъектности в жизнедеятельности и становление его личностной позиции во взаимоотношениях с другими.
Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования является целостным системным объектом, в котором
- реализуется идея непрерывности образования, соединения его с реальной профессиональной практикой педагога, освоением педагогических новшеств, включением их в широкое образовательное пространство, сопряженное с различными областями жизнедеятельности, что позволяет педагогу успешно ориентироваться в современной социальнообразовательной ситуации;
- организуется целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого от выдвижения образовательной инициативы до распространения нововведения и его институционализации в муниципальной системе образования;
- раскрывается внутренняя организация системы информационно-методического сопровождения инновационной деятельности как совокупности взаимосвязанных компонентов: целеполагания, содержания и способов соорганизации субъектов инновационной деятельности в муниципальной системе образования, ее результатов и эффектов.
Инновационные процессы в муниципальной системе образования связаны с внедрением совокупности новых образовательных идей, технологий, процессов и ориентированы на позитивные изменения в муниципальной системе образования. Овладение членами педагогического сообщества идеологией и способами инновационной деятельности определяет позитивную динамику инновационной активности в муниципальной системе образования. Ведущими факторами активизации инновационных процессов на муниципальном уровне образования являются организация информационно-методического сопровождения, обеспечивающего открытость и доступность информации о педагогических новшествах и результатах их внедрения, опережающий характер профессиональной педагогической деятельности, а также мощный стимул для привлечения пассивной части педагогического сообщества к участию в различных формах непрерывного образования.
Основные понятия технологии информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования - это «инновационная деятельность», «информационнометодическое сопровождение», «новый педагогический профессионализм»; «профессионально-деятельностная общность», «сетевое взаимодействие», «инновационный ресурс». Определим их содержание.
Инновационная деятельность - особый вид профессиональной деятельности, связанный с созданием, распространением и освоением новшеств в определенной сфере социальной практики.
Информационно-методическое сопровождение - это управленческая технология, представляющая собой совокупность организационно-управленческих процедур и информационно-технологических средств, обеспечивающих оперативную постановку и эффективное решение профессиональных педагогических задач.
Новый педагогический профессионализм -это интегральное качество (новообразование) субъекта профессиональной педагогической деятельности, характеризующее его способность осуществлять управляемый перевод педагогических (дидактических) открытий или концептуальных (методических) идей в образовательные нововведения, который связан с наращиванием инновационного ресурса профессиональной педагогической деятельности.
Логику формирования нового педагогического профессионализма мы связываем с погружением педагогов в ситуацию проектирования и моделирования нововведений в условиях ценностно-смыслового и организационнотехнологического согласования деятельности субъектов инновационной деятельности. В качестве составляющих нового педагогического профессионализма выделены способности педагогов осуществлять несколько видов деятельности, обеспечивающих в совокупности эффективность реализации инновационных процессов в муниципальной системе образования: исследовательскую (позволяющую открывать новые источники образовательных ресурсов); проектировочную (приводящую к обогащению ресурсной базы образования); конструирование (дающее возможность создавать качественно новые образовательные продукты); управление (способствующие нормированию собственной деятельности путем распределения и реализации наличных ресурсов).
Профессионально-деятельностная общность - тип профессиональной общности, объединяющий целевые ориентиры совместной деятельности, ценностные основания своего единства как коллективного субъекта, становление которого связано со специальными и осознанными усилиями каждого из участников общности.
Сетевое взаимодействие - система связей, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу инновационные модели содержания образования; способ деятельности совместного использования ресурсов.
Инновационный ресурс мы рассматриваем в зависимости от уровня информационнометодического сопровождения педагогов. на уровне «педагог как индивидуальный субъект инновационной деятельности» инновационный ресурс профессиональной педагогической деятельности интегрирует различные ресурсы личности педагога. Мотивационные связаны с системой ценностных отношений к инновационным процессам, своему профессиональному развитию; инструментальные представляют собой освоенные педагогом способы создания, внедрения и распространения новшеств; предметно-деятельностные определяются способностью педагогов проектировать собственное содержание образования (авторские программы, проекты) и разрабатывать авторские средства организации образовательного процесса. на уровне профессионально-деятельностных общностей педагогов-инноваторов («уровень образовательного учреждения» и «уровень муниципальной системы образования») инновационный ресурс представляет собой совокупность кадровых, информационных, программнометодических, нормативно-правовых ресурсов инновационной деятельности.
Применение технологии информационнометодического сопровождения инновационной деятельности педагогов осуществляется за счет комплекса социокультурных, нормативно-правовых, информационно-коммуникационных, возрастно-психологических, содержательно-деятельностных условий. эффективность инновационных процессов в муниципальной системе образования обеспечивают профессионально-деятельностные общности субъектов инновационной деятельности, где на основе норм, целей, ценностей и смыслов общения и взаимодействия ее участников осуществляется управляемый процесс создания, распространения и освоения новшеств.
Системный, деятельностный, проектный, антропологический, гуманитарно-антропологический подходы
УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Уровень педагога Уровень Уровень
образовательного муниципальной
учреждения системы
УСЛОВИЯ
I
о.
>•
I-
-0
с;
>
о
о
о
I
І 2 I о
со _0
^ СО
1- о пз со гсз
^ 03
о_ О. о.
о с о
I -©-
I
х
>
ЦЕЛЕВОЙ компонент
Наращивание Наращивание Наращивание
инновационного инновационного ресурса инновационного
ресурса образовательной системы ресурса
профессиональной образовательного муниципальной
деятельности учреждения системы образования
і г СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ і к
Информационно- аналитическая функция Организационно- методическая функция Проектно- прогностическая функция Рефлексивно- экспертная функция
процессуально-деятельностный компонент
И о
3 *
>4 о О о)
о
Он
* 5
1) н ч л В 4
я ^
Оч о
с к
>> о
и §
к о § р £ 8. ^ 2
^ 2 о 5
2 к
о & к н и си о & с
результативный компонент
Педагог-
инноватор
Инновационное
образовательное
учреждение
Инновационная сфера муниципальной системы образования
Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования
Технология информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов включает несколько компонентов (см. рис. на с. 70). целевой компонент связан с наращиванием инновационного ресурса профессиональной педагогической деятельности, образовательной системы образовательного учреждения и муниципальной системы образования; содержательный представлен совокупностью функций сопровождения - информационно-аналитической, организационно-методической, проектно-прогностической и рефлексивно-экспертной; процессуально-деятельностный раскрывает формы, методы и средства информационнометодического сопровождения инновационной деятельности педагогов и содержит педагогическую и управленческую диагностику, педагогическое и управленческое консультирование, педагогическое проектирование, сетевое взаимодействие, модерацию и тьютор-ство, создание информационных баз данных; результативный представляет результат, выраженный в качественных характеристиках.
на уровне сопровождения педагог как индивидуальный субъект инновационной деятельности - это инноватор, обладающий готовностью и способностью к непрерывному профессиональному развитию, владеющий технологией создания, внедрения и распространения педагогических новшеств, способный к проектированию своей профессиональной деятельности. Образовательное учреждение на уровне сопровождения представляет собой инновационное учреждение, в котором созданы профессиональнодеятельностные общности и условия для разработки, внедрения и распространения педагогических новшеств. Инновационные процессы в муниципальной системе образования на уровне сопровождения - это сложившаяся инновационная сфера, включающая область деятельности педагогов и образовательных учреждений, занимающихся созданием, внедрением и распространением педагогических инноваций на муниципальном уровне.
Таким образом, главным результатом технологии информационно-методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования является «не столько замена или модернизация устаревших профессиональных конструктов на новые, сколько развитие рефлексивных способностей учителя, от уровня и качества которых и зависит эта замена» [4, с. 73].
Специфика разработанной нами технологии состоит в том, что она может рассматриваться как технология управления темпом и содержанием профессионального развития педагога, а также наращивания инновационного ресурса профессиональной педагогической деятельности.
литература
1. Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика. 2004. № 2.
2. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования : монография. Н. Новгород : Нижегор. гуманит. центр, 2005.
3. Концепция долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации до 2020 года / М-во экон. развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.
gov.ru/minecactivity/sections/strategicPlaning/concept/ /doc1193835322297.
4. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 20092012 годы» (проект 2008 г.) / М-во образования и науки Российской Федерации // Информация для всех, 2002-2010. URL: http://www.ifap.ru/pr/2008/ n080911a.pdf.
5. Павлов И.С., Слободчиков В.И., Швецов В.В. Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / под ред. И.С. Павлова. М.: Колледж предпринимательства, 2004.
6. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. 2008. № 5.
7. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург : Изд. отд. Екатеринбургской епархии, 2009.
Technology of informational and methodical support of innovative teachers’ work in the municipal system of education
On the basis of the analysis of the modern scientific and technological approaches to the definition of the notion "informational and methodical support of innovative teachers’ work" there is suggested the technology of this support in the municipal system of education.
Key words: informational and methodical support, innovative work, professional and activity work, network coordination, innovative resource.