Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦ. ПРЕДМЕТУ «БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ» В ВУЗАХ'

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦ. ПРЕДМЕТУ «БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ» В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология обучения / методы обучения / профессиональная компетентность / дизайн одежды. / teaching technology / teaching methods / professional competence / fashion design.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самикова Захро Джураевна

в статье рассматриваются методы и технологии современного высшего профессионального дизайн-образования. Рассматривается обучение дизайну одежды, с точки зрения подготовки компетентных и практико-ориентированных специалистов, готовых к успешной профессиональной деятельности. Приведены примеры и рассмотрены особенности методов обучения дизайну одежды. Сделаны выводы о важности расширения применяемых в образовательном процессе форм обучения для достижения поставленных целей обучения и профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самикова Захро Джураевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AND METHODS OF TEACHING THE SPECIAL SUBJECT "BASIC TECHNOLOGY OF CLOTHING DESIGN" IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

the article discusses the methods and technologies of modern higher professional design education. The study of clothing design is considered from the point of view of training competent and practice-oriented specialists who are ready for successful professional activities. Examples are given and features of methods of teaching fashion design are considered. Conclusions are drawn about the importance of expanding the forms of training used in the educational process to achieve the goals of training and professional training of qualified specialists.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦ. ПРЕДМЕТУ «БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ» В ВУЗАХ»

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦ. ПРЕДМЕТУ «БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ» В ВУЗАХ Самикова З.Д.

Самикова Захро Джураевна - преподаватель, кафедра дизайна одежды, Технический институт ЁДЖУ, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются методы и технологии современного высшего профессионального дизайн-образования. Рассматривается обучение дизайну одежды, с точки зрения подготовки компетентных и практико-ориентированных специалистов, готовых к успешной профессиональной деятельности. Приведены примеры и рассмотрены особенности методов обучения дизайну одежды. Сделаны выводы о важности расширения применяемых в образовательном процессе форм обучения для достижения поставленных целей обучения и профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

Ключевые слова: технология обучения, методы обучения, профессиональная компетентность, дизайн одежды.

TECHNOLOGY AND METHODS OF TEACHING THE SPECIAL SUBJECT "BASIC TECHNOLOGY OF CLOTHING DESIGN" IN HIGHER EDUCATION

INSTITUTIONS Samikova Z.J.

Samikova Zakhro Juraevna - Lecturer, DEPARTMENT OF FASHION DESIGN, YEOJU TECHNICAL INSTITUTE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the methods and technologies of modern higher professional design education. The study of clothing design is considered from the point of view of training competent and practice-oriented specialists who are ready for successful professional activities. Examples are given and features of methods of teaching fashion design are considered. Conclusions are drawn about the importance of expanding the forms of training used in the educational process to achieve the goals of training and professional training of qualified specialists.

Keywords: teaching technology, teaching methods, professional competence, fashion design.

УДК 378.147

К современной системе высшего профессионального дизайн-образования сегодня предъявляют высокие требования подготовки квалифицированных специалистов, обладающих профессиональным мастерством, творческими способностями, инновационными взглядами, умением самостоятельно мыслить. Для организаторов учебного процесса актуальными становятся задачи совершенствования технологий, методов и педагогических подходов, в том числе и с целью достижения качественной профессиональной подготовки и компетенции молодых дизайнеров одежды.

В исследованиях, направленных на развитие образования в сфере дизайна, Д.А. Хакимовой, З.Н. Сейдаметовой, Н.А. Ереминой, С.Ю. Томицкой, С.М. Кожуховской, Х.Б. Мухамедовой [1] и других авторов, подчеркиваются особенности обучения специалистов этого профиля, которые соединяют в себе в равной степени художественный и технический потенциал. Обучение технологиям дизайна одежды основывается как на развитии творческих способностей студента, так и на изучении совокупности прикладных дисциплин, знание которых дает возможность реализации и воплощения творческих замыслов в готовом изделии [2]. Дизайн одежды основывается на разработке планов и проектов задуманных к воплощению моделей. Поэтому одним из важнейших методов обучения этой специальности является проектно-деятельностный подход, позволяющий студентам получать возможность для индивидуального творчества и широкие профессиональные навыки в процессе осуществления проектной деятельности. Проектная деятельность ориентирована на получение студентами навыков самостоятельного поиска информации с целью применения полученных знаний на практике, развивает критическое мышление, умение работать с информацией [3].

Применение проектного метода лежит в основе организации проблемного обучения, когда перед студентами ставится требующая решения задача, с определенными, четкими условиями. Такой метод обучения повышает интерес обучаемых к исследуемой теме, стимулирует к получению углубленных

знаний, учит, как самостоятельному сбору и анализу информации, так и работе в команде. Готовым результатом проблемного метода обучения становится проект, представляющий решение поставленной задачи.

Одним из эффективных методов, который пробуждает интерес студентов к созданию одежды и помогает максимально интегрировать их в исследовательский творческий процесс, является групповая работа над проектом. Работа в команде является обязательной составляющей эффективного обучения и приобретения навыков профессиональных коммуникаций [4]. Особенно интересным для студентов становятся постановка практических социально-ориентированные задач, реальных, потребительских заказов. Работа над дизайном и конструированием одежды в соответствии с условиями технического задания и индивидуальными требованиями заказчика дает возможность для студентов получения хорошего практического опыта. Не менее важна в процессе выполнения задания тренировка навыков выстраивания этапов проектирования в соответствии со всеми циклами производства: конфекционирование тканей, построение эскиза будущего изделия, последующее конструирование и моделирование, создание образца модели, а также подготовка технической документации.

Важным методом обучения и повышения компетенции дизайнера одежды у студентов является прохождение ими производственной практики, во время которой они могут получить углубленные практические профессиональные знания и навыки, найти применение полученным при обучении теоретическим знаниям, повысить мотивацию к профессиональному развитию [5]. К сожалению, учебные заведения в настоящее время сталкиваются с трудностями в организации производственной практики на предприятиях, заменой которой часто становятся практические занятия в лабораторных условиях.

Для студентов, изучающих сферу дизайна одежды, важно повышать знания в области истории искусств, теории и практики современного искусства. С этой целью, помимо лекционного материала, важно внедрять в процесс обучения посещение музеев, творческих выставок, коллекций домов моды [6]. Изучение предметов культуры, знакомство процессами создания художественных объектов создают определенный дидактический опыт дизайнерской «насмотренности», который затем становится базой для воплощения собственных творческих замыслов [7].

Неотъемлемой составляющей современного обучения стало применение цифровых технологий. Сегодня, для специалистов, задействованных в сфере дизайна, использование объемно-графических средств моделирования, в том числе компьютерной графики стало важной частью профессиональной деятельности [8]. Информационные технологии позволяют значительно расширить проектно-технологические возможности студентов, дают возможность работы с графическими программами, 3D конструированием, получать доступ к он-лайн базам знаний, участвовать в профессиональных вебинарах, на форумах, получать опыт взаимодействия с коллегами всего мира. Возможности применения цифровых технологий повышают мотивацию студентов к обучению, исследовательской деятельности, дают навык самостоятельной организации учебного процесса, стимулируют интерес к профессиональным проблемам.

Методом обучения, позволяющим раскрыть творческий и профессиональный потенциал студентов, является их участие в конкурсной деятельности, на выставках молодых дизайнеров одежды и научных конференциях. Подобные обучающие мероприятия дают участникам ценный опыт повышения компетенций в условиях конкуренции, опыт профессионального взаимодействия, расширяют границы творческого мышления дизайнера одежды [9].

Высокопродуктивным в обучении дизайну одежды является применение интерактивных технологий обучения, которые основываются на командном сотрудничестве и активных коммуникациях участников образовательного процесса [10]. Такая методика предусматривает проведение деловых игр, лабораторных и практических занятий, круглых столов, практических занятий и других форм обучения, результатом которых является активная, творческая коллективная работа и совместное принятие решений профессиональных задач.

Таким образом, построение учебного процесса обучения спец предмету «Базовая технология дизайна одежды» в высших учебных заведениях должно строиться на применении разнообразных образовательных методов, способствующих формированию профессиональной компетенции молодых специалистов, приобретению ими навыков самостоятельной работы, проявлению творческой самореализации и индивидуальности.

Список литературы /References

1. Мухамедова Х.Б. Формирование навыков по конструированию чертежей швейных изделий у учеников

на уроках технологии // Проблемы современной науки и образования, 2021. № 3 (160). С. 46-50.

2. Досова Ф.Р. Методики обучения дизайну одежды в условиях современного высшего образования //

Концепции устойчивого развития науки в современных условиях, 2019. С. 113.

3. Щеглова Т.М. Инновационные технологии и методы обучения при компетентностям подходе в подготовке специалистов дизайна одежды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2012. №.1. С. 160-160.

4. Кормакова В.Н., Щеглова Т.М. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2013. № 20 (163). С. 439.

5. Кадиева Н.В. Профессиональная подготовка дизайнера с учетом требований региональных промышленных предприятий // Ped.Rev., 2015. № 2 (8). С. 30-36.

6. Фахрутдинова Р.А., Ахметова Г.П. Формирование профессиональных компетенций студентов будущих дизайнеров в системе вузовской подготовки // Вестник ТГГПУ, 2014. № 2 (36). С. 298-301.

7. Муртазина С.А. Проектно-деятельностный подход к формированию профессиональной компетенции бакалавров дизайна на основе изучения дисциплины «История искусств» // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. №3 (35). С. 172-175.

8. Скачкова Н.В. Методология дизайн-проектирования в процессе технологической подготовки студентов педагогического вуза // Вестник ТГПУ, 2015. № 1 (154). С. 144-149.

9. Ковешников П.А. Художественно-проектная компетенция бакалавров дизайна: сущность, структура и содержание // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2016. № 1 (70). С. 185189.

10. Буранок Д.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих дизайнеров // Известия Самарского научного центра РАН, 2012. № 2-4. С. 1058-1062.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.