Формирование конструкторской компетентности в области дизайна одежды: теория, методология, педагогические технологии
Комова Наталия Валерьевна,
преподаватель, ГБПОУ Колледж малого бизнеса № 4 E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблематика формирования конструкторской компетентности специалистов в области дизайна одежды. Были изложены теоретические основы конструкторской компетенции специалистов профессионального образования, приведены различные мнения ученых, относительно понятия компетенция. Понятие компетентности обозначает целостную систему знаний, умений и навыков, которые являются помощниками специалиста по решению профессиональных задач и достижения профессиональных целей Дана методологическая база по тематике формирования конструкторской компетентности в виде компетентностного подхода. Идея ком-петентностного подхода, отраженная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года и в образовательных стандартах третьего поколения заключается в том, что результат образования - есть способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях. Рассмотрены эффективные педагогические технологии, обеспечивающие качественную подготовку специалистов образовательных организациях. Дана характеристика требованиям WorldSkills, которые становятся приоритетным направлением при по подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании. На критерии WorldSkills опираются не только конкурсы профмастерства, олимпиады и чемпионаты, по данным технологиям проводится и демонстрационный экзамен в образовательных организациях.
Ключевые слова: конструкторская компетенция, компетентность, компетентностный подход, требования WorldSkills, WorldSkills International, педагогические технологии.
о с
U
см о см
<3
Одним из важнейших факторов при профессиональной подготовке специалистов легкой промышленности в сфере дизайна одежды является не только наличие фундаментальных знаний предмета, но и способность к инновациям, расширению сферы деятельности, участие в управлении, понимание условий современной российской экономики и готовность к постоянному самообучению.
Основной задачей профессионального образования является подготовка такого специалиста, который не только обладает техническими навыками своей профессии, но и может осуществлять свою деятельность с применением различных компьютерных программ.
Одной из ключевых проблем в формировании готовности будущих конструкторов - технологов к применению конструкторских навыков в профессиональной деятельности является недостаточность теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы. На наш взгляд, ее решение связано с разработкой соответствующей технологии подготовки студентов.
В настоящее время, сложившаяся практика обучения не способствует качественной подготовке конструкторов-технологов так как:
- в условиях перехода на стандарты нового поколения, выпускники подготовлены больше теоретически, чем к решению профессиональных задач;
- низкое развитие профессионально-специализированных педагогических технологий, направленные на подготовку и повышение компетенций у конструкторов технологов.
Понятие компетентности обозначает целостную систему знаний, умений и навыков, которые являются помощниками специалиста по решению профессиональных задач и достижения профессиональных целей. Также, можно отметить, что профессиональная компетентность конструктора дизайна одежды реализуется в процессе целенаправленной деятельности специалиста в трудовой сфере, направленной на исполнение некоторой системы целей и задач [7, с. 44].
В трудах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломин-ский, В.В. Трунаев) уровень компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное умений и навыков [9, с.22].
B.C. Безрукова в свою очередь под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [2, с. 57].
Сейчас требования WorldSkills становятся приоритетными при подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании. На критерии WorldSkills опираются не только конкурсы профмастерства, олимпиады и чемпионаты, по данным технологиям проводится и демонстрационный экзамен, как один из этапов государственной итоговой аттестации (ГИА).
Главным недостатком в профессиональной подготовке конструкторов-технологов швейных изделий является не соответствие требованиям работодателей и международным стандартам. Обучающиеся в большей мере подготовлены теоретически, а практические навыки существенно проигрывают полученным знаниям. На рынке труда же востребованы специалисты способные быстро решать поставленные задачи, качественно выполнять свою работу и легко адаптироваться к новым ситуациям. Такие же требования предъявляются к участникам чемпионатов WorldSkills.
ФГОС устанавливает набор определенных требований, профессиональных стандартов, которые согласовываются с работодателями. Россия, вступив в WorldSkills International, смогла актуализировать в общество качественный инструмент, который может осуществлять контроль уровня подготовленности начинающих профессионалов. Одной из форм проявления конкурентоспособности специалистов являются их компетенции.
Основной задачей профессионального образования является подготовка такого специалиста, который не только обладает техническими навыками своей профессии, но и может осуществлять свою деятельность с применением различных компьютерных программ.
Таким образом, к специалистам предъявляются новые требования по исполнению и достижению конечного результата обучения в образовательных организациях. Одним из важных требований является сформированность профессиональной компетентности, общекультурных, профессиональных компетенций, которые представляют собой совокупность знаний, умений и навыков, базовых способностей по эффективному выполнению профессиональных задач и достижению долгосрочных и краткосрочных целей.
Методологической основой формирования конструкторской компетентности в области дизайна одежды выступает, прежде всего, компетент-ностный подход, который реализует на конкретно-научном уровне методологического знания.
Под компетентностным подходом в образовании понимают приоритетную ориентацию «на цели как векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [1, с.7]. Идея ком-петентностного подхода, отраженная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года и в образовательных стандартах третьего поколения заключается в том, что результат образования - есть способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятель-
ности в различных социально значимых ситуациях. Умение качественно выполнять свои рабочие обязанности - уровень компетентности, напрямую зависит от способности решать определенные профессиональные задачи, т.е. уровня сформиро-ванности компетенций.
«Компетентностный подход в профессиональном образовании позволяет мотивировать учащихся на образование и обеспечивает качественную подготовку современных специалистов. Итогом обучения является получение обучающимися знаний, умений и практического опыта в процессе освоения профессиональных модулей. Результат формирования компетенции студента в профессиональном смысле подразумевает под собой не только выполнение требований учебной программы, но и стремления к самообучению» [9, с. 51].
В настоящие дни в сферу среднего специального образования внедряется и применяется компетентностный подход, обусловленный Болонским процессом в России. Данный подход акцентирует внимание на системе компетенций (общекультурных, профессиональных и др.), определяющие систему знаний, умений и навыком в трудовой деятельности. В результате такого образования у студентов развивается интерес к последующей профессиональной деятельности, происходит становление творческого мышления.
Компетентностно-деятельностный подход рекомендуется применять при использовании модульной технологии обучения. Это актуально при обучении дисциплин профессионального блока. Данная технология позволяет гибко строить содержание дисциплины, состоящее из блоков, применять различные виды и формы обучения, для определенных групп учащихся. При таком подходе задачи обучения связаны с объектами и предметами труда, а также с выполнением определенных профессиональных действий.
Под конструкторской компетентностью мы понимаем качество личности, ее готовность к осуществлению трудовой, профессиональной деятельности, базирующаяся на фундаментальных знаниях в сфере конструирования, умений пользоваться современными производственными технологиями, а также средствами производства.
В основе работы конструктора лежит проектно-конструкторская деятельность. При рассмотрении проектной и конструкторской деятельности специалиста можно выделить, что процесс конструирования одежды - это разработка конструкции, состоящей из связанных между собой определенных деталей (перед, рукав, воротник и т.д.). результатом конструкторской деятельности является опытный образец изделия или макет, выполненный из бязи. Проектирование включает в себя технические расчеты параметров чертежа для будущей конструкции, связанные с анализом первоначальных данных: эскизом, модными тенденциями, положением конструктивных поясов, выбором прибавок на свободнбое облегание. Итогом процесса
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
CM CM
проектирования является расчет, чертеж, техническая документация, компьютерная интерпретация графического изображения. В связи с этим предъявляются высокие требования к квалификации специалиста легкой промышленности в части формирования конструкторской компетентности в процессе обучения в СПО.
Исходя из выше сказанного, понятие конструкторской компетентности будущих дизайнеров одежды можно трактовать как многоаспектное понятие, включающее в себя принятие ответственных решений при выполнении квалифицированной работы, умение разрабатывать последовательность действий и совершенствовать работу конструктора при проектировании швейных изделий. Специалист по разработке швейных изделий - конструктор-технолог, в своей профессиональной деятельности решает разнообразные задачи. К служебным обязанностям конструктора-технолога швейных изделий относятся решение вопросов по художественному оформлению одежды, разработке конструкторских решений получения объемных форм изделия, конфекционирова-ние пакета материалов, проектирование технологической последовательности воплощения модели в образце или серии, а также решение управленческих и экономических задач [4. с, 26].
В связи с чем, конструкторская компетентность призвана стать необходимой частью результата обучения профессии. Подготовка обучающихся по специальности 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» проходит по разным направлениям, одним из которых является профессиональный модуль «Конструирование швейных изделий».
Умение качественно выполнять свои рабочие обязанности - уровень компетентности, напрямую зависит от способности решать определенные профессиональные задачи, т.е. уровня сформиро-ванности компетенций.
«Формированию профессиональных компетенций посвящено множество работ в современной педагогической литературе (В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.С. Леднев, Н.Н. Нечаев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, В.Д. Ша-дриков, А.В. Хуторской и др.). В их работах описаны разные значения понятий «компетенция» и «компетентность». Профессор А.А. Гетманская подробно описала процесс формирования ключевых компетенций в системе профессионального образования (в области среднего профессионального образования)» [5, с. 66]. В разработке проблем профессиональной компетентности большое значение имеют работы российских исследователей Л.П. Алексеева, М.Д. Ильязова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, А.А. Скамницкий, М.Г. Тайчинов, К.С. Шаблыгина, и др.
Компетентностный подход в профессиональном образовании позволяет мотивировать учащихся на образование и обеспечивает качественную подготовку современных специалистов.
Компетентностный подход требует изменения традиционных педагогических технологий, содержания, средств оценки и контроля знаний.
В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике. Педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного влияния на формирование личности с заданными качествами [3, с. 41].
В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [7, с. 55].
Педагогическая технология действует как наука, которая исследует рациональные пути обучения, как система методов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В рамках проблематики формирования компетенций обучающихся в области дизайна одежды, считаем целесообразным рассмотреть организационные формы обучения, как части педагогической технологи. К ним можно отнести: а) индивидуальные формы: самостоятельная работа студентов; практическое занятие; консультация; практика: учебная производственная; дипломная; выполнение проектов; выполнение курсовых работ; б) Фронтальные формы: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция с разбором конкретных ситуаций; практическое занятие; экскурсия; консультация и др.
Немаловажным элементов в педагогической технологии являются средства обучения, которые отображены на рис. 1.
Рис. 1. Классификация педагогических средств обучения как элемента педагогической технологии по формированию компетенций обучающихся в области дизайна одежды
Большое значение при современном подходе в образовании имеют такие активные методы обучения, как решение ситуационных задач, дискуссии, выполнение творческих проектов. В разных областях научного знания представлены разработка и внедрение активных методов обучения.
Вклад в развитие активных методов обучения внесли А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Мах-мутов, И.Я. Лернер, М.М. Леви и др. Изучая определения, можно подвести итог, что активные ме-
тоды обучения - это способы активизации познавательной и учебной деятельности обучающихся, которые способствуют освоению материала. В основе активных методов лежит общение, как между преподавателем и студентами, так и диалог между студентами. Такая постановка занятия развивает коммуникативные способности, позволяет решать проблемы коллективно, формирует профессиональную речь студентов, привлекает обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, повышают личностный интерес к решению поставленных задач, дает возможность применить полученные знания.
К методам обучения можно выделить: проблемное обучение, метод проектов, кейс-стади метод обучения, метод моделирования и др.
В основе работы конструктора лежит проектно-конструкторская деятельность. При рассмотрении проектной и конструкторской деятельности специалиста можно выделить, что процесс конструирования одежды - это разработка конструкции, состоящей из связанных между собой определенных деталей (перед, рукав, воротник и т.д.). результатом конструкторской деятельности является опытный образец изделия или макет, выполненный из бязи. Проектирование включает в себя технические расчеты параметров чертежа для будущей конструкции, связанные с анализом первоначальных данных: эскизом, модными тенденциями, положением конструктивных поясов, выбором прибавок на свободн6ое облегание. Итогом процесса проектирования является расчет, чертеж, техническая документация, компьютерная интерпретация графического изображения. В связи с этим предъявляются высокие требования к квалификации специалиста легкой промышленности в части формирования конструкторской компетентности в процессе обучения в СПО.
В обещем, под проектной компетентностью специалистов дизайна одежды мы понимаем процесс управления и диагностирования проектной деятельности, в которых используются педагогические технологии как совокупность форм, методов и средств обучения. Проектная деятельность реализуется по двум уровням: а) учебном; б) вне-учебном. Особенностью такой деятельности является технологичность и систематичность процесса, направленный на достижения конкретного результата. Методологической базой по формированию проектной компетенций выступает компе-тентностный подход, который делает существенный акцент на формирование системы знаний, умений и навыков, образающих общекультурные и профессиональные компетенции. Компотенции определяют уровень специальной готовности студентов к выполнению своих непосредственных целей и задач. Применительно к компетентностно-му подходу целессобразно упомянуть о деятель-ностном подходе, так как он ориентирует студента на практику и реальное применение своих знаний, умений и навыко в реальной жизни. Компе-тентностный подход актуален в связи с тем, что
Россия вступила в Болонский процесс, в соответствии с которым система образования должна изменить некоторые организационные, прикладные, педагогические и др. аспекты. В частности - переход на компетентностное оценивание результатов подготовки студентов.
Исходя из выше сказанного, понятие конструкторской компетентности будущих дизайнеров одежды можно трактовать как многоаспектное понятие, включающее в себя принятие ответственных решений при выполнении квалифицированной работы, умение разрабатывать последовательность действий и совершенствовать работу конструктора при проектировании швейных изделий. Готовность будущих дизайнеров одежды к конструкторской деятельности обуславливает интегральное качество субъекта труда, проявляющееся как комплекс профессионально важных личностных качеств, отражающих результат образовательной деятельности. В целях эффективного формирования конструкторской компетентности студентов колледжа является целесообразным интегрировать различные методы активного и интерактивного обучения, организационных форм обучения студентов-конструкторов), а также разработать диагностические материалы для проверки сформированности компетенций в соответствии с современными требованиями к специалисту легкой промышленности.
Литература
1. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты [Текст]: учеб. пособие/ Б.Б. Айсмонтас. -М.: Арт-Пресс, 2003. - 217 с.
2. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. - Екатеринбург: Альтернативная педагогика. - 1996. - 94 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: изд-во ин-та проф. обр. Мин-ва обр. России, 1995. - 336 с.
4. Бобряшова, О.В. Формирование профессионально-эстетической компетентности будущего дизайнера: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Бобряшова. - Оренбург.,- 2014. - 241 с.
5. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября
6. Лятецкая В.И. Особенности изучения графических дисциплин при подготовке бакалавров техники и технологии // Школа университетской науки: парадигма развития. - 2010. - № 1 (1), том II. - С. 271-273
7. Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец, выпуск «Педагогического вестника» - Успешное обучение, 1997.
8. Фоменко Наталия Александровна. Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образо-
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
вания: ДИС... канд. пед. наук: 13.00.08 Ставрополь, 2005 180 с. РГБ ОД, 61:06-13/1268 9. Хисяметдинова Э.Ш. Формирование компетенций конкурентоспособного технического специалиста на рынке труда // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 832-836
FORMATION OF DESIGN COMPETENCE IN THE FIELD OF FASHION DESIGN: THEORY, METHODOLOGY, PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES
Komova N.V.
GBPOU College of Small Business No. 4
The article deals with the problems of forming the design competence of specialists in the field of fashion design. The theoretical foundations of the design competence of professional education specialists were outlined, and various opinions of scientists regarding the concept of competence were given. The concept of competence denotes an integral system of knowledge, skills and abilities that are assistants to a specialist in solving professional problems and achieving professional goals. The methodological basis for the formation of design competence in the form of a competence approach is given. The idea of the competence approach, reflected in the Concept of Modernization of Russian Education for the period up to 2020 and in the educational standards of the third generation, is that the result of education is the ability and readiness of a person for effective and productive activities in various socially significant situations. Effective pedagogical technologies that provide high-quality training of specialists in educational organizations are considered. The article describes the requirements of WorldSkills, which are becoming a priority in the training of specialists in secondary vocational education. Not only professional skills competitions, Olympiads and championships are based on the WorldSkills criteria,
but also a demonstration exam is held in educational organizations using these technologies.
Keywords: design competence, competence, competence approach, requirements of WorldSkills, WorldSkills International, pedagogical technologies.
References
1. Ismontas, B.B. Teaching theory: schemes and tests [Text]: textbook. manual / B.B. Ismontas. - M.: Art-Press, 2003.217 p.
2. Bezrukova VS Dictionary of new pedagogical thinking. - Yekaterinburg: Alternative Pedagogy. - 1996. - 94 p.
3. Bespalko V.P. Pedagogy and progressive teaching technologies. M.: publishing house in-that prof. arr. Min-va arr. Russia, 1995. - 336 p.
4. Bobryashova, O.V. Formation of professional and aesthetic competence of the future designer: dis... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / O.V. Bobryashova. - Orenburg,- 2014. - 241 p.
5. Getmanskaya A.A. Modular approach in the formation of key competencies in students // Internet magazine "Eidos". - 2005. -September 10
6. Lyatetskaya VI Features of the study of graphic disciplines in the preparation of bachelors of engineering and technology // School of university science: development paradigm. - 2010. -No. 1 (1), volume II. - P. 271-273
7. Monakhov V.M. Pedagogical technology of Professor V.M. Mo-nakhova // Special, issue of "Pedagogical Bulletin" - Successful teaching, 1997.
8. Fomenko Natalia Alexandrovna. Development of linguoculturo-logical competence of a foreign language teacher of a university in the system of continuing professional education: Dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 Stavropol, 2005 180 p. RSL OD, 61: 06-13 / 1268
9. Khisyametdinova E. Sh. Formation of competencies of a competitive technical specialist in the labor market // Young scientist. - 2016. - No. 6. - S. 832-836
о с
u
CM CM