Научная статья на тему 'Аутентичное оценивание как эффективная форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций конструктора одежды'

Аутентичное оценивание как эффективная форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций конструктора одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ПОРТФОЛИО / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / AUTHENTIC ASSESSMENT / PORTFOLIO / PROJECT SKILLS / PRACTICE-ORIENTED EDUCATION / COMPETENCE / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздрачева Т.М.

В условиях современного образовательного процесса вопросам оценивания уровня подготовленности специалиста к профессиональной деятельности уделяется значительное внимание. Но используемые стандартизированные процедуры не могут в полной мере оценить умения и навыки обучающихся выполнять задания в реальной производственной ситуации. В связи с этим все более широко используются альтернативные методы оценивания качества обучения, в частности, аутентичное оценивание. Такая форма оценивания уровня подготовки студента наиболее целесообразна при использовании практико-ориентированного подхода в обучении. Именно такой подход способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций конструктора одежды. Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих специалистов легкой промышленности конструкторов одежды. Предметом исследования являются педагогические технологии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих конструкторов одежды. Основная цель исследования заключалась в анализе целесообразности использования аутентичного оценивания, в частности технологии портфолио, для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста легкой промышленности. В процессе исследования были использованы следующие методы: эмпирические и теоретические педагогические исследования, анализ отечественного и зарубежного опыта использования аутентичного оценивания. В статье обобщен опыт работы преподавательского состава кафедры стандартизации, метрологии, управления качеством, технологии и дизайна Юго-Западного государственного университета по реализации современных форм и методов организации образовательного процесса, поиску и внедрению наиболее эффективных технологий оценивания профессиональных знаний конструкторов одежды. Подчеркивается необходимость целостного подхода к формированию проектных умений с выделением доминирующего компонента на всех этапах обучения. На примере изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавров, показано постепенное овладение различными уровнями профессиональных компетенций. Практическая значимость работы заключается в создании предпосылок для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ноздрачева Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTHENTIC EVALUATION AS AN EFFICIENT FORM OF IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE CLOTHES DESIGNER

In the context of the modern educational process, considerable attention is paid to the issues of assessing the level of training of a specialist for professional activity. The standardized procedures used cannot fully assess the skills and abilities of students to perform tasks in a real production situation. In this regard, alternative methods of assessing the quality of education, in particular, authentic assessment, are increasingly used. This form of assessment of the student's level of training is most appropriate when using a practice-oriented approach to learning. It is this approach that contributes to a more effective formation of professional competence of the designer of clothes. The object of the study is the professional training of future specialists of light industry-clothing designers. The subject of the study is the pedagogical technology of assessing the level of formation of professional competence of future designers of clothing. The main purpose of the study was to analyze the feasibility of using authentic assessment, in particular portfolio technology, to identify the level of formation of professional competencies of a light industry specialist. The following methods were used in the research: empirical and theoretical pedagogical research, analysis of domestic and foreign experience in the use of authentic assessment. The article summarizes the experience of the teaching staff of the Department of standardization, Metrology, quality management, technology and design of Southwestern state University in the implementation of modern forms and methods of organization of the educational process, the search and implementation of the most effective technologies for assessing the professional knowledge of clothing designers. The need for a holistic approach to the formation of project skills with the allocation of the dominant component at all stages of training is emphasized. On the example of studying the disciplines provided by the curriculum of bachelors, shows the gradual mastery of different levels of professional competence. The practical significance of the work is to create the prerequisites for the training of competitive professionals that meet the requirements of employers.

Текст научной работы на тему «Аутентичное оценивание как эффективная форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций конструктора одежды»

УДК 378.14

DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-3-452-462

АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОНСТРУКТОРА ОДЕЖДЫ

AUTHENTIC EVALUATION AS AN EFFICIENT FORM OF IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE CLOTHES DESIGNER

Т.М. Ноздрачева T.M. Nozdracheva

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ), Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-West State University" (SUSU), 94 The 50th of October St, Kursk, 305040, Russia,

E-mail: noztat@yandex.ru

Аннотация

В условиях современного образовательного процесса вопросам оценивания уровня подготовленности специалиста к профессиональной деятельности уделяется значительное внимание. Но используемые стандартизированные процедуры не могут в полной мере оценить умения и навыки обучающихся выполнять задания в реальной производственной ситуации. В связи с этим все более широко используются альтернативные методы оценивания качества обучения, в частности, аутентичное оценивание. Такая форма оценивания уровня подготовки студента наиболее целесообразна при использовании практико-ориентированного подхода в обучении. Именно такой подход способствует более эффективному формированию профессиональных компетенций конструктора одежды. Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих специалистов легкой промышленности - конструкторов одежды. Предметом исследования являются педагогические технологии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих конструкторов одежды. Основная цель исследования заключалась в анализе целесообразности использования аутентичного оценивания, в частности технологии портфолио, для выявления уровня сформированности профессиональных компетенций специалиста легкой промышленности. В процессе исследования были использованы следующие методы: эмпирические и теоретические педагогические исследования, анализ отечественного и зарубежного опыта использования аутентичного оценивания. В статье обобщен опыт работы преподавательского состава кафедры стандартизации, метрологии, управления качеством, технологии и дизайна Юго-Западного государственного университета по реализации современных форм и методов организации образовательного процесса, поиску и внедрению наиболее эффективных технологий оценивания профессиональных знаний конструкторов одежды. Подчеркивается необходимость целостного подхода к формированию проектных умений с выделением доминирующего компонента на всех этапах обучения. На примере изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом подготовки бакалавров, показано постепенное овладение различными уровнями профессиональных компетенций. Практическая значимость работы заключается в создании предпосылок для обеспечения подготовки конкурентоспособных специалистов, отвечающих требованиям работодателей.

Abstract

In the context of the modern educational process, considerable attention is paid to the issues of assessing the level of training of a specialist for professional activity. The standardized procedures used cannot fully assess the skills and abilities of students to perform tasks in a real production situation. In this regard, alternative methods of assessing the quality of education, in particular, authentic assessment, are increasingly used. This form of assessment of the student's level of training is most appropriate when using a practice-oriented approach to learning. It is this approach that contributes to a more effective formation of professional competence of the designer of clothes. The object of the study is the professional training of future specialists of light industry—clothing designers. The subject of the study is the pedagogical technology of assessing the level of formation of professional competence of future designers of clothing. The main purpose of the study was to analyze the feasibility of using authentic assessment, in particular portfolio technology, to identify the level of formation of professional competencies of a light industry specialist. The following methods were used in the research: empirical and theoretical pedagogical research, analysis of domestic and foreign experience in the use of authentic assessment. The article summarizes the experience of the teaching staff of the Department of standardization, Metrology, quality management, technology and design of Southwestern state University in the implementation of modern forms and methods of organization of the educational process, the search and implementation of the most effective technologies for assessing the professional knowledge of clothing designers. The need for a holistic approach to the formation of project skills with the allocation of the dominant component at all stages of training is emphasized. On the example of studying the disciplines provided by the curriculum of bachelors, shows the gradual mastery of different levels of professional competence. The practical significance of the work is to create the prerequisites for the training of competitive professionals that meet the requirements of employers.

Ключевые слова: аутентичное оценивание, портфолио, проектные умения, практико-ориентированное образование, компетенции, конкурентоспособный специалист. Keywords: authentic assessment, portfolio, project skills, practice-oriented education, competence, competitive specialist.

Введение

Основной целью современного высшего образования является подготовка не просто квалифицированного выпускника, готового к эффективной профессиональной деятельности. Нужен специалист новой формации - компетентный, гибкий, конкурентоспособный, имеющий такие профессиональные и личностные качества, которые дают ему определенные преимущества перед другими кандидатами при приеме на работу. Конкурентоспособными на рынке труда, прежде всего, являются специалисты активные, самостоятельные, творческие, инициативные, предприимчивые, находящие нетрадиционные решения и способные к профессиональной социализации. При этом под профессиональной социализацией обычно подразумевается процесс вхождения в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, а также овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества [Митина, Кричевский, 1996; Левицкая, 2014; Тутолмин, 2016].

Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует изменения методов и форм организации образовательного процесса, использования новых педагогических подходов и образовательных технологий, способствующих активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, подготовке современного специалиста, способного самостоятельно решать сложные научно-технические и инженерно-конструкторские задачи в производственном процессе.

С позиций компетентностного подхода в образовании А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова формулируют следующие требования к проектированию педагогических технологий [Вербицкий, Ларионова, 2009]:

- активным участником образовательного процесса становится студент;

- перестает быль целью обучения передача готовой информации;

- студент сам участвует в определении структуры и содержания обучения, его внимание акцентируется на совместной деятельности, диалоговом общении с преподавателем.

Основой образовательных технологий является четкое определение конечной цели обучения, а именно подготовка специалиста, умеющего самостоятельно выбирать индивидуальный путь саморазвития и самосовершенствования, способного эффективно ориентироваться и решать задачи в профессиональной сфере. Поставленная цель же позволяет разрабатывать эффективные методы контроля ее достижения.

В данной статье рассмотрены подходы и приведены конкретные примеры использования технологии портфолио в образовательном процессе конструктора одежды.

Основная часть

Говоря о специалисте легкой промышленности, в частности о конструкторе одежды, необходимо подчеркнуть многообразие задач, решаемых в профессиональной деятельности. Это задачи, связанные с решением вопросов художественного оформления объекта разработки, конструкторские, материаловедческие, технологические, управленческие и др.

Инженер-конструктор швейного производства в своей профессиональной деятельности занимается созданием совершенных образцов современной одежды. Он - ключевая фигура на производстве, трансформирующая художественную идею в информационную графическую модель объемно-пространствнной структуры реального объекта. Конструктор вырабатывает методы, средства и процедуры для реализации идеи в готовый серийный образец [Росновская, 2005].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», утвержденном 11 августа 2016 г., в характеристике профессиональной деятельности указаны «виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: организационно-управленческая; научно-исследовательская; производственно-конструкторская; проектная (дизайнерская)». В каждом из этих видов деятельности, что следует из анализа требований к результатам освоения выпускником программы бакалавриата, присутствует проектная составляющая профессиональных компетенций.

Так, организационно-управленческая деятельность предусматривает способность оформлять документацию на законченные конструкторские разработки, принимать оптимальные решения по реализации дизайн-проектов на изделия легкой промышленности. Для реализации научно-исследовательской деятельности необходимо быть готовым изучать научно-техническую информацию, участвовать в исследованиях по совершенствованию эстетических качеств и конструкции объектов проектирования с последующим применением результатов на практике.

Производственно-конструкторский вид деятельности предусматривает обладание такими профессиональными компетенциями, как способность конструировать изделия легкой промышленности в соответствии с требованиями эргономики и прогрессивной технологии производства и обосновывать принятие конкретного технического решения.

Для осуществления проектной (дизайнерской) деятельности необходимо обладать способностью формулировать цели дизайн-проекта, иметь навыки использования информационных технологий и системы автоматизированного проектирования.

Проектное обучение наиболее эффективно при использовании практико-ориентированного подхода. Под практико-ориентированным обучением принято пони-

мать процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности при выполнении реальных профессиональных задач. В основе практико-ориентированного обучения лежит оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки. Это особенно актуально для конструктора изделий легкой промышленности, так как его профессиональная деятельность подразумевают наличие в большей степени практических навыков, нежели теоретических знаний.

Внедрение компетентностного подхода предполагает внесение изменений не только в содержание и технологии организации образовательного процесса вуза, но и в систему оценивания образовательных результатов обучающихся. Вопросам оценивания качества образования в современных условиях уделяется значительное внимание во многих странах. Прежде всего, технологии оценивания основываются на особенностях концепций и стратегий образования тех или иных образовательных систем.

В условиях современного образовательного процесса серьезной критике подвергаются традиционные формы оценивания [Шехонин и др., 2014; Пустовойтов, 2015; Ку-банов, 2016; Догонова, 2017]. Исследователи отмечают, что, например, тестирование не позволяет измерить многие важнейшие аспекты обучения, не способно оценить уровни знаний, связанные с творчеством, а также не поддерживает инновационные образовательные стратегии. Используемые стандартизированные процедуры не могут объективно оценить умения обучающихся выполнять задания в реальной производственной ситуации, и, более того, являются ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и компетенций, востребованных в профессиональной деятельности.

Парадигма практико-ориентированного обучения, которое должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков, приводит к большому использованию других, альтернативных методов оценивания. К их числу относится так называемое аутентичное оценивание. Оно ориентировано на практический результат, предусматривает оценивание сформированности умений и навыков обучающихся в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Такая технология оценивания стимулирует инициативу, оказывает влияние на личностный профессиональный рост, в основе которого лежит самооценка личностного продвижения и самостоятельного планирования образовательной деятельности.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей аутентичного оценивания в обучении, ориентированном на результат, является метод портфолио. В настоящее время этот метод широко применяется за рубежом в практико- и личностно-ориентированных моделях обучения на всех уровнях образования и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание». Расширяется сфера его использования и в отечественном образовании как в начальной, так и в высшей школе. Появляются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий и ориентированные на новые образовательные цели («паспорт компетенций и квалификаций»).

Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет выделить следующие основные функции портфолио [Wonacott, 2002; Новикова и др.2004; Масальская, 2014; Татьяненко, 2014; Игумнова, 2015; Мирошникова, 2016]:

диагностическая - позволяющая выявить изменения и совершенствование навыков студента за период обучения;

- рейтинговая, определяющая рейтинг студента в ряду других студентов;

- мотивационная, характеризующая развитие способности студента иметь собственный выбор, поощрение результатов;

- операциональная, характеризующая развитие способности к развитию, а также адаптации к условиям того или иного вида деятельности;

- рефлексивная, показывающая развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии;

- содержательная, показывающая диапазон навыков и умений.

Важной чертой применения портфолио в образовательном процессе является его способность активизировать внутренние ресурсы студента как субъекта учебного процесса, мотивировать его на их созидание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности.

Метод портфолио продолжает совершенствоваться и активно внедряться в систему высшего образования. Так, в частности, в общесистемных требованиях к реализации программы бакалавриата по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» указывается на необходимость формирования электронного портфолио обучающегося, куда входят все его работы, рецензии и оценки на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.

Как показал анализ зарубежной и отечественной научно-методической литературы, обычно процесс формирования портфолио разбивается на несколько этапов. На кафедре стандартизации, метрологии, управления качеством, технологии и дизайна Юго-Западного государственного университета эти этапы реализуются следующим образом.

Мотивация и целеполагание осуществляется в самом начале образовательного процесса в раках дисциплины «Введение в направление подготовки и планирование профессиональной карьеры» (1 семестр). Дается обоснование необходимости создания портфолио, его актуальности в условиях современной рыночной экономики, ставятся цели и задачи.

Этап разработки содержательной структуры портфолио предполагает самостоятельную работу студента под руководством преподавателя. Студент, используя свой творческий потенциал, внешние ресурсы (библиотека, Интернет, консультанты) работает над проектом структуры портфолио, перечнем материалов, входящих в его состав. Разработанные проекты будущих портфолио представляются для коллективного обсуждения, утверждаются, затем устанавливаются сроки их выполнения.

Этап сбора и оформления материалов осуществляется с 1 по 4 курс. Комплектование портфолио осуществляется студентами самостоятельно на основании рекомендаций преподавателей. Руководство работой студента над формированием портфолио осуществляет научный руководитель выпускной квалификационной работы (ВКР).

На 3 и 4 курсах студенты проходят производственные практики и имеют возможность ознакомиться с трудовыми функциями, умениями и знаниями, необходимыми конструктору одежды, требованиями, предъявляемыми работодателями к специалисту и его портфолио.

Этап презентации осуществляется на двух уровнях:

- уровень апробации портфолио, который осуществляется на предзащите ВКР для оценки качества портфолио и выполнения, при необходимости, работа над ошибками;

- итоговая презентация на защите ВКР: представление материалов портфолио-продукта лицам, заинтересованным в информации о достижениях его владельца, планах по его дальнейшему саморазвитию.

С критериями оценки портфолио студент знакомиться в самом начале работы над ним. Для оценивания портфолио используются такие критерии:

- оригинальность представленных материалов;

- новаторство в конструктивных решениях;

- технологичность разработанных конструкций одежды;

- качество изготовления объекта проектирования;

- уровень выполнения проектно-конструктроской документации;

- использование систем автоматизированного проектирования;

- участие в профессиональных мероприятиях и др.

Нами принята трехуровневая шкала оценивания портфолио: высокий уровень («отлично»), продвинутый уровень (хорошо»), пороговый уровень («удовлетворительно). Оценка за портфолио влияет на итоговую оценку по защите ВКР.

Форма и виды портфолио могут быть различными [Татьяненко, 2014; Мирошникова, 2016]. Традиционно в образовательной практике используют следующие типы портфолио: портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов, портфолио достижений.

Для конструктора одежды, с точки зрения презентации профессиональных качеств, наиболее информативным является портфолио, в котором содержатся творческие работы и проекты. При этом в его основную часть целесообразно включать непосредственно работы студента (рисунки, художественные и технические эскизы, чертежи конструкций деталей одежды, выполненные с использованием различных методик и методов, в том числе, автоматизированных, фотографии макетов и готовых изделий, образцы ткани и фурнитуры, и др.), а также документы, подтверждающие его достижения (дипломы, грамоты, сертификаты, отзывы по результатам прохождения практик, публикации и др.).

ФГОС ВО и учебный план подготовки конструкторов одежды способствует тому, что формирование проектных умений осуществляется целостно на всех этапах обучения. Целостность этого процесса предполагает выделение доминирующего компонента на разных этапах формирования проектных умений: на начальном этапе выступает мотивацион-ный компонент, затем познавательный и далее компонент самореализации образовательного субъекта.

Компетенции, формируемые в образовательной проектной деятельности, разворачиваются постепенно [Абакумова, Малкова, 2007; Булатова, 2015]. Они могут отражать следующие уровни сформированности проектной компетентности и меры включенности в проектирование:

- участник проекта, исполнитель проектных задач;

- участник разработки проекта, постановщик проблем, целей;

- организатор проекта, управление разработкой замысла и реализацией проекта.

Как участник проекта и исполнитель проектных задач студент выступает при изучении таких дисциплин, как Инженерная графика (1,2 семестры), получая первоначальные навыки проектной деятельности при работе с объектами проектирования сложных форм. Портфолио начинает заполняться первыми проектными работами. При изучении дисциплин «История костюма и моды» (3 семестр), «Основы проектной культуры» (3 семестр) и «Информационные технологии в индустрии моды» (3,4 семестры), «Рисунок и живопись» (3 семестр) проектная деятельность осуществляется на более высоком уровне. При этом студент использует результаты научных исследований и возможности информационных технологий, демонстрирует приобретение навыков создания технических рисунков, художественно-образного мышления, практическое приложение методов изображений пространственных форм на плоскости, применяемых для построения моделей одежды.

Как участник разработки проекта, постановщик проблем и целей студент выступает в рамках изучения дисциплин «Художественно-графическая композиция» (4 семестр), «Композиция костюмы» (5 семестр), «Конструирование изделий легкой промышленности» (4,5 семестры), «Технология изделий легкой промышленности» (4,5 семестры), «Архитектоника объемных форм» (5 семестр). Портфолио студента пополняется достаточно сложными объектами проектирования (художественно-композиционными решениями коллекций моделей одежды, чертежами конструкций изделий различных ассортиментных групп, технологическими производственными

процессами и др.), которые носят реальный характер и актуальны для современных условий профессиональной деятельности конструктора.

И, наконец, как организатор проекта, управляющий разработкой замысла и реализацией проекта студент реализует себя при освоении дисциплин «Конструктивное моделирование одежды» (6,7 семестры), «Эргономическое проектирование одежды» (7 семестр), «Проектирование швейных изделий в системе автоматизированного проектирования» (7 семестр), «Выполнение проекта в материале» (6,7, 8 семестры), «Интеллектуальная собственность» (8 семестр), «Методы и средства исследований в дизайне одежды» (8 семестр), дипломное проектирование. В отличие от предыдущего уровня формирования профессиональных компетенций портфолио студента наполняется не только макетами объектов проектирования, но и выполненными в материале образцами изделий, которые отвечают эстетическим, эргономическим, эксплуатационным, экономическим требованиям, изготовленным с использованием прогрессивной технологии производства. Кроме того, в портфолио студент помещает проектную документацию на законченные конструкторские разработки, которые выполнены обязательно с применением систем автоматизированного проектирования (САПР), результаты анализа показателей качества объекта проектирования, выполненного с использованием необходимых методов и средств исследований, и др.

В последние годы в практике оценивания портфолио наметился переход от ориентации на оценку непосредственно презентационных умений студентов к оценке конкретных, в частности, профессиональных компетенций [Абакумова, Малкова, 2007; Шестако-ва, 2012; Якимова, 2015; Павелко, Чалая, 2016]. Члены государственной аттестационной комиссии, в том числе и входящие в ее состав работодатели, имеют возможность оценить эстетический вкус, творческий потенциал (рис. 1), уровень конструкторско-технологической подготовки (рис. 2), исполнительское мастерство соискателя в ходе демонстрации коллекций моделей одежды.

а) б)

Рис. 1. Эскизы моделей женского комплекса: а) выполненные с использованием ручных техник; б) выполненные с использованием графического редактора CorelDraw (выполнила студентка Пестрецова Ирина) Fig. 1. Sketches of models of the female complex: a) performed using manual techniques; b) made using the graphic editor CorelDraw (completed by student Irina Pestretsova)

Рис. 2. Технологическая карта обработки женского жакета, разработанная с использованием системы автоматизированного проектирования AutoCAD (выполнила студентка Сопова Ольга) Fig. 2. Female card processing flow chart developed using AutoCAD computer-aided design system

(completed by student Olga Sopova)

Анализ качества выполнения курсовых работ, отчетов по практикам позволяет оценить способность студента оформлять документацию на законченные конструкторские разработки, знания методик конструирования одежды и прогрессивной технологии производства, навыки использования информационных технологий. Материалы по исследовательским работам и результатам изобретательской деятельности позволяют оценить способность изучать научно-техническую информацию и предлагать инновационные решения по совершенствованию эстетических, технических объектов проектирования и т.д.

Заключение

Исследование, проводимое в течение 6 лет среди студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности», подтвердило, что реализация технологии аутентичного оценивания уровня сформирован-ности профессиональных компетенций студентов - будущих конструкторов одежды улучшает качество их подготовки. Об этом свидетельствует повышение степени удовлетворенности работодателей выпускниками, что отражается в результатах ежегодного анкетирования отделом менеджмента качества ЮЗГУ. Наиболее информативным показателем готовности студента к самостоятельной профессиональной деятельности является портфолио - современная инновационная образовательная технология, которая меняет

характер его учебной деятельностии, делает более эффективной профессиональную подготовку. Являясь комплексной технологией оценки образовательной деятельности обучающегося, портфолио позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетентностей студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде. Оно позволяет адекватно и объективно оценить профессиональные умения и навыки молодого специалиста. Аутентичное оценивание направлено, прежде всего, на оказание помощи студенту в развитии его способностей, демонстрирует наиболее значимые результаты процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, его творческий и профессиональный потенциал, методы работы, особые технологические приемы, достижения. Кроме того, портфолио студента позволяет работодателю иметь достаточно полное представление о конкурентоспособности специалиста при отборе на вакантную должность и более эффективно использовать потенциальные возможности специалиста.

Список литературы References

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. 2007. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск, Томский государственный университет, 368.

Abakumova N.N., Malkova I.Ju. 2007. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii: organizacija i diagnostika [Competence approach in education: organization and diagnostics]. Tomsk, Tomskij gosudarstvennyj universitet, 368.

2. Булатова Е.А. 2015. Проектная деятельность как способ развития личности студентов и их профессиональной подготовки: методические указания. Н. Новгород, ННГАСУ, 32.

Bulatova E.A. 2015. Proektnaja dejatel'nost' kak sposob razvitija lichnosti studentov i ih professional'noj podgotovki: metodicheskie ukazanija [Project activities as a way to develop the personality of students and their professional training: guidelines]. N. Novgorod: NNGASU, 32.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. 2009. Личностный и компетентностный подход в образовании. Проблемы интеграции. М., Логос, 336.

Verbickij A.A., Larionova O.G. 2009. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy integracii [Personal and competence-based approach in education. Integration problems]. M., Logos, 336.

4. Догонова Н.А. 2017. Педагогическая поддержка творческой самореализации студентов за счет введения в процесс обучения аутентичных форм оценивания. Методический поиск: проблемы и решения, 1: 3-8.

Dogonova N.A. 2017. Pedagogicheskaja podderzhka tvorcheskoj samorealizacii studentov za schet vvedenija v process obuchenija autentichnyh form ocenivanija [Pedagogical support for creative self-realization of students by introducing into the learning process authentic forms of assessment]. Metodicheskij poisk: problem i reshenija, 1: 3-8.

5. Игумнова Т.В. 2015. Формирование портфолио студента как средства реализации проектной методики в становлении и развитии художественно-эстетической культуры специалиста в области дизайн (по отраслям). URL: https://www.informio.ru/publications/id1774/Formirovanie-portfolio-studenta-kak-sredstva-realizacii-proektnoi-metodiki-v-stanovlenii-i-razvitii-hudozhestvenno-yesteticheskoi-kultury-specialista-v-oblasti-dizain-po-otrasljam (дата обращения: 22.02.2019).

Igumnova T.V. 2015. Formirovanie portfolio studenta kak sredstva realizacii proektnoj metodiki v stanovlenii i razvitii hudozhestvenno-jesteticheskoj kul'tury specialist v oblasti dizajn (pootrasljam) [Formation of the student's portfolio as a means of implementing the project methodology in the formation and development of the artistic and aesthetic culture of a specialist in the field of design (by industry)]. Available at: https://www.informio.ru/publications/id1774/Formirovanie-portfolio-studenta-kak-sredstva-realizacii-proektnoi-metodiki-v-stanovlenii-i-razvitii-hudozhestvenno-yesteticheskoi-kultury-specialista-v-oblasti-dizain-po-otrasljam (accessed: 22.02.2019).

6. Кубанов Р.А. 2016. Новые тенденции в оценивании учебных достижений студентов в современном университетe. Бизнес-образование в экономике знаний, 3: 32-36.

Kubanov R.A. 2016. Novye tendencii v ocenivanii uchebnyh dostizhenij studentov v sovremennom universitete [New trends in the evaluation of students' academic achievements in modern universities]. Biznes-obrazovanie v jekonomike znanij, 3: 32-36.

7. Левицкая И.А. 2014. Концепция профессионализации: социальные и личностные факторы. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия Гуманитарные науки, 1 (2): 72-76.

Levickaja I.A. 2014. Koncepcija professionalizacii: social'nye I lichnostnye factory [The concept of professionalization: social and personal factors]. Sovremennaja nauka: Aktual'nye problem teorii I praktiki. Serija Gumanitarnye nauki, 1 (2): 72-76.

8. Масальская А.И. 2014. Зарубежный опыт использования электронного портфолио. URL: https://conf.grsu.by/alternant2014/index-37.htm (дата обращения: 20.02.2019).

Masal'skaja A.I. 2014. Zarubezhnyj opyt ispol'zovanija jelektronnogo portfolio [Foreign experience in the use of electronic portfolio]. Available at: https://conf.grsu.by/alternant2014/index-37.htm (accessed: 20.02.2019).

9. Мирошникова В.М. 2016. Портфолио выпускника-дизайнера как форма успешной самопрезентации. Мир науки, 4 (5). URL: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN516.pdf (дата обращения: 02.03.2019).

Miroshnikova V.M. 2016. Portfolio vypusknika-dizajnera kak forma uspeshnoj samoprezentacii [Portfolio graduate designer as a form of successful self-presentation]. Mir nauki, 4 (5). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/61PDMN516.pdf (accessed: 02.03.2019).

10. Митина Л.М., Кричевский Р.Л. 1996. Профессиональная социализация личности. Кемерово, Кемеровский ОИУУ, 249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mitina L.M., Krichevskij R.L. 1996. Professional'naja socializacija lichnosti [Professional socialization of personality]. Kemerovo, Kemerovskij OIUU, 249.

11. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Клещева И.В., Багаутдинова А.Ш. 2014. Оценка образовательных результатов в процессе формирования портфолио студента. СПб., НИУ ИТМО: 81 с.

Shehonin A.A., Tarlykov V.A., Kleshheva I.V., Bagautdinova A.Sh. 2014. Ocenka obrazovatel'nyh rezul'tatov v processe formirovanija portfolio studenta [Evaluation of educational results in the process of forming a student portfolio]. SPb., NIU ITMO: 81 р.

12. Павелко Н.Н., Чалая А.И. 2016. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих специальностей. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ, 1 (69): 85 -92.

Pavelko N.N., Chalaja A.I. 2016. Osobennosti professional'noj identichnosti studentov tvorcheskih special'nostej [Features of professional identity of students of creative specialties]. Jekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSJeI, 1 (69): 85 -92.

13. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. 2004. Портфолио в зарубежной образовательной практике. Вопросы образования, 3: 201-239.

Novikova T.G., Pinskaja M.A., Prutchenkov A.S., Fedotova E.E. 2004. Portfolio v zarubezhnoj obrazovatel'noj praktike [Portfolio in foreign educational practice]. Voprosy obrazovanija, 3: 201-239.

14. Пустовойтов Ю.Л. 2015. Оценивание учащихся высшей школы по непрофильным дисциплинам: проблемы, критерии, подходы. Гуманитарные научные исследования, 6 (1). URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11695 (дата обращения: 27.03.2019).

Pustovojtov Ju.L. 2015. Ocenivanie uchashhihsja vysshej shkoly po neprofil'nym disciplinam: problemy, kriterii, podhody [Evaluation of high school students for non-core disciplines: problems, criteria, approaches]. Gumanitarnye nauchnye issledovanija, 6 (1). Available at: http://human.snauka.ru/2015/06/11695 (accessed: 27.03.2019).

15. Росновская Л.В. 2005. Проектирование профессиональной подготовки конструкторов одежды в условиях вуза. Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 187 с.

Rosnovskaja L.V. 2005. Proektirovanie professional'noj podgotovki konstruktorov odezhdy v uslovijah vuza [Designing the professional training of designers of clothes in the conditions of the university]. Dis. ... cand. ped. sciences. Ekaterinburg, 187 p.

16. Татьяненко С.А. 2014. Электронное портфолио как средство формирования конкурентоспособности выпускника технического вуза. Современные проблемы науки и образования, 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15382 (дата обращения: 17.03.2019).

Tat'janenko S.A. 2014. Jelektronnoe portfolio kak sredstvo formirovanija konkurentosposobnosti vypusknika tehnicheskogo vuza [E-portfolio as a means of shaping the competitiveness of a graduate of a

technical college]. Sovremennye problem nauki i obrazovanija, 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15382 (accessed: 17.03.2019).

17. Тутолмин А.В. 2016. Профессионализация бакалавра начального образования. М., Академия Естествознания, 140.

Tutolmin A.V. 2016. Professionalizacija bakalavra nachal'nogo obrazovanija [Professionalization Bachelor of Primary Education]. M., Akademija Estestvoznanija, 140.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности» (уровень бакалавриата). 2016. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/290305.pdf (дата обращения 18.12.2018).

Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training on March 29, 2005 "Designing products of light industry" (undergraduate level). 2016. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/290305.pdf (accessed: 18.12.2018) (in Russian).

19. Шестакова Д.В. 2012. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства выпускника вуза. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 1 (19): 176-180.

Shestakova D.V. 2012. Konkurentosposobnoe portfolio kak uslovie uspeshnogo trudoustrojstva vypusknika vuza [Competitive portfolio as a prerequisite for successful employment of a university graduate]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva, 1 (19): 176-180.

20. Якимова З.В. 2015. Портфолио как инструмент продвижения выпускника на рынке труда. В кн.: Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Под ред. М.А. Васинович. Новосибирск, СибАК: 182-186.

Jakimova Z.V. 2015. Portfolio kak instrument prodvizhenija vypusknika na rynke truda [Portfolio as a tool to promote graduates in the labor market]. In: Jekonomika i sovremennyj menedzhment: teorija i praktika [Economics and modern management: theory and practice]. Edited by M.A. Vasinovich. Novosibirsk, SibAK: 182-186.

21. Wonacott M.E. 2002. Career passports, portfolios and certificates. ERICDigest, 238. Available at: https://www.ericdigests.org/2003-2/passports.html (accessed: 19.12.2018).

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Ноздрачева Т.М. 2019. Аутентичное оценивание как эффективная форма выявления уровня сформированности профессиональных компетенций конструктора одежды. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 38 (3): 452-462. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-3-452-462

Nozdracheva T.M. 2019. Authentic evaluation as an efficient form of identification of the level of the formation of professional competencies of the clothes designer. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 38 (): 452-462 (in Russian). DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-3-452-462

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.