Bibliography
1. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mithenko, E.N. Shiyanov. - M., 2000.
2. Shalaev, I.K. Motivacionnoe programmno-celevoe upravlenie: teoriya, tekhnologiya, praktika: ucheb. posobie po psikhologii upravleniya. -Barnaul, 2000.
Статья поступила в редакцию 03.03.12
УДК 378
Soloviova I.B. TECHNOLOGY OF FORMING CREATIVE ACTIVITY OF THE FUTURE TEACHER TECHNOLOGY.
In work revealed the essence of technology training, its components and the basic criteria; describes the steps for the development of technology for the formation of the creative activity of the future teacher technology, its stages; description of technology.
Key words: creativity, creative activity, technology milestones.
И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В работе раскрыта сущность технологии профессионального обучения, её составляющие и основные критерии; описаны действия по разработке технологии формирования творческой активности будущего учителя технологии, её этапы; дана характеристика технологии.
Ключевые слова: творчество, творческая активность, технология, этапы.
Проблема формирования творческой активности личности далеко не новая. Однако, несмотря на усилия, направленные на поиск путей ее решения, достичь желаемого эффекта достаточно сложно.
Проблеме формирования творчества, творческой деятельности, поиску условий творческого развития личности посвящены исследования многих ученых (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.М.Ма-тюшкин, О.И. Мотков, Т.С. Панина, Я.А. Пономарев, Л.Н. Шульгина, К. Роджерс, Н. Роджерс и др.).
Изучение философской, психолого-педагогической и специальной литературы позволило сделать вывод, что на сегодняшний день накоплен значительный научный фонд в исследовании проблемы творчества, а также в теоретическом обосновании значения формирования и развития творческих качеств в профессиональной деятельности учителя. Однако проведенный анализ научной и методической литературы показал, что еще недостаточно исследованы специфические особенности процесса формирования творческой активности будущего учителя технологии, не полностью раскрыты сущность и механизм указанного процесса, его технология.
В переводе с греческого <^есЬте» - искусство, мастерство, умение и «-логия» - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта. В понимании и употреблении педагогической технологии существуют большие разночтения. Из множества определений мы выделяем следующие.
В материалах ЮНЕСКО педагогическая технология рассматривается как систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, «область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целепо-лагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения» [1, с. 96].
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2, с. 4].
Технология характеризуется воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если». Основными
критериями технологичности являются: системность (комплексность, целостность), научность (концептуальность, развивающий характер), структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность), управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость) [2, с. 16].
В структуру педагогической технологии входит: концептуальная основа; содержательная часть обучения (цели обучения -общие и конкретные; содержание учебного материала); процессуальная часть - технологический процесс (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса).
Технология профессионального обучения как знание предписывающего характера предполагает ряд действий, определяющих операциональный уровень обучения: распределение рабочих задач; описание результативных характеристик, формируемых в процессе обучения; анализ имеющихся средств обучения; разработку алгоритма управления учебной деятельностью; проектировку реагирования обучающихся и содержательного операционного состава их действий; предвидение компенсаторных и коррекционных средств управления; разработку диагностического аппарата [3, с. 16].
Разработка технологии складывалась из следующих действий:
1. Целеполагание - формирование целей;
2. Описание в измеряемых параметрах ожидаемого результата;
3. Выявление уровня сформированности творческой активности будущего учителя технологии;
4. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности;
5. Выбор принципов, выявление психолого-педагогических условий достижения результата;
6. Структурирование учебного материала;
7. Выбор методов, форм, средств обучения;
8. Выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучаемыми на уровне субъект-субъектных отношений;
9. Определение процедуры контроля и оценки качества обучения. В случае необходимости определение способов коррекции учебной деятельности.
Анализ проблемы формирования творческой активности позволил нам осуществить процесс целеполагания. Поиск решения проблемы мы начали с анализа сущности исследуемого понятия. Обобщив результаты различных психолого-педагогичес-
ких исследований и, учитывая особенности деятельности будущих учителей технологии, нами сформулировано следующее определение творческой активности будущего учителя технологии - высший уровень активности, комплексная характеристика качеств личности, формирующаяся на основе творческих способностей в различных видах деятельности и успешно реализующаяся в них. Проявляется в интеграции знаний из самых разнообразных блоков учебных дисциплин для преобразующей деятельности и определяется степенью сложности решаемой проблемы, глубиной преобразования объекта, степенью талантливости, уровнем развитости творческого потенциала, творческим отношением к задачам различного рода.
Изучение состояния исследования проблемы в теории и практике высшей профессиональной школы позволило выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования творческой активности будущего учителя технологии, смоделировать процесс и разработать технологию.
Разработанная нами технология формирования творческой активности будущего учителя технологии включает несколько этапов, взаимосвязанных и взаимообсловленных в реальном учебном процессе: диагностический, подготовительный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.
Диагностический этап предполагает:
1. Диагностику индивидуальных особенностей личности студента. Необходимо выявить желания и возможности конкретной личности, провести объективный анализ поведения и деятельности студента, результатов собеседования с ним, выявить индивидуально-психологических особенностей личности и разработать индивидуальную стратегию творческого развития. Знание индивидуальных особенностей, преобладающего типа мышления (интуитивного, логического, стратегического или эмоционального) конкретного студента позволяет осознанно выбрать эффективные методы и приемы обучения.
2. Выявление осознанных и неосознанных устремлений студентов. При этом важно заметить интуитивные устремления студентов, желания заниматься чем-либо и заинтересовать, увлечь, не оттолкнуть уже увлеченных и заинтересованных студентов, при этом основными педагогическими приемами являются:
- создание информационного поля, позволяющего сделать студенту необходимый выбор;
- осуществление наблюдения за деятельностью студента в новом информационном поле: реакция, действие, интерес, тщательность выполнения различных действий;
- проведение собеседования - важно услышать и выявить субъективную составляющую факторов, повлиявших на выбор студента.
Второй этап - подготовительный - направлен на развитие потребностно-мотивационного компонента творческой активности. Потребность побуждает студента к усвоению теоретических знаний, мотивы - к усвоению способов их воспроизводства посредством учебных действий, направленных на решение учебных задач. Мотив заключает в себе отношение студента к задаче, цели и к обстоятельствам, в которых перед ним ставится задача и возникает действие. Этот этап реализовывался через постановку соответствующих целей обучения студентов и организацию их познавательных действий (выбор индивидуального оптимального направления деятельности студента), формирующих убеждение в значимости творческой активности для решения актуальных проблем.
Третий этап - когнитивный - направлен на стимулирование когнитивного компонента творческой активности, связан с усвоением содержания дисциплины и формированием определенных профессионально-педагогических умений.
Четвертый этап - деятельностный. Обусловлен уровнем потребностно-мотивационной сферы, включает владение студентом системой ведущих знаний и способы учения, следовательно, предполагает выбор педагогической технологии, позволяющей реализовать поставленную цель посредством адекватных форм, методов, приёмов и средств обучения. Этап направлен на формирование деятельностно-творческого компонента творческой активности.
Деятельностный этап технологии предполагает реализацию адекватных поставленной цели педагогических технологий, выбор которых обусловлен соответствием их особенностей нашим представлениям о процессе формирования творческой активности будущего учителя технологии. Нами использовались поисково-исследовательская (задачная) технология обучения, ими-
тационная технология обучения (ролевые игры), технология мультимедиа, технология личностно-ориентированного развивающего образования, проблемно-деятельностного обучения (проблемное и проектное). Проблемное обучение мы рассматриваем как эффективное средство формирования творческой активности, так как в процессе его осуществления складываются черты критического, творческого мышления. Использование элементов проблемного обучения обусловило применение системы разноуровневых задач.
Пятый этап - рефлексивный. Развитие рефлексии - осознания себя субъектом деятельности - необходимо для изменения уровня и характера активности в зависимости от течения деятельности. Этап направлен на становление рефлексивного компонента творческой активности.
Успешность решения проблемы формирования творческой активности во многом определяется позицией преподавателя. Наш выбор стиля сотрудничества в процессе реализации технологии формирования творческой активности способствует созданию на учебном занятии атмосферы равноправного партнерства. Большая роль отводится созданию атмосферы доверия и сотрудничества, понимания и доброжелательности, позволяющей избежать критических замечаний, негативных оценок, излишних ограничений деятельности учащегося, стимулирование любознательности, поощрение высказывания оригинальной идеи, предоставление возможности активно задавать вопросы.
В процессе предложенного нами обучения можно выделить следующие этапы: подготовительный, алгоритмический и творческий. Цель подготовительного этапа - расширение знаний об окружающем, формирование исследовательских умений, умения наблюдать, анализировать, сравнивать и моделировать процессы взаимодействия объектов. Цель алгоритмического - развитие практических навыков оперирования полученными знаниями на репродуктивном уровне, развитие умения формулировать идеальный конечный результат, выделять и разрешать противоречия на элементарном уровне. Творческий этап связан с выходом на генерирование идей, его цель - развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, оригинальность.
Согласно классификации педагогических технологий Г. К. Селевко разработанная нами технология формирования творческой активности будущего учителя технологии:
- по философской основе - диалектическая, гуманистическая;
- по методологическому подходу - элементы системного, компетентностного, антропологического, аксиологического, деятельностного, диалогического, культурологического, личностно-ориентированного подходов;
- по ведущему фактору развития - социогенная, психогенная;
- по научной концепции (механизму) передачи и освоения опыта - развивающая;
- по ориентации на личностные сферы и ключевые компетентности индивида - формирование знаний, умений, навыков по дисциплине; формирование способов умственных действий; формирование сферы эстетических и нравственных отношений; формирование самоуправляющих механизмов личности; развитие сферы творческих способностей; формирование действенно-практической сферы; формирование ключевых компетентностей;
- по характеру содержания и структуры - профессионально-ориентированная;
- по виду социально-педагогической деятельности - психо-лого-педагогическая;
- по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения - проблемная, творческая, эвристическая, игровая, мультимедийная;
- по организационным формам - коллективная, индивидуальная и групповая;
- по преобладанию средств обучения - действенно-практическая;
- по подходу к студенту и ориентации педагогического взаимодействия - субъект-субъектная, личностно-ориентированная;
- по направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе - на основе гуманизации и демократизации отношений, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности организации и управления, методического и дидактического реконструирования учебного материала.
В качестве критериев уровня творческой активности будущего учителя технологии выделены: креативность, любознательность, самостоятельность поиска решения проблем, возникших в процессе познавательной и практической деятельности; критичность мышления, мотивационное отношение и готовность к творческой деятельности; компетенции; результаты творчес-ко-преобразовательной деятельности. Исходя из названных кри-
Библиографический список
териев определены 4 уровня ее сформированности: недопустимый, критический, допустимый и оптимальный.
Позитивные результаты в изменении уровня сформиро-ванности творческой активности будущих учителей технологии в ходе внедрения в учебный процесс ФТиППО АГАО им. В.М. Шукшина разработанной технологии позволяют признать её эффективность.
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2006.
2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., 2005.
3. Сенько, Ю.В. Педагогическая технология в герменевтическом круге // Педагогика. - 2005. - № 6.
Bibliography
1. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya: sovremennaya interpretaciya. - M., 2006.
2. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP. - M., 2005.
3. Senjko, Yu.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v germenevticheskom kruge II Pedagogika. - 2005. - № 6.
Статья поступила в редакцию 03.03.12
УДК 378.02
Alkova L.A. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE FORMATION OF COMPETENCE SELF-EDUCATION UNIVERSITY STUDENT. In this paper the study of the formation of self-education college student competence through interactive computer technology based on the totality of methodological approaches. Methodological approaches (axiological, systemic, environmental, activity, synergy) are the axiomatic basis of scientific and research platform.
Key words: self-education expertise, interactive computer technology, and methodological approaches.
Л. А. Алькова, аспирант каф. социальной педагогики Горно-Алтайского государственного университета,
г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
В работе рассматривается исследование процесса формирования самообразовательной компетентности студента вуза посредством интерактивных компьютерных технологий на основе совокупности методологических подходов. Методологический подходы (аксиологический, системный, средовой, деятельностный, синергетический) выступают аксиоматической базой и научной платформой исследования.
Ключевые слова: самообразовательная компетентность, интерактивные компьютерные технологии, методологические подходы.
Потребность в теоретическом обосновании, методической разработке и внедрении в практику высшего профессионального образования системы формирования самообразовательной компетентности студента вуза обусловлена как внешними по отношению к сфере образования (экономическими, социокультурными), так и внутренними (профессионально-педагогическими) факторами. В современных условиях огромная роль в подготовке кадров, способных высокоэффективно трудиться в своей профессиональной сфере и обеспечивать тем самым конкурентоспособность нашего государства в мире, отводится вузам. В Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2011-2015 годы» перед системой высшего образования поставлена задача подготовки специалистов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.
В настоящее время в вузах проблема формирования самообразовательной компетентности студентов в условиях интерактивных компьютерных технологий является недостаточно разработанной. Так, например, отсутствуют проверенные и эффективные методики формирования самообразовательной компетентности посредством интерактивных компьютерных технологий. Кроме того, само понятие «интерактивные компьютерные технологии» не имеет достаточного научного обоснования, а в связи с недавним появлением интерактивных компьютерных технологий в образовании и их стремительным развитием, преобразованием, перерождением и появлением новых форм и видов, оно приобретает особую актуальность.
Методологической основой исследования процесса формирования самообразовательной компетентности студента вуза посредством интерактивных компьютерных технологий высту-
пает совокупность подходов, отражающих взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов. Подход определяется идеей, концепцией, принципом и базируется на основных для него категориях, так, например, для средового подхода такой смыслоопределяющей его категорией является «среда», для системного - «система», для компетентностного - «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом.
Методологический подходы (аксиологический, системный, компетентностный, средовой, деятельностный, синергетический), выступают аксиоматической базой и научной платформой исследования процесса формирования самообразовательной компетентности студента вуза в условия интерактивных компьютерных технологий.
Аксиологический подход (А.Г. Здравомыслов, Е.А. Какути-на, Н.С. Розов, В.А. Сластенин и др.), позволяющий рассматривать самообразовательную компетентность студента вуза как систему ценностей, является необходимым при анализе исследуемого явления.
Суть этого подхода в том, что формирование самообразовательной компетентности возможно только при рассмотрении её как ценностного явления, системы ценностей, которые проявляются, в отношении положительной личной значимости самообразовательной компетентности для студентов вуза.
Само понятие «ценности» остается до сих пор дискуссионным в мировой и отечественной науке. В западной науке «ценности» интерпретируются либо как нормативный аспект «коллективного сознания» (Э. Дюркгейм), либо как «интерес» и «принадлежность» (А. Смолл) и определяются посредством понятий: а) общественная значимость предмета, объекта; б) уста-