ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Фомичев Д.С.
В статье рассматриваются особенности формирования информационной компетентности обучающихся средством интерактивных технологий, приведены основные отличия интерактивного типа занятия от обычных. Сформулированы принципы формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий.
Ключевые слова: интерактивная технология, информационная компетентность, методы обучения
Информационную компетентность личности можно определить как способность к самостоятельному поиску и обработке информации, обеспечивающей качественное выполнение своих профессиональных задач, сотрудничеству с использованием современных компьютерных технологий для достижения профессионально важных целей, а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.
На сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений для формирования информационной компетентности обучающихся является применение в профессиональном образовании современных педагогических технологий, в том числе и интерактивных.
Интерактивная технология обучения - это специальная форма организации познавательной деятельности, основанная на живом взаимодействии преподавателя и обучающегося, постоянном обмене информацией между ними.
Интерактивный («inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов обучения, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых обучающийся изучает материал).
Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучающимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, обучающиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Сегодняшние мультимедиа технологии заставляют и преподавателя, и студента, перейти на другой язык коммуникаций. Современным студентам требуется, чтобы знания по многим дисциплинам преподавались с использованием аудиовизуальных и интерактивных технологий, что становится просто необходимым для «погружения» в предмет.
С помощью новых технологий возможно не столько увеличить объем образовательной информации, сколько при том же самом фиксированном времени «углубиться» в материал, лучше понять его. К тому же большое значение имеет эмоциональный эффект. Интерактивное обучение дает возможность сменить стиль и подачу знаний, уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым, изменить учебный процесс «изнутри». Учебный процесс превращается в событие, активное участие, действо для студента.
Связь творческого и образовательного процессов с компьютерными и аудиовизуальными технологиями позволяет не просто сделать обучение наглядными, но и расширить эти понятия, достичь максимально эффективного диалога между студентом и преподавателем. Образование активно откликнулось на возможности современной техники, вследствие чего возникают информационные обучающие системы.
Возможности учебного курса, основанного на использовании интерактивных технологий:
- создание режимов аудиторной и самостоятельной работы, дистанционного обучения;
- погружение в информационную среду;
- широкие междисциплинарные связи;
- выделение уровней освоения курса;
- организация системы контроля усвоения курса на разных уровнях;
- эмоционально-чувственное воздействие [1].
Интерактивные методы обучения имеют ряд особенностей, которые следует учитывать в
реальной учебной деятельности (М. В. Кларин, В. В. Николина, Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова и др.).
Во-первых, активное взаимодействие участников образовательного процесса в учебной деятельности. В данном случае взаимодействие понимается как «отношение между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя один на другого, дополняют друг друга, успешно решают эти задачи». При этом «происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которое направлено взаимодействие» [2, с. 136]. Роли преподавателя здесь отводится последнее место, он выступает фасилитатором, помощником, уступая при этом место активности обучающихся.
Во-вторых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов [3, с. 242-243].
В-третьих, интерактивные методы обучения характеризует обязательная работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества.
В-четвертых, интерактивные методы обучения основаны на игровых формах обучения, при которых проявляется активность обучающихся, осуществляется аккумуляция и передача социального опыта, создаются условия для более полной самореализации личности обучающихся.
Таким образом, учитывая данные особенности интерактивных методов обучения в учебной деятельности, преподавателю необходимо изменить требования к работе на занятии. Кроме того, с целью повышения эффективности учебной деятельности и содействию самореализации личности обучающихся, преподавателю необходимо свободно ориентироваться в многомерии и многообразии интерактивных методов обучения.
Все интерактивные методы обучения можно разделить на три большие группы на основании сред взаимодействия: интерактивные методы обучения в среде «обучающийся - обучающийся -преподаватель»; в среде «обучающийся - компьютер - преподаватель»; в среде «обучающийся -учебник - учебное пособие». В среде «обучающийся - обучающийся - преподаватель» выделяют игровые и неигровые интерактивные методы обучения.
- игровые интерактивные методы обучения. Включают в себя: имитационные методы, к которым относятся: ролевые игры, подразделяющиеся на игры-драматизации и ролевые дискуссии; учебные деловые игры, включающие в себя операционные и имитационные деловые игры.
- неимитационные игровые интерактивные методы обучения представлены: исследовательскими деловыми играми; кейс-методами; проектными методами; организационнодеятельностными играми (организационно-мыслительные, моделирующие, проектные игры); анализом конкретных ситуаций (анализ микроситуаций, анализ ситуаций-иллюстраций, анализ ситуаций-проблем, разбор и обсуждение конкретного материала, изучение передового опыта и обмен знаниями); тренинговыми методами (тренинг сензитивности, коммуникативный тренинг, видеотренинг).
Представленная классификация интерактивных методов обучения соответствует такому условию, как самореализация личности студента. Это подтверждается, во-первых, тем, что самореализация студента возможна только в действии и анализируется относительно его личностного пространства. Следовательно, рассматривая самореализацию обучающихся в учебной деятельности, она определяется как динамическое взаимодействие обучающегося со своим внутренним миром и внешним - обязательным пространством в деятельностной форме активности, при котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется ощущением успеха. Как было упомянуто выше, интерактивные методы обучения предполагают обязательное взаимодействие участников образовательного процесса.
Во-вторых, одним из основных видов интерактивных методов обучения является игра, совместная деятельность в которой представляет собой одну из главных психолого-педагогических основ процесса самореализации в учебной деятельности.
В-третьих, эмоциональные переживания, ощущение ситуации успеха, осознанность и рефлексия осуществляемой деятельности также являются неотъемлемой частью процесса самореализации личности.
Таким образом, использование в учебной деятельности рассмотренных интерактивных методов обучения способствует самореализации личности обучающегося, значительно повышает качество обучения и является важной «движущей силой» развития общего образования.
Анализ научной, специальной литературы и обобщение опыта применения интерактивных технологий обучения позволяют сделать вывод о том, что их комплексное использование в системе
высшего образования является критерием оценки эффективности коммуникативной деятельности обучающихся, позволяет преподавателю реализовать основную цель обучения - обеспечить формирование личных и профессиональных компетентностей будущих специалистов.
Рассмотрим процесс формирования информационной компетентности обучающегося, осуществляемого в условиях интерактивных форм обучения (в том числе и во внеучебной деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию и саморазвитию студента, готового на практике реализовывать современные информационные технологии обучения, осуществлять творческие проекты во всех сферах своей профессиональной деятельности в будущем, повышать свою информационную компетентность в рамках профессиональных задач).
Ведущей тенденцией современного образования является его гуманизация [4]. С гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации студента вуза, напрямую связаны тенденции развития современных образовательных технологий. Данная тенденция ориентирует на установление гуманных и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса (студент-студент, студент-преподаватель, преподаватель-преподаватель и др.). Такая тенденция формирует самостоятельность, субъектность и креативность всех участников образовательного процесса. Данная тенденция находит свое выражение в непрерывности образования, способности каждого студента вуза осуществлять свою самообразовательную деятельность в любой выбранной им области знания.
Необходимость определения выявления условий повышения эффективности формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий способствовали определению лежащих в основе данного процесса принципов, являющихся исходными положениями в организации данного процесса и одновременно результатами развития нового научного знания. К ним относятся принципы:
- целеполагания (целесообразности организации процесса, направленного на формирование информационной компетентности студента вуза, находящейся в определенной зависимости от соответствующих условий);
- субъектности, проявляющегося в способности субъекта к активной информационной деятельности (студент осознает себя в некотором информационном поле, в связях с другими людьми, осмысливает свои действия, оценивает свою информационную деятельность);
- ориентации на ценностное отношение к информации;
- вариативности, требующего такой организации информационной деятельности студента вуза, которая отвечала бы ее запросам и обществу в целом.
- диалогичности, предполагающего полисубъектное взаимодействие всех участников
процесса формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий на каждом уровне;
- интерактивного обучения, решающего задачу обеспечения активного освоения личностью способов и приемов информационной деятельности, совместного общения, поиска и анализа информации, овладения навыками работы с информацией;
- обратной связи, обеспечивающего анализ полученного результата, оценку личностного информационного знания;
- индивидуализации, обеспечивающего реализацию своих интересы, возможностей и
способностей в условиях информационной деятельности с целью реализации профессиональной траектории развития.
Сформулированные выше принципы формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий позволяют рассматривать информационную компетентность студента вуза, с одной стороны, как часть традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельную систему, направленную на развитие активной творческой деятельности студента вуза и работы с информацией [5].
Под педагогическими условиями формирования информационной компетентности студента вуза в условиях интерактивных технологий понимается совокупность мер образовательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на
уровень сформированности информационной компетентности студента вуза. Комплекс
педагогических условий формирования информационной компетентности определяется целостностью воздействия на все компоненты информационной компетентности (мотивационный, содержательный, операционный, рефлексивный), интеграцией разных видов деятельности (информационной, педагогической, рефлексивной), поэтапностью и вариативностью процесса формирования информационной компетентности студента вуза. Комплекс данных условий:
- научно-обоснованная организация процесса формирования информационной компетентности студента вуза;
- актуализация субъектной позиции студента вуза в процессе работы с информацией;
- специальная организация информационной образовательной профессионально ориентированной среды;
- стимулирование мотивации обучающихся на получение личностно значимого практикоориентированного образовательного продукта;
- осуществление мониторинга, предметом которого выступает уровень информационной компетентности студента вуза.
Обозначенные выше психолого-педагогические условия обеспечивают реализацию комплексной модели формирования информационной компетентности будущего специалиста, а их соблюдение способствует эффективному формированию этого качества в условиях интерактивных технологий.
Article features of formation of informational competence of interactive technologies trained by means are considered, the basic differences of interactive type of a lesson from usual lessons are resulted. Principles of formation of informational competence of the student of high school in the conditions of interactive technologies are formulated.
The key words: interactive technology, information competence, training methods
Список литературы:
1.Аудиовизуальные интерактивные технологии в образовании.
http://www.smartboard.ru/view.pl?mid=1195205637
2. Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005. 23 с.
3. Николина В.В. Интерактивные педагогические технологии в подготовке учителя как способ развития его профессиональной компетентности / ROSSICA OLOMUCENSIA XLVI-II, 2008. С. 241244.
4. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее / В.В. Краевский // Педагогика. 2002. № 1. С. 3-10.
5. Темербекова А.А. Интерактивные технологии как средство формирования информационной компетентности студента вуза, - 2011.
Об авторе
Фомичев Д.С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]