филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
6 Организационно-методическая работа по совершенствованию системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения.
7 Обеспечение эффективного функционирования системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних.
8 Выработка предложений по регулированию деятельности системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних.
9 Разработка новых форм и методов работы с несовершеннолетними.
10 Организация мониторинга, внутриведомственного и межведомственного учета несовершеннолетних при оказании первичной медико-социальной помощи, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, с целью осуществления мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании, токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении с соблюдением действующего законодательства о персональных данных и врачебной тайне.
11 Организация и проведение семинаров, конференций, рабочих совещаний по вопросам оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
Провести анализ работы психолога данного Центра на данный момент не представляется возможным, поскольку пока Центр находится на начальной стадии своего развития. Однако есть основания полагать, что профессиональная деятельность психолога Центра носит скорее методический, а не прикладной характер (прием пациентов данным психологом не ведется).
Основные направления деятельности Центра:
1 Подготовка региональных законодательных и нормативно правовых актов, регулирующих деятельность двухуровневой системы медико-социального сопровождения несовершеннолетних;
2 Организационно-методическая работа по совершенствованию системы оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития и поведения;
3 Разработка новых форм и методов работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации;
4 Обеспечение мониторинга социального благополучия детей при оказании первичной медико-санитарной помощи, внутриведомственного и межведомственного учета детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально-опасном положении.
5 Анализ деятельности отделений (кабинетов) медик о - с о ц и а л ь н о й пом о щи в м е_д ицинс к и х 98
организациях.
6 Взаимодействие с представителями органов системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних для решения медицинских, социальных и юридических вопросов при реализации индивидуальной программы медико-социального соспровождения несовершеннолетних в целях профилактики безнадзорности и правонарушений.
7 Организация и проведение семинаров, конференций, рабочих совещаний по вопросам оказания медико-социальной помощи несовершеннолетним.
В заключение следует отметить, что работа психологов всех отделений ГБУ «Курганская детская поликлиника» является достаточно продуктивной, это находит подтверждение в высоких показателях эффективности профессиональной деятельности и ответственном выполнении своих должностных обязанностей. Таким образом, ГБУ «Курганская детская поликлиника» прочно занимает свою нишу по оказанию бесплатной психологической помощи детям (подросткам) и их родителям в городе Кургане.
Список литературы
1 Дьяченко В. Г., Рзянкина М. Ф, Солохина Л.В. Руководство по социальной педиатрии. - Хабаровск, 2010. -437 с.
2 Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. - Москва : Сфера, 2002. - 510 с.
3 Падурина Е. А. Позитивные родительские чувства: линейная и нелинейная психология : монография. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 2014.- 188 с.
4 Середина Н. В., Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 512 с.
5 Официальный сайт ГБУ «Курганская детская поликлиника». URL: http://kurgandp.ru/
УДК 159.922 Первитская А.М.
Курганский государственный университет, Курган
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИДЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Применение психолого-педагогических технологий для становления необходимых компетенций в различных видах деятельности является эффективным средством. Для формирования психологической готовности к лидерской деятельности в юношеском возрасте разработана и апробирована программа тренинга «Лидер в тебе».
Ключевые слова: психолого-педагогическая технология, юношеский возраст, лидерская деятельность.
Pervitskaya A.M.
Kurgan state University, Kurgan
THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR LEADERSHIP ACTIVITIES IN ADOLESCENCE
Abstract. The application of psycho-pedagogical technologies for formation of necessary competences in various types of activities proves to be an effective device. For the formation of psychological readiness for leadership activities at a young age, the training program «Leader in youself» is developed and tested.
Keywords: psychological-pedagogical
technology, youth age (adolescence), leadership activities
Введение
В настоящее время разработано понятие «психолого-педагогическая технология». По мнению Р.В. Овчаровой, это «определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач» [8]. Целью психолого-педагогических технологий является формирование (целенаправленное изменение) тех или иных психологических параметров личности.
Характерными признаками технологии являются концептуальная основа, детальное описание целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов - целей; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности процесса; гарантированность достигаемых результатов; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [12].
1 Деятельностный подход как базовый фундамент технологии
Базовым фундаментом технологии стал деятельностный подход, который рассматривает становление личности в процессе ее движения в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении. В частности, сообразно деятельностному подходу создаются условия и формируются необходимые характеристики, которые апробируются в реальном процессе общения и деятельности. Данный вид работы необходим для полноценного понимания структурной организации лидерской деятельности как со стороны психологов, так и педагогов, которые непосредственно работают с юношеством и оказывают влияние на развитие личности.
Деятельностный подход характеризуется рядом принципов, которые должны быть учтены [2].
Принцип объектной и предметной детерминации деятельности. Под объектной детерминацией понимаются различные виды физической стимуляции, непосредственно воздействующие на о р г а н и зм и в о с п р и н и м а е мы е р а з н ым и ор г_а н а -
ми чувств. Упражнения, включенные в программу, предполагают отклик различных сенсорных систем. Специфика предметной детерминации в том, что объекты внешнего мира не сами по себе непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют формирование образа, лишь преобразовавшись в деятельности. Следовательно, вся та информация, которая получена участниками тренинга в ходе занятий, должна быть проговорена и опробована в реальной деятельности.
Принцип реактивной и активной организации процессов деятельности человека. Работа должна быть построена с опорой на имеющиеся цели, установки, потребности, т. е., по Л.С. Рубинштейну, «внешние причины должны действовать через внутренние условия».
Принцип сочетания адаптивной и неадаптивной активности. По формуле А.Н. Леонтьева, «внутреннее (субъект) действует через внешнее и тем самым само себя изменяет». При переходе с уровня потенциальной лидерской деятельности на актуальный необходима надситуативная активность. Она проявляется, по К.С. Станиславскому, в постановке перед собой «сверхзадач».
Интериоризация/экстериоризация как механизм присвоения и воспроизведения опыта. Это разделенные совместные действия со взрослыми и со сверстниками, включенность в деятельность общества и получение продукта этой деятельности.
Опосредование и сигнификация как механизмы овладения и самоорганизации поведения человека. Человек активно вмешивается в свои отношения со средой и через среду изменяет поведение, подчиняя ее своей власти [4].
Принцип зависимости психического образа от места отражаемого объекта в структуре деятельности человека. Материал, который преподносится педагогом-психологом, должен быть включен в процесс целенаправленной деятельности.
Принцип психологического анализа «по единицам». Существенная черта системного принципа анализа «по единицам» в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. Задаем определенные внешние условия для юношей и девушек, которые способствуют развитию компонентов структуры лидерской деятельности (мотивационно-ориенти-ровочного, исполнительного и контрольно-оценочного звена).
Своеобразной единицей, согласно А.Г. Лидерсу, будет выступать искусственно созданная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершенствованию какого-либо действия, совершенствует его, затем получает от других участников и/или ведущего обратную связь и высказывает свои ощущения сам. Это способно привести к развитию личности, которое является результатом особой работы, развертывающейся п о сл е то го , ка к л и ч н о ст ь со в е р шенст вует п од вли-
99
янием внешних и внутренних побуждений нечто, что переживается ей самой как своеобразный выход за ее пределы.
Учет вышеперечисленных принципов дея-тельностного подхода позволил сориентироваться относительно специфики построения тренин-говых занятий, в ходе которых теоретические знания преобразуются в практические навыки за счет проработки их каждым участником. Помимо этого нами принимается в качестве методологического принципа положение, выдвинутое А.Н. Леонтьевым, о том, что реальным базисом личности человека является совокупность многообразных деятельностей [7]. Иерархические отношения деятельностей личности зависят от развития этих деятельностей и той системы отношений, в которые вступает субъект. Уместно замечание Л.И. Анцыферовой о том, что реальный жизненный путь личности - лишь частичная реализация ее возможностей [1].
2 Структурная основа тренинга повышения готовности к лидерской деятельности
Роль педагога-психолога состоит в способствовании процессу преобразования потенциального в актуальное, в действительное. Этот процесс становится реальным и эффективным в том случае, если методы не ограничиваются образовательными задачами, а обогащают деятельност-ный опыт личности.
Итак, ставя задачу способствовать процессу развития личности, ее лидерского потенциала, педагог-психолог должен понимать, что, воздействуя на любой компонент, он оказывает влияние на всю систему.
Основной целью реализации предложенной технологии является повышение уровня готовности к реализации лидерской деятельности за счет сформированности компонентов структуры и учета влияния факторов субъективного контроля.
Формой реализации технологии является личностно-ориентированный психологический тренинг как метод преднамеренных прогрессивных изменений человека через приобретение, анализ и переоценку им своего жизненного опыта в процессе группового взаимодействия [6]. К. Рудестам называет тренинговую форму «ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях - единственно успешным методом обучения и изменения человека» [10].
Психологическим механизмом формирования психологической готовности к лидерской деятельности является перевод лидерской деятельности из потенциальной формы в актуальную или универсальную, за счет актуализации и развития параметров структуры и повышения показателей по факторам интернальности в пределах нормы.
Мишенью воздействия тренинга стали мо-тивационно-ориентировочная, исполнительная и контрольно-оценочная составляющие структуры деятельности.
Принцип организации работы тренинга во й 100-
группы: работа со своей личностью (личностный рост), работа в команде, постоянное получение обратной связи.
Технология использует принципы и закономерности социально-психологического тренинга, которые в отечественной психологии рассмотрены в работах Г.М. Андреевой; Н.Н. Богомоловой; А.А. Бодалева; А.И. Донцова; Ю.Н. Емельянова; А.Г. Лидерса; Л.А. Петровский и других.
Программа и содержание тренинга являются синтетической разработкой, в которой соединены элементы тренингов личностного роста (А.Г. Лидерс, Н.И. Козлов, М.Ю. Савченко и другие), тренинг коммуникативной компетентности (А. Грецов, Е. Сидоренко и другие), тренинг лидерства (М. Кипнис, Л. Кристофер и Л. Смит), различные психологические упражнения, используемые в тренинговых программах (В.Ю. Большаков, Н.И. Козлов, А.С. Прутченков К. Фопель, Г.А. Цукерман и другие), а также собственные авторские упражнения. При разработке тренинга мы принимали во внимание работы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты групповой и индивидуальной работы с юношеским возрастом (Э. Берн, И.В. Вачков, М.Ю. Савченко, К. Рудестам, А.С. Прутченков, М. Форверг).
Необходимо соблюдать принципы добровольности. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия и взаимопонимания.
Большое значение имеют правила работы группы (как и для любого тренинга), обсуждаемые на первом занятии. Ведущий должен объяснить участникам, что работа группы подчинена жестким правилам, соблюдение которых обязательно. Ритуал принятия правил и их соблюдения требует от ведущего умения вести себя твердо, но доброжелательно.
В качестве основных методических приемов нами использованы ролевые игры, групповая дискуссия, психотехнические упражнения, релаксационные упражнения.
Ролевые игры - моделирование ситуации, где участникам предлагается исполнить роль какого-либо человека в знакомой либо незнакомой ситуации. Ролевые игры - ценный метод обучения, так как они обеспечивают участникам личную вовлеченность и возможность обучаться активно. Ролевые игры служат своего рода зеркалом для участников и дают возможность увидеть себя такими, какими их видят окружающие. Это стимулирует людей анализировать свое поведение и деятельность, дает навыки оценки позиций и потребностей других людей. Наглядно демонстрируется польза от изменения стиля деятельности, таким образом, формируется мотивация к таким изменениям.
Групповая дискуссия - метод используется для моделирования процесса принятия коллектив н о го реше н и я , уч и т э ффе кт ивном у п о в ед е н и ю
при решении групповой задачи, предоставляет информацию о способах взаимодействия, ведения переговоров, руководства, лидерства и развития динамических процессов в группе. Таким образом, данный метод, помимо практических навыков, дает теоретические знания, которые немаловажны при реализации лидерской деятельности.
Психотехнические упражнения способствуют созданию рабочей, дружеской атмосферы в группе. Главная задача - формирование положительных эмоций, но для соответствия общей цели тренинга психотехнические упражнения должны включать содержательный компонент [11].
Релаксационные упражнения используются для снятия эмоционального напряжения, чувства усталости, восстановления работоспособности. Освоение и использование релаксационных упражнений позволяет устанавливать контроль над своим актуальным состоянием, а значит, более эффективно включаться в реальные ситуации и результативнее использовать свое время.
Помимо основных методических приемов нами использовались упражнения на групповую сплоченность, эмоциональный разогрев, а также упражнения, завершающие занятия, и обсуждение итогов работы в целом.
Целью упражнений, направленных на групповое сплочение и эмоциональный разогрев участников, является создание у них эмоционального настроя на работу над собой в данной группе. Психологический смысл упражнений - дать возможность участникам группы разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать определенные переживания, что усилит готовность к восприятию чувств других людей и выражению собственных чувств.
Завершение занятий. Каждая групповая встреча заканчивается процедурой открытого обмена мнениями о занятиях. Опрос каждого участника проводится в свободной форме о впечатлениях дня, о работе группы, о том, что было полезно, а что мешало или раздражало в течение занятий.
По окончании всего цикла занятий проводится заключительный опрос. Педагог-психолог выясняет у учеников, каковы общие впечатления от всего тренинга и насколько совпали ожидания с полученными результатами.
Описанные методы и процедуры представляют структурную основу тренинга повышения готовности к лидерской деятельности. Содержание отдельных структурных моментов варьируется в соответствии с целями, задачами, ожидаемыми результатами, уровнем развития группового процесса, индивидуальных особенностей участников, профессионального мастерства руководителя группы, уровня его творчества.
Каждое занятие согласно описанной выше технологии включает основные этапы:
• краткое теоретическое введение;
• а р гум е нта ц и я п ра кт и ч е ско го значения;
• инструкция по правилам выполнения упражнения;
• непосредственное выполнение упражнений (деятельность);
• обсуждение результатов тренинга на группе каждым;
• рефлексия на основе домашнего задания и проб, закрепление действий в умственном плане.
3 Программа тренинга «Лидер в тебе»
Цель: формирование психологической готовности к лидерской деятельности в юношеском возрасте через развитие компонентов структуры лидерской деятельности и повышение показателей интернальности в пределах нормы.
Реализация цели осуществляется с опорой на имеющиеся теоретические и эмпирические данные о взаимосвязях между параметрами и компонентами структуры, о влиянии факторов субъективного контроля на компоненты структуры.
Задачи:
1) формирование мотивации на личностные изменения, стремление к саморазвитию и самопознанию;
2) формирование адекватной самооценки с опорой на знание индивидуальных особенностей и сопоставления с оценкой со стороны референтной группы;
3) повышение компетентности в ситуациях межличностного взаимодействия, отработка навыков эффективного взаимодействия;
4) развитие факторов, способствующих проявлению лидерской деятельности относительно собственного поведения и поведения других людей.
Тренинг включает три блока, которые описаны в теоретической части исследования и являются стержневой основой, которая помогает ориентироваться педагогам и психологам при работе с лицами юношеского возраста. Это «Формирование мотивационно-потребностного звена», «Формирование исполнительного звена» и «Формирование контрольно-оценочного звена».
Во все занятия включены упражнения, и создаются ситуации, стимулирующие повышение степени принятия ответственности за свою деятельность и деятельность других членов группы.
Каждое занятие включает домашние задания. Это связано с задачей стимулирования саморазвития участников. С.Л. Рубинштейн считает, что одна из основных проблем человека состоит в том, сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни [9].
Домашние задания строятся в соответствии с моделью саморазвития Н.Р. Битяновой и включают в себя четыре процесса [3]:
1 Самопознание - для успешной организации личностного роста необходимо уяснить свои возможности, свои слабые и сильные стороны. Самопознание включает в себя самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, с а м о о ц е н к у_.
2 Самопобуждение - предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию: самокритику, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение).
3 Программирование профессионального и личностного роста - переход от потребностей к реальной деятельности по самосовершенствованию. Предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. В соответствии с задачами нашего тренинга основной акцент делается на личностном росте и развитии потребности к дальнейшему самосовершенствованию.
4 Самореализация - достижение поставленных целей в группе, применение полученных навыков в реальной жизни, реализация решений, принятых на тренинге.
Итак, организационной формой реализации технологии является тренинг формирования мо-тивационно-потребностного, исполнительного и контрольно-оценочного компонентов структуры лидерской деятельности с учетом показателей по шкале экстернальности - интернальности. Основой построения занятий являются имеющиеся теоретические и эмпирические данные о взаимосвязях между параметрами и компонентами структуры, о влиянии факторов субъективного контроля на компоненты данной структуры.
4 Результаты апробации технологии
Для апробации технологии нами велись две тренинговых группы по 16 человек каждая (количество девушек и юношей в каждой из групп равное, то есть по 8 человек). Средний возраст участников 17,6 лет. В итоге для оценивания технологии были использованы результаты 32 человек: 16 девушек и 16 юношей.
Подбор экспериментальной и контрольной групп осуществлялся с помощью попарного отбора [5], при котором группы составляются из индивидов, эквивалентных по значимым для экспериментатора внешним переменным. В данном эксперименте группы были уравновешены по социальному статусу (учащиеся средних и высших учебных заведений города Кургана и Курганской области), по уровню образования (отсутствие среднего специального и высшего профессионального образования), по степени включенности в референтную учебную группу (не менее полугода) и по индивидуальным особенностям испытуемых (по критериям актуального, потенциального и маргинального лидерства). Испытуемые прошли предварительную диагностику на предмет исследования уровня выраженности показателей по критериям лидерства. Условия формирования тренинговых групп: выраженность низкого или среднего уровня самооценки по шкале лидерства.
Таким образом, в экспериментальную группу вошли юноши и девушки с низкой и средней самооценкой по шкале лидерства. Контрольную группу составили 3 5 ч е л о в е к : 1 6 ю н о ш е й и 1 9 деву ш ек, 102-
отобранные по идентичным признакам из общего числа испытуемых.
После проведения тренинговых занятий была проанализирована эффективность технологии при помощи следующих критериев:
1 Сформированность мотивационно-по-требностного звена: наличие осознанного стремления к саморазвитию, положительное отношение к себе, мотивация на личностные изменения и др. (данные получены при проведении теста-опросника для измерения мотивации достижения (ТМД), теста-опросника мотивации аффилиации (ТМА), опросника «МАС», направленного на выявление мотивации к достижению цели, стремления к соперничеству и стремления к социальному престижу; методики «Мотив власти»; опросника реализации потребности в саморазвитии; методики диагностики направленности личности Б. Басса).
2 Сформированность исполнительного звена: дифференцируемость стиля взаимодействия в зависимости от ситуации, наличие определенных знаний, умений, навыков (данные получены при помощи методики «Склонность к определенному стилю руководства» Е.П. Ильина, анкета участника группы (Р. Кочунас)).
3 Сформированность контрольно-оценочного звена: наличие данных по параметрам потенциального и актуального лидерства, адекватных данным по социометрии (данные по самооценке получены при помощи методик «Определение лидерского потенциала», «Самооценка проявления актуального уровня лидерства»; данные по взаимооценке получены при помощи социометрии).
При анализе результатов эксперимента сравнивались значения «до» и «после» экспериментального воздействия по Т-критерию Вилкоксона (для парных данных) отдельно в экспериментальной и контрольной выборке.
В целом нас интересовали следующие вопросы:
1 Можно ли утверждать, что после участия в тренинге наблюдается достоверный сдвиг в сторону эффективного лидерства, то есть данная технология действительно способствует формированию готовности к лидерской деятельности именно через развитие параметров структуры?
2 Является ли достоверным сдвиг оценок в контрольной группе?
3 Достоверны ли различия по выраженности сдвига между экспериментальной и контрольной группой?
4 Каковы субъективные оценки результата самими учащимися?
При помощи Т-критерия Вилкоксона (для парных данных) были сопоставлены показатели двух измерений в экспериментальной группе (измерения, сделанные до проведения тренинга и после). Т-критерий Вилкоксона (для парных данных) позволил установить направленность и выраженность изменений средних значений по выделен-ны м к р и т е р и я м .
В экспериментальной группе из трех критериев эффективности по трем критериям произошло повышение среднего уровня значений - различия по Т-критерию Вилкоксона (для парных данных) являются достоверно преобладающими по интенсивности (п=32, при р<0.05, Т<175).
Средний уровень значений повысился в критерии «Сформированность мотивационно-ориенти-ровочного звена». Повысился уровень потребности в саморазвитии, достижении успеха, возросли показатели стремления к достижению цели, социальному престижу, соперничеству, а также мотива власти. Необходимо отметить снижение показателя «страх отвержения» в сочетании с повышением «стремления к принятию», что в общем свидетельствует о мотивации аффилиации. Показатели направленности «на общение» и «на дело» возросли на 3 и 2 балла, соответственно, направленность «на себя» снизилась на 2.27 балла. Это способствует более адекватному поведению личности в зависимости от обстоятельств и требований ситуации.
Позитивная динамика наблюдается в критерии «Сформированность исполнительного звена». Анализ различий по параметрам исполнительного звена до и после воздействия показал, что позитивные достоверные изменения произошли в экспериментальной группе относительно всех стилей деятельности. Они стали более дифференцируемыми относительно ситуации.
Произошли изменения в критерии «Сформированность контрольно-оценочного звена». Анализ различий по критериям самооценки до и после участия в тренинге показал наличие позитивных достоверных изменений по показателям потенциального, актуального, а следовательно, и универсального лидерства. Прежде всего, отметим сдвиг по шкале потенциального лидерства. Как отмечалось в теоретической части исследования, чувство силы в самом себе является необходимым условиям для перехода на актуальный уровень лидерской деятельности, а при сочетании актуального и потенциального возникает маргинальная лидерская деятельность.
Для оценивания со стороны группы мы брали испытуемых в условиях референтной учебной группы также до и после воздействия, условием проведения социометрии после воздействия являлся определенный временной период, проходящий после участия в тренинге (в нашем случае это 3-4 недели). Отметим, что данные испытуемые не являлись «отверженными» или «социометрическими звездами» до тренинговой программы. Но, как мы видим при сравнении средних значений, после участия в программе «Лидер в тебе» данные личности стали более интересны своим сверстникам, а следовательно, и более популярны.
Параллельно с экспериментальной группой была исследована контрольная группа, в которой тренинговые занятия не проводились. В контрольной группе был измерен средний уровень т н ач е н и й в тр ите р и ях э ффе кт и в н о сти п ро г ра м м ы
до проведения тренинга в экспериментальной группе и после его проведения. Затем сравнили полученные средние значения двух измерений в контрольной группе. Изменений среднего уровня значений в критериях, обозначенных как критерии эффективности программы, в контрольной группе не произошло: «Сформированность Мотивационно-ориентировочного звена» (до тренинга - 571.3, после - 570.1), «Сформированность Исполнительного звена» (до тренинга - 16.8, после 16.3), «Сформированность Контрольно-оценочного звена» (до тренинга - 30.4, после тренинга 29.9).
Итак, произошедшие достоверные изменения в сторону развития параметров структуры лидерской деятельности в ходе тренинга в экспериментальной группе и отсутствие таковых в контрольной доказывают эффективность технологии.
Для ответа на последний вопрос о субъективных оценках результата был проведен анализ анкет, которые заполняли участники на последнем занятии. Чаще всего участники затрагивали следующие темы:
1) изменение в сфере взаимодействия внутри референтной группы - уверенность в своих силах, ориентация на получение результата без ущерба для себя и других, желание быть признанным соответственно своим достижениям, желание сотрудничать на равных: «до занятий и даже в начале мне не нравилось, было предубеждение, что нам пытаются что-то внушить, но затем поняла, что это позволит мне стать более уверенной в моих отношениях с одноклассниками. А для меня это важно!»;
2) изменение эмоционального состояния и отношения к себе - потребность в самопознании, саморазвитии и самореализации, эмоциональный подъем за счет повышения уверенности в собственных силах: «стал чувствовать себя увереннее, думаю, что без проблем сдам экзамены, поступлю в техникум, хочу сразу включиться в какую-нибудь полезную для саморазвития деятельность»;
3) изменение жизненной позиции - активность жизненной позиции, ответственность за свои поступки, желание идти наперекор трудностям: «поняла, что многое зависит от моих собственных желаний и стремлений, главное, я думаю, сила воли, выдержка и желание добиться цели, конечно и внешние обстоятельства надо учитывать, но все же...», «все жалел себя, откладывал на завтра, теперь понял, чтобы чего-то добиться надо работать и ничего не приходит просто так, надо работать!».
Отдельной задачи по выявлению изменения показателей интернальности не ставилось, предполагалось, что повышение по критерию «Сформированность мотивационно-ориенти-ровочного звена» происходит под влиянием принятия ответственности. Субъективные оценки уч а ст н и ков т ре н и н га указ ывают н а повы ш е н и е ин-
"103
тернальности, чем и подтверждают положение о том, что психологическую готовность к лидерской деятельности можно формировать через развитие параметров структуры и повышение показателей по факторам интернальности в пределах нормы.
Таким образом, технология показала свою эффективность при формировании психологической готовности к лидерству как особому виду деятельности через развитие его структурных компонентов.
Список литературы
1 Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. - Москва : Наука, 1981. - С. 3-19.
2 Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - Москва : Смысл; Академия, 2002. -416 с.
3 Битянова Н. Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. -Москва : Международная педагогическая академия, 1995. -64 с.
4 Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. - Москва, 1960. - С.53.
5 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. -Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 320 с.
6 Евтихов О. В. Практика психологического тренинга : учеб.-метод. пособие для начинающих тренеров. -Красноярск : РИО КГПУ, 2003. - 220 с.
7Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -Москва : Политиздат, 1979. - 304 с.
8 Овчарова Р. В. Технологии работы практического психолога образования : учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - Москва : Сфера, 2000. - 528 с.
9 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 713 с.
10 Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - Москва : Прогресс, 1993. - 368 с.
11 Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /под науч. ред. Л. А. Обуховой. -Москва : Вако, 2005. - 240 с.
12 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. - Москва : Народное образование, 1998. - С. 14-29.
УДК 371.78 Хромов А.Б.
Кособродский профессиональный техникум, Кособродск
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА, ПОЛУЧЕННОГО ПРОЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ В СОПРЯЖЕНИИ С ЛИЧНОСТЬЮ
Аннотация. В статье представлены результаты сравнения структуры связей элементов визуального образа, полученные с помощью двух родственных диагностических инструментов -
проективных тестов Роршаха и SIS-I Касселя с психометрическим тестом MMPI. Особенностью методики Касселя является то, что многозначные стимулы с чернильными пятнами содержат в себе легко или трудно идентифицируемые испытуемыми многозначные соматические образы, которые позволяют преодолеть механизм психологической защиты и извлечь вытесненный на неосознаваемый уровень психики, травмирующий материал.
Ключевые слова: проективная психодиагностика, телесно-ориентированная диагностика, тест MMPI, Роршах, SIS-I, Кассель, визуальная перцепция, соматическое вытеснение.
Khromov A.B.
Kosobrodsk professional College, Kosobrodsk
THE STUDY OF THE BODY-BASED PERCEPTUAL IMAGE STRUCTURE OBTAINED BY THE PROJECTIVE METHOD IN CONJUNCTION WITH PERSONALITY
Abstract. This article presents the results of correlation studies that compared the features of the structure relations of the visual image elements from the two related diagnostic tools - projective tests of Rorschach and SIS-I Сassell, with the psychometric MMPI test. A feature of the SIS-I Сassell technique, in contrast to the widely known Rorschach technique, is that multivalued ink spot stimuli contain easily or difficultly identifiable multivalued somatic images, by subjects who have certain psychosomatic problems.
Keywords. Projective psychodiagnostics, body-oriented diagnostics, test MMPI, Rorschach, SIS-I, Kassel, visual perception, somatic displacement.
Концепция соматического образа: верификация на практике некоторых положений психоаналитической теории Зигмунда Фрейда
Основные принципы теории соматических представлений, на которые опирается телесно-ориентированная диагностическая техника Уилфреда Касселя, изложены в его книге «Body Symbolism and Somatic Inkblot Series» (Символизм тела и соматическая серия чернильных пятен) [1]. Автор предполагает, что каждый человек имеет уникальную и высоко персонифицированную систему психологических установок телесного восприятия, в равной степени как осознаваемых, так и неосознаваемых, спроецированных в телесный гештальт, представляющий собой сложный комплекс вторичных взаимодействий источников обратной связи и внутренней чувствительности. Разрозненные психологические представления, возникающие как сигналы, идущие от специфических соматических регионов, существуют относительно независимо друг от друга, постоянно со-