Научная статья на тему 'Факторы эффективности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы'

Факторы эффективности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГНОСТИЧЕСКИЙ / ОРГАНИЗАТОРСКИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SUPERVISION / MODEL FOR PSYCHOLOGICAL SUPERVISION / INNOVATIVE TEACHING / GNOSTICAL / ORGANISING / COMMUNICATIVE COMPONENTS OF PROFESSIONAL TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаханов Р. А., Ложкова Гульнара Муниповна

Описывается структура модели психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы, включающая организационно-методический, диагностический, содержательный и контрольно-оценочный блоки. На эмпирическом уровне определяются критерии результативности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза — сформированность гностического, организаторского, коммуникативного компонентов профессиональной педагогической деятельности; результативность научно-исследовательской и инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency Factors in Psychological Supervision of a University Instructor’s Innovative Activity

The article presents the structural model for psychological supervision of a university instructor’s innovative activity including organisational methodological, diagnostic, informative and assessing modules. Criteria of a university instructor’s successful psychological supervision are defined on an empirical level — they are the availability of adequate cognitive, organising, communicative skills used in professional teaching activity; efficiency of research and innovative activity.

Текст научной работы на тему «Факторы эффективности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы»

111111! № 3,2012

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.111:159.9

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Р. Атаханов, Г. М. Ложкова

(Тобольская государственная социально-педагогическая академия

им. Д. И. Менделеева)

Описывается структура модели психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы, включающая организационно-методический, диагностический, содержательный и контрольно-оценочный блоки. На эмпирическом уровне определяются критерии результативности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей вуза — сформированность гностического, организаторского, коммуникативного компонентов профессиональной педагогической деятельности; результативность научно-исследовательской и инновационной деятельности.

Ключевые слова: психологическое сопровождение; модель психологического сопровождения; инновационная педагогическая деятельность; гностический, организаторский, коммуникативный компонен-

ты профессиональной педагогической деятельности

Изменение целей высшего образования, связанное с возросшими многообразием и сложностью задач формирования современных специалистов, приводит к возникновению новых проблем, разрешение которых обусловлено наличием педагогов, обладающих соответствующими психолого-педагогическими знаниями и высоким уровнем профессионального мастерства. Позиция преподавателя быть не только носителем и передатчиком научной информации, но и организатором учебной и самостоятельной работы обучающихся, их научных исканий все более актуализируется.

Современный этап развития общества характеризуется расширением инновационных процессов, что определяет еще одно требование к преподавателю высшей школы — наличие умения организовывать собственную инновационную деятельность. Работа педагога в этом направлении предполагает усвоение новых знаний, приобретение соответствующих умений и навыков, развитие профессиональных и личностных качеств. Это, в частности, побуждает исследователей к разработке модели деятельности преподавателя высшей школы, к привлечению и обеспечению эффективного психологического сопровождения его профессиональной деятельности.

Продуктивность труда преподавателя высшей школы во многом обусловлена его готовностью как личности к использованию нововведений в учебном процессе и наличием потенциала творческой активности. Продуктивность труда будет более значимой, если у преподавателя есть возможность опираться на достижения психологической науки и педагогических технологий как базовых по отношению к педагогической деятельности, к конкретным методикам ее осуществления.

Преподавателю не всегда удается самостоятельно ориентироваться в психологических проблемах организации образовательного процесса. Возникает проблема оказания психологической помощи специалистам, в частности педагогам, или их психологической поддержки, как пути разрешения противоречия между практикой (привычным способом деятельности) и теорией (научным обоснованием этой деятельности). Особенностью процесса психологического сопровождения является то, что при его осуществлении охватываются все сферы личности, запускаются механизмы саморазвития, актуализируется потенциал сопровождаемого и он приобретает опыт решения проблем собственного личностного роста и совершенствования профессиональной деятельности.

© Атаханов Р., Ложкова Г. М., 2012

Психологическое сопровождение инновационной деятельности преподавателя высшей школы — это непрерывный и системный процесс изучения, формирования и совершенствования его профессиональной и инновационной деятельности, осуществляемый психологом в ситуации взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Психологическое сопровождение направлено:

1) на изучение сути создавшейся ситуации и проведение диагностической работы для определения основных проблемных точек в жизни и деятельности, послуживших основанием для вмешательства психолога;

2) формулирование возникших психологических задач и поиск источников информации и методов, которые могут способствовать успешному их решению;

3) обсуждение возможных вариантов решения выделенных задач со всеми заинтересованными субъектами образовательного процесса и выбор наиболее целесообразного пути решения, консультирование по возникшим проблемам каждого участника сопровождения;

4) оказание сопровождаемому вспомогательных воздействий, способствующих регулированию возможных отношений и решению психологических задач на всех этапах реализации плана психологического сопровождения [1—3; 6].

Сохраняются определенные противоречия между сложившимися теоретическими представлениями и конкретными формами практической организации психологического сопровождения как важного требования ФГОС высшего профессионального образования. Разрешение такого противоречия позволило бы обоснованно считать психологическое сопровождение образовательного процесса продуктивным путем повышения качества профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Одним из ключевых моментов обеспечения успешности инновационной деятельности и оценки ее эффективности являются разработка и реализация модели психологического сопровождения. В психологической литературе и практи-

ческих приложениях соответствующих трудов представлены разные модели психологического сопровождения [4; 5; 8— 10].

Нами предложена и реализована система работы по психологическому сопровождению инновационной деятельности преподавателя высшей школы. Инновационная деятельность преподавателей вуза сначала находит отражение в работе творческих групп: определяется перспектива развития коллектива с учетом социального заказа общества, формулируется и принимается цель инновационной деятельности. В зависимости от уровня развития коллектива и межличностных отношений преподавателей психологическое сопровождение может быть организовано психологом в различных формах и во взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса.

Психологическое сопровождение инновационной деятельности преподавателя определено нами как интегральное направление в деятельности психологической службы, способствующее предупреждению и преодолению проблем в профессиональном становлении субъекта образования [2]. Поскольку в нашем случае речь идет об инновационной деятельности, то субъектом может выступать как отдельный педагог, так и группа педагогов данного образовательного учреждения. Основная цель практической работы психолога в сопровождении со стоит в том, чтобы в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса сфокусировать внимание на главном — личности и профессиональной деятельности педагога, направленной на активизацию инновационной деятельности. Деятельность психологов в рамках модели психологического сопровождения предполагает организацию сотрудничества между ними и преподавателями в целях развития профессиональной компетентности педагогов, а также осуществление совместного анализа особенностей профессиональной деятельности преподавателя.

Сравнив особенности профессиональной педагогической деятельности препо-

ІІІІ1ІІІІИІІШ № З,

давателей вуза, занимающихся и не занимающихся инновационной деятельностью, мы выявили факторы успешности профессиональной деятельности педагогов первой группы. Такая работа была проведена на основе анализа особенностей проявления трех компонентов педагогической деятельности — гностического, организаторского, коммуникативного (по концепции Н. В. Кузьминой).

Для получения соответствующих данных был использован большой набор исследовательских методик: тест вербальной креативности С. Медника, методика диагностики типа поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гу-менюка, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, методика диагностики уровня социальной фрустриро-ванности Л. И. Вассермана, методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера и др.

В результате были выявлены следующие особенности проявления компонентов педагогической деятельности преподавателя, занимающегося инновационной деятельностью (рисунок):

— гностический компонент, включающий вербальную, невербальную креативность, общий интеллект, невербальный интеллект: результативность инновационной деятельности оказывается связанной с высоким уровнем вербальной и невербальной креативности, общего и невербального интеллекта;

— организаторский компонент, охватывающий интернальность, мотивацию достижения успеха, эмоциональное выгорание, тип поведенческой активности: результативность инновационной деятельности зависит от мотивации достижения успеха, типа поведенческой активности. Следует отметить, что в деятельности преподавателя высшей школы особое место занимает синдром эмоционального выгорания. Данное явление существенно препятствует преподавателю при организации инновационной деятельности;

— коммуникативный компонент, представленный дружелюбием, увлечен-

ностью, согласием, сотрудничеством в коллективе, успешностью, продуктивностью коллектива, типом эмоционального реагирования, социальной фрустриро-ванностью и др.: результативность инновационной деятельности зависит от низкого уровня социальной фрустрированности, типа эмоционального реагирования, благоприятного психологического климата в коллективе, умения работать в команде.

Выявленные факторы послужили основой при создании программы работы по психологическому сопровождению инновационной деятельности преподавателя высшей школы.

Структура модели психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы в нашем варианте включает четыре блока. Первый, организационно-методический, блок содержит формулировки объекта, предмета, цели, функций, принципов, субъекта, средств, условий, результатов и критериев результативности психологического сопровождения. Например, предметом является психологическое сопровождение профессионального и личностного развития преподавателя в условиях инновационной деятельности; средствами выступают активные методы обучения, оказывающие конструктивное воздействие на процессы самопознания, самооценки и саморазвития, самосовершенствования; критериями результативности могут служить показатели научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателя.

Содержание второго, диагностического, блока составляют организация и методы изучения особенностей гностического, организаторского и коммуникативного компонентов профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы, выявление психологических особенностей, способствующих или препятствующих инновационной деятельности.

Третий, содержательный, блок включает программу «Основы самосовершенствования», целью реализации которой является развитие профессионализма преподавателей. В рамках программы решаются задачи переосмысления

представлений о себе, изменения стерео- планов, развития эмоциональной культу-типных представлений об окружающих ры, отработки индивидуальных тактик людях и мотивах их поведения, актуали- эффективного и гибкого общения, разви-зации жизненных и профессиональных тия креативности.

Коммуникативный

компонент

Социальная фрустрированность Нежелание сближаться с людьми Дружелюбие в коллективе

Увлеченность в коллективе

Теплота в коллективе

Успешность коллектива

^ ______Тип эмоционального реагирования

Неадекватное проявление эмоций Согласие в коллективе Продуктивность коллектива

Сотрудничество в коллективе

Занимательность в коллективе

Доминирование негативных эмоций

Удовлетворенность в коллективе

-► прямая корреляционная связь '

-► обратная корреляционная связь Ч Взаимоподдержка в коллективе

Особенности проявления компонентов профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы, занимающегося инновационной деятельностью

№ 3, 2012

При определении содержания программы учитывались имеющиеся теоретические и методические разработки многих авторов (М. Р. Битянова, Г. А. Гуртовенко, А. А. Деркач и др.). Программа психологического сопровождения «Основы самосовершенствования» реализуется путем проведения восьми самостоятельных тренинговых занятий: по командообразованию, профессиональному саморазвитию, социально-личностной рефлексии, конфликтной компетентности, креативности, уверенному поведению, «профилактике профессионального выгорания», коммуникативной компетентности и самопрезентации.

Программа ориентирована на групповую работу с преподавателями, характеризующимися разной степенью включенности в инновационную деятельность. На занятиях создаются условия для саморазвития, самосовершенствования и оптимизации инновационной деятельности за счет формирования психологических компонентов педагогической деятельности [7]. Например, на тренинговых занятиях по командообразованию формировалось представление о характеристиках эффективной команды; отрабатывалось командное взаимодействие, определялись сильные и слабые стороны рабочей команды; разрабатывались конкретные шаги для повышения эффективности командного взаимодействия в рабочей ситуации. У участников образовывался ресурс положительных эмоций для командной работы, определялись собственные стратегии поведения, сотрудничества и доверия и т. п., что позволяло образовать единое видение целей профессиональной деятельности и развивать навыки кооперации. На занятиях по профессиональному саморазвитию с использованием разных психотехнических упражнений у преподавателей формировалась соответствующая потребность, происходило их знакомство с методами саморазвития: развития способности к адекватному и наиболее полному восприятию и познанию себя и партнеров по общению в профессии; преодолению психологических барьеров, мешающих са-

мовыражению личности в профессии и жизни; содействие становлению устойчивой и позитивной профессиональной «Я-концепции» и прогнозированию возможностей дальнейшего совершенствования.

Четвертый, контрольно-оценочный, блок предполагает оценку результативности внедрения модели психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы. Результативность определялась при помощи следующих критериев: 1) сфор-мированность гностического, организаторского, коммуникативного компонентов профессиональной педагогической деятельности преподавателя; 2) продуктивность научно-исследовательской и инновационной деятельности. Показателями результативности психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя служили:

— развитость творческих способностей, мотивация достижения и избегания неудач, готовность к риску, тип поведенческой активности, уровень субъективного контроля, эмоционального выгорания, фрустрированности, особенности межличностного общения, психологический климат в коллективе;

— включенность преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность.

Ниже приводятся характеристики компонентов педагогической деятельности преподавателей после выполнения ими обучающей программы «Основы самосовершенствования».

Сформированность гностического компонента инновационной деятельности преподавателя обусловлена возрастанием способности к созданию нового, нестандартного продукта как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Сформированность организаторского компонента инновационной деятельности преподавателя обусловлена повышением деловой активности, напористости, целеустремленности и увлеченности работой, желанием добиться успеха в трудовой деятельности, умением сочетать деловую активность с отдыхом, а также

продуманным риском в профессиональной деятельности, что является неотъемлемой частью инновационной деятельности.

Сформированность коммуникативного компонента инновационной деятельности преподавателя обусловлена снижением уровня фрустрированности и «помех» в установлении эмоциональных контактов. Положительные изменения данного компонента произошли за счет повышения способности успешно преодолевать моменты неадекватности своих эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму; возрастания способности преподавателей находить соответствующий тон общения в разных ситуациях, формирования благоприятного психологического климата, повышения уровня самоконтроля эмоциональной сферы и доминирования положительного фона настроения в профессиональной деятельности, адекватности, степени открытости, эмоциональности преподавателей в повседневном общении, возрастания уровня доверия к коллегам.

Таким образом, можно утверждать, что реализация модели психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы способствует повышению результативности их деятельности. Это подтверждается, во-первых, изменением основных характеристик развития компонентов профессиональной педагогической деятельности, во-вторых, заметной положительной динамикой участия преподавателей в разработке инновационных идей и проектов в конкурсах на финансирование региональных инновационных проектов, увеличением количества публикаций результатов разработки инновационных идей, повышением активности преподавателей в публичном освещении результатов и участии в конкурсах инновационных проектов разного уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атаханов, Р. Задачи психологического сопровождения образовательного процесса / Р. Атаханов // Модернизация образования в условиях глобализации : Круглый стол «Инновационное образование на современном этапе», 14—15 сентября 2005 г. / под ред. Е. И. Видт. — Тюмень, 2005. — С. 68—71.

2. Атаханов, Р. Психологическое сопровождение образовательного процесса в структуре службы практической психологии образования / Р. Атаханов // Педагогическая психология : психология обучения : учеб. пособие для студентов. — Тюмень, 2009.— С. 154—167.

3. Битянова, М. Р. Проблема саморазвития личности в психологии / М. Р. Битянова. — Москва : Флинта, 1998. — 46 с.

4. Долганова, В. В. Психологическое сопровождение формирования коллектива учащихся профильного класса : дис. ... канд. психол. наук / В. В. Долганова. — Ставрополь, 2007. — 176 с.

5. Душкин, А. С. Модель психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел / А. С. Душкин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгаф-та. — 2010. — № 9. — С. 38—43.

6. Казакова, Е. И. Результативность инновационной деятельности в системе образования / Е. И. Казакова // Проблемы результативности педагогической деятельности. — Санкт-Петербург, 1997. — С. 49—54.

7. Ложкова, Г. М. Содержание психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателя высшей школы / Г. М. Ложкова // Компетентности и компетенции персонала отраслевых организаций : структура и содержание, технологии развития : сб. науч. ст. II между-нар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 25 марта 2011 г. — Екатеринбург, 2011. — С. 232—235.

8. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук/ Ю. В. Слюсарев. — Санкт-Петербург, 1992. — 24 с.

9. Тришина, О. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Ю. Тришина. — Кемерово, 2006. — 24 с.

10. Филонова, А. С. Модель психологического сопровождения младших школьников из экологически загрязненных районов в условиях оздоровительного санатория : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. С. Филонова. — Москва, 2005. — 22 с.

Поступила 02.05.12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.