Научная статья на тему 'Психологическая структура инновационной деятельности преподавателей высшей школы'

Психологическая структура инновационной деятельности преподавателей высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER EDUCATION TEACHER/PROFESSOR / INNOVATION ACTIVITY / SCIENTIFIC ACTIVITY / STRUCTURE OF THE INNOVATION ACTIVITY OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ложкова Гульнара Муниповна, Якушева Л. М.

Авторами исследована работа педагогов Тобольского государственного педагогического института. Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную научно-исследовательскую работу (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов). Показано, что преподаватели имеют уровень интеллектуальных характеристик выше среднего. Для преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Психологическое состояние преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, менее страдает от влияния состояния фрустрации. Для обеих групп преподавателей наибольшее значение имеют помехи, связанные с доминированием негативных эмоций и нежеланием сближаться с людьми. Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors research teachers' work of the Tobolsk state pedagogical institute. Sample was made by two groups of teachers: leading active research work (the first group of respondents), directed on development and introduction of pedagogical innovations, and engaged exclusively pedagogical activity (the second group of respondents). It is shown, that teachers have a level of intellectual characteristics above an average. For the teachers, engaged innovative activity, is characterized by increased business activity, aggressiveness, enthusiasm for work, purposefulness. The psychological condition of the teachers, engaged innovative activity, less suffers from influence of a frustrated condition. For both groups of teachers the handicapes connected with domination of negative emotions and unwillingness to approach with people have the greatest value. The analysis of researches of features of professional work of teachers, and also the purposes and contents of innovative activity in high school has shown necessity of psychological support of innovative activity of teachers of the higher school.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура инновационной деятельности преподавателей высшей школы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Г.М. ЛОЖКОВА, Л.М. ЯКУШЕВА, Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Аннотация

Авторами исследована работа педагогов Тобольского государственного педагогического института. Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную научно-исследовательскую работу (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов). Показано, что преподаватели имеют уровень интеллектуальных характеристик выше среднего. Для преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Психологическое состояние преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, менее страдает от влияния состояния фрустрации. Для обеих групп преподавателей наибольшее значение имеют помехи, связанные с доминированием негативных эмоций и нежеланием сближаться с людьми. Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.

Ключевые слова: инновационная деятельность, научная деятельность, преподаватель высшей школы, структура инновационной деятельности.

Abstract

Authors research teachers’ work of the Tobolsk state pedagogical institute. Sample was made by two groups of teachers: leading active research work (the first group of respondents), directed on development and introduction of pedagogical innovations, and engaged exclusively pedagogical activity (the second group of respondents). It is shown, that teachers have a level of intellectual characteristics above an average.

For the teachers, engaged innovative activity, is characterized by increased business activity, aggressiveness, enthusiasm for work, purposefulness.

The psychological condition of the teachers, engaged innovative activity, less suffers from influence of a frustrated condition. For both groups of teachers the handicapes connected with domination of negative emotions and unwillingness to approach with people have the greatest value. The analysis of researches of features of professional work of teachers, and also the purposes and contents of innovative activity in high school has shown necessity of psychological support of innovative activity of teachers of the higher school.

Key words: innovation activity, scientific activity, higher education teacher/professor, structure of the innovation activity of teachers.

Введение

На пути коренной реформы современное российское общество предъявляет повышенные требования к социальным институтам. Наука и образование относятся к тем из них, где удельный вес высокопрофессионального интеллектуального труда особенно велик и где качество научных и педагогических кадров объективно имеет решающее значение.

Обобщающую характеристику современному преподавателю вуза дал З.Ф.Есарев: «Преподаватель - это научный работник, который хорошо овладел научными методами обучения и воспитания, умело использует технические средства преподавания, непрерывно повышает свою квалификацию, активно участвует в научно-исследовательской работе, в общественной жизни» [2].

Во всех видах учебной и научной работы преподавателя это содержание проявляется в единстве, хотя какая-то его сторона может выступить как доминирующая.

В анализе структуры научной деятельности преподавателя вуза мы также опирались на общетеоретическую концепцию Н.В. Кузьминой о том, что структура деятельности отражается в структуре личности преподавателя [3].

Поскольку научная деятельность всегда начинается с осознания цели исследования, рационально начать анализ ее структуры с характеристики конструктивного компонента.

Конструктивный компонент в научной деятельности преподавателя вуза включает отбор научной информации, ее переработку, контролирование системы знаний, необходимых для проектирования процесса научного поиска, предвидения и предварительной оценки результатов исследования.

Организаторские способности преподавателя вуза проявляются в его умениях организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, комплексное исследование, сплотить

ІШ)

вокруг научной проблемы надежных помощников, так же, как и он, преданных научной идее и заинтересованных в успешном ее осуществлении.

Коммуникативная деятельность может протекать на разных уровнях. Исследования показывают, что среди других факторов, способствующих плодотворной научной деятельности, важное место занимают контакты с коллегами малых и больших коллективов, стремление к личным контактам с единомышленниками. Ученый, молодой и неопытный, стремится к массовым контактам, к участию в общении на научных конференциях, съездах, симпозиумах. Такое общение дает начинающему исследователю возможность ориентироваться в современном состоянии науки и помогает найти свое место в исследовании актуальных проблем.

Согласно документу «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» № 2473п-П7, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.08.2005 г., под инновационной деятельностью следует понимать выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на: создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансовоэкономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [5].

Научно-исследовательская деятельность преподавателя высшего учебного заведения, как правило, связана с первым этапом инновационного процесса. Остановимся на нем более подробно.

Идея инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь определенного замысла. Замысел же означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности - как материальные, так и нематериальные.

Согласно позиции В.Д. Шадрикова, в творческом процессе можно выделить три этапа:

1. Замысел, то есть появление самой идеи.

2. Превращение идеи в план работы.

3. Реализация плана работы. То есть воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму) [6].

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности их последовательность не является жестко закрепленной. Каждый этап - это целостный элемент системы, ее компонент, но при этом он связан с другими элементами и постоянно проникает в другие этапы творческого процесса.

Все вышеизложенное позволило нам организовать исследование, направленное на изучение компонентов инновационной деятельности преподавателей высшей школы и анализ возможностей использования данной информации в организации психологического сопровождения.

Методика

Исходя из темы нашей научно-исследовательской работы, объектом экспериментально-психологического исследования является инновационная деятельность преподавателей высшей школы. Базой исследования является ГОУ ВПО «Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева».

Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную НИР (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов). Критериями отбора выборки являлось наличие одного из следующих условий профессиональной деятельности преподавателя высшей школы:

1. Создание новшеств (в педагогике или другой отрасли), т.е. участие в разработке инновационного продукта (первый этап инновационной деятельности).

2. Внедрение педагогических инноваций.

Анализ психологических аспектов инновационной деятельности преподавателей высшей школы осуществлялся согласно представлениям В.И. Долговой, которая выделила 11 факторов проявления готовности к инновационной деятельности [1] .

Кроме того, в основу подбора комплекса психодиагностических методик была положена общетеоретическая концепция Н.В. Бордовской о том, что структура деятельности отражается в структуре личности преподавателя и включает в себя:

- конструктивный компонент, состоящий из гностических умений и интеллектуальных умений;

- организаторский компонент, включающий компонент коммуникативный [3].

Согласно данной модели, был подобран комплекс психодиагностических методик [4], направленных на анализ компонентов научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы, занимающихся разработкой и внедрением педагогических инноваций и составляющих первый этап инновационной деятельности, который состоит из 14 методик.

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа конструктивного компонента инновационной деятельности преподавателей высшей школы показали, что преподаватели высшей школы имеют высокий уровень развития словарного запаса, высокий уровень концентрации, распределения, переключения внимания, высокую скорость формирования новых навыков, высоко развита способность выделять существенные признаки предмета или явления, развито пространственное воображение и конструктивное мышление, высоко развита способность к синтезу. Преподаватели высшей

(ШШ>

школы имеют развитие большинства интеллектуальных функций выше среднего, невербальный интеллект имеет показатели развития чуть выше, чем вербальный.

Преподаватели, занимающиеся инновационной деятельностью, в отличие от общей выборки характеризуются развитым общим объемом и высоким уровнем общих знаний, высокой степенью развития основных интеллектуальных функций, высоким уровнем логического обобщения, абстрагирования, способностью к классификации, сравнению и упорядочению понятийного мышления, имеют снижение построения умозаключений на основе конкретного жизненного опыта. Они обладают более высокими показателями развития общего и невербального интеллекта. Большинство преподавателей этой группы имеет высокий уровень развития вербальной и невербальной креативности.

Изучение организаторского компонента инновационной деятельности преподавателя высшей школы мы начали с анализа волевых свойств преподавателей высшей школы.

Для преподавателей, занимающихся инновационной деятельность, характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Нехватка времени для отдыха компенсируется умением выбрать главное направление деятельности, быстрым принятием решения; у них энергичная, выразительная речь и мимика. Для них свойственно стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы, чувствительность к похвале и критике, неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях. При обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но это преодолевается волевым усилием.

Большинство из них в ходе трудовой деятельности проявляет желание добиться успеха в своей трудовой деятельности, испытывает положительные эмоциональные переживания в связи с ожидаемым успехом, подтверждением наличия умственных и практических действий, направленных на то, чтобы добиться успеха, при развитом внутреннем самоконтроле. Более половины из них проявляет среднюю склонность к риску, характеризуется развитием всех фаз формирования стресса. Развитие негативного эмоционального состояния преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, связано с такими негативными симптомами, как переживание психотравмирующих обстоятельств, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, деперсонализация.

Анализ коммуникативного компонента инновационной деятельности преподавателей высшей школы мы начали с изучения уровня социальной фрустрированности.

Психологическое состояние преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, менее страдает от влияния состояния фрустрации, так как в стрессовой ситуации они способны успешно преодолевать неадекватность своих эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму. Проявление помех в установлении эмоциональных контактов у преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, чуть выше, чем у преподавателей, не занимающихся инновационной деятельностью.

Для обеих групп преподавателей наибольшее значение имеют помехи, связанные с доминированием негативных эмоций и нежеланием сближаться с людьми.

Преподаватели высшей школы, занимающиеся инновационной деятельностью, оценивают атмосферу в коллективе как высокопродуктивную, с высокой степенью сотрудничества, взаимоподдержки, увлеченную, занимательную, успешную, но считают, что группа обладает враждебностью, несогласием, неудовлетворенностью.

По результатам факторного анализа эффективность конструктивного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами, как вербальная и невербальная креативность, общий и невербальный интеллект, рефлексия, интериоризация и интраадап-тация.

Эффективность организационного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами, как интернальность, мотивация достижения успеха, интраадаптация, эмоциональное выгорание, тип поведенческой активности, способность к энергетической регенерации, интериоризация, рефлексия.

Эффективность коммуникативного компонента инновационной деятельности определяется такими качествами, как низкая социальная фрустрированность, снижение нежелания сближаться с людьми, дружелюбие и теплота в коллективе, увлеченность и успешность коллектива, тип эмоционального реагирования, снижение неадекватного проявления эмоций и доминирования негативных эмоций, согласие, удовлетворенность, сотрудничество в коллективе, способность к энергетической регенерации, интраадаптация, интериоризация и рефлексия.

В каждом из трех компонентов личности (конструктивном, организаторском, коммуникативном) представлены три звена инновационной деятельности (мотивационно-оценочное, исполнительское, контрольно-оценочное) преподавателя высшей школы, которые включают в себя способности, определяющие успех на определенном этапе деятельности.

Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.

ІШ)

Литература

1. Долгова В.И. Инновационная культура и педагогический менеджмент / В.И. Долгова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ; АТОКСО, 2008. - 318 с.

2. Есарева3.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева. - Л.: Ленинградский университет, 1993. - 111 с.

3. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /

Н.В. Кузьмина. - М.: Слово, 1990. - 145 с.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. проф. Г.С. Ники-

форова, М.А. Дмитриевой, В.М.Снеткова. - СПб.: Речь, 2001. - 345 с.

5. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. - М., 2005. - 124 с.

6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

References

1. Dolgova V.I. Innovative culture and pedagogical management. - Chelyabinsk: CHGPU; ATOKSO, 2008. -318 p.

2. Esareva Z.F. Pecularities of activity of the higher school teachers/ Z.F. Esareva. - L.: Leningrad university, 1993. - 111 p.

3. Kuzmina N.V. Professionalism of the person of the teacher and the master of inservice training / N.V. Kuzmina. -M.: Slovo, 1990. - 145 p.

4. The Practical work on psychology of management and professional activity/under the editorship of the prof.

G.S. Nikiforov, M.A. Dmitrieva, V.M. Snetkov. - SPb.: Rech. 2001. - 345 p.

5. Basic directions of a policy of the Russian Federation in the field of development of innovative system for the period to 2010. - M., 2005. - 124 p.

6. Shadrikov V.D. Psychology of activity and ability of the person: the manual. - Pub. 2, revised. - M.: Logos, 1996. - 320 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.